Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Примерные центры по образовательным областям в свете требований фгос

Примерные центры по образовательным областям в свете требований фгос

Центр дорожной безопасности

Задачи: Учить детей правилам дорожного движения; Закрепить сигналы светофора и что они означают.; Воспитывать правильного пешехода при переходе на другую сторону улицы.

В центре дети выбирают игру по желанию и самостоятельно играют. проводятся игры и в организованной деятельности на дорожном ковре. В игровом центре есть машинки маленькие, грузовые автомобили, автомагистраль, конструкторы для строительства гаражей, на полу ковер с дорогами. Дети сами выбирают на выбор любой транспорт

Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый»
(Младший и средний дошкольный возраст)

Программное содержание: Закрепить сигналы светофора. , память.
Оборудование: Сигналы светофора, сделанные из цветного картона.
Ход игры: дети стоят на одной стороне, воспитатель на другой стороне группы. Он дает задание: если я покажу красный сигнал, то вы должны стоять, если желтый вы должны прыгать, если зеленый, то вы должны переходить на другую сторону т.е ко мне.

Центр творческого развития

Задачи: Развитие творческих способностей, закрепление основных цветов спектра и их оттенков; Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности; Формирование навыков изобразительной деятельности; Воспитание эстетических чувств.

Наборы цветных карандашей, красок, пластилин используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в неорганизованной деятельности детей, а также по желанию.
Дети могут самостоятельно взять карандаши, фломастеры, листы бумаги, трафареты и раскраски, рисовать и раскрашивать по замыслу. Использовать пластилин по своему желанию и замыслу поделки. Центр оборудован всем необходимым материалом для развития творческих способностей детей.

Дидактическая игра «Дорисуй шарики к ниточкам»
(младший дошкольный возраст)

Программное содержание: Развивать творческую инициативу, закрепить и повторить основные цвета.
Оборудование: карточки с нарисованными ниточками, цветные шарики из картона.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям к каждой ниточке прикрепить шарик по цвету. Проводится как коллективно, так и индивидуально.

Настольная игра «Цвета и формы»
(Средний дошкольный возраст)

Программное содержание: Закрепить геометрические формы и соответствующие цвета к ним. Воспитывать интерес.
Оборудование: Большие карты на каждого ребенка и маленькие карточки-формы.
Ход игры: Детям раздаются большие карты по количеству детей. В игре участвуют от 5 до 8 детей. Дети должны соотнести цветные формы соответствующей карте.

Игра-упражнение «Нарисуй радугу по образцу»
(средний и старший дошкольный возраст)

Программное содержание: Развивать внимательность, творческое мышление, воспитывать эстетическое чувство.
Оборудование: Листы бумаги А4 на каждого ребенка, краски по количеству детей, стаканчик с водой, кисточка, тряпочка.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, к нам пришел зайчик в гости и весь промок. Он такой грустный. Послушайте стихотворение про него автора А.Барто:

Зайку бросила хозяйка
под дождем остался зайка
со скамейки слезть не мог
весь до ниточки промок.

Но наш зайка смог слезть и прискакать к нам. Давайте посмотрим что у него в конвертике. Посмотрите рисунок. Что это?
Дети: Радуга.
Воспитатель: Давайте нарисуем и подарим ему радугу, и ему сразу станет весело и радостно. Ведь после дождика обычно бывает радуга.

Дети рисуют по образцу и дарят зайке.

Центр физического развития

Цель: Развитие физических качеств ребенка, умений метать на дальность, профилактика плоскостопия; организация самостоятельной двигательной деятельности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры; удовлетворение потребностей детей в двигательной активности.

В центре имеется: мячи разных размеров, цветные мягкие модули, кольцеброс, мешочки с песком, скакалки, дорожки для профилактики плоскостопия, цветные ленточки, все что необходимо для индивидуальной и совместной деятельности детей.
Центр находится в группе, где ему отведен определенный уголок.
Детям очень нравится играть в центре. С детьми проводятся игры с прыжками, с бегом, упражнения на ползание, перелезание.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»
(младший и средний возраст)

Программное содержание: Развивать быстроту внимания. Формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Оборудование: обручи – 5шт.(гнездышки).
Ход игры: На полу лежат обручи, расположенные друг от друга на расстоянии. Дети выбирают свой обруч и становятся в центр обруча. По команде воспитателя: «Птички полетели», дети выбегают из своих гнездышек и летают по группе. По команде воспитателя «Птички в гнездышки», дети должны вернуться в свои гнездышки (обручи).

Игра «Попади в цель»
(средний, старший и подготовительный возраст)

Программное содержание: Развивать навыки метания на дальность. Развивать общую и мелкую моторику руки. Воспитывать желание попасть в цель.
Оборудование: мешочки с песком, корзина.
Ход игры: Дети стоят в колонне друг за другом. На расстоянии напротив их стоит корзина. Задание «Нужно попасть мешочком в корзину и близко не подходить». Рядом с детьми коробочка с мешочками. В коробочке лежат по 5 мешочков. Ребенок берет по одному, целится и бросает. В конце игры считаем, кто победил. Победитель должен все мешочки бросить в корзину и попасть.

Центр сюжетно-ролевой игры

Задачи: Стимулирование коммуникативно-речевой, познавательной, эстетической деятельности детей. Развитие представлений о поступках людей.

В центре находится детская мягкая мебель, кухня, кроватка для кукол, посудка и многое другое.
Детям очень нравится играть в центре, они могут полежать на диване, посидеть в кресле, почитать книгу.

Сюжетно-ролевая игра «Дом»
(для старшего дошкольного возраста)/ день рождения куклы Маши.

Программное содержание: Совершенствовать игровые навыки. Учить правильности выполнения социальных ролей.
Оборудование: игровая мебель.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Дом». Дети распределяют роли между собой самостоятельно, воспитатель помогает им. В семье есть папа, и дети. К кукле Маше приходят гости. Дети накрывают на стол ставят посуду, садятся за стол. Воспитатель поправляет как нужно сидеть за столом, Как угощать гостей. Далее дети играют самостоятельно.

Центр математического развития

Задачи: Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Развитие элементарных математических представлений; развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

В центре находятся дидактические игры, счетные палочки, пазлы, кубики с цифрами, линейки, книжки с картинками о цифрах, геометрические фигуры, мягкие пазлы, математические наборы для счета. Все доступно и на уровне глаз детей. Дети могут выбрать по своему желанию любую игру и играть самостоятельно в неорганизованной деятельности или совместно с воспитателями. В организованной деятельности дети работают со счетными палочками, выкладывают на столе фигуры.

Дидактическая игра «Покажи такую же фигуру»
(Средний и старший возраст)

Программное содержание: Закрепить знание геометрических фигур. Развивать математические способности. Уметь находить фигуру, соответствующую образцу.
Оборудование: конверт с большими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб.) для педагога, конвертики с такими же маленькими фигурами для детей.
Игра проводится с подгруппой детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям выложить из конвертиков все фигуры и разложить на столе. Когда дети выложат фигуры, педагог показывает фигуру, а дети должны показать есть ли у него такая. Усложнения для подготовительного и старшего возраста, можно спросить: «На какой предмет похожа фигура?».

Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
В нашей группе находятся следующие центры активности по познавательному развитию:
Центр природы
Центр экспериментирования
Центр сенсорного и математического развития
Центр конструирования
Центр безопасности
Центр познавательного развития
Центр патриотического воспитания
Наполняемость центров активности:
Центр природы и экспериментирования:
- комнатные растения;
- календарь природы;
- материалы для развития трудовых навыков;
- паспорта растений;
- папка-передвижка на экологическую тематику;
- макеты,
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры по экологии;
- природный и бросовый материал;
- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;
- материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
- аудио материал на природоведческую тематику.
Центр сенсорного и математического развития:
- дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
- познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
- мягкие строительно-игровые модули;
- напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
- крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр безопасности:
- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
Познавательное развитие:
- материал по теме недели.
Патриотический центр:
- государственная символика РФ и Томской области;
-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;
- образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;
- подборка детской художественной литературы и книги о Томске;
- подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;
- материалы по г. Томску.
Развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.
Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов».
6) Развитие коммуникативных качеств.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

«Дизайн детской» - Дизайн в детском саду. Для успешной работы с детьми педагог организует: 2 БЛОК «Мы заглянем в каждый дом, красоту увидим в нем». Как утверждал Л.С.Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Формировать навык сотрудничества, умение работать в коллективе.

«Архитектура детских садов» - Швейцария. Максимально застеклённый нижний этаж. Типовые проекты. В помещениях, где пребывают дети, очень важен микроклимат. Дизайн детского сада от студии Solid Architecture. Наличие хорошей звукоизоляции. Архитектура детского сада. Ясли - детский сад «Жираф» в Париже на 80 человек. Экологичная архитектура.

«Группы в детском саду» - Группа «Малинка». Веселимся и играем Никогда не унываем. Очень любим выступать И на ложках поиграть. Группа «Лучик». С пеньем, рисованьем, лепкой Дружат дети очень крепко. Мы и лепим, и рисуем, И танцуем, и поем. Хорошо живется тут Нас малинками зовут. Мы в театре все играем Как артисты выступаем. Удивляют всегда нас.

«Детский сад будущего» - Инновационный садик будущего представляется детям ярко, с атрибутами естественных условий проживания живого человека. Инновационный детский сад будущего (глазами детей). Зимой бассейн закрывается железной крышей. В основном, нужна, чтобы прыгать и «освежаться» в жаркие дни. Солнечная батарея успешно преобразует солнечную энергию в электрическую и тепловую.

«Занятия в детском саду» - Умение танцевать стало потребностью повседневной жизни. Руководитель кружка – Бетина Ирина Геннадьевна. Руководитель кружка – Пономарёв Анатолий Иванович. И жду я сегодня чудесного дня. Вокально-хореографический кружок «Колокольчик». Много сил и времени затратили все сотрудники детского сада. Руководитель кружка – Шлыкова Наталья Валерьевна.

Всего в теме 17 презентаций