Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Образовательная деятельность в доу. Непосредственная образовательная деятельность в доу

Образовательная деятельность в доу. Непосредственная образовательная деятельность в доу

Cлайд 1

Cлайд 2

Модель организации образовательного процесса проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам); решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.); закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности. L/O/G/O

Cлайд 3

Cлайд 4

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования 1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

Cлайд 5

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

Cлайд 6

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования 3) решать поставленные цели и задачи предлагается - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Cлайд 7

Новая модель организации образовательного процесса совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты); самостоятельная деятельность дошкольников.

Cлайд 8

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми - включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; - добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); - свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); - открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Cлайд 9

Cлайд 10

Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности Процесс обучения в детском саду в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности 1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. 2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого 3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. 3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

Cлайд 11

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка 5. Основная форма работы с детьми - занятие. 5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д 6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых) 7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

Cлайд 12

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии 8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. 9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Cлайд 13

Внимание Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной группе, где осуществляется подготовка детей к основной форме обучения в школе занятию-уроку.

Cлайд 14

Cлайд 15

1.Опора на субъективный опыт ребенка. 2. Знание психофизических особенностей 3. В роли равноправных партнеров

Cлайд 16

Примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Двигательная Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес. Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры. Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи. Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г.) в настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Процесс обучения в детском саду

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок - объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков - побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса - учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

5. Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора - участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

подготовка детей к основной форме обучения в школе занятию-уроку.

Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

  1. совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты);
  2. самостоятельная деятельность дошкольников.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  2. добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  4. открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, в виду и форме познания. Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы). Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий). Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе непосредственной образовательной деятельности:

  1. Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
  2. Проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
  3. Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок - педагог» и «ребенок - дети».

Планирование результативности непосредственной образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности

Детская деятельность

Примеры форм работы

Двигательная

Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес.

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини - музеи.

Чтение художественной литературы

Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование.

Коммуникативная

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.

Трудовая

Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия.


Comments Closed

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. МБДОУ «Детский сад №6 «Седарчий» г. Шали Шалинского муниципального района»
  1. Общие положения
  2. Цель и задачи образовательной деятельности
  3. Организация образовательной деятельности
  4. Требования к режиму занятий
  5. Требования к организации образовательной деятельности
  6. Контроль за образовательной деятельностью

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад №6 «Седарчий» г.Шали Шалинского муниципального района» (далее ДОУ) по основной образовательной программе дошкольного образования.

1.2. Образовательная деятельность регламентируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014, Уставом ДОУ, настоящим положением.

1.4. Образовательная деятельность в ДОУ подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Цель и задачи образовательной деятельности

2.1. Цель – обеспечение получения дошкольного образования.

2.2. Задачи образовательной деятельности:

– охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

– формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников, предпосылок учебной деятельности;

– первичная ценностная ориентация и социализация воспитанников; становление основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста;

– осуществление необходимой квалификационной коррекции нарушений развития при наличии соответствующих условий;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.

– оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития, образования, присмотра, ухода и оздоровления воспитанников;

– организация реабилитации детей- инвалидов при наличии соответствующих условий;

– обеспечение развития познавательного интереса, потребностей, способностей детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

  1. 3. Организация образовательной деятельности

3.1. Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется календарным учебным графиком, согласованным с учредителем до начала учебного года, по следующей структуре: пояснительная записка; режим работы ДОУ; продолжительность учебного года; количество недель в учебном году; сроки проведения каникул, их начало и окончание, дней здоровья, предусмотренных уставом ДОУ; перечень проводимых праздников для воспитанников; сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; праздничные дни; работа ДОУ в летний период; часы приема администрации ДОУ.

3.2. Образовательная деятельность осуществляется ДОУ на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности.

3.4. ДОУ самостоятельно разрабатывает, принимает, реализует основную образовательную программу ДОУ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования; согласно образовательной программе ДОУ разрабатываются и утверждаются учебные программы.

3.5. Основная Образовательная программа ДОУ разрабатывается с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования:

3.7. Форма реализации основной образовательной программы ДОУ – очная. Срок освоения образовательной программы – 3 года.

3.8. Учебные издания, используемые при реализации основной образовательной программы ДОУ, определяются с учетом требований Законодательства Российской Федерации, а также примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

3.9. ДОУ самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания, образовательных технологий образовательной деятельности; при реализации основной образовательной программы используются различные образовательные технологии.

3.10. Участниками образовательного процесса в ДОУ являются все педагогические работники ДОУ, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

3.11. Реализуют образовательную деятельность в ДОУ все педагогические работники.

3.12. Образовательную деятельность возглавляет старший воспитатель, в соответствии с утвержденной должностной инструкцией, который назначается на должность и освобождается от должности приказом заведующего ДОУ.

4. Требования к режиму занятий

4.1. Организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе учебным планом и расписанием непрерывной непосредственной образовательной деятельности.

4.2. В структуре учебного плана выделяются инвариативная (обязательная) и вариативная часть.

4.3. На основании учебного плана составляется расписание непрерывной непосредственной образовательной деятельности на учебный год, который утверждается заведующим ДОУ.

4.4. В ДОУ устанавливаются основные виды организации непрерывной непосредственной образовательной деятельности: общегрупповое занятие, занятие по подгруппам, индивидуальное занятие.

4.5. Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

4.6. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной непосредственной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

4.7. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.

В середине непрерывной непосредственной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

4.8. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.

5. Требования к организации образовательной деятельности

5.1. ДОУ в соответствии с лицензией реализует основную образовательную программу дошкольного образования по очной форме обучения.

5.2. Основная образовательная программа дошкольного образования, реализуемая ДОУ, включает в себя учебный план, расписание непосредственной образовательной деятельности, режимы дня для воспитанников, рабочие учебные программы по образовательным областям и методические материалы.

ДОУ ежегодно обновляет вариативную часть реализуемой образовательной программы дошкольного образования.

5.3. Срок обучения по реализуемой образовательной программе дошкольного образования устанавливается в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми государственными образовательными стандартами.

5.4. Образовательная деятельность в ДОУ ведется на государственном языке Российской Федерации – русском.

5.6. Каникулы устанавливаются не менее двух раз в течение учебного года (зимние каникулы, летние каникулы) в соответствии календарного учебного графика.

5.7. Учреждение самостоятельно разрабатывает систему оценки качества усвоения реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования.

5.8. Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

5.9. Образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования осуществляется в группах общеразвивающей направленности.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

5.10. Обеспечение учебными пособиями, а так же учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

6. Контроль за образовательной деятельностью

  1. Контроль, или проверка процесса и результатов освоения основной образовательной программы ДОУ, качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательного процесса и осуществляется в соответствии с «Положением о должностном контроле в ДОУ», планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.

2. Независимая общественная оценка качества дошкольного образования с участием родительской общественности осуществляется в целях определения соответствия предоставляемого дошкольного образования потребностям заказчиков образовательных услуг, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.