Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Консультация "планирование образовательного процесса в доу"

Консультация "планирование образовательного процесса в доу"

В основе педагогического процесса нужно , которая будет связывать всю содержательную деятельность. При таком подходе педпроцесс не будет разорван на отдельные методики («здесь мы порисовали, потом пойдем почитаем, потом позанимаемся физкультурой») - все эти организации будут пронизаны выбранной темой.

Многие по ФГОС ДО 1 основаны на комплексно-тематическом принципе построения педагогического процесса. Педагоги давно используют этот принцип, но самое трудное для воспитателя в ДОУ - определить событийность, отобрать темы для комплексно-тематического планирования.

Как выбрать темы для комплексно-тематического планирования в ДОУ

При выборе тем для планирования воспитатель может руководствоваться темообразующими факторами, разработанными Н.А. Коротковой 2:

1. Реальные события, которые происходят в окружающем мире и вызывают интерес у детей: явления природы, общественные события и праздники.

Задача каждого детского сада и каждой возрастной группы - определиться и выделить «тематический день», «тематическую неделю» или «тематический месяц». Дошкольники осваивают образовательный материал по «событийному» принципу: в ходе подготовки, ожидания и проведения интересных и эмоционально значимых для детей событий. За основу таких событий лучше взять календарь праздников и знаменательных дат (их сейчас публикуют во многих журналах). Праздники - это события, к которым дети проявляют живой интерес, активно готовятся, радостно волнуются и ждут. В детском саду чаще проводят такие праздники:

  • государственные: Новый год (31 декабря), День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая), День знаний (1 сентября), День России (12 июня);
  • международные: День защиты детей (1 июня), День музыки (1 октября), День матери (последнее воскресенье ноября 3);
  • фольклорные и народные: Святки, Коляда, Масленица, Пасха, Красная Горка.

События могут иметь как общегосударственный статус, так и совсем малоизвестные праздники. Например, 1 октября отмечается День музыки 4 , и какой-то детский сад обратит внимание на эту тему и возьмет ее для проживания, может, одного тематического дня. Весь коллектив подключится и придумает интересную содержательную работу по этой тематике, а возглавить этот праздник может, конечно, музыкальный руководитель.

Если ребенок делится своими радостными эмоциями после праздника с родителями и еще несколько дней находится под впечатлением от события — цель достигнута.

2. Второй фактор при отборе тем в комплексно-тематическом - это воображаемые события из художественных произведений, которые педагог читает детям. Это тоже очень важный темообразующий фактор. В последние годы в образовательном процессе каждой возрастной группы выделили время, когда воспитатель читает детям. Для совместного чтения в русских семьях выделялись минутки - теперь эта традиция русской семейственности введена в педагогический процесс. Когда воспитатель читает детям, он затрагивает их эмоции, и интересное содержание произведения затем может продлиться в игре и других видах детской деятельности - тогда это и будет темой образовательного процесса.

3. Третий фактор - это события, специально «смоделированные» педагогом из реальных образовательных задач. Деятельность в группе не может заключаться только в чтении художественной литературы и праздниках. Это могут быть викторина, выставка творческих работ дошкольников, игра (например, «Книжкина неделя», «День здоровья» и пр.) - эти события не должны пройти мимо детей старшего дошкольного возраста, мимо воспитателей, мимо родителей. Проживание событий развивает у ребенка познания, навыки, умения в различных видах детской деятельности. Например, воспитателю нужно решить развивающую проблему по вырабатыванию культурно-гигиенических навыков - можно выбрать тему для комплексно-тематического планирования в ДОУ «День чистоты» или «Праздник зубной щетки». То, что придумывает педагог - это тот фактор, когда мы говорим специально «смоделированный» воспитателем, исходя из решаемых задач.

4. Четвертый фактор - это события, происходящие в конкретной возрастной группе, тот интерес, который появился у детей. Этот фактор может характеризовать, например, такие темы: «Дети поссорились» или «Дети помирились». И тема дружбы, и тема ссор - могут выливаться в какие-то виды деятельности в течение режима дня. Или, например, в группе появилась новая игрушка, новый персонаж - у детей это вызывает неподдельный интерес «Что это такое?», «Как с этим играть?» - эта детская исследовательская активность может являться темами педагогического процесса. В этом и заключается принцип интересности - «живем вместе с детьми».

Вышеперечисленные 4 фактора могут использоваться педагогом для выбора тем.

Система обучения Ж.-О. Декроли для комплексно-тематического планирования в ДОУ

В основу планирования можно взять систему обучения бельгийского педагога-психолога Ж.-О. Декроли. В 1907 году, создавая «Школу жизни через жизнь», Жан Овидий Декроли писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр - ребенок, к которому все сходится и от которого все расходится».

В учебных комплексах, названных Ж.-О. Декроли «центрами интересов», деятельность детей была организована вокруг таких тем, которые отвечали детским интересам - это и стало основой воспитания и обучения. Дети на занятиях делали только то, что задавалось им темой: наблюдали, рисовали, читали, писали, лепили и пр. Он создал так называемый центр интересов ребенка, другими словами - организовал работу вокруг набора стандартных тем для дошкольников. Можно изучить систему Ж.-О. Декроли и выстроить ее на более современном уровне.

Основной принцип - это комплексно-тематическая модель построения педагогического процесса и гибко меняющаяся предметная среда, которые соответствуют выбранной теме. Тема выступает как сообщаемое знание, реализуется в разных видах детской деятельности в эмоционально-образной форме. Дошкольник «проживает» тему, что вынуждает педагога к выбору ненавязчивой позиции, принятию ребенка как партнера по совместной деятельности.

Эффективность комплексно-тематического планирования в ДОУ

По заключению многих специалистов, планирование работы с детьми дошкольного возраста по комплексно-тематическому принципу является эффективным:

  • придает системность педагогическому процессу и образовательным задачам;
  • объединяет работу всех педагогов ДОУ в разных видах деятельности детей;
  • дошкольники лучше осваивают материал за счет творческого подхода и вариативности в отборе интересного содержания тем.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года.

2 Короткова Надежда Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО.

3 В России День матери празднуется в последнее воскресенье ноября, в других странах даты отличаются.

4 Международный день музыки был учреждён по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, ежегодно отмечается во всём мире 1 октября.



Елена Сивакова
Тематическое планирование ДОУ

Дата Тема недели цель Итоговое мероприятие

6 -10 октября В нашем саду листопад Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (группы, участка) .

Создавать условия для посильной, созидательной деятельности детей (уход за растениями на участке) . Листопад

13-17 октября Почему идет дождь Систематически

Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними. Создать условия для непосредственного общения с объектами природы.

Почему идет дождь? Театр на фланелиграфе «Под грибом» Сутлев.

Систематически проводить с детьми прогулки по окрестностям.

Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними. Создать условия для непосредственного общения с объектами природы Моделирование «Путешествие капельки» .

Продолжать формировать представления детей о человеке и признаках здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о своем организме. Физкультурное развлечение «Мой веселый звонкий мяч»

Развивать у детей нравственные качества. Упражнять в умении отличать и давать оценку хорошим и плохим действиям сверстников. Учить детей просить прощение в случае необходимости. Воспитывать дружеские отношения. «Смотрит солнышко в окошко» Вечер потешек.

Продолжать формировать представления о лесе : образ жизни диких животных - заяц, медведь, белка (о характере пищи животных, способах её добывания, об условиях жизни в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи, о приспособлении зверей к трудной зимовке (изменение цвета) . Прогулка в лес

Уточнить и расширить представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей; человек любит своих помощников, заботится о них - кормит, ухаживает, ласкает). Драматизация «Зимовье зверей»

Мой дом, моя семья Учить называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызвать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Физкультурный досуг «Всей семьей с зарядкой дружим»

Улица на которой я живу Расширять представления детей об окружающем мире. Формировать знания о доме. Закреплять понятие дорога, тротуар, пешеход. Закреплять знания домашнего адреса. Разноцветные кубики.

8-12 декабря Птичья столовая Дать элементарные представления о жизни птиц зимой. Расширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц.

Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру; вызвать у детей желание оказать птицам посильную помощь в зимнее время года.

Новый год

Закрепить знания детей о времени года –зима. Уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого. Развивать у детей чувственность, наблюдательность, любознательность. Развлечение «Зимушка – зима»

Организовать все виды деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной и т. д.) вокруг темы Нового года и новогодних праздников. Новогодний утренник «Здравствуй, дедушка Мороз»

Познакомить детей с видами зимних игр и развлечений (катание на санках, коньках, катание с горки, игры в снежки) . Развивать умение понимать обращенную речь с опорой на наглядность. Обогащать словарный запас детей за счет ознакомления с зимними видами игр и развлечений.

Показ настольного театра «Два жадных медвежонка»

У кого какие шубки Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Развивать связную речь, чувствительность к живой и неживой природе. Музыканты

Труд повара

Продолжать знакомить детей с трудом взрослого-повара; с функциональным назначением помещения-кухни, с сотрудниками, их обязанностями. Воспитывать чувство уважения у сотрудникам, заботящихся о детях. Сюжетно – ролевая игра «Повар»

Продолжать формировать представления о птицах (особенности строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения). Физкультурное развлечение «Вместе с птицами, летаем»

Как мы дружно живем

Развивать умение различать девочек и мальчиков, заботливо относиться к друг другу; воспитывать способность замечать красивые поступки окружающих; помочь усвоению правил культурного общения со сверстниками. Настольный театр «В гостях у сказки»

Наши добрые дела Развивать у детей доброе отношение ко всему. Учить анализировать свои поступки и поступки других. Активизировать стремление совершенствовать благородные поступки, радоваться результату. Мыльные пузыри

Я и мой папа

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – папе. Выделять факты доброго отношения детей к взрослым. Побуждать проявлять доброжелательность к близким. Рисование «Цветок для папы»

Формировать представления об определенном назначении зданий, построек на улице, транспорта, вычленять их различия, виде (какие они, определять основные цвета. Обыгрывать образ машины. Физкультурный досуг «Дядя Степа - светофор»

Неделя мам и бабушек

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами, способность замечать трудовые действия – мама шьет, гладит, стирает, готовит обед.

«Фантики - бабочки»

Как надо ходить в гости

Уточнить знания о культуре поведения в случае, когда приходят гости, умение планировать свои действия . Уточнить уроки гостеприимства. Воспитывать культуру поведения. Мамин день

Дать детям обобщенное понятие «мебель» , рассказать о назначении каждого предмета. Закрепить навыки стирки. Учить культуре поведения. Учить наводить порядок после себя. Помогать другу.

Строительная игра «Мебель для куклы»

Что можно купить в магазине Формировать понятие обобщающего слова «одежда» . Называть предметы одежды. Обратить внимание детей на то, что одежда сшита руками человека, что они затратили много труда, поэтому к ней нужно относиться бережно, аккуратно складывать, не пачкать Физкультурное развлечение «В магазин идем мы смело»

Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Вызвать желание быть всегда осторожными с огнем. «Водичка – водичка, умой мое личеко»

6-10 апреля Водичка-водичка Продолжать закреплять знания детей о предметах личной гигиены. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, быть красивыми, чистыми, уважительно относиться к своему телу Непослушные зверята

Познакомить детей с характерными признаками весны (солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег) ; Дать обобщенные представления о явлениях, происходящих в природе весной : росте растений, их цветении, появлении птиц.

Заучивание стихотворения «Одуванчик»

Проявлять интерес труду взрослых, к процессу изготовления и преобразования предметов, интерес к человеку, который трудится, желание помочь ему, самому освоить простые трудовые действия. Проявлять бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарное чувства к человеку, сделавшего нужное для детей дело. Выставка рисунков

«Одуванчики»

27-30 апреля Весенние заботы, труд взрослых Закрепить знания о весне на основе наиболее ярких впечатлений. Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру Физкультурный досуг «Весна - красна»

Расширять представления о весне, о сезонных изменениях, о простейших связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить детей с весенними первоцветами, умение обращаться с цветами. вызвать у детей эмоциональный отклик к красивым цветам. «Весна - красна»

Воспитывать любовь и ласковое отношение к самым близким людям. Обучать выражению внимания и сочувствия. Побуждать желание помогать дедушке в его работе по дому, радовать его хорошими добрыми делами и поступками. Мячики

В городе, котором мы живем?

Расширять знания детей об окружающем мире, родном городе. Уточнить понятия : дом, двор, улица соседи; знание о том, что дом-это еще и соседи, друзья, взрослые и дети. Воспитывать любовь к своему дому, улице, городу. Выставка совместных с родителями работа «Мой город»

Воспитывать чувство любопытства, любознательности, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой летней природы. Побуждать охотно откликаться на предложение участвовать в общих делах, играх, развлечениях.

Физкультурный праздник «В гости к зайке в лес пойдем!»





План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно- образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой


Планирование работы составляется так, чтобы педагог мог легко пользоваться им, не тратить время для поиска нужной информации, и является обязательной документацией. Цель данного документа - направлять работу педагога, рационализировать виды деятельности и реализовать запланированные цели и задачи. Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.


Современные требования предусматривают системные изменения в дошкольном образовании. Эти изменения объективны и, в сущности, необходимы, но они порождают множество проблем в профессиональном сообществе педагогов. Проблемы связаны с введением инновационных подходов к организации образовательного процесса, а значит и к планированию как важному фактору его успешной реализации. Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, технологии и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и ребенка.


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ФГТ(в дальнейшем ФГОС) фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений: …. «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…; «Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»; Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой.


Сегодня обществом хорошо осознана необходимость внедрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педагогики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Чему же удивляться, если каждый ребенок неповторим! Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной или никакой. Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент делается на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.


Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универсальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:


В дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности; в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов значительно ниже); по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь; именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности


Построение образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело куда более сложное, чем работа в такой привычной учебной модели: - во–первых, реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. - во-вторых, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».


План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.


Как бы ни был оформлен план воспитательно- образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; - комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой: первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?"); четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.


Суть тематического планирования: выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели; все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней; на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели; для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.


Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики: Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста. Принцип последовательности. Принцип систематичности. Принцип повторности. Опыт многих воспитателей, применяющих тематический подход в планировании и организации воспитательно- образовательной работы, показал, что его использование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике, в логопедических группах Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы: программа «Золотой ключик» - где образовательный процесс, строится по сюжетно - событийному принципу; программа «Сообщество» - где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды детской деятельности. По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.


Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности; Учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет. Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием.


Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: *совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; *свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)





Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра - учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.


Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН); - федеральных государственных стандартов в сфере дошкольного образования; - типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; - рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.





Работу в режимные моменты обязательно интегрировать со всеми видами детской деятельности, придерживаясь основной темы. Самостоятельную детскую деятельность планировать через создание условий (способствование развитию) для развертывания игр, организации концертов, драматизаций, конструирования, двигательной активности и т.д. Работу с родителями заполнять конкретно, не менее 4-5 пунктов ежемесячно. Индивидуальную работу с детьми заполнить на весь месяц воспитателям и специалистам (переносить затем в ежедневную работу).


Основной формой организации педагогического процесса должна стать образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. В планировании целесообразно использовать ситуационный подход, при котором образовательная ситуация становится единицей, из которой складываются все три вида образовательной деятельности, предусмотренные ФГТ. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются: формирование у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.


Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Они могут включаться в совместные игры в детском саду воспитателя и детей, в детский досуг, в коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, в содержание музыкально-театральной и литературной гостиной (детская студия), творческой мастерской, стать частью сенсорного или интеллектуального тренинга. Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Посредством организации образовательных ситуаций педагог обеспечивает педагогическую поддержку ребенка в самостоятельных играх разного вида, в самостоятельной деятельности в книжном уголке и уголке изобразительной деятельности.


Отражение в плане самостоятельной деятельности дошкольников В ФГТ даны рекомендации по организации самостоятельной деятельности детей с опорой на специфически детские виды деятельности. Планирование предполагает выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей, актуальной на данный день (неделю) в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов совместной деятельности, чтобы не нарушить сбалансированность образовательного процесса(например, во избежание излишнего увлечения двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой). Традиционно планирование этого блока осуществляется с опорой на предметно-развивающую среду, что находит свое отражение в плане при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.


Организация взаимодействия с семьями Основные положения ФГТ подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют: диагностирование (анкетирование); педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т.д.); мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т.д.); совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования и т.д.); индивидуальную работу с родителями.


Структура планирования в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 2»: 1. Положение о перспективно- календарном планировании в ДОУ. 2. Тематический план ДОУ на год, принятый на педсовете и утвержденный заведующей. 3. Циклограммы деятельности воспитателей. 4. Комлексно – тематический план. 5. Календарный план.


Тематическое планирование на г. месяцнеделя 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа сентябрь 1-2 Наша группа, наш участок. Мониторинг Наша группа, наш участок. Мониторинг Хорошо у нас в саду. Мониторинг День знаний. Хорошо у нас в саду. Мониторинг 3Мои любимые игрушки Дорожная безопасность Наше село Овощи и фрукты 4Овощи Овощи и фрукты ОсеньСлавное мое село октябрь 1Осеньосень Лес, грибы, ягоды Осень, приметы осени 2Посуда Мои любимые игрушки Овощи и фрукты Лес, грибы, ягоды 3Птицы – воробей и голубь Я вырасту здоровым Птицы осенью Труд людей в природе 4Одежда, обувь Птицы осеньюЯ вырасту здоровым Как птицы и звери готовятся к зиме 5Мой дом, мебель Одежда, обувь Дорожное движение Животные жарких стран ноябрь 1Я в мире человек Домашние животные Квартира, мебель, посуда, этикет Я вырасту здоровым 2Книжкина неделя Мебель, посуда, столовый этикет. Одежда, обувьЯ и моя семья 3 Книжкина неделя Наше Устье – капелька России. 4Домашние животные Мой домЯ и моя семья Стройка, профессии на стройке (наше село строится)


День недели ОО Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами НОДОбразовательная работа в режимных моментах