Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Тема по самообразованию дефектолога работе. «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья». «Использование коррекционно-развивающих игр на уроках письма и развития речи»

Тема по самообразованию дефектолога работе. «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья». «Использование коррекционно-развивающих игр на уроках письма и развития речи»

План индивидуальной самообразовательной работы

на 2015 -2020 годы

учителя дефектолога ГБОУ «Пестречинская школа-интернат для детей с овз».

Образование: «Высшее, Казанский государственный педагогический институт, учитель начальных классов, Диплом ШВ № 162957 от 15 июля 1994 года»

Курсы: октябрь 2014года Курсы повышения квалификации для учителей – дефектологов по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казань, (108 часов).

Свидетельство о повышении квалификации. Регистрационный номер УПК-20- 0005629\ от 24октября 2014 года

Школьная тема: « Совершенствование коррекционно развивающей воспитательной и социальной среды для развития личности в условиях школы-интерната».

Индивидуальная тема:

Период работы над темой: с 2014 по 2019г.

Цель самообразования: повышение педагогической компетентности.

Задачи самообразования:

Изучить литературу о методах активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи;

Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

Улучшить технику чтения через использование коррекционно-развивающих игр;

- организовать работу с учащимися на уровне психолого-педагогических, дидактических и методических требований.

Предполагаемый результат:

Овладение методами и приёмами активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.

Участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;

Умение оказать практическую помощь коллегам.

Источники самообразования

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

Интернет - ресурсы;

Медио - информация на различных носителях;

Уроки и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.

Этапы проработки материала.

Диагностический

2015-2016уч.год

1.Определение темы.

2.Постановка целей и задач.

3.Пояснительная записка.

4.Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

5.Посещение уроков учителей по данной теме.

Прогностический

2016-2017 уч.год

1. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

2. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

3.Курсы повышения квалификации учителей.

4.Участие в семинарах, на конференциях.

Практический

2017-2018уч.год

1.Участие в семинарах, на конференциях.

2. Посещение семинаров, уроков учителей по данной теме.

3. Выступления с собственным опытом.

4. Проведение открытых уроков.

5.Практическая работа.

6. Апробация методов и приёмов активизации познавательной деятельности на практике.

7. Совершенствование творческой лаборатории и работа в кабинете.

Обобщающий

2018-2019 уч.год

1. Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме самообразования.

2.Консультативная помощь учителям и учащимся.

3. Выводы по окончании работы.

Пояснительная записка.

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью.

Известно, есть дети, обладающие огромной энергией, не всегда стремящиеся к знаниям, не имеющие того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебно-воспитательного процесса. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, и тогда выступает важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок коррекционно-развивающих заданий, упражнений, игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Присутствие в коррекционно-развивающих упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала - вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволяет решить в практике обучения и задачу формирования прочных знаний, умений и навыков и задачу развития познавательных способностей учащихся.

Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с
любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия
вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе.
Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.

Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, с интересом приступают к выполнению упражнения.

Из всего вышесказанного следует, что коррекционно- развивающие упражнения, задания, игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Коррекционно-развивающие задания могут быть использованы, как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

Книга для учителя

Воспитание игрой. Москва: Просвещение, 2001

Аникеева Н. П.

Методическое пособие

Богуславская З. М.

Книга для учителя

Значение дидактических игр в развитии младших школьников. Москва: Академия, 1989

Левченко И. Ю.

Книга для учителя

Дидактические игры в начальной школе. Москва: Просвещение, 2010

Леушина А. М.

Методический журнал « Начальная школа»

Дидактическая игра «Иду в гости» на урок русского языка. Начальная школа№11, 2001

Дубова Т. А.

Книга для учителя

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. Москва, 2011

Богуславская З. М.

Методическое пособие

Русский язык: дидактический материал.
1-2 классы. - М.: Просвещение, 2000.

Канакина, В. П.

Методика игры с коррекционно-развивающими. Москва, Издательский центр «Академия», 2003

О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко, Г. Ф. Кумарина

Методическое пособие

Мой первый экзамен по русскому языку. - М.: Аквариум, 2000.

Узорова, О. В., Нефедова, Е. А

Книга для учителя

Коррекционная педагогика, 1(37) Издательство «Образование» 2010. – М.:

Мухина В.В.,

Книга для учителя

«Психология игры». М – Эксмо – 2003.

Эльконин Д.Б.

Книга для учителя

«Развитие связной речи младших школьников» - М.,2000.

Рамзаева Т.Г.

Книга для учителя

«Уроки речевого творчества». М – ВАКО – 2010.

Каландарова Н.Н.

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: М.:Академия,1998

Пузанова Б.П.

Книга для учителя

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, 2003.

Ефименкова Л. Н.

Учебное пособие

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: - М.: «Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС», 1997.

И. Н. Садовникова.

Методическое пособие

Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. - Москва, 2003.

Юрова Е.В.

Интернет-ресурсы.

Посещение уроков учителей начальных классов, обмен опытом.

Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет)

Образовательное

учреждение

07.02.2014

2

«Звонкие и глухие согласные на конце слова»(4 класс)

Образовательное

учреждение

Открытый урок в рамках проведения республиканского семинара

25.10.2014

3

«Н.Носов. Заплатка» (4 класс)

Образовательное

учреждение

Открытый урок, в рамках проведения недели русского языка

23.01.2015 год

4

«Число 4.Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный» (1 класс)

Образовательное

учреждение

Открытый урок в рамках проведения недели математики, школа – интернат

06.12.2015г.

5

«Кошка» (1 класс)

Образовательное учреждение

Интегрированный урок развития речи и русского языка в рамках проведения недели русского языка

25.01.2016г.

6

«Что такое хорошо? Что такое плохо?(2 класс)

Образовательное учреждение

Классный час

13.12.2016

7

Выступления с собственным опытом

06.01.

2014

Образовательное учреждение

Выступление на методическом объединении классных руководителей

2

04.10.

14

Образовательное учреждение

Общешкольное мероприятие

День учителя

1

03.11.

2015

Образовательное учреждение

Выступление на педагогическом совете школы

«Социальная адаптация первоклассников».

2

05.01.

2015 год

Образовательное учреждение

Выступление на методическом объединении учителей предметников

« Использование дидактических игр на уроке математики»

3

28.11.

2015г.

Образовательное учреждение

Выступление на республиканском семинаре

«Формирование навыков чтения»

4

13.12.

2015г.

Образовательное учреждение

Выступление на методическое объединение учителей предметников, школа – интернат

« Нравственное воспитание»

5

07.05.

2016

Образовательное учреждение

Общешкольное мероприятие

«День победы»

6

2012 год

Конференция

Выступление

«Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы – интернат VIII вида на уроках письма и чтения»

7

2013 год

Педагогический совет школы

выступление

«Формы и методы организации и проведения коррекционно-развивающей работы»

8

2013 год

Выступление

«Использование коррекционно-развивающих игр на уроках письма и развития речи»

9

2014 год

Методическое объединение классных руководителей

Выступление

«Основные направления совместной деятельности классного руководителя и школьного психолога по формированию личности учащегося»

10

2014 год

Педагогический совет школы

Выступление

«Система работы на уроке

по сохранению зрения и здоровья младшего школьника»

11

2015 год

Методическое объединение начальных классов

Выступление

« Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках развития речи»

12

13

Практическая работа

Непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения, стало нормой моей профессиональной деятельности.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся школ 8 вида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно - направленным.

Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития детей с ограниченными возможностями здоровья и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий.

Используя коррекционно-развивающие и игровые формы, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, физкультминутки, логопедические минутки, гимнастика и другие приёмы. В младших классах школы 8 вида одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности умственно отсталых детей.

3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока.

Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений:

«Роняем руки», «Стряхиваем воду с пальцев», «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы», «Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т. д. Сами названия упражнений не требуют особого разъяснения по проведению, следует только применить фантазию.

Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока. Основные задачи физкультминутки:

· снять усталость и напряжение;

· внести эмоциональный разряд;

· совершенствовать общую моторику;

· выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи пальчиковой гимнастики:

*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;

*подготовка руки к письму;

*тренировка внимания;

*координация движений.

В практике своей работы я применяю следующие упражнения:

Придумаем сказку ручками

Солнышко - вот помощники мои

Зайчики - в прятки мы играть хотим

Домик - вышел пальчик погулять

Замок - здравствуйте.

В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры для того, чтобы учить детей с ограниченными возможностями здоровья правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения. На уроках развития речи играем в настольные дидактические игры «Магазин», «Часть и целое», «Профессии». Н-р, игра «Профессии». Каждому ребёнку раздаю дидактическую карточку(показываю). В каждом домике должны быть сверху три человечка. Ребёнок находит соответствующий жетон и выкладывает на соответствующую карточку. Н-р, вверху карточка с изображением почтальона, снизу жетон с изображением сумки с газетами и письмами. Выигрывает тот игрок, который быстрее заполнит свою карточку жетонами. Можно во время игры работать в группе и индивидуально. Такие игры развивают память, речь, мелкую моторику и увеличивают словарный запас.

Также детям очень нравится настольный театр. На уроке я использую элементы театрализации. После прочтения сказки предлагаю её разыграть с помощью настольного театра. Учитель берёт слова автора, а дети выступают в роли героев сказки, меняются ролями.

На уроках развития речи я также использую дидактические карточки – это не просто карточки, они обучающие. Н-р, дидактические карточки «Игрушки», ребёнок называет то, что он видит на карточке. Рассказывает для чего предназначен этот предмет и описывает его. Дети сравнивают игрушки с реальными игрушками. Если ребёнок умеет читать, то я прячу руками название под картинкой, дети угадывают, что эта за игрушка. Либо отрезаю названия, перемешиваю и дети подбирают названия к карточкам.

На уроке письма провожу следующие коррекционно – развивающие упражнения:
Упражнение на зрительную память.

1. - Скажите, в каких буквах мы пишем этот элемент. Например:

2. – Найди каждой букве пару. Работа с парными (печатная + прописная буква) буквами (по индивидуальным карточкам).

Упражнение на зрительное внимание.

1. Специальный коррекционный прием по формированию смыслового значения буквы, образа в коре головного мозга. (Папка «Таблицы коррекции зрительного внимания»)

- Запомни цвет, которым изображена данная буква.

2. –Среди данных слогов найти слог су

са су мы ло су хо су ны

3. – Назови букву, которая повторяется несколько раз.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1. Запиши только гласные буквы названных слов.

2. Запиши только те слоги, которые начинаются с гласного звука; записать только те слоги, которые оканчиваются гласным звуком (ар, то, ын, ак, ку, он, ни, ко…).

3. Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог:

ло или ка: са…, соба…, мо…ток, музы…, мо…ток.

4. Записать слова, в которых есть слоги жи, ши.

На доске слова: лыжи, зима, мыши, лужа, жили, санки, шил.

Применение описанных мною коррекционно – развивающих упраж-

нений при обучении грамоте у умственно отсталых учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция.

У учащихся возник интерес к изучению русского языка, изменилось письмо, уменьшилось количество ошибок, лучше стал пересказ и техника чтения. Выполнение домашнего задания стало нормой.

Подведение итогов урока сопровождается обязательным комментированием и оценкой работы каждого ученика. Если результат работы на уроке не устраивает учителя и учеников, всегда настраиваю учащихся на успех на следующем уроке.

Применение игровых приемов работы привёл к положительным результатам :

1)Позитивная динамика в коммуникативном развитии.

2)Обогащение содержания личностных контактов.

3)Повышение уровня:

    речевой инициативы

    интереса к предмету

    улучшение техники чтения

4) Положительный эмоциональный настрой на урок.

Мониторинг техники чтения

В процессе использования коррекционно-развивающих игр и упражнений, используемых учителем на уроках развития речи повысилась активность детей, качество обучения, улучшилась техника чтения, мотивация к выполняемой учебной деятельности.

Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в школе 8 вида, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и формированию толерантного поведения, благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья.

Совершенствование творческой лаборатории

и работа в кабинете.

Выводы по окончании работы.

Проведя самоанализ по данной теме, делаю вывод:

Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

У детей моего класса заметно вырос словарный запас, они учатся общаться. Дети постепенно переходят от фразовой к связной речи. Несомненно, радует заметное развитие творческих способностей всех детей моего класса.

Именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и развитии речи ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Системное применение коррекционно – развивающих упражнений и дидактических игр на уроке, правильная психолого - педагогическая диагностика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать толерантное поведение, обеспечить успешность обучения. Сделав материал доступным, интересным, коррекционно – развивающая система обучения создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся уважения и понимания, влияет на отношение ученика и учителя, делая их более доброжелательными. Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне. Моя главная задача - непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса.


В журнале выделяется страничка для учета проведенных учителем-дефектологом консультаций.

На левой странице журнала записываются:

в строке, предназначенной для записи наименования учебного предмета, делается запись «Консультативная работа»;

в графах, отведенных для учета занятий, - дата проведения консультации.

На правой странице журнала записываются:

в строке графы «Содержание учебных занятий» - дата проведения консультации и ее тема;

в строке графы «Домашнее задание» - форма проведения консультации (индивидуальная, с указанием фамилии, собственного имени и отчества консультируемого; родительское собрание или иная).
17. Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога

за 2015-2016 учебный год
ОРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В отчете не нужно расписывать структуру ОНР, дисграфии и т.д. Это должен быть отчет о вашей работе, о достижениях и недостатках за учебный год.

В отчете необходимо отразить:

1. Цели, которые учитель-дефектолог ставил на прошедший год, достижение (не достижение) этих целей. Что способствовало или препятствовало достижению (не достижению) поставленных целей.

2. Количество детей исправивших нарушения за год и их процент.

3. Данные о нарушениях и исправлении:


№ п\п

Нарушение

Количество детей

%

Исправление

%

1.

Дислалия

2.

Дисграфия

3.

ОНР (3 ур.р.р)

4.

ОНР, дизартрия

5.

НВОНР

6.

НВОНР, дизартрия

7.

Заикание

8.

Дизартрия

9.

Другие нарушения

10.

Выпущено всего,

из них:


*

*

- исправлено

*

*

- в ПКПП школы

*

*

- в специальную (интегрированную) группу

*

*

- выбыли

- оставлено в ПКПП

*

*

4. Выполнение плана по самообразованию (литература, курсы повышения квалификации, участие в семинарах, МО и т.д.).

5. Достижения учителя-дефектолога: обобщение опыта, создание собственных пособий и т.д.
Руководитель учреждения образования может дополнить данный перечень необходимыми для деятельности ПКПП документами
3. Требования к организации и содержанию коррекционно-педагогической помощи
Комплектование ПКПП

Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой обучающихся с ОПФР.

Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы – 2-4 человека.

Обследование и распределение по группам, подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводится учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Объем коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий (групповая, подгрупповая, индивидуальная) для каждого обучающегося с ОПФР, получающего коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП, учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей обучающихся, зачисленных на занятия в ПКПП.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Продолжительность занятий:

групповых занятий для воспитанников :

вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут.

групповых занятий для учащихся:

30-45 минут.

подгрупповых занятий для воспитанников:

вторая младшая группы (от 3 до 4 лет) – 15 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.

подгрупповых занятий для учащихся:

25-35 минут.

индивидуальных занятий для воспитанников:

вторая младшая группы (от 3 до 4 лет) – 10-15 минут;

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-25 минут.

индивидуальных занятий для учащихся от 15 до 40 минут.

Длительность перерывов между коррекционными занятиями (групповыми, подгрупповыми, индивидуальными) устанавливается учителем-дефектологом самостоятельно, исходя из особенностей психофизического развития детей, режима функционирования учреждения образования и производственной необходимости (учета времени начала (окончания) уроков или занятий, времени на проветривание кабинета, времени на прогулку и другие режимные моменты).

между групповыми, подгрупповыми занятиями в учреждениях дошкольного образования составляет 10-12 минут,

между индивидуальными занятиями 5-10 минут.

Перерыв между занятиями для одного ребенка должен быть не менее 10 минут.

Если занятия проводятся с группой одних и тех же воспитанников, перерыв между занятиями также должен быть не менее 10 минут.
В учреждениях общего среднего образования рекомендуемый перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования.
Коррекционно-педагогические занятия в ПКПП проводятся на языке, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении образования.
Периодичность посещения занятий обучающимися с ОПФР - 2-4 раза в неделю. Например, периодичность посещения занятий обучающимися с нарушениями речи определяется индивидуальными особенностями ребенка, характером речевого нарушения, и составляет в среднем для обучающихся:

с фонетическими нарушениями речи (дислалия, ринолалия, дизартрия) - 2 раза в неделю;

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, ринолалия, дизартрия) – 3 раза в неделю;

с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (неосложненный вариант, осложненный вариант при ринолалии, дизартрии) – 3–4 раза в неделю;

с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, – 3 раза в неделю;

с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, тахилалия) – 2–3 раза в неделю.

Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования. Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию обучающихся с ОПФР или их законных представителей.

В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей обучающихся и иное, в рамках своих функциональных обязанностей. В случае необходимости по решению руководителя учреждения образования может выполнять иные функциональные обязанности, в рамках осуществления педагогической деятельности.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Учитель-дефектолог должен предоставить весь пакет документов (годовой план, списки групп, расписание и т. д.) в ЦКРОиР не позднее 25 сентября в 1-ом полугодии, 15 января – во втором полугодии. Аналитический отчет о проделанной работе необходимо предоставить не позднее 5 июня.
Приложение 1

Образцы приказов
Приказ № 1
Об организации работы и комплектовании пункта коррекционно-педагогической помощи
В соответствии с пунктами 9-11 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 года № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи», методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25 мая 2012 г., на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором Островецкого районного ЦКРОиР от …….. (какого числа),
заявлений законных представителей обучающихся (воспитанников) с особенностями психофизического развития

ПРИКАЗЫВАЮ:

Зачислить с 1 сентября 2015 г. в пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП) …….. учащихся (воспитанников) в следующем составе:

1.Ф.И., класс;

4.
и т.д. (список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи).

2. Утвердить состав учащихся (воспитанников) в ПКПП в количестве ……. человек согласно списку, согласованному с директором Островецкого районного ЦКРОиР (список прилагается).

3. Установить нагрузку учителю-дефектологу (Ф.И.О.) 1 ставку (20 часов в неделю) с 1 сентября 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

4. Возложить ответственность за оформление личных карточек детей с особенностями психофизического развития на учителя-дефектолога (Ф.И.О.).

5. Возложить ответственность за посещение учащимися (воспитанниками) занятий в ПКПП на классных руководителей, воспитателей.

6. Контроль за работой ПКПП возложить на заместителя директора по учебной работе Ф.И.О.

Директор подпись расшифровка

О комплектовании групп и утверждении расписания
в пункте коррекционно-педагогической помощи
В соответствии с пунктами 7, 8, 14, 15 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 года № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи», методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25 мая 2012 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) занятия …. групп, …… подгрупп, с учащимися/ воспитанниками следующим образом (выбрать нужные):

Группа №1: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Учитель-дефектолог Ф.И.О.

1. Субко Егор, 2 «Б» кл.;

Группа № 2:ОНР (3 ур.р.р.)

Учитель-дефектолог Ф.И.О.

1. Иванов Артем,1 «А» кл.

1. Сидорова Мария, 1 «Б» кл.;

1. Сергеева Татьяна, 2 «А» кл., НВОНР;

2. Утвердить расписание занятий в ПКПП (расписание прилагается).

3. Учителю-дефектологу Ф.И.О. ознакомить классных руководителей с расписанием занятий в ПКПП.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя директора по учебной работе Ф.И.О.
Директор подпись расшифровка
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Если в учреждении образования один учитель-дефектолог, то Ф.И.О. учителя-дефектолога указывать не нужно.
Приказ № 3
Об отчислении из
пункта коррекционно-педагогической помощи
В соответствии с пунктом 11 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 года № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи», методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25 мая 2012 г., на основании списка детей, исправивших нарушение психофизического развития, утвержденного директором Островецкого районного ЦКРОиР от …….. (какого числа)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Отчислить из пункта коррекционно-педагогической помощи в связи с ………. следующих учащихся:

1. Сидорову Марию, 1 “А” кл.;

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В приказе могут быть следующие формулировки причины отчисления детей:

1. в связи с исправивлением нарушения психофизического развития;

2. в связи с оказанием коррекционно-педагогической помощи в учреждении общего среднего образования (если ребенок не исправил нарушение и переходит в школу);

3. в связи со сменой места жительства;

4. в связи с отказом законных представителей учащегося (воспитаника) от коррекционно-пндагогической помощи, от обследования учащегося (воспитанника) членами ПМПК. В данном случае основанием для отчисления служит заявление законных представителей ребенка об отказе.

Приложение 2
Образец заявления законного представителя ребенка с ОПФР о зачислении в ПКПП
Директору

Наименование учреждения образования

_________________________________

Ф.И.О. руководителя

__________________________

Ф.И.О. законного представителя

проживающего по адресу:

____________________________________________________
заявление.
Прошу зачислить моего сына (дочь) ___________________________

(фамилия, собственное имя ребенка)

учащегося(уюся), воспитанника(цу) ________________ класса (группы), в пункт коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования «_______________________________________».

С целью занятий и расписанием ознакомлен(а). Обязуюсь обеспечивать своевременное посещение занятий и выполнение рекомендаций специалиста.
«___» _________ 20__г. подпись инициалы, фамилия

Елена Винникова,
Татьяна Чигирь.

ПРОБЛЕМ СТАЛО МЕНЬШЕ
О содержании и организации работы методического объединения учителей-дефектологов в дзержинском районе

Методические объединения (МО) - эффективная форма повышения квалификации педагогов, действенное средство обмена опытом. Участие в их работе побуждает педагогов к творчеству, активности, помогает видеть успехи в работе других учителей-дефектологов, учит анализировать и критически оценивать свою деятельность.

В последнее время появилось много новых методик и технологий, педагоги получили возможность их выбора и внедрения в практику работы. В связи с этим значительно возросла потребность в профессиональном общении. Педагогам нужны такие объединения, которые помогали бы в решении конкретных проблем. Однако анализ педагогической литературы и существующая практика проведения МО показывают, что данная проблема является сложной и недостаточно проработанной на методическом уровне. Как правило, руководители объединения самостоятельно, путем проб и ошибок, почти «на ощупь» ищут пути оптимального планирования проведения заседаний методических объединений.

Время и силы тратятся на изучение литературы, на ознакомление с чужим опытом, на собственные раздумья и непосредственно на составление реального плана работы.

Необходимо построить работу МО таким образом, чтобы она давала результаты и стала органической частью повышения квалификации педагогов. С этой целью нами было разработано «Положение о методическом объединении», которое утверждено на заседании методического объединения.

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ПКПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Учителя-дефектологи ДУ района объединяются в методическое объединение «Дошкольник».

Цель: координация работы учителей-дефектологов и методическое обеспечение коррекционного процесса.

1. Общие положения:

1.1. Методическое объединение является структурным подразделением методической службы ЦКРОиР, объединяющим дефектологов дошкольных учреждений района.

1.2. МО создается при наличии не менее трех учителей-дефектологов дошкольных учреждений.

1.3. Деятельность МО основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании коррекционно-образовательного процесса.

1.4. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы МО определяются его членами в соответствии с целями и задачами ЦКРОиР и утверждаются методическим советом ЦКРОиР.

1.5. Методическое объединение работает в русле единой методической темы ЦКРОиР.

2. Методическое объединение:

2.1.Вовлекает учителей-дефектологов в инновационную деятельность, стимулируя научное осмысление коррекционно-образовательной работы.

2.2. Принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям, воспитателям и т.д.

2.4. Организует работу методических семинаров для начинающих, малоопытных учителей-дефектологов.

2.5. Проводит проблемный анализ результатов образовательного процесса.

2.6. Вносит предложения по изменению содержания учебно-коррекционного процесса.

2.7. Вносит предложения по организации и содержанию исследований, ориентированных на улучшение усвоения воспитанниками (учащимися) коррекционного материала.

2.8. Вносит предложения по организации и содержанию аттестации учителей-дефектологов.

2.9. Осуществляет работу в тесной взаимосвязи со следующими специалистами: психологами, педагога-, ми, детским психиатром, невропатологом и др.

2.10. Способствует самоанализу работы учителей-дефектологов.

2.11. В своей работе подотчетно ЦКРОиР.

2.12. Согласовывает методические и организационные вопросы с руководителями дошкольных учреждений.

3. Методическое объединение:

3.1. Выдвигает предложения по улучшению качества коррекционного процесса.

3.2. Обращается за консультациями по проблемам обучения и воспитания детей в ЦКРОиР, к администрации образовательных учреждений.

3.3. Ставит вопрос о поощрении своих членов за успехи в работе, активное участие в инновационной деятельности.

3.4. Готовит свои предложения при проведении аттестации учителей-дефектологов.

3.5. Ставит вопрос о публикации материалов, о лучшем опыте, накопленном в рамках методического объединения.

4. Документы и материалы методического объединения:

4.1. План работы на учебный год.

4.2. Протоколы заседаний.

4.3. Матрица объема инноваций по каждому члену методического объединения.

4.4. Схема коррекционно-развивающего занятия.

4.5. Схемы анализов:

коррекционно-развивающего занятия,

карта-схема для самоанализа.

4.6. Анализ работы методического объединения за учебный год.

5. Формы работы:

5.1. Целевые взаимные посещения и взаимные просмотры тетрадей.

5.2. Открытые коррекционно-развивающие занятия.

5.3. Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим показом на открытом коррекционно-развивающем занятии.

5.5. Семинары, педагогические чтения, конференции, педагогическая мастерская.

5.6. Выставки конспектов уроков, тематических разработок, дидактического материала, памяток, самодельных наглядных пособий, лучших тетрадей детей.

5.7. Организация наставничества в работе с молодыми специалистами.

5.8. Ознакомление с новинками методической и детской литературы.

5.9. Организация методической копилки.

5.10. Отчеты учителей-дефектологов по самообразованию.

Методическое объединение возглавляет председатель, избранный из состава совета. Поэтому кроме «Положения о методическом объединении», методическим советом ЦКРОиР разработаны и приняты «Функциональные обязанности руководителя методического объединения».

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Руководитель МО выбирается из членов методического объединения. Он должен иметь высшее специальное образование и педагогический стаж не менее 5 лет.

Руководитель МО планирует работу на каждый учебный год исходя из задач и основных направлений деятельности, определяемых органами управления образования и директором ЦКРОиР.

Основные направления деятельности руководителя:

Составление плана работы МО на год;

Текущее планирование деятельности МО;

Координация работы учителей-дефектологов МО по выполнению плана и учебных программ;

Отслеживание качества профессиональной деятельности учителей-дефектологов МО;

Организация повышения квалификации учителей-дефектологов МО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, круглые столы», творческие отчеты и т.п.);

Создание информационного байка данных по учителям-дефектологам МО;

Изучение инновационных процессов в методике проведения коррекционных занятий и выработка на их основе рекомендаций для учителей-дефектологов МО.

Руководитель методического объединения:

Создает и ведет банк данных - учителей-дефектологов МО по установленной форме, определяет их потребности в повышении профессионального мастерства и адреса педагогического опыта;

Посещает уроки и другие мероприятия, проводимые учителями, анализирует их и доводит результаты до сведения учителей-дефектологов МО;

Обобщает информационно-аналитические материалы по вопросам деятельности МО и один раз в год готовит обобщенный аналитический материал и представляет его на методическом совете;

Обеспечивает методическую помощь учителям в освоении инновационных программ и технологий, овладении методикой подготовки и проведения коррекционных занятий, организует просветительскую работу для учителей-дефектологов МО. консультирует их по вопросам организации учебно-методической работы;

Организует методическую помощь учителям в работе с различными группами детей с ОПФР;

Организует методическую помощь учителям в решении проблем преемственности;

Участвует в работе совещаний у заместителя директора и информирует об итогах деятельности учителей МО;

Оказывает помощь заместителю директора ЦКРОиР по подбору материала и пропаганде профессионального опыта учителей МО;

Вносит предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей и руководителей МО;

Доводит и дает обязательные для исполнения указания учителям МО:

Посещает любые мероприятия, проводимые учителями МО, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля качества их проведения;

Ходатайствует о представлении к награждению и поощрению учителей МО за успехи в работе, активное участие в инновационной и научно-исследовательской деятельности;

Получает от администрации ЦКРОиР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности;

Обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками других образовательных учреждений района;

Обращается за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам областного ЦКРОиР, в подразделения высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, к исследователям в интересах совершенствования своей работы;

Повышает профессиональную квалификацию удобным для себя способом.

Все учителя-дефектологи района обязаны участвовать в работе методического объединения для повышения своей квалификации и координации работы с другими учителями-дефектологами.

В нашем районе руководитель методического объединения ведет следующую документацию:

Характеристика кадров

Ф.И.О._____________________________________________

Образование (какой ВУЗ и когда окончил)__________

Педагогический стаж (стаж работы в данном учреждении) ________________________________________

Учебная нагрузка________________________________

Возраст_________________________________________

Повышение квалификации________________________

Поощрения и награды____________________________

В целях повышения качества планирования работы необходимо знать образовательный уровень членов методического объединения. Для этого составляется сводная таблица характеристики кадров, что позволяет своевременно оказывать помощь молодым специалистам, реагировать на запросы и предложения опытных педагогов, выявлять профессиональные потребности.

Состав методического объединения

Место работы Стаж

Курсы________________________

Аттестация___________________

Матрица объема инноваций

Название методики,

технологии _________________

Ф.И.О. педагога _ ______

Место работы

С целью повышения профессионального и творческого потенциала педагогов составляется план работы методического объединения.

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ПКПП «ДОШКОЛЬНИК» НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Задачи:

1. Координирование работы учителей-дефектологов дошкольных учреждений района, выработка нормативных документов методического объединения.

Таблица

ПЛАН РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ПКПП «ДОШКОЛЬНИК» НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Тема

Форма проведения

Ответственные

«Сопровождение детей с ОПФР в условиях дошкольного учреждения.

Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога»

Практическое занятие, обсуждение, сообщение

Руководитель МО, учитель-дефектолог, педагог-психолог

«Системный подход к преодолению речевых нарушений у детей на ПКПП (характер взаимодействия в работе воспитателя дошкольного Учреждения и учителя-дефектолога)»

Практическое занятие, обсуждение, сообщение, выставка документации

Руководитель МО, учитель-дефектолог, воспитатель

«Модель единого коррекционно-образовательного пространства в дошкольном учреждении. Пути взаимодействия медицинской службы детского сада и учителя-дефектолога»

Практическое занятие, обсуждение, выступление

Руководитель МО, учитель-дефектолог, врач-педиатр

2. Активизация работы и качества самообразования учителей-дефектологов района.

3. Совершенствование педагогического мастерства и раскрытие творческого потенциала учителей-дефектологов района.

4. Работа МО в рамках единой методической темы ЦКРОиР: «Система комплексного сопровождения в специальном образовании».

Протокол №1 методического объединения «Дошкольник» (дата и место проведения)

Тема: «Системный подход к преодолению речевых нарушений у детей (характер взаимодействия в работе воспитателя и учителя-дефектолога).

Присутствовали ______________________

Отсутствовали_______________________

Повестка дня________________________

1. Организационный момент (регистрация участников).

Интерактивная игра «ЗНАКОМСТВО».

Цель: создание эмоционального комфорта, настрой на работу, единение участников заседания.

Участникам игры предлагается закончить фразу «Вы не знаете, что я умею...». Затем необходимо определить свое эмоциональное состояние, сравнив его с каким-нибудь природным явлением.

2. Просмотр открытого группового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р.

Название: План самообразования на тему: «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу, Разновозрастная группа для детей с ОВЗ (лекотека для детей с ТМНР)

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №201» г.Чебоксары
Месторасположение: г.Чебоксары, Чувашская Республика

План самообразования
учителя-дефектолога Трофимовой А.Д.
на 2015-2016 учебный год

«Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Пояснительная записка

Цель — создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

  1. Выявлять неблагоприятные варианты развития ребенка и определять трудности в овладении адаптированной образовательной программой.
  2. Составлять индивидуально-ориентированные маршруты развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк.
  3. Наблюдать детей с ОВЗ, посещающих массовые группы детского сада, нуждающихся в помощи специалистов.
  4. Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.
  5. Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
  6. Консультировать педагогов и родителей по вопросам развития детей с ОВЗ со сложной структурой дефекта.
  7. Активизировать участие детей с ОВЗ и родителей в различных досуговых мероприятиях
  8. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
  9. Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Источники самообразования : методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, методические объединения, мастер-классы.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план.
  2. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей-дефектологов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
  • использование индивидуально-ориентированых технологий в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ.
  • разработка буклетов, памяток направленных на обогащение знаний родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в семье.
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях, обобщение опыта.
  • продвижение персонального сайта, сетевое взаимодействие.
  1. Диагностическое, аналитическое
Проведение обследования детей с ОВЗ (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие) Ежегодно: Сентябрь-январь-май, в течение года
Изучение и анализ, динамическое обследование детей массовых групп, прошедших ПМП(к), ТПМПК По запросу
  1. Коррекционное, аналитическое направление
Разработка и корректировка индивидуально-ориентированных маршрутов развития с учетом психических, физических, эмоциональных особенностей детей Сентябрь, январь, по запросу
Проведение коррекционно-развивающих занятий, в соответсвии с выбранными направлениями развития В течение года
Ознакомление родителей с индивидуально-ориентированным маршрутом развития ребенка Сентябрь, январь, по запросу
  1. Консультативно-просветительское
Участие в мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов
(выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).
По запросу, регулярно
Пополнение информационного стенда для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ регулярно
IV. Организационно-методическая деятельность
Выступление на родительских собраниях по вопросам обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта в семье Регулярно, по запросу
Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога на сайте ДОУ, в Сетевом городе регулярно
Изучение новых форм, методов и приёмов индивидуально-ориентированных технологий в специальном образовании регулярно
Создание методической копилки (конспекты занятий, статьи, методические рекомендации, игры) для эффективной реализации индивидуальных маршрутов развития регулярно
Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования регулярно

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

И. Е.Щукина

Целью годового плана коррекционно-педагогической работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на 2013\14 учебный год являетсяобеспечение максимально возможной социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития через совершенствование образовательного процесса коррекционно- педагогической помощи и улучшение качества работы с родителями. Исходя из годового плана ЦКРОиР, главной целью моей работы является оказание квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием. Для достижения данной цели были определены основные задачи:

    С целью повышения качества коррекционно – педагогического процесса совершенствовать и реализовывать новые формы и методы преодоления заикания.

    Обеспечивать комплексное воздействие по предупреждению и устранению заикания (медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое, логопедическое).

    Повышать компетентность родителей, с целью активного участия в коррекционно-педагогическом процессе.

Коррекционная работа в течение всего учебного года строилась в соответствии с «Положением о центре коррекционо-развивающего обучения и реабилитации» от 16.08.2011 №233 , методической рекомендацией«Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012г. и инструктивно-методическим письмом «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013\14 учебном году от 2013 г. Вся коррекционная работа осуществлялась по пяти основным направлениям (диагностическая; коррекционно-развивающая; консультативно-методическая; самообразование и повышение квалификации; работа по улучшению оснащённости кабинета).

Диагностическая деятельность.

Труд кончается,

но хорошо исполненная работа не пропадет.

Катон Марк Порций Цензорий

Диагностическое направление создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка, которая включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.В течение учебного года я решала следующие задачи: 1.Сбор анамнеза, определение уровня развития и причин возникновения заикания у детей. На начало учебного года на коррекционные занятия было зачислено 18 детей с заиканием разной формы и степени тяжести. В сентябре месяце было проведено первичное обследование детей, данные которых были занесены в индивидуальные карты развития для детей с заиканием. Проводилась диагностика по таким направлениям: обследование состояния общей, мимической и артикуляционной моторики, дыхательной и голосовой функции, обследование динамической стороны речи, состояния импрессивной и экспрессивной речи, состояния звукопроизношения, фонетической и фонематической стороны речи, обследование связной речи, а также обследовалась внешняя и внутренняя симптоматика заикания. И уже по результатам диагностики, в зависимости от степени и тяжести заикания, происходило зачисление детей на индивидуальные или подгрупповые занятия, а так же определение оптимальных условий индивидуального развития

2.Определения результативности и эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. Всё оформлялось в виде карты динамического развития ребенка. 3. Обследование детей с заиканием по запросу родителей. Проводилось на протяжении всего учебного года.

28 апреля 2014 года дети прошли психолога – медика - педагогическую комиссию, в результате которой прослеживается положительная динамика. Итоги ПМПК:

Начало учебного года: Конец учебного года:

Лёгкая степень заикания -7 Легкая степень заикания -5

Средняя степень заикания-9 Средняя степень заикания -1

Тяжелая степень заикания-1 Тяжелая степень заикания -0

Речь без заикания -11

Итого:

Общее количество детей- 17 детей

Речь без заикания- 11 детей – 65%

Речь без улучшения-4 ребёнка - 24%

Речь с улучшением-2 ребёнка- 11%