Образовательные программы по физическому воспитанию в доу. Программа по физическому воспитанию для детей раннего возраста
Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.
В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя 1 .
Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.
1 Авторский коллектив программы «Радуга» - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н.Дороновой.
Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.
Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль - разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка 1 .
В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития .
Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его неповторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:
1. Характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
2. Задачи развития.
3. Показатели развития.
4. Базисные характеристики личности: компетентность, креативность (творчество) и инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке .
Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды - раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший Дошкольный возраст (3-5 лет), старший дошкольный возраст (5- 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.
В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представ-
лены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы особенности нервной системы ребенка?
2. Что выполняет роль «биологического каркаса» в развитии личности ребенка?
3. Назовите особенности физического развития детей от рождения до
4. Перечислите критические периоды психофизического развития ребенка.
5. Охарактеризуйте особенности программ: «Детство», «Радуга», «Истоки».
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Обучение - составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.
Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью - всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительное вни-
мание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:
В выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;
В передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;
В двусторонности процесса обучения.
Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой - каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.
Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир - чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.
Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслит* способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов (Л.М.Коровиной, Э.Я.Степаненковой и др.) показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.
Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.
Важную роль в педагогическом процессе играет понимание Взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь На его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные
Степаненкока 65
задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств. Обучение требует от ребенка значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную - при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно-логическую - при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную - в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную - без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений .
Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.
Мы уже говорили, что обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, побуждает к самосовершенствованию. Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвоены традиционные, присущие его народу движения.
Итак, повторим еще раз, что в процессе обучения движениям у ребенка развиваются физические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.
Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство».
В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.
В программе «Радуга»
подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя1.
Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.
Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.
Программа «Истоки».
Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка1.
В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития .
Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его неповторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:
- Характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
- Задачи развития.
- Показатели развития.
- Базисные характеристики личности: компетентность, креативность (творчество) и инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке .
Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший Дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.
В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.
Введение. На современном этапе совершенствования дошкольного образования разрабатываются и получают широкое распространение программы нового поколения, созданные как авторскими коллективами, так и педагогами с большим стажем работы в дошкольных учреждениях . В то же время большое количество образовательных программ, в том числе и нового поколения, разработанных с учетом Федеральных государственных требований (ФГТ) , не дают для педагогов ясной картины в способах реализации задач физического воспитания дошкольного возраста.
Поэтому задачей данного исследования является анализ наиболее распространенных образовательных программ для выявления направлений совершенствования работы педагога, связанных с организацией и содержанием физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Основным методом получения информации явился анализ документальных материалов (примерные образовательные программы ДОУ).
Полученные результаты и их обсуждение. Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Кроме того, в специализированных (парциальных) и дополнительных программах, которые усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ, достаточно широко и подробно представлены задачи, содержание и методы работы по данному направлению.
Существенные преобразования произошли в содержании программ дошкольного образовательного учреждения. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Базой для реализации программы «Детство» является «осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, в функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника». Двигательные умения, формируемые у детей, сформулированы конкретно.
Программа «Радуга» - это «комплексная программа для дошкольных образовательных учреждений. Ее цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Реализация цели предполагает: приобщать к миру физической культуры создавать условия для достижения оптимального уровня двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В программе предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на обогащение двигательного опыта дошкольников, совершенствование техники выполнения ими основных движений, развитие у детей необходимых двигательных качеств, умений и способностей, стимулировать естественное развитие двигательных качеств и навыков: легкости и естественности, ритмичности и согласованности движений. Регулировать интенсивность физической нагрузки в течение дня в соответствии с медицинскими показаниями (на занятиях, на прогулке, после дневного сна). Ежедневно проводить занятия с использованием физических упражнений и подвижных игр разной направленности. Обогащать двигательный опыт детей содержанием широкого спектра упражнений для развития двигательных качеств и способностей. Широко использовать спортивные игры и упражнения, дыхательные упражнения, корригирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Продолжать обучать элементам техники выполнения сложно координированных видов движений. Целенаправленно развивать мелкую моторику. Создавать условия для развития двигательного творчества».
В данной программе уделяется большое внимание «охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни». Оздоровительные мероприятия рекомендуется проводить не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. Во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении детей систематически обучают способам самостоятельного выполнения культурно-гигиенических и бытовых действий; формируют у них навыки самообслуживания и личной гигиены; воспитывают чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Например: «четко соблюдать режим дня. Закреплять у детей осознанное отношение к режиму дня и культурно-гигиеническим нормам и правилам. Повышать требования к качеству самостоятельно выполненных детьми культурно-гигиенических действий. Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Использовать комплекс средств закаливания в разном их сочетании. Вырабатывать устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности. Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих. Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни. Обеспечивать преемственность семьи, детского сада и школы по закреплению у детей привычки к здоровому образу жизни».
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» раскрываются: «содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия». Основные задачи психолого-педагогической работы соответствуют федеральным государственным требованиям.
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя «формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая работа включает систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей».
Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей Основные задачи психолого-педагогической работы соответствуют федеральным государственным требованиям. По возрастным группам определяются задачи психолого-педагогической работы по: формированию культурно-гигиенических навыков; формированию первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Показана интеграция с другими образовательными областями, но иногда формально. Нет методического и дидактического обеспечения программы.
В примерной программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой (2009) раздел «Физическое воспитание» включает в себя: «физкультурно-оздоровительную работу, физическую культуру, основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры, культурно-гигиенические навыки».
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (под редакцией Л.А.Парамоновой, 2004) определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до семи лет и сохраняющее их физическое и психическое здоровье. Программа обогащает двигательный опыт детей за счет «усвоения основных видов движений, упражнений общеразвивающего воздействия, спортивных упражнений и игр; способствует развитию произвольности выполнения двигательных действий: умению выделять цель действия (двигательную задачу), выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов, постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств - ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости». Содержание программы также направлено на совершенствование «ориентации в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер; формирует у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способность ее регулировать»; содействует повышению уровня произвольности двигательных актов: «освоению техники движений и развитию координации; умению достигать результат при выполнении физических упражнений и подвижных игр, развивает двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость».
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста . В разделе «Здоровье» отражены современные представления «о здоровье ребенка как о сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития». Раздел «Здоровье» характеризует в соответствии с возрастом детей режим, гигиенические условия, питание, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков. На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.
- Содержание образовательной области «Физическая культура» более конкретно, физиологически обоснованно, представлено в комплексных образовательных программах «Детство» и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста».
- Образовательная область «Здоровье» наиболее полно показана в программах «Детство», «Радуга», задачи конкретизированы в проекте программы «Успех».
- Федеральные требования к планируемым результатам физической подготовленности дошкольников ориентируют дошкольное образовательное учреждение на региональные показатели развития физических качеств у дошкольников 3-7 лет. В тоже время, следует отметить, что комплекс задач образовательной области «Физическая культура» не обеспечен методически и дидактически.
Литература:
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб: Детство-Пресс, 2011.- С.26-33 с.
- Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др.; 2-е изд., доп. и перераб. - М: Просвещение, 2011. - 111 с.
- Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.О.Березина, Е.Н.Герасимова и др. - М.: Просвещение, 2012. - 303 с.
- Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d09/m655.html (дата обращения 07.12.2012).
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой и др.; 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 208 с.
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А.Парамоновой. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. - 208 с.