Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Методики обучения детей с двух лет. Как помочь развитию малышей с помощью современных методик

Методики обучения детей с двух лет. Как помочь развитию малышей с помощью современных методик

Раннее развитие детей на сегодняшний день возможно благодаря применению современных методик, а также использованию интерактивных игрушек, развивающих плакатов и кубиков. Педагоги рекомендуют применять методики раннего развития не только в детских садах и начальных классах, а начинать внедрять их практически с самого рождения малышей, а именно – с того времени, как ребенок способен воспринимать и запоминать новую информацию в полном объеме (примерно с полугода жизни).

На сегодняшний день у молодых родителей есть богатый выбор, как развивать своего малыша, а новые методики раннего развития позволяют заниматься с грудничками практически с самого рождения.

  • Методика М. Монтессори заключается в развитии у детей стимула к самостоятельности. Все занятия проводятся в игровой форме, причем родители не должны делать упражнения за малыша, задачей взрослых является лишь оказывать детям своевременную помощь. Смысл занятий по Монтессори заключается в создании для каждого малыша индивидуальной программы, способствующей максимально скорому развитию всех основных умений. Оптимальным возрастом для начала занятий с новорожденными считается 8-10 месяцев от рождения.
  • С помощью методики для раннего развития Г. Домана дети учатся быстро запоминать новые предметы, буквы и цифры. Суть занятий в применении специальных карточек с изображениями и названиями. Такой подход способствует стимуляции мозговой активности, а также развивает все виды памяти, как фотографическую, так и слуховую. Лучше всего начинать занятия для раннего развития с 6-7 месяцев, они эффективны у детей вплоть до 3 лет.
  • Методика раннего развития Зайцева основана на применении всевозможных наглядных пособий – кубиков, карточек, таблиц, вдобавок к этому занятия сопровождаются игровыми стихами, песнями и рассказами. Кубики Зайцева, к примеру, позволяют быстро научить детей читать, ведь в разных комплектах имеются кубики с одной буквой и разнообразными слогами, что помогает быстрее запомнить как отдельные буквы, так и их сочетания. Стоит отметить, что при использовании только этой методики процесс обучения будет проходить не очень быстро, но при этом данный метод считается одним из самых эффективных, поскольку позволяет обучать даже капризных и не проявляющих интереса к учебе деток.
  • В основу методики для раннего развития Никитиных положен ряд игр, сложность которых со временем возрастает. К примеру, упражнения с цифрами начинаются с изучения одной цифры, а с каждым последующим занятием количество цифр и операций с ними возрастает – таким образом обучение детей счету проходит легко и быстро.
  • С помощью методики раннего развития С. Лупан детей можно приобщить к познанию окружающего мира, причем процесс проходит добровольно и увлекательно, поскольку все задания представлены в виде занимательных комбинаций и сочетаний, а информация подается в игровой форме. Помимо новых знаний малыши учатся общаться и работать не только самостоятельно, но и в команде.

Учитывая тот факт, что каждый ребенок индивидуален, программу развития нужно подбирать в соответствии с его предпочтениями и увлечениями. Детям, увлекающимся животными и окружающим миром, подойдут методики Домана и Зайцева, а вот малыши, которые любят играть самостоятельно, с легкостью освоят упражнения Монтессори.



Независимо от того, какую методику вы выберете для своего ребенка, занятия с раннего возраста имеют немало плюсов:

  • постоянное общение с родителями или другими малышами позволяет быстрее совершенствовать разговорный навык, что помогает крохе скорее начать разговаривать;
  • знакомство с буквами и цифрами, что поможет малышу научиться читать и писать намного раньше своих сверстников;
  • развитие памяти, чему способствует использование картинок, звуковых приложений и их комбинирования;
  • процесс обучения с применением наглядных пособий поможет крохе быстро адаптироваться к школьной программе, где большинство заданий представлены именно в такой форме;
  • возможность учиться вместе с родителями позволяет подготовить детей к работе в команде, поэтому в коллективе малыш с легкостью займет позицию лидера;
  • упражнения в игровой форме позволяют проводить обучение на подсознательном уровне, поэтому по сравнению с обычными уроками методики для раннего развития вызывают интерес у деток любого возраста;
  • применение наглядных материалов, например, счетных палочек, кубиков и геометрических фигурок, развивает моторику пальчиков и в некотором роде заменяет гимнастические упражнения;
  • разнообразие упражнений, представленных в курсе занятий, способствует увлечению малыша учебой, поскольку занятия практически не повторяются, но каждое из последующих упражнений содержит некоторые моменты предыдущих, что позволяет повторять уже изученный материал и совершенствовать новые навыки.

Научно доказано, что малыши, которые занимаются по современным методикам, более подготовлены к школьной программе, учатся с большим рвением и тратят на процесс познания новой информации намного меньше времени. Никакого секрета в этом нет – дело в том, что, начиная обучение с самого раннего возраста, кроха привыкает к определенному режиму и воспринимает обучение, как игру, поэтому не противится занятиям. Оптимальным вариантом станет комбинирование разных методик с целью выявить наиболее приемлемые упражнения для вашего ребенка.

Психологи пока не пришли к единодушию по вопросу раннего развития детей. Одни настаивают: развивать способности малыша нужно чуть ли с внутриутробного периода, чтобы успеть до трех лет и предлагают свои методики раннего развития детей. Другие снисходительно говорят: дайте малышу расти спокойно и естественно, без всяких образовательных премудростей.

Пока ученые спорят, родители подыскивают наиболее эффективные, проверенные методики развития детей раннего возраста. Сегодня их десятки. Вот наиболее популярные.

Монтессори

Суть системы Марии Монтессори – создание особой образовательный среды, в которой дети взаимодействует с различными предметами самостоятельно, без активного участия взрослых, – суть системы. Среда эта состоит из пяти зон:

  • практической;
  • сенсорной;
  • математической;
  • языковой;
  • естественнонаучной.

Каждая заполнена развивающими предметами и материалами, формирующими разнообразные навыки и умения. Чем и сколько заниматься, выбирает ребенок. Задача педагога – не вести за собой, а следовать за малышом, подсказывая, поддерживая и помогая.


Развить индивидуальные способности детей максимально приближенными к естественной природной среде способами – задача этой методики. Педагог занят не развитием интеллекта малыша, и воспитанием его через народную культуру и практическую деятельность. Принципы методики:

  • запрет на масс-медиа;
  • максимальное погружение в народную культуру;
  • практические занятия ремеслом, рукоделием;
  • активное участие ребенка в домашнем труде.

Развитие и воспитание происходит через игру: проигрывание сказок, пальчиковые игры, групповые народные игры.

Методика Зайцева

Естественная для детей игра – суть обучения чтению по методике Зайцева . Вместо традиционного побуквенного и слогового овладения чтением автор вводит метод так называемого склада (буквенной пары), расположенного на одной из граней кубика. Дерево и железо, из которых выполнены дидактические материалы, позволяют научиться различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.


Глен Доман

Если развивать мозг с рождения, можно вырастить гения – вот главный постулат методики Глена Домана . Большая интеллектуальная нагрузка совершенно необходима, причем чем раньше, тем лучше. Успеть нужно до шести лет: после этого возраста интенсивный рост мозга прекращается.


С трехмесячного возраста малышу на одну-две секунды показывают специальные карточки с изображениями животных, предметов, цифр, букв. Все это помогает ему овладеть чтением, счетом, получить колоссальные знания об окружающем мире.

Сесиль Лупан

Стимуляция слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния на первом году жизни малыша помогает обучить его чтению, письму, языкам. Для развития интеллекта важно физическое воспитание, которое включает гимнастику, массаж, прогулки, плавание.


Родители должны не опекать малыша, а активно взаимодействовать с ним, стимулировать любознательность за счет совместной лепки, чтения, игры. Важные моменты системы обучения Сесиль Лупан : создание звуковых контрастов, использование зеркалец, кусочков ткани разных цветов и фактуры, карточек.

Никитиных

Богатая развивающая среда, формирующая разнообразные навыки и опережающие условия – основа методики. Нужны не специальные занятия, а постоянный доступ к спортивным снарядам, наличие творческих и интеллектуальных пособий. Родители должны принимать активное участие в этой жизни.


В числе основных принципов методики Никитиных : кормление младенцев по требованию, ранее закаливание и обучение гигиене, постоянные физические упражнения, свободное познание мира, формирование правильных бытовых навыков.

Макато Шичида

Суть методики Шичидо – активное развитие правого полушария мозга. Оно способно усваивать больше информации, поэтому малыш сможет легко научиться чтению, счету, иностранному языку, разовьет интуицию, проявить свои таланты.


Основа методики – флеш-карточки. Показывать их можно с трех месяцев. Карточки демонстрируются две секунды (правое полушарие – зрение), затем озвучиваются (левое полушарие - слух). Постепенно ежедневное количество карточек доводится до тысячи.

Воскобовича


Методика Воскобовича основана на многофункциональности и насыщенности игрового материла. Созданы особые герои (Малыш Гео, Девочка Долька, Крутик По и др.), постоянно действующие в различных игровых ситуациях. Игры развивают:

  • творческие и конструкторские способности;
  • логику и воображение;
  • навыки чтения;
  • математические способности.

Самые известные дидактические материалы этой оригинальной методики – дощечка с гвоздиками, так называемый «квадрат Воскобовича» (миллион вариантов сложения), конструктор букв, разнопалубный кораблик.

Гмошинской

Методика рисования пальчиками или всей ладошкой носит название грудничковой (младенческой). Занятия можно начинать с полугода, когда малыш начинает уверенно сидеть. Краска размазывается по основе или сжимается кулачком, причем ребенок не сразу начинает осознавать результаты своих движений.

17319 3

Уникальные раннего развития детей от 0 до 3 лет!

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.


Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.


Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.


На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.