Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Темы по самообразованию для логопедов дошкольных учреждений. План по самообразованию учителя-логопеда

Темы по самообразованию для логопедов дошкольных учреждений. План по самообразованию учителя-логопеда

План самообразования учителя-логопеда Типсиной Н.М. на 2014-2015 учебный год

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель : повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планирование работы по использованию игровых технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
  4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. Октябрь.
2. Изучить и проанализировать:
ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155
Октябрь.
3. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу В течение учебного года.
4. Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для детей и родителей подготовительной группы.
Сентябрь
Октябрь.
5. Работа по плану проекта
— Творческая мастерская: «Мастерим своими руками»
— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)
— Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»
— Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)
— Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?»
— Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда»
— Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь — Май.
6. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.
В течение учебного года.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь
2. Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск.
Методическая разработка логопедического развлечения.
Тема: Паровозик из «Игро-ленда»
Ноябрь
3. Изготовление папки передвижки для родителей детей
3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика:
«Котик Музик»
Декабрь
4. НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » Декабрь
4. Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. В течение года.
5. Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» Январь
5. Подготовить теоретический материал по теме самообразования. Февраль
6. Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
  • Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС »
  • Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»
Февраль
Март
7. Создание презентации по теме самообразования. Март
8. Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » В течение года
9. Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. В течение года

3. Изучение специальной литературы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение материалов на сайтах:
  • Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  • Журнал «Логопед»
  • Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
В течение года
2.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение опыта работы учителя-логопеда
Матыкиной И.А.

Павлова Елена
План работы по самообразованию учителя-логопеда

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Обоснование выбранной темы :

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации . У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы .

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цели : Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с применением нетрадиционных методов

Задачи :

1. Изучить литературу по теме самообразования .

2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

3. по изучаемой теме на учебный год.

Планируемая работа на учебный год

Изучение новинок логопедической литературы

Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных методов в ДОУ

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном детстве.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования .

Подготовить буклет по теме : «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

-Подготовить фотоматериал : «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»

Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду.

Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе .

Подготовить материал к проведению мастер-класса для учителей -логопедов района по теме : «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе »

-Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников.

-Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях

Систематизировать практический материал по данной проблеме.

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района : тема «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе »

Информационные ресурсы :

1. Журнал «Логопед» . №3 -8, 2006г.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить . Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ» , 1998

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону : «Феникс» , 2001

5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону : Изд. РГПУ, 1997

6. Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

7. Цвыктарный В. В Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород : Флокс, 1995

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

город Канаш

Документация

по самообразованию

учителя-логопеда

Петровой Веры Дмитриевны

Изучение литературы по теме

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки

Ткаченко Т.А.

Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013.

В книге представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий.

Н.В.Соловьёва

Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие проанализировать звуковой состав слова и состав предложения.

Н.Н.Сазонова

Е.В.Куцина

Н.Г.Хрушкова

Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.

Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.

Дурова Н.В., Невская Л.Н.

Комплект из 4-х книг:

Поиграем в слова.

От слова – к звуку.

От звука - к букве.

Читаем сами.

– М.: Школа-Пресс, 1998.

Комплект из 4-х книг помогает познакомить детей с тем, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, учит различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, проводить звуковой анализ слов. Знакомит детей с гласными буквами и правилами их написания. Всё это имеет большое значение для последующего обучения чтению и грамотному письму.

Бондарева Л.Ю.

Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008.

В.В.Баронова

Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

// Логопед в детском саду. 2012, №3.

Кудрова Т.И.

Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54.

Карельская Е.

Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1.

Смолянская В.С.

Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010.

Костылева Н.Ю.

Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников.

Практическая реализация темы по самообразованию

Форма

(открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.)

Тема

Уровень

(ДОУ, городской, районный, краевой)

Дата

Консультация для педагогов

Тема: «

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Консультация для родителей

Тема: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Методическая разработка

Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте.

Выставка

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Выступление на педсовете

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.

3. Разработать перспективный план работы с детьми.

4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5. Разработать конспекты занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности), планы индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

6. Организовать проведение фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) и индивидуальных занятий с детьми по развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

7. Провести консультацию для родителей на тему «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

8. Провести консультацию для педагогов на тему « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

9. Провести консультацию для воспитателей на тему «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

10. Изготовить дидактические игры и пособия по обучению детей грамоте.

11. Подготовить методическую разработку

12. Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

13. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе).

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на начало учебного года.

Разработка перспективного плана работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Проведение индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Консультация для педагогов.

Тема: « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

Консультация для воспитателей.

Тема:«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Подготовить методическую разработку «Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте».

Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, планов индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Изготовление дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Консультация для родителей:

«Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Тема: «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники».

Актуальность темы

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютора. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико- грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.

У детей с ОНР мы видим множество проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи.

Употребление нелитературных слов и предложений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулирлвать громкость голоса и темпа речи и.т. д.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать оразличных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР - очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов .

Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается наладить контакт с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приемов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными образами, с сильными ощущениями. Приемы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по - разному: сенсорно- графические схемы, предметно -схематические модели, блоками - квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель - применение приемов мнемотехники при развитии связной речи у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

Задачи :

Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.

Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

Учить расширять высказывания описательного характера.

Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

Развивать логику;

Развивать образное мышление;

Уметь связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Развивать смекалку, тренировать внимание;

Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.

Разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления дошкольников.

Источники самообразования - СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно - популярная), Интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

Индивидуальная - через индивидуальный план;

Групповая - через участие в деятельности районного методобъединения воспитателей, а так же через участие в жизни ДОУ и через сетевое взаимодействие с логопедами посредством Интернета.

1. Изучение научно - профессиональной и учебно - методической литературы.

Что изучить

Литература(Интернет- ресурсы)

Сроки

Разработка календарно- тематических планов по логопедии и рабочих программ

Филичева Т.Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР., журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду»

Сентябрь 2014

Разработка конспектов занятий по связной речи

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета, кн. Чохонилидзе Т. А. «Учимся составлять рассказ», «Развитие связной речи у 6 летних детей» Гомзяк О.С.

В течение года

Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для детей с применением мнемотехники

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета

В течение года

Пути преодоления ОНР у дошкольников

«Преодоление ОНР у детей дошкольников под редакцией Волович

В течение года

Как знакомить детей с художественной литературой

«Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» Бобкова Т. И., Красносельская В. Б.

В течение года

2.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

3. Участие в системе методической работы.

№ п.п.

Мероприятия

Сроки

Проведение открытых занятий в рамках работы

В течение года

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения по логопедии на специальных порталах Интернета

В течение года

Ведение мониторинга уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР

Сентябрь

Проведение мероприятий. Мастер- классов для воспитателей ДОУ по применению мнемотехники:

Семинар - практикум «Моделирование связной речи у детей с ОНР приемами мнемотехники (мнемодорожки при заучивании стихов).

Семинар - практикум «Составление рассказа по картинке» (с применением мнемотаблиц).

В течение года

Утверждаю заведующая

МКДОУ «Детский сад »№1 «Солнышко»

Попова И.В.___________

План по самообразованию

учителя - логопеда Мухамадеевой Г.Г.

на 2014- 2015 г.г.

МКДОУ «Детский сад» № 1 «Солнышко»».

Добро пожаловать!

Вы зашли на страничку

учителя-логопеда МКДОУ «Терновский детский сад №1»

Иконниковой Любови Михайловны.

Визитная карточка.

Иконникова Любовь Михайловна 08.06.1977г.р.

1994 г. - окончила Русановскую среднюю школу №1 .

1998 г. - окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности « Педагогика и методика начального образования», квалификация учитель начальных классов.

1996-1998гг. - прошла подготовку по специальностям психолог в детских учреждениях, педагог-социолог на отделении платных образовательных услуг Борисоглебского государственного педагогического института.

1998-2000 гг. - учитель начальных классов в Козловской оош.

С 1998г.- член Профсоюза работников образования и науки.

С 2000 г. - учитель-логопед МДОУ « Терновский детский сад № 1».

2000-2001 гг. - прошла подготовку по специальности учитель-логопед на отделении платных образовательных услуг Борисоглебского государственного педагогического института.

2007 г. - присвоена первая квалификационной категория по должности учитель - логопед.

С 2008-2014гг.- председатель первичной профсоюзной организации ДОУ.

С 2009 г.- секретарь Управляющего Совета ДОУ.

2012 г. - присвоена первая квалификационная категория по должности учитель-логопед.

С 2013г. - администратор официального сайта МКОУ "Терновский детский сад № 1".

Победитель районного конкурса "Лидер первичной профсоюзной организации-2011".

Победитель в номинации «Лучшее знание Устава Профсоюза» в областном конкурсе «Лидер первичной профсоюзной организации-2011».

Победитель районного конкурса "Педагог года- 2014" в номинации "Воспитатель».

Участник V областного профессионального конкурса " Воспитатель года -2014".

С 2014г. - член профессионального экспертного сообщества дошкольных образовательных организаций - площадок по введению ФГОС ДО.

Повышение профессиональной квалификации.

2010г. - курс повышения квалификации «Инновационные обучающие программы на основе технологии « БОС - Здоровье» для системы дошкольного и общего образования в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической связи».

2013г.- ГБОУ ДПО (ПК) Воронежский области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Логопедия».

2013г.- курс обучения по теме: « Основные направления работы председателя первичной профсоюзной организации Общероссийского Профсоюза образования»Учебно-методическом центре Воронежского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

2014 г.- обучение в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования « Учебный центр «Методист» по теме: « ФГОС дошкольного образования. Структура, содержание и условия реализации образовательной программы дошкольного образования».

2014 г.- обучение в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по профессиональной образовательной программе «Система государственного управления в дошкольной образовательной организации: теория и практика».

Темы работы по самообразованию:

Игры в логопедической работе с детьми.

Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми.

Цели работы по самообразованию: Развитие у ребенка интереса к логопедическим занятиям, посредством игр. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта. Создание ощущения радости на пути продвижения от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.

Практическое применение Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе дошкольников.

Принцип работы: Совершенствование не только разных сторон и качеств речи, но и параллельная коррекция, и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно- логическое мышление, творческое воображение, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Стиль работы: Постоянный поиск и создание новых логопедических игр, способствующих делать занятия для детей интересными, эмоционально - окрашенными, развивающими и познавательными.

Мои педагогические правила:

- подходи к любой работе творчески, привноси даже в рядовые занятия что-то инновационное;
- детям должно быть интересно, комфортно и весело;
- вокруг тебя должно быть всё красиво, эстетично и современно;
- будь интересна людям, которые тебя окружают;
- будь нужной людям.

Мой девиз : "Когда заниматься интересно- занимается легко, заниматься хочется!"

Моя формула успеха:

Ребенок + любовь + творчество = Успех

Эссе "Занимаемся, играя".

Раздумья на тему «Я - педагог» - это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность для себя, значимость для других людей. Моё дело в жизни - это быть учителем-логопедом. В моём случае - профессия выбрала меня. От учителя начальных классов до учителя-логопеда. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.

Моё педагогическое кредо - помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Я вижу в глазах ребёнка живой интерес, узнать нечто новое, пока не изведанное. Главное - чтобы этот интерес не угасал.

По моему мнению, самое важное и интересное занятие в жизни - вести ребёнка уверенно за руку по ступенькам его развития. «Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. «Сопровождение - это помощь ребенку в ситуации развития (Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова)».

В логопедической работе с детьми я широко использую игру,как эффективный метод работы по исправлению речевых нарушений.

В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребенка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую «Играем, двигаемся - развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров - массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Особое значение придаю логопедической и фонетической ритмике как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Многолетний опыт использования, богатый арсенал игр и игровых упражнений: фонетический логотренинг, фонопедические и дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, релаксация. Главное свойство этих методов - развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь девизом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада».

Оптимизм, терпение и целеустремлённость - эти три качества помогают мне в познании профессии «Учитель-логопед». В детстве мечтала стать врачом, но разве логопед не помогает выздороветь ребёнку. Моя работа позволяет ощущать себя волшебником - дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление». Самые запоминающие моменты в моей деятельности - это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Результат любой ценой, любыми, в том числе детскими сверх-усилиями, мне не нужен. Для меня ценно, что дети стайкой слетаются ко мне, завидев меня на пороге, просят поиграть в созданные мной игры ещё и ещё.

Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь ступенькой в их жизненном пути.

Речевое развитие ребенка.


Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно - это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник - это уже серьезная причина для беспокойства. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу?

В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

От 1,5 до 3 мес. - «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

От 3 до 6 мес. - так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.

От 6 до 9 мес. - «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

От 9 мес. до 1 года - первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. - первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!


С 1 года 9 мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап - первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Если к 4 годам он не произносит 2- 3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Что могло стать причиной нарушения речи?


Причин много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей - алкоголь и наркотики.

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь.

В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы.

А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону - за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка - движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

Что же можно посоветовать?


Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи.

Еще один очень важный момент - стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза. В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное - руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Факторы успешного речевого развития.

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2. Создавать условия для общения с другими детьми.

3. Речь взрослого - пример для подражания.

4. Развивать мелкую моторику рук, это ведет к развитию речи ребенка.

5. Совместные игры взрослого и ребенка.

6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

7. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".

8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

9. Рассказывание стихов руками.

Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи .