Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Вариативная часть изодеятельность в детском саду рк. Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Вариативная часть изодеятельность в детском саду рк. Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Татьяна Сизонец
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее - Программа ) должна содержать две части : основную и часть , формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть ) .

Вариативная часть - это не отдельный документ в Программе , а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного) . Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы , выделяя название данной части .

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности , интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности :

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы ;

сложившиеся традиции Организации (группы) .

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей , интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно :

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса , либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т . п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение : все авторские и модифицированные программы , реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Как известно, части программы распределяются следующим образом : 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная - 40 и менее % . Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ , то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания - 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

Составляя часть Программы , формируемой участниками образовательных отношений , можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ , методик, форм организации образовательной работы .

Таким образом , работа по составлению вариативной части Программы , на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Подробности Лаврикова Марина Юрьевна 26 января 2015 Просмотров: 11892

Вопрос: Добрый день!
Я являюсь студентом 2 курса Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе, специальность «Международное право и право Европейского Союза».
В следующем году я буду участвовать в программе обмена Campus Europae и буду учиться 1 год в Санкт-Петербургском государственном университете.
В связи с чем у меня возникло несколько вопросов по поводу учебного плана на специальности «Юриспруденция».
В учебном плане есть некоторые предметы, которые входят в «Вариативную часть периода обучения». Скажите пожалуйста, что это за категория и можно ли брать от туда предметы и чем они буду отличаться от тех, что не входят в эту часть.

Спасибо!

Ответ проректора по учебно-методической работе Лавриковой Марины Юрьевны:

В ответ на Ваше обращение от 14.01.2015 сообщаю следующее. Согласно Образовательному стандарту СПбГУ структура учебного плана предполагает базовую часть, в состав которой входят дисциплины общенаучного и профессионального блоков, характеризующиеся постоянством структуры и содержания, курсовые работы, практики, итоговая государственная аттестация, а также вариативную часть, изменяемую ежегодно в порядке обновления структуры и содержания образовательной программы, установленном в Университете. В состав вариативной части в числе других входят дисциплины, выбираемые студентом из нескольких предложенных. В соответствии с Образовательным стандартом СПбГУ по направлению подготовки «Юриспруденция» по уровню высшего образования «бакалавриат» учебный план основной образовательной программы предусматривает наличие вариативной части, включающей дисциплины по выбору в размере 1/3 от общей трудоемкости вариативной части; по уровню высшего образования «магистратура» - 30% от общей трудоемкости вариативной части. Вариативную часть составляют только дисциплины профессионального блока. Таким образом, при определении интересующих Вас курсов для изучения Вы можете рассматривать дисциплины базовой и вариативной частей, предусмотренные учебным планом соответствующей образовательной программы, предварительно ознакомившись с трудоемкостью, перечнем формируемых компетенций и рабочей программой учебной дисциплины. Все рабочие программы направления «Юриспруденция» размещены на сайте

Положение о вариативной части типового учебного плана дошкольных организаций. - Астана, 2013, 15с.

В данном положении даны требования и методические рекомендации по наполнению содержанием вариативной части типовых учебных планов для дошкольных организаций.

Модернизация системы образования в нашей стране способствовала определению места и статуса как первого звена в общей системе образования и появлению принципиально новых документов, регулирующих отношения в области

Данное Положение предназначено для руководителей, методистов и педагогов дошкольных организаций.

Республиканский центр

«Дошкольное детство», 2013

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация системы образования в нашей стране поспособствовала определению места и статуса как первого звена в общей системе образования и появлению принципиально новых документов, регулирующих отношения в области .

Внедрение новых нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Однако в научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы.

При этом проблема разработки (вариативной части образовательной программы дошкольной организации), почти не рассматривается. Из этого следует, что разработка данной части - это творческая работа педагога и воспитатель волен самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на раннее существовавшие требования к документам подобного рода.

Современное общество предъявляет новые требования ксистеме образования подрастающего поколения и, в томчисле, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования.

Вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов.

Очередная насущная задача - введение вариативной части дошкольного обучения и воспитания и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

Анализ понятий, представленных в научных источниках позволяет под методической работой понимать целостнуюсистему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации.

Цель: разработать Положение о вариативной части Типового учебного плана дошкольных организаций

Задачи:

Определить цели, задачи и основные принципы Положения;

Разработать содержание Положения;

Определить содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению, по каждой области организованной учебной деятельности.

Ожидаемый результат

Обеспечение педагогов дошкольных организаций Положением и методическими рекомендациями в организации досуговой части, раскрытию индивидуальных способностей детей.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебный план - это документ, в котором определены состав и количество видов непосредственно образовательной деятельности, изучаемых в детском саду. Учебный план состоит из двух частей: инвариантной (обязательной) и вариативной .

Обязательная часть плана регламентирует минимальное количество часов, отводимых на основные виды непосредственно образовательной деятельности. Эта часть плана не может подвергаться изменениям.

Вариативная часть плана обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетные направления деятельности дошкольной организации и расширение области образовательных услуг для воспитанников. Самостоятельная деятельность вызывает у практических работников системы дошкольного образования множество затруднений и вопросов.

1. Педагоги недостаточно четко представляют тип своей программы.

2. Педагоги испытывают затруднения в обосновании актуальности своей части программы и необходимости ее внедрения в практику работы в конкретной группе.

3. Педагоги испытывают затруднения в структурировании программы и, ориентируясь на структуру, предложенную к программам дополнительного образования, не учитывают требований государственного стандарта к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, частью которой является разрабатываемый ими документ.

4. Вызывает затруднение у педагогов определение «ожидаемого результата» исходя из содержания формируемой ими программы.

В связи с этим возникла необходимость в разработке положения и методических рекомендаций по составлению части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Вариативная часть, обеспечивает индивидуальный характер развития школьников и учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.

Вариативность образования - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в Казахстане.

Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования,утверждается местнымиорганами образования.

Вариативная часть как комплексная последовательная система обучения и воспитания позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений:

  • Формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
  • Формирование личности, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции;
  • Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми;
  • Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными;
  • Формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ

ТИПОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В первую очередь, следует обратить внимание на то, что часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность , так как отражает:

1. Видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования.

2. Наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

3. Особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает организация.

5. Специфику , демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретной дошкольной организации.

Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада.

В программе должно быть отражено обновление педагогических технологий. В современных условиях значительное внимание рекомендуется уделять активизации самостоятельной деятельности дошкольников. Поэтому в программе необходимо отразить как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольной организации.

В вариативной части дополнительная нагрузка на 1 ребенка не должна превышать: ? 1-2 младшая группы и средняя группа: не более 1 занятия в неделю? группы детей в возрасте 5-7 лет: не более 2 занятий в неделю? Факультативные группы (кружки) занимаются в течение 10-30 минут в зависимости от возраста детей. ? Занятия, кружки проводятся по подгруппам (12-15 детей).

Таким образом, вариативный образовательный процесс - взаимосвязанная деятельность участников образовательного но-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Вариативный компонент - работа по тематической направленности дошкольной организации, экспериментальная работа, творческая работа педагогов, работа с одаренными детьми, работа по интересам детей и изучение иностранных языков, которая выходит за рамки организованной деятельности.

Вариативные компоненты Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения обеспечивают организацию педагогического процесса с учетом возрастной периодизации по образовательным областям ГОСО: «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество», «Познание», «Социум».

Вариативная часть Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения формируется участниками образовательного процесса.

В статье подробно рассмотрена структура базисного плана.

Базисный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть содержания общего среднего образования, в которой обозначены образовательные области, призвана обеспечить единство образовательного пространства, культурного развития молодого поколения в условиях многообразия учебный заведений.

В ней определено количество часов, необходимое для формирования целостности той или иной образовательной области. Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов.

Например,

Образовательную область «Язык и литература» могут составлять — русский язык, родной язык, иностранный язык, литература.

Русский язык как государственный язык является обязательным учебным предметом для всех школ РФ и изучается в объеме не меньшем, чем это определено инвариантной частью, базисного плана.

Объем изучения области «Язык и литература» может быть увеличен за счет часов вариантной части Базисного учебного плана.

Кроме перечисленных выше школа может ввести и другие учебные предметы образовательной области «Язык и литература» так же за счет часов вариативной части Базисного учебного плана.

«Искусство» — изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и традиции региона.

«Общественные дисциплины» могут быть представлены таким набором предметов: История Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение и др.

«Естественные дисциплины»: естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, зоология в том наборе часов и предметов, которые необходимы региону и школе.

В начальной школе водятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественно-научного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие школьников с особенностями природы и жизни региона.

«Математика»: алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и др.

«Информатика» может быть представлена как самостоятельный курс.

При дифференцированном обучении, при получении специальности или квалификации, связанной с образовательной областью, могут быть использованы часы вариативной части базисного учебного плана.

Принимая во внимание большие возможности знаний по информатике при обучении большинству предметов, целесообразно изучение данного курса начинать в более раннем возрасте.

«Физическая культура» — обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегративные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных условиях и др.

«Военная подготовка» в гражданских образовательных учреждениях монет проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованных ведомств.

«Технология — трудовое и профессиональное обучение» , а также интегрированные курсы, такие, как конструирование и ЭВТ, изобразительное искусство и художественный труд, техника как среда жизнедеятельности человека, черчение.

Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации).

В этом случае на предмет «Технология» используются как часы, отведенные инвариантной частью Базисного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющей вариативной части.

Т.о., набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах и разных школах.

Это способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях децентрализации и дифференциации, и в то же время это дает возможность создать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.

На федеральном уровне осуществляется разработка основного содержания следующих образовательных областей:

«Родной язык и литература» — русский язык как родной, русская литература. «Второй язык» — русский язык для нерусских школ, иностранные языки, «Окружающий мир», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Информатика» в полном объеме, указанном в базисном учебном плане.

На региональном уровне разрабатывается содержание образования по родным языкам и литературе. Содержание таких образовательных областей, как «Искусство», «Физическая культура», «Технология» разрабатывается частично на федеральном, частично на региональном уровне.

Вариативная часть учебного плана отвечает целям учета национальных, региональных и местных соцкультурных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей детей. Она состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия по выбору» и «факультативные, индивидуальные и групповые занятия».

Использование школой или регионом часов на обязательные занятия по выбору позволяет конструировать разнообразные учебные планы с учетом особенностей региона, возможностей школы, учителя.

Например, часы обязательной вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе для углубленного изучения предметов), а также на изучение второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов (ритмика, уроки развития, этика, экология, введение в экономику и т.д.).

Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебные планы с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных учащихся.

Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной и обязательной вариантной частей. В случае перехода на пятидневную рабочую неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с VII по XI кл.) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.

Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.

Вопросы организации общественно полезного производительного труда, проведения трудовой практики решаются Советами учебных заведений на основе добровольности и согласия со стороны учащихся и их родителей.

Использование различных форм организации общественно полезного производительного труда и трудовой практики допускается при создании соответствующих условий.

Базовый учебные план полностью обеспечивается финансированием за счет государства во всех типах учебных заведений (средней школы, лицея, гимназии и др.) по итоговой нагрузке учащихся (не более 36 час).

В случае увеличения нагрузки учащихся (как правило, за счет второй половины дня) эти часы финансируются спонсорами или родителями.

Вариативная часть рабочей программы воспитателя Кузнецовой Л.А. МБДОУ д/с №122 «Лучистый г.Брянска

Образовательные области, в которых реализуется вариативная часть

Виды деятельности дошкольников

Основные задачи,

реализуемые в вариативной части программы

Основной образовательный материал, предлагаемый в вариативной части программы

Программно-методическое обеспечение вариативной части

Модели (блоки) образовательного деятельности, в которых реализуется вариативная часть

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Коммуникативная

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение детей к русской народной культуре. Ознакомление с историей русского народа, его обычаями, обрядами, одеждой, бытом, народными промыслами, народным календарём, музыкальным фольклором, играми.

Воспитание патриотизма, гордости за свою родину, любви к родной земле, родной природе, к своему народу.

Воспитание доброжелательности к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, чуткости к другому человеку, бережному отношению к окружающему миру.

Использование регионального компонента – истории Брянщины .

Народная культура

Общение - игровые занятия, коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Программа

по развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Кружок «Маленький актер» в старшей группе. Воспитатель Синякова В.М.

О.Л. Князева, М.Д. Маханева

Л.М.Шипицына «Азбука общения», С.-Петербург, «Детство-пресс» 1998г.

О.Л.Князева «Я-ты-мы», Москва, Мозаика-Синтез, 2005г.

К.Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения», 1998

М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» ТЦ Сфера, М.,2010 г.

Совместная деятельность взрослого и детей

(народные праздники, ярмарки);

Организация предметно-развивающей среды («русская изба», уголки русского быта, народные костюмы и др.)

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира, природы.

Проект эколого-оздоровительной направленности «Здоровье своими руками»

Перспективный план по организации безопасности и жизнедеятельности

(мл., ср., ст д/в)

Парциальная программа «Безопасность». Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. М.: Просвещение, 2007.. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС.

Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Занятия по правилам дорожного движения. -М.: ТЦ Сфера, 2008.

Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Москва «Просвещение» 1978г

Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2008

Павлова, Сергеева, Захарова: Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности

Взаимодействие с родителями;

Групповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Игровая (дидактические игры)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Формирование первичных экологических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,

об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

проект "Брянская земля - родная старина" воспитатель Якушкина Н.П.

проект Лекарственные растения

Брянского края воспитатель Горбачева Н.А.

Кружок «Юный исследователь» в младшей группе

Воспитатель: Коновалова С.И.

Кружок «Город мастеров» в подготовительной группе. Воспитатель Шевченко Е.Ф.

Перспективное планирование

по нравственно-патриотическому воспитанию

в совместной деятельности (в младшей, средней, старшей, подг.группах)

разработала воспитатель: Якушкина Н.П.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Костюченко М.П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. –Волгоград: Учитель, 2012г.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. - М.; Мозаика-Синтез, 2010.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты» М.,ТЦ «Сфера», 2005

Взаимодействие с родителями;

Групповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в дневное время)

(в вечернее и дневное время, в НОД)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, дидактические игры и другие виды игры)

задачи речевого развития ребенка для каждого возрастного

периода.

Младший возраст

освоение разговорной речи. Главная задача предполагает

воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на

наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,

чувства, впечатления, используя речевые средства.

Средний возраст

развитие инициативности и самостоятельности речевой

активности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение

детей формам монолога.

Старший возраст

работа над нарастанием контекстности детской речи:

развитие творческой речевой деятельности ребенка и выразительности его речи;

развитие индивидуальных способностей; воспитание интереса к речи как

особому объекту познания.

- «Общение» -

игровые занятия, коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Проект по развитию коммуникативной и личностной зрелости старших дошкольников «Хочу в школу».

(краткосрочный)

составители: Титова О.Г., Борисова О.В.

Кружковая работа-Цикл занятий по обучению грамоте (подготовительная гр.) – 2 раза в неделю

Ушакова О.С.

Программа развития речи дошкольников. ФГОС ДО,

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2015

О. С. Ушакова

Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет

Год издания: 2009

Издательство: Сфера

О. С. Ушакова,

Е. М. Струнина

Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы

Год издания: 2010

Издательство:

Вентана-Граф

Ушакова О.С.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. Гриф МО РФ

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2016

Ушакова О.С.

Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2016

Ушакова О.С

Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет

Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4 -5 лет

Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2016

Ушакова О.С

Развитие речи в картинках. Занятия детей (дети)

Серия: Познавательные плакаты

Издательство: Сфера

Год издания: 2015

Ушакова О. С, Струнина Е. М.

Развитие речи детей 6-7 лет. Дидактические материалы. ФГОС Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте»

Непосредственно-образовательная деятельность (по подгруппам);

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальные занятия с логопедом

Восприятие художественной литературы и фольклора

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству (устное народное творчество: сказки, былины, поэзия, фольклор),

в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Непосредственно-образовательная деятельность по народной культуре (2 мл, ср, ст. подг.гр 1раз в неделю);

Банк аудиозаписей русских-народных сказок, произведений русских писателей

Календарный план проведения Дня Именинника (с театрализованными представлениями) –

1 р./3 мес. в сред.гр.

О.Л. Князева,

М.Д. Маханева

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Детство - Пресс».

Библиотека русского фольклора, Россия, 1992,

Жигунов А. «Русские народные пословицы и поговорки», 1986

Костанян Н. Русская народная словесность – М. Просвещение, 1994

Пигилова Т. Народная культура. Хрестоматия М., 1993

Русские-народные сказки, русская классическая литература.

Непосредственно-образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в вечернее и дневное время)

Образовательная деятельность в режимных моментах;

(перед сном, перед обедом)

Совместная деятельность взрослого и детей;

Взаимодействие с родителями

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции- творца».Развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к народному музыкальному искусству (хороводные игры, игра на русских музыкальных инструментах, частушки, колыбельные, русские-народные песни)

Рабочая программа

«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»-

Воспитатель: Протасова Л.А.

Кружок «Пластилиновые чудеса» в подготовительной логопедической группе. Воспитатель: Алексютина А.И.

Кружок «Волшебная кисточка» в старшей логопедической группе. Воспитатель Протасова Л.А.

Музыка и народная культура (интегрированное)-

2 мл., ст, подг.гр.- 1р/нед)

План работы кружка «Горенка» для детей среднего и старшего возраста (ср.,ст.,подг.гр – 1р/нед)

Народная культура

2 мл., ср., ст. ,подг. группы – 1р/нед.;

Кружок «Соловушки» в средней группе.музыкальный руководитель: Азаркина Е.А. 2 раза в неделю в старшей гр.

Лыкова И. А.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст - М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование конспекты, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

Планирование конспекты, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

О.Л. Князева,

М.Д. Маханева

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Детство - Пресс».

Доронова Т. «Играем в театр.», М., Пр.,2004

Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Сб.,2004г

Котова И. «Русские обряды.Народная кукла» СПб,2003г.

Т.М.Орлова «Учите детей петь» М., 2001г

Непосредственно-образовательная деятельность;

Подгрупповая совместная деятельность детей и взрослых;

Взаимодействие с родителями

Непосредственно организованная деятельность;

Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов;

Самостоятельная деятельность;

Взаимодействие с родителями

Блоки:

1.Хороводы, инсценировки русских песен (ср., ст.гр.)

2.Весёлые инструменты (ст, подг гр.)

3.Вышивка (подг.гр.)

Непосредственно-образовательная деятельность;

Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

Активизировать слуховую

восприимчивость младших дошкольников. Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности – музыкально- ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать координацию движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.

Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.

Физическое развитие

Двигательная (овладение основными движениями)

Игровая (включая игру с правилами и другие виды игры)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение

спортивными народными играми, требующие силы, ловкости, смекалки.)

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Программа «Ребёнок и взрослый» ,

2 младшая группа (1раз в квартал);

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М., 2005.

Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

В.Пономарев Народные игры, забавы, Киров, 1991

1ч. – беседа-размышление

(тематические занятия по мотивам русских народных сказок)

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Кружок по коррекции осанки и плоскостопия - инструктор по физической культуре Сергеева Е.В. (5-6 лет) – 1 раз в неделю

Кружок по работе с частоболеющими детьми «Неболейка» - инструктор по физической культуре Сергеева Е.В.(5-6 лет)

1 раз в неделю

Планы закаливающих и оздоровительных мероприятий в ДОУ;

Комплексы гимнастик:

*гимнастика после сна,

*утренняя гимнастика.

(на всех группах)

В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья» методическое пособие по развитию дошкольника,

- «Растим здоровое будущее» (научно-практический сборник инновационного опыта по программе «Здоровье с детства»,

О.Литвинова «Система физического воспитания в ДОУ» (методические материалы),2007

Е.Севастьянова «Дружная семейка», 2003г

Т.Гордон «Тренинг родительской эффективности» 2004г.;

А.Галанов «Игры, которые лечат», 2000г.

Подгрупповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в вечернее и дневное время)

Групповая, подгрупповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в вечернее и дневное время)

Индивидуальная совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей;

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организация развивающей среды.

Взаимодействие с родителями:

1ч. – информационно-просвятительская

2ч. – практическая, совместно с родителями и детьми

Индивидуальная совместная деятельность взрослого и детей