Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Развитие и воспитание детей с полутора лет. Особенности воспитания годовалого ребенка

Развитие и воспитание детей с полутора лет. Особенности воспитания годовалого ребенка

Через это проходят все семьи. Дети растут и развиваются. Первый кризис - подготовка, которую должны пройти родители. Впоследствии, когда они столкнутся с другими возрастными проблемными периодами, с ними будет легче справиться. Обычно выделяют четыре кризисных стадии:

  • первого года жизни;
  • в три года;
  • в семь лет;
  • подростковый.

Родители должны понимать, что первый кризис не имеет чётких временных ограничений, его можно наблюдать в девятимесячном возрасте и даже в полуторагодичном. Процесс сопровождается активной деятельностью, малыш бурно реагирует, если ему что-то запрещают. Таким образом, маленький бунтарь показывает, что он личность, которая требует самостоятельности. Мать должна понимать, что «пуповина», связывающая её с ребёнком порвана, и теперь нужно только направлять дитя и прислушиваться к его мнению.

В первый год дети начинают узнавать окружающий мир. Психология воспитания годовалого ребёнка имеет свои особенности, в этом возрасте многие еще не понимают, что такое опасность. Они всё ломают, и эта разрушительная деятельность буквально выбивает взрослых из привычного уклада жизни. Родители должны осознать, что та жизнь, которая была у них до рождения чада, уже не вернётся. И чем раньше это уяснить для себя, тем легче будет протекать воспитательный процесс.

Психология и воспитание ребёнка от 1 года

Организация пространства

Прежде всего, необходимо превратить дом в безопасную зону, в которой малыш сможет свободно перемещаться. Главная угроза - это острые углы и поверхности, их следует обматывать мягкой тканью, закрывать тумбочки и шкафы. На полу не должны лежать опасные предметы. Чтобы удовлетворить любопытство, можно разрешать открывать те шкафы, в которых нет опасных для него предметов. Это может быть хранилище для детской одежды и игрушек, так с раннего возраста удастся научить уважать личное пространство.

Если малыш что-то разлил, то, скорее всего, и не думал обидеть маму, ему просто интересно, что будет, когда ёмкость перевернётся. Нужно направить детские шалости в полезное русло, объяснив на понятном языке, что будет, если чашка опрокинется. Затем «поиграйте» в уборку. Так, в ненавязчивой форме мама учит малыша отвечать за последствия.

Учите понимать и чтить запреты

Если родители просто твердят малышу «нельзя», для него это будет бесполезная информация. Обязательно объяснить, почему. Если этого не делать - всё повторится, малыш не поймет, чего от него хотят и будет постоянно нарушать правила, ломать вещи, плохо себя вести. Например, нельзя играть со спичками, потому что можешь обжечься, или как в сказке «Кошкин дом» всё загорится.

Не кричите на дитя

Если дети капризничают или бьются в истерике, чтобы их успокоить, придется научиться контролировать свои эмоции. Чем больше кричат родители, тем активнее дитя. Часто детский плач - это всего лишь способ, чтобы взрослые обратили на них внимание.

Исследуйте мир вместе с крохой

Чем больше родители проводят времени со своими детьми, тем меньше сил и желания остаётся на “разрушение” окружающего пространства.

Не забывайте поощрять стремление к самостоятельности

Ребёнку нравится, когда его хвалят. Обязательно говорите, что вы им гордитесь, потому что он взрослый и может многое сам. Даже если у малыша плохо получается, нельзя критиковать его, а только направлять. Например, ребёнок показывает картинку, похвалите его за проделанную работу, и скажите, что в следующий раз он нарисует ещё лучше. Таким образом, родители не только приучают сына или дочку к труду, но и повышают самооценку. Они переводят энергию в полезное русло, а сами могут немного отдохнуть. Если выполнять эти простые правила, то первый детский кризис пройдет безболезненно, а взрослые без труда справятся с ним, попутно развивая и воспитывая полезные качества.

Почему полезно помогать родителям

Домашняя работа необходима не только для развития способностей, но и для приучения к дисциплине. Многие считают, что в первый год ещё рано «нагружать» малыша. Не только можно, но и нужно. К примеру, попросите его принести какую-то вещь, расставить игрушки.


(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Читайте тематические статьи

Самая актуальная, наверное, тема для всех родителей. Для того, чтобы как можно меньше проблем было в будущем, воспитывать нужно начинать с самого раннего детства. Воспитание детей после 1 года жизни безусловно имеет свои важные особенности.

На этом периоде жизни и развития у малышей наблюдается первый кризисный момент. В это время кроха начинает проявлять везде самостоятельность, часто истерит, кричит, старших слушать не хочет, если они его о чем-то просят.

На втором году жизни от родителей требуется постоянный контроль за поведение малышей. Поэтому для того, чтобы действия деток контролировать и направлять в нужное русло, придётся уделять им довольно много времени и внимания.

Воспитание детей после года, на что обратить внимание

  1. Гигиена прежде всего. Нужно научить малыша умываться, одеваться, кушать самостоятельно, приучить к режиму сна.
  2. Воспитываем культуру. Кроху нужно научить с бережностью относиться к игрушкам и вещам, соблюдать режим и порядок. Также малыша нужно научить играть с игрушками и элементарным навыкам труда. Пускай привыкает, например, убирать игрушки на место, после игры или перед сном.
  3. Культура общения. В этом возрасте детки приобретают опыт общения не только с родителями, но, также, с другими взрослыми и со своими сверстниками, например, во время прогулки.

Ребенок после года уже чувствует свою самостоятельность, так как уже научился ходить. Поэтому он будет исследовать весь дом и все интересные для него предметы, которые, кстати, он может брать не только в руки, но и в рот.

Если малышу запрещать ходить в определенные места в доме, или брать какие-то предметы, то, он скорее всего, будет нервничать и злиться. В этот период детки очень любопытны, поэтому все опасные для него предметы, нужно убрать куда-нибудь подальше. Так будет лучше и для него, и для вас.

Прогулка

Гуляя на улице детки очень любят играть в песочнице. Причем они любят возиться в песке руками и даже обсыпаться песком. Дело в том, что таким образом они узнают мир, окружающий их, поэтому не стоит запрещать им играть с песком. Однако, стоит отвлечь внимание малыша от обсыпания песком, так как он может попасть, например, в глаза, что может закончиться не очень приятно.

Вообще старайтесь поменьше все запрещать на прогулке, разумеется в разумных пределах. Конечно, нужно обязательно вмешаться, если ребенок пытается сделать кому-то больно, ударить другого ребенка. Такие действия нужно сразу пресекать.

Но, если малыш просто трогает или обнимает других детей — в этом нет ничего страшного. Прогулка не должна быть на фоне постоянных одергиваний и запретов.


Конечно, разъясните крохе как нужно вести себя на улице и дома, что делать нельзя, а что можно. Но, во время такого разговора важно говорить не в повелительном тоне, а нежным и мягким голосом.

Малышам различную информацию лучше преподносить в виде игры, тогда они будут лучше её воспринимать.

Также важно найти «золотую середину». Нельзя кричать на ребенка, но, в то же время, не стоит после истерики идти на поводу и выполнять все требования крохи. Нельзя действовать жестко, но нужно оставаться требовательным и последовательным в воспитании детей.

Например, если ребенок плачет, не хочет ложиться спать или одеваться, нужно постараться очень спокойно объяснить ему что и как нужно сделать.

Есть один очень важный момент. При общении с детьми, постарайтесь стать с ним одного роста для этого присядьте, или опуститесь на одно колено.

Не нужно наказывать кроху, или кричать на него. В то же время не поддавайтесь на его плачь и истерики. Если он поймет, что это действует на родителей в его пользу, то будет пользоваться этим постоянно, чтобы добиться своего.

Воспитывая детей, не забывайте обращать внимание на себя и на свое поведение. Бывает так, что родители сами что-то не соблюдают, но, требуют этого от ребенка.

Маленькие детки очень подражают своим родителям, вот всем копируя их поведение. Поэтому, покажите сначала малышу личный пример, а уже за тем можно требовать этого и от него.

Воспитание детей в любом возрасте — это очень сложный процесс, и от того, какие качества вы заложите в малыша на самом раннем этапе, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь в обществе.


Ребенок от года до трех Одежда и обувь

Некоторые правила воспитания

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка? Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил, что она опоздала со своим вопросом ровно на полгода.

К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными. Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания. Л. Н. Толстой подчеркивал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние».

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3-4 лет жизни. Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.

Задачи воспитания детей второго и третьего года жизни вытекают из общих задач коммунистического воспитания, т. е. включают физическое, умственное, моральное и эстетическое воспитание детей. Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей, окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья. Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.


С ребенком надо обращаться ровно и спокойно. Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его - появляются слезы, малыш начинает капризничать. Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным. Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания. У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т. д.

Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним. Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения. Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати - вы испытаете определенные трудности. Или ребенок привык есть, сидя за своим столиком, а теперь вы захотели накормить его, посадив к себе на колени, - скорее всего малыш откажется от еды.

Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др. В таком случае изменения воспитательных приемов не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка.

Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании. У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований. Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй, сыночек!», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» - «нельзя». При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному - важно только, кто при этом присутствует, отец или мать? Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность. Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно».

Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи - важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребёнок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.

Ваше требование-закон. Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания - «надо».

Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» - при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него. Непосильным для детей раннего возраста (1-3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо. Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание. Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!» С таким ребенком легко родителям и воспитателям.

Развитие самостоятельности. Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых - он радуется, испытывает удовлетворение от "своих самостоятельных действий. Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит - «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй». Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности.

Можете ли вы быть образцом для подражания? Обычно в 2-3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги. Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное. Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых ребенок учится многому-аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах. Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка.

Речевая установка. Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия. Например, «Мы сейчас пойдем гулять, по сначала надо одеться» - и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки». Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.). Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним.

Наиболее распространенные ошибки в воспитании. К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма. Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Еще одна тонкость. Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи - ведь малыш только научился ее понимать - он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п. Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать. Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки». Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач - ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие. Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело - сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка. Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности. Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т. д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка. Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы. В каждом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания. Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность. Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п.

Ребенок плохо себя ведет. Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие - это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы. Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач? В этом случае выбор метода воспитания будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств.

За что и как нужно наказывать ребенка? Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке», по выражению В. Белинского. Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним. Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку - в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой.

Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы.