Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Из опыта работы тема:"Индивидуальные формы работы учителя-логопеда"

Из опыта работы тема:"Индивидуальные формы работы учителя-логопеда"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Из опыта работы

Тема: « »

Выполнена: Цыганок Тамарой Георгиевной,

учителем –логопедом

МКОУ СОШ № 2 Левокумского муниципального района

Ставропольского края

Введение ......................................................................................................................2

Глава 1

Индивидуальные формы работы учителя-логопеда

    1. Система работы учителя-логопеда..................................................3

    1. Структура и содержание логопедических занятий........................4

    1. Инновационные технологии.............................................................5

    1. Работа с родителями..........................................................................6

Глава 2

Коррекционная работа

2.1. Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком...........................................................................................................7

2.2. Формы работы при диагностики............................................................8

Заключение......................................................................................................10

Список литературы.........................................................................................11

Введение

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие..Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи, что нередко ведет к нарушению самосознания и самооценки ребенка. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи: замкнутость, неуверенность в себе, негативизм - в известной мере усугубляют речевой дефект, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении программы общеобразовательной школы

Основная задача учителя-логопеда - коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку . Своевременное выявление различных речевых нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфических ошибок от ошибок иного характерна, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.

Эффективность коррекционного воздействия определяется, прежде всего, уровнем диагностики всех проявлений речевой неполноценности, а именно – установлением структуры дефекта речи, его первичных признаков и вторичных последствий, формы речевой патологии. Поэтому основная задача учителя-логопеда – правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ученика и организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение.

Актуальность работы заключается в том, что количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается с каждым годом, в связи с этим многие исследователи, учёные, логопеды стали разрабатывать различные методики и формы коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями речи в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте . (методики Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.А. Фотековой по обследованию речи)

Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1

Индивидуальные формы работы учителя-логопеда

1.1. Система работы учителя-логопеда

Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь различное компенсаторные возможности, которые зависят от характера и степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей.

Цель работы учителя-логопеда на логопункте - оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии.

Формы работы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Группы комплектуются с учетом однородности речевого нарушения и возраста детей. Работа учителя-логопеда начинается с диагностики, которая проводится в два этапа. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение. На основании проведенной диагностики и выявления «зоны ближайшего развития» ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на логопедических занятиях. На протяжении всего коррекционно-образовательного процесса ведётся совместной работа учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста (разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций). А также проводятся консультация для педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Основные этапы коррекционной работы

1 этап. - Проблема: первичное обследование.

2 этап.- Поиск: комплексная, углубленная диагностика; полнота, развернутость.

3 этап. -Заключение: речевое заключение на основе диагностики, дифференциация речевых нарушений, анализ.

4 этап. - Прогностический: организация коррекционно-развивающего обучения, адекватного возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации. Индивидуальные занятия, планы календарные, поурочные.

5. этап - Решение: комплексная система логопедической работы по устранению различных форм нарушений.

6 этап. - Итог: отслеживание результатов коррекции, подведение итогов работы.

1.2. Структура и содержание логопедических занятий

Как и каждый педагог, учитель-логопед в процессе работы определяет для себя оптимальную модель построения собственных коррекционных занятий. Основной целью такого построения является оптимизация процесса устранения нарушений звукопроизношения, в задачи которой входят:

Определение структуры коррекционных занятий;

Подбор методов исправления нарушений звукопроизношения;

Обеспечение коррекционного процесса необходимым инструментарием.

Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий – 20-25 минут. Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Как правило, каждое занятие включает:

Артикуляционную гимнастику;

Пальчиковую гимнастику;

Постановку правильного звукопроизношения;

Закрепление достигнутых навыков.

Дополнительно применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:

сборка картинок пазлов;

Построение цветовой композиции с помощью мозаики;

Игра с конструктором;

Игры с игрушками-тренажерами: матрешки, резиновые ежики и пр.

Развитие коммуникативных навыков и навыков общения начинается с этапа артикуляционной гимнастики. Так, в процессе развития мелкой моторики, дети, работая с пазлами, мозаикой, обсуждают способы сборки фигур, картинок. Подгрупповой этап коррекции звукопроизношения включает в себя:

Произношение слогов с гласными первого ряда в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;

Произношение слогов, в которых звук находится в различной позиции - в начале, середине, конце слов, со стечением согласных;

Произношение поговорок, потешек, чистоговорок, стихов;

Отработку речевых навыков в ходе коррекционных игр.

На этом этапе для более успешной дифференциации и автоматизации используется прием сопряженных движений, о котором сказано ранее. Во время его прохождения может практиковаться:

Отстукивание мячом слоговых и логических ударений;

Выполнение танцевальных движений.

При занятиях с мячом совершенствуется крупная и мелкая моторика кистей рук, всего тела.

Спецификой проводимых занятий является продолжение своего рода этнических традиций развития речи в игре, когда в процессе проговаривания поговорок, потешек, скороговорок, чистоговорок, шуток-прибауток совершались разного рода игровые действия. В контексте с этими традициями происходит закрепление новых речевых навыков, когда произношение речевого материала сопряжено с танцевальными движениями, игрой с мячом.

В динамичном процессе коррекции, т.е. когда исправление одного звука находится на стадии дифференциации или автоматизации, возможен переход к коррекции следующих звуков, особенно если они относятся к одной группе.

Оценка результатов:

    в форме эмоционального отношения;

    оценочного суждения (словесного поощрения и др.) ;

    отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п.) .

Информация, полученная в результате оценки, должна выполнять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Оценка обязательно должна быть объективной, справедливой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него информацию о его успехах.

Домашние задания записываются в специальных тетрадях, выпускаемых в большом множестве. Можно использовать разнообразные пособия, тетради-раскраски, в которых собраны материалы по развитию ребенка, подготовке его к школе, а также обычные раскраски.

1.3. Инновационные технологии

Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций. Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.

К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии . В логопедической работе широко используются компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л.Р. Лизунова); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения, направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», а также развивающая программа «Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия».

Логопедическая ритмика . Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г.А. Волковой и Г.Р. Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (Пособия Е.С.,

Анищенковой, Р.Л. Бабушкиной, М.Ю. Картушиной, О.А.Новиковской, Т.С.)

Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику , с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.

В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О.И. Ивановской), методы, описанные в книгах
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.

К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии , используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

1.4. Работа с родителями . Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука - овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе. С этой целью проводятся:

а) родительские собрания;

б) консультации родителей;

в) открытые логопедические занятия для родителей;

г) оформляются специальные стенды.

д) публикуются статьи в газете, на сайте ОУ.

Глава 2

2.1. Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования, и условно делится на несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Основная задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе.
Основные цели:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
-Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.

Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
-Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.

Формирование произносительных умений и навыков.

Основные цели:

Устранять дефектное звукопроизношение.

Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью. Виды коррекционной работы на данном этапе.
а) Постановка звуков в последовательности:

свистящие [с], [з], [ц], [с"], [з"]; шипящий [ш]; сонорный [л]; шипящий [ж]; сонорные [р], [р"]; шипящие [ч], [щ].

Способ постановки - смешанный.

Подготовительные упражнения для постановки звуков:

Для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

Для [р], [р"]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

Для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

б) Автоматизация поставленного звука в слогах: - [с], [з], [ш], [ж], [с"], [з"], [л"] автоматизируются сначала в прямых слогах, затем - в обратных и в последнюю очередь-в слогах со стечением согласных; - [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются сначала в обратных слогах, затем- в прямых и со стечением согласных;-[р], [р"] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка. Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом.

в) Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

г) Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем- в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

д) Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков: [с] - [з], [с]-[с], [с’] - [ц], [с] - [ш]; [ж] - [з], [ж] -[ш];[ч] - [с’], [ч] - [т’], [ч] - [щ]; [щ] - [с’], [щ] - [т’], [щ] - [ч], [щ] - [р’]; [р] - [л], [р] - [р’], [р’] - [л’], [р’] - [й], [л’] - [л].

е) Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности).
3. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка.
4. Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.
5. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д. Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным. Поэтому на заключительном этапе автоматизации звуков речи очень важен контроль за правильным произношением со стороны родителей. Он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль за речью еще не сформирован.

2.2. Формы работы при диагностики

Творческая письменная работа

Детям предлагается написать о том, как они провели каникулы. Объём заданий в зависимости от возраста ограничивается 5-7 предложениями. Это ограничение позволяет оценить умение планировать и равномерно распределять информацию.
Этот вид работы позволяет увидеть многие проблемы учеников: недостаточный словарный запас, ошибки в оформлении границ предложений на письме, грамматические недочёты, замены и смешения букв и пр.

Обследование узнавания букв

(детям предлагается как печатный, так и письменный варианты букв):

    «Найди буквы, спрятавшиеся на картинке»;

    «Зашумлённые буквы»;

    Совмещённые буквы;

    «Исправь ошибку» (ученики зачеркивают неправильно написанные буквы);

    «Найди отличия» (при сравнении двух букв ученики должны отыскать элемент в ряду других, отличающий данные буквы друг от друга);

    «Чего не хватает?» (ученики дорисовывают фигурам недостающие части так, чтобы они превратились в буквы);

    Переведение букв из печатного шрифта в рукописный и т. д.

Обследование фонематического восприятия

В этом разделе необходимо избегать заданий, предполагающих артикулирование, поэтому широко используются рисование и картинки.

«Нарисуй слово». Ученикам предлагаются ряды из 2-3 слов, отличающихся или одним звуком или порядком звуков, для их «зарисовки»: СОН - СОМ, КОСТЬ - ГОСТЬ, ТОЧКА - ДОЧКА, КОТ - ТОК, БАК - БОК - БЫК, ЛЕС - ЛИС - ЛИСТ и т. д. В случаях ошибочного выполнения задания необходимо выяснить в индивидуальной беседе степень понимания ребёнком лексического значения заданных слов.

«Помоги Незнайке». Учащимся предлагаются картинки и подписи к ним. Дети должны исправить ошибки, если таковые имеются, и записать слова правильно. Вот некоторые подписи: ЗУБИ (зубы), ОСЫ (усы), СОНКА (), ШАР (шарф), СИНИСА (синица), ЗЕРБА (зебра), КУС (куст), ШАР (шарф) и пр.

Обследование понимания значений слов. Умения актуализировать слова в определённом контексте

«Подбери подходящий предмет». Дети должны дописать подходящее по смыслу слово. Предварительно логопед даёт чёткую инструкцию и образец выполнения задания. Например, грустный...; сложный...; смешной...; главный... и т. д.

«Редактор». Ученикам предлагаются предложения с неверно употреблёнными словами. Необходимо исправить ошибки, если они имеются, и записать предложения правильно. Например, Человек может быть старым и молодым. Пальто может быть старым и молодым. Хлеб бывает мягкий и чёрствый. Стул бывает мягкий и чёрствый. бывает лёгкой и трудной. Задача бывает лёгкой и тяжелой.

«Подскажи правильное словечко». Школьникам предлагаются антонимы. Пары могут быть правильными и ошибочными. Например, Глубокий - маленький, высокий - низкий, добрый - плохой и пр.

Обследование грамматического строя речи

«Закончи словосочетания». В данном упражнении логопед выявляет умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. При подборе материала необходимо помнить о том, чтобы окончания имён прилагательных находились под ударением. Перед выполнением задания логопед даёт ученикам образец, добиваясь полного понимания детьми предстоящей работы. Например,

Большой…; голубые…; молодая…;

Дорогое…; живая золотые…;

«Что не так?». Ученикам предлагаются картинки и подписи к ним. Дети должны заметить замену или отсутствие предлога, исправить предложения.

Карандаш лежит книге.

Мама дочкой идут домой.

Облака плывут к небу.

Бабушка сидит над скамейке.

Мишку посадили в стул.

Сын бежит маме.

Восстановление деформированного предложения из слов, данных в начальной форме, например: Бабушка, шерстяной, вязать, носки. По, идти, широкий, мальчики, дорога.

Вся работа проводится учениками в индивидуальных тетрадях, которые легко проверить и проанализировать выявленные отклонения. Полученные результаты помогают определить, кого из детей необходимо зачислить на коррекционные занятия на школьном логопедическом пункте, кому из детей требуется дальнейшее углублённое обследование. Родители этих учащихся получают подробную консультацию и соответствующие направления к специалистам. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты учащихся, посещающих логопедические занятия.

Заключение

В последние годы мы сталкиваемся с тем, что в первые классы общеобразовательной школы поступает значительное число детей, имеющих низкий уровень школьной зрелости. В своем большинстве недостатки развития являются следствием социальной и педагогической запущенности и проявляются в трудностях освоения навыков чтения, письма, счета.
Анализ механизмов, лежащих в основе трудностей обучения у младших школьников, представляет собой актуальное направление современной коррекционной педагогики. Связано это со значительным увеличением в последние годы количества неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе. Одной из наиболее частых причин неуспеваемости у детей является специфическое нарушение письма (дисграфия).

Так, по мнению Р.Е.Левиной, Н.А.Пикашиной, Л.Ф. Спировой, А.В.Ястребовой, М.С.Грушевской, дисграфия является следствием нарушения устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя. М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева отмечают у школьников со специфическими нарушениями письма помимо речевых дефектов, наличие оптических и оптико-пространственных трудностей. Некоторые авторы описывают также нарушения моторики, слухо-моториых и оптико-моторных координации у школьников с дисграфией. Кроме того, ряд исследователей указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии.

Появлению дисграфии способствует задержка формирования различных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений. При желании все эти проблемы можно выявить еще задолго до начала школьного обучения и вовремя провести коррекцию.

Список литературы

1. Алексеева А.В., Сиделева Г.Н. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика / А.В. Алексеева А.В. - М., 2003.

2. Аманатова М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М. изд-во МСГИ, 2006г., с.10-13

3. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. / М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2003.

4. Борисенко И.В. Методические уроки Ушинского К.Д. / И.В. Борисенко. Начальная школа, 1994, №3, с.12-19.

5. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

6. Логопедия: учебник для вузов / под ред.Л.С. Волковой.5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004.

7. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов / Н.Н. Волоскова. - М., 1996.

8. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по

логопедии. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по специальности №03.08. Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая. - М., 2007.

10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2004.

11. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991.

12. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. [Текст] / Р.И. Лалаева /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – ISSN 5-3937-0224-1

13. Логопедия в школе: Практический опыт [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – 325 с. – ISSN 5-94462-196-1.

14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997

16. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2003.

17. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.

18. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд.2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

19 . Сайт www . Logoped .ru


Документация учителя - логопеда: 1. Анализ работы 2. План работы логопедической службы на год 3. Годовой индивидуальный план учителя - логопеда 4. График работы, расписание занятий 5. Перспективный план работы на год 6. Календарно-тематический план работы на год 7. Конспекты фронтальных занятий





1. Задачи 2. Коррекционная работа 3. Пропаганда логопедических знаний 4. Эффективность работы за прошедший учебный год 5. Повышение квалификации 6. Задачи коррекционной работы на следующий учебный год Анализ работы логопедической службы за ………учебный год














График работы учителя – логопеда ……. на ………. учебный год Дни недели ПонедельникВторник СредаЧетверг Пятница Часы работы 8.30 – – – – Кол-во рабочих часов:


Расписание занятий учителя – логопеда …….... на ………. учебный год Понед-к 8.30 – Вторник – Среда Четверг 15.00– Пятница 8.30– – 8.55 Инд.занятие – Инд.занятия 8.30 – 8.55 Инд.занятие 8.30 – 8.55 Инд.занятие 9.00 – 9.35 Фр.занятие – Фр.занятия 9.00 – 9.35 Фр.занятие – Инд.занятия 9.00 – 9.35 Фр. занятие Фр.занятие – Инд.занятия Фр.занятие – Фр.занятия Фр.занятие – Инд.занятие – Инд.занятия – Инд.занятия – Инд.занятие – Инд.занятия – Инд.занятие – Инд.занятия – Инд.занятия – Инд.занятия – Инд.занятия

















Тетрадь взаимосвязи Формирование лексико-грамматического строя речи (коррекционный час во 2 половине дня) Формирование и развитие связной речи (во время всех режимных моментов, коррекционный час во 2 половине дня) Развитие психических процессов (в играх, коррекционный час во 2 половине дня)





Перспективный план работы на 20.. – 20.. учебный год (из речевой карты) Развитие психических процессов (внимания, памяти, мыслительной деятельности) Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия Коррекция произношения звуков Развитие лексико-грамматического строя речи Развитие связной речи


Планирование индивидуальных занятий на неделю ФИО ребенка Содержание занятий 1 занятие 2 занятие


Индивидуальная тетрадь Артикуляционные упражнения; слоги, слова, предложения на закрепляемый звук; скороговорки, короткие рассказы, стихи; звуко-слоговой анализ и синтез; лексико-грамматические упражнения; упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.








Отчет за прошедший год IV.Рекомендовано направить: в массовую школу; во вспомогательную школу; в речевую школу. V.Количество оставшихся детей (распределение по диагнозам). IV.Количество детей, выбывших в течение года. V.Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.





1. Общие сведения о ребенке 2. Анамнез 3. Заключение узких специалистов 4. Раннее речевое развитие 5. Обследование артикуляционного аппарата 6. Обследование звукопроизношения 7. Состояние дыхательной и голосовой функции 8. Состояние просодических компонентов 9. Состояние фонематических функций 10. Слоговая структура 11. Исследование импрессивной речи 12. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи 13. Состояние связной речи 14. Общее развитие 15. Психологические особенности ребенка Речевая карта





Схема обследования Строение и моторика арт. аппарата – 2,5 б Звукопроизношение – 1 б Фонематический слух – 1,25 б Слоговая структура – 2,5 б Импрессивная речь – 1,17 б Экспрессивная речь – 1 б Словоизменение – 1,9 б Словообразование – 1,17 б Общее развитие – 1,25 б Связная речь – 1,75 б








Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год дифференциация неречевых звуков определение последовательности контрастных звуков дифференциация количества звуков (1, 2, много) Игры: «Угадай, что звучит» «Что сначала, что потом» «Что за чем?» «Что услышал?» «Что я делаю?» 2. Развитие фонематического слуха:


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год различение на слух нормального и искаженного звука уточнение представлений о фонеме ее акустических и артикуляционных признаках на материале правильно произносимых звуков Игры: «Чудесный мешочек» «Подскажи слово» «На прогулку в лес» «Возьми игрушку» «Скажи как я» «Магазин» 2. Развитие фонематического слуха:


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год интонационное выделение изучаемых звуков из ряда других звуков, слогов, слов Игры: «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» «Этот звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» «Хлопни, если услышишь», «Где спрятался звук?» «Разложи картинки», «Запомни, повтори» «Для Оли и Ани», «Рыбалка» 3. Развитие фонематического восприятия


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год развитие умения различать на слух слова, отличающиеся одним звуком. Игры: «Хлопни, если услышишь» «Подбери похожие слова» «Чья картинка?» (Оля – Уля) «Похожи – не похожи» «Запомни, повтори» «Покажи, где» 3. Развитие фонематического восприятия





Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год Подготовительный этап артикуляционная гимнастика мимические упражнения развитие речевого дыхания Упражнения: «Ветерок по горке», «Нахмуриться» «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка» «Заборчик», «Загоним мяч в ворота» «Лопатка», «Накажем язычок» «Горка» или «Киска сердится» «Удивиться», «Прищуриться» «Зажмуриться» 4. Коррекция произношения звуков


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год постановка звука [С] Приемы постановки звука [С ]: постановка звука [с] в слоге с гласным звуком [И] постановка звука между двумя гласными [И] постановка звука от правильного звука [Т ] постановка по показу артикуляции постановка с механической помощью Основной этап 4. Коррекция произношения звуков


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год постановка звука [З] Приемы постановки звука [З]: от правильно произносимых звуков З, С путем подражания на материале слогов ЗИ, ЗЯ, ЗЕ ЗЁ, ЗЮ Основной этап 4. Коррекция произношения звуков


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год постановка звука [Ц] Приемы постановки звука [Ц]: постановка от правильно произносимых звуков [Т] и [С] постановка по показу артикуляции постановка с механической помощью постановка смешанным способом Основной этап 4. Коррекция произношения звуков


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год Автоматизация свистящих звуков: изолированно в прямых слогах в обратных слогах в интервокальной позиции в слогах со стечением согласных звуков Основной этап 4. Коррекция произношения звуков


Автоматизация свистящих звуков в словах: с прямыми слогами –си-, -се-, -сё-, -ся-; с обратными слогами ась – ось – ась – ось – ись; со стечением согласных сти – сте – стя – стю – сто спи – спе - спё сви – све – свё сни – сне- сня сми – сме – смя сли – сле – слё – сля - слю Основной этап 4. Коррекция произношения звуков Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год








Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год Закрепление звука в спонтанной речи Игры и упражнения: «Рисуем, играем, слова подбираем» «Звуковая дорожка», «Рыбалка» «Лото», «Домино» пересказ текстов заучивание стихотворений сюжетно-ролевые игры 4. Коррекция произношения звуков Заключительный этап


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год 5. Формирование слоговой и ритмической структуры слова на материале правильно произносимых звуков: воспроизведение слоговых рядов. отработка двусложных слов (с открытыми, закрытыми, слогами и слогами со стечением согласных звуков) отработка трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами Игры: «Длинный – короткий», «Телеграф» «Выложи полосочки», «Лесенка» «Закончи слово», «Верно – неверно» «Прохлопай по схеме»


Формировать умение использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк, -очк, -еньк, -оньк. Игры: «Скажи ласково» «Большой – маленький» «Гномик в магазине» «У тебя и у куклы» «Эхо» 6. Развитие грамматического строя речи Словообразование


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -енок, -ат, -ят Игры: «Назови детенышей» «Кто кем был? Кто кем будет?» «Собери семью» «Один – много» «Найди маму» 6. Развитие грамматического строя речи Словообразование


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год образование приставочных глаголов Игры: «Расскажи-ка» (по плану и картинке) «Путешествие на поезде» «Приключения муравья» «Скажи наоборот» «Веселая машина» 6. Развитие грамматического строя речи Словообразование


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год употребление в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа Игры: «Один - много» «Назови правильно» «Нарисуй много…» «Закончи нужными словами» «Что склевал воробей?» «Помощница» 6. Развитие грамматического строя речи Словоизменение


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год употребление имен существительных в косвенных падежах без предлога. Игры: «Кто кем был?»(Тв.п.) «Чего не хватает?» (Р.п.) «Живой уголок» (В.п., Д.п., Тв.п.) «У белочки в гостях» (В.п.) «Угостим друзей» (Тв.п., Д.п.) «На прогулке» (П.п.) 6. Развитие грамматического строя речи Словоизменение


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год согласование слов в роде, числе Игры: «Подбирай, называй, запоминай» «Подбери слово» «Нелепицы» «Назови цвет (форму, размер)» «Исправь ошибку художника» «Жадина» «Украшаем елку» 6. Развитие грамматического строя речи Словоизменение


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год закрепление в речи простых предлогов на-с, в-из, по, под. Игры: «Где спрятался Буратино?» «Найди отличия», «Маша – растеряша» «Скажи наоборот», «Помоги Незнайке» «Где лежат? Откуда возьмем?» «На полянке», «Почини игрушку» «Кто где живет?» 6. Развитие грамматического строя речи


Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год пересказ текстов из 2-3 предложений составление рассказов-описаний составление рассказов по картинкам Игры: «Расскажи-ка» (по наглядному плану) «Сравни» «Закончи предложение» «Расскажи, не называя» 7. Развитие связной речи:





Развитие пространственной ориентации: закрепление ориентации в пространстве, на себе; определение пространственных отношений относительно себя: вверху, внизу, вправо, около, рядом, впереди, перед, влево за, сзади Игры: «Путешествие», «Помоги Незнайке», «Где сидит птичка?» Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год 8. Развитие психических процессов


Развитие сукцессивных функций: установление закономерностей предмета (поезд, вагоны); установление закономерностей в предметах, в предметных действиях, выполнение 2-3 ступенчатых инструкций; последовательное выкладывание фигур, игрушек. Игры: «Положи, как скажу», «Что за чем?» Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год 8. Развитие психических процессов


Графические представления соотнесение предметов с его изображением на картинке, узнавание этого предмета по силуэту и по контурному изображению Игры: «Найди и покажи», «Что спрятал художник?» Индивидуальный план коррекционной работы на 20.. – 20.. учебный год 8. Развитие психических процессов





Алгоритм проведения индивидуального занятия Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики: упражнения для губ; упражнения для языка; мимические упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения.


4. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. 5. Коррекционная работа по звукопроизношению: постановка звука; автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях); дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого); автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений; упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы).


1. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики: «Заборчик», «Улыбка – трубочка», «Лопатка», «Накажем язычок», «Чистим зубки», «Загоним мяч в ворота», «Нахмуриться», «Удивиться» 2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» 3. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза «Внимательные ушки» Индивидуальное занятие





Индивидуальная тетрадь 1. Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка», «Удивиться», «Накажем язычок», «Лопатка», «Холодная струя», «Нахмуриться» 2. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» 3. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания Игра «Внимательные ушки» (выделение звука [З]из ряда звуков)


Индивидуальная тетрадь 4. Автоматизация звука [З] в словах Игра «Запомни, повтори» Слова: магазин, корзина, зима, Зина, Кузя, Тузик, козел, изюм, газета, зеленый 5. Дифференциация звуков Игра «Выбери картинку» Выбрать картинки для Сони (со звуком С) и для Симы (со звуком С). 6. Закрепление пространственных представлений Игра «Что вверху, что внизу»

группы:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда»

Подготовила: учитель-логопед

Филатова О.В.

Дата проведения: октябрь

Особенности работы воспитателя в коррекционных группах.

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:

Речевыми недостатками;

Неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

Характерологическими особенностями.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической

группы:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и

Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:

Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

Упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;

Повторение лексико-грамматических упражнений;

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Подготовительный этап

Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.

Этап усвоения (автоматизации) звука (правильное произношение звука в речи )

Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

1) Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

2) Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

3) Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).

Очень важно, чтобы во время индивидуальной работы воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от малыша.

Кроме того, воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников. Причём, очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует повторять ошибки ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение его речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения малыша к воспитателю, к обучению в целом).

Варианты исправления ошибок в речи детей во время непосредственно образовательной деятельности и вне ее отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель», А затем спрашивает: «Как лучше сказать? ». И только потом просит повторить правильную фразу.

Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Теперь об исправлении ошибок во время непосредственно образовательной деятельности. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, непосредственно образовательная деятельность, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должна проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

В связи со сказанным, ошибки в ходе непосредственно образовательной деятельности должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

Может случиться и так, что одному из детей очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Грамотная речь педагога является образцом для воспитанников.

Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.