Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Реферат: Формирование двигательных навыков и умений у детей дошкольного возраста. Физическая культура студента

Реферат: Формирование двигательных навыков и умений у детей дошкольного возраста. Физическая культура студента

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной ступени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные части, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Ознакомление, первоначальное разучивание движения

Краткая характеристика этапа: замедленное выполнение; нестабиль­ный итог; невысокая устойчивость, непрочное запоминание; осознан­ный контроль действий

Формирование двигательного умения, углубленное, детализированное разучивание

Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия

Формирование двигательного навыка. Достижение двигательного мастерства

Краткая характеристика этапа, высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательно­го действия

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательно­го действия отдельные его операции становятся все более привычны­ми, осваиваются и постепенно автоматизируются его координацион­ные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык – такая степень владения техникой дейст­вия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков в жизни человека. Он говорил, что если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось бы бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только на­выком, освободив ум и волю для новых работ и свершений.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание дви­жения. Цель: обучить основам техники двигательного действия, до­биться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого тре­буется решить следующие задачи:

Создать общее представление о двигательном действии;

Научить частям (элементам) техники этого действия;

Сформировать общий ритм двигательного акта;

Предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения – только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстра­ции разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация на­глядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать дви­жения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания не­целесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учеб­но-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в заня­тиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, фор­мирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения тех­ники на основе разучиваемого двигательного действия, сформирован­ного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

Углубленно понять закономерности движений действия;

Уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивиду­альными особенностями обучаемого;

Усовершенствовать ритм выполнения движения;

Создать предпосылки для вариативного выполнения этого дейст­вия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых авто­матически. С увеличением автоматизации движений растет число по­вторений упражнения.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимаю­щийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения дви­гательным действием в разнообразных условиях его применения, не­обходимо применять методы как для закрепления разучиваемого уп­ражнения, так и для его возможного варьирования.

Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высо­коквалифицированных спортсменов, так как изменение уровня разви­тия физических качеств требует коррекции содержания самого движе­ния не только по форме, но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа:

Закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увели­чиваются требования к результату без нарушения техники двига­тельного действия;

Избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий резуль­тат в двигательном действии;

Совершенствовать технику двигательного действия в нестандарт­ных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном со­стоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряжен­ности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

Облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными спо­собами его выполнения, когда применяются варианты этого дви­жения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима само­стоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физичес­ких качеств.

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной ступени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные части, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

1-й этап Ознакомление, первоначальное разучивание движения . Краткая характеристика этапа: замедленное выполнение; нестабиль­ный итог; невысокая устойчивость, непрочное запоминание; осознан­ный контроль действий

2-й этап Формирование двигательного умения, углубленное, детализированное разучивание . Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия

3-й этап Формирование двигательного навыка. Достижение двигательного мастерства . Краткая характеристика этапа, высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательно­го действия

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание дви­жения. Цель: обучить основам техники двигательного действия, до­биться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого тре­буется решить следующие задачи:

Создать общее представление о двигательном действии;

Научить частям (элементам) техники этого действия;

Сформировать общий ритм двигательного акта;

Предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, фор­мирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения тех­ники на основе разучиваемого двигательного действия, сформирован­ного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

Углубленно понять закономерности движений действия;

Уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивиду­альными особенностями обучаемого;

Усовершенствовать ритм выполнения движения;

Создать предпосылки для вариативного выполнения этого дейст­вия.

Техника уточняется в процессе многократных

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

Задачи третьего этапа:

Закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увели­чиваются требования к результату без нарушения техники двига­тельного действия;

Избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий резуль­тат в двигательном действии;

Совершенствовать технику двигательного действия в нестандарт­ных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном со­стоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряжен­ности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

Облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными спо­собами его выполнения, когда применяются варианты этого дви­жения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Основные факторы, определяющие содержание ППФП

К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студен­тов, принято относить формы труда специалистов данного профиля, условия и ха­рактер их труда, режим труда и отдыха, особенности изменений работоспособности в процессе труда.

- Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умствен­ного труда в профессии людей физического труда при постоянном повышении доли последнего. К таким видам деятельности можно смело отнести труд геологов в пе­риод полевых работ, космонавтов в полете, хирургов при длительных операциях, труд представителей военных специальностей (танкистов, моряков, десантников). В то же время разделение труда на умственный и физический весьма условно и тре­бует как бы «адресного» применения средств ППФП на основе данных изучения конкретной трудовой деятельности.

- Условия труда – это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы. Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного располо­жения рабочего места и т.д.), а также – защиту работника от этих факторов, в том числе – рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда.

- Характер труда – необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии. Следует знать, что «внутри» любой профессии имеются различные физические и психиче­ские нагрузки, поэтому необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки. Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются: направленное применений средств физической культуры и спорта в ре­жиме труда и отдыха; специальные знания по применению физических упражне­ний с целью профилактики профессиональных заболеваний.

- Правильный режим труда и отдыха – создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работаю­щих. Это понятие включает: рациональное время начала и окончания труда; правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики; график сменности работы; рациональный график очередных отпусков; применение средств физической культуры в свободное время.

- Динамика работоспособности в процессе труда определяется «кривой» работоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть колебания работоспособности в течение суток, недели, месяца и т.д. Планируя применение ППФП, следует учесть наличие трех фаз изменения ра­ботоспособности – врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, на­конец, снижения работоспособности.

Билет №15

Основные понятия системы физического воспитания

Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим заня­тиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенство­вания человека играет система физической культуры. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное сложноорганизованное образование динамического характера. Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической куль­туры можно выделить составные части (элементы) и их определенные вза­имосвязи, взаимоотношения (структуру).

Ядром системы физической культуры является непосредственная дея­тельность по использованию физической культуры по государственной и общественно-самодеятельной линии.

Необходимо отметить, что каждая составная часть системы физичес­кой культуры тоже своего рода система, только более мелкая, подчинен­ная, и называется подсистемой. Иначе говоря, все элементы системы могут выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться как одна система. В частности, можно говорить о системе управления физической культурой на федеральном и муниципаль­ном уровнях, системе научно-методического обеспечения, системе физ­культурно-оздоровительной и спортивно-рекреационной работы среди на­селения, системе подготовки спортсменов и т.д.

С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-экономичес­кой модели общественного развития, существенные изменения претерпе­ла и система физической культуры.

Разработка и обоснование новых концептуальных основ развития фи­зической культуры потребовали коренного пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая концентриро­ванно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к тру­ду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смешение цели физической культуры в сторону при­оритета психофизического развития личности, формирования ее физи­ческой культуры.

Стратегической целью системы физической культуры является форми­рование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным са­моопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.

Развитие силы

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способ­ность человека преодолевать внешнее сопро­тивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжении.

Развитие силы сопровождается утолщением и ростом мышеч­ных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно из­менять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся ат­летической гимнастикой. Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движений.

Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Сила измеряется с помощью динамометров.

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели.

Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с при­менением предельных или околопредельных отягощений (90 % от ре­кордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5–6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4–8 мин (до восстановления). Этот метод ис­пользуется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося и связан с воспитанием «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нерв­ных процессов.

Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматрива­ет упражнения с отягощением, составляющим 30–70 % рекордного, ко­торые выполняются сериями по 4–12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3–6 подходов. Отдых между сериями 2–4 мин (до неполного восстанов­ления). Этот метод чаще исполь­зуется с целью наращивания мышечной массы. Оптималь­ным весом отягощения для раз­вития мышечной массы будет тот, который студент может под­нять (отжаться, подтянуться), выполнив 7–13 движений за один подход.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30 % ре­кордного). Упражнения выпол­няются сериями по 15–25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3–6 подходов, отдых между ними 2–4 мин. С помощью этого метода преимущественно раз­виваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлети­ческих метаниях, в беге на короткие дистанции.

Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП

Индивидуальные особенности будущих специалистов . Выпускникам полезно знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе. Необходимо также учитывать возраст и его психофизические реакции на труд. Считается, что наиболее продук­тивным возрастом для трудовой деятельности является возраст от 20 до 40 лет. В этот период наблюдается наименьшая утомляемость и быстрое восстановление после нагру­зок, наблюдаемые по многим показателям (например, время реакции). Однако при соответствующей тренировке эти показатели могут сохраняться и даже улучшаться и в более позднем возрасте.

Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов , такие как Крайний Север и Юг, степная и болотистая местности, замкнутые пространства, центр и периферия, безусловно, вносят свои особенности в ППФП. Направленность ППФП в связи с условиями предстоящей работы должна обеспечи­вать специальную подготовленность к труду, неспецифическую адаптацию к силь­нодействующим раздражителям, таким как жара, холод, горная гипоксия, устойчи­вость к влиянию радиации, инфекций. В этом направлении используются как кон­кретные виды спорта, так и отдельные упражнения, направленно формирующие не­обходимые знания, умения, навыки, специальные качества.

Основная особенность обучения в процессе физического воспитания заключается в том, что оно направлено на овладение двигательными умениями, навыками и специальными знаниями. Обучение движениям обусловлено закономерностями образования двигательных умений и навыков.

Выполнять двигательные действия можно лишь при наличии двигательных умений и двигательных навыков.

Двигательное умение – приобретенная на основе знаний и опыта способность неавтоматизированно управлять движениями в процессе двигательной деяйтельности.

В процессе физического воспитания приобретаются двигательные умения двух разновидностей:

а). умение осуществлять целостную двигательную деятельность;

б). умение выполнять отдельные движения различной сложности.

Многократное стереотипное повторение двигательного действия приводит к образованию навыка.

Двигательный навык – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном акте.

Автоматизация – это главная черта навыка. Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность. Одним из показателей стабилизации двигательного навыка является возможность многократно повторять заученное действие, не снижать качества выполнения. Стабильность двигательного навыка неотделима от вариативности двигательного действия. По мере упрочения навыка появляется возможность строить различные варианты двигательного акта, сохраняя основу его техники.

Вариативность двигательного действия связана с возникновением нового умения высшего порядка – умения применять приобретенный навык в целостной деятельности, умения выбирать для каждого случая наилучшие варианты осуществления действий.

Процесс обучения отдельному двигательному действию имеет следующие этапы.

1. Ознакомление и первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте в общих чертах.

Непосредственная цель на этом этапе – обучающийся должен освоить основу техники нового действия.

На первом этапе обучения ставятся следующие задачи:

а). сформировать целостное представление о двигательном акте, основанное на понимании его сути;

б). пополнить двигательный опыт занимающихся теми элементами, которые нужны для освоения нового действия;

в). добиться выполнения действия целиком;

г). устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.

Начальным моментом изучения действия является предварительное ознакомление с ним.

Наглядность обучения при первоначальном овладении действием обеспечивается образными объяснениями, выразительным показом, использованием различных зрительных ориентиров, звуковых сигналов, приемов, основанных на двигательных ощущениях, подсказом ощущений, которые должны возникнуть у обучающихся при правильном выполнении движений.

Доступность задания на этом этапе определяется

а). богатством двигательного опыта учеников;

б). сложностью структуры изучаемого действия;

в). соответствием структуры действия физическим возможностям обучающих.

Систематичность на этом этапе характеризуется необходимостью определения оптимального количества повторений задания и величины интервалов между ними. Обучающиеся должны иметь возможность выполнить задание несколько раз подряд (2-4 раза) с такими интервалами, которые позволяли бы достаточно хорошо воспринимать замечания преподавателя, осмысливать исполнение, а также восстанавливать необходимые для этого силы.

2. Углубленное детализированное разучивание движений.

Цель этого обучения – довести первоначальное «грубое» умение до точного, отработанного в деталях. На этом этапе необходимо настолько уточнить движения, чтобы умение в дальнейшем перешло в навык владения совершенным действием (углубленно осваиваются и уточняются ее детали).

Задачи на втором этапе обучения состоят в том, чтобы

а). углубить понимание закономерностей изучаемых движений;

б). добиться освоения и уточнения деталей техники изучаемого действия;

в). добиться четкого, свободного и слитного выполнения двигательного действия в целом.

На этом этапе возрастает сознательность и активность обучающихся. Весьма большое значение приобретают методы «срочной информации» (звуковая сигнализация при ходьбе).

Уточнению движений способствует идеомоторная тренировка, сочетающаяся с практическим выполнением упражнений.

Наглядность характеризуется подбором таких методов, которые детализируют воспринятые роли образа, а с другой стороны – конкретизируют углубляемые общие понятия. Помимо непосредственной демонстрации действия и отдельных сторон его на этом этапе применяются киноматериалы, схемы, графики, объемные муляжи и др.

Доступность и индивидуализация при углубленном разучивании обеспечиваются, в первую очередь, преемственностью задания и введением дополнительных упражнений. Освоение деталей здесь целесообразно вести на фоне целого. Внимание при этом конкретизируется в последовательности от важных деталей к второстепенным, от крупных к мелким.

Реализация принципа систематичности характеризуется тем, что количество постепенно увеличивается. На данном этапе следует избегать утомления, которое может явиться причиной расстройства движений.

Углубленное разучивание может идти с большими интервалами между занятиями, что позволяет включать в учебный процесс новый материал.

3. Достижение двигательного мастерства, формирование двигательного навыка.

Цель на заключительном этапе обучения – перевести приобретенное умение в навык, а также выработать дополнительные умения и навыки, применяя их в различных условиях.

На данном этапе двигательный навык имеет две стадии развития:

    стадия упрочения навыка в основном варианте действия;

    стадия формирования умений и навыков в дополнительных вариантах действия.

Задачи на этой ступени обучения:

а). закрепить освоенную технику двигательного действия;

б). довести до необходимой степени совершенства индивидуальные особенности техники;

в). обеспечить целесообразное применение усвоенного действия в различных внешних условиях и в соединениях с другими действиями;

г). обеспечить совершенное владение двигательным действием при максимальных физических усилиях.

Реализуя принцип сознательности и активности, занимающиеся должны хорошо осознавать свои индивидуальные особенности, чтобы творчески приспособить к ним технику движений.

На первый план выдвигается разбор элементов техники, путем их совершенствования, самостоятельная работа над источниками. Наглядность обучения сводится к минимуму дополнительных средств. Это не относится однако, к работе по овладению вариантами техники. Что касается принципа систематичности, то закрепление и совершенствование двигательного навыка осуществляется в условиях целостного воспроизведения действия.

Обосновывая доступность и индивидуализацию, важно иметь в виду, что у каждого человека есть свой предел возможностей решать двигательные задачи той или иной сложности.

Система чередования нагрузок и отдыха зависит от степени совершенства двигательного навыка.

Для предупреждения утомления при закреплении навыка наиболее эффективны серии частых занятий с небольшими нагрузками после чего дается длительный отдых.

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.

Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при которой, повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ

РАЗУЧИВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

Краткая характеристика этапа: замедленное выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость, непрочное запоминание; осознанный контроль действий

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ. УГЛУБЛЕННОЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗУЧИВАНИЕ

Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный, итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА. ДОСТИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Краткая характеристика этапа: высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия

Рис. 1. Общая структура обучения двигательному действию

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков в жизни человека. Он говорил, что если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось бы бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и свершений.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель - обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме.

Для этого требуется решить следующие задачи:

Создать общее представление о двигательном действии;

Научить частям (элементам) техники этого действия;

Сформировать общий ритм двигательного акта;

Предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения - только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

* углубленно понять закономерности движений действия;

* уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

* усовершенствовать ритм выполнения движения;

Создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества исполнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.

Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели - добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.

Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа:

Закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;

Избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;

Совершенствовать техникудвигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

Облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.). Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима, самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физических качеств.

Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на занятиях по физической культуре частота сердечных сокращений (ЧСС) при средней нагрузке 130-150 уд/мин. При оздоровительных нагрузках ЧСС может колебаться от 120-170 уд/мин. На спортивной тренировке при значительных нагрузках он может достигать 180-200уд/мин и выше. Если после нагрузок пульс не приходит в норму в течение 40-50 мин., это свидетельствует о большом утомлении в связи с недостаточностью физической подготовленности или отклонениями в состоянии здоровья, а также переутомлением в течение дня. ЧСС является показателем интенсивности и насыщенности тренировочного или оздоровительного занятия.

Для определения оптимального темпа по частоте сердечных сокращений (ЧСС) пользуются формулой: 200 минус возраст +/-10%. Оздоровительный бег производится при показателях пульса, равного 120-140 уд/мин. Для 20-летней девушки максимальное ЧСС – 200 уд/мин, соответственно оптимальный пульс при занятиях аэробикой составит 140-160 уд/мин. Ученые научно-исследовательского института ФК пришли к выводу, что недельный двигательный объем у студентов должен составлять 10-14 часов при показателях ЧСС – 165 уд/мин.

При дозировании нагрузок крайне важно учитывать состояние организма, возраст, пол, уровень физической подготовленности, объективные и субъективные показатели.

5 Осо6енности организации и планирования спортивной подготовки в условиях вуза. Методические основы построения тренировочного занятия, особенности проведения его составных частей. Объем и интенсивность тренировочных занятий. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсменов

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учётом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трёх отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определённое содержание и целевую направленность занятий.

Физическое воспитание и спортивная работа со студентами проводится по следующим формам:

    1.Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия. Физкультпаузы проводятся по 8-10 минут. Физические упражнения выполняют функцию активного отдыха.

    2.Организованные занятия студентов в спортивных секциях, в группах общей физической подготовки, аэробики, шейпинга под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия строятся:

    На основании полной добровольности и инициативы;

    По заданию преподавателя (д\з).

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия проводятся в выходные дни в течение учебного года и в каникулы. Входят спортивные вечера, спартакиады, кроссы, праздники физической культуры и спорта, походы.

5. Занятия в спортивно-оздоровительных лагерях в период зимних и летних каникул, обеспечивающий закаливающий и развивающий эффект. В лагере реализуются формы физической активности: утренняя гимнастика, обучение плаванию, туристические походы.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач, физическое воспитание призвано повысить двигательную активность студентов, улучшить ПП готовность, продолжить формирование ЗУНов, проведение самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает возможность специализироваться в избранном виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта, называют спортивной тренировкой. Спортивная тренировка вместе со спортивной ориентацией и отбором, теоретическими занятиями спортсменов, восстановительными мероприятиями и т.п. составляют то, что принято называть спортивной подготовкой.

В спортивной тренировке условно выделяют отдельные ее стороны: техническую, физическую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную подготовки.

Большое значение в спортивной тренировке имеет методическое содержание процесса. В спортивной тренировки под термином метод, следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. В процессе тренировки используют 2 группы методов:

1. общепедагогические, включают словесные и наглядные методы;

2. практические, включает игровой, соревновательный, строгого регламентирования.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса соревнования проводятся в усложненных или облегченных условиях.

Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.

Важная черта соревнования – сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата.

Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создает высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию.

За организацию соревнований и спортивно-массовых мероприятий отвечает вузовский спортивный клуб.

НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ. У студентов, занимающихся физической культурой и спортом, перед занятиями (а у спортсменов иногда и за несколько часов до соревнований) наблюдается изменение функций внутренних органов и систем - так называемое предстартовое и стартовое состояние организма. Эти изме­нения являются результатом условнорефлекторной дея­тельности организма и могут иметь качественно различные выражения. Предстартовое состояние обычно сопровождается по­вышением возбудимости нервной системы (повышением эмоционального тонуса), усилением деятельности системы кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения, об­мена веществ. Если эти изменения умеренные, не превыша­ют оптимальных границ, они благоприятны, так как обес­печивают подготовку двигательного аппарата, внутренних органов и систем к предстоящей мышечной деятельности. Иногда обстановка учебного занятия (особенно если предстоят контрольные испытания, зачеты) или соревнова­ния могут оказаться очень сильным раздражителем, что может вместо оптимального возбуждения нервной системы вызвать у студентов (если они физически и морально недостаточно подготовлены) чрезмерное повышение возбу­димости - «стартовую лихорадку». «Стартовая лихорад­ка» приводит в конечном итоге к развитию тормозных процессов в центральной нервной системе, к угнетению функции органов и систем, к снижению спортивно-техниче­ских результатов. Такое предстартовое и стартовое состоя­ние, так же как и состояние пониженной возбудимости нервной системы (стартовая апатия, безразличие), следует рассматривать как неблагоприятное явление. Стартовое состояние можно регулировать разминкой. Физиологическое воздействие разминки на организм уни­версально - ее можно в равной степени применять и в целях снижения чрезмерного возбуждения, и в целях повы­шения возбудимости центральной нервной системы. При длительном выполнении напряженной мышечной работы постепенно исчерпывается запас энергетических ресурсов, в крови накапливаются продукты обмена ве­ществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к наруше­нию нормального взаимоотношения процессов возбужде­ния и торможения. Эти изменения сопровождаются субъ­ективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность орга­низма понижается, наступает состояние утомле­ния.

Если дать организму отдохнуть, переключить на другую деятельность, организм освобождается от продук­тов распада, восстанавливает свои энергетические ресур­сы, признаки утомления исчезают, организм вновь рабо­тоспособен. Степень утомления, а следовательно, восстано­вительный период (т. е. время, необходимое для отдыха) зависит от состояния здоровья и физической подготовлен­ности студентов, объема, интенсивности и продолжитель­ности выполненной работы, условий окружающей среды (санитарно-гигиенических условий, метеорологических факторов). При прочих равных условиях большое влияние на физическую работоспособность оказывает морально-волевая подготовленность, эмоциональный тонус студента. Целеустремленность, воля к победе, чувство долга вызыва­ют положительные эмоции, они прибавляют силы, отдаля­ют время наступления утомления, и наоборот, отсутствие воли, боязнь предстоящей работы, борьбы, подавленность, низкое моральное состояние, отрицательные эмоции уско­ряют наступление утомления, усиливают субъективное ощущение усталости. После всякой работы, вызвавшей снижение работоспо­собности и утомление, необходим отдых, восстановление сил. Отдых может быть активным (переключение на другой вид деятельности с вовлечением в работу других, ранее не работавших мышц) и пассивным (когда организму предоставляется мышечный покой). Сон и правильный режим питания очень важны для полноценного отдыха. Частая повторная физическая работа при отсутствии отдыха, на фоне недостаточного сна, нерегулярного и не­сбалансированного питания, а также при отклонениях в состоянии здоровья может привести к хроническому утомлению и переутомлению. Явления утомления могут нарастать постепенно, незаметно: нарушается сон, ухуд­шается аппетит, затем появляется ощущение усталости, нежелание заниматься, усиливается потоотделение, сни­жается вес, появляются другие нарушения. В спорте такое хроническое переутомление, обусловленное перераздражением и переутомлением ЦНС, в сочетании с нарушениями принципов и режима тренировочного процесса носит на­звание перетренировки . Систематический врачебно-педагогический контроль и самоконтроль позволяют своевременно обнаружить начальные признаки хрониче­ского переутомления (перетренировки) и принять необхо­димые меры профилактики. Состояние перетренировки требует специального лечения. Если физкультурник или спортсмен недостаточно тре­нирован и, несмотря на это, пытается выполнить физиче­скую работу, по мощности не адекватную состоянию трени­рованности, то через некоторое время после начала работы он ощущает скованность в ногах, стеснение в груди, тя­жесть, головокружение, удушье, у него появляется жела­ние прекратить физическую работу. Кульминация ука­занных ощущений называется «мертвой точкой». Это одна из форм утомления. Она возникает главным образом вследствие того, что на фоне недостаточной тренированно­сти при выполнении неадекватной работы деятельность всех органов и систем мало согласована, не наступила еще координация между движениями (их объемом, интенсив­ностью), кровообращением, дыханием, обменом веществ. Пульс и дыхание резко учащаются, повышается давление крови, нарушается четкость и последовательность, ритмич­ность движений. Если усилием воли удается «потерпеть», продолжая работу, превозмочь возникающие тяжелые ощущения, то вскоре наступает облегчение дыхания, стес­нение в груди, боли и непреодолимое желание бросить работу уступают место ощущению улучшения общего са­мочувствия. Это состояние называется «вторым дыхани­ем». Оно наступает к тому моменту, когда в результате сознательного регулирования дыхания (удлинение и уси­ление выдоха) у спортсмена в коре головного мозга уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, когда в связи с увеличившейся артерио-венозной разницей и интенсивным потоотделением из организма активно уда­ляются продукты обмена веществ. Предварительная разминка, состояние хорошей трени­рованности (состояние спортивной формы), постепенное увеличение мощности работы отдаляют во времени на­ступление «мертвой точки», или во всяком случае значи­тельно ослабляют неблагоприятные ощущения, облегчают наступление «второго дыхания». Иногда физкультурникам и спортсменам со слабой морально-волевой и психологиче­ской подготовкой не удается преодолеть «мертвую точку», у них не наступает «второе дыхание», наблюдается уча­щенное, поверхностное и прерывистое дыхание, частый пульс слабого наполнения, побледнение (иногда посине­ние) кожных покровов губ, ногтей, шум в ушах. В таком случае лучше прекратить физическую работу, так как может наступить обморок. При занятиях физической культурой и спортом у неко­торых лиц при грубых нарушениях методических и санитарно-гигиенических правил могут возникнуть те или иные болезненные состояния.

Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.

На первом этапе — первоначального обучения движению — ста-вятся следующие задачи :

1) ознакомить детей с новыми движениями;

2) создать целостное представление о всем двигательном акте;

3) начать его разучивать, выполняя в общих чертах.

Для осуществления поставленных задач следует обеспечить ре-бенку всестороннее восприятие задания, оказать воздействие на все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, ак-тивизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом.

Методика обучения.

Исходя из этих задач, педагог пользуется совокупностью различных приемов примерно в такой последова-тельности:

1. Правильный, безукоризненно четкий показ образца. Он вы-полняется педагогом в надлежащем темпе, от начала до конца, что дает возможность детям воспринять целостный образ движения в его динамике.

2. Расчлененный показ двигательного действия в более медлен-ном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. Например, воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, еще раз: я под-нимаю палку вверх и смотрю на нее, потом опускаю ее на согнутое колено левой ноги и говорю: „На колено", носок у меня оттянут вниз; снова поднимаю палку вверх, а теперь опускаю со словом вниз"».

При таком расчлененном показе никогда не следует поль зоваться счетом (раз, два, три и т.д.): счет не помогает сознанию и не создает необходимой предварительной ориентировки у ребенка; в то же время слова, воздействуя на сознание детей вызывают ори-ентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз) и дают представление о движении частей соб-ственного тела (поднять руки, опустить на согнутое колено и др.).

3. После этого дети самостоятельно воспроизводят действие, слу-шая указания педагога, т. е. проверяют практически сложившийся у них образ движения, а педагог следит за тем, как дети поняли задание.

Все эти приемы должны обеспечивать образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному за-поминанию ребенком всей последовательности двигательных эле-ментов, составляющих данное движение, объединению их в целост-ный, двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. Одна-ко, если при этом появляется какое-либо несоответствие движений детей заданию, они уточняются путем разъяснения или показа пе-дагога.

Указанные приемы применяются, начиная со средней группы. Что касается двух младших групп дошкольного учреждения, то в обучении детей этого возраста преимущественно используются иг-ровые приемы или показ образца с одновременным объяснением педагога и одновременным включением в такие же действия детей («Делай как я»).

Это своеобразие методики обучения определяется недостаточной сосредоточенностью внимания маленьких детей, от-сутствием необходимой выдержки для предварительного наблюде-ния (в силу возрастных особенностей нервной системы), удовлетво-рением детей от самого процесса подражания конкретному образцу движения, совершающегося перед их глазами. Безусловно, подража-ние возможно только тому образу, который знаком и доступен детям («Прыгай мягко на носках, как зайчик»; «Взмахни руками вверх, как птичка крылышками» и др.).

Начальная фаза овладения движением является наиболее труд-ной в формировании двигательного навыка у детей. Поэтому чем конкретнее двигательная задача, которая ставится перед ребенком, тем она доступнее ему.

Учитывая данное положение, при первых попытках выполнения движения ребенку предъявляются минимальные требования, ограничейные рамками действия, которые должны помочь ему овладеть основой структуры движения, то есть выполнить его в самых общих чертах. После того как дети овладеют структурой нового движения в общих чертах, на что обычно требуется несколько повторений, возникает необходимость в правильном овладении всеми компонен-тами движения и в дальнейшем его совершенствовании.

Длительные перерывы отрицательно отражаются на процессе обу-чения дошкольников в начале разучивания двигательных действий. Поэтому разучивание сложных по технике основных движений (ме-тание, прыжки) рационально планировать на 3-4 занятия подряд, с постепенным усложнением разучиваемых двигательных действий.

На данной стадии обучения частота повторений движения в за-нятии должна быть максимально допустимой (не менее 8-12 раз), поскольку для формирования нового навыка (установление новых "нервных связей) требуются более частые подкрепления. Впоследст-вии, когда эти связи приобретут необходимую прочность, частоту повторений постепенно снижают до 5-6 раз.

Формирование несложных двигательных действий (общеразви-вающие упражнения, простейшие прыжки, ходьба по ограниченной опоре) происходит у детей 5-7 лет очень- быстро, после 4-6 повто-рений. Однако у младших дошкольников (3-4 года) вновь образо-ванные движения непрочны, быстро забываются, и на последующих занятиях приходится опять напоминать о способе их выполнения. Старшие дошкольники запоминают движения лучше, и при повтор-ном выполнении через некоторое время достаточно напоминания, после которого дети правильно выполняют движение.

В начале обучения движение осваивается детьми быстрее, если оно выполняется не в полную силу.

На втором этапе — углубленного разучивания движении — за-дачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигатель-ного действия в целом. Учитывая механизм образования условных рефлексов, педагогу необходимо восстановить в сознании и мышеч-ном ощущении последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений.

На втором этапе обучения двигательному действию, как уже ука-зывалось выше, в процессе сознательного повторения движения по-степенно развивается в коре больших полушарий мозга дифференци-ровочное торможение, повышается роль второй сигнальной системы.

Благодаря указаниям педагога, носящим характер тормозного раздра-жителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормажива-ются, отпадают. Закрепляются только те движения, которые соответ-ствуют действительному показу или подкрепляются словом педагога. Учитывая физиологический механизм про-цесса постепенного усвоения ребенком разучиваемого движения, пе-дагог отбирает соответствующие методические приемы.

В ходе обучения он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их: «Хорошо стоите, спина прямая, руки у всех отведены назад» или, наоборот, привлекает внимание к ошибкам: «Не сгибайте колени, когда отпускаете палку на пол». Чтобы лучше видеть выполнение движений каждым ребен-ком, педагог может подходить к отдельным детям и словом и мягким исправлением позы ребенка помогать каждому индивидуально. Дру-гие дети тоже слушают указания педагога и видят практически, к чему надо стремиться.

Учитывая, что на втором этапе обучения двигательные действия детям знакомы, педагог при выборе приемов должен принимать во внимание степень их сложности. Так, выполнение простых по со-держанию и структуре движений, которые легко объяснить, целесо-образно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь нагляд-ным показом. Если движение более сложное, целесообразно исполь-зовать показ движения с пояснением.

Продолжительность фазы уточнения зависит от сложности дви-жения, уровня двигательной подготовленности детей, их эмоцио-нальной настройки.

Часто причиной растянутости фазы уточнения может быть стой-кая защитная реакция у детей, связанная со страхом, например, при выполнении упражнений в равновесии (ходьба по гимнастической скамейке), лазании по гимнастической стенке, прыжках в высоту с разбега. Преодоление отрицательных эмоций ускоряет формирование двигательного навыка. На протяжении фазы уточнения изучаемое движение доводится до желаемой четкости, но образовавшийся дина-мический стереотип корковой деятельности еще недостаточно закреп-лен. В результате двигательный навык неустойчив и может быть рас-строен под влиянием различных факторов (изменение условий вы-полнения движения, повышение эмоционального состояния и др.).

Одной из основных причин расстройства двигательного навыка в данной фазе является длительный перерыв между занятиями, во время которого недостаточно закрепленный в коре динамический стереотип угасает. Поэтому основные движения (прыжки, метание, лазание), ранее разученные с детьми и имеющие для них определен-ную сложность, следует периодически повторять на занятиях по физической культуре. Повторение указанных движений планируется в пределах 1-1,5 недель. Периодическое выполнение движений с некоторым усложнением или изменением установки на предстоящее двигательное действие способствует предупреждению угасания сформированных навыков в данных движениях.

На этом этапе обучения возникает необходимость показа и объ-яснения двигательных действий. В старших возрастных группах к показу следует привлекать детей, хорошо выполняющих разучивае-мое движение. Это активизирует процесс обучения, и дошкольники, неуверенно выполняющие движение, на примере своих сверстников убеждаются в возможности хорошо овладеть им.

На третьем этапе обучения задачей является закрепление и совершенствование приобретенной техники двигательного действия, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможностей применения его в играх и в жизни. Это закрепление заключается в том, что зрительный контроль сме-няется двигательным и вся система движений автоматизируется.

На третьем этапе обучения ребенок созна-тельно воспринимает задание, целенаправленно действует, но спо-соб выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание его сосредоточивается главным образом на качестве.

В таких случаях ребенок бывает готов к самостоятельному ис-пользованию данного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка. Однако, если на третьем этапе педагог обнаруживает у детей неточности движений, он может исправлять их любым приемом, отвечающим данной задаче (показ, объяснение, указания и т. п.).

Воспроизведение правильно разученного двигательного действия детьми на третьем этапе является результатом их усилий за все предыдущее время. Движения детей отличаются четкостью, уверен-ностью, эмоциональностью, поэтому педагог в большинстве случаев ограничивается лишь словесным заданием, используя для этого на-звание упражнения. У детей по одному только названию знакомого им действия в сознании и представлении возникает его последова-тельность, и они выполняют его быстро и четко.

Обучение движениям следует доводить до определенно выражен-ного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся, во-первых, результаты двигательных действий (перепрыг-нул, попал в цель) и, во-вторых, словесная оценка воспитателя (хо-рошо, правильно, плохо, неправильно).

Если движение не разучено на занятии, не следует повторять его в игровой обстановке, так как в игре дети спешат выполнить дви-жение, забывая о технике, и в результате выполняют его неправиль-но. Выполнение недостаточно освоенных движений в ограниченные промежутки времени (как этого требует игровая ситуация) значи-тельно ухудшается, поскольку при максимальной скорости затруд-нены сенсорные коррекции по ходу выполнения двигательного дей-ствия. Таким образом, непрочный навык может быть расстроен. Особенно это относится к технически сложным для дошкольников движениям (метание, лазании, прыжки).

Подвижные игры широко используются для совершенствования основных движений дошкольников во всех возрастных группах.

В таких движениях, как ходьба, бег, некоторые виды прыжков и метаний, следует формировать прочные двигательные навыки, стре-миться к автоматизму в их выполнении детьми. К этой группе можно отнести жизненно необходимые навыки: ходьбу на лыжах, плавание, езду на велосипеде, которые могут пригодиться человеку в жизни. И хотя детали их в дальнейшем забываются, основа движения остает-ся, а навык при некотором количестве повторений вновь восстанав-ливается.

Большинство двигательных навыков, формируемых в дошколь-ном периоде жизни ребенка, в школьные годы несколько пере-страиваются и изменяются под воздействием более высокого уров-ня развития физических качеств, а также изменения пропорций тела. Поэтому целесообразное педагогическое воздействие на раз-витие двигательной функции дошкольника должно предполагать формирование пластичных и вариативных навыков в разнообраз-ных движениях, поддающихся в перспективе совершенствованию под влиянием возросших потенциальных возможностей организма ребенка.

Таким образом, формирование у детей правильных двигательных навыков происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трех основных этапов обучения.

Двигательные навыки могут находиться во взаимодействии. Приобретенный уже навык по механизму переноса может помочь об-разованию нового умения или навыка. Перенос заключается в применении способов или приемов к новым объектам, процессам (ка-тание на фигурных коньках — катание на роликовых коньках).

Необходимым условием переноса навыка является сходство эле-ментов выполнения того и другого действия, сходство их структур, осознание общих принципов выполнения. Поэтому при планирова-нии последовательности обучения движениям необходимо предус-матривать возможность положительного переноса умений и навыков с предыдущих на последующие. При этом обязательным условием должно быть сходство главных фаз двигательных актов. Указанный перенос определяется как положительный.

В тех случаях, когда сходство навыков характерно для начальных фаз, но имеется различие между последующими, и особенно глав-ными, может возникнуть отрицательное взаимодействие — отрица-тельный перенос, не способствующий овладению двигательным дей-ствием. Поэтому при планировании двигательного материала необ-ходимо исключить одновременное формирование противоположных навыков.

На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказывать влияние врожденные автоматизмы. Так, положительное влияние на овладение навыком будет оказывать врожденная пере-крестная координация движений ног, представляющая собой естест-венную основу таких действий, как ходьба, бег и т. п. Эти благоприят-ные предпосылки, обеспечиваемые унаследованными координациями, следует учитывать при определении последовательности обучения.

Формирование умений и навыков в процессе обучения различ-ным видам движений осуществляется в неразрывном единстве с развитием и совершенствованием двигательных способностей.

Двигательные способности дошкольников

Формирование человека на всех этапах его эволюции происхо-дило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Движения, выполняемые человеком, можно условно разделить на произвольные и непроизвольные. Первые выполняются под контро-лем сознания, и к ним относят все виды физических упражнений, управление вторыми осуществляется на уровне подсознания. Про-извольные движения имеют врожденную рефлекторную основу.

К числу врожденных двигательных рефлексов относят рефлексы позы, равновесия, сгибательный, отталкивания и т.д. Целенаправ-ленное выполнение физических упражнений связано с постоянной коррекцией врожденных двигательных рефлексов. Произвольные и непроизвольные движения входят составной частью в самые разные способности, которые без точных и тонких движений не могут су-ществовать и развиваться. Формирование двигательных способно-стей дошкольников происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.