Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Что и как читать детям? Советы родителям: что и как читать детям? Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Что и как читать детям? Советы родителям: что и как читать детям? Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

Книжки-игрушки от 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Книги от 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

Детские книги с 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

  1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
  2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма"
  3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу".
  4. Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем"
  5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож"
  6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
  7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
  8. "Теремок".
  9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?"
  10. Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

  • "Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
  • "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
  • С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом";
  • Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева;
  • С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева;
  • С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке";
  • С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича;
  • "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
  • К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев;
  • В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев;
  • Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева;
  • А.С. Пушкин. "Лукоморье";
  • И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
  • В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика,
  • С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются:

  1. "Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
  2. "Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
  3. "Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  5. "Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  6. "Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
  7. "Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  8. "Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
  9. "Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.

Александра Морозова - дошкольный педагог,
Ирина Александрова - филолог, преподаватель высшей категории

все, конечно, замечательно, но что делать если мы в 5,5 уже Золушку и сказку о спящей красавице практически наизусть помним, меня лично уже от них тошнит. Для разнообразия перечитали по 2 раза Незнайку (и пр. приключения), Фантазеров, Алису в стране чудес, Алису в зазеркалье, Пеппи Длинныйчулок, Сказки дядюшки Римуса, Волшебника изумрудного города, Урфина Джюса, Семь подземных королей, 80 дней вокруг света, Приключения Нильса, Щелкунчик. У меня открытый вопрос ЧТО читать ребенку??? осталась 2 главы Огненного бога маранов (это продолжение из серии Волшебника изумрудного города). Следующий на очереди у меня Том Сойер. помогите советом. Спасибо

29.04.2009 17:25:38, MP 22.04.2006 13:33:45,

Сначала было всё более-менее правильно, лет до двух. Потом некоторые моменты у меня вызвали недоумение. Например, я представила себе, как своей трёхлетней дочке (умненькой и смышлёной) буду рассказывать про титульный лист, переплёт, паспорт, формат... Ей будет жутко интересно! :))))
А дальше как-то всё намешано в кучу. Как можно объединять детей от 3 до 6 лет? Ведь это же целая эпоха в развитии! И трёхлеткам, к примеру, "Оловянный солдатик" или "Огниво" будут ещё совсем непонятны, равно как и Бажов с Ершовым.

22.04.2006 00:33:05,

Всего 5 сообщений .

Еще по теме "Детские книги от 0 до 6 лет - список книг по возрастам":

Мои близнецы 10 лет даже слушать книги с детства не любят, очень редко летом днем в жару, хотя вся наша семья книголюбы, все читаем, в библиотеки ходили и ходим и водили детей. Старший много читает, но только летом, находит на него каждый год и любит именно книги...

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь. Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта» В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте...

Расскажите, про те книги, которые интересны вашему ребенку, что б покупала основываясь на отзывах, а то вот Тоби Лолнес у нас как то не В ближайшей библиотеке пускают в разные залы по возрастам. И в зале для начальной школы стоят книжки для дошкольников, по большей...

А верно ли это в отношении детских книг? Сейчас в продаже можно найти большое количество прекрасных детских книг, не то что в наше детство. Лучшие детские книги: для малышей и дошкольников. В возрасте до 4 лет родители делают упор на развитие ребенка...

Как читают дети в 9 лет?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье...

Список детских книг. Книги в списке рассчитаны на младший и средний школьный возраст, то есть приблизительно 7-12 лет. Раздел: Книги (гулливер книга для какого возраста). в каком возрасте читать (если ребенок читает самостоятельно).

Техника чтения. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия...

Часто эти книги оформляют в расчете на малышей, но книга универсальна и подходит даже для вот тут есть 9 книга, у нас тоже только до 8 куплено.. кстати, я видела эту книжку в нашей детской Внеклассное чтение: список литературы. Что почитать интересного мальчику 8 лет...

Как контролировать прочитанное, просить пересказать? А зачем контролировать прочитанное? У меня ребенок читал вслух ровно до того момента, как научился читать про...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Конференции Список конференций. Закрыть. Предлагаю обменяться опытом: что читают Ваши детки в 7-8 лет.

Как правильно пишется термин "нечитающий ребёнок " или "не читающий ребёнок ". по законам - вроде второй вариант, но рука тянется убрать пробел. (речь идёт о ребёнке, который не...

Сегодня ребенка пришла расстроенная из школы, читали на уроке вслух и учительница несколько раз просила читать "еще громче", а девица моя стесняется:(Хотя она девочка без...

Что читать ребенку. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. А книги Левшина на какой возраст расчитаны?

Ребенок знает все буквы - выучил по своей инициативе, вообще неравнодушен к знакам - буквы, цифры, дорожные знаки, марки машин. Но говорит очень плохо и мало. В 3 года 4 мес - на уровне двухлетки и даже хуже. И то прогресс - зимой было всего слов 25, сейчас уже хорошо за сотню и прибавляются чуть ли не каждый день. Предложения из 3-5 слов, "рассказы" из 2-3 предложений. Отвечает на вопросы - чаще всего односложно.

Почти во всех книгах по возрасту он мелкий:-(А если крупный, книга совсем детская и Польке неинтересно... Список литературы для детей от 0 до 6 лет. Комиксы про медвежонка Бамси и книжку Мафин ищет клад - шрифт огромный, картинок полно Что подарить ребенку?

Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет. Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает большой шаг к...

Аня Егорова
Консультация для родителей «Что и как читать детям»

Возраст :5-6 лет

Цель : Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге; помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи :

Показать родителям ценность домашнего чтения.

Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.

Ход консультации:

Еще до того как научится говорить самостоятельно, малыш прекрасно понимает о чем говорят вокруг него. Ему легко воспринимать речь, которой общаются взрослые в быту, между собой. Воспринимать сказку, которую рассказывает мама, это уже гораздо сложнее дается малышу, ведь то, что было в сказке, не было наяву. Вот именно поэтому нужно знать что почитать ребенку 5 лет и учить малыша воспринимать рассказ, тогда и будет развиваться способность понимать сказки и книги прочитанные мамой . Также большую роль в восприятии играют картинки.

И вот наступил момент, когда ваше чадо выросло и стало самостоятельной личностью. В пять - шесть лет у ребенка уже формируются чувство морали, эстетики, а также интеллектуальные чувства. Со скоростью света развивается познавательная активность. Дети в таком возрасте ждут от взрослых правдивых, серьезных и вдумчивых ответов на все их вопросы. Таким образом, ребенок проявляет огромное желание делиться с окружающими тем, чем он умеет и знает. Широкий круг интересов положительно сказывается на общении и взаимоотношениях с ровесниками.

Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам . Для этого нужно чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго , а также полезно будет поделать упражнения для развития внимания.

Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями , с выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи) . Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память, риторику.

В период развития 5 лет родители озадачиваются вопросом, что читать детям . Как и в каждом вопросе мнений, здесь очень много, и спорить тоже можно очень долго. Есть специальные программы для чтения, которые подготовили педагоги, и они тоже имеют различия. Важно то что, читать ребенку в 6 - 7 лет можно то что и 5 летнему и наоборот. Только иногда ребенок младшего возраста может не понять, или ему покажется скучным какое то из произведений.

Ребенку 6 лет что читать в этом возрасте ? В возрасте от 5 лет важно читать произведения различных жанров. Но непременно, чтоб присутствовали произведения с которыми ребенок уже знакомился ранее. Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах ребенку о том, что будете читать , кто автор. Это нужно для того, чтоб на будущее ребенок умел сосредоточиться в огромном количестве литературы.

Книги какого жанра читают дети ? Все дети любят веселые приключенческие рассказы и стишки, точно сказать сложно ведь дети как и взрослые бывают разные и у каждого свои вкусы.

В 5 - 6 лет у вашего ребенка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определенный жанр. Часто дети любят учить наизусть стихи или читать в ролях . Среди педагогов существует мнение, что к возрасту 7 лет дети должны уметь разбираться в различных жанрах художественной литературы (песня, стих, сказка, назвать любимую сказку, персонажа, знать на память 3-4 стиха (возможно напоминание первых строк) . Когда у вашего сына или дочки появится любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Дети, понравившуюся книжку будет читать изо дня в день , везде носить ее с собой, рассказывать о понравившихся героях. Часто малыши себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребенку 5 лет стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.

СПИСОК ИНТЕРЕСНЫХ КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Аксаков С. «Аленький цветочек» .

Александрова Т. «Домовой Кузя» .

Андерсен Г. «Сказки» .

Бабич И. «Мои знакомые звери»

Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»

Бианки В. «Лесные были и небылицы» .

Братья Гримм «Сказки» .

Волков А. «Волшебник изумрудного города» .

Гаршин В. «Лягушка-путешественница» .

Голявкин В. «Тетрадки под дождем»

Гофман Э. «Щелкунчик и мышиный король» .

Грэм К. «Ветер в ивах» .

Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

Ершов П. «Конёк-горбунок» .

Житков Б. «Что я видел» .

Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика» .

Катаев В. «Цветик-семицветик» .

Киплинг Р. «Сказки» .

Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова» .

Кротов В. «Червячок Игнатий и его друзья» , «Червячок Игнатий и его открытия»

Линдгрен Астрид «Малыш и Карлсон» , «Пеппи - Длинный чулок» .

Носов Н. «Фантазёры» , «Приключения Незнайки и его друзей» .

Остер Г. «Вредные советы» .

Пантелеев Л. «Фенька» , «Две лягушки» .

Родари Дж. «Приключения Чиполлино» .

Сказки народов мира.

Сотник Ю. «Как я был самостоятельным» .

Томин Ю. «Шел по городу волшебник» .

Хармс Д. «Стихи для детей» .

Хайт А. «Приключения кота Леопольда» .

Шварц Е. «Сказки» .

Шарль Перро «Сказки» .

Фольклор.

Публикации по теме:

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Консультация логопеда для родителей «Что полезно нашим детям» Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи. Помните, что.

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» «ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?»(Консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2016-2017.

Консультация для родителей «Что и как читать ребенку дома» Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. А. П. Чехов При выборе книг и последующем ознакомлении с ними.

– это бесспорно. Только делать это можно по-разному и, соответственно, результат тоже будет разный. Предлагаю подробнее поговорить, как читать детям разного возраста.

До 3 лет. Вы, конечно, можете читать книги и грудничку до года, но в это время он еще не воспринимает информацию в полном объеме. А вот ближе к году, малыш уже понимает ваши слова, начинает говорить и интересоваться всем на свете. Как раз в это время и можно целенаправленно начинать читать уже детские книги. Думаю, что Драгунского или Носова таким малышам читать никто не будет, а вот короткие и динамичные стихи А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака, В.Степанова дети слушают с удовольствием. Ритмичные стихи лучше воспринимаются малышами, чем проза, и запоминаются намного лучше.

В этом возрасте надо обратить особое внимание на качество книги. Для малышей не стоит покупать большие и толстые книги, гораздо лучше приобрести небольшую, тонкую книжку, чтобы малыш мог самостоятельно держать ее в руках, листать, а Вы не переживали за сохранность книги.

Сейчас есть много книжек для малышей: и картонные, и в виде пазлов, и непромокаемые, которые можно намочить и облизать. Может, это и хорошо в некоторых случаях, но все-таки ребенка надо с самого начала приучать к правильному и аккуратному обращению с книгой. И если родители покупают книги, которые можно мять и пачкать, то потом ребенка не стоит ругать, когда он уже хорошие книги начнет так же портить. Поэтому, даже специальные книжки-малышки надо читать аккуратно и учить этому малыша.

Кроме качества материала, надо обратить внимание на качество текста и картинок. Для маленьких детей текст должен быть небольшим, а картинка крупной и яркой. Очень хорошо, когда иллюстрации крупные с маленьким количеством деталей. Тогда малышу легче рассмотреть рисунок и разобраться в нем.

В этом возрасте надо не просто читать, а еще и обыгрывать текст, чтобы ребенок лучше его понял, прочувствовал эмоции. Прочитав стихотворение, можно закрепить его, поработав по рисунку. Если Вы прочитали «Мячик» А. Барто, то попросите показать, где на картинке Таня, спросите Что Таня делает? Как она плачет? Почему плачет? Таким образом, Вы побуждаете ребенка говорить, заставляете его думать, сопереживать героям, решать нравственную задачу «Как помочь?»

При чтении книги желательно, чтобы малыш сидел с Вами и рассматривал картинки в тексте, показывал, что он там видит. Можно читать и когда ребенок лежит в кроватке, т.е. тогда когда он не занят другими делами.

От 3 до 6 лет. В этом возрасте дети уже умеют и слушать, и говорить, а значит, можно читать им и большие произведения: сказки, рассказы и, конечно, детские стихи.

Правила выбора книги остаются такими же: яркие книги по возрасту, крупный шрифт, немного текста на странице.

Иногда можно наблюдать такую картину: бабушка сидит с книгой и читает ее вслух, а малыш в это время играет в кубики, пересыпает песок или собирает конструктор. Будет ли толк от такого чтения? Очень немного.

Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш легко и быстро, полюбил чтение, то надо соблюдать некоторые правила чтения:

По ходу чтения задавать вопросы, уточняя, как малыш понял, пояснять непонятные слова;

Рассказывать дополнительные сведения о тех словах или предметах, которые встречаются в тексте, пояснять их значение и применение;

Очень желательно, чтобы ребенок сидел рядом и смотрел в книгу. Если во время чтения ребенок занимается другими делами: рисует, играет, лепит, то он занят своим делом, обдумывает его и практически не слышит читающего. Слушает, но не слышит.

Если ребенок сидит рядом, слушает, рассматривает текст и картинки, то он приучается так читать и начинает запоминать буквы в тексте и целые слова. А если Вы еще и будете следить по тексту, показывать, где Вы читаете, то ребенок научится читать гораздо быстрее. Ему поможет его собственная зрительная память.

Очень хорошо, после чтения книги, нарисовать иллюстрацию к ней, рассказать бабушке или папе, слепить главного героя из пластилина, придумать продолжение сказки. Это способствует лучшему запоминанию и осмыслению текста.

В этом возрасте просто необходимо . Возьмите за правило – заучивать одно стихотворение в неделю, и проблем с памятью у малыша не будет.

Вот несколько, наиболее важных правил при чтении детям. Применяйте эти правила в своей жизни, и Ваш ребенок научится читать без проблем .

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ СКАЗКУ? ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Прежде чем рассказать сказку малышу, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.

4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.

5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

6. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

7. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

8. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

9. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д.. Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

10. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.

11. Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.

13. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

14. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание!

Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.

16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

27. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Речевые упражнения, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.

«Скажи ласково» или «Скажи про маленький предмет»

Родитель говорит: «Я скажу тебе про большой предмет – «дом», а ты мне скажи про маленький – «домик»; стул – стульчик; дерево – деревце; кресло – креслице; нога – ножка, ноженька; корова – коровка, коровушка…

« Скажи про много»

Я говорю об одном предмете, а ты скажи про много. Например, стоит стол – стоят столы; бежит белка – бегут белки; чирикает воробей – чирикают воробьи; ползёт муравей – ползут муравьи.

«Посчитай и скажи, сколько всего».

Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. Нужно обратить внимание ребёнка, что при счёте слово изменяется 2 раза: первый раз при счёте 2(две собаки), а второй раз при счёте 5 (пять собак).

«Чего не стало?»

Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребёнка: «Чего не стало на столе?»

Примерные ответы: «Не стало ручки, огурца, вилки, книги»

Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить: «Чего не стало?» (Не стало карандашей, ручек, тетрадей, листов, игрушек, кубиков, палочек…)

«Из чего сделано?»

Предложите ребёнку определить, из чего сделан(а) стол, ручка, ваза, портфель, свеча, баночка, линейка и т.д.

Примерные ответы: « Ваза сделана из глины, значит, она глиняная. Ваза сделана из хрусталя, значит, она хрустальная. Пальто из кожи, значит, оно кожаное. Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая и т.д.

« Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки)

Примерные ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это хвост волка, значит, он волчий. Это следы зайца, значит, следы заячьи.

«Удивительные слова»

(Слова, которые не изменяются)

Девочка играет на пианино. В магазине продают пианино. На пианино лежат ноты.

Мальвина пошла в гости к Буратино . У Буратино золотой ключик. Я люблю Буратино .



Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, кафе, шоссе, алоэ и т.д.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе. Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны, вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Но никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать домадетям. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. С детьми занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков.

Нельзя принуждать ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой, надо заинтересовать его.

Каждое новое упражнение следует повторять на последующих занятиях.

Начинать занятие надо с повторения отработанных ранее упражнений.

Все упражнения ребенок должен выполнять свободно, без напряжения.

Упражнения выполняются под счет взрослого.

Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно произносит эти звуки.

«Построим забор»

Взрослые говорят ребенку, что у него во рту, как в домике, живет язычок. Чтобы он без дела не выходил наружу, зубы образуют забор. Спрячем язычок, построим из зубов забор. Для этого надо улыбнуться, показать сближенные верхние и нижние зубы и удерживать губы в данном положении под счет от 1 до 5.

Это упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.

«Загоним мяч в ворота»

Ребенок должен слегка вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на лежащий перед ним ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе и образующими «ворота». Постепенно «ворота» отодвигаются от ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Упражнение способствует выработке плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.

Пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

Когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
Когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Как привлечь малыша к чтению:

Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

Огромное значение имеет художественная литература на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Пестушки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождение словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые развлекали и потешали детей.

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность.

Сказка - это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.
Цель сказки заключена в словах: « в сказке - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» - урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух,
давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.