Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Задержка речи. Как лечить задержку речевого развития у ребенка.

Задержка речи. Как лечить задержку речевого развития у ребенка.

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводузадержки речевого развития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причины задержки речевого развития у детей :

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3-х лет.

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Нормы речевого развития: первый год жизни.

  • 2 месяца . Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
  • 3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
  • 4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
  • 5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
  • 6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
  • 7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
  • 8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
  • 9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
  • 10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
  • 11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
  • 12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Нормы речевого развития на второго году жизни.

Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Речевое развитие на третьем году жизни

Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).


Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

На что необходимо обращать пристальное внимание?

Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.

Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)

Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).

Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).

Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение задержки развития речи у детей

Диагностика задержки речевого развития у ребенка происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также задержка речевого развития неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский

Речевое развитие — один из вопросов, наиболее волнующий родителей. На практике их переживания выливаются по-разному. Одна категория родителей бьет тревогу, когда малыш в 2 года не произносит развернутые фразы. Ведь, по словам бабушки, они в это время уже знали наизусть стихи Агнии Барто. Другая категория родителей упорно не замечает патологии в развитии малыша. И только после вердикта врача — задержка речевого развития, начинают обращаться к специалистам. Но иногда время упущено. Малыша полностью адаптировать к жизни практически невозможно. Как же проявляется задержка речевого развития у детей? И когда следует бить тревогу?

Причины патологии

Задержка речевого развития у ребенка может быть спровоцирована социальными и биологическими факторами.

Биологические источники

Причина кроется в мозговой дисфункции, спровоцированной повреждением головного мозга в перинатальный период. Анамнез таких детей содержит:

  • в родах;
  • внутриутробная гипоксия;
  • гипотрофия;
  • недоношенность (переношенность);
  • внутриутробная инфекция;
  • родовая травма;
  • неонатальные энцефалит, ;
  • тугоухость ребенка;
  • длительные и частые недуги в раннем возрасте.

Социальные источники

Иногда задержка речевого развития у малыша обусловливается неблагоприятной средой, которая отличается дефицитом речевых контактов. Частыми причинами становятся:

  • неразвитость в семье культуры общения;
  • синдром госпитализма (если малыш часто болеет);
  • педагогическая запущенность;
  • эмоциональные стрессы.

Тормозит речевое развитие также гиперопека. Родители предупреждают все потребности и желания малыша. У ребенка не возникает стимуляции к самостоятельной речевой активности.

Губительна чрезмерно информативная среда. Избыточный поток информации, не соответствующий возрасту, приводит к привыканию не слушать речь и не вникать ее смысл.

Признаки патологии или когда бить тревогу

Для правильного осознания, какие признаки сигнализируют о проблеме, следует знать условные нормы развития малышей. Специалист-неонатолог уже по крику новорожденного (его звучанию и громкости) способен многое сказать.

Младенец до 1 года

Нормальное развитие характеризуют следующие признаки:

  • этап гуления — наблюдается с 1,5 до 2 месяцев;
  • лепет — характерен малышу 4-5 месяцев;
  • лепетные слова — произносит младенец 7-8,5 месяцев;
  • первые слова — девочки употребляют в 9-10 месяцев, а мальчики — в 11-12.

О патологии говорят такие признаки:

  • небольшая активность гуления;
  • беззвучность;
  • недостаток лепета;
  • однотипность вокализации;
  • отсутствие эмоционального реагирования на взрослых (к 4 месяцам);
  • непонимание простых слов;
  • непроизношение элементарных слогов ма-ма в возрасте 8-9 месяцев.

Малыш от 1 -1,5 лет

В этом возрасте активный словарь младенца содержит около 10 слов (мама, папа и другие). Пассивный словарь насчитывает приблизительно 200 слов. Это названия действий и обыденных предметов.

О патологии сигнализируют:

  • отсутствие реакции на речь и звук;
  • невозможность воспроизвести слова;
  • непонимание простейших действий — сядь, иди сюда;
  • трудности в процессе жевания (если малыш в 1,5 года часто давится даже яблочком).

Кроха до 2 лет

Возраст 1,6-1,8 лет характеризуется как лексический взрыв. Слова, находящиеся в пассивном словаре малыша, резко переходят в активный. У некоторых детей данный период начинается в 2 года. При нормальном развитии отмечается внезапный переход детей к активной речи. К 2 годам детвора озвучивает простые предложения, состоящие из 2 слов.

Торможение речевого развития характеризует:

  • ребенок произносит только несколько слов;
  • невозможность выполнить простую просьбу (показ или действие);
  • не повторяет новые слова.

Малыш в 2-3 года

К 3 годам детишки строят предложения, состоящие из 3-4 слов.

Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется:

  • неумением называть окружающие предметы, части тела;
  • неспособностью указать по названию на известный предмет;
  • невозможностью составлять простые (из 2 слов) фразы.

Ребенок 3-4 лет

Малыш начинает осваивать грамматические формы. Изменяет слова по родам и числам. Произносит целые предложения. В своей речи использует прилагательные, местоимения, наречия.

Задержка речевого развития у детей 4 лет определяется следующими факторами:

  • малыш постоянно тарахтит, его речь быстра и непонятна или сильно растягивает слова;
  • он не строит элементарных предложений, в которых присутствуют подлежащее, сказуемое и несколько дополнений;
  • не воспринимает простые объяснения или рассказы;
  • глотает окончания произнесенных слов;
  • малыш произносит исключительно фразы из книжек или мультфильмов;
  • свои предложения он не строит, а повторяет фразы взрослых;
  • наблюдается приоткрытый рот и повышенное слюноотделение (с ростом зубов такое явление не связано).

Дети 5 лет

Задержка речевого развития у детей 5 лет приводит к серьезной патологии. До 4 лет кроха осваивает мир. В коммуникативные связи он мало вступает. Но с 5 лет ребятишки черпают информацию из общения со сверстниками и взрослыми. Малая доступность речи приводит к торможению психического развития. Нередко у детей 5 лет подтверждаются отклонения в психическом развитии.

Медики утверждают, что задержка психомоторного и речевого развития тесно взаимосвязаны. Крохи, у которых обнаруживаю/е/тся патология, поздно начинают удерживать голову, ходить и садиться. Эти дети неловки, часто травмируются, падая или налетая на предметы.

Последствия патологии

Малыш, у которого сформировалась патология, не получающий необходимого лечения, значительно отстает от сверстников. Таким детям рекомендуются только специализированные школы по коррекционной программе.

Любая нагрузка (умственная, а иногда: прививка или повышение температуры) способна обострить состояние и привести к множественным симптомам:

  • истерика;
  • снижение памяти;
  • нарушение сна;
  • повышенная отвлекаемость;
  • агрессия.

Диагностика патологии

Большинство родителей считают, что с проблемами в речевом развитии следует обращаться к логопеду. Это самая распространенная ошибка. Поскольку логопед лишь учит малыша правильно произносить различные звуки. Возможно это в сознательном возрасте 4-5 лет. Свою коррекционную работу логопед начинает с ребенком именно в этом возрасте.

Кроха с патологией речи должен быть осмотрен группой специалистов:

  • педиатр;
  • детский невролог;
  • отоларинголог;
  • психиатр;
  • логопед;
  • психолог.

Неврологическая диагностика направлена на выявление поражения головного мозга. Она включает обследования:

  • ЭхоЭГ.

Консультация отоларинголога позволяет исключить недуги: хронический отит, тугоухость, .

Лечение ребенка

Актуален вопрос — когда начинать коррекционную работу? Врачи утверждают — как можно раньше. Невропатологи при раннем установлении патологии начинают лечение с 1 года.

Дефектолог работает с детками, достигшими 2 лет. Его работа направлена на развитие у крохи мышления, внимания, моторики, памяти.

Педагоги-корректоры и специалисты по речевому развитию занимаются с ребятишками в возрасте 2-2,5 лет.

Логопеды, работа которых заключается в правильном произношении звуков, умении строить предложения и грамотный рассказ, начинают занятия с детьми в возрасте 4-5 лет.

Медикаментозная терапия

Лекарства назначаются детским неврологом на основании тщательного обследования. Крохе предписывают следующие препараты:

  1. Ноотропные лекарства. Препараты, известные как строительный материал и активное питание для головного мозга. Распространены лекарства: Актовегин, Лецитин, Кортексин, Нейромультивит.
  2. Препараты, стимулирующие функционирование речевых зон. Эффективно средство Когитум.

Физиотерапия

Восстановление функционирования разнообразных центров мозга, несущих ответственность за произношение, словарный запас малыша, его интеллектуальные способности и речевую активность, стимулируют:

  • электрорефлексотерапия — действенный метод, но противопоказан малышам с , судорожным синдромом, психическими расстройствами;
  • магнитотерапия.

Коррекционная работа педагога

Лекарственная терапия оказывается малоэффективной, если ее не сопровождает педагогическое воздействие. Медицинские центры по работе с детками, отстающими в речевом развитии, разрабатывают целые программы обучения. Такая коррекция направлена на:

  • ослабление и исправление негативных факторов развития;
  • предупреждение возникновения последствий речевого торможения;
  • преодоление трудностей в процессе обучения.

Педагоги используют практические, наглядные и технические реабилитационные средства. Для каждого малыша выбирается индивидуальный план, и продумываются занятия в форме игры.

Родительское лечение

Не стоит уповать только на помощь специалистов. Родители должны активно заниматься со своим ребенком. Благоприятные результаты принесут:

  1. Развитие ручной моторики. Центры, отвечающие за развитие ручной моторики и артикуляционной, находятся рядом. Развитие руки как бы подтягивает развитие речи. Очень полезны крохе пазлы, конструктор, мозаика, игры-вкладыши, кубики. Обеспечьте малыша пирамидками, игрушками-шнуровками, мячиками, кольцебросом. Рекомендуется заниматься детям на тренажерах для завязывания шнурков и застегивания пуговиц. Малышу полезное лепить поделки из пластилина, рисовать красками (особенно пальчиковыми), нанизывать на леску бусинки, вышивать элементарные рисунки, выполнять гравюры.
  2. Массаж. Процедура очень полезна при отклонениях в психофизическом развитии. Рекомендуется продолжать ее в младшем в школьном возрасте.
  3. Подвижные игры. Психологи советуют использовать методику логоритмики. Игры должны быть направлены на развитие умения ориентироваться в пространстве. Необходимо подбирать упражнения, позволяющие ловко и ритмично двигаться, периодически изменяя темпы движения. Полезны ребенку игры, в которых движения необходимо сопровождать речью.
  4. Музыкотерапия. Играйте с крохой по принципу: Угадай, что звучало?, Узнай голос, Назови прозвучавший инструмент. Такие игры позволяют развивать внимание, учат сосредотачиваться, слышать ритм, улавливать окраску голосов.
  5. Зрительное внимание. Развитие такого внимания достигается разнообразными играми с разноцветными палочками, кубиками, полосками, геометрическими фигурами. Эффективно применять специальные карточки.

Доктор советует


Эффективные препараты и методы лечения могут оказаться бесполезными, если ребенку не обеспечена благоприятная речевая среда. Обязательно стимулируйте речевое развитие малыша. Действенным дополнением к вышеназванному лечению могут послужить альтернативные методы, такие как дельфинотерапия, иппотерапия (процесс лечения лошадьми).

Не стоит отчаиваться, если вы заметили отставание вашего малыша в речевом развитии. Главное — не медлите. Как можно раньше обращайтесь за помощью к специалистам. Статистика свидетельствует, коррекции речевых расстройств, начатые в раннем возрасте, приводят к тому, что шестилетний малыш совершенно не отличается от сверстников.

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы у детей в возрасте до 4 лет. Дети с этим диагнозом овладевают разговорными навыками также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу отставания ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причины патологии:

  1. Невостребованность. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  3. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  4. Нарушения слуха. Она формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов.

Нормы в возрасте до 3-х лет

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно. Первый год по месяцам:

2 - ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).

3 - появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».

4 - гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».

5 - мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.

6 - совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к интонации.

7 - лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

8 - лепет, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).

9 - вуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»).

Лепет более сложный.

10 - вслушивается в разговоры взрослых, понимает все больше слов, подражает их ритму, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).

11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).

12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Нормы на второго году жизни

Стадия активной речи – автономная. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономности связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономность сменяет подвид - «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Нормы развития на третьем году жизни

Задержка после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на разговорные способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет отставание развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В рассказе еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила разговора, слова («мухолет»).

На что необходимо обращать пристальное внимание?

Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.

Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)

Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).

Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).

Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение

Диагностика происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению языка надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития у малыша ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла эта болезнь.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также заболевание неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие мышления, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка есть это заболевание вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.

На сегодняшний день коньки - это и танцы на льду, и фигурное катание, и игры, например салки с шайбой и хоккей. Чтобы научить ребенка кататься на коньках и превратить его в маленькую «звездочку» на льду. Самый первый этап в этом процессе - это изучение и усвоение простого катания, то есть малыш должен передвигаться на коньках маленькими шажочками и с небольшой скоростью. Какая же цель таковых упражнений? В первую очередь, это всеобщее укрепление состояния организма, а в частности мышц и, конечно же, оживленный отдых на свежем воздухе. Когда ребенок овладеет коньками, спокойно можно отпускать ребенка с одним, двумя, тремя людьми или даже группами, а пока что требуется тщательный присмотр. Можно разрешить поиграть в «паровозика» или какие-нибудь другие игры на льду. Сейчас это ни для кого не будет удивлением и довольно-таки часто можно увидеть, как крохе одевают коньки, как только он встает на ноги. Ведь в возрасте восьми - десяти лет двери многих спортивных школ перед ребенком закрываются. Но, мне кажется, что и в этом вопросе можно обойтись без фанатизма. Выбрать, как говорится, «золотую» середину, чтобы это было не сверх сил ребенка, но и не совсем легко.

Как научить ребенка кататься на коньках - один вопрос, ведь основное, это не опоздать. Так как средним возрастом для начала обучения катания считается четыре-пять лет, когда ребенок уже свободно может стоять на своих ногах и с легкостью усвоит новый вид спорта. Более того, у каждого ребенка разное физическое развитие, у некоторых еще могут быть слабенькие мышцы спины, ног и брюшного пресса, которые непосредственно участвуют при катании на льду, что даже просто выстоять на коньках они не в состоянии. Опираясь на такие особенности детского организма, лучше будет повременить и укрепить все мышцы. Для этого подойдут такие физические упражнения, как выпады (вперед и назад), «гусиный шаг», подскоки, приседания и другие общеразвивающие упражнения.

Перед тем, как научить ребенка ездить по льду вы должны преодолеть с ним страх и неуверенность. В этом вам помогут специальные тренировочные упражнения во дворе на утоптанном замерзшем снегу. Для этого необходимо обуть свои коньки, немного пройтись в них и совершитьразличные приседания и наклоны, и даже попрыгать, пока ребенок не почувствует в себе полную уверенность.Без травм и ссадин обучить не получалось ни у кого, поэтому самым важным моментов в подготовке к катанию является обучение падениям. Нужно выработать в ребенке этот навык и довести его до автоматизма, в противном случае у него возникает много шансов получения травм опасных для здоровья и жизни. Безопаснее всего падать на бок. Но, ни в коем случае не назад, так как можно получить перелом позвоночника или хуже того - сильный удар головы. Хотелось бы обратить ваше внимание, что падения в основном происходят не во время скольжения, а во время остановки, когда выпрямляетесь во весь рост. Учитывая такие сведения, приучите ребенка всегда стоять на полусогнутых ногах, при этом чуть наклонившись вперед, ставя коньки не прямо, а под углом - это придаст большего равновесия и ноги не разъедутся в разные стороны.

В наше время, достаточно актуальным является вопрос, связанный с увольнением женщин, которые имеют детей в возрасте от трех до четырнадцати лет, а также и инвалидов. И если с отпуском все прозрачно и понятно, то по увольнению возникают некоторые вопросы. Увольнение сотрудника может быть произведено при наличии заявления от сотрудника, в котором он указывает точную дату увольнения.

Необходимо учесть, что работодатель предупреждается сотрудником об увольнении заблаговременно. В законодательстве существуют установленные сроки, то есть не менее четырнадцати дней со дня, который следует для подачи заявления. Это необходимо для того, чтобы работодатель произвел полный расчет и нашел на освобождающуюся вакансию нового сотрудника.

Существуют другие альтернативы данному сроку. Он может быть сокращен по соглашению работодателя и сотрудника, а также по желанию сотрудника, который увольняется, если существуют нарушения работодателем Трудового Кодекса или невозможности продолжать работу. В этом случае в заявлении сотрудник обязан указать уважительную для расторжения трудовых отношений причину. То есть увольнение по уходу за малышом может случиться только при наличии таковых причин. К таким причинам относится: переезд жить на какое-либо новое место, уход за ребенком до 14 лет, повторная беременность, уход за болеющим родственником или инвалидом первой группы, по причине поступления в какое-либо учебное заведение, принятие на работу по конкурсу, выход на пенсию и другие причины.

Увольнение по уходу за ребенком до 3 и/или 14 лет

Чаще всего, кто-либо из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Если же Вы хотите уволиться, то необходимо написать правильно заявление о просьбе предоставить Вам отпуск по уходу за ребенком с последующим увольнением. Работодатель не вправе отказать женщине в данном отпуске по уходу за ребенком, сроки о предупреждении соблюдены, значит, в увольнении тоже не имеют права отказать. Пишите заявление, регистрируете у работодателя расчет и трудовую книжку Вам обязаны выдать в последний день перед отпуском.

Если Вы собираетесь уволиться с работы и у есть ребенок до 14 лет, то в качестве причины увольнения вы можете использовать увольнение по уходу за ребенком до 14 лет. В заявлении на увольнение необходимо указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода за дитем в возрасте до четырнадцати лет". Такая формулировка, дает возможность при необходимости обращения в центр занятости влиять на длительность выплаты и размер пособия по безработице. Работодателя необходимо предупредить об увольнении согласно срокам, оговоренным в существующем ТК. Если Вы не предупредили работодателя о предстоящем увольнении, то по существующему ТК работодатель вправе назначить Вам срок отработки в течение 14 дней перед увольнением. По обоюдному соглашению этот срок может быть уменьшен.

Увольнение по уходу за ребенком инвалидом

Иногда заявление на увольнение пишется по причине наличия ребенка инвалида. В данном случае, необходимо в формулировке заявления на увольнение указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода". В заявлении можно не указывать, до какого возраста Вы будете осуществлять уход за ребенком, или указать до достижения ребенком 18 лет. Лучше конечно предоставить медицинскую справку, заверенную по всем правилам. Но для увольнения по данной причине, достаточно наличия у работника такого ребенка, а данные о детях должны находиться в кадровой службе.

Все эти причины увольнения свидетельствуют о невозможности продолжать сотрудником работу. После подачи заявления сотрудником, работодатель обязан осуществить увольнение по уходу за малышом по собственному желанию женщины, в любой срок в пределах двух последующих недель. Многих матерей беспокоит, прерывается ли стаж в данном случае. Для женщин, которые имеют детей возрастом до 14 лет, сохраняется непрерывность стажа. Это утверждено в п.5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по всеобщему государственному социальному страхованию, утверждено Советом министров СССР от 13 апреля 1973 г. №252 с изменениями вплоть до 1 июля 1991г.

Обязательно убедитесь, что Ваша трудовая книжка заполнена по Инструкции. То есть не просто уволена по собственному желанию, а уволена по собственному желанию «в связи с необходимостью осуществления ухода за сыном/дочерью в возрасте до четырнадцати лет, п. 3 ст. 77 ТК РФ». Если Вам отказывают в увольнении по данной причине или заполняют Вашу трудовую книжку не по причине, указанной в Вашем заявлении, требуйте письменный отказ от работодателя и смело ступайте в суд.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют - например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.


В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать - вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально. Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время - именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.



Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» - резкого скачка в развитии речи ребенка

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.



Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками.

Основные подходы в работе над коррекцией ЗРР

Существует три главных направления в лечении задержки речевого развития:

  1. Микротоковая рефлексотерапия. Суть метода заключается в том, что сверхмалые электрические импульсы воздействуют на биологически активные и нейрорефлекторные зоны мозга. После такого воздействия восстанавливается работа ЦНС в тех районах, где наблюдались нарушения. С помощью специального аппарата импульсы оказывают свое действие на отделы мозга, ответственные за речь, ее понимание, воспроизведение и словарный запас. Есть данные, доказывающие эффективность рефлексотерапии микротоками при гидроцефалии. Ее применение разрешается уже с полугодовалого возраста.
  2. Занятия с дефектологом и логопедом. Основная цель, которую преследует дефектолог - развитие памяти, мелкой моторики и мышления у малыша. В отличие от логопедов, начинающих работу с малышами, достигшими 4-5 лет, дефектологи начинают работать уже и с 2-летками. В задачах у логопеда стоит обучение ребенка корректно артикулировать, составлять предложения и тексты. Кроме этого, эффективным средством является специальный массаж и гимнастика - они стимулируют функционирование лицевых и шейных мышц, отвечающих за мимику и способность жевать. За счет этого произношение звуков и звукосочетаний становится для ребенка менее затруднительным.
  3. Терапия с использованием лекарств. Медикаментозные препараты для лечения задержки речевого развития назначаются неврологом или невропатологом. Сначала необходимо определить, с какой именно патологией ЦНС имеет дело ребенок - для этого существуют компьютерная томография и ЭЭГ, после чего составляется схема лечения выявленных отклонений и их последствий. Ноотропные препараты, к которым чаще всего прибегают неврологи - Актовегин, Кортексин, Пирацетам, Энцефабол, Нейромультивит и другие. Стоит понимать, что иногда можно справиться с проблемой задержки речи и без психотропных препаратов.

Вспомогательные методы лечения

Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается комплексному лечению, которое включает такие дополнительные методы, как:

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми.
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями - например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках - для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – сложное заболевание, при котором развитие речи значительно отстает от принятых возрастных норм. Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, к 3-4 годам он должен внятно и связно говорить. ЗРР отмечается в том случае, когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует его возрасту, а речь значительно отстает. Это заболевание эффективно лечат у детей до 7 лет. Как же вовремя его распознать?

Нормы развития детской речи

У каждого ребенка свой темперамент, своя наследственность. На его развитие влияет множество факторов. Приведенные нормы являются относительными: если развитие речи малыша отклоняется на несколько месяцев, переживать не следует. Также нужно учитывать, что мальчики обычно начинают говорить на 5 месяцев позже девочек. На приведенные данные нужно ориентироваться, чтобы выяснить, соответствует ли речь крохи его возрасту.

Малыш должен уметь:

  • к году произносить не менее 10 слов, понятных ему самому и близким людям (при этом ребенок должен знать название простых предметов и известных ему действий);
  • к 2 годам говорить короткими предложениями (из 2-3 слов), его словарный запас увеличивается до 100 слов;
  • в 2,5 года правильно (или почти правильно) произносить около 300 слов, знать и называть свое имя, использовать прилагательные, задавать несложные вопросы;
  • к 3 годам составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • на 4 году жизни строить предложения более чем из 4 слов, правильно произносить почти все звуки, менять интонацию, отвечать на вопросы.

К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов. Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Вовремя начатое лечение ЗРР дает малышу все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной учебы.



Причины проблемы

Все причины задержки речевого развития ребенка специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. Лечение ЗРР, вызванной такими проблемами, всегда проходит сложнее и требует помощи разных специалистов. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.

Физиологические причины ЗРР:

  • нарушение слуха;
  • проблемы со зрением;
  • слабое развитие органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба;
  • поражение головного мозга;
  • травмы или серьезные заболевания в период новорожденности;
  • заболевания, вызванные внутриутробными травмами;
  • проблемы во время беременности матери, употребление ею алкоголя;
  • преждевременные или трудные роды;
  • некоторые врожденные заболевания: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность, аутизм;
  • наследственность.

Социальные факторы:

  • недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать;
  • невнятная речь родителей и окружающих людей;
  • чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
  • частые эмоциональные стрессы;
  • постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
  • общение в семье на нескольких языках.



Почему нужно обращаться к врачу?

Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу. Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка. Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию.

Лечение нарушений в речевом развитии проводит не только логопед. Этот специалист занимается лишь постановкой звуков у детей 4-5 лет. Что же делать, если ребенок более младшего возраста разговаривает с явными нарушениями речи? Откладывать диагностику и лечение нельзя ни в коем случае.

После выяснения причин задержки речевого развития устранением проблемы может заняться специалист. С 3-летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. Детей 4-5 лет внятно и грамотно говорить учат логопеды.



Методы лечения

Родители всегда интересуются – со скольких лет малыша нужно лечить? По мнению врачей, лечение следует начинать, как только появились первые подозрения на патологию. С детьми 3-4 лет уже могут работать все специалисты, занимающиеся развитием речи. Существует несколько методов лечения ЗРР.

Медикаментозный способ заключается в принятии ребенком определенных лекарств. Все препараты назначаются детским невропатологом после тщательного обследования. Такие лекарства активизируют деятельность речевых зон и «подпитывают» нейроны головного мозга. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребенку те или иные препараты, их должен назначать только врач.

Физиотерапия включает в себя магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Эти процедуры позволяют восстанавливать функционирование определенных зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, умственные способности, дикцию. Их можно применять с 2 лет. Противопоказаниями являются эпилепсия, судорожный синдром, психические расстройства.

Лекарственная терапия и физиотерапия обязательно должны сопровождаться работой педагога-корректолога, иначе они окажутся малоэффективными. Специалисты работают с детьми от 3 лет и помогают исправлять дефекты развития, предупреждают возможное возникновение речевого торможения, учат справляться с трудностями в процессе лечения. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечебных занятий в форме игры.



Как помочь врачам?

Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом.

Хорошие результаты приносят следующие упражнения.

  1. . Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
  2. Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
  3. Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
  4. Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками.
  5. Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.



Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:

  • не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
  • вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
  • озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
  • используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
  • читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
  • ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
  • пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
  • развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
  • не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
  • массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
  • если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
  • всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.

Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.