Меню
Бесплатно
Главная  /  Учимся ходить  /  Роль музыкальных праздников в развитии личности дошкольника. Значение праздников и развлечений в развитии дошкольников

Роль музыкальных праздников в развитии личности дошкольника. Значение праздников и развлечений в развитии дошкольников

Эти праздники можно условно разделить на два типа:

ПРАЗДНИКИ

календарные тематические

Восьмое Марта Праздник осени

Новый Год До свиданья, детский сад

Основные цели праздников

Тип Название праздника Цели
КАЛЕНДАРНЫЕ Восьмое Марта воспитание чувства уважения и благодарности к маме
Новый Год формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей
ТЕМАТИЧЕСКИЕ Праздник осени воспитание умения видеть прекрасное в природе
До свиданья, детский сад формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения. К сожалению, из детского сада ушли такие понятия как патриотизм, любовь к Родине. И вместе с этим перестали отмечаться все советские праздники. Среди них оказались День Победы и 23 февраля – День армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники. Существует опыт проведения народного праздника “Масленница”.

1.4. Музыка и праздник в детском саду.

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого-формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.

Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые зимние игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой («Здравствуй, зимушка-зима!»); теплые, погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну»); купание в реке, прогулки в лесу напоминают о лете («Здравствуй, лето!»); наконец, яркие, разноцветные листья деревьев - об осени («Осень золотая»). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.

Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям.

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа, в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное планирование (при распределении музыкального репертуара в нем учитывают и предстоящие праздничные утренники) позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах. Программа концерта не должна быть знакома ребятам целиком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми -необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов. Что касается взрослых, то музыкальный руководитель, ведущий и его помощники должны свободно владеть всей программой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темп, нюансировку и т. д. Как уже отмечалось, роль ведущего центральная на празднике, но его успех во многом зависит от помощников, которые при необходимости незаметно включаются в ход представления, чтобы сохранить его стройность и непринужденность.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, родители, школьники, то каждое их выступление должно быть своевременным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб.-метод. пос.Ч.2:Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П.-М.:ВЛАДОС, 2000.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М, 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

4. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов/Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-метод. пос./Колодницкий Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.

6. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. - М, 1981.

Праздник занимает особое место в воспитании детей дошколь­ного возраста. Его основные задачи:

■ создать радостное настроение, вызвать положительный эмоцио­нальный настрой;

■ обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообраз­ные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием раз­вития личности;

■ воспитать праздничную культуру (традиции праздников, госте­вой этикет).

Поэтому праздники в дошкольном образовательном учреждении должны быть яркими, наполненными радостью и весельем, торже­ственными событиями, оставляющими неизгладимый след в памяти ребенка.

Музыка является ведущим компонентом праздника и, объединяя синтез искусств - художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство (оформление) и др., создает у детей эмо­циональный настрой. Определяющими в подборе музыки являются тематика и содержание праздников.

Сегодня тематика праздников самая разнообразная, но особое значение имеют календарные праздники (Осенины, Новый год, Рождество, Масленица и др.), традиционные для нашей страны праздники, посвященные знаменательным датам (8 Марта, День за­щитника Отечества, День Победы и др.), выпуск детей в школу, а также зимние и летние спортивные праздники.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку про­явить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности.

Педагогическое руководство на празднике носит организующий характер. В процессе подготовки к празднику задачи воспитателя и музыкального руководителя заключаются в тщательном продумы­вании сценария, в распределении ролей, в выстраивании опреде­ленной последовательности музыкально-литературного материала, инсценировок, аттракционов и сюрпризных моментов.

К обсуждению замысла сценария привлекаются также старший воспитатель (методист) и родители. Определяются лица, отвечающие за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, изготовление атрибутов и т. д.


Большое разнообразие в программы праздников вносят высту­пления взрослых. Они повышают настроение детей, обогащают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагогический кол­лектив общими чувствами.

Особенно важна роль воспитателя в процессе всей подготови­тельной работы, поскольку именно в этот период до сознания ребен­ка доносится содержание праздника. От воспитателя зависит появ­ление у детей эмоционального подъема, который при правильной организации работы нарастает с приближением праздника. В ходе праздника от него во многом зависит поддержание хорошего, радост­ного настроения детей. Он должен уметь подбодрить застенчивых детей, вовремя остановить расшалившихся. Он следит за выступле­ниями детей своей группы, своевременно меняет детали костюмов, подсказывает, когда нужно выходить на игру или пляску, помогает детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, при­нимает участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

Очень важен выбор ведущего. Им должен быть педагог, обладаю­щий культурой общения, доброжелательностью, хорошо знающий воспитанников, находчивый, артистичный, инициативный, умею­щий непринужденно держаться.

На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в каче­стве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым. Программа праздника должна строиться на ранее освоенном материале, из которого отбираются произведения, наиболее ярко исполняемые детьми. Для этого необходимо тщательно осуществить перспективное планирование, чтобы без спешки подготовиться к празднику. Вместе с тем важно, чтобы к моменту его проведения дети не были утомлены и не утратили свежести впечатлений.

При разработке сценария прежде всего учитывается возраст детей. И организация праздника, и подготовка к нему должны от­вечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо также предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

От возрастных особенностей дошкольников зависит также и про­должительность праздника:

■ для детей младшего и среднего возраста - от 20 до 30 минут;

■ в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и

взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.


Кроме того, произведения, используемые на празднике, должны быть высоко художественными, интересными и доступными для

ребят. Ведь только хороший поэтический текст, выразительная ме­лодия могут оставить яркие художественные впечатления, и только свободная естественная исполнительская деятельность вызывает у детей удовольствие.

В процессе подготовки праздника необходимо сохранять у детей яркость впечатлений от выступлений сверстников и взрослых в процессе проведения самого праздника, поэтому при его подготовке нежелательно повторять всю программу праздника в присутствии всех детей. Не следует проводить много объединенных музыкальных занятий для групп, участвующих в празднике.

Дети, приходя в зал, по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понра­вились (особенно ценно, если это находит отражение в самостоя­тельной деятельности детей). Это позволяет еще раз получить удо­вольствие от выступления.

Впечатления от праздника закрепляются и на музыкальных за­нятиях, когда на них проводятся игры, пляски, из программы празд­ника исполняются песни по желанию детей. Этому также способству­ет отражение полученных впечатлений в рисунках, лепке, рассказах и беседах. При этом впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателю понять, на­сколько материал праздника был интересен и близок детям.

В качестве главного критерия успешности праздника психологии (Е.А.Дубровская, Г.А.Праслова и др.) выделяют эмо­циональную окрашенность его атмосферы, которую определяют: непринужденность поведения детей, активность, заинтересован­ность происходящим, радостные эмоции. Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше он будет соответ­ствовать своему главному назначению: доставлять радость.

Кроме того, критериями успешности праздника являются:

■ интересный сценарий, умение распределять роли с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей детей, праздничное оформление зала;

организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;


■ слаженность действий и художественность исполнения взрос­лыми своих ролей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми;

■ качество детских выступлений в музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности во время праздника;

■ качество используемого музыкального репертуара и качество его исполнения, его доступность, художественность и соответ­ствие тематике праздника.

Рассматривая данную форму организации музыкальной деятель­ности дошкольников, Е.А.Дубровская говорит о том, что при сохра­нении всех лучших традиций проведения праздничных утренников, сложившихся в отечественной системе дошкольного образования, представляется перспективным:

■ отход от сложившейся модели утренника как спектакля или эстрадного шоу для родителей;

■ запрет излишней заорганизованности, когда детей изматывают постоянными репетициями;

■ подготовка праздника в естественной обстановке, а не натаски­вание на музыкальных занятиях;

■ тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в нравственно-эстетическом воспитании детей, их участие в празднике.

Воспитательный и развивающий потенциал праздника можно усилить за счет изменения формы его организации. Здесь целесоо­бразно различать мероприятия, дела и игры (И.В.Титова) (схе­ма 30).

Мероприятия - это праздники, организуемые педагогами для воспитанников, дети здесь выступают как исполнители, участники. Это традиционная, широко распространенная форма организации праздника. Ее специфика: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые взрослыми вместе с детьми. Дети принимают участие не только в исполнении, но и в моделировании праздника: в выборе

Схема 30


сюжета, героев для праздника, в разработке их костюмов, сцениче­ского поведения и пр. Так, например, в качестве своеобразного ал­горитма моделирования праздничного утренника детям можно предложить следующую схему, которую совместно с детьми необ­ходимо наполнить содержанием: выбор персонажа для праздника (например: Снежная Королева, Карлсон, Незнайка, Золушка и др.); гости; убранство зала; поздравления (от кого и кому); игры, хорово­ды; подарки; незваный гость. Следует отметить, что в детском саду эта форма используется не часто, поскольку организационные функ­ции в полном объеме пока не доступны для детей.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, в которой, как правило, есть воображаемая ситуация, роли, правила, соревно­вательность. Главное отличие игры - радость, удовольствие от про­цесса, а не от результата. Игры могут быть составной частью праздника-мероприятия или праздника-дела, внося в них импрови­зацию с ее свободой самовыражения, непосредственностью про­явления эмоций участников и зрителей.

Таким образом, подготовка праздника должна проходить в есте­ственной обстановке, а не путем натаскивания на музыкальных за­нятиях; необходим тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в художественно-эстети­ческом воспитании детей; дети должны участвовать не только в празднике, но и в процессе его моделирования и подготовки.

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.

Понятие музыкальная культура общества, первостепенное по своему значению для музыкальной социологии. До сих пор оно нередко смешивается с понятием музыка – хотя их различие четко обрисовал еще Р. Груббер, отметивший, что музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, т.е. музыкальных произведений, ибо «в нее входят многоразличные проявления как самой музык в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом – вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики» .

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это – сложная система, в которую входят:

  1. музыкальные ценности, создаваемые или охраняемые в данном обществе,
  2. все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,
  3. все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех,
  4. все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системе более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Музыкальная культура ребенка - это интегративное личностное качество. Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах) , рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости - необходимое условие формирования музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний, в свою очередь, основа формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, от которых во многом зависит музыкальное и общее развитие детей. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его эмоции, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, это не пройдет бесследно для его духовного становления.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации - способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой» , «эмоциональным познанием» , «моделью человеческих эмоций» : она отражает отношение человека к миру, ко всему что происходит в нем и в самом человеке.

А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека, прежде всего ребёнка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» .

Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Формирует «творческость» как качество личности.

Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим) , слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Палитра же классической музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период старшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач... и призвана решать... самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки.... В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи".

Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к мировому музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада) .
  2. Комоссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду» . – 2005г. № 1, 13-18с.
  3. Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.: Музыка, 1988г.
  4. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией/ Т.Ю. Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО,! 999 – 72с.
  5. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста» .: учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
  6. Рыданова О.П. «Музыкальные шедевры» . Авторская программа и методич. рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников и младших школьников
  7. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез» . Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез» , 2001г. – 128с.
  8. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, - М.: Центр «Гармония» . 1973г.

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Гава
I
………5

1.1. Значение и роль праздника……………………………………………….….5

1.2. Построение праздника…………………………………………………….…7

1.3. Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста….12

1.4. Музыка и праздник в детском саду………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября - это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая - день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.


Объект нашего исследования – значение и роль праздников в детском саду.

Предмет – процесс подготовки и организации праздников в детском саду.

Цель – обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в МДОУ « Ольховский детский сад».

Цель определила следующие задачи:

Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;

Проанализировать опыт работы по подготовке и проведению праздников в МДОУ « Ольховский детский сад»;

Выявить значение праздников для развития детей;

Выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников;

Предполагается использовать следующие методы исследования:

Анализ литературы по проблеме;

Наблюдение за процессом проведения праздника;

Беседы с педагогами;

Изучение и анализ материалов видеотеки МДОУ « Ольховский детский сад»;

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложения.
Гава
I
. Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников
.

1.1. Значение и роль праздника.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

1.2. Построение праздника.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые. Пожалуй, каждый, перелистывая страницы своей жизни в зрелом возрасте, не может не вспоминать радостного волнения, ожидание чего-то необычного, значительного и сказочного в преддверии детского праздника. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление. Многие унесли из детства любимую песню, игру, память о совместных переживаниях с друзьями, воспитателями, родными.

Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов, способствует развитию у детей чувство прекрасного, красивого. Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.

Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой» так и дополнительный. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям. Лучше всего музыкальные произведения использовать на фортепьяно или пользоваться проигрывателем, магнитофоном, причем не только для выполнения движений: плясок, ходьбы, игр. Для этого воспитателю следует подбирать различные пластинки, записи с вокальной и танцевальной музыкой. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры, учитывать условия и особенности города. Часто в программы утренника включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение, развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Но детский оркестр – не самоцель. Это итог большой работы, и, конечно, игра на музыкальных инструментах включается в программу не каждого утренника. В начале года, когда у детей еще нет навыков игры на инструментах, нет выученного репертуара, сыгранности, оркестр включать в сценарий не следует, т.к. участие в этом выступлении будет сопровождаться для ребят напряженностью, неуверенностью в себе.

Обилие стихов, многословие ведущих делает праздник неинтересным, нединамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным детям по содержанию и выразительным по исполнению. Нужно продумать не только выбор стихов, но и качество их исполнения детьми на утреннике. Задача воспитателей – научить ребят читать стихи эмоционально, без подражания взрослым.

Дети любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворять всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы. Программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, участвовать в общем веселье.

В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократное выступление одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляет их нервную систему. У детей же не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе, особенно стеснительные и малоинициативные дети. Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим. Его обсуждение обязательно проводится с коллективом, причем воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается активному участию взрослых. Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители. Они могут включиться в детские игры и аттракционы. Как радуются ребята, когда две мама или папы соревнуются между собой.

Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости. В вестибюле (коридорах) особое внимание желательно обратить на оформление уголка для родителей. Здесь помещаются поздравления, теплые пожелания, советы, как провести праздничный день с ребенком, какие книги ему читать на данную тематику, какие стихи выучить, какие подарки-самоделки приготовить вместе с детьми для родных и близких и т.д.

Рядом можно разместить выставку детских работ: рисунки, поделки из природного материала, изделия из глины и т.д. Накануне праздника дети принимают активное участие в подготовке к утреннику.

Оформление зала должно отличаться от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

Построения и методика проведения праздников в дошкольных учреждениях определяются особенностями каждого из них и возрастом детей, для которых он проводится. Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких простейшим выражением их являются показ и обыгрывание красочных атрибутов, игрушки. Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. На празднике для II младшей и средней групп, которые обычно объединяются, вводится небольшая торжественная часть, поют песни, играют, в конце проводится сюрпризный момент. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п. Дети II и средней групп во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.

Для детей старших групп характерна большая активность в восприятии и исполнительной деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления и т.д. На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя, уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий своих товарищей. При хорошо организованной работе по музыкальному воспитанию все дети осваивают программное содержание, которое определяется для каждой возрастной группы.

Вместе с тем всегда в группе есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применение более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
1.3. Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста.
В детских садах для детей проводятся следующие праздники:

Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам.

- “До свиданья, детский сад”. Этот праздник проводится для детей подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим детским садом, благодарят воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы.

Эти праздники можно условно разделить на два типа:

ПРАЗДНИКИ
календарные тематические

Восьмое Марта Праздник осени

Новый Год До свиданья, детский сад

Основные цели праздников

Тип Название праздника Цели
КАЛЕНДАРНЫЕ Восьмое Марта воспитание чувства уважения и благодарности к маме
Новый Год формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей
ТЕМАТИЧЕСКИЕ Праздник осени воспитание умения видеть прекрасное в природе
До свиданья, детский сад формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения. К сожалению, из детского сада ушли такие понятия как патриотизм, любовь к Родине. И вместе с этим перестали отмечаться все советские праздники. Среди них оказались День Победы и 23 февраля – День армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники. Существует опыт проведения народного праздника “Масленница”.
1.4. Музыка и праздник в детском саду.
Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого-формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.

Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые зимние игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой («Здравствуй, зимушка-зима!»); теплые, погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну»); купание в реке, прогулки в лесу напоминают о лете («Здравствуй, лето!»); наконец, яркие, разноцветные листья деревьев - об осени («Осень золотая»). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.

Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям.

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа, в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное планирование (при распределении музыкального репертуара в нем учитывают и предстоящие праздничные утренники) позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах. Программа концерта не должна быть знакома ребятам целиком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми -необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов. Что касается взрослых, то музыкальный руководитель, ведущий и его помощники должны свободно владеть всей программой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темп, нюансировку и т. д. Как уже отмечалось, роль ведущего центральная на празднике, но его успех во многом зависит от помощников, которые при необходимости незаметно включаются в ход представления, чтобы сохранить его стройность и непринужденность.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, родители, школьники, то каждое их выступление должно быть своевременным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб.-метод. пос.Ч.2:Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П.-М.:ВЛАДОС, 2000.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М, 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

4. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов/Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-метод. пос./Колодницкий Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.

6. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. - М, 1981.

8. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1983.

9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции.- М.:Линка-Пресс,2000.

10. Петрова В. Музыкальные упражнения //Дошк. воспитание. - 2001. - №4.

11. Русский фольклор: Хрестоматия исследований для высших учеб. зав./Сост. Т.В.Зуева, Б.П. Кирдан.-М.: Флинта, Наука,1998.-

12. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наш веселый теремок - Утренник 8 Марта для детей младшей группы детского сада

Действующие лица: Дети: Мышка Лягушка Зайка Лиса Медведь Взрослый: Петрушка. Зал оформлен как русская горница. Дети под веселую музыку входят в зал,встают полукругом. Ведущий. Дорогие гости - мамы, бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, спервым весенним праздником! А что это за праздник, нам сейчас расскажут дети. 1-й ребенок. С праздником веселым И с концом зимы Дорогую маму Поздравляем мы. 2-й ребенок. Никогда не будем Маму огорчать, По хозяйству маме Станем помогать. 3-й ребенок. Чтобы наша мама, Кончив все дела, Вечером весенним Отдохнуть могла. 4-й ребенок. Мы для мамы спляшем, Песенку споем, Мы поздравим маму нашу С женским днем. Песня «Маму поздравляют малыши», стихи Л. Мирновой, музыка Т.Попатенко. Ведущий. Мы здесь собрались неспроста. Сюда вы гляньте - красота! Обращаются к гостям. Дети для вас сами горницу убрали. Дорогие мамы и бабушки, будьте сегодня не только нашими гостями, но и хозяевами вместе со своими ребятишками в нашей горнице. Ведь ничто так не сближает, как хлебосольный стол и задушевный разговор. Под русскую народную мелодию «Калинка» дети подходят к своим мамам,бабушкам, проводят их на приготовленные места в горнице. Дети встают каждый напротив своей мамы, бабушки и исполняют песню. Песня «Мама в день 8-го Марта»,стихи М. Ивенсен, музыка Е. Тиличеевой. Ведущий. Милые мамы и бабушки, очень часто, начиная с пеленок, вы рассказываете своим малышам сказки. Но ведь сегодня ваш праздник, и поэтому сегодня ваши ребятишки для вас расскажут и покажут их любимую сказку «Теремок». За ступенькою ступенька - станет лесенка. Слово к слову ставь складненько - будет песенка. А колечко на колечко - будет вязочка, Сядь со мною на крылечко - будет сказочка. Все дети. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась и пищит. Мышка. Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в невысоком живет? Ведущий. Тишина. Будешь жить ты здесь одна. Но чтобы жить здесь, поживать, Стишок для мамы нужно рассказать. Мышка рассказывает стихотворение про маму (по выбору воспитателя). Все. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю лягушка бежит, У дверей остановилась и стучит. Лягушка. Мышка. Я - мышка-норушка. А ты кто? Лягушка. А я - лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить. Ведущий. Чтобы в теремок войти, Маме поздравленье прочти. Лягушка читает стихотворение по выбору воспитателя, заходит втеремок. Мышка. Будем жить да поживать и ребяток приглашаем вместе с нами поиграть. Игра «Мамины помощники». На одном конце зала - 2 обруча на некотором расстоянии друг от друга, в них по 5-6 одинаковых предметов (мамины покупки).Вызывают 2 детей. Каждый должен сложить «покупки» из своего обруча в корзинку, перенести и разложить их на столе, который стоит на другом конце зала, напротив обруча. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее. Все. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю зайчик бежит, У дверей остановился и стучит. Заяц. - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка. Я мышка-норушка. Лягушка. Я лягушка-квакушка. Мышка и Лягушка. А ты кто? Зайчик. Я зайчик-побегайчик. Пустите меня в теремок жить. Ведущий. Чтоб в теремочке нашем поживать, Стихи о бабушке надо рассказать. Заяц рассказывает стихотворение о бабушке (по выбору воспитателя).Все дети поют песню. Песня «Вот какая бабушка», стихи Ю. Островского, музыка Е.Тиличеевой. Заяц заходит в теремок. Все. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю лисонька бежит, У дверей остановилась и стучит. Лиса. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка. Я мышка-норушка. Лягушка. Я лягушка-квакушка. Заяц. Я зайка-побегайка. Мышка, Лягушка, Заяц. А ты кто? Лиса. А я лиса - всему лесу краса. Пустите меня в теремок жить. Ведущий. Ты стишок к 8 Марта Нам скорее расскажи, Чтобы было всем приятно! И с зверюшками дружи. Лиса рассказывает стихотворение о 8 Марта (по выбору воспитателя),поселяется в теремке. Ведущий. Стали жить уж вчетвером В теремочке небольшом. Пляшут, песенки поют И гостей, конечно, ждут. Пусть наш праздник станет краше, Вместе с мамами попляшем. Песня-пляска «Калинка», обработка Т.Ломовой, слова и движения В.Петровой. Исполняется вместе с мамами и бабушками. Все. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мишка бежит, У дверей остановился и стучит. Медведь. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка. Я мышка-норушка. Лягушка. Я лягушка-квакушка. Заяц. Я зайчик-побегайчик. Лиса. Я лиса - всему лесу краса. Все (вместе). А ты кто? Медведь. А я мишка-шалунишка. Пустите меня в теремок жить. Ведущий. В теремок ты не спеши, Гостей поздравь ты от души. Медведь читает праздничное стихотворение по выбору воспитателя. Ведущий. Мишка, тебя ребята знают, Но в дом не приглашают. Теремок ты им сломаешь, Разве сам не понимаешь? Теремок наш очень мал, Ну а ты большим уж стал. Никого не обижай, Лучше с нами поиграй. Проводится игра «Кто быстрее наденет юбочку и косыночку». Играют одновременно 2-3 ребенка. Ведущий. Все зверята подружились. Вот как в сказке получилось. Тут и сказочке конец, А кто слушал - молодец! Под русскую народную мелодию «Из-под дуба» вбегает Петрушка с бубном в руках. Петрушка. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Как у вас красиво и уютно! Какие все нарядные и веселые. Сразу видно - праздник сегодня. А я Петрушка -развеселая игрушка, тоже люблю веселиться, играть, танцевать. И принес вам разноцветные платочки. Вы скорей ко мне бегите И платочки получите. Мы платочками помашем, С ними весело попляшем. Исполняется песня «Платочек» (украинская народная песня в обработке Л. Ревуцкого). Петрушка. Я веселый озорник, Я проказник и шутник. Рассмешить я всех хочу И игре вас научу. Игра с сосками. Желающие встают у черты и по очереди выплевывают соску - кто дальше. Потом могут посоревноваться мамы. Петрушка. Вы Петрушку поддержите И со мною попляшите. Свободная пляска детей, гостей под любую задорную русскую народную мелодию. Петрушка. Повеселились от души! Ну что ж, прощайте малыши. Прощается, уходит. Ведущий. Какой же праздник без подарков и угощения? Дорогие гости, ваши малышиочень старались, трудились и приготовили для вас маленькие сувениры. Дети дарят мамам и бабушкам сувениры, сделанные своими руками. Ведущий. А теперь милости просим к нашему самовару да сладкому угощению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Сценарий на праздник осени для старшей группы детского сада - Если б Осень потерялась.

Дети и ведущая под музыку заходят в зал.
Дети рассказывают перекличку.

1. Вдаль убежало горячее лето,
Тёплые дни растворяются где-то,
Где-то остались лучи золотые,
Тёплые волны остались морские!

2. Где-то остались леса и дубравы,
Ягоды, фрукты, деревья и травы.
Ну, а теперь – только листья желтеют
И опадают, как только умеют!

3. Дождь золотой по аллее гуляет,
Дождь голубой мне в окно ударяет –
Осень струится по лужам и стёклам,
Улица наша уже вся промокла!

4. Мокнут деревья, и мокнут машины,
И светофоры, и магазины!
Дождь напевает нам песню свою,
Я вам тихонько её пропою!

Дети поют песню «Осень» /доп. 1/, потом садятся на места.

Ребёнок:
Если б Осень потерялась,
Чтобы лето нам осталось,
Чтобы сразу в зиму – прыг
За один могли б мы миг!

Под музыку появляется Злой Волшебник (переодетый взрослый).

Волшебник:
Я – Волшебник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!

Волшебник под музыку и свист исчезает.
Дети поют и танцуют Осенний хоровод /доп. 2/, садятся на места.

Выходит Белочка.

Белочка:
Как из лета в зиму сразу?
Не успела я запасы
Так в дупло себе собрать!
Что, придётся голодать?

Белочка уходит. Выходит Зайчик.

Зайчик:
Пред зимою я линяю –
Шубку серую меняю,
А теперь меня Лисица
Быстро словит! Не годится!

Зайчик уходит. Выходит Медведь.

Медведь:
Время спать, а мне не спится!
Это просто не годится!
Не готов ко сну Медведь…
Хоть бы лечь и захрапеть!

Медведь уходит. Выходит Свинья.

Свинья:
Не собрали урожай,
И теперь – Свинью давай!
Что, съедят меня, раз пусто,
Ни картошки, ни капусты!

Свинья, плача, уходит. Вылетает Сорока.

Сорока:
Хоть спешит к нам Дед Мороз,
Опечален он до слёз:
Не успел найти подарки,
Хоть подарков и не жалко,
Но мешок он не собрал,
А спешит уже на бал!

Сорока улетает. Выходят Мальчик и Девочка.

Девочка:
Да и мы ведь не готовы,
Танцев мы не знаем новых,
Нам без Осени нельзя!
Что подскажете, друзья?
Мальчик: Осень ждём, вернись скорей,
В тёплый круг своих друзей!
Ну-ка, песенка, звучи!
Ну-ка, Осень, приходи!

Дети поют песню «Золотая корона» /доп. 3/.

Интересный нам стишок?

Дети по очереди рассказывают стихи про Осень. Под музыку входит Осень, поёт «Песню Осени» /доп. 4/.

Песня Осени
Если кто меня спросит,
Я – тихая Осень,
В листопаде я таю
И дождём поливаю.

Я хожу за туманом
По полям и дубравам,
И краснеет калина
На кустах и рябина.

Я плодами богата,
Я пришла к вам, ребята,
Чтоб вы знали – кто осень,
Если вдруг кто-то спросит!

Осень:
Вы меня освободили
И на место возвратили:
Между летом и зимой
Вновь вернулась я домой,
В настроении чудесном
От друзей своих прелестных!
Будем дружно поживать,
Будем весело играть!

Осень играет с детьми в игру «Кто быстрей?». Для этой игры нужно иметь музыкальный молоточек или погремушку. Ставится стульчик, выбирается два ребёнка. На стульчике – муз. молоточек (или погремушка). По сигналу дети под музыку должны оббежать круг (дети бегут в разные стороны) и тот, кто первый прибежит, ударяет музыкальным молоточком по стульчику. Если кто-то толкается и срезает круг, победе достаётся противнику.

Ребёнок:
В пары станем мы легко
Да подпрыгнем высоко,
Да станцуем веселей,
Становись-ка, поживей!

Дети танцуют «Польку» /доп. 5/, садятся на места.

Осень:
Будет дождик тихо капать,
Будут листья сверху падать,
Только грусти – не бывать,
Нам пора уже играть!

Дети играют в игру-эстафету «Сварим суп и компот». Участвуют две команды.
Каждая команда получает по набору игрушечных овощей и фруктов и две кастрюли.
Необходимо распределить овощи в одну кастрюлю (для супа), а фрукты – в другу (для компота). Главное в этой игре – не скорость, а внимание.

Осень:
Ухожу, но я вернусь,
Ведь друзьям я пригожусь!
Урожаем награжу,
Щедро всех я угощу!

Осень раздаёт детям подарки и под музыку уходит.

Ведущая:
Мы узнали, что погода
И любое время года
Просто нам необходимы!
Скажем им за всё «спасибо!»
А про осень напоследок
Хор споёт – послушных деток!

Дети поют песню «Первый снег» /доп. 6/, а потом с ведущей уходят из зала.

Ходаковская Зинаида Васильевна. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М, 1983.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции.- М.:Линка-Пресс,2000.

Ходаковская Зинаида Васильевна. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений.

Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную .

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: "Без праздников не бывает детства! ” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость.

Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово "красивый" рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью .

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным "Программой воспитания в детском саду". При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие .

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие .

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т.д.).