Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Программа физического развития в доу. Программа по физическому воспитанию для детей раннего возраста

Программа физического развития в доу. Программа по физическому воспитанию для детей раннего возраста

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать страте­гию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обес­печивать условия для развития движений, активности, самостоя­тельности и творчества ребенка.

Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герце­на разработана программа «Детство». В ней условно выделено че­тыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены ос­новы гигиенической и двигательной культуры.

В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их со­держание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бро­сание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.

В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педа­гогов к физической культуре. От обучения детей физической куль­туре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потреб­ность и любовь к движению, формирует знания и умения, направ­ленные на творческое использование двигательного опыта, фор­мирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя 1 .

Значительное внимание в программе отводится физическим уп­ражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических уп­ражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.

1 Авторский коллектив программы «Радуга» - сотрудники лаборатории до­школьного воспитания Института общего образования Министерства образова­ния Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н.Дороновой.

Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активно­сти. Разнообразное содержание программы не сковывает инициа­тивы и творчества педагога.

Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль - разно­стороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в томчисле творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. На­звание «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда за­кладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему ос­новы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудниче­стве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой про­граммы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка 1 .

В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного фи­зического и психического развития ребенка, и как результат про­цесса нормального хода его развития .

Программа включает два блока: базис и вариант его реализа­ции. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его не­повторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:

    Характеристики возрастных возможностей психического раз­вития ребенка и его личности.

    Задачи развития.

    Показатели развития.

    Базисные характеристики личности: компетентность, креа­тивность (творчество) и инициативность, произвольность, само­стоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке .

    Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные перио­ды - раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младшийДошкольный возраст (3-5 лет), старший дошкольный возраст (5- 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возраст­ных возможностей, средние показатели физического развития, ми­нимальные показатели физического развития.

    В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия пе­дагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представ-

    лены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в постро­ении и перестроении, в перемещении со скольжением с техни­ческими средствами, упражнения для освоения движений в вод­ной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные спо­собности ребенка.

    Контрольные вопросы и задания

    Каковы особенности нервной системы ребенка?

    Что выполняет роль «биологического каркаса» в развитии личности ребенка?

    Назовите особенности физического развития детей от рождения до

    Перечислите критические периоды психофизического развития ре­бенка.

    Охарактеризуйте особенности программ: «Детство», «Радуга», «Ис­токи».

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.
В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя1.
Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.

Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.
Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка1.
В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития .
Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его неповторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:

  1. Характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
  2. Задачи развития.
  3. Показатели развития.
  4. Базисные характеристики личности: компетентность, креативность (творчество) и инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке .

Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший Дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.
В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.

ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ).

(компилятивная)

Компилятивная программа

Координатор и исполнитель программы является:

Е. А. Ушакова, инструктор по физическому воспитанию

Пояснительная записка.

В настоящее время многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается основа физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях будет протекать развитие, во многом зависит будущее ребенка и формирование его личности.

Бурный физический рост, характерный для первых двух лет жизни ребенка, на третьем году начинает постепенно замедляется. Но общие моторные умения ребенка развиваются по-прежнему с большой скоростью. Совершенствуются ранее приобретенные навыки – ходьба, бег, ползание, умение прыгать. Ребенок учится управлять своим телом, изучает свои физические возможности, осваивает новые умения. К концу третьего года ребенок может устойчиво стоять на одной ноге, подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Такие сложные движения требуют хорошей координации, умения сохранять равновесие и достаточной мышечной силы, поэтому ребенок без устали тренируется.

Многие родители в это время начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, порой забывая о том, что познавательное развитие тесно связано с физическим. Таким образом, движения и действия дают ребенку пищу для ума, поэтому любознательные дети всегда подвижны. В поисках новой информации ребенок может преодолевать большие расстояния, следовательно, нужно больше пространства для движения и больше возможностей для физического развития.

Цель создания данной программы – сформированность основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие, катание и бросание) детей раннего возраста (2 – 3 лет) в соответствии с возрастными нормами, посредством создания детско-родительских групп.

Ожидаемый результат. Результатом программы станут сформированные навыки основных движений у детей раннего возраста (2 – 3 лет), способствующие укреплению здоровья.

Участники программы - дети с проблемами в физическом развитии, в возрасте до 3-х лет и их родители.

Структура программы - программа построена с учетом принципов опережающего обучения и рассчитана на взаимодействие инструктора по физическому воспитанию, родителей и ребенка как единой учебной группы.

Планируя занятия с детьми третьего года жизни, мы затронули наиболее актуальные движения в физическом развитии ребенка, а также блоки просвещения родителей в области физического развития ребенка и организации здорового образа семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка. Отсюда, основные задачи данной программы:

    формирование основных двигательных навыков;

    развитие способности родителей наблюдать за ребенком и оказывать помощь в нужный момент

Курс обучения рассчитан на 2 месяца (16 занятий), это не может обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребенка в полной мере, но может стимулировать более активное развитие его способностей и взаимоотношений. Время занятия до 30 минут. Оптимальное число участников 5 детей и 5 родителей.

Разделы программы:

    Ходьба и бег

    Гимнастика.

    Дыхательные упражнения

    Упражнения на развитие общей моторики.

    Упражнения с мячом

    Подвижные игры.

    Мини-массаж.

Учебно – тематический план.

Тема

Виды деятельности

Количество занятий, время проведения

Блок 1.

Знакомство.

1. Введение ритуала приветствия.

2. Ходьба и бег (ходьба парами по залу, взявшись за руки, с переходом на бег и наоборот).

3. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:

    Поднимать руки вперед, вверх, в стороны;

    Скрещивать руки перед грудью и разводить в стороны;

    Отводить руки за спину;

    Сгибать разгибать руки;

    Хлопать руками перед собой, над головой;

    Размахивать руками вперёд-назад, вниз-вверх.

4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).

5. Подвижная игра.

6. Введение ритуала прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 2.

Я сам.

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег (обычная, на носках, в колонне по одному с переходом на бег)

3. Упражнения для развития и укрепления мышцспины и гибкости позвоночника:

    Поворачиваться вправо-влево;

    Наклоняться вперед и в стороны;

    Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу;

    Поднимать и опускать ноги, лежа на спи­не;

    Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

5.Развитие общей моторики:

    Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м);

    По доске, лежащей на полу;

    По наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см;

    Лазанье под протянутой сверху веревкой (30-40 см.).

6. Упражнения с массажным мячом (массирование всех частей тела с речевым сопровождением).

7. Подвижная игра.

8. Ритуал прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 3.

Игрушки

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег.

    Ходьба в прямом направлении с перешагиванием через игрушки (высота 10-15 см);

    Бег всей группой в прямом направлении, друг за другом с игрушками в руках.

3. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:

    Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддерж­кой) из и.п. стоя;

    Приседать (держась за опору) потя­гиваться с поднятием на носки;

    Выставлять ногу вперед на пятку;

    Шеве­лить пальцами ног (сидя).

4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).

5. Подвижная игра - катание на модулях.

6. Дыхательные упражнения.

7. Ритуал прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 4.

Животные

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба (по кругу, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному).

3. Прыжки (прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд на двух ногах через шнур; прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см до поднятой руки ребенка).

4. Ритмические упражнения с мячом.

5. Упражнения на развитие пространственных ориентировок («За забором – на лугу»).

6. Подвижные игры-подражания.

7. Ритуал прощания.

2 занятия.

По 30 мин.

Блок 5

Птицы

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег с выполнением задания (изображение птиц).

3. Пальчиковая гимнастика с предметами.

4. Упражнения с мячами (катание, бросание, метание: катание мяча двумя руками и одной рукой родителю; бросание мяча вперед двумя руками снизу, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; метание мячей, на дальность).

5. Подвижные игры («Курочка с цыплятами», «Коршун и цыплята»).

6. Ритуал прощания.

2 занятия.

По 30 мин.

Блок 6.

Просвещение родителей в области физического развития ребенка.

1. Ознакомление родителей с физическим развитием ребенка: физическое развитие детей до 3-х лет (физические упражнения для детей до 3-х лет). Обучение приемам выполнения физических упражнений.

2. Ознакомление родителей с особенностями взаимодействия физического и психического развития ребенка до 3-х лет.

Расширение знаний об эффективных приемах развития эмоционально – волевой сферы детей.

2 занятия.

2 часа

Просвещение родителей в организации здорового образа жизни семьи (детей и родителей).

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

3. Физическое развитие ребенка раннего возраста (2 – 3 года).

1 занятие.

1 час

Содержание:

Физическое развитие и охрана здоровья:

    воспитывать потребность в регулярном проведении закаливающих процедур, используя воду, воздушные ванны, элементарный игровой массаж тела;

    приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;

    способствовать приобретению уверенности в своих силах;

    развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;

    воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;

    формирование положительных нравственно-волевых черт личности;

    воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия.

Основные требования к уровню занимающихся по итогам прохождения курса:

Дети должны научиться:

    Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.

    Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д.

    Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

    Ползать, подлезать под натянутую веревку (высота 30-40 см.).

Перечень методического обеспечения для реализации данного курса:

Мячи, модули, доска, шнур, мягкие игрушки, мелкие игрушки.

Организация занятий и условия реализации программы:

    Заключение двустороннего договора о сотрудничестве с родителями.

    Организация группы детей и их родителей в составе 10 человек на протяжении всего курса занятий. Состав группы должен быть постоянен.

    Аудитория, по возможности, должна быть просторной – в ней должно быть пространство для выполнения упражнений и игр.

Мониторинг результативности программы: результативность осуществление программы и достижение ее целей может быть оценено в ходе двукратного (начального и финального) тестирования, по диагностике двигательного развития Н. О. Озерецкого И Н. И. Гуревича, они просты в применении, информативны по содержанию и статически достоверны.

Ф.И.О.

ребенка

Сформированность основных движений

Ходьба

Бег

Прыжки

Ползание,

лазание

Равновесие

Катание,

бросание

Критерии оценки выполнения:

3 балла - правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные движения, но навык автоматизирован;1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 баллов - отказ от движения.

Список литературы:

Журнал «Логопедия» №4(6), 2004;

Жукова О. «Как вырастить умного ребенка» Санкт-Петербург 2003;

Политова Н. А. Двигательный практикум «Здоровячок» 2006;