Меню
Бесплатно
Главная  /  Творческие способности  /  Таблицы шульте для зрения. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Таблицы шульте для зрения. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Работаем с таблицами Шульте.

Многие люди считают, что во время чтения их глаза плавно и равномерно скользят по тексту. На самом деле это совсем не так. Глаза при чтении совершают скачкообразные движения и делают остановки (фиксации). В момент остановки происходит восприятие текста. У большинства читателей объем восприятия за одну фиксацию всего 1-2 слова. Если на строке находится 10-12 слов, то и остановок будет примерно столько же. Частые остановки снижают скорость чтения. Нужно стремиться к тому, чтоб за одну фиксацию охватывать как можно больше слов. Это поможет значительно повысить вашу скорость чтения.

Для тренировок можно использовать таблицы Шульте. Они помогут развить периферическое зрение, улучшить концентрацию внимания и расширять поле восприятия текста.

Таблицы Шульте бывают разного уровня сложности. Наиболее распространенная таблица представляет собой квадрат, который разбит на 25 ячеек. В этих ячейках в хаотичном порядке расположены числа или буквы от 1 до 25.

При работе с Таблицей Шульте, держите ее на таком же расстоянии от глаз, как и при чтении книги, то есть примерно 25-30 см. Смотрите в центр таблицы, старайтесь охватывать взглядом всю таблицу целиком. Далее боковым зрением старайтесь найти все числа или буквы от 1 до 25. Помните, что главное не искать цифры, «бегая глазами» по таблице, а при взгляде в центр таблицы одновременно видеть центральную и боковые буквы или цифры.

После работы с таблицей Шульте, сделайте расслабляющую гимнастику для глаз.

Таблицы Шульте для тренировок (для увеличения в размере, щелкните по таблице мышкой).

Таблица Шульте 1
Таблица Шульте 2
Таблица Шульте 3

Таблица Шульте 4
Таблица Шульте 5
Таблица Шульте 6

Таблица Шульте 7
Таблица Шульте 8
Таблица Шульте 9

Таблица Шульте 10

В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук , а красных 24 .

Красно-черные таблицы онлайн

Онлайн-тренажер с красно-черными таблицами Шульте-Горбова.Здесь всего 3 кнопки: Начать, начать сначала и Стоп. Игра идет только по таймеру.Клик по самой таблице: начать или завершить упражнение.Программа в режиме таймера не следит за верностью результатов, и Вы проходите это упражнение прежде всего для себя.

Скорочтение за 30 дней

Игра таблицы Горбова-Шульте

Отличная игра-тренажер красно-черных таблиц Шульте, который автоматически выбирает оптимальный уровень сложности от размера поля 4x2 до совсем огромного. Для тренировки необходимо зарегистрироваться , так как ведется статистика достижений. Также Вам будет доступно около 30 других развивающих бесплатных игр, создание индивидуальных программ тренировок, и возможность бить рекорды других людей, проходить интерактивные курсы для развития скорочтения, памяти, внимания и так далее.

Другие таблицы Шульте:

Прохождение таблицы Горбова-Шульте

Проходить такие таблицы необходимо без ошибок парными значениями.Черные цифры проходятся по возрастающей от 1 до 25 , а красные цифры по убывающей от 24 до 1 .Счет идет попеременно, сначала черная 1 , потом красная 24 , далее черная 2 , потом красная 23 и так далее.

Ошибки во время прохождения упражнения бывают нескольких видов, например, ошибка замены порядка.В этом случае, число, называемое в возрастающем порядке (изначально черное ), становится числом убывающего порядка, и наоборот,число убывающего порядка (изначально красное ) становится возрастающим.

Красно-черные таблицы Шульте

Ниже показаны два варианта красно-черных таблиц Горбова-Шульте:

Скачать Таблицы Шульте-Горбова

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати .

Файлы для скачивания:

Примеры Красно-Черных таблиц

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:


Итог

В этой статье я старался поподробнее рассказать и дать хорошее представление о Красно-черных таблицах Шульте-Горбова , более подробнее о самих таблицах и разновидностях этих таблиц читайте в разделе Таблицы Шульте .

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Сегодня хотела рассказать про один очень интересный тесттаблицы Шульте , который быстро проверяет уровень концентрации, распределения и переключения внимания. С его помощью можно не только оценить свое внимание, но и хорошо развить его.

Прежде чем перейти непосредственно к диагностике внимания, дам небольшую теорию:

Что такое внимание? Это способность человека направлять свое сознание на определенные объекты, имеющие для него некоторую значимость, а также его умение сосредотачиваться на чем-то конкретном.

Внимание тесно связано с остальными психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием), в том числе и с двигательными реакциями человека. В связи с этим различают разные типы внимания :

  1. Сенсорное внимание — обусловленное сосредоточением на объекте с помощью наших органов чувств.
  2. Моторное внимание — обусловленное сосредоточением на движениях.
  3. Интеллектуальное внимание — обусловленное сосредоточением на наших мыслях, переживаемых чувствах, воспоминаниях.

С помощью внимания мы легко можем выделить из общего потока информации нечто конкретное, необходимое для нас в данный момент времени, отсеивая лишнее. Внимание удерживается только тогда, когда нужная цель достигается полностью , затем оно ослабевает и переключается на что-то другое.

Внимание сильно зависит от нашего психического состояния и общего здоровья. Очевидно, что уставшему, больному или взволнованному человеку крайне сложно удержать свое внимание и спокойно сосредоточиться на текущих делах.

Кроме этого, внимание не одинаково у детей и взрослых.

У дошкольников, в отличие от взрослых — непроизвольное внимание , т е. оно связано с настоящим и зависит от заинтересованности детей: нет интереса — нет и внимания.

  1. Преддошкольный возраст (до 3 лет). Младенцев привлекают световые, звуковые и механические раздражители внешнего мира, которые тесно связаны с его общим уходом (купанием, кормлением, одеванием и т.д.). Например, увидев маму и почувствовав, как она его берет на руки, чтобы покормить, кроха задерживает свой взгляд на ней. Позже начинает улыбаться и издавать радостные звуки, как только увидит или услышит ее ласковый голос.
  2. Младший дошкольный возраст (3-4 года). С возрастом непроизвольное внимание начинает развиваться в своем многообразии, когда малыш все больше и больше знакомится с окружающим миром. Внимание возникает и удерживается по мере проявления интереса ребенка к игрушке , к родителям, к другим детям. Манипуляции с игрушками постепенно сменяются сюжетными играми, ребенок может играть примерно 15-20 мин самостоятельно, если ему ОЧЕНЬ интересно.
  3. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Непроизвольное внимание становится более многообразным и охватывает множество сторон жизни ребенка (дом, детский садик, отношения с родителями, с бабушками-дедушками, со сверстниками и другими посторонними людьми). Чем чаще ребенок бывает в обществе, тем больше у него возможности развить свое непроизвольное внимание.
  4. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) постепенно формируется произвольное внимание — способность ребенка выполнять какое-то дело независимо от интереса, на основе сознательного волевого усилия: он ставит перед собой цель и стремится ее выполнить.

К 7 годам произвольное внимание уже должно сформироваться. Это одно из условий для .

А теперь давайте проверим себя и своего ребенка. Есть замечательная методика: таблицы Шульте. Она нам поможет проверить уровень развития произвольного внимания. В тестировании могут принимать участие дети с 7 лет, только если они уже знают цифры и свободно умеют считать от 1 до 25.

Как выполнять тест?

Итак, что собой представляют таблицы Шульте ? Внизу вы видите 5 таблиц с разбросанными хаотично цифрами. Задача — как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем, взрослым достаточно пробежать по ним глазами.

Чтобы легче и удобнее было, вы можете для себя (в формате PDF, размер 387,7 Кб), распечатать их на принтере и вырезать каждую таблицу отдельно.

Интерпретация результатов

Берете секундомер и засекаете время на прохождение каждой таблицы. Закончив одну и быстро записав время, вы переходите к следующей и так до пятой таблицы. Лучше будет, если кто-то отметит время, в то время как вы пройдете весь тест, не отвлекаясь.

Затем постройте кривую утомляемости , которая покажет, как меняется концентрация и устойчивость внимания в динамике.

Еще интересно вычислить эффективность работы (ЭФ), степень врабатываемости (ВР) и психическую устойчивость (ПУ) по таким формулам:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

Т i – время работы с i-той таблицей. i — это порядковый номер таблицы (1,2,3,4,5)

Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет — 1 мин 10 сек. Взрослые — 40 сек.

Степень врабатываемости вычисляют так:

ВР= Т 1 / ЭР

Если у вас результат меньше 1,0 – врабатываемость хорошая. Чем больше данная цифра — тем больше времени вам нужно для подготовки к конкретному делу.

Психическая устойчивость или выносливость определяют так:

ПУ= Т 4 / ЭР

Если вы получили цифру меньше 1,0 — выносливость хорошая. Чем больше данная цифра — тем меньше выносливость для выполнения тех или иных заданий.

Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал (ПЯТЬ ТАБЛИЦ СМ. НИЖЕ)



Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):

    эффективность работы (ЭР),

    степень врабатываемости (ВР),

    психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5 ) / 5 , где

    Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники

    Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

СУТЬ ЗАНЯТИЯ:

С помощью таблиц расширяется угол зрения, возрастает концентрация и скорость передвижения зрачка. Для этого необходимо отодвигать таблицы на расстояние четкой видимости и смотря в центр отыскивать все цифры в прямом порядке, а так же в обратном. Зрение (глаза) за цифрами не водить! Глаза расслаблены и смотрят четко в центр, необходимо просто фиксировать цифры, но глаза смотрят в центр.

Самое важное при работе с таблицами Шульте одним взглядом охватывать все числа, как в верхней строчке, так и в нижней строчке, а не счет цифр. Перечисление чисел дается для тренировки внимания, а не как цель.

Повторюсь, что важно в первую очередь охватывать все поле, а не как можно быстрее находить все цифры.

САЙТЫ С ТАБЛИЦАМИ:

http://www.dadon.ru/mik/shultc_change

http://drumrock.skipitnow.org/javascript/shulte-tables/

http://mozlife.ru/catalog/item727.html

Либо см. Файл: ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ.xls

ДОПЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

    ЧАСЫ «СЕКУНДА»: простые часы с секундной стрелкой, смотрим на край секундной стрелки, не отрываясь и не отвлекаясь. Начинать с 5 минут постепенно увеличивать время до 20 минут (можно до часа).

    ЧАСЫ «МИНУТА»: все тоже, но следим за минутной стрелкой. Начинать с 15 минут постепенно увеличивать время до 45 минут (можно до часа).

    ЧАСЫ «ЧАС»: все тоже, но следим за часовой стрелкой. Начинать с 30 минут постепенно увеличивать время до часа и более.

Суть упражнения: чтобы ни происходило с сознанием необходимо следить за краем стрелки. Необычные состояния сознания необходимо научиться удерживать как можно дольше.

Таблицы Шульте и скорочтение

Вопрос о Таблицах Шульте

Меня интересует технология расширения поля зрения с помощью таблиц Шультедля овладения навыкомскорочтения . Я изучал информацию на сайте рассылки, и у меня возникли следующие вопросы:

1. Первая часть вопросов относится к физическим характеристикам таблиц: * их размер * количество элементов * размер элементов (цифр) * форма таблицы (квадрат или прямоугольник) * порядок чтения таблиц (прямо 1..25, или 25..1, или иное) * расстояние между таблицей и глазами.

2. Часть относится к содержимому таблицы Шульте . Дело в том, что, насколько я понял, суть тренинга в одновременном сканировании информации, расположенной на таблице, но в случае, когда за несколько ходов известно, какой будет элемент, теряется новизна. Решение этой проблемы возможно в установлении различных правил прохода таблицы: в обратном порядке, только четные и т.д. Вторая проблема в том, что в единицу времени воспринимается все же один элемент, хотя расширяется физическое поле зрения; ментальное поле зрения не расширяется.

У меня возникло предложение: в таблице цифры размещать парами, разбросанными по полю, и поиск осуществлять, находя соответственно по два элемента.

Ответ по поводу Таблиц Шульте :

Вот что говорится о таблице Шультев книге О.А. Андреева и Л.Н. Хромова "Техника быстрого чтения":

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

    Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов.

    Зона ясного видения занимает 15 градусов.

    Область наилучшего видения занимает 1,5 градуса.

Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте .

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20 (25) см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25. Взгляд следует сосредоточивать в центре квадрата и боковым зрением пытаться найти все числа от единицы до двадцати пяти. Расстояние от таблицы до глаз должно быть 30-33 см. Чтобы не было привыкания к одной таблице, следует сделать несколько таблиц.

Главное не отыскать цифры, главное -- при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и праую, нижние левую и правую цифры.

Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого - назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:


Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, врезультате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину - в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 - время работы с таблицей №1, т2 - время проработки таблицы №2 и так далее; 5 - количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.