Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Современные требования к организации педагогического процесса в доу с фгос. Основные принципы дошкольного образования. Основные принципы фгос

Современные требования к организации педагогического процесса в доу с фгос. Основные принципы дошкольного образования. Основные принципы фгос


Особенности организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Построение педагогического процесса осуществляется через интеграцию детских видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Построение педагогического процесса предусматривает использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций, ситуаций общения и прочее.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на неделю становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события, сезонные изменения.

Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей. В младшей группе ежедневно, планируется не более двух образовательных ситуаций. В средней группе ежедневно планируются не более двух образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями с учетом их интеграции. В старшей группе организованная образовательная деятельность проводится в виде образовательных развивающих проблемно-игровых и практических ситуаций в соответствии с образовательными областями и направлениями развития детей.Не более двух образовательных ситуаций ежедневно.

В соответствии с важностью предшкольного периода в образовательном процессе подготовительной группы сочетаются формы организованного обучения (занятия – занимательная деятельность), совместной деятельности и общения воспитателя с детьми вне занятий и свободная, самостоятельная деятельность детей по интересам. При организации образовательной деятельности с детьми подготовительной группы проводятся развивающие проблемно-игровые и практические образовательные ситуации в соответствии с образовательными областями. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковых характер. Ежедневно могут проводиться две, три образовательных ситуации; две в первой половине дня, одна во второй половине дня.

В образовательном процессе дошкольного учреждения возможно планирование одной ситуации, объединяющей в общей теме и едином сюжете несколько образовательных областей, предусматривающей два, три логически завершенных эпизода.

По мере необходимости в режимных моментах и свободной деятельности воспитатель создает дополнительные развивающие ситуации.

Музыкальная деятельность и двигательная деятельность осуществляется в форме занятий, занятие в данном случае трактуется как занимательная деятельность детей, объединенная одной темой.

Объем образовательной нагрузки варьируется с учетом требований санитарно-гигиенических правил. Организованная образовательная деятельность в группах осуществляется в первой половине дня, в подготовительной группе возможна во второй половине дня. Между образовательными ситуациями делается перерыв 8-10 минут. Продолжительность образовательных ситуаций составляет: 2 младшая группа - 15минут, средняя группа – 20 минут, старшая, подготовительная группа – 25 минут.

В течение дня педагоги используют все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывают конкретные организационные ситуации. Они могут быть продолжением развивающей образовательной ситуации и касаться тематической недели.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда в группах, отвечающая современным требованиям и особенностям возраста. Предметно-развивающая среда группы организуется как «зоновая». В группах располагаются уголки уединения.

Взаимодействие в ходе образовательного процесса строится в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Где взрослый принимает позицию равноправного участника дела. Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Партнерская форма взаимодействия в ходе построения образовательного процесса предполагает определенную форму организации пространства деятельности: ситуация «круглого стола», приглашение к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Образовательная деятельность в партнерской форме проявляется особым образом. В самом начале, это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной «Кто хочет…». Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание; предлагает новую идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Образовательный процесс в каждой возрастной группе ежедневно начинается с чтения художественной литературы в утренний отрезок времени после завтрака. Продолжительность чтения составляет примерно 10-20 минут. Чтение книги проходит в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим. Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты в соответствии с темой недели. Используются стихотворные и прозаические произведения, тексты для длительного и кратковременного чтения с учетом тематической недели. Чтение художественной литературы является основанием для создания развивающей образовательной ситуации.

«Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований и перехода на ФГОС»

Дата проведения: 20.06.2014г.

Форма проведения: лекция, круглый стол.

Выступающая: Трошина С.Г

Цель: помочь педагогам освоить ФГОС.

Задачи:

Познакомить педагогов с понятием «ФГОС», «Стандарт». Дать общую характеристику стандартов;

Дать представления о требованиях к структуре, условиям реализации и результатам в ДО;

Дать характеристику портрета выпускника и ДОУ нового поколения.

План:

1. Общая характеристика стандартов.

2. Общие положения ФГОС.

3. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного

Образования.

5. Характеристика портрета выпускника ДО «нового поколения».

Ход семинара:

I. Общая характеристика стандартов

ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дощкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

СТАНДАРТЫ - это основные правила поведения, законные и правомочные требования.

Основные ПРИЗНАКИ стандартизации образования – объединение ОУ, единая форма, единые требования к учебной и методической литературе, образованию и воспитанию, единый стандарт оценки качества образования от дошкольников, 1 класса до ЕГЭ, публичная отчётность ДОУ, школ, мониторинг.

Стандарты определяют многоканальность финансирования: государство, родители, спонсоры, гранты, проекты, субсидии. ФГОС позволяют конструировать образовательные программы, многократно расширяя возможности педагогов. Стандарты в образовании как и Правила дорожного движения – необходимое благо, конечно не лишенное недостатков. Однако и без стандартов никакая социальная система существовать не может.

ФГОС определяют : цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы ДОУ.

I I . Общие положения ФГОС

Основные принципы ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3. уважение личности ребенка;

4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2. возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. сотрудничество Организации с семьёй;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1. повышение социального статуса дошкольного образования;

2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

С 1 января 2014 года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вступает в силу Федеральные государственные образовательные стандарты. Впервые дошкольное образование становится первым уровнем образования.

Активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, новых образовательных результатов. Решать современные проблемы образования возможно при системных изменениях в самой педагогической науке и практике. Создание системы образования стандартов, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий компетенции и достижение новых уровней развития личности дошкольников.

ДО должно быть ориентированно на развитие индивидуального потенциала каждого ребенка, признание его личности как высшей ценности, создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей каждого дошкольника, психологический комфорт, выполняющих творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности.

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий Отделом дошкольного образования ФИРО, г. Москва Т. Доронова выделила позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены Минобрнауки России в приказе № 655:

  • Ориентация на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями;
  • Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
  • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка;
  • Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
  • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и многое другое.
  • Цель программы:

    Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного ответственного, компетентного гражданина России.

    Задачи :

  • ориентация на индивидуальные особенности детей
  • развитие совокупности личностных качеств ребенка во всех образовательных областях
  • формирование познавательных интересов и действий ребенка
  • обогащение детского развития
  • развитие ребенка только в игре
  • отсутствие жесткой регламентации детской деятельности
  • обеспечение перехода на комплексное использование современных информационных и
  • педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и
  • адекватные перемены в системе обучения;
  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, повышение
  • экологической культуры.
  • Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования-повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства. Что важно для семьи? Личностная, социальная и профессиональная успешность ребенка. Для общества важно, чтобы ребенок вырос свободным, но ответственным, понимал и соблюдал социальную справедливость, вел здоровый образ жизни. Что важно для государства? Способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. Это становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования.

    ДО за последние время стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Педагоги переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформированные в ходе модернизации образования: формировать у дошкольников учебную деятельность, развивать умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования. Одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Здоровье детей наряду с умениями, навыками, личностным ростом является одним из показателей качества образования.

    В основе стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Образовательный стандарт приобретает характер конвенциональной нормы.

    Тенденции образования:

    Гуманизация образования: учет интересов, возможностей, индивидуальных особенностей детей; создание оптимальных условий для всестороннего развития личности; формирование базовой структуры личности;

    Стандартизация образования: введение системы основные параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образования, отражающей общественные идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала;

    Демократизация образования: предоставление больших прав и свобод образовательному учреждению и обучающимся в нем с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательному учреждению самостоятельности и автономности;

    Информатизация и компьютеризацию образования: внедрение в образовательный процесс новейших компьютерных технологий обучения;

    Фундаментализация образования: углубление и обеспечение единства методологической, теоретической, технологической и практической подготовки детей

    Технологизация образования: овладения обучающимися технологической культуры современного общества и производства, развития их как субъектов продуктивной деятельности с использованием новейших технологий, формирование у дошкольников технологической грамотности, компетенции этики и эстетики;

    ФГОС акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности ребенка, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность педагогов. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.

    III . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

    Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта*. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного разви-тия, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

  • в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
  • в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка
  • 1. предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

    2.характер взаимодействия со взрослыми;

    3. характер взаимодействия с другими детьми;

    4.система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

    Программа включает три основных раздела : целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

    1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

    Пояснительная записка должна раскрывать:

    Цели и задачи реализации Программы;

    Принципы и подходы к формированию Программы;

    Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

    Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

    а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

    б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

    в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

    а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

    б) способы и направления поддержки детской инициативы;

    в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

    г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

    3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

    I V . Требования к условиям реализации основной образовательной

    Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

    Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

    1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

    2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

    3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;

    4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

    5. обеспечивает открытость дошкольного образования;

    6. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

    Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

    Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

    1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

    2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

    3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

    4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

    5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

    6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

    7. защита детей от всех форм физического и психического насилия*

    8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

    Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

    1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

    2. оптимизации работы с группой детей.

    При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

    Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

    1. обеспечение эмоционального благополучия через:

    Непосредственное общение с каждым ребёнком;

    Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    2. поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

    Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

    Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

    Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

    3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

    Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

    Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

    Развитие умения детей работать в группе сверстников.

    4. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

    Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

    Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

    Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

    Оценку индивидуального развития детей.

    5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 года, регистрационный N 28564).

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    Возможность самовыражения детей.

    Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    2. Трансформируемое пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

    3. Полифункциональность материалов предполагает:

    Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4. Вариативность среды предполагает:

    Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5. Доступность среды предполагает:

    Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    Исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

    V. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

    Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошколь
    Трошина Светлана Георгиевна

    Светлана Доможирова
    Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС

    Если говорить о изменениях, которые произошли в дошкольном образовании с появлением Федерального государственного стандарта, то можно отметить и то, что изменилось соотношение обязательной части образовательной программы и части формируемой участниками образовательного процесса это соотношение сегодня 60% и 40% (а было 80% и 20%) Обязательная часть МАДОУ № 6 представлена программой «Успех» . В части формируемой участниками образовательного процесса наш детский сад использует программы «Мы живём на Урале» и «Азбука безопасности» . Основными компонентами содержания образовательной программы «Мы живём на Урале» являются : ознакомление с природой и культурой родного края, приобщение к народным традициям, формирование знаний о своей национальной принадлежности, использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство). Образовательная программа «Азбука безопасности на дороге» направлена на решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях на улице, в транспорте, воспитание ценностных ориентиров дошкольников о мире социальных безопасных отношений. Все программы строятся на принципах деятельностного подхода.

    Именно в деятельности ребёнок строит свой образ мира , расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных условиях решения практических задач, которые перед ним ставит повседневная жизнь. Деятельность не остаётся неизменной в жизни ребёнка, она развивается от возраста к возрасту, меняется её содержание и форма.

    Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей деятельности. В младенчестве ею является деятельность общения, в раннем возрасте – орудийно – предметная деятельность, а в дошкольном – сюжетно – ролевая игра. Ведущая деятельность - не та, которая занимает больше времени в жизни ребенка, а та, в которой формируются и перестраиваются психические процессы , от которой зависят психологические изменения личности, в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности.

    Нельзя, однако, абсолютизировать роль ведущей деятельности. Развитие ребенка зависит и от других «специфически детских» (А. В. Запорожец) видов деятельности (изобразительная , конструирование, восприятие сказки и др., которые связаны с ведущей деятельностью, взаимодействуют с ней и содержательно ее обогащают.

    Переход от одного вида деятельности к другому связан с изменением и развитием мотивации. Новые мотивы зарождаются в недрах уже сформировавшейся деятельности, а затем порождают ее новый тип.

    Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг дуга : новые знания инициируют игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации. Так в игровой деятельности у ребёнка формируются новые мотивы и потребности : осознание своего ограниченного места в обществе взрослых, понимание того, что ему нужно учиться. В недрах игры рождается учебный мотив. Ярко иллюстрирует деятельностный подход технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. В ней четко разграничены действия педагога и действия и деятельность детей. Именно деятельность детей должна быть продумана педагогом и представлена по максимуму. (Бланк технологической карты) .

    Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс , построенный по технологическим принципам) должны быть высоко эффективными. Поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят о переходе к технологии. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства , сформированы необходимые способы действия . Отечественные исследования по проблеме проектирования педагогических технологий позволяют выявить тенденцию в разработке личностно-деятельностных образовательных технологий , основой которых являются личностно-деятельностный подход, проблемность содержания и рефлексивность поведения. Таким образом , вырисовывается своеобразный модуль : цель – средства - правила их использования - результат. Это ядро любой технологии в образовании .

    Отличие педагогической технологии от методики :

    воспроизводимость,

    жесткий алгоритм действий,

    устойчивость результатов,

    отсутствие многих «если» :

    Педагогами нашего дошкольного учреждения используются различные педагогические технологии на основе деятельностного подхода :

    Метод проектов

    Технология развивающего обучения

    Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей

    Детское экспериментирование

    Игровые педагогические технологии

    Техологии обучения и развития

    Наряду с традиционными используются различные формы организации образовательного процесса :

    Коллекционирование

    Экспериментирование

    Самостоятельное детское исследование

    «Мастерилка»

    Путешествие по «реке времени»

    Театрализованная игра

    Ознакомление детей с пословицами и поговорками

    «Умные сказки»

    «Проведение клубного часа»

    «Рассматривание репродукций художников»

    На слайдах представлены характеристики образовательного процесса в традиционном дошкольном образовании и в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС .

    Итак, сейчас образовательный процесс всем своим содержанием, организацией , характером направлен не столько на вооружение детей знаниями, сколько на их приобретение в процессе различных видов детской деятельности. Основным приоритетом выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком : принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Таким образом , реализация принципов дошкольного образования , определённых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , с использованием оригинальных методик, технологий ориентированных на развитие уникальных способностей ребёнка , способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Спасибо за внимание.

    Публикации по теме:

    Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения.

    Структура образовательного процесса соответствии с ФГОС ДО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 села Коноково муниципального образования.

    ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

    Интерактивные формы работы с кадрами «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС» Цель: систематизация знаний педагогов, развитие их профессиональной компетентности в реализации Федерального государственного образовательного.

    Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования (Консультация для воспитателей) В настоящее время педагогическому.