Программа физического развития в доу. Программа по физическому воспитанию для детей раннего возраста
Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.
В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя 1 .
Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.
1 Авторский коллектив программы «Радуга» - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н.Дороновой.
Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.
Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль - разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в томчисле творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка 1 .
В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития .
Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его неповторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:
Характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
Задачи развития.
Показатели развития.
Базисные характеристики личности: компетентность, креативность (творчество) и инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке .
Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды - раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младшийДошкольный возраст (3-5 лет), старший дошкольный возраст (5- 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.
В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представ-
лены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.
Контрольные вопросы и задания
Каковы особенности нервной системы ребенка?
Что выполняет роль «биологического каркаса» в развитии личности ребенка?
Назовите особенности физического развития детей от рождения до
Перечислите критические периоды психофизического развития ребенка.
Охарактеризуйте особенности программ: «Детство», «Радуга», «Истоки».
Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство».
В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.
В программе «Радуга»
подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя1.
Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.
Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.
Программа «Истоки».
Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка1.
В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития .
Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его неповторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:
- Характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
- Задачи развития.
- Показатели развития.
- Базисные характеристики личности: компетентность, креативность (творчество) и инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке .
Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший Дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.
В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ).
(компилятивная)
Компилятивная программа
Координатор и исполнитель программы является:
Е. А. Ушакова, инструктор по физическому воспитанию
Пояснительная записка.
В настоящее время многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается основа физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях будет протекать развитие, во многом зависит будущее ребенка и формирование его личности.
Бурный физический рост, характерный для первых двух лет жизни ребенка, на третьем году начинает постепенно замедляется. Но общие моторные умения ребенка развиваются по-прежнему с большой скоростью. Совершенствуются ранее приобретенные навыки – ходьба, бег, ползание, умение прыгать. Ребенок учится управлять своим телом, изучает свои физические возможности, осваивает новые умения. К концу третьего года ребенок может устойчиво стоять на одной ноге, подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Такие сложные движения требуют хорошей координации, умения сохранять равновесие и достаточной мышечной силы, поэтому ребенок без устали тренируется.
Многие родители в это время начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, порой забывая о том, что познавательное развитие тесно связано с физическим. Таким образом, движения и действия дают ребенку пищу для ума, поэтому любознательные дети всегда подвижны. В поисках новой информации ребенок может преодолевать большие расстояния, следовательно, нужно больше пространства для движения и больше возможностей для физического развития.
Цель создания данной программы – сформированность основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие, катание и бросание) детей раннего возраста (2 – 3 лет) в соответствии с возрастными нормами, посредством создания детско-родительских групп.
Ожидаемый результат. Результатом программы станут сформированные навыки основных движений у детей раннего возраста (2 – 3 лет), способствующие укреплению здоровья.
Участники программы - дети с проблемами в физическом развитии, в возрасте до 3-х лет и их родители.
Структура программы - программа построена с учетом принципов опережающего обучения и рассчитана на взаимодействие инструктора по физическому воспитанию, родителей и ребенка как единой учебной группы.
Планируя занятия с детьми третьего года жизни, мы затронули наиболее актуальные движения в физическом развитии ребенка, а также блоки просвещения родителей в области физического развития ребенка и организации здорового образа семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка. Отсюда, основные задачи данной программы:
формирование основных двигательных навыков;
развитие способности родителей наблюдать за ребенком и оказывать помощь в нужный момент
Курс обучения рассчитан на 2 месяца (16 занятий), это не может обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребенка в полной мере, но может стимулировать более активное развитие его способностей и взаимоотношений. Время занятия до 30 минут. Оптимальное число участников 5 детей и 5 родителей.
Разделы программы:
Ходьба и бег
Гимнастика.
Дыхательные упражнения
Упражнения на развитие общей моторики.
Упражнения с мячом
Подвижные игры.
Мини-массаж.
Учебно – тематический план.
Тема
Виды деятельности
Количество занятий, время проведения
Блок 1.
Знакомство.
1. Введение ритуала приветствия.
2. Ходьба и бег (ходьба парами по залу, взявшись за руки, с переходом на бег и наоборот).
3. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:
Поднимать руки вперед, вверх, в стороны;
Скрещивать руки перед грудью и разводить в стороны;
Отводить руки за спину;
Сгибать разгибать руки;
Хлопать руками перед собой, над головой;
Размахивать руками вперёд-назад, вниз-вверх.
4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).
5. Подвижная игра.
6. Введение ритуала прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 2.
Я сам.
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег (обычная, на носках, в колонне по одному с переходом на бег)
3. Упражнения для развития и укрепления мышцспины и гибкости позвоночника:
Поворачиваться вправо-влево;
Наклоняться вперед и в стороны;
Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу;
Поднимать и опускать ноги, лежа на спине;
Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
5.Развитие общей моторики:
Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м);
По доске, лежащей на полу;
По наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см;
Лазанье под протянутой сверху веревкой (30-40 см.).
6. Упражнения с массажным мячом (массирование всех частей тела с речевым сопровождением).
7. Подвижная игра.
8. Ритуал прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 3.
Игрушки
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег.
Ходьба в прямом направлении с перешагиванием через игрушки (высота 10-15 см);
Бег всей группой в прямом направлении, друг за другом с игрушками в руках.
3. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:
Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из и.п. стоя;
Приседать (держась за опору) потягиваться с поднятием на носки;
Выставлять ногу вперед на пятку;
Шевелить пальцами ног (сидя).
4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).
5. Подвижная игра - катание на модулях.
6. Дыхательные упражнения.
7. Ритуал прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 4.
Животные
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба (по кругу, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному).
3. Прыжки (прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд на двух ногах через шнур; прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см до поднятой руки ребенка).
4. Ритмические упражнения с мячом.
5. Упражнения на развитие пространственных ориентировок («За забором – на лугу»).
6. Подвижные игры-подражания.
7. Ритуал прощания.
2 занятия.
По 30 мин.
Блок 5
Птицы
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег с выполнением задания (изображение птиц).
3. Пальчиковая гимнастика с предметами.
4. Упражнения с мячами (катание, бросание, метание: катание мяча двумя руками и одной рукой родителю; бросание мяча вперед двумя руками снизу, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; метание мячей, на дальность).
5. Подвижные игры («Курочка с цыплятами», «Коршун и цыплята»).
6. Ритуал прощания.
2 занятия.
По 30 мин.
Блок 6.
Просвещение родителей в области физического развития ребенка.
1. Ознакомление родителей с физическим развитием ребенка: физическое развитие детей до 3-х лет (физические упражнения для детей до 3-х лет). Обучение приемам выполнения физических упражнений.
2. Ознакомление родителей с особенностями взаимодействия физического и психического развития ребенка до 3-х лет.
Расширение знаний об эффективных приемах развития эмоционально – волевой сферы детей.
2 занятия.
2 часа
Просвещение родителей в организации здорового образа жизни семьи (детей и родителей).
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
3. Физическое развитие ребенка раннего возраста (2 – 3 года).
1 занятие.
1 час
Содержание:
Физическое развитие и охрана здоровья:
воспитывать потребность в регулярном проведении закаливающих процедур, используя воду, воздушные ванны, элементарный игровой массаж тела;
приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;
способствовать приобретению уверенности в своих силах;
развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;
воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;
формирование положительных нравственно-волевых черт личности;
воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия.
Основные требования к уровню занимающихся по итогам прохождения курса:
Дети должны научиться:
Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д.
Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Ползать, подлезать под натянутую веревку (высота 30-40 см.).
Перечень методического обеспечения для реализации данного курса:
Мячи, модули, доска, шнур, мягкие игрушки, мелкие игрушки.
Организация занятий и условия реализации программы:
Заключение двустороннего договора о сотрудничестве с родителями.
Организация группы детей и их родителей в составе 10 человек на протяжении всего курса занятий. Состав группы должен быть постоянен.
Аудитория, по возможности, должна быть просторной – в ней должно быть пространство для выполнения упражнений и игр.
Мониторинг результативности программы: результативность осуществление программы и достижение ее целей может быть оценено в ходе двукратного (начального и финального) тестирования, по диагностике двигательного развития Н. О. Озерецкого И Н. И. Гуревича, они просты в применении, информативны по содержанию и статически достоверны.
Ф.И.О.
ребенка
Сформированность основных движений
Ходьба
Бег
Прыжки
Ползание,
лазание
Равновесие
Катание,
бросание
Критерии оценки выполнения:
3 балла - правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные движения, но навык автоматизирован;1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов - отказ от движения.
Список литературы:
Журнал «Логопедия» №4(6), 2004;
Жукова О. «Как вырастить умного ребенка» Санкт-Петербург 2003;
Политова Н. А. Двигательный практикум «Здоровячок» 2006;