Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Педагогическая работа с детьми в доу. Формы работы с детьми в доу по фгос

Педагогическая работа с детьми в доу. Формы работы с детьми в доу по фгос

Организация продуктивного образовательного процесса предусматривает реализацию различных методов и форм работы с детьми в ДОУ по ФГОС. Рекомендации по организации эффективной педагогической работы, традиционные и новые приемы воспитания и обучения представлены в статье.

С целью использования максимального числа образовательных ресурсов и обеспечения условий, в полной мере соответствующих психофизическим особенностям дошкольного развития, педагоги применяют различные приемы и методы обучения по ФГОС в ДОУ. Эти популярные и новаторские педагогические приемы объединяет ряд характеристик:

  • стимулирование познавательной активности малышей посредством создания содержательной предметно-развивающей среды, вовлечение детей в индивидуальную и коллективную поисковую, экспериментаторскую деятельность;
  • передача инициативы от педагога детям (воспитатель помогает и направляет);
  • сохранение превалирования игровой активности над другими видами деятельности.

Методы и приемы работы с детьми в ДОУ по ФГОС в таблице

Включение дошкольного воспитания в общий модуль российского образования обусловило необходимость пересмотра расширения отдельных педагогических форм воздействия. Наряду с распространенными методами и приемами работы с детьми в ДОУ по ФГОС, отраженными в таблице ниже в соответствии с образовательными областями, возникла необходимость обеспечения интеграции воспитательного процесса в широком смысле - не через отдельные занятия, а объединение понятийной базы, разработку форм активности, способствующих всестороннему развитию. Именно это усложняет процесс четкой классификации форм, методов и приемов педагогической работы, который продолжает расширяться, усовершенствоваться и видоизменяться благодаря ведению воспитателями неустанной методической и поисковой деятельности.

Образовательные области по ФГОС Интегрированные приемы работы с дошкольниками

Социально-коммуникативное развитие - образовательная область, реализация которой направлена на усвоение социальных норм, осознание детьми моральных и нравственных ценностей, формирование навыков саморегуляции, необходимых для уверенного вхождения в социум.

Данное направление развития не классифицируется как элемент непосредственной образовательной деятельности, но формирование эмоционального интеллекта - способности к сопереживанию, восприимчивости, готовности прийти на выручку - осуществляется во время обсуждения различных дисциплинарных ситуаций, познания мира, знакомства с произведениями художественной литературы.

В рамках социально-коммуникативного развития традиционно используют различные способы передачи информации дошкольникам - текстовый, визуальный, аудиальный. Это обуславливает выделение таких форм педагогической работы по направлению:

  1. Моделирование ситуаций выбора с последующим обсуждением действий персонажей. В ходе беседы дети дают оценку поступкам героев, рассуждают, как стоило бы вести себя в таких условиях.
  2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры: дошкольникам дается право по очереди руководить действиям воспитателями или других детей из группы.
  3. Наблюдение, исследование, экспериментирование.
Познавательное развитие - сфера педагогического воздействия, направленного на повышение уровня любознательности детей дошкольного возраста, удовлетворение их познавательных потребностей и расширение системы детских представлений о мире: предметах и объектах окружающей действительности (размере, цвете, объеме, количестве, связях - понятиях целого и части, пространственных и временных рамках, особенностях причинно-следственной связи); о культуре родной нации, традициях, праздниках; о других народах, планете Земля и космосе.

При реализации комплекса познавательного развития дошкольников превалирует познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Рекомендуемые методы и приемы работы с детьми в ДОУ по ФГОС по направлению:

  1. Все виды активности, основанные на принципе «вижу-действую»: наблюдение, экспериментирование, исследования, экскурсии.
  2. Прием «Знаете ли вы?»: развивающие беседы, чтение познавательной литературы, проектная деятельность.
  3. Коллекционирование, создание альбомов и выставок, проведение встреч с интересными людьми.
Речевое развитие - консолидация форм работы, способствующих скорейшему овладению дошкольниками средствами общения (развитие связной речи, обогащение словаря, совершенствование интонации и произношения, построение моно- и диалогических высказываний).

Приемы педагогической работы, способствующие речевому развитию дошколят, выполняются параллельно по трем направлениям:

  1. Подготовка к письму: создание ритмических рисунков, штриховка, написание элементов букв в сетке, тренировка мелкой моторики.
  2. Овладение речью как средством коммуникации: проведение артикуляционной гимнастики, расширение активного словаря в ходе знакомства с книжкой культурой, экскурсионной активности, подготовки выставок, проведения бесед на различные темы.
  3. Подготовка к обучению чтению: дифференциация звуков, выявление последовательности звуков в словах, проведение звуко-буквенного анализа простых слов в игровой форме.
Художественно-эстетическое развитие - формирование ценностно-смыслового восприятия, базовых знаний дошколят о различных видах искусства, способности к восприятию действительности через призму эстетического оценивания, художественного вкуса. В контексте данного образовательного направления осуществляется всестороннее творческое развитие воспитанников.

Ввиду наличия значительных различий между направлениями художественно-эстетического развития целесообразно классифицировать методы и приемы, применяемые с рамках художественно-эстетического воспитания дошкольников в ДОУ по ФГОС, по трем группам:

  1. Изобразительная деятельность (создание коллективных творческих работ - панно, альбомов, выставок; освоение точечных приемов в ходе групповой и индивидуальной работы, знакомство с полотнами знаменитых художников).
  2. Музыка (слушание лучших произведений детских композиторов, исполнительство - разучивание песен, знакомство с простыми музыкальными инструментами, театрализация, организация музыкальных праздников и развлекательных мероприятий).
  3. Художественная литература (слушание высокохудожественных прозаических и поэтических произведений, неродных сказов, проведение книжных выставок).
Физическое развитие - образовательное направление, в рамках реализации которого осуществляется удовлетворение физиологической потребности дошкольников в движении, формирование опорно-двигательной системы, укрепление мышечного корсета, совершенствование общей координации движений, гибкости, мелкой моторики, становление ценностных установок касательно ведения здорового образа жизни.

Педагогическая работа предусматривает организацию безопасной и содержательной физической активности детей, соответствующей возрастным психофизическим особенностям, что достигается посредством создания условий для систематического выполнения воспитанниками простых движений (ходьба, прыжки, бег, повороты и другие комплексы, которые постепенно усложняются) с последовательным переходом от демонстрации к озвучиванию словесных команд.

Реализация физкультурного комплекса осуществляется во время целевых занятий, во время выполнения физкульминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, а также при организации подвижных игр, поисковых квестов, игр с элементами соревнований, развлекательных мероприятий, театрализаций.

Формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС

Эффективность воспитательной во многом определяют выбранные педагогом формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС - организаторские приемы, направленные на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом. В условиях стремительно меняющейся действительности, когда задачей воспитателя становится не передача знаний об окружающем мире, а привитие навыков познания и исследования, именно способы индивидуальной и коллективной работы с малышами становятся основным инструментом создания среды, способствующей гармоничному развитию личности.

В отечественной педагогике за годы совершенствования методологических разработок спроектированы и опробованы десятки форм организации образовательной и досуговой активности дошкольников, нуждающиеся в пересмотре и дополнении в связи с изменением стратегических задач российской образовательной системы. Вместе с тем нет оснований для изменения базовой классификации форм организации детской активности - для повышения показателей эффективности педагогического труда целесообразно перестраивать проверенные организационные способы с учетом особенностей направлений деятельности.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
- Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после зимних каникул (примеры игр)
- Как выбрать педтехнологии для работы с детьми по ФГОС (карта педтехнологий)

Обеспечению гармоничного развития дошкольников всех возрастных групп способствует реализация следующих формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС:

  1. Индивидуальных занятий с логопедом, дефектологом, психологом и другими специалистами, обеспечивающими психолого-педагогическую поддержку учебно-воспитательного процесса.
  2. Групповых занятий, предусматривающих необходимость разделения детей в группе на подгруппы по интересам или личным симпатиям (но не по уровню развития). Внутри групп дети будут активно общаться и взаимодействовать, активно обеспечивая поддержку друг друга. Если данная организационная форма используется в рамках НОД, занятие можно проводить по общей теме.
  3. Фронтальных занятий, призванных обеспечить решение зада познавательного развития и социальной адаптации. Для организации фронтальной работы дошкольников необходимость рассадить по кругу, инициируя обсуждение общих тем, коллективное прослушивание сказки с последующим обсуждением, занятие художественной или творческой деятельностью, участие в игре-путешествии или простой импровизации. В данном случае ключевым является эффект эмоционального воздействия, способствующий активному самовыражению и максимальной вовлеченности в образовательный процесс.
  4. Сеансов взаимодействия в составе детско-родительских групп. Данная образовательная практика относится к числу новых форм и методов работы с детьми в ДОУ по ФГОС, но она хорошо зарекомендовала себя ввиду возможности налаживания продуктивного взаимодействия в рамках системы «ребенок - родители - педагог» и проектирования «ситуаций успеха».

Ввиду несовершенства всех форм педагогической работы целесообразно применять различные организационные решения, основываясь на актуальных задачах, особенностях образовательной ситуации в конкретный момент времени, желаниях детей. При этом в условиях воспитательного процесса, базирующегося на интеграции различных образовательных областей (что обусловлено последовательной реализацией системно-деятельностного подхода), очень важно выбирать педагогические приемы, позволяющей наиболее эффективно организовать содержательную и полезную активность детского коллектива по различным видам деятельности в ходе НОД и во время режимных моментов для успешной реализации выбранной примерной основной образовательной программы.

Виды деятельности (НОД + режимные моменты) Формы педагогической работы с детьми в ДОУ по ФГОС
Игровая - основной вид деятельности в дошкольном детстве, посредством которого ребенок изучает свойства предметов, характеристики явлений, тренирует механизмы социальной адаптации. Все виды игр (предметные, двигательные, сюжетно-ролевые, обучающие, настольные), игровые тренинги, драматизации, игры-экскурсии, путешествия, пальчиковые и голосовые забавы.
Коммуникативная - реализуется на протяжении всего времени пребывания ребенка в группе детского сада, во время контакта со сверстниками, воспитателем и другими взрослыми. Все виды бесед (индивидуальные, групповые и коллективные, развлекательно-информационные и дидактические), моделирование ситуативных актов коммуникации, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песенных куплетов, словесные викторины, составление рассказов на основе личного опыта и по картинкам.
Познавательно-исследовательская, открывающая возможность для развития детской любознательности, инициативности, самостоятельности, формирования системы адекватных представлений об окружающем мире. В числе наиболее эффективных методов и форм работы с детьми в ДОУ по ФГОС по данному направлению деятельности хочется выделить наблюдения за процессами и явлениями в живой природе, свободное и направленное экспериментирование, участие в разрешении проблемных учебных ситуаций, находящих отражение в реальной жизни, работа с различными дидактическими пособиями (печатными, воссозданными посредством ИКТ), моделирование, поисковая активность, участие в экскурсионных походах, создании мини-музеев, тематических встречах, клубная активность по интересам.
Двигательная, обеспечивающая возможность удовлетворения естественной физиологической потребности в движении. Утренняя гимнастика, занятия с инструктором по физической культуре, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая и иные виды гимнастики, выполнение игровых упражнений.
Самообслуживание, элементарный бытовой труд - направления организованной детской активности, способствующие формированию самостоятельности, положительного отношения к выполнению простейших бытовых поручений. В числе эффективных форм работы с детьми в ДОУ по ФГОС - закрепление базовых культурно-гигиенических навыков, организация тематических игр и импровизаций, выполнение различных видов работ на групповом участке, проектная деятельность, дежурства.
Изобразительная деятельность и конструирование - формы активности, обеспечивающие возможность восприятия дошкольниками эстетичной формы действительности и развитие предметно-пространственного мышления. Занятия, посвященные рисованию, лепке, аппликации, созданию масштабных творческих работ, организация мини-мастерских, работа с конструкторами, изготовление поделок, участие в подготовке оформительских материалов для мероприятий, знакомство с работами известных художников, скульпторов.
Музыкальная деятельность, направленная на развитие способностей эмоционального восприятия музыкальных произведений. Слушание музыкальных произведение, исполнительство, импровизации, музыкальные игры и викторины, подготовка театральных постановок, знакомство с различными музыкальными инструментами.
Восприятие произведений художественной литературы. Чтение, проведение бесед, сказочные викторины, разучивание отрывков произведений, импровизации, драматизации.

Важно отметить, что в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода каждая практикуемая форма педагогической работы должна обеспечить «прохождение» дошколятами стандартного пути познания, позволяющего закрепить базовый навык и обеспечить возможность его произведения.

Развитие любого вида деятельности строиться по следующей схеме:

  1. Пробное действие - проявление инициативы, самостоятельная активность.
  2. Выявление затруднения - причины или ряда причин, препятствующих достижению желаемой цели.
  3. Совместная деятельность (с воспитателем), направленная на преодоление затруднения и закрепление базовых навыков.
  4. Взаимодействие с другими детьми, в ходе которого осуществляется закрепление успеха.
  5. Самодеятельность.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о создании условий и организации педагогической работы при внедрении инклюзии, основных педагогических технологиях инклюзивного образования, эффективных методах детей с ОВЗ в образовательный процесс поможет учебная программа «Технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по ФГОС ДО»

Методы работы с детьми по ФГОС в ДОУ, применяемые на занятиях

Изменение традиционных образовательных форм в дошкольных организациях страны обусловило необходимость пересмотреть формы и методы работы, применяемые согласно ФГОС на занятиях в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с недавних пор реализуется как комплекс различных видов активности, основанный на повышении уровня вовлеченности детей. Проектирование проблемных ситуаций, моделирование познавательных сюжетов, реализация поисковых и продуктивных проектов, дидактическая игровая активность - все эти направления совместной деятельности воспитателей и дошкольников могут быть осуществляться с обязательной интеграцией различных образовательных областей при условии применения обновленных методов педагогической работы, из числа которых следует выделить:

  • Словесные. Организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется быстрая передача информации от воспитателя детям, долгое время оставалась приоритетным методом педагогической работы. Ввиду перехода к внедрению принципов системно-деятельностного подхода, основанного на самостоятельном «открытии» малышами знаний об окружающем мире, информационно-рецептивные способы передачи данных утратили актуальность. И все же словесные методы педагогического воздействия должны составлять значительную часть общего модуля воспитательной деятельности ввиду возрастных особенностей дошколят, нуждающихся в постоянном руководстве со стороны педагога-наставника, без которого нельзя говорить о значимых результатов познавательной активности.
  • Наглядные. Визуализация - один из приоритетных способов донесения информации, но педагогическую работу с применением наглядного метода важно устраивать с учетом требований времени. Большинство дошкольников активно используют смартфоны, планшеты, компьютеры в домашних условиях, поэтому традиционная работа с карточками и символьными знаками, характеризовавшаяся высокой результативностью в прошлом, должна быть заменена практикой демонстрации презентаций, обучающих видеороликов, мультфильмов (без нарушения санитарно-гигиенических норм). В качестве инновационных наглядных методов также могут быть использованы импровизации, наблюдения, опыты, поисковые проекты, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс.
  • Практические. Многочисленные исследования доказывают, что уверенное овладение навыками и умениями возможно только в процессе активной деятельности; это подтверждают и результаты педагогических исследований. Поэтому воспитателям детского сада в условиях реализации ФГОС важно использовать все доступные практические методы, а именно:
    • репродуктивный, основанный на многократном повторении действия согласно заданному алгоритму;
    • проблемное изложение - проектирование ситуаций с затруднением, самостоятельное разрешение которого позволяет обеспечить успешный опыт «открытия» знания и расширение системы детских представлений об окружающем мире;
    • частично-поисковый, осуществляемый в ходе поэтапного решения отдельных задач с целью поиска ответа на обширные вопросы;
    • исследовательский, в основе которого лежит экспериментаторство.

Новые методы работы с детьми в ДОУ по ФГОС

В условиях активного внедрения инклюзии многие педагоги дошкольного образования уже ощутили острую необходимость поиска новых методов работы с детьми в ДОУ по ФГОС, что обусловлено психофизическими возможностями и потребностями воспитанников. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья преимущественно проявляют неготовность к точному выполнению просьб и наставлений взрослых при сохранении острой необходимости в получении педагогической поддержки.

С целью обеспечения эффективной учебно-образовательной работы в условиях перехода на инклюзию специалисты рекомендуют использовать различные методы терапевтической направленности, а именно:

  • Игровую терапию, предусматривающую организацию большого числа вариантов игровой активности в специально оборудованных помещениях и во время прогулок. В данном случае очень важно обеспечить возможность совместного взаимодействия ребенка с ОВЗ со сверстниками, что облегчит процесс адаптации и будет способствовать формированию толерантности, культуры поведения и взаимоуважения. Игротерапия способствует активной коммуникации, позволяет снизить уровень тревожности, поэтому данный метод группового взаимодействия положительно воспринимается детьми.
  • Сказкотерапию - новые метод педагогической работы в ДОУ по ФГОС, в особенности актуальный для обеспечения развития детей с ОВЗ через коммуникацию. Целевое взаимодействие с персонажами любимых сказок благотворно сказывается на развитии речевого аппарата и воображения, особенно если сказкотерапия включает дидактический компонент (например, игры «Разложи сказку по картинкам», «Помоги Маше выбраться из лесного лабиринта» и т.д.).
  • Арт-, кукло-, водо-, пескотерапию. Число новых методов ведения педагогической работы постоянно растет, поэтому воспитателям, стремящимся обеспечить оптимальные условия для гармоничного детского развития, стоит активно включать в повседневную деятельность новые образовательные практики, активно отслеживая поведенческие реакции воспитанников. Данная работа практически невозможна без грамотной управленческой поддержки, поэтому апробация новых методов обучения и воспитания должна быть включена в модуль самообразования педколлектива или программу развития детского сада.

В заключение хочется отметить следующее: крайне важно, чтобы при проектировании образовательного процесса главенствующая роль отводилась активным практическим методам воспитания, позволяющим повысить уровень мотивации дошкольников, способствовать становлению их активной жизненной позиции, открытости всему новому и готовности перехода на новую образовательную ступень в будущем.

Конференция: Современный детский сад

Организация: МБДОУ № 52 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли вопросы по аспектам профессиональной педагогической деятельности. Активная работа в сфере обновления нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, новшества в методологических положениях сталкивается с проблемой повышения профессиональной психологической компетентности педагога дошкольного образования.

Согласно закону об образовании в Российской Федерации (п. 4.5) дошкольное образование выходит на первый уровень общего образования, что кардинально изменяет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. «Новая» модель выпускника детского сада, в связи изменившимися с требованиями к первокласснику, подразумевает качественное изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. «развитие в рамках общеобразовательной программы должно выступать как важнейший результат успешности воспитания и образования детей» . Если раньше ребенок при поступлении в первый класс должен был обладать определенным набором знаний, умений и навыков, то в настоящее время возникает необходимость формирования компетентной, социально -адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, другими словами, развитие интегративных качеств воспитанников.

Взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьёй;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности .

Согласно ФГОС образовательные дошкольные учреждения руководствуются единой «Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. По мнению А. Н. Леонтьева «деятельность по самой своей природе является предметной» . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Работа по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой основывается на использовании в педагогической работе воспитателя следующих методов: метод сравнения, элементарный анализ, метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности, метод вопросов - постановка вопросов детям (воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать), метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств, решение логических задач, экспериментирование.

Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:

Деятельностных умений ребенка;

Интересов; предпочтений; склонностей ребенка;

Личностных особенностей ребенка;

Поведенческих проявлений ребенка;

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Мониторинг позволяет отследить развитие интегративных качеств, которыми должен обладать воспитанник, показатель успешности в образовательных областях, на основе данных мониторинга составляется план работы по коррекции. Выполняя мониторинг, воспитатель должен руководствоваться принципами педагогической диагностики:

1. Принцип объективности устанавливает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

2. Принцип компетентности устанавливает запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести

ущерб испытуемому, принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку;

3. Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные пути развития, но и отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

4. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом для оценивания общего уровня развития ребенка.

5. Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии .

Эффективность реализации воспитательно – образовательной деятельности педагогов ДОУ зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной доказывают что, семья является главным институтом воспитания личности детей. . Воспитатель использует эффективные формы взаимодействия с родителями:

На первом месте стоит индивидуальная работа, общие и групповые родительские собрания;

На втором месте стоит форма приобщения и внедрения родителей воспитанников в образовательный процесс: выставки детских работ с участием родителей, дни добрых дел, участие родителей в подготовке к праздникам, работа с родительским комитетом группы, наглядная пропаганда.

цель, учитывающую специфику образовательного учреждения. Составляют характеристику групп воспитанников, и конечные результаты образования, т.е. предметные знания, умения и навыки, ключевые компетентности и социальный опыт. По мнению Лазаренко Л.А. успешное выполнение программы зависит от «компетентности педагога, т.е. от субъектного свойства человека, которое позволяет ему качественно выполнять педагогическую деятельность» .

Содержание воспитательно-образовательной деятельности предусматривает обязанности воспитателя своевременно и качественно выполнять оформление документации. В документацию входит: план воспитательно-образовательной работы, отчеты, протоколы родительских собраний и т.д. Вести проектно-исследовательскую деятельность с воспитанниками, как групповую, так и индивидуальную. Так же согласно требованиям ФГОС, воспитатель должен владеть информационно- коммуникативными технологиями, предполагающие использование в непосредственной образовательной деятельности современных образовательных технологий.

Воспитатель должен обладать основными профессиональными функциями, такими как: воспитательная, образовательная, развивающая, коммуникативная, нормативная, информационная, координирующая, рефлексивная и диагностическая. По мнению Аминова Н.А. «все представленные функции обеспечивают воспитателю личностный рост, который зачастую выражается в стиле педагогической деятельности, ориентированной на развитии детей» .

Развивающая функция включает в себя совершенствование дидактических знаний и умений воспитателями в педагогической деятельности, за счет чего и происходит одновременное развитие когнитивных профессиональных качеств таких как: мышление, память и речь, педагогические способности, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для

гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательная функция заключается в самостоятельном овладении воспитателями дошкольного образовательного учреждения научными представлениями о воспитании, комплексом знаний, умений, навыков в воспитательно-образовательной деятельности, общественным опытом в интересах личности и общества в целом, информационными знаниями. В прикладном аспекте реализации данной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивается овладение содержательными и организационно - методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Нормативная функция воспитателя позволяет самостоятельно регулировать систему педагогической деятельности. Нормативные знания в педагогической деятельности придают уверенность в безошибочности своих действий воспитателю. Данная функция позволяет воспитателю в выборе оптимизированных способов деятельности, в утверждении образца и профессиональных преимуществ. Нормативная функция педагогической деятельности позволяет разрешать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, обеспечивают сотрудничество и достижение в совместных действиях по воспитанию детей дошкольного возраста. .

В работе воспитателя информационная функция представляет собой взаимосвязь всех ее функциональных компонентов. Согласно данной функции воспитатель должен владеть различными носителями информации, быть осведомленным в психолого-педагогической и методической литературе, обладать средствами компьютерных технологий; работать с информацией при помощи этих средств для осуществления общественных и личных потребностей.

Координирующая функция обеспечивает вариативность содержания учебного образовательного процесса, подбор технологий.

Совершенствование дальнейшей профессиональной деятельности является основой данной функции.

Размышление воспитателя над педагогической деятельностью, личностными качествами, эмоциональными и когнитивными способностями зависит от рефлексивной функции.

Педагогическая рефлексия включает в себя саморефлексию осуществленной деятельности, адекватную оценку полученных результатов деятельности. Воспитатель должен анализировать ошибки и затруднения, возникающие в воспитательно-образовательном процессе, находить причины успехов и неудач, для того, чтобы внести коррективы в последующую деятельность с целью достижения лучших результатов. По мнению Захаровой Л.Н. «готовностью будущего педагога к решению диагностических задач разного уровня сложности в динамических условиях профессиональной деятельности в сфере образования является высоким показателем его профессионализма» .

Диагностическая функция - это комплекс умений и знаний, необходимых для решения на высоком уровне профессиональных задач. Данная функция позволяет совместно с психологами, музыкальным работником, логопедом осуществлять правильное психолого - педагогическое диагностирование, на его основе осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция включает в себя способность организовывать качественное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, согласовывать воспитательно-образовательный процесс со всеми участниками педагогической деятельности.

Выполнение качественной воспитательно-образовательной работы напрямую зависит от сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств, которые приобретаются

с профессиональной подготовкой, с получением теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Таким образом, в рамки содержания воспитательно-образовательной деятельности входит реализация современных подходов, положительная динамика индивидуального развития воспитанников, организация работы с родителями, реализация основных общеобразовательных программ, профессиональная реализация. Качественное выполнение всех направлений педагогической деятельности, соответствующих ФГОС, зависит от высокого уровня сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

1. Веракса, Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : метод. пособие / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.

2. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) // Вестник Образования России. – 2013. - № 15. – С. 7.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебник / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 237 с.

4. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебник для вузов / М.Т. Громкова. М.: ЮНИТИ, 2003. Серия «Педагогическая школа. XXI век». ISBN 5-238-00430-3. - 415 с.

5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: учебник / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

6. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей: учебник / Н. А. Аминов. – Воронеж. : МОДЭК. - М. : Институт практической психологии, 1997. – ISBN 5-89395-050-X. - 80 с.

7. Лазаренко, Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1 – С. 67-68.

8. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого – педагогическое проектирование: учебник / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. - Н. Новгород. : Нижегор. Гуманит. центр, 1995. – 135 с.

9. Маркова, А.К. Психология профессонализма: учебник / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения .

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

  • · прогулка, которая состоит из: наблюдений за природой, окружающей жизнью; подвижных игр; труда в природе и на участке; самостоятельной игровой деятельности; экскурсии;
  • · игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации; спортивные игры;
  • · дежурство детей: по столовой; на занятиях:
  • · труд: коллективный; хозяйственно-бытовой; в уголке природы; художественный;
  • · развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги и др.
  • · В ДОО – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения .

Методы и приемы организации обучения. В дошкольном образовании используются наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД) . Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОО. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» . Работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

  • -Социально-коммуникативное развитие;
  • -Познавательное развитие;
  • -Речевое развитие;
  • -Физическое развитие;
  • -Художественно-эстетическое развитие .

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы. Формы и методы работы с детьми в новых условиях используются по всем направлениям развития личности ребенка , , , , , , .

Обновление содержания образования требует от педагогов: применения новых современных форм работы с детьми; интегрированной образовательной деятельности; проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду); изготовление макетов; создание проблемной ситуации; использование игровых обучающих ситуаций, эвристических бесед, коллекционирования, различной творческой деятельности – изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок и др.

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет), систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления). В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом . Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые применяются на занятиях в ДОО, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную .

В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи .

С введением нового ФГОС стал широко использовать такой метод работы с детьми как путешествие по «реке времени» (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Его еще можно назвать «методом каталога». Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в «Изобретателей». Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества . Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.) .

Требования ФГОС ДОк условиям реализации программы исходят из того, что формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства .

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Профессия воспитателя детского сада совсем не такая непростая, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, специалист по работе с детьми должен, в первую очередь, их любить и понимать, быть тактичным, терпеливым и ответственным. Но, помимо этого ему требуется овладеть множеством необходимых навыков, которые помогут справиться с возникающими проблемами и трудностями в работе.

Далеко не всякий человек может найти нужный подход к детям, найти общий язык с их родителями. Чтобы подобрать ключик к личности каждого ребенка, стать для него авторитетом, деликатно подсказать родителям суть проблемы с их чадом – нужно иметь такт, здоровую, крепкую психику и нервы.

Какие наиболее распространенные затруднения в работе с детьми в доу испытывают молодые педагоги? Как научиться справляться с ними? Поговорим на www.сайт сегодня об этом:

Трудности в общении с родителями

Некоторые родители, особенно старшего поколения не воспринимают всерьез молодого педагога, не прислушиваются к его советам и часто высказывают претензии. Давайте рассмотрим самые распространенные и узнаем, как на них реагировать:

«У вас нет опыта работы с детьми, вы сами очень молоды»:

Никогда не обижайтесь, не пасуйте перед родителями. Не допускайте фривольности или агрессии в общении сними – держите дистанцию.

Знайте, что вы специалист, хоть с небольшим опытом, а поэтому сами знаете, как и что нужно делать. Выслушав очередной выпад мамы или папы, не вступайте в споры, а просто продолжайте работать. Безупречно выполняемые профессиональные обязанности, ребенок, с удовольствием посещающий детский сад – лучшее решение проблемы.

«Вы не имеете своих детей, как вы можете правильно воспитывать чужих?»:

Такую претензию обычно высказывает сильно рассерженный, раздраженный родитель, в качестве основного, весомого аргумента. Лучшим вашим доводом будет довольный ребенок, хорошо развивающийся, получающий новые знания и навыки. Это докажет ваши способности воспитателя и навсегда снимет проблему.

Вообще, взаимодействие с родителями является одной из главных составляющих воспитательного процесса в ДОУ, развития личности малыша. Поэтому педагог должен стремиться к взаимопониманию, единомыслию с мамами и папами. Для этого существуют разные формы работы (индивидуальные и групповые беседы, методички, уголки с полезной информацией, совместные походы, утренники, любительские спектакли, концерты и т.д).

Родители должны стать полноправными участниками всего педагогического процесса. А также многим из них нужно понять, что педагог детского сада - это только помощник в воспитании вашего чада и перекладывать на него всю ответственность за малыша нельзя.

Затруднения, связанные с воспитанниками

Однако затруднения в общении с родителями только половина возникающих проблем при работе с детьми в доу. Ежедневно воспитатели сталкиваются с индивидуальными особенностями отдельно взятого ребенка, противоречиями в его развитии. Остановимся коротко на наиболее распространенных, типичных проблемах:

Недостаточно развитые способности, психологические особенности ребенка

Ребенок может отставать от своих сверстников: плохо рисует, не владеет простыми количественными представлениями, он неусидчив, рассеян, неряшлив и т.п. Такой ребенок требует повышенного внимания и индивидуального подхода. Тут педагогу очень пригодится помощь методиста-психолога ДОУ, который разработает индивидуальную программу обучения малыша для воспитателя и его родителей.

Поведение, не соответствующее общепринятым нормам и правилам

Дети нередко совершают поступки, которые не приветствуются в обществе. Например ребенок присвоил себе чужую вещь, лжет, проявляет агрессию, мешает другим детям заниматься, играть или отдыхать, а может быть проявляет невоспитанность: не здоровается, не прощается и т.п. Все это свидетельствует о недостатке, либо полном отсутствии формирования морального, нравственного сознания малыша, либо о его нервно-психических особенностях.

Затруднения в работе с такими детьми могут быть разрешены только при объединении общих усилий воспитателя и родителей. Требуется проявлять терпимость, такт в отношении с ребенком. Не нужно ругать малыша.

Следует постепенно, ежедневно объяснять правила поведения, помогать ребенку адаптироваться к условиям ДОУ, помочь ему строить коммуникации с другими детьми и взрослыми.

Отношение ребенка к воспитателю

В детском саду очень часто возникает проблема ревности воспитанников к воспитателю. Например, ребенок старается отобрать на себя все внимание, не отходит от педагога, просится на руки и т.д. Это обычно происходит от того, что малыш считает воспитателя своим надежным защитником. Это нормально.

Другое дело, что педагог должен соответствовать этой роли для всех своих воспитанников, а не только одного или нескольких. Тут нужно постараться заработать уважение и авторитет у всей группы. Это непросто, но совершенно необходимо.

Отношения к животным

Иногда обнаруживается, что ребенок не любит животных, не хочет ухаживать за ними в живом уголке, бьет их. Эта психологическая проблема чаще всего идет из семьи, где к живой природе относятся также. Поэтому воспитателю потребуется много усилий, времени для коррекции отрицательных установок.

Помогут книжки с картинками, чтение рассказов про живую природу, а также приобщение ребенка к уходу, кормлению, доброму отношению и защите животного из живого уголка детского сада.

При возникновении любой проблемы, главное постараться ее точно обозначить, определить социально-психологическую сущность. Так будет легче найти наиболее правильное решение.

Чтобы избежать проблем при работе с детьми в доу, примите несколько добрых советов :

Все свое внимание отдавайте воспитанникам. Прислушивайтесь к их желаниям, потребностям, но не потакайте им всем без разбору.

Старайтесь всегда иметь хорошее настроение, улыбайтесь, но будьте искренни. Дети очень чутко улавливают фальшь.

Никогда не выносите «сор из избы». Сплетни, склоки в коллективе не должны вас касаться. Ваша работа - конструктивное сотрудничество с другими коллегами, взаимодействие с родителями, забота о воспитанниках. Никогда ни с кем не обсуждайте детей или их родителей, не вешайте ярлыки, не давайте негативных оценок.

Чаще хвалите воспитанников. Каждого малыша всегда найдется за что похвалить. Особенно полезно это делать в присутствии других детей, взрослых людей. Ну, а если нужно поругать или наказать, делайте это наедине.

Если вы искренне любите своих воспитанников, вы справитесь с любой возникшей проблемой. Ничего не бойтесь, будьте уверены в себе, благожелательны, внимательны, взаимодействуйте с другими сотрудниками, советуйтесь с родителями. Тогда трудности будут решаться легко, а вы будете ходить на работу с удовольствием.