Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Организация логопедической работы в условиях реализации фгос. Логопедическая работа в начальной школе в условиях фгос

Организация логопедической работы в условиях реализации фгос. Логопедическая работа в начальной школе в условиях фгос

Учитель-логопед, корригируя нарушения речи ребенка, вселяет в него уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, раздвигает рамки общения - как в среде сверстников, так и со взрослыми - ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Большое внимание в новом стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. Виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Деятельность логопедической службы нашей школы направлены на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы в школе была своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала обучающимися младших классов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,ставящий главной целью развитие личности учащегося. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают следующие цели и задачи коррекционно-логопедической работы: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основными задачами логопедической работы являются следующие: расширение объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода. Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушения речи. Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  1. Единство диагностики и коррекции предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношение первичных и вторичных симптомов. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств. Для реализации этих задач была проведена работа по комплектованию речевых групп по логопедическим заключениям; составлено расписание занятий с учетом основного расписания школы; составлены рабочие программы по коррекции речевых недостатков для каждой группы и индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
  2. Деятельностный принцип коррекции. Для ребенка в процессе логопедической работы модулируются различные ситуации речевого общения, с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой, учебной. На занятиях использовались приемы проблемного обучения, с помощью которого дети учились сами искать ответы на вопросы и выполняли задания. Широко применялись различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления.
  3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу учитывалась этиология и механизм речевого нарушения, структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, своеобразие каждой личности. Задача логопеда: создать учебную ситуацию, которая позволит реализовать личные качества детей, способности и умения. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройке деятельности функциональных систем использовался метод обходного пути, т.е. формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
  4. 4. Комплексность методов психологического воздействия. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных её звеньев. Устранение речевых нарушений носит комплексный медико-педагогический характер. Система логопедической работы использует дифференцированный подход, многообразные методы, приемы и средства (практические, наглядные и словесные) для воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
  5. Активное привлечение родителей и социального окруженияк работе с ребенком-логопатом для закрепления правильных речевых навыков. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только на занятиях, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. С этой целью проводились консультирование педагогов, родителей, собрания. Родители первоклассников присутствуют и участвуют в логопедических занятиях.

Зачисление на занятия и выпуск обучающихся производились в течение учебного года. Количество обучающихся с речевыми нарушениями неуклонно повышается, что связано с ухудшением экологии, ослабленным здоровьем детей, хроническими заболеваниями родителей и др. В связи с этим диагностическое направление работы включало обследование речи школьников в начале и в конце учебного года, а также в течение года по запросам родителей и педагогов. С введением инклюзивного образования в общеобразовательную школу стали поступать дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), коррекция которых требует более длительного времени. Ранее эти дети направлялись в специальную речевую школу, где они получали логопедическую помощь на протяжении всех лет обучения.

Вывод:необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями.

Обозначенные в рамках новых стандартах цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ НА уч.г. ОНР 52 % ФФНР 24 % ТНР 18 % нарушение слуха 3 % ФНР 3 %


ФГОС * указывает на необходимость создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с различными индивидуальными и психологическими особенностями; * внедрение в практику дошкольных организаций инклюзивного обучения детей с ОВЗ вместе с их нормально развивающимися сверстниками.


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ организация процесса обучения, при которой все дети, имеющие те или иные особенности в развитии (физические, психические, интеллектуальные и т.д.), включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе с их здоровыми сверстниками в тех же общеобразовательных учреждениях общего типа, которые учитывают их образовательные потребности и оказывают своим ученикам специальную поддержку.


ДЕТИ С ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов программы ДОУ вне специально созданных условий воспитания и обучения. ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА» - это дети с минимальными и парциальными нарушениями, занимающие промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием.





ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА» с минимальным нарушением слуха; с минимальным нарушением зрения (в том числе с косоглазием и амблиопией); с нарушениями речи (дислалия, ст.ф.дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия;полтерн, тахилалия, брадилалия) педагогически запущенные дети; с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);


Дети-носители негативных психических состояний (утомляемость, тревожность) соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие дети, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией); дети с психопатоподобными формами поведения (истероидность, психастения и т.д.); дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания); дети с неврозами; дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, аутизм, эпилепсия); дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы; дети с минимальной мозговой дисфункцией.


ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА дети с фонетическим нарушением речи (дислалия, ст.ф.дизартрии); дети с фонетико-фонематическим нарушением речи (дислалия, ст.ф.дизартрии); дети с общим недоразвитием речи (моторная алалия, дизартрия); дети с ОНР при задержке психического развития;





ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Группа комбинированной направленности (совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ); Дополнительные структурные подразделения (центр игровой поддержки развития, консультативный пункт, лекотека, служба ранней помощи, группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»), деятельность которых направлена на оказание образовательных услуг семьям детей с ОВЗ в возрасте от 2 мес. до 7 лет.


АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Вначале учебного года проводится диагностическая работа по выявлению детей с ОВЗ и детей «группы риска» (педагогами и специалистами ДОУ). Проведение заседания ПМПк (консилиума) ДОУ, где принимается решение о направлении детей с проблемами в развитии на ПМПК (комиссию). По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий. На основании рекомендаций ПМПК специалистами ПМПк образовательной организации разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты и (или) адаптированные образовательные программы. Реализация специалистами и педагогами образовательной организации индивидуальных маршрутов и (или) адаптированных программ.





ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова; подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи; подгрупповые занятия с детьми по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.














РОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ эффективность коррекционной работы с детьми; снижение процента возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста; снижение процента возникновения вторичных речевых нарушений у школьников.




Совершенствование системы мониторинга; -построение учебных программ; -умелый подбор и применение технологий обучения; -организация предметно-развивающей среды; использование различных форм деятельности; -тесное сотрудничество педагогов с родителями; -повышение профессиональных компетенций педагогов; -координация работы всех специалистов ДОУ

ГБДОУ детский сад № 33 Приморского района

Санкт-Петербурга

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО.

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы.

Поскольку успех коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения, то несомненно первое - это совершенствование системы мониторинга . Поскольку глубокое, всестороннее изучение ребёнка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы, то для выявления динамики развития ребёнка первостепенное значение имеет система мониторинга. Она должна отвечать основному требованию: решать задачи проведения углублённого исследования всех компонентов устной речи. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то обследованию подлежат и зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Для этого необходимо использование в педагогической практике различных современных диагностических методик обследования детей, в том числе нейропсихологических, таких как Лопатиной Л.В., Волковой Г.А., Ткаченко Т.А., Цветковой Л.С., Ковшикова В.А., Фотековой Т.А., Марковской И.Ф.и др. С помощью диагностики можно проводить динамическое изучение ребёнка в процессе образовательно-коррекционной деятельности (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка - актуальном и потенциальном, т.е. о зонах ближайшего развития). Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребёнка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить (тормозящее или стимулирующее) влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребёнка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его индивидуального образовательного маршрута (по потребности); оптимизации работы с группой детей;

Учебный процесс в логопедической группе строится в соответствии с учебным планом и санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда. Большую роль играет подбор <<Программ …>>, в том числе коррекционных. Коррекционно-образовательный процесс выстраивается на педагогически обоснованном выборе учебных программ. Образовательная программа ДОУ разрабатывается им самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также специальных (коррекционных программ) таких, как например: Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. Под редакцией профессора Л.В Лопатиной. СПб, 2014. Или Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.Отбор программ преследует цель - сформировать оптимальную модель коррекционно-развивающего обучения . Правильное выстраивание коррекционной работы позволить получить высокую положительную динамику развития ребёнка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

(Распределение занятий должно быть составлено в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13от 30.07.2013). Определён максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ.

Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ОП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей)0

На протяжении всего учебного года прослеживается интеграция содержания части, формируемой участниками образовательных отношений с тематикой логопедической работы. При организации образовательной деятельности учитывается требование СанПиНа к учебной нагрузке на детей. Поэтому большинство тем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми в режимные моменты. Другая часть включена в план рабочей программы как непосредственно образовательная деятельность.

В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей,

Знание и умелое применение различных технологий в обучении , воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Выбор педагогических технологий определяется теми задачами, которые необходимо решить на данном этапе. Использование методов, направленных не только на коррекцию речевых нарушений, но и на психофизическое развитие дошкольников. Это использование не только традиционных, но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения, коррекционные, информационные, познавательно-иссследовательские, личностно-ориентированные, эффективной коммуникации;

Идёт постоянный поиск педагогических технологий. Таких технологий, которые бы увеличивали активные действия ребёнка, практические и речевые, чтобы условия были максимально приближены к естественным. К таким относятся технологии интегрированного обучения. Отслеживание динамики позволяет определить и исключить факторы, тормозящие нормальный ход речевого развития и шире использовать те технологии, которые способствуют не только конкретно речевому развитию, но и активизации речи, познавательного интереса, мотивации, так как дети с ТНР, как правило, малоактивны в общении Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей детей создаёт условия для свободного общения, что в итоге, при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Совершенствование системы работы учителя-логопеда - это и использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательной процессе. Это и непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия, участие в совместной деятельности в режимных моментах и др. Допускается использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Благодаря систематическому использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения, включение детей в разные проблемные ситуации, решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе: психологические, гигиенические, эстетические.

Коррекционно-логопедический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, формированию школьно-значимых функций. Этому способствует организация предметно-развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном, физкультурном залах и т.д.

Подбор оборудования, материалов, методических пособий, игр, игрушек производится с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, логопедического кабинета и участка на улице обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Группа имеет ограждённый прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. В помещении логопедической группы имеются развивающие центры, которые оснащены всем необходимым для реализации поставленных педагогических целей и задач. Оборудование кабинета учителя-логопеда соответствует росту и возрасту детей. В нём также представлен материал по всём разделам коррекционно-образовательной деятельности, представлены развивающие центры, имеющие необходимое оснащение. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды , соответствующей возрасту ребёнка, способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации, что, в конечном итоге

Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей . И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Постоянно идёт поиск новых форм вовлечения родителей детей в образовательно-коррекционный процесс. Несмотря на широкое использование электронных образовательных ресурсов (создание групп в социальных сетях, сайта группы, детского сада), которые позволяют в режиме он-лайн давать консультации родителям, не отменяются очные еженедельные консультации родителям, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. так как нет ничего ценнее воздействия живого слова. На сайте группы или детского сада, где есть страница учителя-логопеда, родителям выкладывается определенный пакет документов: график работы учителя-логопеда, перспективное планирование, распределение рабочего времени, план работы с родителями, информируют о той работе, какая проводится с их ребенком на определенном этапе коррекционной работы, помогают вспомнить родителям элементарные азы теории русского языка, чтобы родители могли дома при желании выполнить рекомендованные учителем-логопедом задания по звуковому, слоговому анализу и синтезу слова. А также: родители отсутствующих детей выполняют рекомендованные учителем-логопедом задания, по e.mail присылают на проверку, т.е. происходит дистанционное обучение ребенка. Родителям выкладывается перечень лицензионных сайтов, посетив которые они смогут найти ответы на интересующие их вопросы. Таким образом, идет своеобразное дистанционное обучение участников образовательного процесса.

Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения, умело сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Согласно ФГОС - педагог творец. От него во многом зависит успех реализации задач коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога . Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы: максимально использовать многообразие видов детской деятельности;

Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребёнка. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. Происходит логопедизация всего образовательного процесса благодаря взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и других специалистов ДОУ. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Таким образом, группа воспитанников ДОУ с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, музейную комнату и др. помещения детского сада Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности с медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья..

Комплексное исследование фонда знаний, умений навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы дают возможность выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ТНР. Овладение детьми знаниями, приобретёнными за определённый период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяют увеличить положительную динамику развития речевой системы ребёнка с ТНР.

Литература:

1.Федеральный закон № 273 << Об образовании в Российской федерации>>, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика.- июль 2008.
  2. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. //Научно-методический журнал<<Логопед>>.-2009.-№3.
  3. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения/авт.-сост. В.В.Докутович, Л.Е.Кыласова.-Волгоград: Учитель,2013.
  4. Лопатина Л.В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. СПб, 2014.
  5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.