Государственный образовательный стандарт учебный план. Тема: Государственный образовательный стандарт. Характеристика результатов обучения. Законодательство РФ. Государственный стандарт
Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом по принципу первичности государственных образовательных стандартов. Это означает, с одной стороны, что образовательные программы составляются на основе стандартов, с другой - что стандарты включают и вариативную часть, в связи с этим образовательные программы, реализуемые в разных образовательных учреждениях, могут различаться между собой за счет локальных компонентов. Поскольку в законодательстве не содержится четкого определения образовательного стандарта͵ его можно сформулировать, основываясь на признаках и характеристиках стандартов. Государственный образовательный стандарт - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
- начальное профессиональное
Для получения инструкций или дополнительной информации, пожалуйста, посетите нашу страницу загрузки. Стандартный курс обучения Северной Каролины определяет соответствующие стандарты содержания для каждого уровня и каждого курса средней школы, чтобы обеспечить единый набор стандартов обучения для каждой государственной школы в Северной Каролине. Эти стандарты определяют, что студенты знают и должны быть в состоянии сделать.
Основываясь на философии преподавания и обучения, которая согласуется с текущими исследованиями, образцовыми практиками и национальными стандартами, Стандартный курс обучения предназначен для поддержки преподавателей Северной Каролины в предоставлении наиболее сложного образования для студентов государства. Цель этих стандартов - подготовить всех студентов к тому, чтобы стать карьерой и колледжем.
Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания базовых образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства.
Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства.
Благодаря этим стандартам в качестве основы, местные школьные лидеры принимают решения о всеобъемлющей учебной программе, которую они предпочитают доставлять учащимся, чтобы они могли достичь стандартов содержания для каждого класса и предмета. Обучение в классе - это партнерство между государством, которое устанавливает стандарты контента в стандартном курсе обучения, и местные преподаватели, которые определяют, какие учебные материалы они будут использовать для предоставления инструкций для достижения стандартов.
Законодательство РФ. Государственный стандарт
В школах Гессенса на какое-то время придется обходиться без образования. Согласно докладу, в рабочих группах существуют различия, которые разрабатывают основные учебные планы для школьных форм и уровней. Школы Гессиана должны будут некоторое время справляться с образовательными стандартами. Черновики должны быть показаны в Интернете в мае, официальные и юридические процедуры участия должны начинаться в начале следующего учебного года. Это можно сделать из письма министерства образования главным учителям Рейн-Майн-Цайтунга.
Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т. п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся, с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кроме того, образовательные стандарты устанавливаются по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
Министр образования Доротея Хенцлер прямо не заявляет о задержке одного года в письме, но говорит, что «необходимое время для всех, кто участвует в школе, оставаться вовлеченным в эту тему, должно быть сильно озабочено этой темой и подготовиться к ней». По просьбе министерства образования вчера добавило, что Хензлер собирался подробно обсудить проекты стандартов образования «в открытом диалоге, чтобы достичь широкого консенсуса в отношении обязательного внедрения стандартов образования и основных учебных планов».
Недовольство проектами. Однако школы уже начали работать на основе образовательных стандартов с лета. Согласно докладу, рассмотрение, данное Хензлером школам, не является причиной задержки, а недовольство министерства проектами, разработанными Институтом повышения качества в рабочих группах с учителями. По словам участников, институт, который был подчинен Министерству, призвал правила быть очень абстрактными. «В конце концов, только тогда студент должен уметь читать и писать», - критикует учитель.
Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ, кроме случаев, указанных в законе (применительно к общему образованию). Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
- основное общее
Однако необходимы определенные обязательства: не следует оставлять отдельным школам, рассматривали ли они тему Холокоста. Существует также спор по поводу выбора слова. Хотя эксперты искали точные формулировки, институт настаивал на общем понимании. Таким образом, периодическая система называлась «таблицей знаний».
Однако задержка лучше, чем «другая затмившаяся реформа». Ассоциация филологов: стандарты образования излишни. Ассоциация филологов Гессиана подтверждается очевидными проблемами в развитии образовательных стандартов в своем общем отказе от сокращенного периода гимназии. По-видимому, было бы невозможно передать вещество, необходимое для поступления в университет через восемь лет, говорит председатель страны Кнуд Диттманн. Образование не может быть определено на основе чисто формальных навыков. Обучение в немецких школах традиционно основано на учебных программах.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 ᴦ. был определен порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство РФ, а других уровней образования - Министерство образования РФ.
В них государство указывает контент и объекты, которые будут рассматриваться в отдельных классах и школьных формах. Исследователи-исследователи называют это «ориентацией на ввод». С другой стороны, существуют так называемые образовательные стандарты, которые определяют «выход». Под этим подразумевается, что не предписывается больше конкретных предметов обучения, а также умений, которые могут быть приобретены в классе. Эти «компетенции» являются результатом успеха школы. Это уже не вопрос о том, читает ли ученик определенную литературную работу, но может ли он читать и понимать тексты по темам, представляющим его интерес и свой мир опыта.
Стандартизация осуществлена в полном объеме лишь в сфере профессионального образования. Создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом сложным и длительным. В то же время быстрое обновление содержания образования, появление различных видов общеобразовательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических технологий заставили искать механизмы управления демократическими процессами в школе на переходный период до введения стандарта͵ не форсируя принятие Федерального закона «О государственном образовательном стандарте общего образования » х. В первом чтении он был принят Государственной думой в июне 2002 ᴦ. и определил максимальный объем учебной нагрузки, основные положения учебного плана и требования к уровню подготовки выпускников, основные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учебный год будет длиться от 34 до 37 недель. Установлены сроки для освоения общеобразовательных программ: начального общего образования - 4 года, основного общего - 5 лет, среднего (полного) общего - 2 года - всего 11 лет 2 . В случае если названные сроки будут закреплены в законе, то скорректировать их можно лишь путем внесения в него соответствующих изменений.
Однако национальные стандарты являются лишь рамкой, в которой федеральные государства разрабатывают свои собственные проекты из-за федерального суверенитета образования. Основные учебные планы определяют, что все дети и молодые люди могут и должны знать в конце своих школьных дней.
Образовательные стандарты министров образования и культуры земель как транснационального образовательного плана учитываются в основных учебных программах Гессиана. Основные учебные планы представляют желаемые результаты обучения в виде ожиданий навыков. Они описывают, с одной стороны, компетенции, которые должны были быть приобретены до определенных разделов соответствующего образовательного пути. С другой стороны, образовательные стандарты устанавливают требования к производительности для завершения учебного курса.
В целях совершенствования структуры и содержания общего образования, согласно постановлению Правительства РФ от 23 марта 2001 ᴦ., проводится эксперимент по переходу на 12-летнее общее образование (за счет возможного увеличения нормативных сроков освоения программы основного общего образования до 6 лет) 1 . В общеобразовательных учреждениях, изъявивших желание принять участие в эксперименте и получивших статус федеральных экспериментальных площадок, апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса, здоровье сберегающие педагогические технологии. Эксперимент начался 1 сентября 2001 ᴦ. и осуществляется поэтапно (по учебным годам, классам и ступеням общего образования) 2 . Его проведение обеспечивают Министерство образования и органы управления образованием субъектов РФ, Российская академия образования, научные организации, учреждения повышения квалификации педагогических работников, а также образовательные учреждения. Решение об участии обучающегося в эксперименте принимают его родители (законные представители). В случае отказа родителей от участия в эксперименте обучающийся переводится по их заявлению в другой класс или в другое учреждение, в которых обучение ведется по обычному плану.
Образовательные стандарты сформулированы как стандарты контроля и разделены на области компетенции. Отдельная школа подлежит дальнейшей конкретизации основных учебных программ. Он может принять решение о разработке школьной учебной программы. Пока нет школьного решения, применяются предыдущие учебные планы для начальной школы или предыдущие учебные планы для курсов начального среднего образования. В этом случае школа определяет, как содержание учебной программы или учебных программ связано с компетенцией основных учебных программ быть.
До принятия и введения в действие государственного стандарта общего образования применению подлежит Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования от 9 февраля 1998 ᴦ. 3 . Он устанавливает максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта͵ по классам и образовательным областям.
В то же время министерство образования Гессе еще более продвинулось по пути ориентации на компетентность, выполнив соответствующие основные учебные планы для всех предметов старшей средней школы. Они также подготовлены к переходному периоду на основе текущих учебных программ для старшей средней школы.
Основной учебный план, который был разработан Министерством образования Гесса, был разработан для всех общих предметов гимназии, Поэтому сборник школьной учебной программы не является необходимым для старшей средней школы. Основные учебные планы для гимназии заменят нынешние учебные планы во всех школьных формах, которые приведут к общей квалификации в университете. Затем результаты оценки этого процесса обратной связи послужили основой для подготовки версий, которые были предметом формальной процедуры участия на следующем процедурном этапе.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта͵ который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым для продолжения образования минимумом знаний, умений и навыков. В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования.
После завершения окончательные текстовые версии основных учебных программ теперь доступны. Таким образом, школы могут заниматься новыми учебными планами - задолго до их вступления в силу. Цели обучения будут разделены в зависимости от контекста студенческого опыта - от более игривого подхода, в первые годы, к более абстрактным понятиям, по окончании средней школы. Язык текста не является строго техническим, что облегчает последующие действия учителей и даже родителей.
Идея состоит в том, чтобы принести цели обучения всем этапам и предметам, не сказав, как преподавать, согласно составителям текста, услышанного государством. В дополнение к введению, в котором перечислены 12 общих прав на обучение, документ структурирован в четыре области.
Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучения курсов по выбору, факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий.
Разделение осуществляется по языкам, математике, естественным и гуманитарным наукам, уже предусмотренным законами об образовании и используемым в Национальном экзамене по высшей школе. Каждая область разворачивается в дисциплинах, таких как искусство или химия.
Сексуальное и гендерное многообразие, противоречивое в государственных и муниципальных планах образования, проявляется в преподавании этики, прав человека и гражданственности, трансграничных по дисциплинам. «Всякий раз, когда была необходимость в ссылке на это, это было эффективно сделано», - говорит Хильда Микарелло, профессор Федерального де-Жуаза де Фора, который координировал группу экспертов, ответственных за текст.
В инвариантной части представлены такие образовательные области, как филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура и технология. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам. Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей.
Денис Мизне из Фонда Леманна имел доступ к выдержкам из документа. «Это не обширное указание на то, что студент должен знать в каждой дисциплине, но ключевые моменты были выделены». Язык, говорит Мизне, позволяет семьям узнать, чему их дети должны учиться.
Дивизион. Учебная программа охватывает около 60% содержимого. Другие муниципальные и государственные сети составляют 40%. В этой части мы работаем, например, по местным вопросам. «Четыре компонента, по крайней мере, требуют сильной региональности: истории, географии, биологии и португальского языка», - говорит министр Ренато Джанин Рибейру.
В Базисном учебном плане не только определяется содержание образовательных областей (какие образовательные компоненты или предметы входят в них), но и предлагаются возможные варианты их преподавания, включая формирование учебной нагрузки в часах. К примеру, возможно преподавание естествознания как интегрированного курса, преподавание экономики за счет часов вариативной части и т. д.
Для Луиса Карлоса де Менезеса, который также написал текст, степень зрелости ученика на каждом этапе соблюдается. На втором курсе средней школы идея состоит в том, чтобы рассматривать более конкретные аспекты в Природных Науках. В последующие годы он углубляется в субмикроскопический, - говорит он, - из Университета Сан-Паулу.
Если в этом нет ясного, честного и откровенного образования, этим молодым людям будет трудно справиться с четырьмя сильными проблемами: нежелательная беременность, венерические заболевания, сексуальное насилие и издевательства над теми, кто не следует определенной схеме, обычно гетеросексуальной.
Вопросы организации производительного труда и преподавания трудовой практики решаются Советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана. Базисный план устанавливает предельную нагрузку школьников в расчете на пяти- и шестидневную учебную неделю. Обязательная минимальная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения для общеобразовательных учреждений региона, в том числе для школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, определяется органами управления образованием в субъекте Федерации. Базисный учебный план финансируется во всех видах общеобразовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся. Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.
Вальдорфские школы известны своей авангардной ролью в поисках независимости школы от государственных учреждений и других групп давления. Они также являются пионерами в организационных структурах, основанных на коллегиальном самоуправлении, состоящем из учителей и родителей. Вальдорфские школы разрабатывают свои собственные учебные планы, используя опыт других школ. Книга, подготовленная Мартиной Роусон и Тобиасом Рихтером, является успешным примером такой учебной программы. Он был разработан самостоятельно командой молодых преподавателей английского языка в сотрудничестве с Университетом Плимута и может стать вдохновляющим примером для всех, кто сегодня задает следующий вопрос: как использовать новую инициативу педагогической реформы двадцатого века?
Базисный учебный план предусматривает возможность деления классов на группы при проведении занятий по некоторым учебным дисциплинам (иностранному языку, информатике, физической культуре и др.). В приложении к нему даются примерные учебные планы для отдельных видов общеобразовательных учреждений (начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной школы по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы и др.), а также базисный учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения и экспериментальный базисный учебный план, построенный на культурологических принципах.
Государственные образовательные стандарты профессионального образования , в отличие от стандартов общего образования, имеют более сложную структуру. В их составе три части:
1. Общая часть - в ней устанавливаются основные принципы организации профессионального образования определенного уровня.
2. Перечень направлений и специальностей подготовки.
3. Специальная часть - содержит требования, предъявляемые к подготовке по конкретным направлениям и специальностям.
Рассмотрим структуру профессиональных образовательных стандартов на примерах.
Основные положения государственного образовательного стандарта начального профессионального образования утверждены приказом Министерства образования от 22 июня 1994 ᴦ. Была разработана модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. В этом документе, отражающем основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования, заключена информация о циклах, курсах и предметах, по которым ведется обучение рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования, применительно к различным ступеням квалификации и формам получения образования. В нем указано ориентировочное количество часов, отводимых на циклы, консультации, экзамены, резервы времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. Начальное профессиональное образование ориентировано на обучение рабочих и служащих по профессиям широкого профиля и предполагает широкую базовую подготовку, на основе которой идет последующая специализация. Модель учебного плана включает подготовку рабочих и служащих второй и третьей ступеней квалификации. Вторая ступень предусматривается для профессий, овладение которыми не требует среднего общего образования, в связи с этим подготовка идет на базе основного общего образования. Третья ступень квалификации означает подготовку по профессиям на базе полного среднего образования. Существуют два вида обучения: обязательное (включая дисциплины, которые обучающийся выбирает из соответствующего перечня) и факультативное (за пределами учебной недели). В обязательный компонент входит изучение общеобразовательных (гуманитарных и естественно-научных дисциплин) и дисциплин профессиональной подготовки (общетехнических, отраслевых и профессиональных).
На основе модели учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные планы по профессиям в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 ᴦ. 1 , а затем каждое образовательное учреждение формирует и утверждает рабочий учебный план 9 по которому ведет подготовку обучающихся.
Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования был утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 ᴦ.. Общая часть указанного стандарта утверждается Правительством, а специальная (касающаяся подготовки по конкретным специальностям) - Министерства образования.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования был утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 ᴦ. Он устанавливает структуру среднего профессионального образования; общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки обучающихся и ее объем; документы государственного образца о среднем профессиональном образовании; общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования; порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по этим специальностям (в качестве федерального компонента). Классификатор специальностей среднего профессионального образования, который является составной частью государственного образовательного стандарта͵ был утвержден приказом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 ᴦ.. Он представляет собой систематизированный перечень специальностей подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, классифицированных по группам родственных специальностей; по каждой специальности утверждаются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, являющиеся составной частью государственного образовательного стандарта.
Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования должны обеспечить качество образования названных уровней, единство образовательного пространства РФ, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании соответствующего уровня. Вместе с тем, они являются основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования (ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования был утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 ᴦ. Он аналогичен изложенному выше порядку разработки, утверждения и введения в действие государственного стандарта среднего профессионального образования. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 ᴦ. Он устанавливает структуру высшего профессионального образования; общие требования к основным профессиональным образовательным программам; общие нормативы учебной нагрузки студентов, академические свободы вуза в определении содержания высшего образования и т. д. Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования - часть государственного образовательного стандарта. Он охватывает существующие и перспективные области науки, техники и культуры, причем каждое направление или специальность имеет социальную и личностную значимость. Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования был утвержден приказом Министерства образования от 2 марта 2000 ᴦ. Онвключает три раздела:
1. Перечень подготовки бакалавров и магистров.
2. Перечень специальностей дипломированных специалистов.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям и направлениям утверждаются Министерством образования (в необходимых случаях по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении вузы) и являются составной частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Министерство образования, кроме того, разрабатывает примерные учебные планы по конкретным направлениям подготовки и специальностям, на основе которых вузы формируют свои учебные планы.
В системе среднего и высшего профессионального образования подготовка по конкретным специальностям, как правило, предполагает специализацию студентов в тех или иных сферах 1 . Специализации представляют собой часть специальности, в рамках которой они создаются, и подразумевают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю этой специальности. Некоторые специальности не имеют специализаций. В случае если специализация открывается, то ей присваивается наименование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно развивать наименование соответствующей специальности и не может совпадать с наименованием других специальностей и направлений.
Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации в Требованиях по специальности высшего профессионального образования, должен устанавливаться в пределах от 500 до 2000 часов. В системе среднего профессионального образования на изучение дисциплин специализации отводится не менее 250 аудиторных часов.
Право выбора специализации принадлежит студенту.
Наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования устанавливается вузами и регистрируется соответствующими учебно-методическими объединениями (УМО), которые создают базу зарегистрированных специализаций. Перечень и наименования дисциплин специализаций, а также их объем, содержание и форма контроля устанавливаются вузом (факультетом). Наименование специализаций по специальностям среднего профессионального образования, их объем, содержание, итоговая форма контроля устанавливаются министерством (ведомством)-разработчиком по закрепленным специальностям и регистрируются Министерством образования.
Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 ᴦ.. До его введения в действие применению подлежат временные требования к образовательным программам послевузовского профессионального образования, утверждаемые Министерством образования.
Государственные образовательные стандарты дополнительного профессионального образования утверждаются Министерством образования для определенной категории обучающихся. К примеру, приказом Министерства от 31 июля 2000 ᴦ. утвержден Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Он устанавливает структуру и перечень направлений данного вида образования, основные требования к образовательным программам и реализующим их учреждениям, а также нормативы учебной нагрузки слушателей.
Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяют содержание образования определенных уровня и направленности. Классификация образовательных программ может проводиться на различных основаниях. Учитывая зависимость отвида образования выделяют общеобразовательные и профессиональные программы.
Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности. Οʜᴎ направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательныепрограммы, в свою очередь, с учетом уровня образования подразделяют на программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Οʜᴎ реализуются в образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и являются преемственными. Это означает, что каждая последующая программа базируется на предыдущей. Реализация принципа преемственности образовательных программ имеет и практическое значение. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. К примеру, если обучающийся на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программ учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам, он может быть оставлен на повторно обучение, переведен в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагога либо продолжить обучение в форме семейного образования. Выбор одного из названных вариантов осуществляют родители или иные законные представители обучающегося. В случае если у обучающегося имеется задолженность по одному предмету, он переводится в следующий класс условно, причем ответственность за ликвидацию задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей. Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. Для обучающихся с отклонениями в развитии на базе базовых программ разрабатываются специальные, позволяющие учесть психофизические особенности и возможности обучающихся.
Профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней и обеспечивают подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы реализуются только в учреждениях профессионального образования, основные требования к их содержанию закрепляются в образовательных стандартах, в связи с этим профессиональную образовательную программу можно определить как документ (комплект документов), определяющий в соответствии с государственным образовательным стандартом содержание определенного уровня профессионального образования по конкретной специальности. Так, основная образовательная программа среднего профессионального образования должна включать общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины (для определенной группы специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональную) практику.
Сложную структуру имеют основные профессиональные программы высшего профессионального образования. Их разработку Министерство образования рекомендует проводить в два этапа. На первом на основании требований образовательного стандарта определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. На втором этапе разрабатываются содержательная часть образовательной программы и порядок ее реализации. Для этого составляется полный перечень дисциплин образовательной программы, обеспечивается оптимальное соотношение фундаментальной и прикладной подготовки специалиста͵ устанавливается соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента͵ определяются наиболее эффективные виды учебных занятий и образовательные технологии.
В структуру образовательной программы в качестве основных компонентов входят учебный план вуза по направлению подготовки или специальности; перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим учебно-методическим объединением, а также совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание программы и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.
Образовательные программы среднего и высшего профессионального образования бывают реализованы в сокращенные сроки с учетом имеющихся у гражданина знаний и навыков, полученных на предыдущих уровнях обучения. К примеру, граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, вправе получить среднее профессиональное образование, а лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, - высшее профессиональное образование по сокращенным и ускоренным программам (ст. 23, 24 Закона «Об образовании»). Порядок реализации сокращенных и ускоренных базовых профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования был утвержден приказом Министерства образования от 14 ноября 2001 ᴦ.. Обучение по таким программам допускается для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей.
Сокращенная образовательная программа реализуется в сокращенный по сравнению с установленным учебным планом срок на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессионального образования.
Ускоренная образовательная программа осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения, который предусмотрен учебным планом, в соответствии с его предшествующей подготовкой. При этом сокращенная программа может реализовываться как ускоренная.
Обучение по указанным программам осуществляется на добровольной основе в соответствии с заявлением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подается на имя руководителя учреждения как при приеме на обучение, так и после зачисления. Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе принимается образовательным учреждением на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, а также этапов производственной практики, изученных и пройденных в процессе предшествующего обучения. Перезачет осуществляется после зачисления в образовательное учреждение путем аттестации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой самим учреждением. Результаты такой аттестации студента и решение о возможности его обучения по сокращенной программе оформляются, как правило, приказом или распоряжением образовательного учреждения, в котором устанавливается срок обучения и указываются перечень и объемы аттестованных (перезачтенных) дисциплин. Записи об аттестованных учебных дисциплинах и этапах производственной практики вносятся в зачетную книж- ку студента͵ при его переводе или отчислении - в академическую справку, а по окончании обучения - в приложение к диплому.
В аналогичном порядке по итогам промежуточной аттестации принимается решение об обучении по ускоренной образовательной программе.
Реализация сокращенной или ускоренной образовательной программы осуществляется по индивидуальному учебному плану, который разрабатывается для студента или группы студентов на основе результатов перезачета и утверждается руководителем учреждения. Как правило, сроки обучения сокращаются не более чем на один год.
Условия освоения базовых образовательных программ в сокращенные сроки были утверждены приказом Министерства образования от 13 мая 2002 ᴦ. 1 . В основном они аналогичны изложенным выше применительно к системе среднего профессионального образования, но некоторые вопросы в них регулируются более четко. Сокращенная программа может реализовываться для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее образование различных ступеней. В данном нормативном акте расшифровывается, что следует понимать под соответствующими профилями подготовки. В среднем и высшем профессиональном образовании это такие образовательные программы, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепрофессиональные и специальные дисциплины, а в высшем - такие программы, которые близки по содержанию (до 55-60%). Специально регламентируется, на какой курс принимают лиц, желающих освоить основную образовательную программу в сокращенные сроки. В случае если в вузе формируются специальные группы для таких лиц, то прием осуществляется на первый курс независимо от уровня предшествующей подготовки. Лица, имеющие высшее образование, бывают приняты и на последующие курсы, если не формируются специальные группы. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, сдают в течение года не более 20 экзаменов. Срок реализации образовательных программ устанавливается в зависимости от того, соответствует ли профиль предыдущего образования получаемому. В случае если профили не соответствуют друг другу, срок обучения составляет не менее 3 лет, если соответствуют - не менее 2-х лет. Сроки обучения сокращаются за счет перезачета дисциплин. Перезачет - это перенос дисциплины (раздела), практики, освоенных лицом при получении предыдущего высшего образования, с полученной оценкой или зачетом как изученных в документы об освоении программы получаемого высшего образования. Возможны перезачет гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин, а кроме того, перезачет близких по содержанию общепрофессиональных дисциплин и уменьшение объема учебной и производственной практик. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, рекомендуется устанавливать срок освоения образовательной программы не менее 3 лет, причем сокращение срока достигается за счет переаттестации практик и разделов общих гуманитарных и социально-экономических, а также разделов в целом или отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин. Переаттестация - это оценка (в баллах или зачетом) знаний, умений и навыков студентов, окончивших учреждения среднего профессионального образования, которая осуществляется путем собеседования или в иных формах, определяемых вузом. Возможность переаттестации и перезачета определяется профильными кафедрами вуза (факультета).
Как общеобразовательные, так и профессиональные образовательные программы бывают основными и дополнительными. Основная образовательная программа содержит обязательный минимум, соответствующий государственному образовательному стандарту. Дополнительные образовательные программы обеспечивают образовательные потребности граждан, общества и государства. Οʜᴎ представляют собой содержание учебной дисциплины, которая расширяет, углубляет или обновляет содержание дисциплин, включенных в основные образовательные программы. Дополнительные образовательные программы имеют различную направленность. К примеру, такие программы составляют содержание дополнительного образования как детей, так и взрослых. Οʜᴎ реализуются как общеобразовательными учреждениями, так и учреждениями профессионального образования за пределами базовых образовательных программ, в частности музыкальными и художественными школами, домами детского творчества, а также центрами профессиональной ориентации и учреждениями повышения квалификации. В системе профессионального образования дополнительные программы играют значительную роль в обеспечении непрерывного повышения квалификации специалистов. Дополнительные образовательные программы реализуются также посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Проанализируем в качестве примера образовательные программы, на основе которых реализуются повышение квалификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных служащих. Такие программы бывают четырех видов:
1. Краткосрочные программы повышения квалификации (72-100 учебных часов). Нацелены на повышение квалификации по отельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач.
2. Среднесрочные программы повышения квалификации (100-500 учебных часов). Направлены на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности.
3. Программы профессиональной переподготовки (500- 1000 учебных часов). Осуществляются с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности.
4. Программы дополнительного к высшему профессионального образования (свыше 1000 учебных часов) реализуются в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируются по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием.
Указанные образовательные программы состоят из блоков или модулей.
Образовательный модуль - относительно самостоятельная часть образовательной программы, комплексно охватывающая определенную тему и позволяющая осваивать ее автономно. Образовательный блок - часть образовательной программы, которая может включать несколько тем или модулей, объединенных по характеруматериала. Содержание образовательных программ вариативно и определяется с учетом исходного уровня образования и подготовки служащего, его личностных особенностей, квалификационных требований по соответствующим должностям государственной службы. Для этого проводится «входное» профориентационное тестирование. Программы должны включать блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также блок вспомогательных дисциплин по выбору и практику (стажировку). Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных служащих определяется образовательным учреждением исходя из целей и сроков обучения в соответствии с квалификационными-требованиями к государственным должностям государственной службы с учетом отраслевых и региональных особенностей.
Уровни и формы получения образования.
В образовательном законодательстве понятие уровень используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен, помимо прочих условий, определять также уровень образования.
Образовательный уровень (ценз) - минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (цензов):
- основное общее;
- среднее (полное) общее;
- начальное профессиональное;
- среднее;
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем компонента образовательного учреждения содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
Учебный план - нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных предметов и основных видов производственной практики. Учебный план составляется в соответствии с квалификационной характеристикой специальности, представленной в Госстандарте по каждому профилю подготовки.
В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий).
Базисный учебный план ссуза - это основной государственный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня профессиональной подготовки специалистов. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов этих учебных заведений и исходным документом для их финансирования.
Типовые учебные планы для ссузов носят обычно рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.
Учебные планы среднего профессионального учебного заведения составляются с соблюдением нормативного базисного учебного плана с учетом формы обучения (дневной, вечерней, заочной), уровня базовой подготовки (основной или в полном объеме общеобразовательной средней школы).
Можно выделить два типа учебных планов ссузов:
собственно учебный план, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретного среднего профессионального учебного заведения (в качестве учебного плана может быть принят один из типовых учебных планов по соответствующему профилю подготовки специалистов);
рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом профессионального учебного заведения ежегодно.
Во всех учебных планах, как и в Государственном стандарте среднего профессионального образования для повышенного и обычного уровней, выделяются федеральный (инвариантный уровень - ядро профессиональной подготовки данного направления) и национально-региональный (вариативный - дополнительные профили подготовки и специализации).
В таких планах учебные предметы в зависимости от их назначения объединены в блоки социогуманитарной, общепрофессиональной и специальной предметной подготовки.
Выделен также специальный раздел «Производственная практика», который определяет основные этапы и виды производственной практики, их объемы и ориентировочные сроки проведения.
Учебная программа - нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала. Программа содержит пояснительную записку - своего рода методическое руководство для преподавателя. В ней раскрываются место (назначение) предмета в системе подготовки специалиста, образовательные и воспитательные задачи, а также задачи развития, которые должны быть решены в процессе обучения, указываются связи учебного предмета с другими предметами, с производственной практикой и пути реализации этих связей преподавателем, даются рекомендации по использованию различных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы учащихся. В учебной программе приводится примерный тематический план, который раскрывает структуру учебного предмета, его разделы и темы, определяет время, отведенное на изучение каждого из них, соотношение теоретической и практической подготовки по предмету в часах.
Учебные программы содержат списки литературы, тематику курсовых проектов и работ, если они предусмотрены учебным планом.
Еще по теме 3. Государственный образовательный стандарт. Учебный план.:
- 18. Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт.
- 4.Содержание профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания на основе государственного стандарта. Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы.
- Вопрос 1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта начальной и основной школы (сравнение с государственным образовательным стандартом первого поколения). Как изменились целевые установки в обучении иностранным языкам?