Меню
Бесплатно
Главная  /  Пупок  /  Советская елочка. Советский праздник – Новый год

Советская елочка. Советский праздник – Новый год

девочка украшает елку
Во времена существования Советского Союза празднованию Нового года уделялось большое значение. О Рождестве помнили только богобоязненные старушки, поэтому всю силу и энергию направляли именно на Новый год. Дети каждый день отрывали листок календаря и считали, когда же наступит праздник. Ждали его с нетерпением, ведь Дед Мороз каждому ребенку обязательно дарил кулек конфет. Без него елка потеряла бы для детей часть своего очарования. Кулек пах по-особенному: новеньким целлофаном, дорогими конфетами и печеньем, и мандарином, который обязательно клали в подарок.

Наступал день, когда в домах появлялась елка. Купить в те годы приличную зеленую красавицу было прочти невозможно. Они продавались почему-то кривыми, с редкими ветвями. По этому поводу не уставали шутить в журнале «Крокодил», а юмористы утверждали, что за елкой надо отправляться на три базара, на одном приобретать ствол, на другом - ветви и на третьем - хвою. Елочные базары устраивали только в более-менее крупных городах, в небольших населенных пунктах население покупка елкипоступало просто: глава семьи брал топор и отправлялся в близлежащий лесок. Самовольная порубка не приветствовалась, но елочки стояли в каждом доме. Этот вариант приобретения зеленой красавицы был удобен и тем, что можно было подобрать деревце, подходящее по высоте и пушистости.

Елка занимала место в центре дома, ставили ее в крестовину или ведро с влажным песком, и начинали наряжать. Игрушки в те годы были очень красивые, сделанные по-особому, с душой. Огромные шары, казалось, могут лопнуть от одного неловкого взгляда, стеклянные колокольчики, лодочки, разноцветные сосульки, цветочки были очень хороши. Еще продавали тематические игрушки, выпущенные к определенному событию, например, ракеты. Много было картонных игрушек, причем разукрашенные зверушки были очень похожи на настоящих. Часть елочных украшений крепилась к ветвям прищепками. И получалось, что на веточке стоит бравый мальчишка или девочка в нарядном платьице. Некоторые игрушки отделывали поролоном, его любила моль и, спустя годы, платочки на матрешках расползались, цыплятки лишались крылышек, а курочки гребешков.

елочные игрушки в магазине
На верхушку елки водружали блестящую макушку или пятиконечную звезду. И, конечно, украшали дерево гирляндами: шишками, фонариками, крохотными лампочками, а также стеклянными бусами, дождиком. Вешали на нитках и конфеты. Елка получалась очень красивой, нарядной, она стояла, как сказочная принцесса. И всем было понятно, что такое волшебство не может продлиться долго, поэтому дорожили каждым часом, чтобы полюбоваться на красавицу.

В преддверие праздника ребятишки самостоятельно, а иногда вместе со взрослыми принимались клеить гирлянды. Для этого закупали цветную бумагу, листы резали на полоски и клеили маленькие кружочки, потом эти кружочки соединяли между собой. Самое главное. чтобы все колечки были разноцветными, рядом не должно было находиться одинаковых. Клеили и флажки. Подготовка была не менее интересной, чем сам праздник. Из ваты делали гирлянды. Шарики ваты нанизывали на длинную нитку и привязывали к ней коротенькие нитки тоже с ватными шариками. Подоконники устилали ватой и ставили на них пластмассовых Деда Мороза и Снегурочку. Вату рвали на кусочки и кидали на еловые ветви, чтобы она напоминала снег.

С пиротехникой в те годы было не просто туговато, она полностью отсутствовала. На Новый Год покупали хлопушки и бенгальские огни. Этого хватало. Друг друга, посыпали конфетти и кидали на елку разноцветные ленты серпантина. Они красиво свивались в мелкие и крупные кольца.

Очень любили украшать елку снежинками. Их вырезали из тончайшей бумаги, только она была залогом того, что получится настоящая изысканная снежинка. Вырезать их получалось не у всех, для этого нужен был особый талант.

Новогодние праздники несли в семьи советских людей радость. Даже, если телевизор барахлил, и не удавалось посмотреть праздничную передачу, никто не грустил, ведь в комнате светилась огнями, блестела красавица елка, настроение у всех было благодушное, довольное. Новый год всегда внушал уверенность, что дальше будет лучше, веселей, все сложится удачно и хорошо.

Чем елочные игрушки современной России отличаются от советских украшений, и почему мода на европейские елки у нас не прижилась.

Новогодняя елка - не только обязательный атрибут праздника, но и зеркало, в котором отражается мировоззрение эпохи. Игрушки меняются в зависимости от правителей, идеологий и настроений народа. Историк Алла Сальникова рассуждает о том, что произошло с елочными игрушками после распада СССР.

1990-е годы принесли в Россию новую елку. Радикальные политические и экономические перемены, культурные и идеологические трансформации, произошедшие в стране в это время, не могли не отразиться на сложившейся «елочной» идеологии. На смену советской елке, «застывшей» и «закостеневшей» вместе со всем советским обществом в своем праздничном «однообразном» великолепии 1970–1980-х годов, пришла елка постсоветская - яркая, смелая, разрушающая сложившиеся каноны и стереотипы.

Надоевшие советские игрушки, казавшиеся тогда явным анахронизмом, стали быстро вытесняться импортными елочными украшениями, большинство из которых составляли китайские изделия, хлынувшие на российский рынок. Казалось, что советской елочной игрушке, как и другим «советским» вещам, пришел конец и она будет востребована лишь коллекционерами.

2. Игрушки 1930-х годов

Потеря интереса к такой игрушке во многом объяснялась тем, что в сфере потребления она прошла те же достаточно типичные стадии, которые характеризовали режимы и уровни отношения людей к вещам в СССР, а затем в постсоветской России. Первоначально и, кстати, достаточно долго - с момента своего появления во второй половине 1930-х годов и на протяжении более чем четверти века - елочная игрушка была дефицитна и потому особо ценна и тщательно хранима. К игрушкам относились бережно: в семьях накапливались целые коллекции елочных украшений, передававшихся последующим поколениям.

3. Елочные украшения разных периодов СССР

Переход к машинному, индустриальному производству елочной игрушки в середине 1960-х годов привел к появлению множества стандартизированной продукции. Такую игрушку уже не жалко было разбить или сломать и легко заменить. В советском обществе сложились массовые стереотипы потребления елочных украшений, которые, так или иначе, удовлетворялись советской экономикой. Пусть эта экономика была аскетична и практически изолирована от остального мира, пусть эти игрушки были подчас бедны и даже убоги, однако у них было одно большое достоинство - они дешево стоили, и их мог позволить себе каждый.

К середине 1980-х годов потребительские ожидания советских граждан существенно изменились. В значительной степени они были ориентированы на импортные товары, с которыми не могли конкурировать добротные и экологически безопасные, но не очень изящные и далеко не всегда красивые отечественные образцы. Товары мирового елочного рынка были теперь хорошо известны не только благодаря проникавшим в СССР западным глянцевым журналам и сюжетам зарубежной кинохроники.

«По случаю» импортные елочные игрушки можно было приобрести в советских магазинах (отстояв длинную очередь или «по блату»), купить на барахолке или привезти из зарубежной поездки. Особенно хорошо знакомы с импортной елочной игрушкой были высшие слои советского общества. Поставить дома елку, украшенную заграничными игрушками, считалось особо престижным.

На прилавках же вплоть до начала 1990-х годов лежали по-прежнему лишь игрушки отечественного производства. В условиях дефицитной экономики выбор их все более сужался, а качество ухудшалось: мне до сих пор вспоминается купленная в декабре 1991 года стеклянная шишка - огромная, величиной с ладонь, топорно и грубо раскрашенная, ужасно тяжелая, так что далеко не каждая еловая ветка могла ее выдержать.

В 1990-е годы с открытием торговых границ российский рынок заполонила массовая импортная, преимущественно китайская елочная продукция - красивая, дешевая, практичная (на смену бьющемуся стеклу пришла синтетика и пластмасса), подчас далеко не безопасная, но разнообразная. <…> Чудесным, но редким исключением среди этого китайского изобилия выглядели елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами - стеклянные шары и пики с многоцветной кистевой мазковой росписью, с декоративной отделкой различными материалами; расписанные вручную деревянные украшения и др. Однако производство елочных украшений в то непростое для страны время неуклонно сокращалось. По словам известного коллекционера советской елочной игрушки, американки Ким Балашак, первые 15 постсоветских лет могли бы войти в историю российской елочной игрушки как время господства безликих монотонных шаров и сосулек, выдержанных в строгой западной эстетике и произведенных трудолюбивыми китайцами.

«Нашествие» импортной игрушки сопровождалось изменением общего стиля елочного убранства, который, по существу, этой игрушкой и определялся. В елочной моде произошел резкий скачок от уютной, домашней, во многом «детской» елки к претенциозному дизайнерскому рождественскому дереву для взрослых, на котором яркой пестроте и разноцветью уже не было места. Безусловное лидерство захватила елка, наряженная в «европейском», монохромном стиле. Она украшалась «тон в тон» с обязательным присутствием «классического» серебристого или золотистого цвета и «классических» елочных украшений - шаров, бантов, мерцающих гирлянд. В такой елке доминировали сдержанность и лаконичность, которые тем не менее рождали ощущение стильной роскоши. Популярным стал также стиль «минимализма», когда на дереве висело лишь несколько ярких шаров. Мода на елки с цветной искусственной хвоей - синей, серебряной, желтой, красной, оранжевой и даже черной - также потребовала изменения всего стиля их украшения.

9. «Очевидно, что прежняя советская елочная игрушка совершенно не вписывалась в этот новый елочный стиль не только по своему содержанию, но и по своему виду»

Однако со временем минимализм и стилистическая монохромность новогоднего дерева, встречавшиеся на каждом шагу, особенно при украшении публичных елок - на открытом пространстве, в ресторанах, отелях, офисах и гипермаркетах - стали немного надоедать. Гораздо более необычно выглядела елка, украшенная в стиле ретро, будь то викторианские гирлянды из шелковых бантов или советские елочные украшения 1950-х. И если совсем недавно такая елка была в основном достоянием эстетов или представителей старшего поколения, желавшего порадовать необычными украшениями своих внуков и правнуков, то постепенно такое оформление елки все чаще стало входить в праздничный быт.

Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка - Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин посещал новогодние утренники.

Однако в 1928 году, на пике антирелигиозной кампании, с ёлками и новогодними торжествами было покончено. Казалось, что навсегда.

Но в 1935-м всё чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники.

Чем был славен наш народ во все эпохи, так это стремительной реакцией на вышестоящие указания. Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников.

Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович спросил лидера СССР Иосифа Сталина , где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк:

У нас все ёлки главные!

Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы.

Праздник политического значения

Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики - словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить».

Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева . В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме.

Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича .

Снегурочка-сталинистка и Новый год - коммунист

23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус.

Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.

Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль и Сергей Михалков . При этом идеологическая составляющая никуда не делась - так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов».

Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки.

В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям:

Я - первый год из двадцати,

Вам в коммунизм со мной идти!

Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки

Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский и Эдуард Успенский - будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены».

Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок.

С чем сравнить шок советских чиновников от такого сценария? Ну, представьте себе реакцию нынешних чиновников, узнай они, что главным героем детского утренника станет Михаил Ходорковский ?

Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией.

Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» - в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.

Страшилочка про ёлочку

Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки.

Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад.

Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика.

После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей.

Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина - «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов.

И это правильно - ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок.

Художник А.Н. Семенов "Ёлка в Ленинградском цирке", из книги "Советский цирк. 1918 -1938", изданной в 1938 году:


Московский историк Ю.А. Поляков(1921-2012) в своих мемуарах подробно рассказал о том, как рождественскую елку, после нескольких лет гонений, "приняли в компартию", правда, из рождественской ей пришлось стать новогодней:

"Вернувшись из Болшева в Москву, мама снова стала искать работу и, на конец, определилась надомницей в инвалидную артель. Тогда там мастерили елочные украшения. Это был дефицит. После революции антирелигиозная пропаганда сделала рождественскую елку не то, чтобы напрочь запрещенной, но признанной диким, постыдным предрассудком. Елка высмеивалась, много говорилось и писалось (это, кстати, не было лишено оснований) о вреде, который наносится природе вырубкой молодых елочек («превращаем елки в палки»). Ни в школах, ни в детсадах, ни на улицах елки не ставились. Раз елки практически отсутствовали, естественно, не было нужды в елочных украшениях. Но вот, в 1935 г. П.П.Постышев выступил в «Правде» со статьей в защиту елки, разумеется, не рождественской, а новогодней, сказав, что глупо связывать елку с религией, и что детей нельзя лишать такого веселого праздника.

Вырезка из куйбышевской газеты "Волжская Коммуна" за 29 дек. 1935 года с текстом обращения П.П. Постышева. Исходно в "Правде" текст был напечатан 28 декабря.

Постышев укрепил свою репутацию друга детей (что не помогло ему в 1938 г.), a елка, принятая в компартию, начала триумфальное шествие по стране.


И. Шульга "Товарищ Постышев среди детей", 1934 год. Фото из журнала "Огонек" №6 за 1935 г.

Наше общество, как всегда незнакомое с категорией меры. дружно запело «в лесу родилась елочка, в лесу она росла» и стало устраивать елки там, где они недавно едко высмеивались - в детсадах, школах, вузах, редакциях газет, разных учреждениях и конторах, вплоть до министерств. Елки выставлялись в магазинных витринах, в фойе кино и театров. Площади теряли свой престиж, если на них не возвышалась десятиметровая иллюминированная ель. Сияющие пышные праздники елки устраивались в Колонном Зале (это была главная елка страны), в лучших залам всех городов. Страна позарез нуждалась в елочных украшениях. К прочим дефицитам прибавился и этот. Я могу лишь гордиться, что вместе с мамой через ее инвалидную артель способствовал ликвидации этого дефицита. Раз в неделю мама отправлялась на ул. Огарева (Газетный переулок), где в здании бывшей церкви находилась инвалидная артель. Она возвращалась нагруженная сумками с бумагой, ватой, проволокой и прочими нужными для производства ставших необходимыми советской детворе украшений. Делали ватные огурцы, абрикосы, персики. Технологический процесс, созданный оставшимися неизвестными народу мастерами из инвалидной артели, запомнился мне на всю жизнь".

Популярный артист Ю.В. Никулин(1921-1997) в книге воспоминаний "Почти серьезно" также не обделил вниманием рождественско-ёлочную тему:

"В годы моего детства многие отмечали Рождество. Но нелегально, дома. Запрещалась и елка. Во многих школах висел тогда плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошел на елку, значит, ты не пионер».
Дома отец с кем-то разучивал репертуар для самодеятельности, и я услышал такие строчки: «Долой, долой монахов, раввинов и попов! Мы на небо залезем, разгоним всех богов».
– Папа! Значит, Бог есть? – спросил я.
– Почему? – удивился отец.
– Ну как же, – говорю я. – Раз залезем и будем разгонять значит, Бог есть? Значит, он там, да?

Хотя елку родители мне не устраивали, но в Деда Мороза, приходящего к детям на праздники, я верил. И перед Новым годом всегда выставлял ботинки, зная, что Дед Мороз обязательно положит в них игрушку или что-нибудь вкусное. Случалось, что несколько дней подряд я выставлял ботинки, и Дед Мороз все время в них что-нибудь оставлял. Но в одно январское утро я подошел к ботинку, а там лежал завернутый в лист бумаги кусок черного хлеба, посыпанный сахаром.
– Да что, Дед Мороз обалдел, что ли? – спросил я громко, возмущенно и с горечью (у родителей, оказывается, просто деньги кончились, и они ничего не смогли купить).
Отец сказал:
– Надо будет мне поговорить с Дедом Морозом.
На следующий день Дед Мороз положил в ботинок пряник в форме рыбки".

Встреча 1936 года

Фотография с обложки журнала "Огонек" №2-3 за 1936 год

ПРОДАЖА ЕЛОК НА РЫНКАХ МОСКВЫ

"На некоторых рынках Москвы появились елки. Между рядами стройных зеленых деревьев, поставленных прямо в снег, снуют покупатели. Здесь жены рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии. Здесь дети и подростки.

Елки охотно раскупают. Приближается новый год, наступают школьные каникулы, и елка становится желанной гостьей в каждом доме, где есть дети.

Но далеко не на всех московских рынках можно купить елку. Колхозники привозят их только на некоторые рынки, в том числе на Тишинский, Бутырский, Дубининский. На остальных - елок не достать. Директора крупнейших рынков - Центрального, Семеновского, Немецкого, Ярославского, Преображенского - считают почему-то продажу елок (если даже у колхозников есть на это разрешение сельсовета) нарушением каких-то никому неведомых правил и «баловством».

Не легко также достать подходящие игрушки и украшения для елок. В магазинах детских игрушек и на рынках их почти нет. Но все эти препятствия не останавливают ни детей, ни взрослых. Зеленые деревья деятельно украшаются во многих домах".

"Вчера было опубликовано письмо т. П. П. Постышева, в котором он пишет: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев... Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?.. Я уверен, что комсомольцы... искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком...».

Вопрос, поднятый тов. Постышевым, представляет большой интерес. Неко­торые ретивые блюстители порядка видели в торговле елками чуть ли не преступление. Так, например, 23 декабря филиал 5 отделения московской милиции, что на Арбатском рынке, запретил продажу елок, привезенных в палатку учебного комбината Тимирязевской с.-х. академии.

Вчера на Тишинском и Трубном рынках елок в продаже не было, хотя спрос на них очень велик. Впрочем, магазины и палатки треста зеленых насаждений обещают завтра-послезавтра организовать торговлю елками. В магазине «Детский мир» Мосторга вчера было продано небывалое коли­чество легких игрушек - целлулоидных рыбок, лягушек, лебедей, пригодных для украшения новогодней елки. Сегодня в этом магазине один из прилавков игрушечного отделения от­водится под торговлю елочными украшениями. Значительно хуже обстоит дело с елочными свечами: их никто не вырабатывает. Как сообщил нашему сотруднику заведующий пионеротделом ЦК ВЛКСМ т. Мускин, для разрешения вопросов, связанных с производством елочных украшений, а также с заготовкой и доставкой елок в степные районы, со­зывается совещание представителей наркоматов и промкооперации.

Вчера в Всекопромсовет московские артели представили первые тридцать образцов елочных украшений и игрушек. К новому году артели смогут изготовить и выпустить на рынок значительное количество мягких иг­рушек из ваты, картонажных украшений, гирлянд, металлических блесток («дождь»), золоченых орехов, хлопушек и пр."

"Почти на всех рынках Москвы вчера шла бойкая торговля елками. Московский трест зеленого строительства сегодня завезет на рынка до 1.500 елок.

Детские магазины с утра осаждаются покупателями - спрашивают елочные игрушки и украшения. Центральный универсальный магазин открывает в своем помещении специальный отдел для торговли елочными украшениями и игрушками.

В четыре магазина Гормосторга, кроме игрушек, отпущено 25 килограммов золотой и серебряной нитки для елочной мишуры и канители и золоченая бумага для обклейки и обвертывания игрушек.

Трест зеленого строительства приготовил к новому году большую партию живых цветов. На фото: выбор цветов в магазине. Из Вечерней Москвы за 30 декабря 1935 г.

В парках культуры и отдыха 31 декабря засверкают праздничные новогодние елки. 1 января в Центральном парке будет устроен зимний пионерский костер. Командиры и красноармейцы расскажут школьникам о жизни Красной Армии. Участники пионерского костра боевой колонной двинутся в атаку на огневые укрепления: валы, бастионы и башни.

По всей стране начался праздник советских школьников, миллионов будущих строителей радостной и счастливой жизни.

В Харькове, во время совещания у директора Дворца пионеров и октябрят о встрече нового года, была получена срочная телеграмма: «Организуйте детям во Дворце пионеров хорошую новогоднюю елку. П. Постышев».

Вчера в залах Дворца пионеров уже были расставлены большие и маленькие елочки, украшенные яркими электрическими свечами. С зеленых ветвей свисают конфеты, орехи, мандарины, плитки шоколада, игрушечные автомобили, куклы.

На площадях Киева вчера с утра началась бойкая продажа елок. Их в большом количестве покупают клубы, школы, учреждения, родители. Мастерские детской игрушки начали массовое изготовление елочных украшений. Кондитерская фабрика имени Карла Маркса готовит специальный новогодний ассортимент. Во всех школах, пионерских форпостах, клубах, кинотеатрах Киева устраивается около тысячи елок. Кроме того, многие родители организуют праздник для детей у себя на дому. В Колонном зале Киевского дворца пионеров соберется на елку 1.500 детей.

417 тысяч ленинградских школьников вчера закончили учебное полугодие. Во время каникул для детей организуются елки. 300 школьников Кировского района придут на елку одетыми в костюмы героев детских сказок. На катках устанавливаются десятки елок. Здесь будут праздничные гулянья".


Фотографии из журнала "Наука и жизнь" №12 за 2003 год.


Страничка из отрывного календаря на 1936 год. Ёлка вернулась, но начиная с 1930 года, первое января перестало быть нерабочим праздничным днем и так продолжалось до 1947 года. В то время была шестидневка - пять рабочих дней, шестой выходной, выходные выделены синим цветом.


Фото из "Литературной газеты" за 5 янв.(№1) 1936 года с сопутствующим текстом: "1 января в Колонном зале Дома союзов состоялся бал-карнавал отличников учебы старших классов московских школ. Среди разнообразных костюмов и масок карнавала можно было встретить знакомых ребятам персонажей произведений классической литературы - Чацкого, Чичикова, Коробочку, Плюшкина, Мазепу, Марию Мнишек и др. На фото ученики 57 школы Сокольнического района в костюмах Евгения Онегина и Татьяны Лариной".

МОСКВА ПОД НОВЫЙ ГОД

Москва вчера имела необычайный вид. На улицах на каждом шагу можно было встретить людей, нагруженных елками. На Зацепском рынке в течение часа было продано 700 елок, на маленьком Тетеринском рынке - 400. Такую же картину можно было наблюдать и на всех остальных московских рынках. В магазины и палатки, торгующие игрушками, невозможно было пробиться. Тысячи людей осаждали прилавки и покупали все игрушки, которые могли хоть сколько-нибудь подойти для украшения елки. Казалось, вся Москва превратилась в огромный детский сад. Елки - в квартирах, елки - в домовых клубах, елки - в школах.

Но самая замечательная из елок была зажжена вчера в Центральном парке культуры и отдыха. Много радости и удовольствия получили здесь вчера и взрослые и дети. Когда в зеркале льда отразились сотни разноцветных огней колоссальной елки, три тысячи детей закружились в веселом хороводе. Среди восторженных ребят важно шествовали «дед Мороз», «Черная борода», «Медведь», «дядя Сережа», «Веселые ребята».

Детский праздник окончился. Приближался час встречи нового года. Москвичи праздновали его наступление шумно и весело. Отделения столичного телеграфа принимают сотни приветственных телеграми. С бою берутся таксомоторы. Улицы полны народом, как днем. Ярко горят огни в рабочих клубах, ресторанах, столовых, кафе, в окнах квартир. Пышные фейерверки расцветили небо над парком культуры и отдыха им. Горького. Здесь собрались десятки тысяч людей. Пламя сотен факелов освещало аллеи. Лучший московский фигурист и танцор на
коньках С. Глязер руководил массовыми танцами. 1.200 рабочих в работниц фабрики «Новая заря», пришедших в парк, заняли столики в огромном ресторане «Шестигранник».

При описании персонажей на новогодней елке в Центральном парке культуры и отдыха в Москве авторы репортажа, кажется, ошиблись с именем одного из них: вместо дяди Степы из стихотворения Сергея Михалкова пишут о неком дяде Сереже. Стихотворение было напечатано в июльском номере журнала Пионер за 1935 год, и дядя Степа пока еще не был столь известным, как это станет позже.

НОВОГОДНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Последний покупатель покинул московский магазин «Гастроном» № 1 около трех часов утра, хотя допуск туда был прекращен двумя часами раньше. Это было в ночь на 31 декабря. Все утро, затем весь день и опять до глубокой ночи тысячи людей толпились у прилавков. Лифты выбрасывали из подвалов новые тонны мяса, птицы, дичи, рыбы, масла, сыра, колбас, консервов, фруктов, кондитерских изделий.

В кондитерском магазине Наркомпищепрома у Никитских ворот. Фото из Вечерней Москвы за 1 янв. 1936 г.

Магазин № 1 давно уже не видел такого наплыва покупателей. За три последних дня 1935 года москвичи оставили в кассах около миллиона двухсот тысяч рублей, унеся вагон мандаринов, семь тысяч тортов, до десяти тысяч бутылок шампанского, тысячи поросят и гусей, четыре вагона кондитерских изделий и бесчисленное количество других продуктов. Для елочных украшений за эти дни магазин распродал годовой запас грецких орехов...

Полутонные автомобили развезли по квартирам около 3.000 ящиков и свертков с заказанными продуктами. Большим успехом пользовались бюро заказов магазина № 1 на автозаводе имени Сталина и «Динамо» имени Кирова. Средняя стоимость заказа одной рабочей семьи составляла 70-80 рублей.


Ленинград

ПРАЗДНИЧНОЕ ОЖИВЛЕНИЕ НА УЛИЦАХ ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАД, 31 декабря. (Корр. «Правды»). В витринах магазинов сверкают ярко украшенные елки. На улицах праздничное оживление. Непрерывным потоком движутся покупатели, нагруженные покупками. В фруктовых магазинах раскупают нарасхват землянику, клубнику и малину, только что доставленные из холодильников.

Празднично убраны ленинградские дворцы, дома культуры и клубы.

Вчера в Доме печати редакция пионерской газеты «Ленинские искры» устроила для 450 детей большую новогоднюю елку.В залах Кировского дома культуры собираются 3 тыс. стахановцев и лучших ударников Кировского района. После полуночи в физкультурном зале, оформленном в виде морского дна, начинаются танцы.

Рабочие фабрики «Скороход» встречают новый год в Доме культуры. имени Капранова, академики и профессора - в Доме ученых. В Александровском дворце Детского села собираются стахановцы «Красного треугольника».

На фото слева - дети на новогодней елке в Доме печати, фото из ленинградской пионерской газеты "Ленинские искры" за 1 янв. 1936 года, справа - "Свинья на лошади" в Выборгском доме культуры, фото из Ленинских искр №2(5янв.) 1936 г.:

На новогодней елке в 1-й образцовой школе Петроградского района, фото из Ленинских искр №2(5янв.) 1936 г:

Новосибирск

В МАГАЗИНАХ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ

Начиная с 25 декабря оживилась торговля в бакалейно-гастрономических магазинах. Магазин «Гастроном» № 1 вместо обычных 18 тыс. рублей в последние дни перед новым годом продавал товаров на 22 тысячи рублей, а 30 декабря даже на 26,5 тыс. рублей. Магазин продавал по 2 с половиной тонны колбасных изделий. 30 декабря за несколько часов было продано более 100 тортов. Было много заказов на гастрономические товары с доставкой на дом; отдельные заказы доходили на сумму до 900 рублей.

Магазин «Гастроном» № 2(здание Кузбассугля), вместо обычных 16 тысяч рублей, продавал в последние дни товаров на сумму от 23 до 28 тысяч рублей, а 30 декабря на 37.837 рублей. Особенный спрос был на кондитерские изделия, на торты, полено, колбасные изделия, дичь, высшие сорта вин, в том числе - шампанское. За несколько дней продано 320 ящиков мандаринов. Было много предварительных заказов от коллективов на гастрономические товары для проведения встречи нового года. 30 декабря товары по предварительным заказам развозились по домам до 11 часов ночи.

Магазин «Бакалея» № 1 за последние два дня имел много заказов от школ на кондитерские изделия для устройства елок. Магазин вместо обычных 13 тысяч рублей продавал в последние дни товаров из сумму до 22 тыс. рублей. Особенный спрос был на колбасные изделия, шампанское, мандарины (их продано 260 ящиков), масло, сыр, консервы, торты и кондитерские изделия.

Мясной магазин Главмяса (здание городского совета), вместо обычных 8 тысяч рублей, за последние дни продавал товаров на 12-16 тысяч рублей. З1 декабря одних пельменей было продано 600 килограммов.

Игрушечный отдел магазина № 2 Сибторга продал большое количество детских игрушек для новогодних подарков и для елок. Дневной оборот маленького игрушечного отдельчика доходил до 3 тысяч рублей.

НОВОГОДНИЕ ЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В 7 часов вечера 1-го января зажгут огни на елке в детском доме № 1. Сегодня же вечером для детей устраиваются елки в детских домах завода «Труд», мылзавода и лесозавода, в ряде учреждений и предприятий Новосибирска.

Новогодняя ёлка в школе №50 Новосибирска, фото из газеты "Советская Сибирь" за 3 янв.(№2) 1936 года:

ЕЛКИ И ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ

В течение школьных каникул многие городские и сельские школы края устраивают елки для детей.

В Новосибирске фабрика - «Красная Сибирь» начала изготовлять фигурные шоколадные елочные украшения: бомбы, обтянутые фольгой, раки, рыбки и другие фигуры. Магазины «Гастроном» и «Бакалея» с сегодняшнего дня устраивают в своих витринах и внутри образцово-показательные елки. Они украшаются кондитерскими изделиями, какие имеются в этих магазинах в продаже. Детский отдел универмага Наркомвнуторга имеет детских игрушек для украшения елок и для елочных подарков на сумму свыше 200 тысяч рублей. Магазины «Гастронома» выпустили специальные пакеты с кондитерскими изделиями для елочных подарков, ценою в 3-5-10 рубей. Кроме того, для украшения елок в магазинах «Гастронома» продаются особые наборы конфет различных сортов.

Куйбышев(Самара)

Из газеты "Волжская коммуна" за 30 дек. 1935 года:

НОВОГОДНИЕ ЕЛКИ

Вчера в «Волжской коммуне» было напечатано предложение секретаря ЦК КП(б) Украины» Павла Петровича Постышева об устройстве новогодних елок для советской детворы. Это предложение нашло горячий отклик у общественности Куйбышева. По инициативе секретаря городского комитета партии тов. Амас, в горсовете состоялось специальное совещание по этому вопросу. На совещании намечено в дни школьных каникул устроить в одном из лучших залов города елку с подарками для двух тысяч отличников-школьников. Подробно этот план будет разработан сегодня с участием профсоюзов. Кроме того, елки будут устроены во многих школах и детских очагах города. Дворец детей устраивает елку в своем помещении и на детском катке. Вчера городской отдел народного образования договорился с лесохозяйственными организациями о завозе в город необходимого количества елок. Организации и учреждения, желающие приобрести елки, должны обращаться за ними в гороно.

Из того же номера "Волжской коммуны":



Иркутск

В иркутской газете "Восточно-Сибирская правда" обращение Постышева было напечатано только 4 января. В выпусках газеты за 4 и 5 января никаких упоминаний о новогодних елках не было, а в №5 за 6 января были опубликованы сообщения торговых организаций о начале продаж в ближайшие дни ёлок, ёлочных украшений, пакетиков с подарками для детей:

8-10 января(№№6-8) на последней полосе "Восточно-Сибирской правды" печатались объявления о продаже кондитерских елочных украшений:

12 января(№10) в "Восточно-Сибирской правде" описание елки для детей из детсада №26 в Доме Красной армии. Вместо Деда Мороза подарки детям раздавала "бабушка-зима", роль которой исполняла студентка пединститута. Бабушка-зима, как рассказала детям заведующая детсадом, принесла и елку на праздник:

Встреча 1937 года

Москва

Москва, декабрь 1936 года:


Фото Б. Вдовенко, 28 дек. 1936 года. Из фотоальбома "Москва вчера. 100 фоторакурсов", М., 2019.

Е. Габрилович "Новогодний базар"

На площади Пушкина (Москва), за балюстрадой, разместился зеленый базар: продают елки. Ребята пяти-шести лет ходят здесь в полной праздничной амуниции: с деревянными саблями на боку, с трещотками и с куклами в ручонках. Они выбирают елку. Трудный и тщательный выбор. Сколько елок! Которую же из них увезти домой, украсить шарами, цветами и звездами, полюбить, запомнить надолго?..

Елка! Она прочно вошла в обиход в эти дни. Она красуется в квартирах. Зеленеет в школах и в клубах. Сверкает на витринах. Магазины всех специальностей украсили елкой свои витрины. Сколько хлопот у дед-морозов! Эти бородатые деды увешаны колбасами и окороками - в магазинах «Гастронома», конфетами и пирожными - в магазинах Главкондитера, шелками и бархатом - в магазинах Шелкосбыта.


Новогодний базар на Манежной площади, фото из газеты Пионерская правда за 30 дек.(№ 176) 1936 года

На Манежной площади - новогодний детский базар. Он открылся вчера, в 8 час. вечера. Огромная искусственная ель возвышается здесь над ларьками и будками. Заяц скачет верхом на коне, под самой зеленой её вершиной. Шары и куклы. Сотни кукол. Синие, желтые, зеленые, черные, розовые слоны. Полотняные лисы. Плюшевые леопарды. Но жирафы, желтые жирафы с курьезной шеей, с черными глазами, пользуются особым успехом среди юных покупателей. Вскоре же после открытия ярмарки жирафы распроданы. Это обстоятельство вызывает
немало огорчений.
- Ну, купим тигра тебе, - говорят в утешение родители шестилетнему карапузу,- купим льва.
- Хочу жирафа!
- Ну, хочешь слона? Мартышку? Собачку?
- Хочу жирафа!

В конце концов карапуз покидает базар веселый и радостный, прижимая к груди тигра, слона, лису и жестяной паровоз с белым дымом из ваты.

Завтра встреча нового года. Сегодня - последние приготовления. В упаковочных отделениях продуктовых магазинов завязывают корзины, набитые солениями, печениями, копчениями. Нарасхват раскупают подарки. Разбирают цветы. И глава семьи, влезши на табурет, водружает картонный корабль на огромную зеленую ветвь. Последний штрих! Елка готова!

Вечером вспыхивают разноцветные фонари на Манежной площади. В лучах прожекторов сверкает и искрится двадцатичетырехметровая елка. Сияют праздничные ее одеяния: куклы, зверьки, птицы, цветы, парашюты. Толпы людей на площади. Они стоят возле театра «Петрушки» возле окошка, где «секретарь деда-мороза выдает всякого рода справки», возле новогодних ларьков. Двадцать шесть пестрых ларьков! Чем только ни торгуют эти ларьки? Медведями - шоколадными, карамельными, мучными; зайчатами, сделанными из пряников, из марципана, из пастилы. Конфетами, бутербродами, блинами. Базар в самом разгаре.

В магазине Гастроном № 1 пользовалось успехом специальное отделение по продаже сладостей и украшений для елки. На фото: уголок отделения. Фото И. Фетисова и текст к фотографии из Вечерней Москве за 3 января(№2) 1937 года

Елка в Колонном зале Дома союзов:

Слева - ёлка в Центральном доме пионеров и октябрят, справа - новогодний карнавальный вечер в клубе завода "Серп и молот":

<

Ленинград

Фото, как и при встрече 1936 года, малыша умилительного вида, из газеты "Кадр" киностудии Ленфильм за 29 дек. 1936 года:

Елка с Дедом Морозом в хореографическом техникуме Ленинграда, фото из газеты "Ленинские искры" за 1 янв. 1937 года:

Фотографии с ёлок из следующего номера этой газеты за 5 января, слева - с устроенной Ленинградским молококомбинатом для детей рабочих и служащих предприятия, на ней Дед Мороз "одаривает" Снегурочку, справа - заводом Электросила, дети смотрят, как "танцуют зайцы у своей избушки":

Из того же номера газеты: елка в клубе завода "Красный Выборжец", на переднем плане фотографии - дочь шлифовщицы Валя, получившая в подарок настольную игру:


Куйбышев(Самара)

Изготовление Дедов Морозов на Куйбышевском швейном комбинате, на снимке - игрушечница Таня Исаева за работой. Фото из "Волжской коммуны" за 29 дек. 1936 года:

Прямо под этой фотографией из "Волжской коммуны" критическая заметка:

Новогодний сюрприз Горторга детям

Беспомощность куйбышевского Горторга давно стала "притчей во языцех". Ныне он, однако, превзошел самого себя. Через два дня Новый год, но ни в одном магазине Горторга нет ни единой елки. Трудно представить что-либо более хамское, чем этот новогодний сюрприз Горторга и его коммерческого директора М.К. Юзупчука детям.

Долго ли Горторг будет издеваться над детьми?

Вчера «Волжская коммуна» писала, что в магазинах Горторга нет елок. Сегодня мы вынуждены констатировать, что положение почти не изменилось.

В продажу брошена незначительная партия елок и притом крайне недоброкачественных. Магазин, возглавляемый директором Липкиным, вчера днем продавал форменные палки. Любой уважающий себя торговый работник постеснялся бы предложить их покупателю, но Липкин, видимо, придерживается на этот счет иного мнения. Вечером магазин получил партию довольно сносных деревцев, но, несмотря на убедительные просьбы десятков покупателей, не нашел ничего лучше,как предложить им подождать до утра.

Такая же история. произошла в детском универмаге. Когда в магазин привезли елки, он был быстро осажден покупателями. Директор магазина Коровина, однако, сочла возможным позволить себе захлопнуть перед собравшимися дверь и вывесить надпись: «Магазин закрыт».

31 декабря газета сообщила, что в Куйбышеве продано свыше пяти тысячи елок, но спрос на них полностью не удовлетворен, как и на елочные украшения и свечи. Население же Куйбышева по данным переписи 1937 года, прошедшей в начале января, составляло 329813 человек(из книги: Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. Сборник документов и материалов, 2007, с. 74).

Куйбышев, дети работниц и работников швейной фабрики №2 украшают елку, фото из Волжской коммуны" за 31 дек. 1936 года:

Ёлка в детском саду №28 союза мукомолов, фотография из куйбышевской газеты "Волжская коммуна" за 1 января 1937 года:

Сталинград

В Новосибирске к встрече нового года и предстоящим школьным каникулам готовились основательно. О подготовке новогоднего детского карнавала в заметке из газеты "Советская Сибирь" за 22 декабря 1936 года:

ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ НОВОГОДНЕМУ КАРНАВАЛУ

Для новогоднего детского карнавала в Новосибирске отведен весь Первомайский сквер. Художники-скульпторы города под руководством т. Надольского разработали эскизы художественного оформления сквера к карнавалу. По эскизу у дома Ленина устанавливают два панно, отображающие жизнь детей и снежные фигуры медведя, лисицы, волка. По аллеям будут расставлены фигуры зверей и птиц.

Замечательный ледяной слон в саду при клубе транспортников. Вырезка из газеты "Советская Сибирь" за 23 декабря 1936 года:

Торговля ёлками в Первомайском сквере Новосибирска, фото из газеты "Советская Сибирь" за 30 декабря 1936 года:

Фотографии из газеты "Советская Сибирь" за 1 января 1937 года. Слева - новогодняя ёлка в 4-ой школе Новосибирска, справа - костюмированный вечер для школьников в Новосибирске:

На ледяной елке в Первомайском сквере Новосибирска. фото из газеты "Советская Сибирь" за 4 января 1937 года:

Ёлка для детей в клубе им. Дзержинского в Новосибирске. фото из газеты "Советская Сибирь" за 5 янв. 1937 года:

Иркутск

Ёлка в жакте №52(ул. К. Маркса), фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" за 3 янв.(№2) 1937 года:

Казань

Томск


Вологда

На новогодней елке в школе №3 Вологды - "снежинки" танцуют, фото из вологодской газеты "Красный север" за 1 янв. 1937 года:



Оренбург

Елка в клубе имени Ленина для школьников, фото из газеты Оренбургская коммуна за 3 янв. (№2) 1937 года:

Рождество в Москве в 1937 году

Молитвенно встретили Рождество русские люди в СССР. Корреспондент «Тан» посетил десяток церквей в сочельник («Ноэль православ» - пишет журналист) в самых различных частях города, от Арбата до Сокольников. Всюду стояла толпа, причем многие не могли попасть в церковь и оставались на улице. Толпа состояла в большинстве из пожилых, но были в ней и молодые. Весьма показательно, что именно молодые люди проявляли особое усердие в молитве, кладя земные поклоны, и в глазах их был мистический экстаз. Никаких контр-манифестаций не произошло.

Встреча 1938 года

Фото из Вечерней Москвы №290(21 дек.) 1937 года. В центре под ёлкой - заменитель деда Мороза, но как-то он не прижился.

Встреча 1939 года

НОВОГОДНИЕ БАЗАРЫ

В различных районах Москвы вчера открылись новогодние базары. Большие базары елочных украшений и праздничных подарков устроены на площадях Маяковского, Свердлова, Пушкина и др. Площадь Маяковского ярко украшена и иллюминирована. Посредине высится нарядная елка. 18-метровая елка устанавливается на площади Свердлова. Большой базар елочных украшений и новогодних подарков открыт в Центральном универмаге.

Оживленно проходит торговля елками.На прилегающих к Трубной площади бульварах устроено три елочных базара. Такие же базары открыты в Советском, Дзержинском, Пролетарском и других районах столицы. Елка высотой до 1 метра стоит 2 рубля, полтора метра - 3 руб., до 2 метров - 6 руб. и т.д.

О том как проходили Новый год и рождество в предшествующие годы.

Первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках ХVII века. В первое время все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивались яблоки как библейский символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Но вскоре елочные аксессуары «усложнились»: дерево стали убирать мишурой и разноцветными лентами. Особой популярностью пользовались свечи — символ ангельской чистоты — и звезда на макушке. В то же время изготавливали первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.

Кстати, по одной из версий,

искусственные плоды появились вследствие яблочного неурожая. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов искусственными — и так началось регулярное производство стеклянных вкусностей к празднику.

В 1850-е годы на елках начали появляться стеклянные украшения, а в 1880-е — электрические лампочки.

В России в качестве новогоднего и рождественского украшения поначалу использовались лишь елочные ветки — и только к XIX веку петербуржцы стали наряжать настоящие елки. А с конца 1920-х годов рождественская елка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный» и антисоветский обычай. Вот что писал про украшенное дерево поэт Демьян Бедный:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!

О елке часто говорили как о «поповском пережитке», а карикатуристы любили «издеваться» над наряженным деревом. Так, например, в 1930 году появилась знаменитая карикатура « — приманка для простачков».

«Елка — приманка для простачков».

Карикатура анонимного художника из книги Н. Амосов. Против рождественской ёлки. М., 1930. С. 24

Сталин и возвращение наряженной елки

Но в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел предложил вернуть традицию наряженной елки. Предложение было принято. Вот что пишет об этом Никита Хрущев:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку, — написал в «Правде» Постышев. — Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Кстати, сам инициатор отмены запрета на установку новогодних елок был расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме. По мнению историка Олега Хлевнюка, «Постышев пострадал за противодействие сталинскому курсу репрессий».

Коммунизм и новогодние украшения

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». А с 1947 года 1 января вновь стал выходным днем.

Перед советским правительством возникла сложная задача — превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Но с этим делом справились на ура: игрушечные ангелочки трансформировались в фигурки советских пионеров, Вифлеемская звезда превратилась в красную кремлевскую. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали — плоды стали символизировать колхозное изобилие. А вот при Никите Хрущеве, кстати, на новогодней елке повисла кукуруза. Интересно, что после прихода к власти (который практически полностью вытеснил с полей любимое однолетнее травянистое культурное растение Хрущева) игрушечная «царица полей» перестала быть популярной у советских семей.

С самого начала превращения рождественской елки в советскую начинают производиться украшения с портретами политических лидеров.

«В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (как страшно, наверное, было тогда такой шар разбить!)»,

— пишет в книге «История елочной игрушки» доктор исторических наук Алла Сальникова.

Интересно, что в сталинские времена вышло пособие «Елка в детском саду». «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, — говорится в пособии. — На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».

Бинты вместо игрушек

Во время Великой Отечественной войны в советской прессе появился следующий стишок:

У него игрушек нет
В торбе за плечами.
Партизанит старый дед
Зимними ночами.
Деду некогда, поверь,
Мастерить игрушки.
Не пройдет фашистский зверь
По лесной опушке!

Однако елочные игрушки все-таки производились — правда, теперь это были

изготовленные из жести танки, самолеты, собаки-санитары и солдаты. Было популярно вешать на праздничное дерево погоны, ордена, медали и фигурки, изготовленные из фронтовых бинтов.

«Как солдат немецкий детям елку возвратил»

А вот в Третьем рейхе штамповались елочные игрушки со свастикой, а также всевозможные стеклянные и фарфоровые танки, бомбы и ручные гранаты. Младенец превратился в голубоглазого арийского младенца, счастливо улыбающегося в золотой люльке.

Кстати, по воспоминаниям очевидцев, на оккупированных российских территориях нацисты разыгрывали советским детям сказку «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил».

После окончания войны в СССР в моду вошли елочные игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен , а с наступлением оттепели появились елочные украшения в виде сосулек. Фабрики начали активно производить игрушечные самовары, чайнички и даже сахарницы.

В 1956 году вышел культовый фильм «Карнавальная ночь».

«Пять минут, пять минут, это много или мало?» — пела героиня Леночка Крылова. Фабрики не заставили себя ждать — и на прилавках магазинов сразу же появились игрушечные часики, показывающие без пяти минут двенадцать.

Производители игрушек реагировали на каждое масштабное событие — например, после первого полета человека в космическое пространство на елках повисли фигурки . А, наконец, к 1980 году возникла мода на мишуру, дождик, зеленые «шишки» и колокольчики.