Меню
Бесплатно
Главная  /  Уход и гигиена  /  Нравственные основы семейной жизни моисеев крыгина. Они написали «Нравственные основы»

Нравственные основы семейной жизни моисеев крыгина. Они написали «Нравственные основы»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил , что Русская православная церковь порекомендует включить в школьную программу новый учебный курс - «Нравственные основы семейной жизни». Два года назад по инициативе РПЦ в российских школах появился еще один обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который уже изучают 1,5 млн учащихся четвертых классов.

Дмитрий Смирнов. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

РПЦ рекомендует изучать основы нравственности по одноименному пособию «Нравственные основы семейной жизни», разработанному екатеринбургским священником Димитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной (Крыгиной). «Русская планета» узнала у одного из авторов, в чем суть нового учебного предмета, насколько он необходим современным школьникам и чему он их научит.

- Отец Димитрий, какой круг тем охватывает учебный курс «Нравственные основы семейной жизни»?

Объединив знания, накопленные такими науками, как психология, социология, биология, богословие, мы создали системный курс о семье, отразив в нем основные аспекты семейной жизни. В учебнике рассматривается целый спектр вопросов. Как рождается и развивается семья. Какие возникают на этом пути кризисные моменты и как их преодолевать. Какова роль семьи в обществе. Какой должна быть иерархия семейных отношений. Каково значение семьи в плане осознания смысла жизни. И, разумеется, какие духовные традиции в вопросах семьи накоплены такими авраамическими религиями, как христианство, иудаизм и ислам.

- На какой возраст учащихся рассчитан учебник?

Это не один учебник, а целый набор материалов, который включает два учебных пособия для учащихся 10-х и 11-х классов, две методических рекомендации и две хрестоматии для учителя, несколько мультимедийных дисков.

Курс адресован старшеклассникам, поскольку они скоро покинут стены школы и нужно подготовить их к созданию семьи. Это не просто предмет, а образовательный проект, который направлен на изменение отношения к семье во всем обществе. Ведь сейчас у нас, к сожалению, к созданию семьи относятся менее серьезно, чем к покупке дорогого автомобиля.

- Какой образ идеальной семьи должен сложиться у школьников, если они успешно усвоят новый предмет?

Образ традиционной семьи. Ее глава - мужчина, который является защитником и добытчиком. Женщина, жена - помощница и хозяйка, она рожает и воспитывает детей. Представители старшего поколения воспринимаются как носители мудрости, о которых следует заботиться. Детей воспитывают как восприемников положительных семейных традиций. Примером для них являются взаимоотношения между родителями. Когда в семье есть послушание жены мужу, то есть и послушание родителям, а соответственно, и в обществе есть послушание младших старшим. Это залог прочности как семейных, так и общественных отношений.

Еще одна значимая характеристика образа традиционного брака в том, что он должен быть крепким, пожизненным, чтобы дети не оставались в неполных семьях или не росли с отчимом. И, конечно, важна многодетность. Когда в семье несколько детей, им легче расти и адаптироваться потом к взрослой жизни, чем единственному ребенку. Они с детства приучаются к ответственности, к тому, что есть другие люди, интересы которых нужно учитывать - их братья, сестры. Забота взрослых не сконцентрирована на них одних. Многодетность важна и для самих родителей, поскольку если возникают трагические ситуации, связанные с утратой детей, то они легче их переживают.

Не возникнет ли у учеников противоречия между двумя образами семьи - о том, о котором они услышат на уроках, и реальным? Ведь традиционных семей, соответствующих вашему описанию, почти не осталось…

Действительно, благополучных семей сейчас очень мало. Но именно поэтому и нужен учебный курс, который познакомит детей с представлением о прочной, счастливой, многодетной семье.

Во многих современных семьях главой семьи является не муж, а жена, которая вполне успешно решает все семейные проблемы. Это не повод для когнитивного диссонанса?

То, о чем вы говорите, это кризис женственности, который наблюдается не только в России, но и во всем мире. Карьерные мотивы у женщин возобладали над естественными материнскими чувствами. Поэтому они часто стали отказываться быть матерями и воспитывать детей. Отсюда и аборты, предохранение от зачатия, чтобы дети не препятствовали карьерному росту. И в результате в большинстве современных семей утрачен один из главных смыслов их создания - рождение и воспитание детей.

У мужчин кризис мужественности проявляется в том, что они до 30 лет живут под опекой родителей и не готовы взять ответственность за жену и детей. Идет инфантилизация мужского населения, собственно мужские качества не развиваются. Поэтому и возникают такие явления, как пробные браки. Вы правы в том, что в современных семьях мужчина чаще прилагательное к жене, он не может быть ее главой, защитником и добытчиком.

Разумно ли ограничивать область сферу применения женских сил и способностей исключительно домом? Образование, карьера, может, и не должны занимать в жизни современной женщины первое место, но все же они играют важную роль

Здесь есть момент недопонимания: в традиционной семье женщина вовсе не должна быть необразованной и забитой. Современная женщина может иметь высшее образование, хорошо, если у нее есть профессиональные навыки в педагогике, воспитании детей. Тогда она сможет дать своей семье, детям очень многое помимо того, что они получат в образовательных учреждениях. Она сумеет проявить себя в творческой деятельности. Дети, видя ее творчество, смогут сами приобщиться к творческому процессу.

Высокий образовательный уровень жены становится препятствием для семейного счастья лишь тогда, когда его нет у мужа. Но и в этом случае умная женщина найдет выход - понимая, что мужчина должен быть главой семьи, она преподнесет ему любую проблему так, что ее решение станет очевидно. Но обязательно скажет: «Вот так, мол, и так, а решение принимай сам». Оно само собой и родится.

- Преподаватели каких специализаций будут учить «Нравственным основам семейной жизни»?

Взяться за преподавание нашего курса могут учителя любых предметных линий. Главный критерий - желание сделать добро своим воспитанникам. Эти учителя должны понимать, что без серьезного разговора о семье, их воспитанники могут потерпеть неудачу в будущей семейной жизни.

- Важно ли, чтобы его преподавали учителя православного вероисповедания?

Хочу подчеркнуть принципиальный момент: наш курс изначально разрабатывался как светский. Не конфессиональный, а светский курс в полном смысле этого слова.

Конфессиональный курс - это когда приходят в школу и говорят: «Мы люди православные, в православной традиции надо поступать так и так, и не иначе». Такой подход уместен в православных гимназиях, в воскресных школах. А в обычных школах мы должны учитывать, что преподавание ведется для широкой аудитории - и для иудеев, и для мусульман. Поэтому в курсе «Нравственные основы семейной жизни» духовные вопросы рассматриваются не только с точки зрения христианства, но и с позиций мусульманской и иудейской религий. Мы представляем все три позиции.

Означает ли это, что, к примеру, школьник из мусульманской семьи сможет прослушать этот учебный курс без внутреннего дискомфорта?

Разумеется. Тем более что в вопросах семейного образа жизни у нас с этими религиями есть редкая точка пересечения интересов. Они тоже заинтересованы в многодетности, крепкой семье. Кризис семьи, который сейчас наблюдается, волнует их не меньше, чем православную церковь.

«Секрет семейного счастья»

Курс «Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге - более чем в 30 регионах России. «Русская планета» собрала отзывы о нем преподавателей, школьников и их родителей.

Татьяна Спиридонова , учитель литературы, преподаватель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

Если честно, я взялась вести этот факультатив по личным причинам. Я выросла в традиционной семье, где отец добывал деньги, а на маме был весь дом. Она всех нас кормила, обстирывала, убирала за нами. Работа ее не интересовала, она там только отбывала положенное время, и сразу домой. Еще в детстве я решила, что для себя хочу большего. Что не стану бесплатной обслугой для мужа и детей, заставлю, чтобы моя семья со мной считалась. И у меня все получилось. Причем два раза - оба моих брака распались. И знаете, что я сейчас думаю? А может, моя мама была умнее, когда готова была лишний раз уступить, уйти на второй план? Да, ей приходилось идти на компромиссы, зато мы с братом выросли в полной семье, с отцом. А мой сын хорошо помнит только отчима, да и того сейчас рядом нет. Не хочу, чтобы он тоже был несчастлив в семейной жизни, и своим ученикам этого не желаю. Поэтому сейчас мы вместе с ними пытаемся разобраться, где спрятан секрет семейного счастья. Далеко не со всеми постулатами из учебника я согласна, но обсуждать заявленные в них темы можно и нужно. Я сужу об этом по тому, насколько живой интерес они вызывают у учеников, какие жаркие дискуссии у нас развертываются на факультативе.

Семен Ткачук , ученик 10-го класса, слушатель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

Забавный факультатив. Но я считаю, что все эти рассуждения о традиционной семье - полная чушь. Вот нам объясняют, что мужчина должен быть главой семьи, и тогда все будет хорошо. Да если бы мама позволила отцу решать, как нам всем жить, мы бы жили в хрущевке, ходили в одежде с китайского рынка, а питались «Дошираком». Зарплаты отца как раз только на это и хватило бы. Хотя, нет, не хватило бы: он бы ее на пиво спустил. Наша семья целиком держится на маме. Она для меня образец и пример. Мне, конечно, приятно слушать, что моя будущая жена должна мне во всем подчиняться, но так не бывает. Я таких семей не видел, и не зря. У нас хорошая школа в хорошем районе, у детей из традиционных семей на нее денег нет.

Наталья Михалева , мама ученицы 10-го класса Полины Михалевой, которая изучает «Нравственные основы семейной жизни»:

Это я настояла, чтобы дочка посещала этот факультатив. Я поднимаю ее одна, мужчины в доме нет. Она не знает, какую роль в семье он должен играть, какие обязанности брать на себя. У нее нет перед глазами наглядного примера, как муж с женой должны договариваться, идти на компромиссы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Я очень боюсь, что когда дочка выйдет замуж, то будет обречена на развод. Я ей такой судьбы, как у меня, не пожелаю. А научить, как сохранить семью, не могу - у самой не получилось. Может, в школе ее этому научат. Хотя, надо признаться, пока что она ко всему, что им там рассказывают, относится с большим скепсисом. Говорит, что все это работало в XIX веке, а сейчас совсем другая жизнь. Но хорошо хотя бы то, что она над такими вопросами задумалась. Может, у нее получится найти свой рецепт семейного счастья.

"Введение курса «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» в общеобразовательные школы Чердаклинского района»

С самого детства уклад родного дома запечатлевается в нашем сознании, влияет на тот стиль жизни, к которому мы будем стремиться много лет спустя, создавая уже свою семью. Так, в каждом доме существуют свои особенные и неизменные традиции и обычаи. Хорошая, крепкая семья живёт богатой внутренней жизнью, повседневно творит духовный мир индивидуальности каждого «чуда жизни», выводит его в большой мир.

Актуальность данного вопроса бесспорна. Меняются века, поколения, а семья была и есть основа государства. Его сила в её крепости, а это - рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению.

К сожалению, последние годы наблюдается кризис семейных отношений, который ведёт к катастрофе отечественную государственность и культуру. Одной из основных причин низкой рождаемости - ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.

В эти рамки не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребёнке. Идёт разногласие в супружеских и детско-родительских отношениях, искажение процесса семейного воспитания, неподготовленность детей к самостоятельной жизни. У родителей отсутствуют представления о закономерностях становления внутреннего мира ребёнка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе с помощью образования.

Таким образом, для решения проблем сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению я предлагаю ввести в школы курс «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ», Целью моего проекта является - апробировать курс в МКОУ Чердаклинской СШ и распространить опыт в Чердаклинском районе.

Данный курс разработан для обучающихся 10,11 классов. Авторы пособия Д.А. Моисеев – иерей, священник храма Рождества Христова, г. Екатеринбург, кандидат биологических наук и монахиня Нина (Крыгина) – насельница Среднеуральского женского монастыря, кандидат психологических наук.

Задачи проекта:

- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими ценности и нормы семейной жизни,

- формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологи и этики,

- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью,

- снижение и предотвращение риска на пути к проектированию и созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение обучающимися учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:

    понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений о семье, супружестве отцовстве, материнстве, мужественности, женственности;

    формирование уважительного отношения к семейным традициям;

    знакомство с ценностями: целомудрие, любовь, дружба, верность, милосердие, жертвенность, терпение, прощение;

    укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций;

    знакомство с культурными образцами (историями счастливых семей) из истории России;

    закрепление знаний с помощью тренажерных заданий.

Результаты:

    приобретение твердых моральных устоев.

    воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности.

    Определение собственной стратегии подхода к семейной жизни.

В современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существуют ложные мнения и стереотипы, связанные с семейной жизнью. Отсутствие трансляции положительного опыта семейной жизни рождает разводы, случаи отказа от детей и стариков.

Новый предмет несёт в себе и обучающую, и воспитательную функции. Расширяет сферу партнёрства и взаимодействия родителей, учителей, детей.

Цель курса – формирование позитивных стремлений и установок на создание благополучной семьи. Затрагиваются не только психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни, но и понятия «семейного счастья», место семьи в социуме. На примерах показываются ценности и значимость семейной жизни.

Так, курс может помочь молодёжи уяснить семейные ценности: счастливое детство, материнство, отцовство, супружество, мужественность, женственность, взаимопомощь, честь семьи, почитание старших, ответственность за семью и перед семьёй (родом), любовь к Родине, служение Отечеству.

Через личное освоение содержания курса у части подростков выработается установка на саморазвитие и самовоспитание. Хотелось, чтоб через осознание материала были снижены риски на пути к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Учебно-методический комплекс соответствует современным требованиям: включает учебное пособие, хрестоматию, методические рекомендации с мультимедийными приложениями. Технология преподавания предполагает использование таких педагогических ресурсов, как фильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; Интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей.

«Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге - более чем в 30 регионах России.

Я думаю Ульяновская область, а в частности, Чердаклинский район не должны остаться в стороне. Данный курс помог бы задуматься как детям, так и родителям о важности создания сильных, крепких и любящих семей.

«Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на учеников десятого и 11-го классов и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». Авторы курса - священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина. В ноябре Минобрнауки рассмотрит вопрос о его включении в список обязательных. Однако уже сейчас у курса множество противников, которые указывают на неверную статистику и навязывание православия в учебнике. The Village собрал мнения протодиакона, сексолога и других экспертов, чтобы понять, насколько хорош новый курс.

«На основе исследований, проведенных в США и Европе относительно умственных способностей людей разного пола, был сделан вывод о том, что среди мужчин больше высокоодаренных людей и, вместе с тем, больше умственное отсталых индивидов. То есть диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин». (страница 34)

«Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера»

Жаль, что в учебнике не указан список использованной литературы. Очень интересно ознакомиться с исследованиями, согласно которым, например, «у девочек даже в 13 лет нет специализации полушарий» (страница 34). Авторы весьма своеобразно трактуют и реально существующие работы: например, из информации, что мужчины в целом притязательнее, они делают вывод о глубинных различиях в психологии, записанных на генетическом уровне.

Не самой приятной особенностью учебника также является стремление авторов смешивать в одну кучу неравномощные утверждения. Так, в теме 5.2 «Чудо жизни» есть предельно упрощенный абзац про информацию, закодированную в ДНК. Несколькими строками позже автор раздела переходит к появлению у зиготы души - причем тон повествования не меняется, и все это подается как очередная прописная истина. Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера, что некорректно, так как вопросы веры не соответствуют критерию Поппера (критерий научности эмпирической теории. - Прим. ред.) , а для научного метода он - основа. Мне кажется, что существование души у отдельной клетки не вполне соотносится с официальной позицией Церкви.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Коллектив средней общеобразовательной школы №14 г. Нягани Тюменской области работает по программе развития "Школа возрождения".

Реализация Программы “Школа возрождения” предполагает открытость школы для позитивного воспитательного опыта Православной церкви как фактора развития отечественной культуры. В рамках этой Программы мною преподается курс "Нравственные основы семейной жизни".

Моисеев Д.А. – иерей, священник г. Екатеринбурга, кандидат биологических наук;

Монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук.

Авторами предоставлен очень ценный, уникальный по содержанию материал, (огромное им за это спасибо), однако, на мой взгляд, он скорее ориентирован на учащихся гимназических классов и учащихся воскресных школ, необходим для педагогов и родителей. Как много мы не знаем!

1) Школа не призывает к воцерковлению – это дело семьи и лично каждого человека – она, как уже было сказано выше, готовит их к созданию крепкой, счастливой семьи через введение старшеклассников в систему семейных ценностей, традиционных для нашего Отечества;

2) Программа рассчитана на 2 года обучения, а нам хотелось дать основы курса и для нынешних выпускников-учащихся одиннадцатых классов.

3) На уроках часто использую фильмы – беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях, которые ведет протоиерей Илия Шугаев.

Поэтому пришлось какие-то темы объединить, какие-то, наоборот, расширить дополнительными материалами;

Примером такой адаптации является первое занятие, которое вводит учащихся в курс "Нравственные основы семейной жизни":

1. Составлена презентация с одноименным названием, для того, чтобы заинтересовать учащихся и дать представление об особенностях и содержании курса.

2. Рекомендованный авторами фильм В. Яцкина "Под солнцем" о судьбе двух молодых людей (музыкант и миллионер Курт Кобейн, покончивший жизнь самоубийством и знаменитая пианистка Полина Осетинская) заменен фильмом того же автора "Пролог". В нем рассказывается о судьбах детей из неблагополучных семей, ставших беспризорными, старшеклассники задумываются о причинах несчастия героев фильма. Этот фильм, на мой взгляд, более близок к теме.

Конспект занятия для старшеклассников: "Введение в курс "Нравственные основы семейной жизни"

Хотелось бы верить, что когда-нибудь в школах появится
такой предмет, как "Этика и психология семейной жизни",
но чтобы в отличие от старого, советского варианта,
он отражал православный взгляд на семью.

Протоиерей Илия Шугаев.
Из книги "Один раз на всю жизнь".

Цели: Познакомить и заинтересовать учащихся содержанием курса "Нравственные основы семейной жизни"; помочь учащимся правильно осмыслить понятия "счастье", "семья", "смысл жизни";

Оборудование: аудиозапись песни в исполнении Анны Герман "Сумерки" (3 мин. 21 сек.), фильм В. Яцкина "Под солнцем" – часть 6. "Пролог"(23 минуты), презентация "Нравственные основы семейной жизни" (см. материал на диске), бланки анкеты ЦЗМ "Колыбель" г. Екатеринбурга (см. Приложение 1) .

Ход занятия

1.
Музыкальный эпиграф (3 мин. 21 сек):

прослушивание аудиозаписи песни в исполнении Анны Герман "Сумерки".

2. Беседа

(7 минут): – О чем эта песня? Ответы учащихся: о любви, о природе, о сумерках, о счастье.
– Каким же видит исполнительница счастье? Ответы учащихся: счастье приходит неожиданно; оно во всем; это любовь; это свидание с любимым; это тишина вокруг и тишина в душе, покой; это понимание без слов;
– Согласны ли вы с таким пониманием счастья? Что для вас счастье? Ответы учащихся: счастье, когда тебя понимают близкие люди; когда дома в семье все хорошо; когда люди любят друг друга; когда заболел и потом выздоровел; мы не замечаем, что были счастливы, пока не встретимся с несчастьем.

Учитель : Хочется процитировать слова французского литератора и философа 18 века Гельвеция о том, что "Двумя обычными причинами несчастья людей являются: 1) незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми; 2) мнимые потребности и безграничные желания". Мы не раз еще вернемся к теме счастья и у вас будет возможность высказать свою точку зрения.

3.
Постановка темы и цели урока . (1 минута)

Учитель: Мы начинаем изучение нового курса, оценку по которому вам поставит сама жизнь. Будете ли вы счастливы в семейной жизни или нет, зависит во многом от вас самих. Мы постараемся с вами посмотреть на семейную жизнь взрослым взглядом, без идеализации и запугивания. На наших занятиях мы постараемся быть друг с другом честными. Будем вести диалог, активно обсуждать проблемы, которые будут сформулированы в теме урока . Более подробно о курсе вы узнаете из презентации.

4. Просмотр презентации "Нравственные основы семейной жизни". (8 минут)

Слайд 1. Титульный.

Слайд 3. Семья одна из самых важных ценностей в жизни каждого человека. Ведь в семье рождаются и воспитываются дети, передается духовный, нравственный, культурный опыт новому поколению, оказывается психологическая помощь ее членам.

Вместе с тем, семья – основа любого государства. Пока крепка семья, государство будет сильным.

Слайд 4. К сожалению, в настоящее время, в российском обществе, да и во всем мире наблюдается кризис семейных отношений:

– начиная с 90-х годов, в России социологи фиксируют отрицательный прирост населения;
– уже почти 20 лет смертность в России превышает рождаемость;
– количество заключаемых браков равно количеству разводов;
– 1/3 детей воспитывается в неполной семье;
– разрушается престиж и традиционный уклад семейной жизни;
– о семье формируются ложные мнения и установки,
– насаждается ориентация на культ потребления и получения удовольствий под девизом "Бери от жизни все!" И в содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем и о детях. Наверное, вы согласитесь, что "физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится" . Для того, чтобы укрепить основы семьи, поддержать будущие семьи мы решили ввести в нашей школе преподавание этого курса.

Слайд 5. Цель курса: Введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка старшеклассников к созданию крепкой, счастливой семьи.

Слайды 6-7. Разработчиками курса поставлены задачи:

– познакомить учащихся с ценностями и нормами семейной жизни;
– способствовать формированию традиционных и собственных семейных ценностей у учащихся;
– снижать риски на пути к созданию будущей крепкой и счастливой семьи;
– обучать основам психологической безопасности в семье;
– помогать старшеклассникам в решении жизненных проблем;

Слайды 8-9. Новизна и изюминка элективного курса в том, что практически на каждом занятии, мы будем рассматривать изучаемый материал с точки зрения психологии и педагогики, православной религии, культуры, социологии и медицины. Особенностью курса является его направленность на перспективу вашей жизни. То есть, полученные знания вы сможете применить в будущем. Однако многие знания пригодятся вам уже сейчас.

Слайды 10-11. У нас есть учебники для учащихся, хрестоматия. Курс снабжен мультимедийным приложением. В нем есть контрольные задания для, диагностические материалы, тематический словарь, дополнительный материал для любознательных.

Слайд 12. Программа рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю.

Материал делится на 3 раздела: "Личность и межличностные отношения", "Возрасты семьи", "Я – семья – общество".

Слайд 13. Общая тематика занятий – что такое счастье и как его достигнуть.

Д/З. Дома вам нужно заполнить анкету (Приложение 1), которая поможет нашей работе в течение всего года .Принести ее нужно будет к следующему уроку. Отвечать следует искренне. Вы можете менять почерк. Анкета анонимная, достаточно в конце анкеты указать ваш возраст и пол.

Слайд 14. В I разделе “Личность и межличностные отношения”,

Слайд 15. Вы будете изучать себя.

Слайд 16. Познакомитесь с особенностями подросткового и юношеского возраста, откроете для себя тайну половых различий. Узнаете, почему мужчины и женщины ведут себя так по-разному. Дадите характеристику мужественности и женственности, определите, как эти особенности проявляются в семейных отношениях, как влияют на климат в семье.

Слайд 17. Вы узнаете о настоящей дружбе, о том, какой должна быть любовь между супругами.

Слайд 18. Во II разделе изучаются возрасты семьи.

Слайд 19. Программой предусмотрены беседы о предбрачном периоде. Мы будем дискутировать по поводу его оптимальной продолжительности и о том, как влияет ранний сексуальный опыт на счастье будущей семьи.

Слайд 20. Узнаем, что человек для семейной жизни ищет не просто свою половинку, он соединяет два разных рода, чтобы дать жизнь новой ветви. И к этому нужно подходить очень ответственно. Мы будем разбираться в том, кто должен быть главой семьи, какова роль мужчины и женщины в семье, исходя из того, что написано в Священном Писании: "Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника...".

Слайд 21. И конечно, о свадьбе– Дне рождения новой семьи, когда ранее чужие друг для друга люди не просто становятся родней, а "... оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть". На этом занятии дается понятие о различиях гражданского и церковного брака, раскрывается духовный смысл Таинства венчания.

Слайд 22. Еще одна трепетная тема "Семья в ожидании ребенка". Ведь первый опыт любви и счастья дети получают в родительской семье.

Слайд 23. И, наконец, III раздел: Я – семья – общество.

Слайд 24. Здесь мы будем анализировать трудности первого года семейной жизни, причины и последствия разлада семейных отношений, пути их преодоления. Познакомимся с основами психологической безопасности в семейных отношениях.

Слайд 25. На заключительных занятиях программой предусмотрены темы о христианской семье, о святых покровителях семьи, о святых семействах. На этих примерах и на примерах известных вам семей вы раскроете для себя секреты супружеского долголетия.

Слайд 26. Беседы, лекции, диспуты, анкетирование и тестирование, просмотр видеофильмов, написание творческих работ помогут нам сделать занятия интересными и содержательными.

Слайд 27. Оценку по предмету вам поставит жизнь.

Слайд 28. Спасибо за внимание и будьте счастливы!

5. Обсуждение
(2 минуты):

Какие темы в программе показались вам особенно интересными, почему?

6. Подготовка к просмотру фильма.
(1 минута).

Учитель : Одним из главных из главных предназначений семьи является хранение и приумножение любви. Семья это малая Отчизна, где ничто не является чужим, на все простирается личное переживание. Семья есть тихая пристань, в которой находит отдых и утешение расстроенное сердце человека. Семья – это универсальный мир, который должен защищать человека от всех неурядиц жизни. То, что разрушает семью, есть покушение на полноту и само существование человеческой жизни. Фильм поможет вам еще раз задуматься о том, что же такое человеческое счастье.

Бог наделил человека свободной волей. Мы сами делаем выбор, по какому пути пойти. Но мы сами будем отвечать за свое решение. Все люди хотят быть счастливыми. Но не у всех это получается. Сейчас вы посмотрите отрывки их фильма о судьбах беспризорных детей и не только о них. Выводы делайте сами. Ваше мнение вы сможете высказать на следующем уроке .

7. Просмотр фильма В. Яцкина "Под солнцем" – часть 6. "Пролог"
(23 минуты).

В заключение хочется выразить свою глубочайшую признательность авторам курса, коллегам по работе в школе, а правильнее сказать, единомышленникам за все то, что с нами происходит. У нас есть общее дело, есть замечательные цели, мы вместе развиваемся, познаем тайны православия, изучаем культуру России, становимся компетентнее в плане духовно-нравственного воспитания и образования наших детей.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.
  2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005.
  3. Василий Ирзабеков. Тайна русского слова. “Даниловский благовестник”, г. Москва, 2008.
  4. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Монахиня Нина Крыгина, священник Д. Моисеев. Нравственные основы семейной жизни. Материалы для проведения уроков. Екатеринбург. 2008.
  6. Монахиня Нина Крыгина, священник Д. Моисеев. Нравственные основы семейной жизни. Хрестоматия по учебному курсу. Екатеринбург. 2008.
  7. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены – М. “Покров”, 2010.
  8. Шугаев Илия. Один раз на всю жизнь. М. 2011.

Материалы сайта pravoslavie.ru.

Приложение 1.

Дорогие друзья! Просим высказать свое мнение по вопросам "искренне, как на сердце лежит".

  1. Как Вы думаете, что такое счастье?
  2. Вы ощущаете себя счастливым человеком?
  3. Если нет, что Вам мешает стать счастливым?
  4. Для чего человек живет?
  5. Какая она настоящая любовь?
  6. Что разрушает любовь?
  7. Что помогает любовь сохранить?
  8. Что для Вас важнее, чтобы любили Вы или любили Вас?
  9. Как Вы думаете, почему во многих культурах мира осуждаются близкие отношения между мужчиной и женщиной до брака?
  10. Считаете ли Вы допустимым для себя пробный брак?
  11. Назовите пять качеств настоящего мужчины?
  12. Назовите 5 качеств настоящей женщины?
  13. Хотели бы Вы в будущем создать семью?
  14. Какой Вы представляете себе будущую жену (будущего мужа)?
  15. Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?
  16. Считаете ли Вы необходимым хранить верность в супружестве? Объясните любой свой ответ.
  17. Какие качества встречаются чаще всего у современных мужчин?
  18. Какие качества встречаются чаще всего у современных женщин?
  19. Как Вы относитесь к тому, чтобы прожить с одним супругом (супругой) всю жизнь?
  20. Вы знаете о существовании законов материального мира (из физики, математики, химии и т. д.) Они действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет (например, закон всемирного тяготения или теорема Пифагора). Знаете ли Вы о том, что есть нравственные законы? Если да, – назовите их.
  21. Считаете ли Вы, что нравственные законы действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет?
  22. Как Вы думаете, к чему приводит нарушение нравственных законов?
  23. Что такое целомудрие по Вашему мнению?
  24. Ваше отношение к девственности юношей и девушек (объясните).
  25. Кто из мужчин современности или истории является для Вас идеалом?
  26. Кто из женщин современности или истории является для Вас идеалом?
  27. Ваш возраст.
  28. Ваш пол.

Спасибо Вам за искренние ответы!

В ближайшее время в школьную программу может быть включен новый курс: «Нравственные основы семейной жизни». Принципиальное отличие новой дисциплины от ранее существовавших, таких, как появившаяся впервые еще в советские годы «Этика и психология семейной жизни», заключается в том, что ее разработкой занимались представители Русской православной церкви.

«Нравственные основы» ради «многодетной счастливой семьи»

Как сообщило издание «Коммерсант», решение рассмотреть возможность включить курс «Нравственные основы семейной жизни» в обязательную школьную программу в Минобрнауки приняли по итогам встречи замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной с главой Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольгой Летковой, которая передала соответствующее предложение родителей чиновникам.

По замыслу авторов, курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» должен помочь школьникам освоить систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре, и подготовить их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

Уроки семейных ценностей в рамках курса обществознания и факультативно были впервые введены в различных регионах в 2009 году. Сегодня подобные уроки проходят в школах 60 субъектов Российской Федерации.

Начиная с 2015 года Русская православная церковь выступает с инициативой о придании курсу семейных ценностей статуса обязательного предмета.

«Финальную версию этого курса пока не видели»

Сейчас предложения РПЦ встречены положительно, хотя пока речь не идет о моментальной их реализации.

Агентство «Интерфакс» приводит ответ пресс-службы Минобрнауки: «Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает все поступающие предложения. Вопрос внесения дополнительного курса в школьную программу требует широкого обсуждения с педагогическим и родительским сообществом».

Разработчиками школьного курса стали екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина) .

В то же время глава информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Геннадий Войтишко заявил ТАСС, что учебные пособия по курсу «Нравственные основы семейной жизни» проходили у них экспертизу несколько лет назад, но финальной версии пока не поступало.

«Учебники по этому курсу проходили экспертизу в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации около четырех лет назад, мы увидели их приемлемость, и они получили гриф нашего отдела. В рамках экспертизы мы проверяли их на соответствие православному вероучению и церковным взглядам на педагогику. Однако дальнейшую их судьбу мы не знаем, и финальную версию этого курса пока не видели. Хочу отметить, что на данный момент у меня нет информации о том, эти ли пособия предполагается использовать в новом курсе или речь идет о каких-то других», — приводит ТАСС слова Войтишко.

Протоиерей Дмитрий Моисеев является кандидатом биологических наук, монахиня Нина — кандидатом психологических наук. По словам разработчиков, курс сфокусирован на отношениях между членами семьи. Достоинством своего курса они считают то, что, в отличие от советских вариантов аналогичного предмета, в основу положен православный взгляд на семью. Курс рассчитан на два года с преподаванием один раз в неделю.

«Матушка Нина — большой профессионал»

«Могу сказать, что матушка Нина — большой профессионал в области педагогики и психологии, у нее есть замечательные видеолекции на тему психологии семейного воспитания», — сказал ТАСС Геннадий Войтишко.

Лекции монахини Нины можно найти как в интернете, так и на одном из православных телеканалов. Из ее выступлений известно, что она получила высшее образование в Москве, преподавала в Магнитогорском университете в звании профессора.

В миру будущая монахиня была замужем, родила сына. Семья распалась из-за того, что супруг не принял православие. Женщина ушла в монастырь, монахом стал и ее сын. Как считает сама матушка Нина, это был его личный выбор.

Известно также, что у Нины есть сестра-близнец Варвара, которая в свое время тяжело заболела и осталась жива, как утверждает монахиня, только благодаря молитвам матери. Сегодня Варвара является настоятельницей Среднеуральского женского монастыря, в котором живет и Нина.

Протоиерей Димитрий: из биолога — в миссионеры

Протоиерей Димитрий Моисеев является уроженцем Челябинска. В 1992 году он окончил биологический факультет Уральского государственного университета в Екатеринбурге. В девяностых годах Моисеев занимался созданием национальных парков на Урале, принимал участие в создании Музея садоводства Урала. Как биолог он специализировался на исследовании степной и высокогорной растительности Урала. Дмитрий Моисеев является автором аннотированного списка высших растений музея-заповедника «Аркаим» и его окрестностей.

Духовное образование он получил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, миссионерский факультет которого окончил в 1999 году. В марте 2001 года он был рукоположен в сан священника.

С 2002 по 2013 годы священник являлся руководителем Центра защиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии. Он является членом рабочей группы Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, Координационного центра по защите жизни и семейных ценностей при Синодальном отделе церковной благотворительности и социального служения Русской православной церкви.

Совместно с монахиней Ниной (Крыгиной) отец Димитрий является победителем Всероссийского конкурса педагогики воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2012 г.) (в номинации «Лучшее педагогическое исследование года»). Имеет грамоты от Министерства образования и науки Российской Федерации, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви.

«С февральско-октябрьской революции началось разрушение духовных традиций, а вместе с ними — и института семьи»

Помимо курса «Нравственные основы семейной жизни», отец Димитрий вместе с монахиней Ниной и другими авторами занимался созданием программ и учебно-методических комплексов по предмету «Основы православной культуры» для учащихся и учителей 10 и 11 классов общеобразовательных школ.

В статье «Семейный курс в школе как основа построения диалога в событийном сообществе педагогов, учащихся и родителей» протоиерей пишет: «Одну из главных функций передачи традиций в истории нашего Отечества выполнял такой образовательный институт, как семья... Кризис современной семьи в значительной степени связан с утратой семейного взаимодействия, атомизацией, индивидуализацией, обособлением жизни каждого члена семьи.

Этот процесс начался не в настоящее время. Он имеет свою достаточно продолжительную историю. Значимым рубежом процесса разрушения традиционного семейного уклада и духовно-нравственных традиций в нашей стране явился 1917 год. С февральско-октябрьской революции началось активное и целенаправленное разрушение духовных традиций, а вместе с ними — и одного из главных условий их сохранения: института семьи...

Работая над созданием курса „Нравственные основы семейной жизни“, мы пришли к выводу, что для решения этой задачи необходимо ориентироваться прежде всего на ценности...

Предлагаем вернуть в содержание отечественного образования курс семейного содержания. В советское время это был курс „Этика и психология семейной жизни“. Однако в самом названии курса половина слов иностранного происхождения и недоступны для непосредственного осознания русскоязычного населения. Поэтому, на наш взгляд, более подходящая версия названия — „Нравственные основы семейной жизни“. Это название, которое предполагает ведение диалога не только в дискурсе чисто научного знания, но и в дискурсе отечественной духовно-нравственной традиции...

Одной из задач курса является помощь старшеклассникам не только в создании ими в будущем собственной семьи, но и в налаживании правильных взаимоотношений их с близкими людьми в родительской семье. Предполагаемым результатом является улучшение духовно-нравственной и психологической атмосферы в родительских семьях старшеклассников».

«Учебник Кураева»: кто написал «Основы православной культуры»

С 2012 года в школьную программу в качестве обязательного включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могли сделать выбор из тематических модулей, которые предлагались их детям. По состоянию на 2014-2015 годы 45 процентов учащихся выбирали курс светской этики, 33 процента изучали основы православной культуры, 18 процентов — мировые религиозные культуры, 4 процента — ислам, по 0,5 процента — буддизм и иудаизм.

В январе 2017 года Госдума рекомендовала Минобрнауки формировать духовно-нравственную личность школьников на всех ступенях образования. Данное предложение стало реакцией на инициативу РПЦ расширить курс «Основы религиозных культур и светской этики» практически на весь период обучения в средней школе: со второго по десятый класс.

Учебник «Основы православной культуры», официально рекомендованный Министерством образования и науки России для преподавания курса в средних школах, был создан под руководством протодиакона Андрея Кураева , который на тот момент занимал пост профессора Московской духовной академии. Среди учителей и учеников данное пособие известно как «учебник Кураева».

«Я вижу, что люди с отчетливым „голубым“ шлейфом косяком взлетают ввысь»

Отец Андрей — человек, мягко говоря, непростой, со своей позицией и с собственным видением того, что происходит в РПЦ. Его резкие выступления против «гомосексуального лобби» в церкви были подвергнуты критике. Вряд ли этому стоит удивляться, если в мае 2017 года в интервью «Московскому комсомольцу» Кураев говорил следующее: «У нас в церкви только один человек решает, кто станет епископом, а кто нет. И при этом я вижу, что люди с отчетливым „голубым“ шлейфом косяком взлетают ввысь. Даже те, кто был подстрелен при Алексии, вновь встают на крыло.....»

«В семье не спастись — это неписаный догмат монахолюбивого православия

21 октября 2017 года в блоге Кураева появился пост под названием «Основа православной культуры».

«Основа православной культуры — замонашить все, что можно и чего нельзя. Только один пример праведности навязчиво и веками преподносит „Матерь-Церковь“ — пример бездетных одиночек, — пишет отец Андрей, — Монашество дало прекрасные судьбы и примеры. Оно влюбило в себя церковь. И тем самым вытеснило саму возможность иных влюбленностей, иных путей, иных образцов.

Оно на корню убило иные возможности мирянской праведности. Не сложились в церковном сознании иконостасы из святых чиновников-не-берущих-взяток, или честных купцов, или крестьян, „скоты милующих“, или женщин, которые, вопреки дивной и жалостливой украинской народной песне, все же дали положительный ответ на вопрос „Хiба ж хто кохає нерiдних дiтей?“»