Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Детские программы для развития детей 3 лет. Комплексная развивающая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада "развивайка"

Детские программы для развития детей 3 лет. Комплексная развивающая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада "развивайка"

Рабочая программа для дошкольников 3-4 лет

Рабочая программа предмета «Введение в математику» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) на основе комплексной программы «Образовательная программа школа 2100» (Детский сад 2100)

Пояснительная записка.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Способы проверки знаний, умений, навыков детей 3-4 лет.

Перечень ресурсов семейной среды. Предложение систематизации данных оценки речи на основе наблюдения за поведением детей от 0 до 6 лет. Анемия у детей в общественном детском саду и последствия для развития языка. Развитие языка: введение. В: Речевая терапия Информация для обучения, Язык: нормальное развитие, изменения и расстройства.

Описание появления португальских языковых фонем в дошкольниках. Качество образования в раннем детстве: исследование в шести бразильских столицах. Оценка влияния качества дневного ухода на развитие ребенка. Развитие дошкольников в дошкольном образовании в Куяба, Мато Гроссо, Бразилия.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа предмета « Введение в математику» разработана на основе действующей программы для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Введение в математику» авторы Козлова С.А., Корепанова М.С. Программа составлена в соответствии с действующими Ф.Г.Т. и является составной частью комплексной программы « Образовательная система Школа 2100» (Детский сад 2100).

Изменения в речи у школьников в городе Белу-Оризонти. Влияние семейной и школьной среды на изучение и развитие языков: обзор литературы. Материнское образование и развитие языка у детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет. Человеческое общение и здоровье детей: размышление об укреплении здоровья в детском возрасте и предупреждение речевых и языковых расстройств.

Дневной уход сегодня и сегодня: что родители ожидают от этого заведения? Дискурс педагогов об эмоциональных проявлениях детей в раннем детском образовании. Участие матерей в дневном и детском садах в португале. Конфликт интересов: нет. Психомоторное развитие - это динамический и непрерывный процесс, порядок появления различных функций постоянный. Однако скорость перехода от одного этапа к другому варьируется от ребенка к ребенку и, следовательно, возраст появления новых приобретений также различается.

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает приемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Данная программа предполагает развитие у детей как предметных, так и общеучебных умений: организационных, интеллектуальных, коммуникативных, оценочных. В основе организации ПННОД лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний. Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей младшего дошкольного возраста. Таким образом у детей развиваются не только необходимые математические представления, но и речь, мышление, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми.

Мэри Шеридан Масштаб развития: 4 года

Встаньте на ногу без поддержки от 3 до 5 секунд, идите вверх и вниз по лестнице поочередно, прыгайте на одну ногу. Постройте 6 лестничных кубов, скопируйте крест, сопоставьте и назовите четыре основных цвета. Знает полное имя, возраст и пол и, как правило, адрес, имеет понятный язык, существует лишь несколько детских подстановок.

Социальное поведение и адаптация

Вы можете одеваться и раздеваться только за исключением застежки и склеивания, любит играть с детьми вашего возраста, вы можете дождаться своей очереди. Представляет непонятный язык, фонетические замены, заикание; Имеет косоглазие или предполагаемый зрительный дефицит.

Деятельность в области развития

Продвигайте игру там, где есть физическое движение. Помогите ребенку в дифференциации эмоций и действий. Предоставьте ребенку возможность передать сообщение другой человек. Не вдавайтесь в подробности, когда его спрашивают о сексуальности. Укрепите необходимость навязывания правил и ограничений и не сдавайте шантаж ребенка.
  • Он гиперактивен, отвлекается и испытывает трудности с концентрацией.
  • Предоставьте ребенку возможность рисовать фигуру человека.
  • Продемонстрируйте последовательность действий.
Ребенок - развивающееся, моторное, когнитивное, эмоциональное и социальное существо.

Цель программы: обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

Задачи программы:

1. Развитие основных групп общеучебных умений:

Интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

Оценка этого пути, раннее выявление любого нарушения и их последствия для качества жизни и успеваемости в области образования и социальной интеграции ребенка являются основной целью наблюдения за детьми и несовершеннолетними. Не все дети достигают одного и того же возраста на одном и том же этапе развития. Кроме того, развитие ребенка часто прекращается, с «прыжками».

Что касается интеллектуального развития, то поощрение и поощрение развития имеют основополагающее значение для того, чтобы каждый ребенок мог максимально использовать свой потенциал как в своем образовательном и социальном процессе, так и в тех областях, для которых он особенно уместен.

Организационных (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

Коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);

Оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, в предложенных ситуациях; опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить).

Таким образом, мониторинг приобретений в области развития должен быть гибким, динамичным и непрерывным процессом, аналогичным процессу созревания ребенка. Они называют их «страшными 2», «уверенными 3» и «приятными 4», но на самом деле иметь ребенка в три года может быть сложнее иметь один из двух. Вот шестнадцать прямых, чтобы помочь вам научиться возвращаться к воспитанию.

Кричит меньше, больше любит: Крик - это механизм защиты от поздней обороны, метод, который мы используем, когда все остальное терпит неудачу. Но плач может навредить детям больше, чем мы думаем - это может привести к немедленной смене поведения, но в конечном итоге может нанести реальный психологический вред. Больше, чем крики и жесткие наказания, дети нуждаются в положительном образовании для здорового развития мозга. Д-р Джоан Луби является профессором детской психиатрии и директором Программы раннего эмоционального развития в Школе медицины Вашингтонского университета в Сент-Луисе, и ее исследования показывают, что позитивное воспитание детей в стрессовых ситуациях, а не упреки или телесное наказание, фактически связано с увеличением размера определенных областей мозга. Если вы слишком сильно кричите своим детям, вам нужны другие варианты дисциплины. Дайте имя поведению и научите добродетели: вместо того, чтобы сердиться, дайте имя поведению. Будьте в гармонии со своими детьми: ключ к воспитанию эмоционально здоровых детей - это тюнинг, или насколько хорошо вы все время осознаете потребности своих детей. Короче говоря, тюнинг - это поставить себя на место ваших детей, а затем удовлетворить их потребности с мудростью родителя. Попытайтесь определить корни неправильного поведения вашего сына - потому что он не ставит ботинки или потому, что он делает капризы, а затем соответствующим образом адаптирует последствия. В родительском воспитании мы не ограничиваемся блокировкой неправильного поведения, но мы спрашиваем «почему» ребенок плохо себя ведет. Когда мы понимаем причины неправильного поведения ребенка, мы можем лучше удовлетворить его потребности, любить его и получать здоровое долгосрочное поведение. Дайте вашему ребенку полное внимание в небольших, но частых дозах: если ваш трехлетний ребенок снимает трубку, стучит по клавиатуре, набирая или перекручивая железные утюги, это совет для вас. Когда вы осознаете, что ваше сокровище пытается привлечь ваше внимание, дайте ему несколько секунд полного внимания. Прислушиваясь к своим ответам, подумайте о том, как исправить это. Исправьте его творчеством: попробуйте исправить это немедленно и любящим голосом. Что это действительно нужно? Агрессивное поведение обычно требует физической коррекции. Например, если ребенок бросает игрушки или кричит, это может занять велосипедную прогулку. Если ребенок лежит на земле и жалуется, это может потребовать некоторого внимания и некоторой тишины - попробуйте прочитать книгу. Коснитесь своего 3-летнего ребенка, много раз в день: большинству детей трех лет нужно много объятий и обниматься, даже когда вы не готовы. Вы боретесь за свою одежду каждое утро или почему ваш трехлетний сын хорошо привязан к автокресло? Вы должны знать о рецидивах, немедленно принять меры и побудить вашего сына сделать правильный выбор. У меня был трехлетний мальчик, который никогда не хотел завязывать кресло, потому что знал, что он может контролировать всю семью - машина не двигалась, пока она не была уверена. Чем больше она отказывалась, тем больше дети злились, и она чувствовала себя сильной. Мы сделали это, она вошла внутрь, и все засмеялись. Трюк состоит в том, чтобы научить детей, которые хотят быть послушными, которые получают много похвалы, когда они делают то, что вы хотите. Хвалите усилие, а не результат: постарайтесь похвалить в десять раз больше, чем вы исправляете, но хвалите правильный путь. Слишком много похвал может иметь обратный эффект - они могут поставить планку на слишком высокий уровень и заставить их бояться неудачи. Будьте последовательны: согласованность не означает суровых наказаний или криков, но когерентно решать те же проблемы. Если вы оставите свои ботинки на земле, это не хорошо в понедельник, вы не можете отнять их у своего сына во вторник.

  • Растерянный и злой, Пастиччино говорит: «Я жадный, а не лжец».
  • Это добродетельное образование.
  • Посмотрите ему в глаза, задайте ему несколько вопросов и послушайте ответы.
  • Используйте язык жестов, чтобы привлечь внимание, как положить телефон.
  • Спросите себя: Почему мой сын плохо себя ведет?
  • Будьте готовы отложить работу и принять своего ребенка много раз в день.
  • Не забудьте сказать «Я тебя люблю», особенно когда это плохо.
  • Ожидание рецидивов: дети, как и взрослые, имеют негативное поведение.
  • Установите «Чистые ожидания»: напишите список семейных правил.
  • Для трехлетних детей сделайте короткий и простой список.
  • Обсуждайте правила каждый день и хвалите ваши обеды на обед или на сном.
  • Учите послушание: дети не становятся послушными, мы должны их учить.
  • Трехлетние дети обычно ищут автономию и борются с повиновением.
  • Чтобы практиковать послушание, играйте «Мама говорит» или «Папа говорит».
  • Начните с типичного вопроса о том, чтобы сбить руки, а затем отпустить игры.
  • Хвалите усилия, а не результат.
  • Это не значит, что вашему ребенку нужен большой упрек.
Детям предлагается экспериментировать и играть, развивая свои навыки в области кодирования, решения проблем, планирования, последовательности и тестирования их критических рассуждений.

2. Формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей (младшая группа детского сада):

Выделять признаки конкретных предметов: цвет, форма, величина.

Сравнивать группы предметов путем наложения и приложения.

Формировать представление о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Дети могут размещать сегменты гусеницы в разных комбинациях, чтобы перемещать их в разных направлениях. Каждый раз, когда сегменты смешиваются, гусеница будет двигаться в другом направлении и начинает свой путь, излучая звуки и огни. Наша красивая гусеница состоит из моторизованной головы с огнями, смешными звуками и мигающими глазами, 8 цветными и яркими сегментами и двумя круглыми мишенями, одна указывает на отправную точку, точку прибытия. 3 из этих сегментов служат для перемещения вилки вперед, прямо, 2 для поворота гусеницы справа на 90 °, еще 2 для поворота, всегда 90 °, влево, последний сегмент звучит.

Сравнивать два предмета по толщине, высоте, длине.

Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Знакомить с пространственными направлениями: « от себя», справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.

Формировать временные представления о частях суток: утро-вечер, день-ночь.

Учить моделировать объекты из геометрических фигур в виде аппликации или рисунков из 2-3 деталей.

Цель игры - объединить различные сегменты, пытающиеся достичь цели у гусеницы. Первоначально эта цель будет довольно амбициозной, и лучше будет позволить ребенку играть, комбинируя компоненты по-разному, узнавая, как работает игра. Как только вы научитесь работать, задача будет заключаться в том, чтобы создать всегда разные пути для милой гусеницы, до такой степени, что вы также можете добавить препятствия, которых следует избегать.

На практике гусеница будет следовать инструкциям, которые будут переданы, соединяя в последовательности различные сегменты с головкой, используя практические соединители. Люцина, помещенная на каждый сегмент, будет указывать инструкцию, которую гусеница выполняет в последовательности.

3. Формировать мотивацию учения, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Развивать память и внимание.

Развивать креативность и вариативность мышления.

В основу программы заложен принцип построения содержания» по спирали» »: т.е. один и тот же основной круг понятий рассматривается на разном уровне сложности. В основе организации обучения лежит проблемно- диалогическая технология.Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения,классификации, аналогии, обобщения. Для каждого ПННОД предлагается набор заданий разного уровня сложности. При этом используется один из принципов Образовательной системы « Школа 2100»- принцип минимакса.

Принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные возможности детей, осуществлять в работе с ними индивидуальный подход.

Занятия проводятся с учетом деятельного подхода, это позволяет повысить познавательную активность детей.

Программа позволяет снизить объем интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, т.к. большинство занятий носит интегрированный характер.

Программа учитывает здоровьесберегающие технологии, что позволяет сохранять здоровье детей.

Общие понятия.

Признаки предметов.

Выделение ярко выраженных признаков конкретных предметов: цвет, форма, величина.

Отношения.

Сравнение групп предметов путем наложения и приложения, Равно, не равно, столько же.

Числа от 1 до 5.

Натуральное число как результат счета. Модели чисел.

Формирование представлений о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу, представленному в виде множества, с участием анализаторов.

Величины.

Длина. Сравнение двух предметов по толщине, высоте, длине контрастных размеров. Обозначение результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны.

Элементы геометрии.

Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Пространственные направления « от себя»; справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентация на собственном теле, на ограниченном пространстве.

Формирование временных представлений о частях суток: день-ночь, утро-день.

Конструирование.

Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций ил рисунков из 2-3 деталей.

Концепция предлагаемого курса математики в целом основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А. А. Леонтьевым.

1. Принцип обучения деятельности.

Курс « Введение в математику» основан на общей для всей Образовательной системы « Школа 2100» проблемно-диалогической технологии введения новых знаний. Разработки занятий для младшего дошкольного возраста содержат систему дидактических игр, на основе которых и происходит знакомство детей с новыми знаниями и умениями.

2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.

Курс « Введение в математику» предполагает организацию на занятиях атмосферы сотрудничества, поиска, открытия. Работая на занятиях, дети должны ощущать себя в центре игровой ситуации, участвовать в равноправном диалоге и друг с другом и с педагогом. Детям предлагаются задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяют ребенку познавать себя, формируют навыки самоконтроля и саморегуляции.

3 Принцип целостного представления о мире.

Материалы курса « Введение в математику» для младших дошкольников тесно связаны с такими областями,как риторика и окружающий мир. В младшей группе начинается целенаправленная работа по развитию речи- осуществляется взаимосвязь между обучением математики и обучением языку. Педагог добивается от детей участия в общем диалоге, обращая при этом особое внимание на точность ответов детей, их умение слышать и понимать заданные вопросы. Начинается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи таких предметных областей как математики и окружающий мир.

Данная рабочая программа предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыки, художественной, чтения. Количество и виды периодов непрерывной образовательной деятельности в учебном плане соответствуют требованиям программы « Детский сад 2100»

Возрастные особенности детей 3-4 лет определили игровой характер содержания и его вариативность (для каждого ПННОД предлагается набор заданий разного уровня сложности). Содержание каждого ПННОД имеет следующую структуру:

Продолжительность периода непрерывной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни не более 15 минут.

На изучение курса отводится 32 часа (1 занятие в неделю), в том числе и в нерегламентированной деятельности (прогулки с целью наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), используется интегрирование других областей как на занятиях, так и в индивидуальной работе. Планирование интеграционной части ПННОД соответствует темам календаря праздников. Задания по математике выборочно включаются в содержание других ПННОД.

Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. При этом в ПННОД используются как фронтальный метод, так и работа в группах, в парах и индивидуально.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится после изучения каждой темы в форме итогового ПННОД и в конце учебного года в форме тестовых заданий. . В диагностический инструментарий добавлено 2 задания на;порядковый и количественный счет до5; на сравнение смежных чисел.

Основные предметные знания, умения, навыки дошкольников к концу первого года занятий

1-й уровень (мнимальный)

Дети должны уметь:

Называть числа от 1 до 3.

Называть число предметов в группе из 1-3 элементов; различать понятия « один» и « много»;

Соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;

Ориентироваться на собственном теле;

Находить и называть число предметов на сюжетном рисунке, выраженное понятиями «много», «мало», «один»;

Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций из рисунков из2-3 деталей по образцу.

2-й уровень (максимальный)

Дети должны уметь:

Называть числа от 1 до 5.

Сравнивать количества элементов во множествах, выраженных смежными числами (один- два, два-три, три-четыре, четыре-пять), путем составления пар с помощью слов столько же- не столко же, равно- не равно;

Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2-3 и более деталей по образцу и самостоятельно;

Ориентироваться в пространстве « от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;

Ориентироваться во времени суток: день- ночь, утро- вечер.

Способы проверки знаний, умений, навыков уровня сформированности элементарных математических представлений для детей 3-4 лет

Два первых и одно последнее ПННОД посвящены определению уровня знаний, умений и навыков.

Работа проходит в подгрупповой и индивидуальной формах по следующим заданиям.

Задание № 1. Выявление знания сенсорных эталонов - цвета.

Материал: картинки с изображением красного мяча, синего шара, зеленой юбки, желтой машины, кукла Маша.

Методика проведения: Воспитатель говорит ребенку: «К нам в гости пришла кукла Маша и принесла с собой картинки». (Кладет перед ребенком картинки). Воспитатель продолжает: «Посмотри, как много предметов на ней нарисовано. Маша просит помочь ей. Поможем?» После согласия ребенка воспитатель говорит:

Покажи красный предмет.

Покажи синий предмет.

Покажи желтый предмет.

В любом случае (справился ребенок или нет) воспитатель от имени куклы Маши хвалит ребенка и благодарит его за работу.

Задание № 2. Выявление знаний геометрических фигур.

Материал: геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, кукла Маша. Методика проведения;

Воспитатель сообщает ребенку, что Маша принесла с собой интересные фигуры: «Посмотри, какие интересные фигуры принесла с собой Маша (выкладывает перед ре-бенком геометрические фигуры). Маша хочет поиграть с тобой в игру «Покажи». Поиг-раешь?» После полученного согласия воспитатель продолжает:

Покажи круг.

Покажи треугольник.

Покажи квадрат.

Маша говорит тебе: «Спасибо», за то, что ты поиграл с ней.

После показа ребенком той или иной фигуры, она остается на месте, чтобы создать ситуацию выбора,

Задание № 3. Восприятие размера.

Материал; два мяча - большой, маленький, кукла Маша.

Методика проведения:

Воспитатель рассказывает: «У куклы Маши есть 2 мяча. Она любит с ними играть. Но она не знает какой из них большой, а какой маленький. Помоги ей».

Покажи ей большой мяч.

Покажи маленький мяч.

«Какой ты молодец. Маша теперь будет знать, где большой, а где маленький мяч». В случае, если ребенок дал неправильный ответ, воспитатель сам показывает большой и маленький мячи. Но и в этом случае он хвали гребенка и говорит, что Маша теперь за-помнит, где большой, а где маленький мяч.

Задание № 4. Восприятие длины (сравнение).

Материал: две ленты - длинная, короткая

Методика проведения:

Воспитатель просит помочь Маше выбрать ленту: «Маша хочет сделать себе бан-тик, но никак не может выбрать ленту. Помоги ей».

Покажи длинную ленту.

Покажи короткую ленту.

В случае, если ребенок дал неправильный ответ, воспитатель говорит Маше: «Вот, Маша, длинная лента. Вот, Маша, короткая лента». Воспитатель от имени Маши хвалит ребенка за то, что помог выбрать ленту.

Задание № 5. Собери пирамиду.

Материал, пирамида на конусной основе из 5 колец, кукла Маша.

Методика проведения:

Воспитатель обращается к ребенку: «Маша любит играть в свою пирамидку (показывает собранную пирамидку). Маша любит ее разбирать. Вот так. (Воспитатель

разбирает пирамиду, кольца кладет не по порядку). Но вот беда, Маша забыла как пра-вильно собрать пирамидку. Помоги ей, собери пирамидку». Если ребенок не собирает пирамиду, воспитатель показывает как правильно это сделать, затем рассыпает и гово-рит: «Маша просит тебя еще раз собрать пирамидку». Если и в этот раз ребенок не справляется. Воспитатель складывает пирамидку и отдает кукле со словами: «Возьми, Маша, мы сложили пирамидку». «Молодец, Вова (Катя)».

Задание № 6. Пространственное восприятие.

Материал: 3-х местная матрешка. Кукла Маша. Методика проведения:

Воспитатель говорит ребенку: «У куклы Маши есть подружки, а зовут их матреш-ки. Они такие проказницы, любят играть в прятки». Показывает матрешек, вынимая одну из другой, и собирая вновь каждую матрешку. В результате на столе должны стоять 3 со-бранные матрешки.

Воспитатель продолжает: «Поиграй с ними в прятки. Спрячь их друг в друге. Со-бери матрешек».

Задание № 7.

Материал: кукла Маша, 3 картинки с изображением - 3 медведей, 2 медведей, 1 медведя.

Методика проведения:

Воспитатель обращается к кукле Маше: «Маша, что ты нам принесла»? Далее об-ращается к ребенку: «Маша принесла нам картинки (показывает все картинки). Посмот-ри, кто на них нарисован»? После ответа ребенка воспитатель продолжает:

Покажи картинку, где нарисовано 3 медведя.

Покажи картинку, где нарисован 1 медведь.

Покажи картинку, где нарисовано 2 медведя.

После первого и второго вопроса картинки не убираются, с целью создания ситуа-ции выбора.

Задание №8.

Материал: картинки с героями сказки « Колобок»

Воспитатель предлагает назвать героев сказки и посчитать их.

Назови животных, которых встретил Колобок.

Сосчитай героев сказки.

На каком месте стоит мишка? И т.д.

Задание №9.

Материал: большие и маленькие квадраты.

Воспитатель просит детей определить: поровну их или не поровну.

Методическое обеспечение

Для педагога Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе « Школа 2100», под научной редакцией А. А. Леоньтьева - М.: Баласс, Изд. Дом РАО 2010.

М. В. Корепанова, С,А, Козлова. Моя математика для младшего и среднего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов.- М.: Баласс, 2008 (Образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»)

Демонстрационный материал, электронные пособия на цвет, форму, величину и на счет до 5.; диагностический инструментарий для определения уровня сформированности элементарных математических представлений.

Для воспитанников: Геометрический материал, раздаточный материал, цветные карандаши, числовые карточки.

Литература

А. В. Белошистая. «Я читаю и решаю «Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

Е. А. Бабенко. «Подвижные игры».

И. В. Кравченко «Прогулки в детском саду»

Н. А. Карпухина. «Конспекты занятий во 2-ой младшей группе.»

Н. В. Коскова.» Поиграй со мной». Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. .

И. А. Лыкова. «Дидактические игры и занятия».

Г. П. Шалаева. «Цвет и форма». .М,: АСТ: СЛОВО, 2009.

Марина Свиржевская
Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 города Благовещенска»

(МАДОУ «ДС № 19 г. Благовещенска» )

Учебная программа

детей 3-4 по развитию познавательных способностей «Смышленыш»

Бражникова О. Б--- воспитатель высшей квалификационной категории.

Свиржевская М. А. – воспитатель первой квалификационной категории.

1. Пояснительная записка :

1.1 Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.3 Актуальность.

1.4 Практическая значимость.

1.5 Цель, задачи.

1.6 Режим занятий.

1.7 Ожидаемые результаты – целевые ориентиры.

1.8 Формы работы, методы.

1.9 Принципы.

1.10 Учебный план.

2.1 Учебно-тематический план

3. Методическое обеспечение программы

4. Литература.

Пояснительная записка

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей , в программе учтено, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все занятия, проводимые в рамках данной программы, будут сопровождаться театрализованными действиями, в которых участвуют воспитанники и вымышленные герои Почемучки.

Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

1.1Законодательно-нормативное обеспечение программы :

Программа разработана на основе :

1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ № 1155 от17.10.2013 г.) .

4. Учебной программы

дополнительного образования для детей 3 лет ,4 лет по развитию познавательных способностей с использованием дидактических игр «В стране Сообразилии» в структурном подразделении «Детский сад» «Терем – теремок» ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска.

В программе представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников . Это игры, развивающие восприятие , внимание, память, мышление, воображение :

игры, направленные на развитие восприятия , формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

игры, направленные на развитие внимания , формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

игры, направленные на развитие памяти , дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания;

В данной программе представлены игры и упражнения по развитию звуковой , лексической, грамматической сторон речи, развитию словесного творчества и связанной монологической речи дошкольника, что будет способствовать :

Выработки четкости произношения каждого слова;

развитию навыков правильной постановки ударений в словах, грамотность речи;

Обогащению словарного запаса;

Формированию предпосылок письменной речи.

Основой для развития мышления ребенка , мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов , является сенсорное развитие .

Игры и упражнения, представленные в данной программе, широко охватывают стороны развития сенсорных способностей , а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и так далее) . Прослеживается усложнение материала (от простого к сложному) . Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый); пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник) ; три величины (большая, средняя, малая) .

На занятиях в рамках данной программы проводятся сенсорные, ритмические игры, направленные на развитие тактильной сферы , интермодальных связей, навыков саморегуляции.

Интенсивно развивается воображение , в результате овладения «новыми» видами деятельности : рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов, то есть собирательных существительных : одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и другие.

В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация) . Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей , ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой – аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.

Играя, дети учатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, подчиняться правилам и социальным нормам, принимать самостоятельные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3. Актуальность.

«Смышлёныш» разрабатывалась с учётом современных тенденций развития образовательных процессов. Мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться, но и придавать импульс инновационным процессам. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, мобильной связи, Интернета. Чтобы наши дети были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Всему этому и учит курс программы «Смышлёныш» . Также данная программа создавалась и для качественного обеспечения требований ФГОС ДО.

Появление данной программы связано не только с модернизацией образования, но и с желаниями детей , запросами их родителей.

Программа дополнительного образования «Смышлёныш» обеспечивает повышение качества образования, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

1.4. Практическая значимость.

Любой воспитатель может использовать данную программу в своей педагогической практике. В программе даны направления познавательного развития детей , цель, задачи развития , ожидаемые результаты, диагностический инструментарий. Обозначены сроки реализации программы, возраст детей , формы и режим занятий. Описано содержание программы, дан учебно-тематический план, список литературы.

1.5 Цель программы : развитие познавательной сферы и сенсомоторное развития детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы :

Развитие логического мышления;

Развитие познавательных процессов , мыслительные операции;

Развитие творческих способностей ;

Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие ) ;

Развитие мелкой моторики рук ;

Развитие психических функций , связанных с речевой деятельностью.

1.6. Режим занятий.

Программа составлена для детей 3-4 лет . Учебная программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 15 минут.

1.7 Ожидаемый результат :

Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) ;

Накопление и расширение сенсорного опыта;

Сформированность знаний и представлений об окружающем мире.

1.8 Методы и формы работы, применяемые в программе :

Индивидуальная работа;

Работа в мини-группах;

Ролевые игры;

Групповая дискуссия;

Практические упражнения;

Презентации;

Театрализация;

Решения проблемных ситуаций.

Метод творческих преобразований.

1.9 При реализации программы используются следующие принципы :

Принцип психологической комфортности включает в себя, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов педагогического процесса, во-вторых, создание в группе позитивного микроклимата, в-третьих, опору на мотивацию успешности.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения знаний, обеспечения доступного для него уровня трудности материала, построения индивидуального маршрута развития .

Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи, педагога, ребенка, использование различных средств, методов, приемов, технологий.

Принцип доступности обеспечивает соответствие программного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей , подачу материала в понятной форме.

Принцип дифференциации предполагает учет индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей.

Принцип преемственности – построение работы от простого к сложному.

Принцип интегративности, реализуемый в объединении всех видов детской деятельности при решении поставленных задач.

Данная рабочая программа рассчитана на 36 занятий и является комплексной.

1.10Учебный план

дополнительного образования для детей 3-4 лет по развитию познавательных способностей

в неделю в месяц в год

Занятия по тематическому плану

Развивать восприятие . Учить выделять разнообразные свойства предметов. Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов. Развивать умение использовать эталоны как общепризнанные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, подбирать предметы по 1 – 2 качествам. Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей .

Развивать память и внимание . Формировать устойчивость внимания и произвольность запоминания.

Формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Учить выполнять постепенно усложняющиеся правила игры. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Развивать любознательность и познавательную активность .

Развивать воображение . Формировать такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Развивать мышление . Формировать умение анализировать, сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их, составлять целое из частей.

2.1 Учебно-тематический план

Тема занятия

Основная дидактическая задача

Диагностика уровня

До реализации программы

1 Диагностика уровня развития познавательной сферы Изучение особенности развития

«День рождения Почемучек»

1 Игра «Разноцветная радуга» с элементами психогимнастики Ознакомить детей с системой цветов , с последовательностью их расположения в спектре

«Окраска воды» Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями : «светлый» , «темный» , «светлее» , «темнее» .

«Почемучки и жители страны Огород»

1 Театрализация «В стране под названием Огород» Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж.

Ритмическая игра «Парад овощей» Развитие интонационной стороны речи, эмоционального контакта.

Аппликация «Посади огород»

Развитие цветового восприятия, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие.

2 Театрализация

«Лучшие друзья Овощей» Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде.

Ритмическая игра

«Мы - помощники» Тренировка переключаемости с одного действия на другое, развитие навыков подражания .

Разрезные картинки

«Собери овощи» Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

«Как Почемучки познакомились с фруктами »

1 Театрализация «Почемучка и его новые друзья из страны Фруктовый сад» Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж.

««Волшебный мешочек»

Или как Почемучка спасал фрукты» Развитие тактильных ощущений : способности выбирать на ощупь предметы по зрительно воспринимаемому образцу.

2 «Волшебная история о том, как появился на свет апельсин» Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод) .

Ритмическая игра «Веселые фрукты» Обогащение сенсорного опыта, развитие навыков подражания .

Игра «Собери фрукты» Развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.

«Как Почемучки помирили друзей»

1 Веселые загадки Почемучки Развитие навыков соотношения речевой формы описания предметов с графической.

Игра «Что напутал Буратино?» Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования.

«Удивительные знакомства Почемучек на ферме»

Кукольный театр на палочках «Домашние животные и их детеныши » Узнавание животных и их детенышей . Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т. д.) . Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина) .

Ритмическая игра «Та-та два кота» Формирование схемы тела

«Сложи узор» «Домик для мамы, домик для детеныша » . Развитие моторики , цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) .

2 «Домашние животные и птицы» Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

Ритмическая игра «Свинка Ненила» Решить задачу расширения словаря и развитие подражания .

Рисуем пальчиками – «Птичка» . Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое развитие .

«Почемучки в Лесном царстве»

1 «Дикие животные и птицы» Формировать понятие «дикие животные и птицы» , реалистическое представление о диких животных.

Ритмическая игра «Шагает кабан» Развитие внимания , навыков освоения пространства.

Раскрашивание карандашами «Веселые зверюшки» Развитие мелкой моторики .

2 «Что растет в лесу?» Формировать понятие «деревья, травы. кустарники.

Ритмическая игра «Вышли дети погулять» Обогащение словарного запаса, тренировка координации движений.

Лепка «Мухомор» Развитие моторики , умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора.

«Почемучки в гостях у Вани и Маши»

1 «Кто такой человек!» Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления .

Физкультминутка «Дружно за руки взялись» Снятие мышечных зажимов, тренировка координации движений.

Разрезные картинки «Девочка» и «Мальчик» Целостное восприятие изображения.

2 «Семья. Люди» Расширять и активизировать словарь по теме «Семья» . Формировать обобщающее слово «Люди» . Половозрастная идентификация.

Игра «У Авдотьи у старушки» Развитие умения следовать правилам, развитие зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.

Аппликация «Моя семья» из приготовленных заранее заготовок. Развитие мелкой моторики .

3 «Что сначала, что потом?» Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий

Рисование пальчиками «Чашечки для девочек и мальчиков» Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций.

4 «Игрушки» Развития мышления . Введение в речевую практику детей слово «игрушки» , раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки.

Физкультминутка

«Почемучка потянулся» Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности.

«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты) Развитие у детей внимания и памяти .

5 Кукольный театр на палочках «А у нас сегодня гости» Формировать понятие «посуда и мебель» . Развивать диалогическую речь ребенка в процессе игровой деятельности.

Психогимнастика «Тортик» Развитие сенсорной культуры ребенка. Толерантности по отношению к сверстникам

Аппликация «Обустроим комнату» Развитие речи и мышления , знакомя детей с понятием мебель . Вводить понятия «кухонная мебель» , «мебель для спальни» .

6 «Одежда» Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их.

«Попробуй, расстегни» Закрепление понятия «одежда» . Развитие мелкой моторики , навыков самостоятельности.

Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы» Умение рисовать круглую форму, развитие моторики , восприятие цвета.

7 «Обувь» Ввести в активную речь детей слова , обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь» .

Ритмическая игра «У Маруси две ноги» Развитие координации

Аппликация «Шапочка и ботиночки» Эмоциональное развитие , умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции.

8 Что куда положить? Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т. д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. Группирование предметов по их назначению.

«Третий лишний» Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям.

«Почемучки и времена года»

1 «Волшебные преображения природы» Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом . Ввести в активный словарь слова «зима» , «весна» , «лето» , «очень» и сочетание слов «время года» .

Психогимнастика «Мы словно деревья в чаще лесной» Развитие внимания , слухового восприятия, навыков подражания, снижение уровня тревожности

1 Игра-инсценировка

«Как Почемучки попали в беду»

1 Театрализация «Знакомство с добрым доктором» Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова : «укол» , «бинт» , «вата» , «йод» , «зеленка» . Воспитание бережного отношения к животным.

Ритмическая игра «Правая и левая» Развитие навыков подражания , освоение схемы тела

Лепка «Витаминки в баночке» Развитие мелкой моторики , цветового восприятия.

2 «Кто что делает?» (Профессии) Умение называть действия людей разных профессий (врач - лечит, повар - готовит еду и т. д.)

Игра по правилам «Примеряй шляпу» Развитие умения играть по правилам, ждать своей очереди, расширение представлений об окружающем мире.

Лото «Кем быть?» Закрепление знаний и представлений о различных профессиях. Развитие речи .

«Знакомство с главными помощниками людей»

1 «Транспорт» Формировать понятие воздушный «транспорт»

Физкультминутка «Расправил крылья самолет» Развитие координации , внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

Рисуем пальчиками – «Вертолет» Развитие мелкой моторики , навыков рисования. Восприятие цветового образца.

2 «Транспорт» Формировать понятие водный «транспорт» . Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая сенсорная игра «Дует ветер» Способствовать развитию Эмоционального контакта, тактильной сферы, слухового внимания, восприятия.

Аппликация «Кораблик» из геометрических фигур Научить расчленять изображение предмета на составные части воссоздавать сложную форму из частей.

3 «Транспорт» Формировать понятие наземный «транспорт» . Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая игра «Чух - чух» Способствовать развитию артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков средствами звукоподражания.

Рисуем пальчиками – «Машина» Развитие мелкой моторики , цветового восприятия.

Диагностика уровня развития познавательной сферы

после реализации программы

1 Диагностика уровня развития познавательной сферы Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

Итого : 36 занятий

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

Мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);

Шнуровки для развития тактильной чувствительности;

Сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки) ;

Предметные картинки по темам : овощи, фрукты, игрушки, дом, мебель, человек, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

Пособия для развития слухового внимания , для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания ,

Для развития логического мышления; картотека развивающих игр .

Настольно-печатные игры.

Каждая группа оснащена большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей .

4. ЛИТЕРАТУРА

1. О. В. Закревская. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста . Москва, 2008г.

2. Б. П. Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры . - 3-е изд. ,доп. – М.: Просвещение, 1990.-160 с.: ил. - ISBN 5-09-003932-1

3. Е. А. Бойко, Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников / [сост. Е. А. Бойко]. – М.: РИПОЛ классик, 2011.-256 с.: ил. - ISBN 978-5-386-026806

4. Под ред. Л. А. Венгера, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей дет. сада. - 2 изд., перераб. - М.: «Просвещение» , 1978. – 96 с.: ил.

5. Л. Н. Павлова. Раннее детство : развитие речи и мышления . М., Мозаика-Синтез, 2008г.

6. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. Раннее детство : познавательное развитие . М., мозаика-Синтез, 2008 г.

7. Л. Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г.

8. Е. Н. Панова. дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, 2007г.

9. учебный центр имени Л. А. Венгера. игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет . М., Гном и Д, 2002г.

10. Е. А. Янушко. Лепка с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

11. Е. А. Янушко. Аппликация с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

12. Е. А. Янушко. рисование с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2007г.