Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Логопункт в доу индивидуальная работа. Логопедическая работа в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Логопункт в доу индивидуальная работа. Логопедическая работа в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Самоанализ деятельности учителя-логопеда МКДОУ№90

Паршиной Елены Анатольевны

« Организация коррекционно-развивающей

работы на логопункте ДОУ»

В 1998 году я закончила НГПУ по специализации «Логопедия», в 2000 году в НГПУ получила специальность « учитель-логопед». Имею педагогический стаж 20 лет. Все эти годы я работаю учителем- логопедом в МКДОУ № 90 детский сад «Калинка». Имею первую квалификационную категорию. В своей деятельности опираюсь на следующие нормативные документы:

    Конституцией Российской Федерации;
    Законом РФ от 10.07.1992 №3266 – I “Об образовании”;

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 27 октября 2011г.).

    Конвенцией о правах ребенка;

    Инструктивным письмом Минобразования РФ “Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения” от 14.12.00 г. № 2;

    Инструктивным письмом Минобразования РФ от 18.07.79г. №345-М “Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах”;

    Письмом Минобразования РФ “О Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения от 27.03.00 №27/906-6;

    Положение о логопедическом пункте ДОУ;

    Уставом дошкольного образовательного учреждения;

    Тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования”;

    Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 –10 от 22.07.2010г. №91 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях”.

    Инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

    Настоящей должностной инструкцией;

При планировании своей работы использую следующее программное обеспечение:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей – издание 2009 г.;

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи –издание 2009г.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). – 1978 г.;

Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г.

Отслеживая контингент детей, получавших коррекционную помощь, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей со стертой дизартрией. В 2008 году из общего количества детей с речевыми нарушениями у 62% была стертая дизартрия. К 2011 году процент детей увеличился до 92%. Неврологический статус этих детей характеризуется наличием остаточных явлений ППЦНС, ММД, гипотонического синдрома, СДВГ. Современные школы при поступлении предъявляют к ребенку очень высокие требования. Процесс обучения предполагает, что ребенок может себя контролировать, внимательно слушать разъяснения учителя, выполнять его просьбы и указания. От ребенка требуется умение читать, писать, понимать содержание прочитанного. При этом материал, который предлагается на уроках, очень насыщен информацией; ребенок должен быть готов быстро её воспринимать и перерабатывать. Нарушение нервно-психической функции, задержка темпа психического развития наиболее типична для стертой дизартрии. Речевой дефект сопровождается слабостью процессов запоминания, нарушением зрительно-пространственной ориентировки. К этому добавляется трудность переработки зрительной и слуховой информации. С другой стороны, у детей в большинстве не сформирована произвольность поведения, снижено внимание и регуляция своих действий, отсутствует самоконтроль за своей речью.

Опираясь на все вышесказанное, я поставила перед собой цель:

Создание специальных условий для формирования у детей школьной успешности.

Для реализации этой цели я поставила следующие задачи :

Социализация воспитанников посредством формирование у них полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка;

Создание предметно-развивающей среды;

Использование в коррекционном процессе здоровьесберегающих технологий;

Применение инновационных компьютерных технологий;

Взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Развивающая среда логопедического кабинета представлена следующими зонами:

    Зона активного обучения. Эта зона представлена интерактивной доской, магнитной доской и пространством для взаимодействия с детьми во время организованной деятельности. Так же её элементами являются столы и стулья с регулируемой высотой. В необходимом количестве имеются цветные карандаши, наглядные пособия и игры используемые во время занятий (в зависимости от поставленной цели) .

    Зона индивидуальной коррекции. Широкое, хорошо освещенное зеркало, стулья, регулируемые по высоте и большой выбор дидактических пособий и игр, позволяет полноценно проводить коррекцию звукопроизношения у детей. В наличии индивидуальные шпатели и зонды для постановки звуков. Достаточно имеется дидактического материала для автоматизации звуков, развития дыхания и диагностического обследования.

    Зона формирования графо-моторных навыков. Разнообразные пособия направлены на развитие и подготовку мышц руки к письму. Фасолевый бассейн, трафареты, варианты шершавых алфавитов, наборы для вышивки, игры с прищепками и т.п. являются ярким, занимающим материалом для детей.

    Зона активизации речевой активности и ручной умелости. Красочное панно помогает ребенку на положительном эмоциональном фоне составлять высказывания, придумывать сюжеты и параллельно их обыгрывать, используя весь арсенал пособия.

    Зона релаксации. Мягкое кресло позволяет ребенку расслабиться и успокоиться, восстановить эмоциональный дисбаланс, настроиться на занятие. Так же использую эту зону для проведения расслабляющего массажа.

    Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; научная и методическая литература, материалы по обследованию речи детей; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса; занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры, лото, игрушки).

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Логопед в детском саду», « Дефектология». Библиотека кабинета постоянно пополняется новинками специализированной литературы, а так же по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д». Логопедический кабинет оборудован специальными пособиями, направленными на:

    формирование психологической базы речи («Почтовый ящик», разборные игрушки, доски Сегена, кубики Кооса, игры типа «исключение 4-го лишнего» и др);

    развитие мелкой моторики (бусы, шнуровки, трафареты, мозаика, пирамидки, веревочки, счётные палочки, мячи разного диаметра, пальчиковый, перчаточный театр, принадлежности для вышивания, плетения, картотека игр для развития тонких движений пальцев и кистей рук, материалы для развития графических навыков детей);

    формирование правильного звукопроизношения (игры и пособия на развитие речевого дыхания, альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах, предложениях и рассказах и др.);

    развитие фонематического слуха и восприятия (звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд , счета звуков, определения их последовательности; карточки «Определи место звука»; карточки– символы гласных и согласных звуков; дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Поезд», «Звуковые часы» и др.);

    развитие лексико - грамматического строя речи (наборы предметных картинок для упражнений в словоизменении и словообразовании, в употреблении предлогов, в согласовании, наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; настольно - печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений и др.);

    развитие связной речи: сюжетные картины и серии сюжетных картинок для составления рассказов; настольные игры, требующие объяснительной речи; книжки – малютки с текстами для пересказов и др.

При реализации задачи по формированию полноценной фонетической и лексико - грамматической системы языка, я в своей работе расширяю и углубляю логопедическое воздействие, направленное с одной стороны, на коррекцию звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя, языкового анализа и синтеза, формирование графо-моторных навыков, с другой стороны на формирование активной произвольной деятельности, процессов самоконтроля и самооценки. О.А. Степанова считает, что несформированность школьно-значимых функций и определяет впоследствии проблемы в обучении ребенка. Поэтому считаю необходимым развитие школьно-значимых функций, которые в значительной мере определяют полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Такие функции как развитие зрительного восприятия и памяти, анализа и синтеза; пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза; слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха; сенсорно-двигательной координации наиболее важны, так как являются базовыми для успешного школьного обучения.

Что бы точнее понять механизмы речевого нарушения, определение коррекционной программы для ребенка и прогнозирования динамики ребенка, необходимо провести базовую диагностику. Тщательно изучаю медицинские заключения узких специалистов. Обязательно провожу функциональные пробы на дизартрию, обследование и последующий мониторинг формирования школьно-значимых функций по следующим параметрам: слуховая память, слуховой гнозис, слухо-речевое внимание, зрительный гнозис, оптико-пространственный гнозис, зрительная память. Характеристику, предоставленную воспитателем, сравниваю с показателями своей диагностики. В своей практике в последние годы для определения уровня речевого развития использую речевую карту, предложенную Н.В. Нищевой. Она предоставляет возможность качественно глубоко анализировать результат обследования; задания подобраны в соответствии с речевой нормой; эта карта позволяет отслеживать динамику речевого развития и коррекционной помощи; предлагает большое количество примеров детской речи. Так же использую для обследования альбом О.Б. Иншаковой, материалы С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, О.Е.Грибовой. Обследование проводится по следующим параметрам:

    анамнестические данные;

    особенности артикуляционного аппарата;

    моторная сфера;

    импрессивная речь;

    общее звучание речи;

    звукопроизношение;

    слоговая структура слова;

    фонематический слух;

    лексика;

    грамматический строй;

    словообразование;

    связная речь.

Обследование проводится дробно, в первой половине дня. В процессе обследования стараюсь разнообразить приемы: применяю игры с мячом, действия с предметами, сюрпризные моменты. После окончания обследования составляю индивидуальный график состояния психо-речевого развития на каждого ребенка. Итогом диагностики является составление плана индивидуальной работы, перспективный план подгрупповой работы. На протяжении всего обучения отслеживается динамика речевого развития каждого ребенка; данные так же фиксируются в речевой карте.

Чтобы помочь детям в подготовке к полноценной учебной деятельности необходимо начинать работу уже в дошкольном возрасте и, прежде всего, в старшем дошкольном возрасте. По мнению нейрофизиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Хорошо себя зарекомендовали упражнения на межполушарное взаимодействие или кинезиологическая гимнастика. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Применение этого метода позволяет выявить скрытые способности ребенка . Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Методы и приемы :

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

При планировании и организации деятельности я использую разработки А.Н.Сиротюк. О.А. Степановой. Работа по этим направлениям проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Связующим звеном является тематическая организация материала. Основной принцип организации содержания занятий – системное воздействие на психическую сферу ребенка. Для формирования у детей произвольности организующим моментом является четкая структура деятельности, желательно со зрительной опорой. Для этого я использую маркеры анализаторов, которые позволяют ребенку составить временной план для ребенка, либо вариант пирамидки. Это помогает ребенку контролировать себя во времени.

На каждом логопедическом занятии попадает целая группа В П Ф:

1)слухоречевая и зрительно-предметная память;
2)восприятие разной модальности;
3)пространственные представления и схема тела;
4)мышление.

В связи с этим, структура моего занятия включает в себя задания на все вышеперечисленные направления, будь это занятие по формированию лексико-грамматических средств, формирование звукопроизношения, либо подготовка к обучению грамоте. На начальном этапе коррекционного воздействия в деятельность включаются упражнения и игры на развитие слухо-речевого внимания и памяти. Эти задания начинают занятие, что является организационным моментом и, как следствие, введением ребенка в деятельность. Задания типа « Послушай, сосчитай», «Сколько яблочек упало?» «Кто пришел- мишка или мышка?», « Запомни, кто первый» и т.п. формируют у ребенка умение сосредотачиваться на речи взрослого и активизируют внимание. В процесс подготовки также уделяю большое внимание расширению объема зрительной памяти и внимания детей «Чей силуэт?», «Путаница?», «Узнай что это?», « Сравни картинки», «Найди отличия». Долговременную зрительную и речевую память тренирует прием предъявления в начале деятельности предмета или картинки или слова, связанного с темой деятельности. К концу дети должны вспомнить названное слово, либо выбрать из других предметов или картинок. Постепенно количество объектов увеличивается, приветствуется воспроизведение последовательности ряда. К концу подготовительной группы дети могут удерживать в памяти и воспроизводить ряд до 6-8 элементов.

Для формирования речевого внимания я использую задания на развитие слухо-речевой памяти, дифференциации и запоминанию звучащего ряда. На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети учатся слышать и различать звуки (различные шумы, музыкальные инструменты, хлопки в ладоши, стук по столу, предметы с разным наполнением), запоминать последовательность звуков. Такие игры как: «Какой музыкальный инструмент звучал?» «Найди одинаковые погремушки», «Покажи, что звучало сначала, что потом» формируют у ребенка понятие о звучащем ряде и позволяют перенести в последствие на звуковой ряд. Игры, в которых требуется определить направление звука, принадлежность голоса «Где звенит колокольчик?» «Где звенит погремушка?» « Где пищит цыпленок?» «Кто тебя позвал?», «У кого игрушка?» «Кто сегодня разбойник?», формируют у ребенка умение ориентироваться в окружающем пространстве, различать направление и тембр голоса. Параллельно учимся осваивать предметный ряд, который является прототипом звуко-буквенного анализа. Знакомясь с пространственными предлогами « за, перед» , наречиями « после, впереди, позади в начале, в конце» , ребенок на плоскостном уровне осваивает процесс взаиморасположения предметов. В работе по подготовке к обучению грамоте первостепенной задачей становится научить ребенка ориентироваться в собственном теле. Для детей с нарушением речи бывает очень сложно освоить этот процесс, так как он основывается только на собственном ощущении, не подкрепленным никаким анализатором. Поэтому в своей работе с детьми при дифференциации схемы собственного тела, я подключаю тактильный анализатор. Всю работу по ориентировке в пространстве мы начинаем с определения левой стороны тела по одной причине - возможности прослушать биение сердца. Усвоить схему своего тела ребенку помогают такие игры и упражнения как «Дотронься левой рукой до правого уха», «Возьми левой рукой», «Топни правою ногой» « Собери левой рукой» и т.п. последовательно усложняя задания, я учу детей определению направления в пространстве «Что слева? Что справа? Что спереди? Что сзади?» и т.п. Параллельно ведется работа по усвоению детьми пространственных взаимоотношений и линейной последовательности предметов. Эти упражнения включаются в организационные моменты деятельности и в индивидуальной деятельности. Сначала мы отрабатываем все приемы на собственном теле, затем переходим на плоскость. Полноценное понимание пространственных отношений невозможно без ориентации во времени, позволяющей человеку осознавать длительность происходящего, последовательность событий. Ребенок "путающийся" в элементарных понятиях раньше - позже, быстро – медленно и т.д. испытывает трудности с прогнозированием последовательностей тех или иных своих поступков, с планированием их очередности. Иными словами ориентация в пространстве и времени – есть важнейшее условие не только для успешного обучения в школе, но и для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям. При знакомстве ребенка с буквой важным является уточнение пространственного расположения элементов. Детям предлагаются упражнения в конструировании и реконструировании букв алфавита с помощью счетных палочек. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе печатных букв. Для закрепления графического образа буквы дети знакомятся с ней, используя большинство анализаторов:

    определение буквы на песчаном алфавите

    узнавание букв в усложненных условиях

    выкладывание буквы из счетных палочек, фасоли

    вышивание буквы на перфорированном картоне

    вырезание, обрывание буквы по контуру

    узнавание буквы, написанной пунктиром

    определение буквы с недописанным элементом

    поиск зашумленного изображения буквы

    показ правильно написанной буквы среди зеркально изображенных

    рисование буквы в воздухе двумя руками

    рисование на муке

    рисование буквы на ладошке, отгадывание

    использование пособия « Найди букву»

Большое внимание уделяю формированию у детей процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, так как не достаточная сформированность этих процессов приводит к проявлениям дисграфии в школьном обучении. Определение первого, последнего звука в слове, определение количества звуков, слогов в слове, их последовательность, умение составлять схему слога, слова, предложения - этим навыкам дети успешно обучаются на моих занятиях. Несмотря на большое количество пособий по обучению грамоте, я разработала свой материал по этой теме, для того, что бы дети смогли закреплять полученные навыки в домашних условиях.

Большое внимание уделяю развитию зрительно-моторной координации. Неумение использовать ресурс собственного тела и, как следствие, мышечные зажимы, отсутствие точности в движении распространяется как на весь мышечный комплекс, так и на речевую моторику. Используя игры на координацию движения, совершенствую у детей зрительное и слуховое восприятие, формирую чувство ритма и пространства. Регулярно на занятиях использую упражнения на релаксацию, они помогают восстановить мышечное равновесие у ребенка, успокаивают и позволяют лучше концентрироваться на материале. Так же используем с детьми элементы самомассажа:

    активизирующий массаж кистей рук сосновыми шишками

    активизирующий массаж кистей рук с использованием игольчатых гантелей

    активизирующий массаж ушных раковин

    релаксационный фасолевый массаж

    релаксационный массаж кистей рук

Речевой материал, сопровождающий массаж, всегда сопряжен с лексической темой, что позволяет накапливать пассивный и активизировать словарь, полученный на занятиях. В начале коррекционного процесса многие дети, в силу своего речевого дефекта и психологических особенностей плохо идут на контакт, не проявляют речевую активность, либо совсем отрицают речевую деятельность. Поэтому в своей практике я широко использую игры с мячом. Работа с мячом позволяет ребенку опосредованно включаться в совместную деятельность, побуждает к общению и получению положительных эмоций. В дальнейшем игры с мячом помогают развивать глазо-двигательную координацию, способствуют установлению связи «рука-глаз». Опираясь на знания уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А. Бернштейном, можно целенаправленно регулировать тот или иной уровень движений с помощью упражнений и игр с мячом. За основу я взяла разработки Т.А. Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые предлагают как один из приемов формирования предпосылок для овладения чтением и письмом посредством игры с мячом. В моем арсенале имеются мячи разного размера и фактуры. Я использую следующие игры с мячом:

    направленные на развитие мелкой моторики (захват мяча пальцем, ладонью; удержание пальцем; прокатывание в указанном направлении)

    направленные на развитие ориентировке в пространстве (броски с указанием направления, перекатывания, отстукивания мяча о поверхность)

    направленные на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематических процессов (прокатывание мяча; броски, отстукивание мяча; передача мяча; подбрасывание мяча; подбрасывание одновременно с хлопками)

    направленные на обогащение и расширение словарного запаса (прокатывание мяча; броски, отстукивание мяча; передача мяча; подбрасывание мяча; подбрасывание одновременно с хлопками)

Для развития произвольности очень важны задания, которые выполняются по словесной инструкции. Многоступенчатая инструкция учит ребенка составлять внутренний план действий и реализовать его, используя самоконтроль. Параллельно у детей расширяется объем речевой памяти и слухового внимания. Речевое сопровождение инструкции словами «Внимательно послушай и запомни» помогает ребенку сконцентрироваться на задании. На подгрупповых занятиях дети выполняют многоступенчатые инструкции типа: «Мишку положи в коробку, зайку спрячь под стол, лисичку положи на кресло», «Катя, раздай мальчикам оранжевые шары, а девочкам шишки; себе возьми желтый мяч», « Поднимите правую руку вверх, левой рукой возьмитесь за левое ухо, присядьте два раза» и т.п. На индивидуальных занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики очень часто предлагаю ребенку самостоятельно выполнять упражнения, указывая их название и количество, дублируя свои слова наглядностью, например: «Сделай десять раз «Лошадку», собери пять «Грибочков», пять раз задуй «Мяч в ворота». Этот прием развивает в ребенке самостоятельность, концентрирует внимание и сосредоточение на своих действиях.

Для формирования произвольности и самоконтроля хорошим приемом является использование ритуалов. Осознание того, что в данный момент будет происходить знакомый процесс, помогает ребенку успокоиться и спланировать свои действия. Каждая организованная деятельность начинается определенным ритуалом: я предлагаю выполнить определенное задание, при этом обращая внимание на тот анализатор, который нам надо использовать. « Вам надо внимательно посмотреть глазками и назвать того ребенка, у которого зеленая майка, полосатые носочки, светлые волосы и в кармашке платок», «Сядет тот ребенок, который посчитает количество и прохлопает в ладоши столько раз, сколько носов в нашем кабинете». Это организовывает детей, позволяет концентрировать внимание, активизировать мышление и лучше выполнить задание. В конце занятия дети с удовольствием ждут момента, когда мы совместно проговариваем успехи каждого. Я хвалю детей и предлагаю им построится для возвращения в группу в том порядке, в котором я их хвалила. Этот прием я использую, во-первых- для поднятия самооценки ребенка, для осуществления самоконтроля и для развития умения объективно оценивать свою и чужую деятельность; во-вторых- для развития слуховой памяти и умения ориентироваться в пространстве. Я хвалю каждого ребенка, говорю: «Я хвалю тебя, ты молодец! Ты старался сегодня!» а кто отвлекался - тоже получает свою «порцию», но в самом конце. Но авансом для этого ребенка служит то, что хоть он и в конце строя, но должен проследить, что бы все дети дошли до своей группы и никто не потерялся. При знакомстве с новым материалом стараюсь избегать предъявления. Предлагаю детям найти в окружении предмет, о котором будет идти речь или услышать в потоке слов или догадаться о теме занятия с помощью загадки или наводящих вопросов. Все эти приемы помогают поддерживать высокий уровень концентрации внимания и активизации мышления в деятельности. Для успеха в коррекционной работе немаловажным аспектом является мотивация ребенка на деятельность. Считаю, что очень важно ребенку давать аванс на успех, оглашать его достоинства, поддерживать его индивидуальность, высоко оценивать успех.

На каждом занятии обязательно включаются упражнения на развитие дыхания, т.к. умение произвольно контролировать дыхание, управлять своим организмом помогает развивать контроль и над поведением. Для этого в своей практике я использую инновационную технологию биологической обратной связи «БОС-Здоровье». Электронное пособие дает возможность наглядно подстраивать ребенку свое дыхание под определенный ритм. Благодаря этой методике у детей формируется диафрагмально-релаксационное дыхание, которое позволяет в дальнейшем сформировать речевое дыхание. Использование этого метода положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, рекомендовано авторами для применения в обучении детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Неизменным является то, что для успешного обучения в школе наибольшее значение имеет сформированность наглядно-образного мышления. На своих занятиях я большое внимание уделяю формированию образов-представлений. Применяя прием «подружились»- «поссорились», активизирую называние частей предмета. Он проводится с опорой на разрезные картинки. С самого начала начинается работа по формированию обобщающих понятий. Игры «Четвертый лишний», «Дружат - не дружат» проводятся на занятиях, добавляются в рекомендации родителям. Формирование операций сравнения и обобщения, активизация словаря существительных, глаголов, прилагательных проходит при сравнении двух объектов. Для формирования мыслительных процессов широко применяются игры и упражнения:

    «Так бывает или нет?»

    Задания на установление причинно-следственных связей

    Задание на исключении лишнего «Назови предмет, который не….»

    Задания на пространственно-временные отношения

    Игры с загадками

На протяжении всего времени работы с детьми я пытаюсь находить средства, которые помогли бы повысить эффективность логопедической работы. Результативность коррекционной работы напрямую зависит от личностного включения ребенка в педагогический процесс и осознанности выполняемых им действий. На помощь приходят инновационные компьютерные технологии. Я начала осваивать этот интересный мир, создавая с помощью программы Power Point яркие пособия, увлекательные дидактические игры. Большим подспорьем в последний год стало появление в моем кабинете интерактивной доски QOMO HITE VISION . С ее помощью появилась возможность еще более разнообразить и сделать более эффективным коррекционный процесс. Использование в деятельности интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность детей, повышает интерес к логопедическим занятиям, участвовать в освоении новых знаний, что эффективно сказывается на результатах деятельности. В настоящее время я разрабатываю обучающие презентации к каждому занятию, игровые задания по теме занятия. Очень удобно проецировать на экран нужные картинки, фотографии, иллюстрации. Иногда используем с детьми для пальчиковых игр проектор доски как теневой экран. Для занятий по обучению грамоте подготавливаю слайды для ознакомления с буквой, чтения слогов и слов. Дети самостоятельно могут работать на доске, как с помощью интерактивного маркера, так и с помощью пальчика. Они знакомы с панелью инструментов на доске и самостоятельно могут выбирать нужные им позиции. Детям предлагаются следующие задания:

    Обозначение звука символом

    Составление схемы слога, слова, предложения

    Написание буквы

    Выделение предмета в зависимости от условия задания

    Штриховка, обведение предмета

    Рисование буквы по точкам

    Конструирование буквы

    Выделение нужного элемента в сопровождении с речью

Занятия проводятся с учетом требований СанПиН и инструкции по работе с компьютером:

    не более одного раза в день и не более трех раз в неделю

    непрерывная продолжительность работы составляет не более 10 минут для детей 5 лет, и не более 15 минут для детей 6-7 лет

    для релаксации глазной мышцы в конце занятия провожу гимнастику для глаз

Всегда хотела иметь многофункциональное пособие, которое помогало бы закреплять различные навыки. Мною было изготовлено пособие «Звуковые истории», которое помогает детям закреплять изолированный звук, развивать фонематический слух, формировать речевой выдох, закреплять в речи употребление предлогов и …глаголов, закреплять навык образования относительных и притяжательных прилагательных, практическое употребление существительных в В.П. и Р.П и т.п. Для профилактики появления у детей ошибок на письме я разработала пособие « Познакомимся, буква!», с помощью которого в домашних условиях дети могли закреплять полученные на занятиях навыки звукового анализа, письма, чтения слов и слогов. Широко использую ИКТ в своей профессиональной подготовке. Интернет-ресурс позволяет более точно подбирать иллюстративный материал, использовать в коррекционном процессе готовые игры и упражнения, расширять и обновлять свой багаж знания, делится профессиональным опытом между коллегами посредством интернет-сайтов. Большое количество важной информации я нахожу на таких сайтах как «Логопед.ру», «Болтушка», «Веселые уроки», «Логомаг», «Логопортал» и др. Как стратегия повышения своего профессионального мастерства, я планирую начать посещение вебинаров, размещении своих методических разработок на профессиональных сайтах, создание персонального сайта. Использование ИКТ помогает в подготовке и проведении открытых занятий, досуговых мероприятий. Компьютерные технологии позволяют сделать эти мероприятия более насыщенными, красочными и занимательными. Проведение семинаров внутри учреждения, мастер-классов, консультаций для родителей и воспитателей позволяет сопроводить речевой материал хорошей наглядностью и более точно и подробно разобраться в информации.

Контингент детей с речевой патологией составляют в массе своей дети с остаточным поражением ЦНС, что и является причиной стойкого речевого дефекта в сочетании с отклонениями в психологической деятельности. Как основная задача коррекционного процесса - максимальное коррекционное воздействие на речевую и психическую сферу ребенка. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к её преодолению. В системе комплексного подхода происходит интеграция между специалистами ДОУ. Стойкость результатов достигается лишь при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ с сетью интегративных связей.

Интеграция специалистов ДОУ в коррекционном процессе

-Развитие музыкального и речевого слуха

Формирование правильного фразового дыхания

Развитие умения воспроизводить несложный ритмический рисунок

-Развитие координации движений

Формирование оптико-пространственных представлений
-Развитие артикуляционной моторики

Укрепление общего физического здоровья дошкольников

Проведение ЛФК

Развитием мелкой и общей моторики

Формирование правильного дыхания

Проведение коррекционной гимнастики по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат,

координации движений

Формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса.
- Учет лексической темы при проведении занятий в течение всей недели

Систематический контроль за произношением правильно поставленных звуков у детей

Создание среды психологической поддержки для детей с речевыми нарушениями

Развитие ВПФ

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Снятие тревожности у детей

Активизация отработанной лексики

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Проведение лечебно-профилактических мероприятий: массаж, вакцинация, физиопроцедуры

В начале учебного года специалисты нашего ДОУ составляют план совместных мероприятий (см.приложение).

Необходимым звеном своей работы я считаю консультативную помощь педагогам ДОУ. В межаттестационный период мною были проведены семинары для воспитателей по темам: « Пространственное ориентирование» «Рекомендации по коррекции речевого развития младшего и среднего возраста», «Работа воспитателя по нормализации речевого дыхания» и подготовлены методические пособия по этим темам. Логопедическая работа может оказаться малопродуктивной без их помощи, так как они имеют возможность прослеживать речь ребенка, помогать ему в закреплении навыков полученных на занятиях. Для воспитателей формируется специальный лист, в котором указаны разделы индивидуальной помощи детям, которые занимаются с логопедом. Это звукопроизношение, лексико-грамматические игры и упражнения, формирование графо-моторных навыков. Опираясь на данную таблицу, воспитатель может выстраивать свою деятельность с учетом речевых проблем каждого ребенка. Зная, что у ребенка звук находится на этапе автоматизации, воспитатель выбирает для ребенка задания, которые максимально будут наполнены этим звуком. Воспитатель помогает в закреплении навыка полученного у логопеда на занятиях. Речевые игры на словообразование, словоизменение, дидактические игры, различные лото используются в совместно-организованной деятельности во вторую половину дня.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком является установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. Первое знакомство с родителями происходит при подготовке документации к ПМПК. В начале учебного года провожу первое организационное собрание со всеми родителями, подготавливаю их к серьезной и кропотливой работе, объясняю, что самый большой авторитет для ребенка-это его семья, его родные. Настраиваю родителей на то, что их помощь просто необходима. Стараюсь находить правильные подходы к семье. Последнее время ввела практику вручать благодарности тем мамам, которые очень ответственно относятся к нашей совместной работе. В последние годы число заинтересованных в речевом успехе родителей возросло. Некоторые мамы хорошо информированы в вопросах нарушений речи и это очень приятно. На первом собрании разъясняю порядок и задачи, которые будут решаться в процессе обучения. Далее я провожу индивидуальные беседы с родителями, где подробно выясняю речевое развитие ребенка, его психологические особенности, определяем возможную причину речевого расстройства.

В течении года провожу групповые и индивидуальные консультации для родителей. Наиболее важными являются темы:

- “Правила выполнения артикуляционной гимнастики”;

-«Самомассаж и упражнения на дыхание»

- “Развиваем пальчики- готовим руку к письму” ;

- “Как правильно выполнять рекомендации на дом ” ;

- “Развитие внимания и мышления” ;

- “Речевые игры дома”;

- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;

- “Как научить ребёнка читать” ;

- “Как учить звукобуквенному анализу” .

В целях профилактики речевых нарушений выступаю на родительских собраниях младших групп, где обговариваю возрастные нормы развития речи, возможные способы развития речи в младшем возрасте. Возле логопедического кабинета размещен информационный стенд для родителей, где они могут отследить динамику своего ребенка, почерпнуть много важной и полезной информации. Практикую совместные с детьми тренинги для родителей, которые проходят в игровой форме. Участвуя в совместном коррекционном процессе, родители постепенно становятся более активными, ответственно относятся к заданиям логопеда.

Немаловажен в моей профессии педагога и обмен личным опытом, участие в общественной жизни. В 2009 году я принимала участие в II Международной встрече Колорадо-Сибирь по проблемам подготовки учителей, посвященной актуальной теме преемственности между начальным и дошкольным звеном образования. В 2010 году посетила авторский семинар Нищевой Н.В., посвященный дифференциальной диагностике речевых нарушений и организации работы в логопедической группе. В 2011 году принимала участие в районном профессиональном конкурсе «Педагог года», на котором заняла 2 место. Регулярно посещаю городские семинары и методические объединения актуальной тематики. Для учащихся педагогического колледжа имени Макаренко, проходящих педагогическую практику в нашем ДОУ, провожу открытые занятия и консультации на тему: «Формы организации и проведения коррекционного процесса в ДОУ».

Результатами своей профессиональной деятельности считаю:

    достаточно высокий уровень готовности к школе выпускников;

    сформированность фонетической стороны речи;

    сформированность лексико-грамматических категорий;

    сформированность процессов звуко-буквенного анализа и синтеза;

    стабильно высокие показатели выпуска детей с нормой речевого развития по окончанию коррекционного обучения.

С большим волнением смотрю в будущее своей профессии. Неуклонный рост детей с проблемами в речевом развитии обязывает искать наиболее эффективные методы и способы коррекционного воздействия. Моя стратегия на ближайшие годы - наиболее глубокое изучение и внедрение в педагогический процесс элементов нейропсихологической коррекции.

Главное в профессии педагога- это любовь к детям. « Мы с тобой наравне»- мое первое внушение детям при знакомстве. Я уважаю их и учу уважать друг друга, что бы они знали и ценили все доброе и светлое, что будет в их дальнейшей жизни.

– детский сад № 000

Старший воспитатель ГОУ Центр развития ребенка – детский сад № 000

Заведующая ГОУ Центр развития ребенка – детский сад № 000

Логопедическая работа в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Наш детский сад с является городской экспериментальной площадкой по теме «Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство». Научным руководителем эксперимента является доктор психологических наук, профессор специальной педагогики и специальной психологии.

Часто родители задают вопрос: «Что такое логопедический пункт?». В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты, такой логопункт есть и в нашем детском саду. Должность учителя-логопеда вводится в штатное расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста, на основании решения коллегии Московского комитета образования от 01.01.2001 г. № 6/2. Работа учителя - логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. График работы и расписание занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список детей на оказание логопедической помощи детям составляется в мае, утверждается заведующей детским садом, заведующей детской городской поликлиникой и логопедом.

Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 4лет 6 месяцев до 7 лет. В начале учебного года работа учителя - логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 3-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. Список детей утверждается психолого - медико-педагогической комиссией.

В первую очередь в список включаются дети шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети пятилетнего возраста.

Работа учителя-логопеда общеобразовательного учреждения по своей структуре и функциональным обязанностям отличается от работы учителя-логопеда логопедического детского сада. Так, логопедические занятия не входят в расписание занятий группы, а идут параллельно педагогическому процессу. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (2.4.1.2660-10).

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия, а также малыми подгруппами (2 ребенка).

Логопедическая работа на логопункте имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям со сложными нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах), так как дети с речевыми нарушениями получают логопедическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического детского сада. Поэтому родителям детей со сложными нарушениями (общее недоразвитие речи, фонетико – фонема тическое нарушения речи, дизартрические расстройства) учитель - логопед даёт рекомендации о переводе ребёнка в учреждение, в котором функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения. Поступая в школу, эти дети составляют группу риска, которая определяет их дальнейшую ступень обучения, социальной адаптации и изменения личности на пути развития « ребёнок – подросток – взрослый». Осознание ребёнком своих особенностей может стать результатом его неуверенности, мешать учиться, в полной мере раскрыть собственные способности и интеллектуальные возможности.

Основными задачами, которые решает учитель-логопед в своей работе на логопункте, являются:

v формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

v коррекция нарушений звукопроизношения;

v своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

v привитие детям навыков коммуникативного общения;

v просветительская и консультативная работа педагогов государственного образовательного учреждения по формированию речевого развития детей.

В настоящее время нет коррекционной программы для логопунктов, поэтому опорой в работе являются классические методики (,) и владение современными технологиями (,). Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций.

Для полноценного развития ребёнка, его речевой компетентности нужна последовательная система в работе всех специалистов педагогического процесса и родителей. В этой связи одной из главных задач дошкольного логопункта становится организация взаимодействия с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Для улучшения речевой ситуации в группах, я использую в работе с воспитателями такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказываю практическую помощь в планировании работы по развитию речи детей, составляю наглядные материалы, памятки, советы по подбору речевого материала для праздников. Например, ребёнку подбирается стихотворение с наименьшим использованием неправильно произносимых звуков, и звуков, находящихся на этапе автоматизации.

Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Таким образом, воспитатели получают рекомендации от двух специалистов, имеющих одну цель.

Как родители, так и воспитатели групп раннего возраста в нашем детском саду не остаются без внимания и получают практическую и теоретическую помощь по предупреждению речевых нарушений у детей. Советы и рекомендации учителя-логопеда я оформляю в виде буклетов , памяток, где размещаю подбор комплексов упражнений и игр, способствующих своевременному речевому развитию.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. Они принимают участие в коррекционно – педагогическом процессе, выполняя советы и рекомендации учителя - логопеда, понимая их значимость. В нашем детском саду работа с родителями проводится в разных формах: индивидуальные беседы, анкетирование, консультирование, родительские собрания, оформление информационных логопедических уголков, выпуск буклетов с рекомендациями, памятками и информационными «Страничками логопеда», выступления на родительских собраниях, практические совместные занятия детей и родителей.

Например, как для родителей, так и для педагогов я в своей работе использую памятки, которые помогают воспитателям в работе и информируют родителей о закономерностях развития речи детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

« Ребёнок учится родному языку подражая,

слушая, наблюдая и трогая руками»

v Помните, речь взрослого является образцом для ребёнка.

Многие слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить. При разговоре с малышом следите за правильностью своей речи, говорите с ним не торопясь, чётко произносите все звуки и слова спокойным,

приветливым тоном.

В общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукопроизношения, сюсюкать. В результате неправильной речи взрослого малыш будет пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

v Не заставляйте ребёнка произносить сложный для него речевой материал. Это может привести к заиканию.

Не нагружайте своего малыша сложными и не понятными для него словами, не заучивайте сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, не учите правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности аппарата ему ещё не доступны.

v Помните, что ваш ребёнок единственный и неповторимый, любите его таким, каков он есть. Не относитесь к его проблемам свысока.

Не следует передразнивать ребёнка, смеяться над тем как он говорит. От такой реакции взрослого ребёнок замкнётся. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил слово за взрослым.

Во время высказывания не перебивайте ребёнка, надо дать ему возможность высказать свои мысли, а затем, запомнив неточности в его речи, указать на ошибки (дать правильный образец) тактично, в доброжелательном тоне.

v Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребёнком, будьте внимательны к нему. Не отталкивайте его своим резким ответом или молчанием, иначе он замкнётся и больше ни о чём не спросит. Детские вопросы подсказывают Вам, что ребёнок открыт для общения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придётся отвечать на один и тот же вопрос неоднократно. Будьте терпеливы, объясняя одно и то же, настойчиво двигаясь к намеченной цели. Помогите ребёнку так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.

Если не можете ответить сейчас, пообещайте, что сделаете это в другой раз.

v Покажите ребёнку «Мир вокруг».

Разговаривайте с вашим малышом, когда находитесь рядом с ним обо всём, что его окружает. Общаясь с ребёнком, Вы вносите ясность в его впечатления, уточняете значения слов.

Ребёнок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда Вы слушаете его, общаетесь с ним, разговариваете.

Регулярно читайте малышу книги, рассматривайте картинки. Наполняйте его жизнь новыми впечатлениями! И он своим развитием будет только радовать Вас.

v Играйте с вашим ребёнком, в игре развивается речь.

Предоставьте ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и чувствовать различные элементы окружающего мира.

Список используемой литературы:

1.Положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (пояснительная записка). Утверждено на заседании дефектологов г. Москвы на основании решения Московского комитета образования от 01.01.2001 г.

2.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении положения о психолого - медико-педагогической комиссии» от 01.01.2001 г. № 95.

Формирование правильной и чистой речи одна из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь таким детям в условиях детского сада общеразвивающего вида. Занятия с детьми, имеющими нарушения речи, проводятся на логопункте ДОУ.

Дошкольный логопедический пункт - наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи.

Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям 5 — 7 лет.

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

  • обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  • изучение речевого развития детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  • систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальным перспективным планом;
  • формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;
  • координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Для того чтобы подробнее описать специфику работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта, целесообразно сравнить данную форму организации коррекционной помощи с работой в логогруппе (специализированной логопедической группе, для детей с речевым заключением):

1) в логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек ;

2) в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, дизартрия, дислалия и др.) ;

3) для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.;

4) логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны от 6-ти месяцев до 1,5 лет;

5) логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи!

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;
  • ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - не резко выраженное общее недоразвитие речи.

Зачисление детей на логопедический пункт происходит на основании результатов диагностики устной речи (звукопроизношения) в начале учебного года (до 15 сентября).

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуальные и подгрупповые занятия - 2 раза в неделю.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 15 минут. Подгрупповые до 20 минут.

Пожелания учителя-логопеда родителям

Подводя итог, необходимо отметить, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся упражнениям и играм, заданиям которые рекомендует логопед. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.

Логопедические задания - это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием. Большое внимание уделяется автоматизации и дифференциации, поставленных логопедом на занятиях звуков.

Учитель-логопед

Глудэ Альбина Рафаэльевна