Мониторинг по физической воспитанию в детском саду. Мониторинг состояния здоровья воспитанников доу
РАБОТА по теме: « Мониторинг состояния здоровья детей в ДОУ»
Выполнила: Анкудимова Ирина Алексеевна, учитель физической культуры
Введение……………………………………………………………………. | ||
Анализ литературных источников по проблеме исследования. Вы можете получить доступ к статье в любое время, на любом устройстве, с вашего веб-сайта или из мобильного приложения. Рекомендации от врача. . Детская эндокринология - это мост между педиатрией и эндокринологией, имеющий несколько проблем, характерных для этой категории. В свою очередь, аусология занимается исключительно расстройствами роста - преимущественно с дефицитом роста. У некоторых детей могут быть гормональные расстройства - дефицит гормона роста или щитовидная железа, избыточный кортизол и т.д. поэтому любой ребенок с низкой высотой должен быть надлежащим образом исследован и как причины низкой идиопатической высоты исключены - например, семья, плохое питание, рахит, гиппокамп, другие хронические заболевания - начато тщательное исследование - первая рентгенография, гормональное тестирование, и так далее. | ||
1.1 Периодизация детей дошкольного возраста………………. | ||
1.2 Значение и задачи физического воспитания в дошкольном возрасте…………………………………………………………… | ||
1.3 Формы организации физического воспитания дошкольников……………………………………………………. Родители должны следить за ростом и весом своих детей. Скорость 4-5 см в год и 2-3 кг считается нормальной, даже если ребенок моложе коллег того же возраста. Необходимо иметь в виду увеличение прыжков детей в высоту с застоем или наоборот, сохранение спящих часов - с 00 до утра - наблюдение за диетой и спортом. Лечение состоит из ежедневных инъекций с устройствами с или без иглы под строгим контролем эндокринолога. Побочных реакций очень мало - в результате исследований - только у детей, у которых уже было еще недиагностированное заболевание. Однако родители будут хорошо подготовлены и проинформированы о возможных побочных эффектах. | ||
1.4 Характеристика показателей здоровья детей дошкольного возраста…………………………………………………………… | ||
Задачи и методы исследования, организация эксперимента….. Другой категорией детей, не растущих по гормональным причинам, являются дети с дефицитом щитовидной железы или избыточными гормонами коры надпочечников. Характерной чертой клинической картины является то, что эти дети малы и жирны. Последующие исследования диагностируют причину и указывают, что лечение, которое правильно применяется, приводит к улучшению роста. Мы в значительной степени раскрыли основные причины ауксиологических расстройств. Сообщение, чтобы забрать домой: Ребенок, который не растет не менее 4 см в год, должен видеть эндокринолог! Он назначит соответствующее лечение и будет следить за дальнейшим развитием ребенка. | ||
2.1 Задачи эксперимента………………………………………… | ||
2.2 Методы эксперимента………………………………………. | ||
2.3 Организация эксперимента………………………………….. | ||
Анализ результатов исследования………………………………. | ||
Заключение………………………………………………………………….. | ||
Список использованной литературы………………………………………. | ||
Приложения…………………………………………………………………. |
Введение
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".
Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива. Дважды в год проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников. Анализируется состояние здоровья детей.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых закладывается в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течение года более 4 раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих учеников 85-90% отстают не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья.
Цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. В дошкольных учреждениях, несмотря на фундаментальные научные разработки и практические рекомендации, отмечается низкий двигательный режим. В силу этого у детей нарушается баланс в образовательной деятельности, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета.
Предмет исследования – показатели здоровья дошкольников.
Объект исследования – МДОУ №100 г.Дзержинска.
Цель исследования – изучить теоретические основы показателей здоровья детей дошкольного возраста, провести мониторинг показателей здоровья в МДОУ и выработать рекомендации по повышению эффективности работы в этом направлении.
Задачи исследования:
изучить периодизацию детей дошкольного возраста;
выявить значение и задачи физического воспитания в дошкольном возрасте;
представить наиболее общие формы организации физического воспитания дошкольников;
дать характеристику показателей здоровья детей дошкольного возраста;
провести мониторинг в ДОУ и проанализировать его результаты.
Методы исследования:
1) теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2) эмпирические методы: наблюдение за детьми; метод индивидуальной беседы;
3) диагностические методы;
3) аналитические методы: абстрактный и конкретный анализ.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как Т.В. Комардина, С.Г. Кудрявцев, И.М.Купцов, Е.Г. Леви-Гориневская, И.Н.Тимошина и др.
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования
1.1 Периодизация детей дошкольного возраста
В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др. Представим несколько классификаций периодизации детей дошкольного возраста.
Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество - эмоциональное общение; ранний возраст - предметная; дошкольный возраст - игра) (таблица 1.1). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.
Таблица 1.1
Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону
Стадия | Психосоциальное развитие | Сильная сторона личности |
Младенчество (0-1 год) | Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности (доверие - недоверие) | |
Раннее детство (1-3 года) | Самостоятельность против чувства вины и страха порицания (автономия - стыд, сомнение) | Сила воли |
Возраст игры (3-6 лет) | Личная инициатива против чувства вины и страха порицания (инициативность - чувство вины) | Целенаправленность |
Младший школьный возраст (6- 1 2 лет) | Предприимчивость против чувства неполноценности (трудолюбие - чувство неполноценности) | Компетентность |
По мнению Д.Б.Эльконина «ведущая деятельность этого периода – ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Дошкольный возраст занимает важное место в психическом и социальном развитии ребенка.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности:
Cенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),
Операциональная (от 2 до 7),
Стадия конкретных операций (с 7 до 11),
Стадия формальных операций (с 12 до 15) 1 .
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:
Таблица 1.2
Периодизация возраста по В.Квинн
Младенческий возраст | от рождения до 3 лет |
Раннее детство | от 3 до 6 лет |
от 6 до 12 лет |
|
Подростковый (юношеский) | от 12 до 18 лет |
Молодость | от 18 до 40 лет |
от 40 до 65 лет |
|
Пожилой возраст |
Из этой периодизации нас интересует только один период – раннее детство – от 3 до 6 лет.
Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.-1 год - I группа раннего возраста;
1-2 года - II группа раннего возраста;
2-3 года - I младшая;
3-4 года - II младшая;
4-5 лет - средняя;
5-6 лет - старшая;
6-7 лет - подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов 1 .
Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7лет) можно выделить:
позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза);
позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция рефлексии.
Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции .
1.2 Значение и задачи физического воспитания в дошкольном возрасте
Е.Г. Леви-Гориневская справедливо отмечала, что «…каждая мать старается создавать для своего ребенка лучшие условия, обеспечить ему хорошее питание, уберечь от заболеваний. Очень важно, чтобы у родителей было ясное представление о том, что именно нужно для правильного развития ребенка того или иного возраста. Наряду с созданием благоприятных условий жизни большое внимание надо уделять и повышению сопротивляемости организма ребенка, его способности быстро, без вреда для здоровья, применяться к изменениям привычных условий. Значительную роль при этом играет использование в целях закаливания естественных сил природы: воздуха, воды, солнечных лучей» 1 .
Таким образом, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детских учебно-воспитательных учреждениях (детский сад, школа).
Кандидат педагогических наук, доцент белорусского государственного университета им.М.Танка В.Шебеко предлагает конкретизировать задачи физического воспитания для каждого конкретного периода развития дошкольников 1 .
Для 3-го года жизни основная задача физического воспитании - освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений - ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.
Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.
Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания - освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию; направление, скорость и темп движений, Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).
На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого - формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.
В первую группу входят характерные для новорожденного импульсивные движения. Они вызваны импульсами, поступающими к мышцам от нервной системы, не связаны с внешними раздражителями и не имеют определенной цели.
К другому типу относятся рефлекторные движения. Их характерная особенность: на действие внешнего раздражителя организм отвечает строго определенным двигательным актом. Под воздействием раздражителя автоматически осуществляется не зависящая от сознания двигательная программа.
Третью группу составляют интенсивные движения - цепь рефлекторных двигательных актов (сосательный инстинкт).
К четвертому типу относятся движения простые, сознательные и автоматические. Их отличие от других типов в том, что ими управляет кора головного мозга. Именно поэтому этот тип движений тесно связан с обучением (Н.А. Бернштейн). Сознательные движения оказывают активное воздействие на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина - гормона, тонизирующего все жизненные процессы) и на личность, их выполняющую. Объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, гак называемое физическое Я; регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий; выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат; ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками.
Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей определены многочисленными исследованиями. Более того, выявлены факторы, этому способствующие. Как считают ученые, для каждого двигательного действия важно определить возраст детей, в котором движение усваивается более легко. Если эти сроки пропущены, формирование навыков значительно усложняется. Суть в том, что различные органы и системы организма формируются, созревают и развиваются на протяжении жизни человека неодновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных двигательных функций. В такие периоды детский организм по-разному реагирует на воздействие физических нагрузок (Э.С. Вильчковский, Т.И. Осокина).
В период дошкольного возраста выделяются 3-й, 5-й и 7-й годы жизни. В эти критические периоды происходит не только количественный рост, но и качественная перестройка функций основных энерго-обеспечивающих систем. Факт этот создает предпосылки для целевого воздействия средств физической подготовки, направленных на формирование двигательных навыков (Д.В. Хухлаева, Г.П. Юрко).
Педагогическая деятельность подчиняется следующим задачам: в 3 года детей учат выполнять движения, не предъявляя требований к качественной стороне; в 4-5 лет формируется целенаправленность двигательной активности, умение реализовать ее в интересных и полезных видах деятельности, от «азбуки движений» - к формированию культуры движений; в 6 лет развивается стойкий интерес к двигательной деятельности, в том числе к спортивным видам физических упражнений, и потребность в этой деятельности (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина) 1 .
Любые двигательные навыки статического или динамического характера требуют учета биологических закономерностей двигательного поведения. К их числу ученые относят потребность ребенка в движениях, двигательную активность. Установлено: суточная двигательная активность увеличивается от раннего к дошкольному возрасту и составляет в 3 года - 5,5-6 тыс. шагов, в 4 года - 7,0-9,5, в 5 лет - 8,0-11, в 6 лет- 11,0-13,в7лет- 12,0-15,5 тыс. шагов (М.А. Рунова). Ежеминутно дети совершают в среднем 14-40,а максимально - 70-227 локомоций (Н.Т. Лебедева).
Однако активность тесно связана с образовательно-воспитательной работой дошкольного учреждения, с его состоянием (утомление, фаза двигательного беспокойства, тип нервной системы). Для определения наиболее рациональных методов обучения для каждого воспитанника необходимо знание его типа нервной системы. Суть в том, что проявление основных свойств нервной системы предполагает разные способы адаптации организма к изменяющимся требованиям среды (Г.Г. Попов).
К сожалению, приходится констатировать: в дошкольных учреждениях, несмотря на фундаментальные научные разработки и практические рекомендации, отмечается низкий двигательный режим. В силу этого у детей нарушается баланс в образовательной деятельности, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета.
Интеллектуальный компонент физической культуры определяется содержанием физкультурных знаний дошкольника. И если они усвоены, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой. Иными словами, дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.
1.3 Формы организации физического воспитания дошкольников
Формы и виды организации физического воспитания дошкольников бывают как традиционные (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические паузы, подвижные игры и т.д.) так и нетрадиционные, такие, как ритмическая и корригирующая гимнастика, оздоровительный бег, физкультурные праздники, спартакиады, турниры по хоккею и футболу, походы в лес и т.п.
В каждом ДОУ применяются различные формы организации физического воспитания дошкольников. Так, Л.Волошина указывает: «В игровые физкультурные занятия мы включаем подвижные игры общеразвивающего характера, в том числе с элементами спорта. При этом на каждом занятии детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементарных приемов игры в футбол, настольный теннис, баскетбол, хоккей, а также катания на лыжах и санках. Каждое новое разучиваемое в игровой форме движение базируется на предыдущем двигательном опыте ребенка. С целью создания условий для самостоятельного приобретения необходимых навыков мы включаем в занятия игры на развитие двигательного творчества и психических процессов: «Какого мяча нет?», «Нарисуем пальчиком, какие бывают мячи», «Выложим из городков солнышко с добрыми глазами», «У кого городок?», «Ловкие пальчики» и др.». 1 Конспект одного из занятий приведен в приложении 1.
В течение всего года в дошкольных учреждениях проводятся разнообразные спортивные мероприятия. Приведем пример традиционных форморганизации физического воспитания дошкольников, активно используемых в одном из ДОУ Челябинской области 1 .
Проведение спартакиады
Первый этап - спортивная встреча с выпускниками-первоклассниками.
Второй этап - турниры по футболу и хоккею, соревнования на лыжах.
Третий этап - участие в городских соревнованиях и эстафетах.
Спортивная встреча с выпускниками-первоклассниками.
Осенью из детей старших групп формируется сборная команда, которая и принимает первоклассников. В присутствии болельщиков, детей младших групп и родителей, в торжественной обстановке проводится парад участников, звучит гимн России, поднимается государственный флаг и объявляется порядок проведения соревнований, которые включают бег на 30 м и челночный бег, метание мешочков и веселую эстафету.
Турниры по футболу и хоккею
Футбол и хоккей - самые популярные командно-спортивные игры. Они помогают детям почувствовать себя сильными и смелыми, воспитывают у них выдержку и настойчивость, взаимопонимание и ответственность перед командой, умение считаться с другими, предупреждать травматизм товарищей.
Путь к турнирам начинается беседами с детьми об особенностях игры в команде с целью формирования морально-волевых качеств; со знакомства с правилами игры, обучения безопасным движениям и тренировок два раза в неделю (дети учатся действовать вдвоем, втроем, в команде); игр в футбол и хоккей на прогулке.
Соревнования на лыжах
Зимой летняя беговая дорожка превращается в лыжню, на которой проводятся соревнования, включающие бег на 30 м, спуск со склона, веселые соревнования, в которых принимает участие вся группа.
С наступлением весны детский сад «выходит на финишную прямую» спартакиады - начинается третий этап. Формируется команда, которая защищает честь детского сада на городских соревнованиях.
Трофеи, завоеванные юными спортсменами, хранятся в специальной витрине в фойе детского сада.
1.4 Характеристика показателей здоровья детей дошкольного возраста
Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожденных особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и формируется организм.
Дети дошкольного возраста (3-7 лет) заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.
Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребенок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Этот возрастной период называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза).
Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела -17-18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. К 7 годам у ребенка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.
Прибавка массы тела у детей к 4 годам составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, за пятый год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой - 2,5 кг, за седьмой - около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребенка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.
Средние показатели роста и массы тела у детей дошкольного возраста приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Средние показатели роста и массы тела детей 4-7 лет
Масса тела, кг |
||||
Мальчики | Мальчики | |||
У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.
Вес и форма сердца, расположение его в грудной клетке, строение тканей, ширина просвета сосудов - все это с возрастом ребенка претерпевает значительные изменения. Вес сердца в процессе развития ребенка непрерывно возрастает и к 6-7 годам увеличивается в 5-5,5 раз по сравнению с новорожденным. С возрастом меняется и форма сердца (у новорожденного оно имеет округлую форму), повышается уровень артериального давления.
Таблица 1.2
Максимальное и минимальное артериальное давление у детей разного возраста (по Б. А. Воловику)
Давление (в мм ртутного столба) | ||
Максимальное | ||
Минимальное |
Если у новорожденного количество крови, выбрасываемое сердцем при одном сокращении (ударный объем сердца), составляет 2,5 мл, то у ребенка 7-8 лет ударный объем увеличивается в 9-10 раз.
Таблица 1.3
Показатели веса, роста, пульс, давления
мальчики | |||||||
Вследствие высокой интенсивности обмена пульс у детей намного чаще, чем у взрослых. Он понижается с увеличением возраста ребенка. Частота пульса у годовалого ребенка 120, в 3-4 года - 100-105 сокращений, а в возрасте 7 лет - 90 ударов в минуту. Пульс у детей очень неустойчив, часто аритмичен, что зависит от недостаточной зрелости центральной нервной системы и особенностей нервно-мышечного аппарата сердца. Жизненно важная роль, которую играет сердце в организме, заставляет взрослых заботиться о том, чтобы у детей с раннего возраста сохранять его нормальную функцию. Для этого необходимо предохранять ребенка от психических травм, чрезмерных нагрузок и напряжений, обеспечивая при этом посильную систематическую работу, которая способствует тренировке сердечно-сосудистой системы. Очень важно предохранять детей от инфекционных заболеваний, таких, которые могут вызвать нарушения в сердечной деятельности (грипп, дифтерия, скарлатина и др.).
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.
Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчиваются к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается (окружность головы ребенка к шести годам равна примерно 50 см). Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет, но к шести годам еще не окончено.
Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок.
Например, чтобы вынести пособия и мелкий инвентарь на участок, или перенести пособия в зал, необходимо привлечь одновременно нескольких детей.
Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, горки и т. д.). Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения брюшной полости (печени, почек, селезенки).
Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку).
У детей 5-7 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят.
В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них - это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.
Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.
Измерение окружности груди производится сантиметровой прорезиненной лентой в состоянии спокойного дыхания (паузе, а детей старших возрастов при вдохе и выдохе). Лента накладывается сзади - под углами лопаток, а спереди - на уровне нижнего края сосков.
Помимо антропометрических измерений отмечается тонус мышц, тургор тканей, характер жироотложения и т.д. Определять толщину подкожножирового слоя следует не на одном каком-либо участке, а в различных местах (на груди - между соском и грудиной, на животе - на уровне пупка, на спине - под лопатками, на конечностях - на наружной поверхности бедра и плеча, на лице - в области щек). В зависимости от толщины подкожножирового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира. Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожножирового слоя.
Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания
и разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. У здоровых детей тонус и масса мышц на симметричных местах должны быть одинаковыми.
Эти описательные признаки оцениваются по выраженности как «малая», «средняя», и «большая».
Индивидуальная оценка физического развития базируется на сопоставлении его антропометрических данных с регионарными нормативами, разработанными методом регрессивного анализа. Использование нормативных или дентальных таблиц позволяет дать дифференцированную характеристику физического, развития ребенка и выделить, детей, нуждающихся в постоянном контроле и консультации специалиста.
Отставание в физическом развитии может быть обусловлено рядом причин, которые необходимо выявить врачу дошкольного учреждения. Определенное значение имеет наследственно-конституциональный фактор. Чаще причиной неудовлетворительного физического развития являются хронические инфекции и интоксикаций, в первую очередь ревматизм, тонзиллогенная кардиопатия, хронический пиелонефрит, гипотиреоидный нанизм. О нанизме можно говорить лишь в том случае, если показатель роста более чем на 10% ниже стандарта.
Детальное обследование ребенка позволяет выявить особенности его кожи, лимфатического аппарата, костной системы. У детей дошкольного возраста может быть выявлен сколиоз или воронкообразная грудная клетка. Своевременное обнаружение этой патологии предотвращает развитие инвалидности в будущем. Все дети с подозрением на патологию опорно-двигательного аппарата, должны быть направлены на консультацию к ортопеду, показана корригирующая гимнастика.
Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления 1 .
Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.
Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.
Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на ПС или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Часть вопросов может решаться родительским комитетом ДОУ и профсоюзом учреждения.
В.А.Волкова отмечает, что с целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития в детском саду необходимо организовать диагностику учебно-воспитательного процесса (УВП), в ней учитываются параметры развития детей от 1,5 до 7 лет 1:
состояние физического здоровья;
уровень знаний;
личностный уровень (базисные характеристики личности; игровая деятельность);
поведенческий уровень (культурно-гигиенические навыки, социальное развитие);
уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).
В каждой группе заводится отдельная папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка за 5 лет.
Качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год: на начало года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания УВП; в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика.
Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.
Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности социальных навыков осуществляют старшие воспитатели ДОУ, а проводят диагностику воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Диагностику физического здоровья проводит медицинский персонал и руководитель физического воспитания в ДОУ. Основные методы диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности 1 .
Создание системы мониторинга позволила бы решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.
В ходе мониторинга заполняется паспорт здоровья.
Паспорт здоровья и физического развития.
ФИО ___________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Адрес___________________________________________________________
Цель: обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья, сформировать психологическую готовность к школе, развить восприятие, воображение, художественно-творческую деятельность.
Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей. |
||
Сентябрь | ||
1. Определение уровня привычной двигательной активности (высокая, средняя, низкая) | ||
2. Психофизиологические характеристики (соответствуют или не соответствуют возрасту). | ||
3. Физическое развитие. | ||
4. Уровень двигательных способностей. | ||
5. Состояние здоровья. | ||
6. Клиническое обследование. |
Глава 2. Задачи и методы исследования, организация эксперимента
2.1 Задачи эксперимента
Задачи эксперимента:
отследить динамику состояния здоровья и развития основных произвольных функций детей в процессе оздоровительной работы с ними.
2.2 Методы эксперимента
В рамках проводимого эксперимента каждый ребенок ДОУ проходил через систему медико-педагогического тестирования, носящего название «Диагностический стандарт». Данный вид неинвазивного тестирования позволяет определить показатели состояния здоровья и развития детей (антропометрические данные, уровни развития двигательной функции, уровень развития функции внешнего дыхания, психологический статус, речь) всего 33 параметра. Результаты тестов по «Диагностическому стандарту» (ДС) фиксируются в виде вкладыша в медицинскую карту № 26/У-2000.
Диагностический стандарт позволяет более точно отследить динамику состояния здоровья и развития основных произвольных функций детей в процессе оздоровительной работы с ними. Осуществление диагностики по диагностическому стандарту предполагает использование определенного диагностического оборудования и документации.
2.3 Организация эксперимента
Мониторинг проводился на базе МДОУ №100 г.Дзержинска. Многие годы детский сад проводит большую оздоровительную работу, используя целый ряд специально разработанных оздоровительных программ, в результате реализации которых были получены определенные положительные результаты.
В самом начале экспериментальной работы было создано методическое объединение по оздоровлению детей в ДОУ (МО), включающее целый ряд специалистов: заведующая, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, воспитатель по физической культуре, музыкальные работники. Были определены обязанности каждого сотрудника ДОУ, объем их работы в рамках эксперимента.
Одной из наиболее важных форм работы методического объединения стала организация методических совещаний по самой разнообразной тематике: планирование и анализ оздоровительных занятий, анализ диагностики состояния здоровья и развития, здоровьесберегающая среда, подготовка к оздоровительным мероприятиям и праздникам, знакомство с оздоровительными пособиями, организация совместной оздоровительной работы с родителями, апробация форм работы центра раннего развития и многое другое.
Рис. 2.1 Спортивный праздник «Бегаем по лужам»
Результатом работы МО явилась как регулярная деятельность коллектива ДОУ по оздоровлению детей внутри учреждения, так и целый ряд выездных мероприятий (круглые столы, конференции, выставки, участие в городских Детских играх здоровья – Здравиадах).
В рамках тестирования по диагностическому стандарту 1 раз в квартал проводился мониторинг физического развития детей. Протестировано 50 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Результаты мониторинга фиксировались, обрабатывались и на основе полученных данных разрабатывались рекомендации воспитателям и родителям по совершенствованию тех или иных двигательных качеств ребёнка.
Одним из основных показателей уровня развития детей, на которые удалось позитивно повлиять в процессе оздоровительной работы, оказались показатели развития двигательных качеств. Установлено, что благодаря систематическим занятиям по физическому воспитанию и использованию индивидуальных методик обучения основные показатели физического развития росли. Показатели развития двигательных качеств, выявленных за период с 2008 по 2009год представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели развития двигательных качеств
макс результат – 8см |
||
Прыгучесть | макс результат – 150см |
|
Гибкость | макс результат – 21см |
|
Сила (динамометрия) | макс результат – 15,5 |
|
Выносливость | макс результат – 34раза за 30с |
|
Скорость | макс результат – 5,8сек (30м) |
|
Блок спорт | макс результат – 7,7м |
Следует отметить, что тестирование проходило не только в группах, но и в процессе проведения игровых мероприятий. В частности, дети приняли участи в таких мероприятиях, как: «Спорт для всех», «Детские Игры здоровья» и др. Данное обстоятельство положительно повлияло как на мотивацию здорового поведения у детей, так и на продемонстрированные ими возможности своего организма.
Таблица 2.2
Высшие результаты по итогам мониторинга
Гибкость (см) | ||||
Прыжок в длину с места (см) | ||||
Реакция кисти (см) | ||||
Выносливость (кол. присед. за 30 сек) | ||||
Скорость 30 м (сек) | ||||
Сила (динамометрия, кг) | ||||
Блок спорт (м) |
Проиллюстрируем несколько показателей графически (рис.2.2, 2.3, 2.4).
Рис.2.2 Динамика количеств приседаний
Рис.2.3 Динамика прыжков в длину с места
Рис.2.4 Динамика показателя «сила»
Рис.2.5 Динамика гибкости
Глава 3. Анализ результатов исследования
Проанализируем прирост отдельных физических качеств (данные таблицы 2.1)
Прыгучесть | |
Гибкость | |
Сила (динамометрия) | |
Выносливость | |
Скорость | |
Блок спорт |
При приросте физических качеств от 9 до 10% мы можем сделать вывод, что, хотя в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, то по крайней мере педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка - удовлетворительная. В этом диапазоне находится показатель гибкости, который составляет всего 2% прироста и показатель скорости, который составляет 7,7% прироста. Отсюда вывод: необходимо рекомендовать включить в занятия с детьми упражнения на скорость и упражнения, повышающие гибкость ребенка.
Показатели темпов прироста таких физических качеств, как прыгучесть, выносливость, блок спорт составили от 11 до 15%. Это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка - хорошо.
Темпы прироста 15%, а они выявлены по таким показателям, как реакция, сила говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания, но также об активном использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка - отлично.
Итак, цифровые показатели состояния здоровья, полученные в результате мониторинга, улучшились. В целом с помощью мониторинга состояния здоровья и развития детей МДОУ №100 удалось установить, что в результате проведенной оздоровительной деятельности с использованием курса физкультурных занятий заболеваемость детей с начала года значительно снизилась, а показатели здоровья улучшились.
Заключение
Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. В систему мероприятий, необходимых для правильного физического развития детей, входит организация их жизни в соответствии с требованиями гигиены и борьба с заболеваемостью.
Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.
В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.
Как утверждают некоторые исследователи, в дошкольных учреждениях отмечается низкий двигательный режим. В силу этого у детей нарушается баланс в образовательной деятельности, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета.
Целью проведенного исследования было осуществление мониторинга состояния здоровья физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей.
Следует отметить, что прежде, чем проводить мониторинг, необходимо было иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости. В теоретической части работы представлена характеристика показателей здоровья детей дошкольного возраста, дана периодизация и особенности развития детей в каждом конкретном периоде.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выбранный курс в исследуемом МДОУ, ориентированный на оздоровление детей в детском саду и семье, призван помочь педагогам и родителям в организации оздоровительной работы с детьми по формированию у них мотивации здоровья и умения вести здоровый образ жизни. Программа курса базируется на современных научных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. Значимое место в ней занимает обширный сказочный материал, который отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного развития детей. При реализации главных идей программы основное внимание уделено сохранению естественности психического развития ребенка, построению у него прочного фундамента созидающей и творческой личности.
Курс занятий с детьми составлен и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста: как здоровых, так и соматически ослабленных. В осуществлении программы активное участие принимают не только педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре), медицинские работники и дети, но и родители.
В целом можно сделать заключение о том, что применение курса физического воспитания позволяет существенно улучшить состояние здоровья и развитие детей, а также подготовить их к школьному социуму. Сказанное подтверждают полученные в ходе мониторинга показатели.
Список использованной литературы
Монографии, учебная литература
Периодическая литература
Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ //Управление ДОУ. - 2006. - №3. - С.43-49; 2006. - №4. - С. 31-39. |
|
Волошина Л. Игровые физкультурные занятия //Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.19 |
|
Кудрявцев С.Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2005. - №2. - С.64. |
|
Свитцова Т. Физическое воспитание: формы организации //Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С.23 |
|
Тимошина И.Н., Купцов И.М. Влияние непрерывного физкультурного образования на уровень здоровья учащихся //Физическая культура. – 2006. - №3. – С.25 |
|
Шебеко В. Физическая культура дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.18 |
Электронные ресурсы
Приложение 1
Методика определения темпов прироста физических качеств
Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова:
Где W - темпы прироста физических качеств,
V1 - исходные показатели,
V2 - конечные показатели.
Приложение 2
Упражнения, повышающие скорость и реакцию дошкольника
Конспект занятия по обучению дошкольников элементам настольного тенниса
Вторая младшая группа
Задачи. Познакомить детей с теннисным шариком, его свойствами (прыгает, легкий, ломается, если обращаться неаккуратно), развивать согласованность движений, создавать ситуации, побуждающие проявлять активность в овладении действиями с мячом.
Оборудование. Теннисные мячи по количеству детей, резиновый мяч.
Сказка о самом маленьком мячике. Педагог рассказывает о свойствах теннисного мячика (1 минута).
2. Ползание на четвереньках. «Ребята, исчезли маленькие теннисные мячики, с которыми вы любите играть. Давайте поищем их» (1,5 минуты, темп умеренный).
3. Танец с теннисными мячиками (ОРУ).
«Наши мячики грустные, потому что они долго лежали в коробке и никто с ними не играл. Давайте развеселим их и потанцуем».
«Вот он, мячик». И.п. - основная стойка, ноги вместе, мячик прижат к груди. Мячик вперед, показать, прижать к груди и спрятать (темп умеренный, шесть раз).
«Покатаем». И.п. - основная стойка, ноги на ширине плеч, мячик в согнутых руках перед грудью. Покатать мячик в ладошках (темп умеренный, 1 минута).
«Маленький мячик и большой мяч». И.п. - одна нога впереди, другая позади, руки внизу. Вращать мячик всей рукой и кистью руки (темп умеренный, пять раз).
«Приседание». И.п. - основная стойка, ноги широко расставлены, руки прижаты к груди. Приседать с мячом (темп быстрый, пять раз).
«Попрыгаем». И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах с мячиком (темп быстрый, 2 минуты).
«Гонка шариков». Дети свободно располагаются по залу. По сигналу прокатывают мячик в разные стороны, по другому сигналу останавливают мячик и перешагивают через него, поворачиваются кругом, еще раз перешагивают и катят дальше другой рукой (темп быстрый, пять раз каждой рукой).
«Высоко-высоко». Дети стоят по кругу, по сигналу подбрасывают мячик одной рукой высоко-высоко, затем догоняют его и занимают прежнее место (темп умеренный, пять раз).
«Ветер». Дети стоят на четвереньках. Дуя на мячик, перемещаются на противоположную сторону ползком, назад возвращаются шагом (темп быстрый, три раза).
Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч». Педагог. «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой». Отбивает мяч, стоя на месте, а дети прыгают на двух ногах, затем воспитатель и дети это упражнение выполняют в движении (темп умеренный, 2 минуты).
Заключительная часть. Дети стоят в кругу. Воспитатель катит теннисный мячик одному из них, тот катит мячик обратно, называя любимую игрушку. И т.д.
1 Кравченко В.И.Социология. – СПб: ГУАП, 2001. - С. 43
1 Прокофьева Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчества: Из опыта работы воспитателя детского сада «ВЕНДА»,2008г.: [Электронный ресурс]. – Доступ к документу через: http://www.venda.ru/mater/dsad/form.htm
1 Леви-Гориневская Е.Г. Задачи физического воспитания детей // Леви-Гориневская Е.Г Курс лекций для матерей. – М.,1958
1 Шебеко В. Физическая культура дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.18
1 Волошина Л. Игровые физкультурные занятия //Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.19
1 Свитцова Т. Физическое воспитание: формы организации //Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С.23
1 Комардина Т.В. Мониторинг как средство управления методической работой в ДОУ// http://festival.1september.ru/articles/557358/
1 Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ //Управление ДОУ. - 2006. - №3. - С.43
1 Кудрявцев С.Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2005. - №2. - С.64.
> Педагогический мониторинг как метод оценки эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Целью мониторинга физического воспитания детей является повышение качества физического воспитания дошкольников.
При проведении мониторинга физического развития и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь педагогам представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости (на основании рекомендаций Минздрава РФ).
Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.
При оценке физического развития детей учитываются:
Длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
Функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
Степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.
Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.
1 состояния здоровья детей
2 диагностика физической подготовленности дошкольников
3 профессиональная компетенция воспитателей
4 качество физкультурно-оздоровительной работы
5 преемственность в работе с родителями
6 создание условий для физического развития детей в ДОУ.
Оценка физического развития может производиться различными методами. Наиболее практикуемым является метод определения биологического возраста детей.
Обследование детей проводят медицинские работники не менее двух раз в год. Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП) .
ИП = Рост (см) - [Масса (кг) + Окр. гр. кл. (см)]
Стандарты индекса Пинье для детей 6-летнего возраста составляют: мальчики - 36,5, девочки - 37. Используя показатели индекса Пинье, можно сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что дети окрепли, или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.
О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям работоспособности. Показателем состояния сердечно - сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями. Развитие дыхательной системы мускулатуры можно проследить с помощью пневмотометра, жизненная емкость легких измеряется с помощью прибора спирометра (детям очень нравится работать с различными приборами, они с удовольствием убеждаются, что возможности их организма повышаются)
Однако следует учитывать, что данные пробы проводятся только в детской поликлинике по направлению медицинских работников ДОУ. По их результатам врачом рекомендуется режим интенсивности упражнений на физкультурном занятии.
Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма.
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.
Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания.
Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова:
W = 100 [ (V2 - V1), S x (V1 + V2)
где W - темпы прироста физических качеств, V1 - исходные показатели,V2 - конечные показатели.
Если темпы прироста физических качеств составляют не более 8% в год, то можно сделать вывод, что никакой системы физического воспитания в дошкольном учреждении не существует. Мало того, двигательная деятельность под руководством взрослого оставляет желать лучшего, а естественная двигательная активность детей явно ограничивается. Оценка работы дошкольного учреждения в данном случае является неудовлетворительной.
Прирост физических качеств от 9 до 10% свидетельствует о том, что, хотя в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, но по крайней мере, педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка удовлетворительная.
Если показатели прироста физических качеств составили от 11 до 15%, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка - хорошо.
Темпы прироста 15% и выше говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания в ДОУ, но также об активном взаимодействии педагогов с родителями, использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка - отлично .
Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально, по результатам учебного и календарного года. В дошкольном учреждении обязательно должна отслеживаться дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и пр. Должны быть собраны данные о заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.
Такой подход к оценке заболеваемости позволит выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни семьи. Опыт этих семей в сохранении здоровья детей должен быть предметом обсуждения.
Довольно часто дети болеют по причине недостаточного внимания и небрежности родителей. Такая группа родителей должна быть предметом особой заботы дошкольного учреждения в плане их санитарно-педагогического и социального просвещения.
Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна строиться на основе мониторинга, который проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются воспитателями при планировании работы с детьми и семьями.