Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Занятия в детском старшая группа. Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста. Какие математические знания нужны старшим дошкольникам

Занятия в детском старшая группа. Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста. Какие математические знания нужны старшим дошкольникам

Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.

Воспитатели и педагоги ДОУ, работающие в средних группах смогут найти в этом разделе массу полезных конспектов занятий, сценариев досугов и развлечений для детей 4-5 лет.

Занятия, игры и праздники с детьми 5-6 лет.

Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 102024 .
Все разделы | Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Цель : формировать интерес и уважение к своему имени на основе православной культуры, как эмоционально– положительную основу для духовно-нравственного воспитания. Задачи : Обучающие : -познакомить ребят с происхождением русских имен и их значением; - формировать интерес к обычаям...

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет - Сценарий Новогоднего праздника для детей старшей группы «Приключения гнома».

Публикация «Сценарий Новогоднего праздника для детей старшей группы «Приключения...» Сценарий Новогоднего праздника для детей старшей группы "Приключения гнома". Автор: Бикташева Динара Рифовна. Музыкальный руководитель МАБДОУ №52 «Самолетик» ЦЕЛЬ: Развивать эмоциональный отклик детей дошкольного возраста на новогоднее представление. Задачи: - привлечь детей к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий развлечения по правилам пожарной безопасности «Осторожно, огонь!» Сценарий развлечения по правилам пожарной безопасности «Осторожно, огонь!» (для детей старшего дошкольного возраста. Описание: материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий может быть полезен педагогам детей старшего дошкольного возраста и родителям....

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления. Тема: «Путешествие снежинки» Конспект НОД по физической культуре в старшей группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления, элементами ритмической гимнастики и игрового стрейчинга. Возраст детей:5- 6 лет Задачи интегрированного занятия по всем интегрируемым областям...



Проект по формированию нравственно-патриотического воспитания у дошкольников на тему: «Мой любимый город» (Средняя группа) Разработала: воспитатель Грибкова М.А. г.о. Орехово-Зуево апрель 2017 года «Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый...

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет - Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта 4–6 лет

Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта (4-6 лет. Месяц № игр. серии Тема недели Содержание Задачи Оборудование Сентябрь № 1 «Я и мои друзья» 1. Массаж «Непослушные мячики». 2. Р.у. «Песенка друзей» 3. Игра...

Использование интерактивной доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников Компьютерные технологии в дошкольном образовании играют немало важную роль в развитии детей. Ведь с помощью интернет–технологий, дети могут лучше развивать познавательную, речевую, художественно-эстетическую, социально–коммуникативную функцию. ИКТ-это технологии, позволяющие...

Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста.

Пребывание ребенка в средней группе плавно подготавливает его к завершающей ступени перехода в подготовительную.

Физическое развитие

Ребенку в возрасте 5-6 лет можно и нужно давать нагрузку, побуждая к физической активности, проявлению волевых качеств. Хорошим подспорьем станут спортивные секции, регулярный активный отдых под присмотром взрослых. Помещение, в котором пребывают дошколята, должны обеспечить необходимые условия для активных игр, физических упражнений. В ДОУ для этого предусмотрены физкультурные залы, физкультурные уголки, оснащенные лестницами, матами, канатами, мячами и др. атрибутами. В домашних условиях можно воспользоваться шведской стенкой и другим спортивным инвентарем.

Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно - временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево - право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.

Всегда остро стоял и стоит такой вопрос, как подготовка дошкольников к школе. Многие воспитатели и родители предпочитают просто-напросто «натаскивать» детей по программе, предназначенной для обучения в 1 классе. Кажется, что, считать и писать, можно значительно облегчить ему школьную жизнь. Но это совсем не так. Такой вариант совершенно неэффективен.

Вред от «натаскивания» дошкольника по школьной программе

Да, первое время малышу будет очень просто учиться, ведь то, что проходят сверстники, он уже знает. Поэтому у него будет постепенно пропадать интерес к занятиям. А после того как запас полученных в знаний иссякнет, он просто-напросто будет отставать от одноклассников.

Этот обратный эффект объясняется тем, что в начальной школе нужны не приобретённые заранее знания, а сформированные навыки к Сразу же встаёт вопрос о том, достаточно ли для подготовки к школе только последнего года дошкольного детства.

Для того чтобы просто «натаскать» ребёнка, этого времени может оказаться достаточно, а вот чтобы качественно подготовить к обучению, требуется начинать занятия в детском саду в старшей группе. Причём обучение детей должно проходить в форме игры, а не пародировать школьные уроки.

Какую цель преследуют занятия с дошкольниками?

Раз решение вопроса по качественной подготовке дошкольников к учёбе в 1 классе взял на себя детский сад, занятия старшая группа теперь проходит такие же, как и подготовительная, чтобы у детей успели сформироваться необходимые навыки, усидчивость, умение логически мыслить.


Задачей педагога при этом становится передача детям не только необходимых знаний, но и навыков, и умений. Это даёт возможность сформировать у ребёнка любознательность, способность к совместной деятельности, самостоятельность, а также обогащает духовную и физическую культуру.

Всеми педагогами дошкольных учреждений в обязательном порядке должны готовиться конспекты занятий в детском саду. ДОУ, которое начинает работать по системе ФОГС, основным требованием к обучению выставляет присутствие в любых из них различных игровых элементов. Через такую форму детьми намного лучше постигаются необходимые знания и умения.

В чём заключаются особенности и структура занятий в старшей группе?

Занятиям в детском саду отводится основное место. Обучение у старших дошкольников осуществляется по большей части в форме работы в подгруппах. Сюда включены занятия из познавательного цикла: подготовка к освоению грамоты, математика, ознакомление с окружающим миром, развитие музыкально-ритмических способностей и художественно-продуктивной деятельности.

Особенностями их является как проведение всего занятия в форме игры, так и включение в его структуру различных игровых элементов. Этим облегчается не только получение ребёнком необходимых знаний, но и их закрепление. Через игру проще бывает и научиться применять их на практике, так как подобная деятельность является основной для детей этого возраста.


Структуру занятия в детском саду в старшей группе обуславливает его программное содержание. Оно обычно состоит из нескольких частей (от одной до пяти). Количество зависит от возраста детей и характера ставящихся перед ними задач.

Каждая часть занятия является его структурной единицей и включает в себя различные методы и приёмы, а также дидактические средства, которые направлены на реализацию определённой задачи.

Какие математические знания нужны старшим дошкольникам?

Программа старшей группы детского сада предусматривает значительное расширение и обобщение самых элементарных математических представлений, а также счёта. Дети
этого возраста должны научиться считать до 10 и воспринимать различные предметы, причём не только зрительно, но и на ощупь или по звукам.


В возрасте 5 лет можно начинать формировать понятие о том, что любой предмет делится на несколько одинаковых или разных по размеру частей, и можно сравнить их. Кроме того, дети убеждаются, что множества, которые содержат одинаковое число входящих в него элементов, соответствуют одному натуральному числу (у звёздочки 5 концов, 5 яблок, 5 зайчиков и др.).

Какие знания приобретаются дошкольниками на математических занятиях?

Занятие математики в старшей группе детского сада учит детей правильно различать такие которые близки по форме, например, квадрат и прямоугольник, а также анализировать предметы и описывать их форму, оценивать размеры по трём показателям: длине, ширине и высоте.

Закрепляется у старших дошкольников и умение определять словами то, как предметы расположены относительно друг дружки (справа, слева, впереди), свободно ориентироваться в пространстве (стою около шкафчика, перед столом, за стулом), изменять направление своего движения (направо, налево) и запоминать названия дней недели, а также их последовательность.

Организация работы дошкольников на занятиях познавательного цикла

Работа начинается с повторения того, что пройдено в средней группе, выявляется уровень математических представлений. Для этого отводится примерно 5 занятий, на которых закрепляется всё то, что дети узнали раньше, - представления о форме, количестве и величинах, счёте в пределах 10.

Продолжительность занятий в старшей группе практически не изменяется, однако увеличиваются объём передаваемых знаний и темп работы. Но деятельность детей облегчает то, что проводится она в форме игры, чем очень привлекательна для ребёнка.


Программа дошкольного образования предусматривает то, что старшая группа ДОУ занятия всегда начинает с повторения, которое даёт возможность ввести в систему усвоенных раньше знаний новые. Проводится оно в форме игровых упражнений, чем стимулирует интерес ребёнка. С них же начинаются и закрепляющие занятия.

Игровые упражнения в структуре занятия. В чём их смысл?

Можно предложить детям такое упражнение, как «Найдите ошибку Незнайки». Оно позволит не только создать подходящий настрой, но и будет стимулировать проявление сообразительности и смекалки, позволит сосредоточить внимание и активизировать мышление.


Такие упражнения хорошо стимулируют смекалку и развивают Также широкое применение нашли комбинированные упражнения, которые позволяют решать одновременно 2 или 3 задачи. Причём работа в это время может идти над материалом, который содержится в разных разделах программы.

Польза, которую приносит детям занятие ритмикой

Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.

Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:

  • Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
  • Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
  • Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
  • Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
  • У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.

Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.


Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с

Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.

Инструкция для воспитателя по проведению занятий

Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила.

  • Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры. Это хорошо развивает зрительную память и образное мышление. Кроме того, присутствующий в них соревновательный элемент подстёгивает ребятишек к лучшему усвоению знаний.
  • Стоит достаточное время отводить повторению. Но необязательно делать это во время занятия, можно провести несколько повторяющих занятий в начале месяца.
  • Чтобы не потерять внимание детей, нужно следить за сменой их деятельности. Различные виды упражнений, игры, песни, загадки и танцы должны перемежаться между собой.

И помните, что взрослые должны общаться с малышами только по-дружески. Ни в коем случае нельзя использовать на занятиях приказной тон, а тем более ругать ребёнка.

Вот уже ваш ребенок, еще недавно такой маленький, и полностью нуждающийся в вашей опеке и заботе, достиг пятилетнего возраста (как ни как круглая дата!) и перешел в старшую группу детского сада. А значит, он уже кое в чем самостоятелен и может справляться с посильными задачами. Конечно, он так же нуждается в вашей поддержке, дорогие мамы и папы. И если вы будете знать, какие ожидания применяются к деткам в ней, то сможете лучше подготовить своего ребенка и помочь ему влиться в его первую социальную группу – ведь с этого все начинается. Она считается третьей возрастной, туда набираются детки с 5 до 6 лет.

Практически в любом, даже самом простом детском саду, существует план развивающих занятий, которые проводятся ежедневно и соответствуют возрасту и потребностям детей. Продолжительность таких занятий, согласовано с инструктивно-методическими письмами Министерства образования, и составляет 20-25 минут. Часто в середине занятий предусмотрены физкультминутки, а между занятиями существуют перерывы не меньше 10 минут.

Обучающие занятия

Занятия в старшей группе, которые являются наиболее познавательными и требующие сильной умственной активности, планируются в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среду). Чтобы не допустить переутомления, добавляются музыкальные занятия и физические игровые упражнения.

Какие познания будет получать ваш пятигодовалый ребенок, и какие навыки ему придется освоить. Вот приблизительный конспект занятий, которые проводятся в старших группах:

Дни недели

Старшая группа

понедельник

9.00-9.25 Ребенок и мир вокруг;

9.45-10.05 Музыкальное занятие;

10.15-10.40 Урок рисования

вторник

9.00-9.25 Развитие речи, художественная литература;

9.35-10.00 Занятие ручного труда,

10.10-10.30 Физические упражнения

среда

9.00-9.25 Основы математики

9.35-10.00 Формирование экологического мировоззрения

11.00-11.20Физкультура на улице

15.15-15.40 Кружок "Сделай сам"

четверг

9.00-9.25Развитие речи и стихотворения

9.45-10.05 Музыкальное занятие

10.15-10.40 Рисование красками

пятница

9.00-9.25 Лепка и аппликация

9.50-10.10 Физкультурное занятие

Приведем пример такого обучающего занятия в старшей группе.

Кстати, подобные обучающие моменты, родители могут практиковать и дома, это поможет вашему ребенку лучше развиваться в детском саду и не отставать от своих сверстников.

Мир дикой природы

Цель занятия: помочь детям отличать домашних животных от обитателей дикой природы, развитие способностей рисования, развитие речи.

Материал: картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги.

Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности.

Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.

Затем проводится физкультминутка, в ходе которой детям можно предложить изобразить какое-то животное.

Затем раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида. Пример возможных вариантов карточек:

После того, как дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.

Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.

Развивающие игры

Конечно, это не значит, что ребенок занят развивающим обучением все время в саду, это сильно утомительно для ребенка такого возраста. Основное занятие деток дошкольного возраста – это игры, в которых тоже способствует развитию способностей и навыков общения. Существует несколько видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, игры – наблюдения, подвижные, стимулирующие самостоятельность и инициативность ребенка, его творческие мыслительные способности.

Давайте отдельно рассмотрим, в чем заключаются сюжетно-ролевые игры и обучающие занятия для деток старше.

У дошкольников появляется более развитое содержание игры. В играх вместе с поступками добавляются всевозможные общественные отношения, эмоции. В играх получает отражение особенности деятельности взрослых, их взаимное сотрудничество в труде, их отношения к самому труду и лично друг к другу во время работы.

Понемногу в игры проникает все больше личного практического опыта детей, а также знания, которые были узнаны из книг и бесед со взрослыми.

К пятому году жизни, ребенок уже достаточно хорошо справляется с основами ролевого поведения, поэтому педагогу необходимо помочь ребенку разворачивать во время игры различные сюжеты. Расширяется также тематика игр, углубляется их содержание и смысловая нагрузка.

С возрастом количество участников в играх становится больше и составляет от 3 до 5 человек.

Целью таких игр является развитие у деток самостоятельности и самоорганизации, развитие умений договориться о сути игры, определить роли, создать основной ход сюжета, подготовить обстановку для игры.

Также крайне важно, чтобы ребенок мог соблюдать режим, установленный в саду, и приучать к этому следует еще дома. Зная режим в детском саду, попытайтесь создать похожий домашний ритм жизни.

Примерный режим дня

Режимные пункты в старшей группе

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство

с 6.45 до 8.25

Завтрак

с 8.25 до 8.50

Подготовка к занятиям

с 8.55 до 9.00

Занятия

с 9.00 до 11.05

Второй завтрак

в 10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (либо игры, труд)

с 11.05 до 12:35

Возвращение с прогулки

с 12.35 до 12.45

Обед

с 12.50 до 13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

с 13.15 до 15.00

Подъем, зарядка после сна

с 15.00 до 15.10

Игры, труд, индивидуальная работа

с 15.25 до 16.20

Полдник

с 16.20 до 16.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

с 16.40 до 18.45

Конечно, несмотря на все усилия воспитателей и педагогов детского сада, основная ответственность за умственное, физическое и эмоциональное развитие ребенка отвечают родители. Поэтому будьте внимательны к своим детям, и все будет хорошо.