Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Государственный образовательный стандарт учебный план. Тема: Государственный образовательный стандарт. Характеристика результатов обучения. Законодательство РФ. Государственный стандарт

Государственный образовательный стандарт учебный план. Тема: Государственный образовательный стандарт. Характеристика результатов обучения. Законодательство РФ. Государственный стандарт

Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом по принципу первичности государственных образовательных стандартов. Это означает, с одной стороны, что образовательные программы составляются на основе стандар­тов, с другой - что стандарты включают и вариативную часть, в связи с этим образовательные программы, реализуемые в разных образовательных учреждениях, могут различаться между со­бой за счет локальных компонентов. Поскольку в законодатель­стве не содержится четкого определœения образовательного стан­дарта͵ его можно сформулировать, основываясь на признаках и характеристиках стандартов. Государственный образова­тельный стандарт - это утверждаемый государственны­ми органами нормативный акт, устанавливающий комп­лекс требований к содержанию образования определœенного уровня. В структуре государственного образовательного стан­дарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образователь­ного учреждения.

- начальное профессиональное

Для получения инструкций или дополнительной информации, пожалуйста, посетите нашу страницу загрузки. Стандартный курс обучения Северной Каролины определяет соответствующие стандарты содержания для каждого уровня и каждого курса средней школы, чтобы обеспечить единый набор стандартов обучения для каждой государственной школы в Северной Каролине. Эти стандарты определяют, что студенты знают и должны быть в состоянии сделать.

Основываясь на философии преподавания и обучения, которая согласуется с текущими исследованиями, образцовыми практиками и национальными стандартами, Стандартный курс обучения предназначен для поддержки преподавателей Северной Каролины в предоставлении наиболее сложного образования для студентов государства. Цель этих стандартов - подготовить всех студентов к тому, чтобы стать карьерой и колледжем.

Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания базовых образовательных программ, максималь­ный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уров­ню подготовки выпускников. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства.

Региональный (национально-региональный) компонент позво­ляет более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствую­щей территории, а также интересы национальных культур, реги­ональные традиции и другие важные обстоятельства.

Благодаря этим стандартам в качестве основы, местные школьные лидеры принимают решения о всеобъемлющей учебной программе, которую они предпочитают доставлять учащимся, чтобы они могли достичь стандартов содержания для каждого класса и предмета. Обучение в классе - это партнерство между государством, которое устанавливает стандарты контента в стандартном курсе обучения, и местные преподаватели, которые определяют, какие учебные материалы они будут использовать для предоставления инструкций для достижения стандартов.

Законодательство РФ. Государственный стандарт

В школах Гессенса на какое-то время придется обходиться без образования. Согласно докладу, в рабочих группах существуют различия, которые разрабатывают основные учебные планы для школьных форм и уровней. Школы Гессиана должны будут некоторое время справляться с образовательными стандартами. Черновики должны быть показаны в Интернете в мае, официальные и юридические процедуры участия должны начинаться в начале следующего учебного года. Это можно сделать из письма министерства образования главным учителям Рейн-Майн-Цайтунга.

Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т. п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обуча­ющихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся, с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кро­ме того, образовательные стандарты устанавливаются по отдель­ным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

Министр образования Доротея Хенцлер прямо не заявляет о задержке одного года в письме, но говорит, что «необходимое время для всех, кто участвует в школе, оставаться вовлеченным в эту тему, должно быть сильно озабочено этой темой и подготовиться к ней». По просьбе министерства образования вчера добавило, что Хензлер собирался подробно обсудить проекты стандартов образования «в открытом диалоге, чтобы достичь широкого консенсуса в отношении обязательного внедрения стандартов образования и основных учебных планов».

Недовольство проектами. Однако школы уже начали работать на основе образовательных стандартов с лета. Согласно докладу, рассмотрение, данное Хензлером школам, не является причиной задержки, а недовольство министерства проектами, разработанными Институтом повышения качества в рабочих группах с учителями. По словам участников, институт, который был подчинен Министерству, призвал правила быть очень абстрактными. «В конце концов, только тогда студент должен уметь читать и писать», - критикует учитель.

Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработ­ки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

Порядок разработки, утверждения и введения государствен­ных образовательных стандартов определяется Правитель­ством РФ, кроме случаев, указанных в законе (применитель­но к общему образованию). Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

- основное общее

Однако необходимы определенные обязательства: не следует оставлять отдельным школам, рассматривали ли они тему Холокоста. Существует также спор по поводу выбора слова. Хотя эксперты искали точные формулировки, институт настаивал на общем понимании. Таким образом, периодическая система называлась «таблицей знаний».

Однако задержка лучше, чем «другая затмившаяся реформа». Ассоциация филологов: стандарты образования излишни. Ассоциация филологов Гессиана подтверждается очевидными проблемами в развитии образовательных стандартов в своем общем отказе от сокращенного периода гимназии. По-видимому, было бы невозможно передать вещество, необходимое для поступления в университет через восемь лет, говорит председатель страны Кнуд Диттманн. Образование не может быть определено на основе чисто формальных навыков. Обучение в немецких школах традиционно основано на учебных программах.

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 ᴦ. был определœен порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, ос­новного и среднего (полного) общего и начального профессио­нального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство РФ, а других уровней образования - Министерство образования РФ.

В них государство указывает контент и объекты, которые будут рассматриваться в отдельных классах и школьных формах. Исследователи-исследователи называют это «ориентацией на ввод». С другой стороны, существуют так называемые образовательные стандарты, которые определяют «выход». Под этим подразумевается, что не предписывается больше конкретных предметов обучения, а также умений, которые могут быть приобретены в классе. Эти «компетенции» являются результатом успеха школы. Это уже не вопрос о том, читает ли ученик определенную литературную работу, но может ли он читать и понимать тексты по темам, представляющим его интерес и свой мир опыта.

Стандартизация осуществлена в полном объеме лишь в сфе­ре профессионального образования. Создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом слож­ным и длительным. В то же время быстрое обновление содер­жания образования, появление различных видов общеобразо­вательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических технологий заставили ис­кать механизмы управления демократическими процессами в школе на переходный период до введения стандарта͵ не фор­сируя принятие Федерального закона «О государственном об­разовательном стандарте общего образования » х. В первом чте­нии он был принят Государственной думой в июне 2002 ᴦ. и определил максимальный объем учебной нагрузки, основные положения учебного плана и требования к уровню подготов­ки выпускников, основные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учебный год будет длиться от 34 до 37 не­дель. Установлены сроки для освоения общеобразовательных программ: начального общего образования - 4 года, основно­го общего - 5 лет, среднего (полного) общего - 2 года - всœе­го 11 лет 2 . В случае если названные сроки будут закреплены в законе, то скорректировать их можно лишь путем внесения в него со­ответствующих изменений.

Однако национальные стандарты являются лишь рамкой, в которой федеральные государства разрабатывают свои собственные проекты из-за федерального суверенитета образования. Основные учебные планы определяют, что все дети и молодые люди могут и должны знать в конце своих школьных дней.

Образовательные стандарты министров образования и культуры земель как транснационального образовательного плана учитываются в основных учебных программах Гессиана. Основные учебные планы представляют желаемые результаты обучения в виде ожиданий навыков. Они описывают, с одной стороны, компетенции, которые должны были быть приобретены до определенных разделов соответствующего образовательного пути. С другой стороны, образовательные стандарты устанавливают требования к производительности для завершения учебного курса.

В целях совершенствования структуры и содержания обще­го образования, согласно постановлению Правительства РФ от 23 марта 2001 ᴦ., проводится эксперимент по переходу на 12-летнее общее образование (за счет возможного увеличения нормативных сроков освоения программы основного общего образования до 6 лет) 1 . В общеобразовательных учреждени­ях, изъявивших желание принять участие в эксперименте и получивших статус федеральных экспериментальных площа­док, апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оцен­ке качества подготовки обучающихся, формы организации об­разовательного процесса, здоровье сберегающие педагогичес­кие технологии. Эксперимент начался 1 сентября 2001 ᴦ. и осуществляется поэтапно (по учебным годам, классам и сту­пеням общего образования) 2 . Его проведение обеспечивают Министерство образования и органы управления образовани­ем субъектов РФ, Российская академия образования, научные организации, учреждения повышения квалификации педаго­гических работников, а также образовательные учреждения. Решение об участии обучающегося в эксперименте принима­ют его родители (законные представители). В случае отказа родителœей от участия в эксперименте обучающийся переводит­ся по их заявлению в другой класс или в другое учреждение, в которых обучение ведется по обычному плану.

Образовательные стандарты сформулированы как стандарты контроля и разделены на области компетенции. Отдельная школа подлежит дальнейшей конкретизации основных учебных программ. Он может принять решение о разработке школьной учебной программы. Пока нет школьного решения, применяются предыдущие учебные планы для начальной школы или предыдущие учебные планы для курсов начального среднего образования. В этом случае школа определяет, как содержание учебной программы или учебных программ связано с компетенцией основных учебных программ быть.

До принятия и введения в действие государственного стан­дарта общего образования применению подлежит Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, ут­вержденный приказом Министерства образования от 9 фев­раля 1998 ᴦ. 3 . Он устанавливает максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регио­нального компонентов государственного образовательного стандарта͵ по классам и образовательным областям.

В то же время министерство образования Гессе еще более продвинулось по пути ориентации на компетентность, выполнив соответствующие основные учебные планы для всех предметов старшей средней школы. Они также подготовлены к переходному периоду на основе текущих учебных программ для старшей средней школы.

Основной учебный план, который был разработан Министерством образования Гесса, был разработан для всех общих предметов гимназии, Поэтому сборник школьной учебной программы не является необходимым для старшей средней школы. Основные учебные планы для гимназии заменят нынешние учебные планы во всех школьных формах, которые приведут к общей квалификации в университете. Затем результаты оценки этого процесса обратной связи послужили основой для подготовки версий, которые были предметом формальной процедуры участия на следующем процедурном этапе.

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариан­тной и вариативной.

Инвариантная часть обеспечивает реализацию федераль­ного компонента государственного образовательного стандар­та͵ который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым для продолжения об­разования минимумом знаний, умений и навыков. В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образо­вательной области «Математика» и предметов физики и хи­мии, может быть выделœено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования.

После завершения окончательные текстовые версии основных учебных программ теперь доступны. Таким образом, школы могут заниматься новыми учебными планами - задолго до их вступления в силу. Цели обучения будут разделены в зависимости от контекста студенческого опыта - от более игривого подхода, в первые годы, к более абстрактным понятиям, по окончании средней школы. Язык текста не является строго техническим, что облегчает последующие действия учителей и даже родителей.

Идея состоит в том, чтобы принести цели обучения всем этапам и предметам, не сказав, как преподавать, согласно составителям текста, услышанного государством. В дополнение к введению, в котором перечислены 12 общих прав на обучение, документ структурирован в четыре области.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионально­го и школьного компонентов. Часы вариативной части исполь­зуются на изучение предметов, обозначенных в образователь­ных областях Базисного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучения курсов по выбору, факультативов, про­ведения индивидуальных и групповых занятий.

Разделение осуществляется по языкам, математике, естественным и гуманитарным наукам, уже предусмотренным законами об образовании и используемым в Национальном экзамене по высшей школе. Каждая область разворачивается в дисциплинах, таких как искусство или химия.

Сексуальное и гендерное многообразие, противоречивое в государственных и муниципальных планах образования, проявляется в преподавании этики, прав человека и гражданственности, трансграничных по дисциплинам. «Всякий раз, когда была необходимость в ссылке на это, это было эффективно сделано», - говорит Хильда Микарелло, профессор Федерального де-Жуаза де Фора, который координировал группу экспертов, ответственных за текст.

В инвариантной части представлены такие образователь­ные области, как филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура и техноло­гия. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределœенное по классам. Образовательные компоненты раскрывают струк­туру содержания этих областей.

Денис Мизне из Фонда Леманна имел доступ к выдержкам из документа. «Это не обширное указание на то, что студент должен знать в каждой дисциплине, но ключевые моменты были выделены». Язык, говорит Мизне, позволяет семьям узнать, чему их дети должны учиться.

Дивизион. Учебная программа охватывает около 60% содержимого. Другие муниципальные и государственные сети составляют 40%. В этой части мы работаем, например, по местным вопросам. «Четыре компонента, по крайней мере, требуют сильной региональности: истории, географии, биологии и португальского языка», - говорит министр Ренато Джанин Рибейру.

В Базисном учебном плане не только определяется содер­жание образовательных областей (какие образовательные ком­поненты или предметы входят в них), но и предлагаются воз­можные варианты их преподавания, включая формирование учебной нагрузки в часах. К примеру, возможно преподавание естествознания как интегрированного курса, преподавание экономики за счет часов вариативной части и т. д.

Для Луиса Карлоса де Менезеса, который также написал текст, степень зрелости ученика на каждом этапе соблюдается. На втором курсе средней школы идея состоит в том, чтобы рассматривать более конкретные аспекты в Природных Науках. В последующие годы он углубляется в субмикроскопический, - говорит он, - из Университета Сан-Паулу.

Если в этом нет ясного, честного и откровенного образования, этим молодым людям будет трудно справиться с четырьмя сильными проблемами: нежелательная беременность, венерические заболевания, сексуальное насилие и издевательства над теми, кто не следует определенной схеме, обычно гетеросексуальной.

Вопросы организации производительного труда и преподавания трудовой практики решаются Советами учебных заведе­ний на основе добровольного участия школьников за счет ис­пользования часов вариативной части Базисного учебного плана. Базисный план устанавливает предельную нагрузку школьников в расчете на пяти- и шестидневную учебную не­делю. Обязательная минимальная нагрузка учащихся по всœем классам и ступеням обучения для общеобразовательных уч­реждений региона, в том числе для школ с углубленным изу­чением отдельных предметов, лицеев, гимназий, определяет­ся органами управления образованием в субъекте Федерации. Базисный учебный план финансируется во всœех видах обще­образовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся. Факультативные, индивидуальные, груп­повые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и неза­висимо от количества учащихся в группе.

Вальдорфские школы известны своей авангардной ролью в поисках независимости школы от государственных учреждений и других групп давления. Они также являются пионерами в организационных структурах, основанных на коллегиальном самоуправлении, состоящем из учителей и родителей. Вальдорфские школы разрабатывают свои собственные учебные планы, используя опыт других школ. Книга, подготовленная Мартиной Роусон и Тобиасом Рихтером, является успешным примером такой учебной программы. Он был разработан самостоятельно командой молодых преподавателей английского языка в сотрудничестве с Университетом Плимута и может стать вдохновляющим примером для всех, кто сегодня задает следующий вопрос: как использовать новую инициативу педагогической реформы двадцатого века?

Базисный учебный план предусматривает возможность де­ления классов на группы при проведении занятий по неко­торым учебным дисциплинам (иностранному языку, инфор­матике, физической культуре и др.). В приложении к нему даются примерные учебные планы для отдельных видов об­щеобразовательных учреждений (начальной школы, основ­ной школы с русским родным языком обучения, средней об­щеобразовательной школы по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы и др.), а также базисный учебный план вечернего (сменного) обще­образовательного учреждения и экспериментальный базис­ный учебный план, построенный на культурологических принципах.

Государственные образовательные стандарты профес­сионального образования , в отличие от стандартов общего образования, имеют более сложную структуру. В их составе три части:

1. Общая часть - в ней устанавливаются основные принципы организации профессионального образования определœенного уровня.

2. Перечень направлений и специальностей подготовки.

3. Специальная часть - содержит требования, предъявляемые к подготовке по конкретным направлениям и специальностям.

Рассмотрим структуру профессиональных образователь­ных стандартов на примерах.

Основные положения государственного образовательного стандарта начального профессионального образования утвер­ждены приказом Министерства образования от 22 июня 1994 ᴦ. Была разработана модель учебного плана для учреждений на­чального профессионального образования. В этом документе, отражающем основные инвариантные структурные компонен­ты содержания начального профессионального образования, заключена информация о циклах, курсах и предметах, по ко­торым ведется обучение рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования, применительно к различным ступеням квалификации и формам получения об­разования. В нем указано ориентировочное количество часов, отводимых на циклы, консультации, экзамены, резервы вре­мени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. Начальное профессиональное образование ори­ентировано на обучение рабочих и служащих по профессиям широкого профиля и предполагает широкую базовую подготов­ку, на основе которой идет последующая специализация. Мо­дель учебного плана включает подготовку рабочих и служащих второй и третьей ступеней квалификации. Вторая ступень пре­дусматривается для профессий, овладение которыми не требу­ет среднего общего образования, в связи с этим подготовка идет на базе основного общего образования. Третья ступень квалифи­кации означает подготовку по профессиям на базе полного сред­него образования. Существуют два вида обучения: обязатель­ное (включая дисциплины, которые обучающийся выбирает из соответствующего перечня) и факультативное (за пределами учебной недели). В обязательный компонент входит изучение общеобразовательных (гуманитарных и естественно-научных дисциплин) и дисциплин профессиональной подготовки (обще­технических, отраслевых и профессиональных).

На основе модели учебного плана разрабатываются типо­вые (примерные) учебные планы по профессиям в соответ­ствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденным постановле­нием Правительства РФ от 8 декабря 1999 ᴦ. 1 , а затем каждое образовательное учреждение формирует и утверждает рабочий учебный план 9 по которому ведет подготовку обучающихся.

Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего про­фессионального образования был утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 ᴦ.. Общая часть указан­ного стандарта утверждается Правительством, а специальная (касающаяся подготовки по конкретным специальностям) - Министерства образования.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования был утвержден Постановле­нием Правительства РФ от 18 августа 1995 ᴦ. Он устанавлива­ет структуру среднего профессионального образования; общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и усло­виям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки обу­чающихся и ее объем; документы государственного образца о среднем профессиональном образовании; общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образо­вания; порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по этим специальностям (в качестве федераль­ного компонента). Классификатор специальностей среднего профессионального образования, который является составной частью государственного образовательного стандарта͵ был утвержден приказом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 ᴦ.. Он представляет собой систематизированный пере­чень специальностей подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, классифицированных по группам родственных специальностей; по каждой специаль­ности утверждаются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, являющиеся составной ча­стью государственного образовательного стандарта.

Государственные образовательные стандарты высшего и пос­левузовского профессионального образования должны обеспе­чить качество образования названных уровней, единство обра­зовательного пространства РФ, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об обра­зовании соответствующего уровня. Вместе с тем, они являются основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высше­го и послевузовского образования (ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Порядок разработки, утверждения и введения в действие госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования был утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 ᴦ. Он анало­гичен изложенному выше порядку разработки, утверждения и введения в действие государственного стандарта среднего про­фессионального образования. Государственный образователь­ный стандарт высшего профессионального образования утвер­жден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 ᴦ. Он устанавливает структуру высшего профессионального обра­зования; общие требования к основным профессиональным об­разовательным программам; общие нормативы учебной нагруз­ки студентов, академические свободы вуза в определœении содержания высшего образования и т. д. Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования - часть государственного образовательного стандарта. Он охваты­вает существующие и перспективные области науки, техники и культуры, причем каждое направление или специальность име­ет социальную и личностную значимость. Перечень направле­ний подготовки и специальностей высшего профессионального образования был утвержден приказом Министерства образова­ния от 2 марта 2000 ᴦ. Онвключает три раздела:

1. Перечень подготовки бакалавров и магистров.

2. Перечень специальностей дипломированных специалистов.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специаль­ностям и направлениям утверждаются Министерством обра­зования (в необходимых случаях по согласованию с федераль­ными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении вузы) и являются составной частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования. Министерство образования, кроме того, разраба­тывает примерные учебные планы по конкретным направле­ниям подготовки и специальностям, на основе которых вузы формируют свои учебные планы.

В системе среднего и высшего профессионального обра­зования подготовка по конкретным специальностям, как правило, предполагает специализацию студентов в тех или иных сферах 1 . Специализации представляют собой часть специальности, в рамках которой они создаются, и подра­зумевают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятель­ности по профилю этой специальности. Некоторые специ­альности не имеют специализаций. В случае если специализация открывается, то ей присваивается наименование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно развивать наименование соответствующей специ­альности и не может совпадать с наименованием других спе­циальностей и направлений.

Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации в Требованиях по специальности высшего про­фессионального образования, должен устанавливаться в пре­делах от 500 до 2000 часов. В системе среднего профессиональ­ного образования на изучение дисциплин специализации отводится не менее 250 аудиторных часов.

Право выбора специализации принадлежит студенту.

Наименование специализаций по специальностям высше­го профессионального образования устанавливается вузами и регистрируется соответствующими учебно-методическими объединœениями (УМО), которые создают базу зарегистрированных специализаций. Перечень и наименования дисциплин специализаций, а также их объем, содержание и форма конт­роля устанавливаются вузом (факультетом). Наименование специализаций по специальностям среднего профессиональ­ного образования, их объем, содержание, итоговая форма кон­троля устанавливаются министерством (ведомством)-разработчиком по закрепленным специальностям и регистрируются Министерством образования.

Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузов­ского профессионального образования был утвержден поста­новлением Правительства РФ от 30 августа 2001 ᴦ.. До его введения в действие применению подлежат временные тре­бования к образовательным программам послевузовского профессионального образования, утверждаемые Министер­ством образования.

Государственные образовательные стандарты дополни­тельного профессионального образования утверждаются Мини­стерством образования для определœенной категории обучаю­щихся. К примеру, приказом Министерства от 31 июля 2000 ᴦ. утвержден Государственный образовательный стандарт допол­нительного профессионального образования (повышения квали­фикации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Он устанавливает структуру и пе­речень направлений данного вида образования, основные требо­вания к образовательным программам и реализующим их учреж­дениям, а также нормативы учебной нагрузки слушателœей.

Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями в соответствии с государственными образовательными стандартами и опреде­ляют содержание образования определœенных уровня и направ­ленности. Классификация образовательных программ может проводиться на различных основаниях. Учитывая зависимость отвида образования выделяют общеобразовательные и профессио­нальные программы.

Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности. Οʜᴎ направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для сознательно­го выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательныепрограммы, в свою очередь, с учетом уровня образования подразделяют на программы дошкольного, начального общего, основного общего и сред­него (полного) общего образования. Οʜᴎ реализуются в обра­зовательных учреждениях соответствующих типов и видов и являются преемственными. Это означает, что каждая по­следующая программа базируется на предыдущей. Реализа­ция принципа преемственности образовательных программ имеет и практическое значение. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допус­каются к обучению на следующей ступени общего образова­ния. К примеру, если обучающийся на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программ учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам, он может быть оставлен на повторно обу­чение, переведен в классы компенсирующего обучения с мень­шим числом обучающихся на одного педагога либо продол­жить обучение в форме семейного образования. Выбор одного из названных вариантов осуществляют родители или иные законные представители обучающегося. В случае если у обучающего­ся имеется задолженность по одному предмету, он переводит­ся в следующий класс условно, причем ответственность за ликвидацию задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителœей. Перевод обучающегося в сле­дующий класс в любом случае производится по решению орга­на управления образовательного учреждения. Для обучаю­щихся с отклонениями в развитии на базе базовых программ разрабатываются специальные, позволяющие учесть психофи­зические особенности и возможности обучающихся.

Профессиональные образовательные программы направ­лены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней и обеспечивают подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним отно­сятся программы начального, среднего, высшего и послеву­зовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы реализуются только в учрежде­ниях профессионального образования, основные требования к их содержанию закрепляются в образовательных стандар­тах, в связи с этим профессиональную образовательную программу можно определить как документ (комплект документов), оп­ределяющий в соответствии с государственным образовательным стандартом содержание определœенного уровня професси­онального образования по конкретной специальности. Так, основная образовательная программа среднего профессиональ­ного образования должна включать общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные дисциплины; общепрофессио­нальные дисциплины (для определœенной группы специально­стей); специальные дисциплины; производственную (профес­сиональную) практику.

Сложную структуру имеют основные профессиональные про­граммы высшего профессионального образования. Их разработ­ку Министерство образования рекомендует проводить в два эта­па. На первом на основании требований образовательного стандарта определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. На втором этапе раз­рабатываются содержательная часть образовательной програм­мы и порядок ее реализации. Для этого составляется полный перечень дисциплин образовательной программы, обеспечива­ется оптимальное соотношение фундаментальной и приклад­ной подготовки специалиста͵ устанавливается соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой сту­дента͵ определяются наиболее эффективные виды учебных за­нятий и образовательные технологии.

В структуру образовательной программы в качестве основ­ных компонентов входят учебный план вуза по направлению подготовки или специальности; перечень специализаций про­фессиональной подготовки, согласованный с соответствую­щим учебно-методическим объединœением, а также совокуп­ность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание программы и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения проме­жуточных и итоговых аттестаций.

Образовательные программы среднего и высшего професси­онального образования бывают реализованы в сокращенные сроки с учетом имеющихся у гражданина знаний и навыков, полученных на предыдущих уровнях обучения. К примеру, граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное про­фессиональное образование соответствующего профиля, впра­ве получить среднее профессиональное образование, а лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образова­ние соответствующего профиля, - высшее профессиональное образование по сокращенным и ускоренным программам (ст. 23, 24 Закона «Об образовании»). Порядок реализации сокращен­ных и ускоренных базовых профессиональных образователь­ных программ среднего профессионального образования был утвержден приказом Министерства образования от 14 ноября 2001 ᴦ.. Обучение по таким программам допускается для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответ­ствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей.

Сокращенная образовательная программа реализуется в сокращенный по сравнению с установленным учебным пла­ном срок на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессио­нального образования.

Ускоренная образовательная программа осваивается сту­дентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения, который предусмотрен учебным планом, в соответствии с его предшествующей подготовкой. При этом сокращенная про­грамма может реализовываться как ускоренная.

Обучение по указанным программам осуществляется на добровольной основе в соответствии с заявлением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подается на имя руководителя учреждения как при приеме на обучение, так и после зачисления. Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе принимается образовательным учреждением на основе переза­чета учебных дисциплин и (или) их разделов, а также этапов производственной практики, изученных и пройденных в процес­се предшествующего обучения. Перезачет осуществляется после зачисления в образовательное учреждение путем аттес­тации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой самим учреждением. Результаты такой аттестации студента и решение о возможности его обу­чения по сокращенной программе оформляются, как прави­ло, приказом или распоряжением образовательного учрежде­ния, в котором устанавливается срок обучения и указываются перечень и объемы аттестованных (перезачтенных) дисцип­лин. Записи об аттестованных учебных дисциплинах и эта­пах производственной практики вносятся в зачетную книж- ку студента͵ при его переводе или отчислении - в академи­ческую справку, а по окончании обучения - в приложение к диплому.

В аналогичном порядке по итогам промежуточной аттеста­ции принимается решение об обучении по ускоренной образо­вательной программе.

Реализация сокращенной или ускоренной образовательной программы осуществляется по индивидуальному учебному плану, который разрабатывается для студента или группы студентов на основе результатов перезачета и утверждается руководителœем учреждения. Как правило, сроки обучения сокращаются не более чем на один год.

Условия освоения базовых образовательных программ в сокращенные сроки были утверждены приказом Министерства образования от 13 мая 2002 ᴦ. 1 . В основном они аналогичны изложенным выше применительно к системе среднего профес­сионального образования, но некоторые вопросы в них регу­лируются более четко. Сокращенная программа может реализовываться для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее образова­ние различных ступеней. В данном нормативном акте расшиф­ровывается, что следует понимать под соответствующими про­филями подготовки. В среднем и высшем профессиональном образовании это такие образовательные программы, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепро­фессиональные и специальные дисциплины, а в высшем - такие программы, которые близки по содержанию (до 55-60%). Специально регламентируется, на какой курс прини­мают лиц, желающих освоить основную образовательную про­грамму в сокращенные сроки. В случае если в вузе формируются специальные группы для таких лиц, то прием осуществляет­ся на первый курс независимо от уровня предшествующей подготовки. Лица, имеющие высшее образование, бывают приняты и на последующие курсы, если не формируются спе­циальные группы. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, сдают в течение года не более 20 экзаменов. Срок реа­лизации образовательных программ устанавливается в зави­симости от того, соответствует ли профиль предыдущего об­разования получаемому. В случае если профили не соответствуют друг другу, срок обучения составляет не менее 3 лет, если соответ­ствуют - не менее 2-х лет. Сроки обучения сокращаются за счет перезачета дисциплин. Перезачет - это перенос дис­циплины (раздела), практики, освоенных лицом при полу­чении предыдущего высшего образования, с полученной оценкой или зачетом как изученных в документы об освое­нии программы получаемого высшего образования. Возмож­ны перезачет гуманитарных и социально-экономических, ма­тематических и естественно-научных дисциплин, а кроме того, перезачет близких по содержанию общепрофессиональ­ных дисциплин и уменьшение объема учебной и производ­ственной практик. Для лиц, имеющих среднее профессиональ­ное образование, рекомендуется устанавливать срок освоения образовательной программы не менее 3 лет, причем сокраще­ние срока достигается за счет переаттестации практик и раз­делов общих гуманитарных и социально-экономических, а также разделов в целом или отдельных общепрофессиональ­ных и специальных дисциплин. Переаттестация - это оценка (в баллах или зачетом) знаний, умений и навыков студентов, окончивших учреждения среднего профессио­нального образования, которая осуществляется путем собеседования или в иных формах, определяемых вузом. Возможность переаттестации и перезачета определяется про­фильными кафедрами вуза (факультета).

Как общеобразовательные, так и профессиональные обра­зовательные программы бывают основными и дополнительными. Основная образовательная программа содержит обязательный минимум, соответствующий государственно­му образовательному стандарту. Дополнительные образова­тельные программы обеспечивают образовательные потреб­ности граждан, общества и государства. Οʜᴎ представляют собой содержание учебной дисциплины, которая расширяет, углубляет или обновляет содержание дисциплин, включенных в основные образовательные программы. Дополнительные об­разовательные программы имеют различную направленность. К примеру, такие программы составляют содержание допол­нительного образования как детей, так и взрослых. Οʜᴎ реа­лизуются как общеобразовательными учреждениями, так и учреждениями профессионального образования за предела­ми базовых образовательных программ, в частности музы­кальными и художественными школами, домами детского творчества, а также центрами профессиональной ориентации и учреждениями повышения квалификации. В системе про­фессионального образования дополнительные программы играют значительную роль в обеспечении непрерывного по­вышения квалификации специалистов. Дополнительные об­разовательные программы реализуются также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Проанализируем в качестве примера образовательные про­граммы, на основе которых реализуются повышение ква­лификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных служащих. Такие программы бывают четы­рех видов:

1. Краткосрочные программы повышения квалификации (72-100 учебных часов). Нацелœены на повышение квалификации по от­ельным видам профессиональной деятельности и решение со­ответствующих профессиональных задач.

2. Среднесрочные программы повышения квалификации (100-500 учебных часов). Направлены на комплексное повышение квали­фикации со специализацией по должности.

3. Программы профессиональной переподготовки (500- 1000 учеб­ных часов). Осуществляются с целью адаптации государствен­ных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности.

4. Программы дополнительного к высшему профессионального образования (свыше 1000 учебных часов) реализуются в соот­ветствии с государственными требованиями к минимуму содер­жания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируются по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием.

Указанные образовательные программы состоят из блоков или модулей.

Образовательный модуль - относительно самостоя­тельная часть образовательной программы, комплексно охватывающая определœенную тему и позволяющая осваи­вать ее автономно. Образовательный блок - часть обра­зовательной программы, которая может включать не­сколько тем или модулей, объединœенных по характеруматериала. Содержание образовательных программ вариа­тивно и определяется с учетом исходного уровня образования и подготовки служащего, его личностных особенностей, ква­лификационных требований по соответствующим должностям государственной службы. Для этого проводится «входное» профориентационное тестирование. Программы должны включать блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также блок вспомогательных дисциплин по выбору и практику (стажировку). Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессио­нального образования государственных служащих опреде­ляется образовательным учреждением исходя из целœей и сроков обучения в соответствии с квалификационными-требованиями к государственным должностям государственной службы с учетом отраслевых и региональных особенностей.

Уровни и формы получения образования.

В образовательном законодательстве понятие уровень ис­пользуется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предос­тавлении платных образовательных услуг должен, помимо прочих условий, определять также уровень образования.

Образовательный уровень (ценз) - минимально необ­ходимый объем содержания образования, определяемый го­сударственным образовательным стандартом, и допус­тимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Российской Федерации установлено шесть об­разовательных уровней (цензов):

- основное общее;

- среднее (полное) общее;

- начальное профессиональное;

- среднее;

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем компонента образовательного учреждения содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

Учебный план - нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специа­листа, последовательность, интенсивность и сроки изучения учеб­ных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных предме­тов и основных видов производственной практики. Учебный план составляется в соответствии с квалификационной характеристикой специальности, представленной в Госстандарте по каждому профилю подготовки.

В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий).

Базисный учебный план ссуза - это основной государственный документ, являющийся составной частью государственного стан­дарта этого уровня профессиональной подготовки специалистов. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов этих учебных заведений и исходным документом для их финансирования.

Типовые учебные планы для ссузов носят обычно рекоменда­тельный характер. Они разрабатываются на основе государствен­ного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.

Учебные планы среднего профессионального учебного заведе­ния составляются с соблюдением нормативного базисного учебного плана с учетом формы обучения (дневной, вечерней, заочной), уровня базовой подготовки (основной или в полном объеме об­щеобразовательной средней школы).

Можно выделить два типа учебных планов ссузов:

собственно учебный план, разрабатываемый на основе государ­ственного базисного учебного плана на длительный период и от­ражающий особенности конкретного среднего профессионально­го учебного заведения (в качестве учебного плана может быть при­нят один из типовых учебных планов по соответствующему про­филю подготовки специалистов);

рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих ус­ловий и утверждаемый педагогическим советом профессиональ­ного учебного заведения ежегодно.

Во всех учебных планах, как и в Государственном стандарте среднего профессионального образования для повышенного и обычного уровней, выделяются федеральный (инвариантный уро­вень - ядро профессиональной подготовки данного направления) и национально-региональный (вариативный - дополнительные про­фили подготовки и специализации).

В таких планах учебные предметы в зависимости от их назначе­ния объединены в блоки социогуманитарной, общепрофессио­нальной и специальной предметной подготовки.

Выделен также специальный раздел «Производственная прак­тика», который определяет основные этапы и виды производствен­ной практики, их объемы и ориентировочные сроки проведения.

Учебная программа - нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала. Программа содержит пояснительную записку - своего рода методическое руководство для преподавателя. В ней раскры­ваются место (назначение) предмета в системе подготовки спе­циалиста, образовательные и воспитательные задачи, а также задачи развития, которые должны быть решены в процессе обуче­ния, указываются связи учебного предмета с другими предмета­ми, с производственной практикой и пути реализации этих свя­зей преподавателем, даются рекомендации по использованию раз­личных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы учащихся. В учебной программе приводится примерный тематический план, который раскрывает структуру учебного предмета, его разделы и темы, определяет время, отведенное на изучение каждого из них, соотношение теоретической и практической подготовки по предмету в часах.

Учебные программы содержат списки литературы, тематику курсовых проектов и работ, если они предусмотрены учебным планом.

Еще по теме 3. Государственный образовательный стандарт. Учебный план.:

  1. 18. Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт.
  2. 4.Содержание профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания на основе государственного стандарта. Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы.
  3. Вопрос 1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта начальной и основной школы (сравнение с государственным образовательным стандартом первого поколения). Как изменились целевые установки в обучении иностранным языкам?