Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Конспекты логопедических занятий, учебные программы и другие наработки

Конспекты логопедических занятий, учебные программы и другие наработки

Коцолапенко Галина Васильевна
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Сказка" комбинированного вида Купинского района
Краткое описание работы: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы, негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Полещук Вера Дмитриевна
Учебное заведение: МБОУ Емельяновский детский сад "Радуга"
Краткое описание работы: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР выступает одним из актуальных назначений логопедической коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Значительность создания этого назначения аргументируется нуждой благовременного и квалифицированного развития и модернизации навыка связной речи у детей с ОНР

Назаркина Елена Владимировна
Учебное заведение: "Детский сад №7комбинированного вида Рузаевского муниципального района
Краткое описание работы: Образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом.Конспект составлен в соответствии с задачами основной образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Жигайло Анастасия Викторовна
Учебное заведение: ГККП "Ясли-сад № 2 акимата г.Костаная отдела образования акимата г.Костаная"
Краткое описание работы: Статья посвящена описанию имиджа современного педагога дошкольной организации и миссии, выполняемой им в повседневной профессиональной деятельности. Учитель-логопед должен быть образцом культуры поведения и речи в обществе коллег и детей. Актуальность темы определена современными тенденциями развития общества в целом и системы дошкольного образования.

Кривоногова Ирина Юрьевна
Учебное заведение: МДОУ №30 "Буратино"
Краткое описание работы: Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной коррекционно - воспитательной деятельности с детьми, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.Организация взаимодействия учителя -логопеда, психолога и семьи в форме -родительского клуба представляет собой интересную и эффективную модель работы.



Повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности.

Дидактические материалы для педагогов-логопедов на сайте Конспектека

Работа логопеда является неотъемлемой частью образовательного процесса в школах и детских садах. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что такая работа — это титанический труд, который требует от педагога-логопеда больших временных и эмоциональных затрат.

Данный раздел учебно-методического сайта Конспектека создан с целью помочь логопедам в их ежедневной работе. Здесь можно найти материалы, которые помогут как молодым специалистам, так и их более опытным коллегам построить грамотный и эффективный образовательный процесс. Данные работы публикуются нашими читателями — профессионалами в области логопедии. Эти наработки будут также полезны и родителям детей с нарушениями речи, которые искренне заинтересованы в полноценном развитии своего ребенка. Ведь родители также нуждаются в получении знаний о помощи, которой оказывается их детям в процессе занятий с логопедом. Совместные усилия логопеда и родителей ребенка дадут в итоге желаемый результат: научат красиво и правильно говорить.

Конспекты логопедических занятий, учебные программы и другие наработки

Накопленный за многие годы педагогический опыт наших коллег дает возможность представить вашему вниманию внушительный объем материалов по логопедии: конспекты индивидуальных и групповых логопедических занятий, планы интегрированных занятий, мастер-классы, рабочие программы, учебные планы, дидактические игры и другие полезные материалы.

Благодаря нашим материалам учитель-логопед, сможет умело спланировать свою деятельность, четко сформулировать цели занятий на уроках, усилить мотивацию учеников и создать творческую атмосферу на занятиях.

База нашего сайта постоянно пополняется за счет новых логопедических материалов наших коллег. Следите за обновлениями на нашем ресурсе и делитесь своими наработками с нами.

Слайд 1.

Эпиграфом к современному обучению может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь”.

Притча об экономии воды

Начать с притчи:

В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о своих подданных и опасаясь голода, владыка издал указ, в котором говорилось о том, что поливать личные участки можно только два раза в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали указ.

В тот же день с наступлением темноты напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что воды в пересыхающем озере не осталось. Город был обречен на вымирание. Владыка разгневался и приказал арестовать и казнить нарушителей указа.

В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Он сообщил об истощении запасов воды в озере и предложил вместе искать пути выхода из создавшегося положения . После многочасовых споров, крика и потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили: «Ограничить полив личных участков двумя днями в неделю ». Общее решение принесло желаемые плоды: люди ограничили полив и действовали так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

На примере данной притчи ярко можно сопоставить традиционный и современный урок. Т.к. по новым стандартам требования к обучению изменились. В качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» и способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 2. Логика построения занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Слайд 3.

Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

Слайды 4-5.

Прежде чем, начнем говорить о современном уроке (занятии), сопоставим традиционный и современный урок. Для этого проведем небольшую практическую работу (в парах). Тем самым определим характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок - современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Слайд 6

Предлагаю рассмотреть примерную структуру и содержание современного логопедического занятия. Примеры буду приводить из технологической карты по теме «Предлоги» (2 класс, смешанная дисграфия).

Я опираюсь при разработке Т.К. на карты, разработанные для учителей, работающих по программе «Перспектива», с тем, чтобы обеспечить преемственность и предъявлять к детям единые требования.

Структура технологической карты:

Название темы (с указанием количества занятий, отведенных на ее изучение);

Характеристика группы (класс, логопедическое заключение);

Цель темы;Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока.

Основное содержание и задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) изучаемой темы, термины и понятия;

Планируемые результаты (коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные);

Ресурсы;

Этапы занятия: - коррекционно-развивающий блок; мотивация и самоопределение к деятельности, актуализация знаний, практическая деятельность (состоит из учебно-познавательной и интеллектуально-преобразовательной деятельности), диагностическая, рефлексивная деятельность.

Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого », - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели.

Слайд 7

I этап. Мотивация к деятельности (оргмомент).

Его цель - создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию нового материала, введение в тему занятия, а также коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда — включить детей в работу с первых минут занятия. Данный этап проводятся в разных вариантах: элементы психотерапии, использование музыки, релаксационные, мимические и имитирующие упражнения и т.д.

Слайд 8

I I этап. Самоопределение к деятельности.

Цель и тему занятия учащиеся формулируют самостоятельно (учитель подводит их к этому), определяя при этом границы собственного знания и незнания, осознают их значимость лично для себя. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. С этой целью создается проблемная ситуация (ситуативное задание).

Слайд 9

III этап. Актуализация знаний по теме.

На данном этапе актуализируются знания и умения обучающихся, приобретенные ранее по данной теме. Работу можно проводить, используя разные методы: беседа, опрос, тест, небольшая самостоятельная работа и т.д.

Слайд 10 - 12

Коррекционно-развивающий блок содержит комплекс коррекционно-развивающих упражнений для развития артикуляционной, мелкой, общей моторики; упражнения для развития и голоса (при необходимости). Упражнения данного блока проводятся в виде физминуток, основными задачами которого являются:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Коррекционно-развивающий блок не определен как этап, потому что упражнения данного блока можно использовать на любом этапе занятия по мере наступления утомления учеников.

Коррекция и развитие определяются следующими направлениями (подбираются в зависимости от структуры речевого дефекта):

1. Коррекция речевых нарушений:

· развитие артикуляционной моторики, совместные движения артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика);

· развитие паралингвистических средств общения (просодии) и свойств голоса;

· развитие речевого дыхания;

· развитие и коррекция фонематических процессов;

· формирование и обогащение словарного запаса, лексическая работа;

· формирование и развитие грамматического строя речи;

· развитие связной речи.

2. Коррекция неречевых процессов:

· развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольности и мотивации);

· развитие общей и мелкой моторки;

· развитие регуляции (в том числе и действий саморегуляции);

· глазодвигательные упражнения;

· развитие зрительно-пространственных функций;

· развитие межполушарных интегративных процессов;

· развитие экстралингвистических средств общения;

· речемыслительные задания.

Слайд 13

IV этап. Учебно-познавательный блок (практическая деятельность). «Открытие» новых знаний. Закрепление полученных знаний. Самый длительный этап

Этап предполагает строгое логическое следование. Организуется деятельность обучающихся на освоение учебной информации на уровне знания, понимания, умения. От практической деятельности переходим к умственным действиям.

Данный этап состоит из двух блоков: 1.Первый блок осуществляет учебно-познавательную деятельность .

Организуется освоение содержания учебной темы на уровне знания. Этот этап имеет определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Успешное выполнение заданий на этом этапе, служит основанием для перехода к освоению следующего блока.Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

2. Во втором блоке осуществляется интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Учащиеся проходят разные уровни выполнения заданий (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

Этап завершается творческим заданием.

Слайд 14

V этап. Диагностическая деятельность.

На данном этапе осуществляется оценка качества индивидуальной и групповой деятельности. Диагностику можно проводить, используя разные виды работ: опрос, тест, диктант, самостоятельная работа, контрольная работа и т.д. Результатом является выявление степени освоения содержательного блока.

Задание: логопед говорит, где находится колобок, а дети рисуют его и подписывают предлог (изученные на занятии).

Слайд 15

VI этап. Рефлексивная деятельность.

На пятом этапе соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Использование самооценки и взаимооценки позволяет школьникам овладевать критериями оценивания, развивают толерантность, объективность и требовательность, особенно у детей с завышенной и заниженной самооценкой.

Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности и д-ти других учеников. Производится самоанализ и самооценка деятельности ученика, также учителя.

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма ( , дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог занятия.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва