Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Чему способствует выступления на сцене у детей. Если ребенок боится публичных выступлений

Чему способствует выступления на сцене у детей. Если ребенок боится публичных выступлений

Представьте, что вас попросили выступить с небольшой речью на тему, с которой вы хорошо знакомы. Вы много раз репетировали перед зеркалом и в кругу своей семьи. Выучили свою речь наизусть и полностью готовы к выступлению. И вот наступает важный момент, объявляют ваш выход. Вы стоите на сцене лицом к аудитории. По спине проходит холодок, во рту все пересыхает. Вы чувствуете, как стучат ваши зубы, дрожат колени, лоб покрывается испариной. Вы забываете слова, которые еще несколько минут назад прекрасно помнили. Это полный провал!

Поверьте, нечто подобное случалось с каждым. Даже самые выдающиеся ораторы хотя бы раз в жизни испытывали страх перед публичным выступлением. Если такое случается со взрослыми, неудивительно, что это может произойти и с детьми. Страх перед публичными выступлениями – один из самых распространенных страхов среди детей. И родителям следует понимать о том, что, для того чтобы ребенок научился выступать публично, ему нужно преодолеть этот страх.

Волноваться перед выступлением – нормально

Помните, что залог успешного выступления кроется не в отсутствии страха. Сам по себе страх не преуменьшает способностей вашего ребенка. Даже испытывая страх, можно научиться мастерству публичных выступлений. Кроме того, ребенок может научиться справляться со страхом, чувствуя поддержку родителей и следуя приведенным ниже рекомендациям.

Учитесь выступать перед публикой с раннего возраста

Подобно иностранным языкам, выступать перед публикой следует учиться с раннего возраста. Тренируйте навыки ораторского мастерства дома. В раннем возрасте вы можете помочь ребенку развить навыки бытовой речи. Например, ребенок может рассказать о том, как провел выходные. Со временем научите ребенка общаться с продавцом, почтальоном, отвечать на телефонные звонки. Не стоит ждать, пока ребенок сам захочет выступать перед публикой.

Развивайте коммуникативные и речевые навыки ребенка

Развитие речевых навыков крайне необходимо для того, чтобы научиться выступать перед публикой. Так или иначе, ребенку приходится использовать речь в различных жизненных ситуациях. Начните с того, что позвольте ребенку говорить, когда он этого хочет. Когда ребенок высказывает свои мысли и его не перебивают, он развивает свою речь. Неуверенный в себе ребенок с маленьким словарным запасом вряд ли сможет стать хорошим оратором. Родители должны способствовать развитию речи ребенка и создавать условия для того, чтобы он мог высказываться свободно. Задавайте ребенку вопросы. Позволяйте ему самому свободно их задавать.

Чтобы овладеть ораторским мастерством, важно также развивать культуру речи. Естественно, этим нужно заниматься постоянно. Учите вместе с ребенком правила грамматики, увеличивайте словарный запас, работайте над правильным произношением и интонацией.

Учитесь весело

Известная пословица гласит: «Тяжело в учении, легко в бою». Если ребенок никогда не выступал публично, ему поможет постоянная практика. Не стоит без подготовки выступать сразу перед большой аудиторией. Такая подготовка может проходить в игровой форме, чтобы у ребенка еще до выступления не развилась неприязнь к выступлениям. Например, ребенок может репетировать перед своими друзьями. Для этого нужно, чтобы он хорошо выучил текст. Это поможет преодолеть страх перед аудиторией. Позвольте детям собираться у вас дома и выступать по очереди. Учредите маленький приз для лучшего оратора. Так дети сами охотно будут участвовать в такой деятельности, а ваш ребенок сможет практиковаться в публичных выступлениях и вместе с тем весело проводить время.

Репетируйте перед аудиторией

Детям, которые учатся выступать публично, нужна аудитория. Еще лучше, если она будет состоять из взрослых – так дети смогут легко устанавливать контакт с аудиторией. Поддерживайте выступающих. Воздержитесь от критики. Оценивая детей, укажите, в чем они могут усовершенствовать свое выступление. Слушайте, как зрители отзываются о выступлении вашего ребенка, и продолжайте развивать его навыки публичных выступлений.

И напоследок несколько правил для того, чтобы развивать у ребенка навыки публичных выступлений:

  • Поощряйте стремление ребенка выступать публично.
  • Ставьте цели. Поощряйте ребенка, когда он достигает поставленной цели.
  • Не заставляйте ребенка выступать публично, если он к этому не готов.
  • Записывайте выступления ребенка на видео (или диктофон) и пересматривайте вместе с ним. Это воодушевит его и поможет развивать свои навыки конструктивно.
  • Смотрите выступления других ораторов разных возрастов.

Эти простые, но эффективные советы помогут вашему ребенку освоить навыки ораторского искусства и стать успешнее в повседневной жизни.

Дорогие родители! Ваш ребенок боится выступать при большом количестве посторонних людей? Он боится принимать участие в соревнованиях? Тогда предлагаю обсудить этот вопрос и подумать, как помочь юным талантам и спортсменам преодолеть этот страх и чувствовать себя уверенно на людях.

Страх публичных выступлений

Как же так, дома малыш такой храбрый – бойко декламирует вам стихи, поет, танцует, а в саду или школе на утреннике или любом мероприятии он закрывается, боится и не хочет показывать свои таланты. Что же делать? Почему ребенок боится?
Для начала давайте начнем с себя: а так ли легко на самом деле выступить на публике? Скажу по себе: достаточно сложно, но если нет панического страха, то вполне возможно. Ведь умение выступать на публике – это навык, которым можно овладеть, делая это часто. Но это при условии, когда не страшно. А вот когда есть страх, его нужно научиться преодолевать.

Почему возникает боязнь плохо выступить, проиграть в соревнованиях и так далее? Можно объяснить это тем, что ребенок видит перед собой пример успешных родителей, у которых все получается, они ничего не боятся. И это здорово, конечно, что у него есть такой пример. А вот промежуточный этап того, как родители пришли к успеху, детям часто недоступен. Малыш любит своих маму и папу, гордится ими и изо всех сил старается быть таким же, однако у него не всегда это получается. Часто в таких случаях после двух-трех неудач ребенок начинает ошибочно считать себя недостойным своих родителей и в его душе поселяется я страх.

Вы можете сказать, что никогда не ругаете, а также не наказываете своего ребенка за неудачи и ошибки. И это правильно, но малыш сам себя наказывает. И чем сильнее между вами психо-эмоциональная связь, тем больше корит себя ребенок за поражение или ошибки в случае неудачи. Добавьте к этому его тонкую душевную организацию – и вы поймете, почему он вдруг стал неуверенным в себе и боится выступать публично или же волнуется перед соревнованиями.

Страх совершить ошибку на публике и вообще – это один из видов социального страха, ведь ребенок стремится соответствовать нормам и требования окружающего его социума, дабы не огорчить своих родителей. Как же правильно поступить родителям, как сделать так, чтобы ребенок поскорее избавился от этих ненужных страданий?

Учимся бороться со страхами вместе

Сразу скажу: универсальных советов, подходящих для всех детей, не существует. И даже психологи, работая с детьми, к каждому подбирают свой «ключик», индивидуальный, для того, чтобы можно было работать со страхами. И как быть? Есть несколько общих советов, которые могут помочь ребенку, если это не тяжелый случай. Предлагаю ознакомиться с ними.

Совет 1. Стоп насилие! Заставлять ребенка выступать, принимать участие в любых мероприятиях, если он отказывается категорически нельзя! Ни в коем случае не применяйте шантаж: «Если ты не выступишь, то …» или же «Если ты хорошо выступишь, то я тебе куплю...» В данном случае, особенно если это будет в жизни ребенка впервые лучше дать ребенку возможность понаблюдать за своими друзьями со стороны или принять участие в коллективных мероприятиях, обязательно объясните ему, что в таком страхе и волнении нет ничего страшного и в следующий раз он обязательно справится.

Совет 2. Будьте рядом. Каждый раз, а особенно впервые, присутствуйте на выступлении своего ребенка. Поверьте, он это делает для вас: и выступает, и глазами изо всех сил ищет для того, чтобы ощутить вашу поддержку. Ваше присутствие дает ему ощущение уверенности и безопасности, видя вас, он понимает, что у него обязательно все получится.

Совет 3. Если ваш малыш робкий и стеснительный, то ему можно помочь стать более уверенным, устраивая домашние концерты и представления. Дедушки, бабушки, братья и сестры пусть побудут первыми зрителями, своими аплодисментами и словами поддержки вы поможете ребенку приобрести уверенность в своих силах.

Совет 4. Донесите до своего ребенка, что волнение накануне выступления или ответственного мероприятия – вполне нормальное явление, его испытывают все: и взрослые, и дети. Покажите, как можно избавиться от этого: нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед выходом на сцену или спортивный ринг. Еще может помочь такая методика: пусть ребенок представляет не полный зал неизвестных ему людей перед собой, а вас – маму и папу, для которых он будет петь или танцевать. Если позволяет ситуация – можно и глаза закрыть.

Совет 5. Помогите ребенку правильно настроиться на успех . Слова поддержки, такие как «ты справишься», «ты умница», «я всегда помогу» и в таком же духе помогут ребенку справиться с волнением.

Совет 6. Иногда ребенок может испытывать страх из-за того, что его выступление не понравится зрителю. Очень важно донести до ребенка, что знать текст песни или танцевальные па – это замечательно, но нужно уметь себя подать, расположить аудиторию. А для этого можно использовать улыбку, легкие жесты руками при декламации и так далее. Главное – открыться зрителю и тогда в ответ обязательно услышишь бурные аплодисменты.

Совет 7. Хвалите. Не скупитесь на слова похвалы, но сразу оговорюсь: по делу. Просто так захваливать не стоит. Но и ругать, если что-то пошло не так тоже не нужно.

Страх перед публичными выступлениями, соревнованиями, ответственными контрольными пройдет – это дело времени, опыта и, конечно же, вашей поддержки!

Наше желание уберечь и защитить своего малыша, вполне обосновано и естественно, как для родителя. Мы хотим создать для него такую обстановку, чтобы ему было комфортно, не страшно, уютно. Однако, желая этого, часто совершаем ошибки, если малыш что-то делает не так. Например, плохо прочел стихотворение, забыл движения танца или проиграл на соревнованиях… Мы огорчаемся, словно это наш проигрыш, испытываем отрицательные эмоции, забывая, что ребенок все это чувствует, но понимает по-своему. Проводя разбор полетов после неудачи, вместо слов поддержки ребенок слышит, что родители разочаровались в нем. И дальше, вместо стремления к победе он будет стремиться не совершить очередную ошибку, тем самым еще больше углубляясь в свой страх.

Именно поэтому, дорогие мамы и папы, если ваш ребенок испытывает такой страх – запомните, что ругать и отчитывать за неудачу его нельзя. Слова поддержки, совместный анализ допущенных ошибок, участие в жизни ребенка – вот залог его будущих удач и побед!

  • Прежде всего, нужно, чтобы ребенку был интересен материал, с которым он выступает. Например, предстоит ответ по истории. Чем может помочь родитель? Найти что-то интересное по теме, увлекательно пересказать материал ребенку, обсудить. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда - смотрите, я нарисовал, я нашел, я узнал.
  • Расскажите ребенку, что страх, который он испытывает - это очень полезное чувство, и оно нам необходимо. Поэтому бояться того, что ты боишься - не надо. Если ты совсем не боишься, значит с тобой что-то не так. Страх - одно из базовых чувств, оно помогает нам действовать в экстремальных ситуациях. Не надо бороться со страхом, его надо переключать с себя и уходить в материал, то есть начать рассказывать, погружаться в конкретную работу.
  • Хорошее публичное выступление базируется на трех китах: подготовка, подготовка и подготовка. Нужно очень хорошо готовиться, и тогда ответ/выступление имеет все шансы быть хорошим. Если ребёнок понимает, что сделал работу на 100% хорошо и сделал все зависящее от него, то с таким настроем выступать будет намного легче. Боязнь определенного педагога можно преодолеть, донеся до ребенка мысль: «При готовности на 100%, независимо от лояльности или предвзятости педагога, твои шансы на успех существенно возрастают». Мне могут возразить, рассказав о детях, круглых отличниках, которые до дрожи боятся выступать. Такими детьми нужно сказать: «Да, страх есть, он с тобой, но ты его переживешь, начинай говорить, и он от тебя отступит». Мы зацикливаемся на страхе, потому что только о нем и думаем. А стоит думать об ответе.
  • Робким детям поможет, как при обучении вождению, «наездить определенное количество часов» - выступать и все, не стесняться, поднимать руку, «проходить» через свой страх. В то же время не нужно ребенка заставлять раз за разом тренировать будущее выступление, достаточно прорепетировать один раз, да и то лучше постараться превратить это в игру, заинтересовать материалом. Например, когда мы с сыном, когда учим стихи, не зазубриваем неистово, а сначала разбираем, о чем в стихотворении говорится, какая должна быть интонация, где расставляются акценты. Надо постараться добавлять больше удовольствия в обучение. Школа и так режимное заведение, зачем еще и дома муштра?
  • Обязательно надо обсудить вариант неудачного выступления и сказать, что даже в этом случае ничего страшного не произойдет. Важно рассказать, что неудачи обязательно будут встречаться, они нам даже нужны, потому что они нас обучают и помогают будущим успешным выступлениям.
  • В отдельных случаях поможет записаться в актерскую студию, на курсы риторики для малышей - там ребенка помогут «разговорить» и выработать навык публичных выступлений».
  • В качестве приема можно посоветовать юному спикеру смотреть хотя бы иногда на своих слушателей, на учителя - общаться с аудиторией. Публичное выступление - это, прежде всего, диалог, а не донесение информации.
  • Главное - помнить, что на формирование любого навыка нужно время. Не требуйте от детей немедленного результата, дайте им возможность полюбить ораторское искусство»!

Многие уверены, что ораторское искусство - это удел политиков, телеведущих и актеров. Остальным людям не так важны личные успехи в риторике. Однако публичные выступления появляются в жизни любого человека с раннего детства: то стихотворение на утреннике нужно рассказать, то пересказать текст перед всем классом. Как правило, дети в таких ситуациях волнуются, а это серьезно сказывается на качестве доклада. Чтобы каждое сообщение перед аудиторией проходило в соответствии с ожиданиями рассказчика, важно работать над красноречием и не бояться выступлений.

Профессионалы ораторского искусства

Самые известные владельцы риторического мастерства преследовали разные цели во время своих высказываний, имели разные характеры и политические взгляды, даже жили в разное время, но один факт у всех ораторов имел общую структуру - это умение оказывать влияние на людей своими точными и острыми выражениями. Как у них это получалось? Они имели определенные стили и подходы к аудитории, умело пользовались тонкостями психологии и собственной харизматичностью.

    Ленин: лаконичность и точность

Одним из самых высококлассных ораторов своего времени можно назвать Владимира Ильича. Революционер был не только чудесным оратором, но и первоклассным психологом. Он хорошо чувствовал настроение народа и разговаривал с людьми на понятном и простом языке. Высказывания вождя обретали конкретную и законченную форму. Владимир Ильич активно использовал жестикуляцию во время обращений, а также подключал к своим словам собственную энергетику, которая не могла не увлечь народ.

    Сталин: повторы и длинные предложения

Вторая не менее громкая фигура ораторского искусства - Иосиф Виссарионович. Свои сообщения он строил в другой манере. Конкретность и лаконичность Ленина сменились на пространственные рассуждения и частые повторы слов. Его выступления никого не оставляли равнодушным. Даже сегодня при обсуждении Сталина, как оратора, возникает два мнения. Первое - излишняя тавтологичность лидера, второе - ясность ума и мысли.

    Уинстон Черчилль: преодоление трудностей и приемы

Премьер-министр Великобритании имел проблемы с речевым аппаратом, но это не помешало ему освоить ораторское искусство и развить его не только в политической карьере, но и в литературной. Черчилль также использовал множество подходов к созданию удачного выступления. Он говорил, что самое главное - это тщательная подготовка и внимательность. Кроме того, оратор советовал не пренебрегать эффектным началом выступления, которое смогло бы увлечь слушателей, а по ходу всего доклада использовать юмор и создавать уютную и располагающую обстановку.

    Ларри Кинг: первые неудачи и хороший опыт

Никто из известных дипломатов и непревзойденных ораторов не родился с даром убеждения. Все они учились этому искусству и прилагали немало усилий, искали подходы к публике, тренировались на протяжении нескольких месяцев, чтобы добиться нужного эффекта. У кого-то это получалось быстрее, а кто-то - оттачивал риторические навыки годами. Например, известный теле- и радиоведущий Ларри Кинг много раз признавался, что свой первый эфир на радио чуть не сорвал. Он просто включил микрофон и не смог произнести ни слова от чрезмерного волнения. Сложно представить, что через несколько лет этот человек стал профессионалом в области публичных выступлений и даже написал книгу на эту тему.

Риторика и дети

Если вы задались целью научить ребенка выступать перед аудиторией, обратите внимание на несколько простых, но действенных советов:

    Идеальное владение текстом. Чтобы хорошо зачитать доклад со сцены, нужно подготовиться. Важно прекрасно владеть информацией, о которой пойдет речь в сообщении. Не лишним будет найти примеры и подтверждения своих слов, добавить к основной части повествования несколько интересных фактов. Это привлечет аудиторию и удержит внимание каждого слушателя.

    Репетиции перед зеркалом. Самое эффективное средство для тренировки - взгляд со стороны. Пусть ребенок почувствует себя зрителем и посмотрит на свое выступление с нового ракурса. Так будущий оратор заметит ошибки и недостатки, которые раньше не были очевидными.

    Развитие речи. Для того, чтобы каждый доклад получался интересным и насыщенным, важно иметь неплохой словарный запас, правильно произносить слова, оперировать терминами и четко произносить каждый звук.

    Поиск стиля. Известные политики и телеведущие строят свои публичные выступления по определенным параметрам и особой стилистике. Кто-то допускает юмор, кто-то поражает точностью и категоричностью высказываний. В соответствии с темой сообщения важно выбрать комфортный для автора стиль, который поможет раскрыть нюансы выступления и характер самого рассказчика.

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.