Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Чтение укрепляет нейронные связи

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Чтение укрепляет нейронные связи

Мышление – это форма познавательной деятельности человека. Оно напрямую связано с восприятием предметов. После рождения у детей эта функция еще не развита, есть только условные и безусловные рефлексы.

По мере роста и развития совершенствуется нервная система, в том числе и мышление. В дошкольном возрасте происходит перестройка, и мышление становится другим. С трехлетнего возраста дети очень часто используют неправильный ход действий для решения той или иной ситуации.

Они не оценивают возможные варианты, а сразу приступают к решению задания. Нередко это приводит к отрицательному результату. Если в возрасте до 1,5 лет у малыша преобладает наглядно–действенное мышление, то в период с 3 до 4 лет наибольшее значение имеет наглядно–образная мыслительная деятельность.

Отличие последней в том, что малыши могут создавать образы в своем подсознании и решать задачи при помощи их. То есть ребенок может не ощущать предмет, но иметь о нем представление в голове.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

С 4 лет мышление претерпевает некоторые изменения. Перед решением какой–либо важной задачи ребенок первым делом просчитывает возможные варианты. Например, в том случае, если имеется несколько правильных вариантов, то при последующей попытке малыш может найти новое решение, не прибегая при этом к внешним взаимодействиям с предметом.

Все эти особенности способствуют получению общих знаний, которые впоследствии помогут малышу в его образовательной деятельности и личной жизни. С 5 летнего возраста у детей начинает функционировать абстрактно–логическое мышление. Говорить о том, что они могут в полной мере им пользоваться, нельзя.

Сейчас имеются лишь предвестники подобного типа мыслительной деятельности. Они заключаются в манипуляции не образами, а специальными понятиями, которые представлены в виде слов. В данный отрезок времени дети могут использовать для представления предмета слова.

Нужно отметить, что основными формами мышления являются суждение, представление и умозаключение. У детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) в основном развито представление. С возрастом оно заменится на умозаключение, которое характерно для взрослых людей.

Таким образом, знание особенностей развития детей играет большую роль в правильной организации воспитательного процесса и формировании малыша как личности.

Основа успешного обучения – развитое мышление, и с этим никто не поспорит. Прежде чем учить малыша делать умозаключения, научите его анализировать, то есть выделять часть из общего. Для умения анализировать подойдут следующие упражнения:

«Из чего состоит»
Попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево – ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т.д. Такие упражнения даются сложно, если ребёнок ещё не умеет правильно рассматривать предметы (рассматривая картинки или предметы обращайте внимание на мелкие детали, называйте как можно больше частей, сравнивайте их формы и т.д.) Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт. В течение года научите ребёнка играть в такую игру опираясь на представления о предмете, по памяти.

«Где это можно увидеть?»
Когда ребёнок легко справляется с предыдущей игрой, спросите его, где можно увидеть, например, окно, кран, ножницы, ручку, стол, слона, колесо и т.д. Отличное упражнение будет полезно и взрослым, играйте всей семьёй.

«Что хорошо, что плохо»
Игра состоит в том, чтобы рассматривая предмет выяснить, что в нём хорошего, а что плохого. Например: карандаш. Хорошо, что карандаш длинный, плохо, что хрупкий. В дальнейшем можно анализировать отдельные качества предмета: длинный карандаш. Хорошо – может служить указкой, плохо – не помещается в коробку с карандашами. Можно рассматривать поступки и действия взрослых, героев сказок. К концу дошкольного детства ребёнок на основе такой игры сможет делать умозаключения типа: Конфеты вкусные, но от них портятся зубы.

«Гости»
В эту игру интересно играть всей семьёй. Используйте развивающие карточки или подберите свои картинки. У каждого игрока одна или несколько карточек. У ведущего – одна. Взрослый приглашает к себе гостей. Но в дом может зайти лишь тот, у кого изображение на карточке имеет общий признак с карточкой ведущего: у ведущего ЕЛЬ, у гостя ЁЖИК. Он может пройти, так как и у ёлки, и у ёжика есть иголки.
Аналитическое мышление развивается и в играх типа «Продолжи закономерность» и «Логические таблицы».
Синтез, процесс обратный анализу развивается в ходе игр, типа «Разрезные картинки», «Путиницы», «Небылицы».
В возрасте 4-5 лет достаточное внимание надо уделять развитию умений обобщать и классифицировать предметы – объединять в группы с опорой на какой-либо признак. Для этого подойдут игры:

«Что кому»
Спросите ребёнка, что нужно повару - колпак, половник, нож, овощи и т.д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки (но если вы никогда не рассматривали картинки. не беседовали. не наблюдали за поваром, то с таким упражнением будет сложно справиться). Говорите о том, что нужно врачу, пчеле, художнику, маленькому ребёнку. папе, бабушке и т.д.

«Разложи на группы»
Перед ребёнком разложите разные картинки и предложите разделить на группы. например. в одну группу попадут овощи, в другую животные, или в группе соберутся все красные, или все круглые предметы. Старайтесь создавать группы по разным, второстепенным признакам.

«Четвёртый лишний»
Давно знакомая игра вам и вашему ребёнку. Подберите картинки или группы слов, где 3 предмета объединены общим признаком, а четвёртый не подходит к этой группе. Ребёнок 4-5 лет на ура справится, если предметы будут из групп овощи, транспорт, посуда и т.д., объединены по цвету или форме. Усложните задачу. Предметы могут быть похожи тем, что в их названиях по 2 слога, или начинаются они на определённый звук, нужны человеку определённой профессии, это могут быть животные севера, морские или речные рыбы и т.д. Всё зависит от знаний ребёнка об окружающем мире. Подбор слов - увлекательное развивающее занятие для взрослых. Пробуйте. Примеры слов:
Кровать, стол, комод, ложка.
Вилка, ложка, кресло, нож.
Юбка, шапка, платье, тапочки.
Яблоко, свекла, груша, виноград.
Дуб, ромашка, роза, тюльпан.
Береза, сосна, липа, яблоня.
Конфета, суп, халва, варенье.
Мяч, кукла, машинка, шапка.
Рука, нос, туфли, живот.
Весна, осень, радуга, лето.
Ручка, карандаш, бумага, фломастер.
Не довольствуйтесь односложным ответом, пусть ребёнок порассуждает, сделает выводы и докажет вам свою правоту.
Играйте онлайн «Четвертый лишний»

«Скажи наоборот»
Так же должна быть вам известна. Подбирайте пары слов с противоположными значениями и проводите весело время всей семьёй.
Важно начать учить ребёнка 4-5 лет рассуждать и мыслить логически. Здесь пригодятся следующие игры:

«Так бывает или нет»
Перебрасывая мячик придумывайте разные ситуации, которые могут быть или не могут, например: «Рыба по небу плывёт»,» Надел очки от дождя», «Ночью светит солнце» и т.д.

«Как узнать»
Спросите ребёнка, как узнать:
… идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)
… холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)
… пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)
… закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)
… сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)
… сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… сладкий ли чай? (попробовать)
… холодная ли вода? (потрогать)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
… крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… есть ли молоко в пакете? (поболтать)
… жмут ли ботинки? (померить)
… сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)
… есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)
… работает ли пылесос? (включить)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)
… что приготовила мама на обед? (спросить)
… спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

Ассоциации - наиболее сложный для дошкольника мыслительный процесс, но и его тренировку можно начинать уже сейчас. Используйте такие упражнения, как:

«Словесные ассоциации»
Не простая, но интересная игра, в которой необходимо подобрать ассоциации к словам. Чтобы ребёнок понял правильно, можно сказать так: «Закрой глаза. Стол (слово для ассоциаций).Открой глаза». Объясните ребёнку, что то, что он представил при слове СТОЛ и есть ассоциации: посуда, комната, стул, скатерть, книга, краски, ваза, цветы и т.д.Как только ваш сын или дочь поймут, как правильно «добывать ассоциации», это станет вашей любимой совместной игрой.

«Доскажи словечко»
Предложите ребёнку пару слов. Например: собака - будка. Ребёнок должен подумать, чем связаны эти два слова (где живёт собака). теперь по аналогии ребёнок должен добавить слово к слову БЕЛКА. Это слово - дупло (белка живёт в дупле). На начальном этапе вам с ребёнком придётся разбираться, анализировать и искать связи между словами. В дальнейшем ваш сын или дочь смогут исполнять роль ведущего.

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.


Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.


Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:



  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Развитие словесно-логического мышления детей

Пройдет год-другой, и ваш малыш станет школьником. Обучение в современной традиционной школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность вашего малыша. В развитии мышления помогают игры и упражнения. Начинайте упражняться в логике уже сегодня.

Где это можно увидеть?

Спросите у ребенка: «Где можно увидеть ручку, кран, посуду, стрелку, мультфильм, картину, книгу, стол, рыбу, ножницы, слона и т. д?»

Животные и их детеныши

Кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, свинья — поросенок, мышь — мышонок, заяц — зайчонок, лев — львенок, слон — слоненок, курица — цыпленок, птица — птенец и т. д.

Больше-меньше

Познакомьте ребенка с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: кот — котик, дом — домик, рот — ротик, гном — гномик, ваза — вазочка, стул — стульчик, волк — волчонок, бык — бычок, кровать — кроватка, мама — мамочка.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ. Для проведения этой игры вам понадобятся ряды слов. Три слова в ряду объединены по какому- либо признаку, а четвертое — лишнее. Попросите ребенка обосновать свой ответ. Например:

Кровать, стол, комод, ложка.

Вилка, ложка, кресло, нож.

Юбка, шапка, платье, тапочки.

Яблоко, свекла, груша, виноград.

Дуб, ромашка, роза, тюльпан.

Береза, сосна, липа, яблоня.

Конфета, суп, халва, варенье.

Мяч, кукла, машинка, шапка.

Рука, нос, туфли, живот.

Весна, осень, радуга, лето.

Ручка, карандаш, бумага, фломастер.

ЧТО КОМУ ПОНАДОБИТСЯ? Вы называете слово (человек, птица, животное), а ребенок должен назвать 3—5 предметов, которые понадобятся задуманному герою. Например:

Врач — халат, маска, шприц.

Собака — будка, кость, поводок.

Воробей — ветки, зерна, лужа.

Пчела — цветы, нектар, улей.

Маленький ребенок — погремушка, памперс, соска.

Продавец — касса, товар, калькулятор.

Художник — краски, кисти, полотно.

дворник — метла, ведро, грабли.

Мама —...?

И вы узнаете много интересного о своем статусе.

ЧТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? Называйте предмет, а ребенок пусть называет его части. Не всегда малышу легко даются такие задания. Ваша задача — познакомить его с новыми словами и обогатить его словарный запас. Например:

Машина — колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов).

корабль —...

самолет — …

поезд — ...

велосипед — …

троллейбус - …

стол — ...

кресло — ...

книга — ...

компьютер -

гитара — ...

пианино —…

барабан — ...

забор — ...

цветок — …

дерево —…

бабочка — …

собака — …

человек — …

яблоко — …

арбуз — ...

АНТОНИМЫ. Пришло время познакомить ребенка со словами, имеющими противоположное значение. Антонимов в нашем языке много. Начните с пар качественных прилагательных: мокрый — сухой, холодный — горячий, твердый — мягкий, веселый — грустный, смелый — трусливый, ленивый — трудолюбивый, светлый — темный, длинный — короткий, тихий — шумный, мелкий — глубокий.

КАК УЗНАТЬ,

Идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)

Холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)

Пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)

Закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)

Сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)

Сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)

Высохла ли рубашка? (потрогать)

Сладкий ли чай? (попробовать)

Холодная ли вода? (потрогать)

Пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

Крепко ли завязана веревка? (потянуть)

Есть ли молоко в пакете? (поболтать)

Жмут ли ботинки? (померить)

Сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)

Есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)

Работает ли пылесос? (включить)

Мягкий ли хлеб? (пощупать)

Любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)

Что приготовила мама на обед? (спросить)

Спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

Провокационные вопросы:

«Ожившие предметы»
Задача игры – научить ребенка наделять разные предметы поступками, мыслями, действиями, то есть «оживлять» их. Взрослый предлагает какую-либо ситуацию. Например, дождливый осенний день. Теперь пофантазируйте с малышом, пытаясь охарактеризовать этот день: пасмурный, грустный и т.д. Придумайте настроение дня, его характер, его мысли и поступки.

«Фантастический рассказ»
Вспомните с ребенком знакомую ему сказку. Обсудите сказочных героев и необходимую им атрибутику. Теперь попросите ребенка представить, что у персонажей нет этих атрибутов. Подумайте, какие изменения могут произойти с героями сказок в связи с этим. Таким образом, дети учатся видоизменять сказку, учитывая измененные детали сказки. Эта игра развивает не только мышление, но и связную речь ребенка.

«Мечтатели»
Попробуйте с ребенком помечтать, используя прием «игры» с размером. Например:
«Я бы хотел быть маленьким, чтобы пролезть в норку к мышке и посмотреть, как она живет».
«Я бы хотела стать большой, чтобы увидеть весь город сверху».

Играя в такие возможные варианты, побуждайте детей думать, что из этих желаний может соответствовать значению «хорошо», а что «плохо».

«Путаница-запутаница»
Предложите ребенку вспомнить два сказочных персонажа разного размера – большого и маленького и поменять их местами. Например, кошка малюсенькая, а мышка – великан. Придумайте историю, которая может приключиться с ними. Еще один вариант игры – заменить предмет или героя на противоположный. Репка в сказке выросла не большая-пребольшая, а маленькая-премаленькая. Раз она не огромная, то сюжет с тем, как ее будут вытаскивать, тоже будет другой.

«Новая игрушка»
У каждого дома есть разный бросовый материал – коробки, поломанные игрушки, колеса от машины, пробки и т.д. Не спешите их выбрасывать. Этот материал может послужить источником развития фантазии крохи. Возьмите детали от разного материала и придумайте новую игрушку. Например, на колесики прикрепите мячик с помощью пластилина. Пусть ребенок объяснит, что это за игрушка и как с ней играть.

«Цирк»
Поиграйте с малышом в цирк. Вырежьте круг – это будет арена. На арену выходят артисты показывать свое представление – взрослый берет вырезанные из картона геометрические фигуры. Ребенку предлагается догадаться, кто это и какой номер он будет выполнять. Для этого малыш на ощупь берет пригласительный билет участника (на карточке приклеена фигура из бархатной бумаги или ткани) и называет его. Игра может разворачиваться по любому сценарию. С ее помощью ребенок учится абстрагировать предметы, видеть объект с помощью органов чувств.

«Вьюга»
Дети бегают по комнате и кружатся, изображая метель. Взрослый говорит:
«Вьюга, вьюга к нам пришла,
Все дорожки замела.
И с собою принесла…»
Далее называет любой предмет. Задача ребенка – изобразить этот предмет в действии.

«Цепочка из слов»
Ведущий называет два не связанных между собой слова. Например: папа и бублик. Следующий участник составляет из них предложение. Например: «Папа увидел на столе бублик». И называет еще одно слово – солнце. Следующий игрок составляет предложение, используя второе и третье слово. Например: «Бублик был похож на солнце». Такая игра предполагает множество вариантов развития сюжета. Проигравший тот, кто не смог составить предложение.

«Назад в прошлое»
Предложите ребенку сочинить историю о любом предмете, который он видит или держит в руках – кто были его владельцы, как он попал сюда, что будет с ним через сто лет. Можно использовать несколько предметов. Фантазируйте: «Жил-был… Он мечтал… Он жил… Однажды он пошел… Кого встретил? Кто ему помог?» и т.д.

«Взгляд с разных сторон»
Придумайте любую ситуацию. Например – девочка увидела гнездо. Ее действия могут быть разными – она может быть доброй, злой, любопытной, удивленной и т.д. Или в одной и той же ситуации предложите малышу прочувствовать разные роли. Например, когда муха попала в паутину и пауку. Что чувствует муха? А паук? С помощью этого приема малыш учится чувствовать ситуацию с разных сторон. Примеры могут быть разными:
— Человек сорвал розу. Что он чувствует? Желание поставить ее в вазу и любоваться ею. А что чувствует роза? Может ее забрали от семьи или друзей. Умение ставить себя на другое место развивает у ребенка чувство ответственности и в следующий раз он вряд ли просто так сорвет и выбросит цветок.