Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  План индивидуальной работы по коррекции фонетического недоразвития речи

План индивидуальной работы по коррекции фонетического недоразвития речи

Такой подход позволяет систематически анализировать клинические формы речевой патологии, а также выбирать наиболее эффективные методы и средства для преодоления различных видов речевых нарушений на основе системного и дифференцированного логопедического воздействия.

Наблюдение за развитием психических функций ребенка на протяжении длительного временного периода помогает выде-лить ведущий дефект и связанные с ним вторичные наруше-ния. Такая интегративность и динамичность в обследовании позволяет по-новому взглянуть на проблему социальной адап-тации детей с речевыми нарушениями, своевременно осуще-ствлять коррекцию и компенсацию путем развития потенци-альных возможностей и способностей ребенка, а также выя-вить зону его «ближайшего развития», на расширения которой направлена вся проводимая работа с каждым ребенком.

В 2003 году Н. В. Нищева опубликовала 2 речевые карты: одна для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет, другая для детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Речевой и неречевой материал подобран с учетом возраста, особеннос-тей развития ребенка, раскрывается методика обследования. Карта удобна для заполнения полученных результатов, мно-гократность использования позволяет проследить динамику развития, результаты коррекционной работы с ребенком на протяжении нескольких лет.

Сегодня у логопеда есть уникальная возможность в выборе речевых карт с учетом возраста, логопедического диагноза и использовать ее от 1 года до 3 лет в зависимости от пребыва-ния ребенка в коррекционном дошкольном образовательном учреждении*.

    Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2003.

    Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2003.


Календарное планирование логопед составляет на неделю. Основой планирования является изучение (ознакомление) лек-сической темы. В группах старшего возраста планируется ра-бота по обучению детей грамоте.

Разделы календарного планирования подгрупповой работы с детьми *

Календарное планирование предусматривает следующие разделы:

    развитие общих речевых навыков;

    развитие слухового и зрительного внимания, памяти;

    развитие лексики и грамматического строя речи;

    развитие связной речи;

    развитие фонематического анализа, синтеза, представле-ний, обучение грамоте;

    развитие моторики;

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
Календарное планирование составляется с учетом возраста

детей и структуры речевого дефекта, поэтому очень важно укомплектовать группу. Например: для работы в группе из 7 человек с диагнозом III уровень речевого развития и общее недоразвитие речи (ОНР) и из 5 человек с диагнозом фонети-ко-фонематическое нарушение речи (ФФНР) логопеду следу-ет писать 2 календарных плана.

Комплектование логопедических групп с учетом возраста и диагноза облегчает написание календарного планирования,

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра-
боты в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методиче-
ских рекомендаций. СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А. И. Герцена). С. 115.


66 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПВДА ДОУ

обеспечивает эффективность работы логопеда с детьми по коррекции речевых и неречевых нарушений.

Предлагаемая система планирования содержит традиционный набор разделов воспитательно-образовательной и коррекцион-ной работы логопеда с детьми и опирается на основные задачи комплексной программы: всестороннее развитие личности ребен-ка, его ценностных представлений об окружающем мире, круго-зора, интеллекта, личностных качеств, а также на использование современных методик и технологий коррекции речи.

Основные задачи обучения:

    формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

    формирование приемов умственных действий - анали-за, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирова-ния, конструирования;

    развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей, вариативности мышления;

    развитие коммуникативных навыков - умений общения с детьми и взрослыми;

    развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

    обогащение активного, пассивного словаря; развитие грам-матического строя речи, формирование связной речи с опо-рой на речевой опыт ребенка - носителя языка;

    развитие умения оперировать единицами языка - зву-ком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

    расширение представлений об окружающем мире, явле-ниях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.





Лексигеские темы подобраны с учетом периода обучения, времени года, красных дней календаря, основных праздников: Нового года, Дня защитника Отечества, 8-го Марта, Маслени-цы, Дня космонавтики и т. д.

Работа учителя логопеда и педагогов направлена на обога-щение словарного запаса детей словами, соответствующими темам бесед («Детский сад», «Осень», «Овощи и фрукты»,



70 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПВДА ДОУ

«Семья» и т. д.). На основе ознакомления с окружающим ми-ром логопед реализует коррекционную задачу - работу над грамматическим строем речи, которая предусматривает прак-тическое ознакомление ребенка с правилами изменения слов, что позволит ему научиться согласовывать слова, употреб-лять их при построении фразы в правильной грамматиче-ской форме.

Грамматика состоит из двух разделов - «Словоизменение» и «Словообразование».



Тематический подход в планировании позволяет логопеду и педагогам заранее подготовиться к подгрупповым и индиви-дуальным занятиям, отобрать дидактический материал, про-думать систему игр, подготовить речевой материал: стихи, потешки, скороговорки, загадки, рабочие тесты*.

За логопедом остается право выбора, когда и какие лек-сические темы планировать, сколько занятий следует про-

* Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учите-лем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяже-лые нарушения речи. СПб., 2006.

ВОПРОС 10 73

вести по одной и той же теме с целью усвоения нового ма-териала каждым ребенком, какие методики и технологии раз-вивающего обучения использовать при составлении конспек-та занятия.

В подготовительной к школе группе (в некоторых случаях - в старшей) логопед планирует не только лексические темы, но и занятия по обучению грамоте (один раз в неделю).



. .... ВОПРОС 10 75

Важно отметить, что при ознакомлении детей с новым зву-ком (буквой) необходимо учитывать чистое произношение этого звука каждым ребенком.

Родители справедливо считают, что подготовка ребенка к школе является одной из самых важных задач данного периода и заранее интересуются, будут ли в данном дош-кольном учреждении учить детей читать и писать. По ре-зультатам анкетирования, 95% родителей ставят знак ра-венства между чистой речью и овладением ребенком навы-ками слитного чтения. И их переживания понятны, ведь школа предпочитает взять подготовленных детей, которые умеют бегло читать не только фразы и предложения, но и небольшие тексты.

Основой обучения детей старшего возраста является звуко- слоговой анализ слов, который сочетается с работой по разви-тию речи, проводимой по всем направлениям.

Более пяти лет педагоги и специалисты успешно реализуют в работе с детьми методическое пособие «По дороге к Азбу-ке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках Образовательной системы

«Школа 2100».

В методическом пособии учебный материал изложен очень подробно, поскольку его использование включает элементы логопедической методики развития речи, которая ориенти-рована также на предупреждение ошибок в чтении и пись-ме*.

В игровой и занимательной форме дети знакомятся с таки-ми понятиями, как «звук» и «буква», учатся различать их по определенным признакам.

Дети знакомятся с акустическими характеристиками звуков: согласные и гласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие со-гласные звуки; учатся выделять заданный звук на фоне слова и из слова.

* Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для вос-питателей, учителей и рекомендации для воспитателей, учителей и родите-лей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. М.: «Баласс», 1999.













82 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми

План индивидуальной работы логопед составляет ежеднев-но на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.

Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:

1. Развитие артикуляционного аппарата:

    общая и специальная артикуляционная гимнастика, на-правленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;

    логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).

    Развитие физиологического дыхания с помощью специ-альных упражнений.

    Развитие общей, тонкой моторики.

    Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, инто-нация).

    Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.


Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.

Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрос- лыми.

Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведе-ния, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо за-ниматься только индивидуально.

Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.

Например: По результатам первичной диагностики скомп-лектованы 2 группы:

I подгруппа - дети 2-го года обучения;

II подгруппа - дети 1-го года обучения.

Возраст всех детей от 6 до 7 лет.

Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).

Напомним, что логопед в неделю проводит два тематиче-ских занятия:

    ознакомление с новой лексической темой;

    знакомство с новым звуком и буквой.






86 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЩА ДОУ 1

Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.

Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятель-ности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, прово-дит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруп-пы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в дру-гой форме, создавая другие ситуации, используя другие игро-вые приемы.

Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.

Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая трав-ка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев во-робьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».

Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.


Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квар-тал. План обсуждается и утверждается на медико-педагоги-ческом совещании:

сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.

Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образова-тельном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.

Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд раз-делов не только коррекционно-логопедической направленно-сти. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успеш-ное преодоление речевого дефекта возможно только при ус-ловии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руко-водителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажис-та и, конечно же, родителей.

Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом ре-ализуемых программ (комплексной и коррекционной), резуль-татов первичной диагностики детей, логопедического заклю-чения, возраста и периода обучения.


Например: один из разделов перспективного планирования.

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред- ставлений (фонематического слогового анализа предложения).

Возраст: 6-7 лет.

Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ

Обследование фонематического восприятия (повтори, по-кажи).

Регевой материал:

па-ба ба-па том - дом

та-да да-то богка - погка

ка-га га-ка мишка - мышка

та-да-та да-та-да миска - мишка

ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки

Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:

Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.

  • Паспорт образовательной программы

    Закон

    обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями

  • ФИО ребенка __________________________

    Группа ______________ Возраст ____________

    1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата ____________________________________

    2. Коррекция звукопроизношения _____________________________________________________

    4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков ______________

    5. Развитие общей и мелкой моторики _________________________________________________

    6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления _____________

    7. Подготовка к обучению грамоте ____________________________________________________

    8. Воспитание самоконтроля за речью _________________________________________________

    9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью ___________

    1.2. Консультативная работа Работа с родителями

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут ежедневно заниматься с ребенком. Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания и т.д. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными, это – родительские собрания, консультации для родителей, беседы и др. Рассмотрим некоторые формы подробнее.

    Родительские собрания

    Организационное или первое собрание

    Первая организационная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:

      необходимость специального направления обучения детей в условиях логопункта;

      анализ результатов психолого-педагогического обследования детей;

      организация логопедической работы в течение учебного года;

      информация о содержании логопедических занятий в период обучения.

    На этом собрании полезно предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.

    Опыт общения с родителями показывает, что их отношения к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (л, р, с, ш), другие считают, что все «само исправится» и лишь под давлением специалиста они приводит ребенка в логогруппу или логопункт. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать и показать (например, использовать образцы письменной работы учащегося), негативное влияние, недостаточной сформированности речи на процесс овладение детьми грамоты. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказания детям своевременной помощи, предупреждения затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость коррекционного обучения ребенка в логогруппе или логопункте.

    Большое внимание уделяется освещению вопроса связанного с организацией занятий. Родители должны знать режим работы, требования к детям на протяжении всего времени обучения на логопункте.

    Присутствие родителей на занятиях логопеда и активное участие в них является важным условием эффективности обучения.

    Раскрывать в доступной форме задачи и содержание логопедических занятий, логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимых для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку.

    Особо логопед отмечет роль родителей в комплексе следующих психолого-педагогических мероприятий:

      единство требований к ребенку;

      контроль за выполнением заданий в домашних условиях;

      помощь в оформлении тетрадей ребенку, игр, дидактического материала;

      активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в МДОУ (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление кабинета, стендов для родителей и т.д.).

    Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

    Второе родительское собрание

    В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нем подводятся итоги работы за первое полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребенка, определяются задачи и содержания занятий в последний период обучения, требования к речи детей. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз, конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего обучения ребенка на логопункте.

    Третье родительское собрание

    Третье родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы. Дается анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению. Организация торжественного выпуска детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи.

    Марина Фомина
    Индивидуальный план коррекционной работы на логопедическом пункте

    Обследовав ребенка, мы заполняем речевую карту и протокол на каждого воспитанника логопедического пункта . Также составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка . Данный образец позволяет внести все необходимые данные по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Разработан для детей с ФН и ФФНР. Удобен в использовании, позволяет быстро увидеть всю необходимую информацию.

    Индивидуальный план коррекционной работы на логопедическом пункте

    Учебный год

    Фамилия, имя ребенка___

    Дата рождения___

    Логопедическое заключение___

    1. Развитие артикуляционной моторики :

    Артикуляционная гимнастика___

    Развитие речевого дыхания___

    логопедический массаж___

    2. Формирование правильного звукопроизношения :

    Постановка звуков___

    Автоматизация и введение в самостоятельную речь___

    Дифференциация звуков___

    3. Развитие фонематического восприятия___

    4. Работа по коррекции слоговой структуры слова___

    5. Работа над лексическим строем речи___

    6. Работа над грамматическим строем речи___

    7. Работа над связной речью___

    8. Подготовка к обучению грамоте___

    9. Развитие психических процессов___

    10. Развитие мелкой моторики :

    Пальчиковая гимнастика ___

    Подготовка руки к письму___

    Шнуровки, игры с предметами___

    Ориентировка на листе бумаги___

    Публикации по теме:

    Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год. Общие сведения о ребенке. Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.

    Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года. Ф. И. ребенка:.

    Индивидуальный план работы воспитателя на 2015–2020 Индивидуальный план работы Воспитателя 2015-2020 год. Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Белочка» поселка Октябрьский ЗМР РТ».

    Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» комбинированного вида с татарским языком воспитания и.

    Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня 1. Ф. И. О. педагога – Яковлева Вера Александровна 2. Образование – Среднееспециальное. Бугульминское педагогическое училище. 3. Категория.

    Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога-психолога Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период педагога-психолога МКУ «Управление образования».

    Индивидуальный план работы с ФФН ___ 1. Развитие артикуляционной моторики: Комплексная артикуляционная гимнастика.

    Индивидуальный план коррекционной работы. Обучение пересказыванию детей предшкольного возраста Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на 20…. – 20…. учебный год Фамилия имя ребёнка: Дата рождения: Номер группы:.