Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.

При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у детей имеет два направления:

  • методические рекомендации для учителей начальных классов. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой, Н.Ф.Талызиной;
  • программа коррекционно-развивающих занятий. При составлении программы коррекционно-развивающих занятий были использованы материалы и рекомендации Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.

Формирование учебно-познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:

1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости (посредством положительного оценивания, похвалы и т. д.);

2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.

3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;

4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;

5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно-следственных связей.

Программа коррекционно-развивающих занятий

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
  • расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
  • знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
  • формирование знаний о различных знаковых системах;
  • формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
  • формирование умения прогнозировать результат деятельности.

Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.

Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.

Средства коррекции:

  • вербально-коммуникативные;
  • орудийно-манипулятивные;
  • изобразительно-графические;
  • экспрессивно-мимические.

Форма коррекции: групповая.

Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.

Структура занятий:

  • организационная часть. Приветствие;
  • основная часть. Игровой блок;
  • заключительная часть. Рефлексия.

Занятие № 1
Тема. Знаки и символы

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

2. Основная часть:

Игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.

Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.

Игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

3. Рефлексия:

Игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);

Игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.

2. Основная часть:

Игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.

Игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

3. Рефлексия:

Упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Занятие № 3
Тема. Противоположности

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).

2. Основная часть:

Игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).

Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

Беседа - обсуждение детских рисунков.

Упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с другом.

Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.

3. Рефлексия:

Игра "Настроение" с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).

Занятие № 4
Тема. Ассоциации

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

2. Основная часть:

Игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.

Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.

Игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.

Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.

3. Рефлексия:

Упражнение "Шкала роста".

Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение в цвете" (на начало занятия).

2. Основная часть:

Упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.

Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.

Игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.

Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

3. Рефлексия:

Игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);

Упражнение "Шкала роста".

Занятие № 6
Тема. "Умное предложение"

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

Упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.

Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.

Игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить предложения на тему "Моя школа".

Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.

3. Рефлексия:

Игра "Настроение в цвете";

Обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";

Упражнение "Шкала роста".

Занятие № 7
Тема. Математический урок

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

Упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", основанные на материале уроков математики.

Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.

Рисование на тему "Кто чего боится".

Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

3. Рефлексия:

Игра "Настроение в цвете";

Упражнение "Шкала роста".

Занятие № 8
Тема. Что меня окружает

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

Упражнение "Что меня окружает", основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.

Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.

Игра "Найди общее". Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.

Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.

3. Рефлексия:

Игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

Упражнение "Шкала роста".

Занятие № 9
Тема. Мир профессий

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

Игра "Мир профессий". Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится) , с помощью которых рассказывают о профессиях.

Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.

Игра "Кем я хочу быть". Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию (можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).

Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.

3. Рефлексия:

Игра "Настроение в цвете";

Упражнение "Шкала роста".

Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов

1. Организационная часть:

Приветствие;

Игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". Детям предлагается составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу научиться", совместно обсудить то, что написали дети.

Цель: проанализировать свои умения и навыки.

Рисование на тему: "Наш дружный класс".

3. Рефлексия:

Игра "Настроение" с помощью пиктограммы";

Упражнение "Шкала роста";

Общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?", "Что было полезным?", "Что было самым трудным на занятиях?".

Литература.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990 - 192с.

4. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983 - 63с.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей - М.: Педагогика, 1983 - 187с.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника - М.: Просвещение, 1976. - 208с.

7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240с.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КУ РС(к)ОШ viii вида Коррекционно-развивающие программы в работе педагога-психолога на коррекционных часах Подготовила: Венза Т.В., педагог-психолог

Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 7-го класса «На ступеньку выше» Пояснительная записка: Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей подросткового возраста 13-14 лет с нарушениями в когнитивной сфере. Актуальность программы состоит в том, что количество детей, имеющих отклонения в психическом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по не усвоению школьной программы. Постоянная организация коррекционно-развивающего воздействия является основным фактором, обуславливающим более благоприятные условия для развития личности ребенка как в личностной, так и в познавательной сферах, характерной для данной категории учащихся. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности таких детей. Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, данных детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. У детей с когнитивными нарушениями на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден и дефектной оказывается уже первая ступень познания - восприятие.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми, таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия. Ярко проявляются специфические черты мышления. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Все отмеченные особенности психической деятельности носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии таких детей при правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Поэтому целью нашей программы является обеспечение специальной (коррекционной) помощи подросткам с нарушениями в когнитивном развитии. Задачи: Коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие памяти, внимания, восприятия) Развитие основных мыслительных функций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) Развитие различных видов мышления (наглядно-образного и элементов словесно-логического) Развитие коммуникативных навыков Методы и техники, используемые на занятиях: Беседа, м ини-лекции, релаксационные методы, коррекционно-развивающие упражнения, наблюдение, д иагностические методики

Содержание программы: Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев: с сентября по май. Длительность одного занятия: 40 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Структура занятия: Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков (индивидуальные и групповые задания), Прощание, релаксация, ритуал выхода. Тематическое планирование: Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Работа Беседы, наблюдения Диагностика познавательной сферы Занятия по коррекции и развитию психических процессов Повторная диагностика познавательной сферы Кол-во занятий 8 8 6 10 4 8 8 8 8

Программа коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга: «Какие мы» для учащихся 8-го класса Пояснительная записка: Актуальность: Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей подросткового возраста 12-15 лет с нарушениями в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. В настоящее время в коррекционной психологии отмечается значительный рост детей с отклонениями в развитии (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Б.П.Пузанов, К.С.Лебединская, Т.А.Власова, Н.М.Назарова, Н.Н.Малофеев, Г.Ф.Кумарина, У.В.Ульенкова), в том числе, и с отклонениями в эмоционально-волевой и личностной сферах. При этом существенно изменяется структура психологических особенностей этой категории детей (В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова, М.И.Каргин). А, подростковый возраст, это тот период в жизни человека, когда на передний план выходит интимно-личностное общение, которое и характеризуется эмоциональными переживаниями подростка, требует от личности подростка способности взаимодействовать (коммуницировать) с другими людьми. В период психологического взросления подростка происходит расширение объема деятельности, качественное изменение характера, и поэтому у детей подросткового возраста может возникнуть чувство тревоги, агрессивность, повышенная возбудимость, сниженная самооценка, изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму и т.д. Поэтому проблема развития коммуникативных компетенций подростка очень актуальна и требует своевременной коррекции поведения, обучения навыкам релаксации и саморасслабления. Целью коррекционно-развивающей программы является актуализация и обеспечение личностного роста и развитие коммуникативных компетенций подростка.

Задачи: Познание себя и других Обучение умению быть в мире с самим собой Формирование позитивного отношения к своему «Я» Развитие коммуникативных компетенций подростков Развитие навыков социального поведения, способности к эмпатии Формирование позитивного отношения к сверстникам Снижение агрессивности, тревожности Обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения Форма работы: занятия с элементами тренинга в микрогруппах (в группе 2-3 человека). Методы и техники, используемые на занятиях: Диалоговые методы: беседа, эвристическая беседа, дискуссия, мини-лекции, р елаксационные методы, рефлексивные методы, ролевые мини-игры, развивающие упражнения и обучающие игры, наблюдение, диагностические методики. Содержание программы: Особенности программы: предполагается коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой. Данная коррекционно-развивающая программа включает в себя три блока: 1 блок: «Я и Я». Целью данного блока является осознание подростком самого себя, собственной индивидуальности, развитие внимания к себе, к свои чувствам, повышение самоуважения. 2 блок: «Я и мои эмоции». Целью второго блока является осознание собственных эмоциональных проявлений, снижение тревожности, агрессивности, понимание эмоциональных состояний другого человека, обучение навыкам саморегуляции и саморасслабления.

3 блок: «Я и другие» . Цель третьего блока: понимание другого человека, развитие коммуникативных навыков, принятие другого человека. Длительность одного занятия: 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев: с сентября по май. Каждый блок включает в себя 4 занятия. Одно занятие состоит из 4-5 заданий. Структура каждого занятия: по своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть. После каждого упражнения – рефлексия. Тематическое планирование: Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Работа Беседы, наблюдения Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы 1 блок «Я и Я» Коррекционно-развивающие занятия 2 блок «Я и мои эмоции» Коррекционно-развивающие занятия 3 блок «Я и другие» Коррекционно-развивающие занятия Повторная диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы Кол-во занятий 8 8 16 12 16 8

Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 9-11 классов «Пойми себя» Пояснительная записка: Актуальность: Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей подросткового возраста 15-17 лет. Подростковый возраст - это очень непростое время для самих ребят и их родителей. Поиски себя, общение со сверстниками, родственниками и учителями, первая любовь и первая вражда и т.д. На пути взросления каждому требуются поддержка и понимание. Причем, большинство подростков не обсуждают свои проблемы с родителями и школьными педагогами, предпочитая самостоятельно искать выход из трудных ситуаций. Отсюда – стрессы, нерешенные конфликты и комплексы, которые в дальнейшем омрачают жизнь уже взрослому человеку. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Поэтому коррекционно-развивающие занятия помогут решить проблемы, связанные с пониманием себя и окружающих. Целью данной программы является создание условий для личностного роста и самоопределения подростков. Задачи тренинга: Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. 4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. Форма работы: занятия с элементами тренинга в группах (в группе 6-10 человек). Методы и техники, используемые на занятиях: Диалоговые методы: беседа, эвристическая беседа, дискуссия, мини-лекции, релаксационные методы, рефлексивные методы, ролевые мини-игры, развивающие упражнения и обучающие игры, наблюдение, диагностические методики Содержание программы: Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев: с сентября по май. Длительность одного занятия: 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Данная программа включает в себя 5 блоков: 1 блок «Какой Я» (самопознание, личностный рост) 2 блок «Я в мире профессий» (самоопределение) 3 блок «Что я чувствую» (развитие эмоционально-волевой сферы) 4 блок «Какие мы» (развитие коммуникативных навыков) 5 блок «Поговорим о…» (беседы по запросу детей, по новообразованиям и особенностям подростков) Структура занятия: Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков (индивидуальные и групповые задания), Прощание, релаксация, ритуал выхода., рефлексия.

Тематическое планирование Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Работа Беседы, наблюдения Диагностика эмоционально-волевой, личностной сферы, профориентация 1 блок «Какой Я» Коррекционно-развивающие занятия 2 блок «Я в мире профессий» Коррекционно-развивающие занятия 3 блок «Что я чувствую» Коррекционно-развивающие занятия 4 блок «Какие мы» Коррекционно-развивающие занятия 5 блок «Поговорим о» Коррекционно-развивающие занятия Повторная диагностика эмоционально-волевой, личностной сферы, профориентация Кол-во часов 8 8 6 10 4 8 8 8 Ожидаемый результат: познание себя и других формирование навыков конструктивного общения и позитивного поведения; принятие ответственности за свои поступки; уверенное поведение; управление собственными чувствами и эмоциями о сознание своей жизненной перспективы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ№30»

Пугина Е. П

«___»___________2012г

работы педагога-психолога с учащимися СКК

Педагог-психолог: Зотова Н. В

учебный год.

Программа коррекционно-развивающей

работы педагога-психолога

ЦЕЛЬ: Содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

ЗАДАЧИ:

1. Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений учащихся с ограниченными интеллектуальными особенностями, определять уровень ближайшего развития ребёнка.

2. Проводить работу по снятию агрессии у учащихся и воспитывать у них чувство толерантности.

3. Проводить игровые, тренинговые коррекционно-развивающие занятия.

4. Поддерживать связь с родителями учащихся, налаживать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Организовать индивидуальные коррекционные занятия с учащимися школы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь пойдет не о программе обучения , а о тех принципах, методах и приемах обучения, которые достаточно эффективны для развития детей с ОВЗ.

В основу коррекционной системы обучения положена идея возможно большей ее эффективности для общего развития школьников. Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для психологического развития детей с ОВЗ в ситуациях школьного взаимодействия.

Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется следующими средствами: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучении, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям , имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Участники программы - ученики, родители, учителя и т. д.

Принципы работы

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

Обследование адаптации в школьной среде.

Цветовой тест отношений

А. М Эткинда. Тест школьной и учебной мотивации. Тест тревожности.

Декабрь Январь

Исследование эмоционально-волевой сферы

1. Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р. В Овчарова).

2. Тест тревожности.

3.САН (Самочувствие-Активность-Настроение)

4. Тест «Субъективное время» классическая психофизиологическая проба;

5. Анкета на эмоциональное отношение к школьным предметам.

Обследование четвероклассников на этапе окончания начальной школы

Прогрессивные матрицы Равенна;

Таблицы Шульте;

Запоминание цифр (Объем кратковременной памяти);

Тест школьной тревожности Филипса;

Диагностика личностных отклонений

Методика диагностики показателей и форм агрессии (Басса А);

Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению (Томас)

Выявить уровень развития познавательных процессов.

Комплекс методик на диагностику: памяти, внимания, мышления)

Планируемый результат:

Получение результатов тестирования Выявление дезадаптированных детей. Выявление агрессивных, тревожных учеников. Выявление негативного отношения к учебным предметам. Определение уровня сформированности познавательной сферы Определение психологического микроклимата в классном коллективе Мониторинг результатов

2. Психологическая коррекция и развитие.

Цель работы

Сентябрь

1 раз в неделю

В теч. года

Коррекция и развитие познавательной деятельности с учащимися

Программа занятий по коррекции и развитию познавательных процессов.

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся

младшего школьного возраста.

1 раз в неделю

Создание условий для успешной адаптации первоклассников.

Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Тренинговые занятия.

Программа «Настроение похожее на салют»

По запросу

Формирование эмоционально-волевой сферы

Программа "Коррекция страхов и тревожности"

Программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей

младшего школьного возраста "Прогоним гнев»

Февраль Март

Развитие толерантности

Тренинг «Мир без конфликтов»

Родительское собрание « Влияние семейного воспитания на толерантность подростка»

Кл. час. «Толерантность всегда и во всем»

Планируемый результат :

Формирование и развитие психических процессов. Своевременная адаптации первоклассников. Стабилизация эмоционально-волевой сферы. Формирование адекватного и доброжелательного взаимодействия у учащихся.

3. Психологическое просвещение и профилактика

Родители

Сентябрь

Обеспечение повышения уровня сплоченности детских коллективов, полной включенности каждого.

По запросу учителя

Индивидуальные консультирование педагогов по проблемам адаптации и психологическим проблемам детей «группы риска»

Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития» Лекция

Работа с детьми: «Как избежать конфликт?» Профилактика суицида.

Как создать благоприятные условия для успешной адаптации

Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация»

«Обучение приемам эффективного запоминания»

«Как уберечь себя от вредных привычек Профилактика злоупотребления ПАВ

Несовершеннолетними

«Индивидуальные консультации с родителями учащихся по личным запросам»

Приемы эффективного запоминания в период сдачи и подготовки в ГИА, ЕГЭ.

Приемы избавления от стресса в период сдачи и подготовки в ГИА, ЕГЭ.

По запросу учителя

Приемы, лечебно-оздоровительные и профилактические упражнения по развитию сенсомоторики и внимательности и произвольности поведения.

Предполагаемый результат:

Повышение психологической компетентности. Овладение приемами лечебно-оздоровительных и профилактических упражнений, способствующих развитию сенсомоторики, произвольности и внимательности.

4.Психологическое консультирование

Психологическое консультирование ведется как в групповой, так и в индивидуальной форме по мере поступления, по результатам проведенной психодиагностики и наблюдения.

срок

Участники

Форма и методы проведения

В течении учебного года (по запросу участников учебного процесса)

Оказание помощи в проблемных ситуациях.

Консультирование родителей, учителей, учащихся по запросу.

Индив. консульт.

Профилактика школьной дезадаптации и школьного невроза.

Информирование об уровне готовности к обучению в школе, выработка рекомендаций по индивидуальному развитию ребенка

Консультации учителей, родителей по школьной адаптации

Родительское собрание

Педсовет

Консультации педагогов

Индив. консульт

Консультация по обеспечению комфортности психологического климата в классе, оказании помощи в

установлении межличностных отношений для «непринятых» школьников.

Консультации по запросу педагогов, родителей и учащихся

Классный час.

Консультация по профессиональному самоопределению.

Консультирование учащихся

Классный час

По запросу

Индив. консульт.

Планируемый результат

Коррекция возникающих проблем.

Сохранение психического здоровья учащихся, формирование школьной учебной мотивации.

Направление родителей с учащимися к специалистам различного профиля. Создание положительного эмоционального фонда.

Обеспечения индивидуально развития каждого ученика. Разрешение проблемной ситуации.

Развитие социальных навыков у учащихся. Формирование классных коллективов.

Оказание помощи в профессиональном самоопределение.

Преодолении кризисной ситуации, профилактика суицида.

5. Организационно-методическая работа

Работа с учениками

Работа с учителями

Работа с родителями

Сентябрь

Работа с индивидуальными картами развития учеников из классов СКК,

исследование динамики развития познавательных процессов.

Обмен опытом, повышение проф. компетенции.

Психологическое сопровождение психолого-педагогической экспертизы образовательной среды (в течении года)

Сбор методической информации. Оформление тематических папок.

(В течение учебного года)

Заполнение протоколов для школьного ПМПК

Участие в школьном ПМПК

Оформление стенной газеты Расширение картотеки коррекционно-развивающих программ.

Оформление стендовой информации для педагогов

Подготовка к выступлениям на родительских собраниях

Оформление протоколов психодиагностического исследования (В теч. года)

Участие в школьном совете профилактики

Исследование динамики развития познавательных процессов

Отбор диагностического инструментария, проведение диагностики, анализ результатов. Составление протоколов проведенной диагностики. (в течении года)

Планирование работы школьного психолога на учебный год

Планируемый результат

Координация деятельности педагога – психолога.

Помощь в заполнении бланков экспертизы, обработка результатов экспертизы.

Система дидактического материала.

Система дидактического материала. Исследование динамики развития познавательных процессов.

Посещение семинаров в школах района по плану МО психологов района.

Анализ методической литературы, сбор демонстрационного материала.