Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Коррекционное обучение детей с овз. Коррекционная педагогика. методы обучения детей с овз в рамках фгос

Коррекционное обучение детей с овз. Коррекционная педагогика. методы обучения детей с овз в рамках фгос

Наиболее полное определение понятию образование дал В.С.Леднев: "Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие"5.

В одном исследовании изучалась взаимосвязь между успешными и неудовлетворительными уведомлениями о ежедневном классе и школьными дисциплинарными правонарушениями шести мужчин с обучением, не прошедших обучение 9-го класса. Было установлено, что умеренная отрицательная корреляция между успехами и школьными дисциплинарными правонарушениями для студентов. Сравнительный анализ мужской и женской преступности показал, что мужчины склонны совершать преступления на более высокой частоте, чем женщины. Статистика последовательно демонстрирует, что подростки-подростки в целом склонны совершать большинство преступлений.

Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие, которые, как указывает Б.К.Тупоногов, выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения. Дадим примерную содержательную расшифровку образовательного коррекционного процесса по Б.К.Тупоногову:

Не было обнаружено никакой прямой корреляции относительно социально-экономического статуса и делинквентности. Вывод: результаты исследований приводят к выводу о том, что установлена ​​связь между обучением и несовершеннолетней преступностью. Изучение мужчин-инвалидов с ограниченными возможностями является целенаправленными кандидатами на участие в правонарушениях, и поэтому их называют целевым населением для экспериментальных исследований. Должна быть продемонстрирована, является ли правонарушение обучением неспособности студента реагировать на неудачу.

1.Коррекционное обучение - это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний;

2.Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде;

Обзор исследований и альтернативная гипотеза, объясняющая связь между недееспособностью обучения и делинквентностью. В этой статье рассматриваются и оцениваются текущие гипотезы, которые пытаются объяснить связь между обучением и несовершеннолетней преступностью. Автор отмечает, что высокий показатель распространенности детей-инвалидов среди несовершеннолетних правонарушителей указывает на необходимость синтезировать исторические и текущие данные и оценивать эмпирическую поддержку существующей причинно-следственной гипотезы.

3.Коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

В основе функционирования коррекционной педагогической системы находятся следующие положения, сформулированные Л.С.Выготским в рамках, разработанной им теории культурно-исторического развития психики: сложность структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития нормального и аномального ребенка. Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков: "Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту..." (22). Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного обучения является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и социального работника. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.

Оценки распространенности инвалидности в обучении среди правонарушителей варьируются от 26% до 73%. Она отметила, что как гипотезы о неудаче в школе, так и дифференциальные методы лечения не подтверждаются эмпирическими доказательствами. Гипотеза восприимчивости не имеет эмпирического тестирования, и концепция восприимчивости представляется слишком глобальной, чтобы ее систематически проверяли. Наконец, автор предлагает, чтобы альтернативная теория могла объяснить связь. В этом подходе утверждается, что неэффективные социальные навыки познавательного решения проблем повышают риск делинквентности в обучении молодежи-инвалидам.

Коррекция и компенсация развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого: педагогизация окружающей среды, а также продуктивное сотрудничество различных социальных институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно - реабилитационных и коррекционных психолого - педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью включения, по-возможности на равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные отношения. Л.С.Выготский в связи с этим писал: "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми" (19). Обязательным условием реализации интегрированного обучения выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у нетипичного ребенка. Существует, как отмечает Л.М.Шипицына, несколько моделей интегрированного образования детей с проблемами:

Вывод: автор отмечает, что для дальнейшего подтверждения альтернативного подхода требуется больше исследований, в частности того, что проверяет отношения внутри гипотезы. Поскольку преступность вызывает серьезную озабоченность современного общества, этот вид исследований имеет огромное значение.

Распространенность условий гандикапа среди несовершеннолетних правонарушителей. Исправительное и специальное образование 7, 7-. Цель: В этой статье рассматриваются и обобщаются литература о распространенности условий инвалидности среди несовершеннолетних правонарушителей, поскольку такая информация разбросана по различным учебным и коррекционным журналам, а также в институциональных и правительственных докладах.

Обучение в условиях массовой школы (обычный класс);

Обучение в условиях специального класса коррекции (выравнивания, компенсирующего обучения) при массовой школе;

Обучение по разным образовательным программам в рамках одного класса;

Обучение в специальной образовательной коррекционной школе или школе-интернате, где имеются классы для здоровых детей.

Общие показатели распространенности детей-инвалидов в малообеспеченном населении, основанные как на крупномасштабных официальных оценках инвалидности среди правонарушителей, так и при прямом изучении записей отдельных образцов правонарушителей, составляют от почти 30% до более 60%. Напротив, Управление программ специального образования обнаружило, что только 76% детей в целом имеют инвалидность. Исследование также показало, что распространенность некоторых видов инвалидности среди несовершеннолетних правонарушителей, особенно эмоциональных нарушений, нарушений в обучении и умственной отсталости, крайне непропорциональна показателям распространенности неинфицированных молодых людей.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд принципов коррекционной учебно - воспитательной работы:

1.Принцип единства диагностики и коррекции развития;

Автор отметил, что нестабильность среди показателей распространенности может быть связана с рядом факторов, включая несоответствие между официальными определениями, отсутствие единых критериев для выявления инвалидности и различия в терминологии между государствами. Вывод: хотя исследования в этой области дали непоследовательные результаты, исследования показывают, что непропорциональный процент молодых правонарушителей имеет инвалидность, а распространенность некоторых видов инвалидности может быть намного выше среди этого населения, чем среди населения в целом и детей и молодежи.

2.Принцип коррекционно - развивающей направленности обучения и воспитания;

3.Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования;

4.Принцип ранней интервенции, подразумевающий медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по-возможности - с младенческого возраста;

Автор отметил, что все исследования, взятые вместе, представляют собой неотложный призыв к комплексному, междисциплинарному подходу к систематическому выявлению несовершеннолетних правонарушителей с ограниченными возможностями, постоянному предоставлению квалифицированных кадров надлежащим специальным образовательным услугам и регулярному мониторингу ответственных учреждений на соответствие государственным и федеральным законам.

Взаимосвязь между недееспособностью обучения и несовершеннолетней преступностью: текущее состояние знаний. Исправительное и специальное образование 7, 18-. Цель: В этой статье были рассмотрены предыстория, исследования и результаты многолетнего проекта «Проект по обучению несовершеннолетним несовершеннолетним».

5.Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер;

6.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках коррекционного образования;

7.Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального коррекционного образования.

Двумя основными исследованиями были исследование по возрасту и продольное исследование. Возрастное поперечное исследование основывалось на образце, содержащем поперечное сечение возрастных групп, измеренное в один момент времени. Образец состоял из 973 мальчиков-подростков из государственных школ Балтимора, Индианаполиса и Феникса, у которых не было никаких официальных данных о правонарушении, и 970 мальчиков из судов по делам несовершеннолетних и молодежных исправительных учреждений в тех же трех городах.

Продольным исследованием было исследование 351 мальчика из выборки поперечного сечения, у которого не было официальной просрочки. Анализ результатов: оба исследования показывают, что подростки с ограниченными возможностями в обучении имеют значительно более высокие показатели общего делинквентного поведения, и они участвуют в большем количестве насилия, злоупотребления психоактивными веществами и нарушениях в школе, чем подростки, не участвующие в обучении. Кроме того, вероятность ареста и вынесения судебного решения была значительно выше для подростков с ограниченными возможностями в обучении.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, "пудов здоровья", а не "золотников болезни", по образному выражению Л.С.Выготского. В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные направления (35):

Этими теориями были теория отказа школы, теория восприимчивости и теория дифференциального лечения. Авторы отметили, что подростки с ограниченными возможностями в обучении подвергаются относительно высокому риску делинквентности. Это подразумевает, что правосудие в отношении несовершеннолетних, человеческие услуги и образовательные учреждения должны ориентироваться на специальные программы профилактики и реабилитации этого населения.

Изучение инвалидности: Молодые нарушители проклятия. 63 апреля. Тема обсуждения на этом заседании была посвящена проблеме детей-инвалидов и преступности среди несовершеннолетних. Выводы: По словам начальника психолого-просветительских служб в детской оценочной и реабилитационной клинике в Медицинском колледже Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, по оценкам, 75% всех несовершеннолетних правонарушителей имеют трудности в обучении. Этот эксперт также отметил, что симптомы инвалидности обучения включают в себя импульсивность, отсутствие контроля, отсутствие рефлексии, гиперактивность, плохое внимание и невозможность приобрести навыки базового обучения.

1.Сенсуалистическое (лат. sensus-ощущение). Его представители полагали, что наиболее нарушенным процессом у аномального ребенка является восприятие, которое считалось основным источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952, Италия). Поэтому в практику специальных учреждений были введены особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей. Недостатком данного направления было представление о том, что улучшение в развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

Этот эксперт также отметил, что 80% всех детей с ограниченными возможностями обучения являются мальчиками. Другие эксперты, присутствовавшие на этом заседании, взяли на себя ответственность за детей с нарушениями в обучении в судах по делам несовершеннолетних, судьи по делам несовершеннолетних. Утверждалось, что многие системы правосудия в отношении несовершеннолетних виновны в «преступном» пренебрежении к игнорированию этой проблемы и фактически противоречат школьным системам в отношении того, что делать.

Вывод: Наконец, было высказано мнение о том, что судам необходимо знать об административных процессах, которые могут быть использованы для получения услуг для ребенка с ограниченными возможностями обучения. Распространенность и типы условий гандикапа, обнаруженные в ювенальных исправительных учреждениях: национальный опрос.

2.Биологизаторское (физиологическое). Основатель - О.Декроли (1871-1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный материал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа коррекционно-воспитательной работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциация (этап развития мышления посредством изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение (этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений).

Цель: В этой статье обобщаются результаты всеобъемлющего национального обследования всех несовершеннолетних правонарушителей с инвалидностью, совершенных для государственных исправительных учреждений на всей территории Соединенных Штатов. Заявленная цель этого опроса заключалась в сборе информации, полезной для педагогов, коррекционных администраторов и законодателей в их усилиях от имени заключенных детей, как с точки зрения возможных профилактических вмешательств в начальных и средних образовательных системах.

Общее число учреждений-ответчиков составляло 204, представляя каждое государство и все, кроме одной из территорий. Основная часть опроса запросила общее количество детей в каждой категории инвалидности на объекте. Дополнительная статистическая информация, полученная в ходе обследования, включала участие в образовании, соотношение учителей и учеников и бюджетные расходы. Анализ результатов: опрос выявил чрезмерное количество несовершеннолетних с ограниченными возможностями в исправительных учреждениях.

3.Социально - деятельностное. А.Н.Граборов (1885-1949гг.) разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.

Было установлено, что у 4% детей-правонарушителей, совершенных в исправительных учреждениях, есть определенный тип инвалидности. Однако среди населения в целом число детей с инвалидностью составляет всего 3%. Категории инвалидности с самыми высокими показателями заболеваемости были эмоциональными нарушениями, ограниченными возможностями обучения и умственной отсталостью.

Вывод: после перечисления статистической информации по штатам и проведения краткого обзора литературы по предыдущим исследованиям в этой области автор подчеркнул необходимость дальнейшего исследования причин высокой распространенности детей-инвалидов в популяции несовершеннолетних.

4.Концепция комплексного воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление оформилось в отечественной олигофренопедагогике в 30 - 40гг. XXв. под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Соловьев И.М.). Данное направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее время то, что исправление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, как это имело место ранее (у Монтессори М., Граборова А.Н.), а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания нетипичных детей.

Женщины имеют уникальные, учитывающие гендерную специфику потребности в области здравоохранения. По данным многочисленных исследований, женщины, находящиеся в заключении, рассказывают истории о злоупотреблении алкоголем и наркотиками, инфекциях, передаваемых половым путем, о сексуальном и физическом насилии и психических заболеваниях, причем уровень этих состояний выше, чем у заключенных. Более того, большинство заключенных женщин моложе 50 лет и, следовательно, имеют специфические проблемы репродуктивного здоровья, включая беременность.

В настоящее время перед дефектологической наукой и практикой стоит ряд организационных и научных проблем, решение которых позволило бы качественно и количественно осуществить совершенствование процесса коррекционного образования (51):

Создание постоянно действующих штатных психолого-медико-педагогических комиссий-консультаций, с целью более раннего выявления индивидуальной структуры дефекта развития у детей и начала коррекционного обучения и воспитания, а также повышения качества отбора детей в специальные (вспомогательные) образовательные учреждения;

Осуществление тотальной интенсификации процесса коррекционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет дефектологического всеобуча и повышения педагогического мастерства;

Организация дифференцированного подхода с элементами индивидуализации к дидактическому процессу внутри отдельных категорий детей с отклонениями в развитии;

Распространение коррекционной учебно-воспитательной работы в некоторых специализированных детских медицинских учреждениях, в которых лечатся дети дошкольного возраста, с целью оптимального сочетания лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы для успешной подготовки детей к обучению в специальной образовательной коррекционной школе;

Предоставление возможности получить адекватное образование всем детям, имеющим нарушения психофизического развития. Отмечается недостаточный (неполный) охват нетипичных детей специальными (коррекционными) школами. В настоящее время в стране около 800 тысяч детей с дефектами развития или совсем не охвачены школьным обучением, или обучаются в массовых школах, где они не имеют адекватных условий для развития и не в состоянии усваивать образовательную программу;

Укрепление материально-технической базы специальных коррекционных дошкольных и школьных учреждений;

Создание многоцелевого опытно-экспериментального производства для разработки и изготовления малых серий технических средств обучения для детей с сенсорными и двигательными нарушениями развития;

Разработка социологических проблем, связанных с дефектами онтогенеза, что будет способствовать раскрытию причин отклонений развития, осуществлению превенции дефектов, планированию организации сети специальных учреждений с учетом распространенности детей с ограниченными возможностями в разных регионах страны;

Расширение сети социокультурной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоовья, дефектологическое просвещение родителей, внедрение инновационных форм работы образовательных учреждений с семьей нетипичного ребенка.

Разработкой данных проблем занимается институт коррекционной педагогики РАО.

Контрольные вопросы и задания к теме

1. В чем сущность коррекционного образования?

2. Дайте определение основным компонентам процесса образования.

3. Опишите различные системы коррекционной учебно-воспитательной работы.

4. Перечислите основные принципы коррекционной учебно - воспитательной работы.

5. Выделите наиболее актуальные проблемы, стоящие перед дефектологией.

6. Законспектируйте статью Н.Д. Шматко "Для кого может быть эффективным интегрированное обучение" // Дефектология. - № 1-2. - 1999г.

7. Изучите и законспектируйте статью В.Г. Петровой, И.В. Беляковой "К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием" // Дефектология. - №2. - 1995г.

Наталья Владимировна Жданова
Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС

Коррекционная педагогика .

Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС .

Подготовила Жданова Наталья Владимировна

Учитель – дефектолог

Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения . Классификация методов обучения многообразна , их насчитывается до 10.

В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения :

Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения . Эта классификация выглядит следующим образом :

1. методы изложения нового материала;

2. методы закрепления и повторения.

Московская, которая предлагает делить методы на словесные , наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочета-нии и на всех этапах урока.

А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя» .

Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности . Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчленен-ность материала, наличие подготовительного периода в обучении , постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.

Средства обучения . Это содержание обучения , наглядность, технические средства и т. д. Методы состоят из приемов . Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

Словесные методы : описание, рассказ, объяснение, беседа.

Требования к рассказу : это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.

В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах - 20 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.

Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа : проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи.

Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.

Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.

Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.

Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство . В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных , выразительных ответов.

Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль ум-ственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.

Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления особого ребёнка.

Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.

В специальной школе 8-го вида словесные методы обучения являются наи-более распространенными (по данным Луценко В. С. - 49,4% из всех применяемых методов ). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.

В беседе ответы детей в 1 ,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. На уроках естественнонаучного цикла дети сравнительно легко усваивают названия предметов , объектов и географических явлений, а также фактические сведения. Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа : «скапливание воды над слоем глины» .

Для осознанности такого рода знаний учитель в беседе применяет вопросы на сравнение (что общего? чем похожи? чем отличаются! и пр.) . Если сравнивают два явления (родник и ручей, то нужно найти три сходных и четыре различных свойств, а для раскрытия причинно-следственных связей нужно помочь назвать три причины, так как только треть учеников специальной школы 8-го вида может справиться с этой работой.

Рекомендуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами , такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.

Наглядные методы :

Наглядные методы - это такие способы обучения , когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей . Лозунг при этом такой : ни один урок географии без опоры на наглядность. Особенность применения наглядных методов : рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о пустыне, не показав ее картину) .

Показ - это предъявление образа действия (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т. д.) разных способов работы. Условие : обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.

Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов , их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года и т. д.) . После показа объект убирается.

Демонстрация - показ предметов в движении . Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в начальном курсе географии и особенно в биологии.

В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу , цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться.

Особенности практического использования наглядных средств.

Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В. Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.

Приемы использования картины : ее не следует рано показывать для осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.

Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Желательно использова-ние в процессе восприятия не более двух картин. На уроке также ис-пользуются и другие наглядные пособия : объемные, графики, схемы. Они незаменимы, если у учителя возникает необходимость объяснять по ходу сообщения.

Все это улучшает внимание и восприятие УО ребенка.

Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии) .

Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений . При наблюдении восприятием умственно отсталых детей нужно управлять : сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражнение - это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобретают умения, если в упражнении появился автоматизм - это означает сформированность навыков. Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать :

Осознанность действия;

Систематичность;

Разнообразие;

Повторяемость;

Расположение упражнений во времени в нужном порядке.

Требования к упражнениям :

Понимание цели;

Краткость инструкций;

Для преодоления стереотипа разнообразить упражнения;

Упражнения должны иметь практическую направленность.

Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в специальной (коррекционной ) школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях.

Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, бывая на природе дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений.

Практические методы :

Основной источник познания – деятельность учащихся. Некоторые методисты считают , что практические и лабораторные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения . Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения .

Прием – это часть метода . Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы : сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.