Фгос до: физическое развитие. здоровый образ жизни в детстве– залог здоровья на всю жизнь
В соответствии с задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников
:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.
Планирование
работы по данной образовательной области — это проектирование
физического развития, прогнозирование
динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.
Как мы знаем, конкретизация задач в содержании физического развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тем не менее, задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы .
1) охрана и укрепление здоровья;
2) закаливание;
3) развитие движений.
Группа обучающих задач:
1) формирование представлений о своем организме, здоровье;
2) формирование навыков выполнения основных движений;
3) формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.
Группа воспитательных задач:
1) формирование потребности в физическом совершенствовании;
2) воспитание культурно-гигиенических качеств.
Оздоровительные задачи
решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.
Обучающие и воспитательные задачи
реализуются посредством интеграции
всех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности
– игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в
Ольга Францишкова
Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО
Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , удовлетворение биологической потребности детей в движении , способствующее профилактике психоэмоционального напряжения, психогигиене ребенка и обеспечивающее психологический комфорт и безопасность.
Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста . Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны. Возникла необходимость в применении новых подходов к организации физической деятельности . Исходя из этого, мною было выбрано направление в работе по обучению детей дошкольного возраста элементам техники спортивных игр. Так как эта методика является наиболее благоприятной для совершенствования деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей , воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.
В основу моей работы положены : «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. Разработанная Л. Н. Волошиной программа «Играйте на здоровье» .
В своей работе применяю современные подходы : комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый в режимных моментах, в проектной деятельности и в ежедневной свободной деятельности детей . Помня о основных принципах Стандарта дошкольного образования , о необходимости реализации права каждого ребенка на полноценное физическое развитие , аспекты обучения играм с элементами спорта строила с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных и климатических условий нашего региона . С учетом концепции формирования физической культуры человека в целях социально-нравственного воспитания, включила блок «Теоретическая подготовка» , в котором определила темы и содержание бесед с детьми, давала информацию на доступном для дошкольников уровне , а именно :
– история возникновения игр;
– национальные игры с элементами спорта;
– достижения и успехи России в данной области спорта;
– достижения и успехи местных спортсменов в данной области спорта.
Овладение изучаемым материалом происходило в процессе активной деятельности детей и при столь же активной направляющей работе взрослых. Методические рекомендации, обеспечивая интеллектуальное развитие , направлялись на формирование у детей комплекса знаний о технике, действиях, функциях игроков, способах их выбора в зависимости от игровой ситуации, использование инвентаря, устройство спортивной площадки.
А также использовались различные методы работы по обучению детей элементам спортивных игр.
Наглядные : показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.
Словесные : название упражнения, объяснение, указания, пояснения, распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.
Практические : выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях .
Знакомство со спортивными играми я начинала с подбора доступной для восприятия дошкольниками информации о играх , знакомила с правилами игры и правилами поведения детей во время игр , разучивала элементарные упражнения и действия в играх.
Обучение детей играм с элементами спортивных игр начинала постепенно, переходя от простого к сложному. Затем дети совершенствовали движения в совместной и самостоятельной двигательной деятельности. Тем самым решались задачи социально- коммуникативного развития ребенка по требованиям Стандарта, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Сами игры проводили по упрощённым правилам, элементы спортивных игр подбирались с учетом возраста , физического здоровья , физической подготовленности , и интересов ребенка. Так мальчики больше любят играть в футбол, в городки, выполнять упражнения с мячом.
Знакомя детей с летними видами спорта, мы говорили о бадминтоне. Бадминтон – спортивная игра с воланом и ракетками. Для этой игры не нужны специальные условия , можно играть на любой небольшой площадке. Оказалось, у многих детей бадминтон есть дома , и осталось повысить компетентность родителей с помощью консультаций и научиться играть. Работая с родителями, я решала задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей .
Игра «Городки» в упрощённом виде доступна для детей старшего возраста . Городки - старинная русская игра, развивает глазомер , точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса. Правила игры в городки для дошкольников значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. И здесь дети проявляют своё творчество в придумывании новых фигур.
Любимая у мальчиков игра в футбол. Обучение проводила основным приёмам техники игры : удары по мячу, ведение, приёмы мяча, приёмы игры вратаря.
Одно из увлекательных спортивных упражнений у детей - катание на велосипеде. Способствует развитию ориентировки детей в пространстве , сохранению равновесия, развитию выносливости , ловкости, смелости, уверенности в своих силах, что соответствует содержанию образовательной области по физическому развитию в соответствии с Образовательным Стандартом.
Не менее увлекательна игра – фризби. Фризби - это легкий пластиковый диск. Игры с летающей тарелкой помогают детям развивать координацию , гибкость и ловкость. Летающую тарелку можно запускать не только вдаль, но и в цель, приятно ловить её прямо в руки, перебрасывая диск друг другу.
Хочу отметить, что мы наблюдаем у детей интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Всё это многообразие спортивных игр и упражнений доступно для дошкольников . Обучение детей элементам спортивных игр обеспечивает развитие личности , мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Может быть, наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но занимаясь физической культурой , они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиться успехов в любом деле.
Литература :
1. Волошина Л., Новичкова Л. Играем в баскетбол // Ребенок в детском саду, 2001. № 3.
2. Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5–7 лет // Физическая культура , 2003. № 4.
3. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет . – М.: АРКТИ, 2004.
4. «Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой;
Публикации по теме:
7 февраля 2015 года на базе МБДОУ ДС №8 прошло очередное методическое объединение дошкольных работников г. о. Кохма по теме «Проектный.
первые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 01 сентября 2013 г. федерального закона «Об образовании Российской.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования «В гости к детям и игрушка» Образовательные задачи в соответствии с ФГОС ДО: Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования Примерный конспект проведения игровой ситуации по художественно- эстетическому развитию для детей 2-3 лет жизни С использованием построения.
Библиотека изображений:
Консультация для педагогов
« Модель физического развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Подготовила:Инструктор по Ф.К.
Ермакова М.П.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) ;
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры
Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может, и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т. ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:
Раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,
Старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) .
Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.
Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.
Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателю, и инструктору. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков, что в будущем сфомирует предпосылки к учебной деятельности и обеспечит социальную успешность ребенка.
Список литературы:
1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.
2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/
3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
5. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/ ].
Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
Коммуникативно-личностное развитие;
Познавательно-речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие [ФГОС].
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].
Реализация процесса интеграции, на наш взгляд, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей [Сомкова О. Н.]. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.
В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.
В практику работы детских садов, на наш взгляд, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [Трубайчук Л.В.]. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Образовательная область» Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Список литературы:
1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.
2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/
3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
5. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/ ].
Нравится 0 Плохо 0
2.5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, вырабатывание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость;
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
Овладение подвижными играми с правилами;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Становление ценностей здорового образа жизни;
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Направления образовательной области «Физическое развитие»:
1/ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2/ Физическая культура.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» в программе «От рождения до школы»:
1/ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
2/ Физическая культура
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Принципы образовательной области «Физическое развитие»:
1/ Научно – методические принципы:
- принцип первенства физической (двигательной) активности
- принцип своевременного начала физического воспитания
- принцип целеполагания
- игровой принцип
- принцип интеграции
- психосоматический принцип
- принцип дозированной помощи
- принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении
2/ Дидактические принципы:
- систематичность и последовательность
- развивающее обучение
- доступность
- воспитывающее обучение
- учет индивидуальных и возрастных особенностей
- сознательность и активность ребенка \
- наглядность
3/ Специальные принципы:
- непрерывность
- последовательность наращивания тренирующих воздействий
- цикличность
4/ Гигиенические принципы:
- сбалансированность нагрузок
- рациональность чередования деятельности и отдыха
- возрастная адекватность
- оздоровительная направленность всего образовательного процесса
- осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания
Средства образовательной области «Физическое развитие»:
1. Физические упражнения
Основу системы по физическому развитию детей составляют различные основные двигательные режимы:
- «лежачий» двигательный режим;
- ползательный двигательный режим;
- «сидячий» двигательный режим;
- «стоячий» двигательный режим;
- «ходьбовый» двигательный режим;
- лазательный двигательный режим;
- беговой двигательный режим;
- прыжковый двигательный режим.
- Использование природных факторов
К естественным силам природы, которые можно использовать в физическом воспитании дошкольников, солнце, воздух, вода.
3.Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам для детей в дошкольном образовательном учреждении принято относить:
- мероприятия по личной гигиене;
- мероприятия по гигиене быта;
- мероприятия по гигиене занятия;
- мероприятия по гигиене отдыха (восстановления);
- мероприятия по гигиене сна;
- мероприятия по гигиене питания;
- мероприятия по гигиене трудовой деятельности;
- мероприятия по гигиене психики.
2.5.1. Тематический модуль «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
5-6 лет |
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основыва- ясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. |
6-7 лет |
Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упраж- нения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. |
2.5.2. Тематический модуль «Физическая культура»
5-6 лет |
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям. |
6-7 лет |
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол). |
08 сентября 2014