Меню
Бесплатно
Главная  /  Социальное развитие  /  Как чеченцы воспитывают своих детей. Чеченские семьи: как в них воспитывают маленьких горцев Как воспитывают детей в чеченских семьях

Как чеченцы воспитывают своих детей. Чеченские семьи: как в них воспитывают маленьких горцев Как воспитывают детей в чеченских семьях

Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100-200 лет назад, считают в республике. Бездетную семью здесь сравнивают с деревом без веток и плодов. Поэтому рождение ребенка, а особенно мальчика, накладывает на родителей серьезную ответственность, нести которую считается главным делом всей жизни.

В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, — это уважение к старшим. Имя отца — это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.

Каждый из детей — это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов — отца и матери. В конце концов, человек, воспитывая и тратясь на образование детей, вкладывает в них и силы, и финансы для того, чтобы обеспечить свою старость, оставаясь уважаемым в обществе и при жизни, и после смерти. Пожилые люди часто говорят, что нет ничего приятнее на старости лет, чем слышать от посторонних людей о заслугах их детей и о том, какими они уважаемыми стали.

Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций — многодетность. Если спросить 30-летнего чеченца, у которого нет постоянной работы и стабильного дохода, почему он заводит так много детей, это все равно что усомниться в том, нужны ли ему его братья и сестры. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. И неважно, третий это ребенок или пятый. Семья, в которой семь братьев, — это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.

Экспертное мнение

историк, преподаватель ЧГУ, SmartNews

— Главный воспитатель детей в чеченской семье — это мать. Если в идеальной чеченской семье мальчик учится на примере отца, увлеченный его авторитетом, то мама — это практически первый учитель. Женщина может обратиться к мужу за помощью только в крайних случаях, когда ребенок отбивается от рук. «Я все отцу расскажу, когда он вернется» — такие заявления действуют на детей как шоковая терапия. Даже если отец никогда и не поднимал руку на детей.

Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И эти традиции у нас будут продолжаться.

На самом деле, согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общались отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына был отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу.

Отец для меня всегда был самым главным после Всевышнего. Я делал все, чтобы угодить отцу, чтобы он сказал, Рамзан — хороший мальчик. Он меня учил делать добро, учиться, трудиться всегда во благо народа. Это я делал. У нас особенные отношения были. Он мне много чего прощал. Но я, например, никогда не показал ему, что я больше, чем он спал. Я всегда раньше вставал, позже ложился спать, чтобы он не увидел, что я сплю. У нас еще такое правило есть — не показываться отцу месяц, пока он сам тебя не увидит случайно.

С мамой у нас отдельные отношения были. Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Она как переводчик.

Наказание матери считалось не таким зазорным, тем более оно осуществлялось обычно только в течение первых лет жизни. Вместе с тем слово бабушки всегда обладало большим авторитетом для мальчика, особенно подростка.

Бабушки играют колоссальную роль в воспитании детей в Чечне. Именно моя бабушка меня воспитала и моих детей воспитывает, потому что знает гораздо больше, чем любой другой. Самые мудрые у нас бабушки и дедушки. И дед мой — очень уважаемый человек. Для меня большое счастье, что мой дедушка и бабушка воспитывают моих детей.

Экспертное мнение

детский психолог, SmartNews

— Особое значение в воспитании чеченских детей играют дедушки и бабушки. У писателя Мусы Бексултанова есть рассказ, где старик берет с собой на охоту внука. Это для мальчика было долгожданным походом. Дед разрешил ему взять винтовку и выстрелить в животное. В последний момент, когда дичь была на мушке, мальчик не выстрелил, и вспугнутая косуля убежала. Мальчику стало стыдно за свою слабость, и он заплакал. Дед, наоборот, похвалил его за человечность. «Молодец, из тебя вырастет хороший человек!» — сказал старик.

При всей своей брутальности чеченцы всегда ценили человечность и милосердие, приучали к нему детей. На мальчика из рассказа такая реакция деда на, казалось бы, слабость, которую он проявил, на самом деле в будущем подействует очень сильно. Он поймет, что сильный человек не обидит слабого. Для детей в таком возрасте это большой перелом.

К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.

Чеченские историки ссылаются на психологов, которые утверждают, что человек, прошедший через страх, может стать большим угнетателем. В худшем случае, считали чеченцы, у такого человека могли забрать душу. Говорят, что если чеченец страшится чего-то, то должен бояться только позора или потерять лицо. Как гласит вайнахская пословица, лошадь, которую били кнутом, не станет настоящим конем.

Воспитание детей начиналось с довольно раннего возраста. Это не значит, что их заставляли выполнять какую-то трудоемкую работу. Наоборот, до определенного возраста детям запрещалось поднимать тяжести. Чеченцы никогда не бьют своих сыновей. В наши дни этот принцип не особенно трепетно соблюдается. Порой родители бывают вынуждены пороть ремнем своих нерадивых отпрысков, как бы устраняя собственные недочеты, допущенные в процессе воспитания. Иногда подобная порка идет на пользу. Политика кнута и пряника как контрастный подход тоже себя оправдывает — в зависимости от степени понятливости подростка. В целом же воспитание подразумевает прежде всего назидание и порицание, чем телесное наказание.

У чеченцев и ингушей никогда не отказывались от детей. Потерявшегося ребенка могли взять под свою опеку совершенно чужие люди. Доказательство тому случай, произошедший несколько лет назад в Ингушетии. В селении Ачалуки родственники нашли пропавшего 16 лет назад чеченского мальчика. Каким-то образом из чеченского города Аргуна он попал на границу с Ингушетией. Обнаружив ребенка, местный житель, работавший в то время в ингушской милиции, забрал его к себе. С того времени Мурад Солтанмурадов живет на две семьи.

В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, - это уважение к старшим. Имя отца - это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.

Каждый из детей - это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов - отца и матери. В конце концов, человек, воспитывая и тратясь на образование детей, вкладывает в них и силы, и финансы для того, чтобы обеспечить свою старость, оставаясь уважаемым в обществе и при жизни, и после смерти. Пожилые люди часто говорят, что нет ничего приятнее на старости лет, чем слышать от посторонних людей о заслугах их детей и о том, какими они уважаемыми стали.

Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций - многодетность. Если спросить 30-летнего чеченца, у которого нет постоянной работы и стабильного дохода, почему он заводит так много детей, это все равно что усомниться в том, нужны ли ему его братья и сестры. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. И неважно, третий это ребенок или пятый. Семья, в которой семь братьев, - это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

историк, преподаватель ЧГУ, SmartNews

Главный воспитатель детей в чеченской семье - это мать. Если в идеальной чеченской семье мальчик учится на примере отца, увлеченный его авторитетом, то мама - это практически первый учитель. Женщина может обратиться к мужу за помощью только в крайних случаях, когда ребенок отбивается от рук. «Я все отцу расскажу, когда он вернется» - такие заявления действуют на детей как шоковая терапия. Даже если отец никогда и не поднимал руку на детей.

Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И эти традиции у нас будут продолжаться.

На самом деле, согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общались отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына был отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу.

Отец для меня всегда был самым главным после Всевышнего. Я делал все, чтобы угодить отцу, чтобы он сказал, Рамзан - хороший мальчик. Он меня учил делать добро, учиться, трудиться всегда во благо народа. Это я делал. У нас особенные отношения были. Он мне много чего прощал. Но я, например, никогда не показал ему, что я больше, чем он спал. Я всегда раньше вставал, позже ложился спать, чтобы он не увидел, что я сплю. У нас еще такое правило есть - не показываться отцу месяц, пока он сам тебя не увидит случайно.

С мамой у нас отдельные отношения были. Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Она как переводчик.

Наказание матери считалось не таким зазорным, тем более оно осуществлялось обычно только в течение первых лет жизни. Вместе с тем слово бабушки всегда обладало большим авторитетом для мальчика, особенно подростка.

Бабушки играют колоссальную роль в воспитании детей в Чечне. Именно моя бабушка меня воспитала и моих детей воспитывает, потому что знает гораздо больше, чем любой другой. Самые мудрые у нас бабушки и дедушки. И дед мой - очень уважаемый человек. Для меня большое счастье, что мой дедушка и бабушка воспитывают моих детей.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

детский психолог, SmartNews

Особое значение в воспитании чеченских детей играют дедушки и бабушки. У писателя Мусы Бексултанова есть рассказ, где старик берет с собой на охоту внука. Это для мальчика было долгожданным походом. Дед разрешил ему взять винтовку и выстрелить в животное. В последний момент, когда дичь была на мушке, мальчик не выстрелил, и вспугнутая косуля убежала. Мальчику стало стыдно за свою слабость, и он заплакал. Дед, наоборот, похвалил его за человечность. «Молодец, из тебя вырастет хороший человек!» - сказал старик.

При всей своей брутальности чеченцы всегда ценили человечность и милосердие, приучали к нему детей. На мальчика из рассказа такая реакция деда на, казалось бы, слабость, которую он проявил, на самом деле в будущем подействует очень сильно. Он поймет, что сильный человек не обидит слабого. Для детей в таком возрасте это большой перелом.

К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.

Чеченские историки ссылаются на психологов, которые утверждают, что человек, прошедший через страх, может стать большим угнетателем. В худшем случае, считали чеченцы, у такого человека могли забрать душу. Говорят, что если чеченец страшится чего-то, то должен бояться только позора или потерять лицо. Как гласит вайнахская пословица, лошадь, которую били кнутом, не станет настоящим конем.

Воспитание детей начиналось с довольно раннего возраста. Это не значит, что их заставляли выполнять какую-то трудоемкую работу. Наоборот, до определенного возраста детям запрещалось поднимать тяжести. Чеченцы никогда не бьют своих сыновей. В наши дни этот принцип не особенно трепетно соблюдается. Порой родители бывают вынуждены пороть ремнем своих нерадивых отпрысков, как бы устраняя собственные недочеты, допущенные в процессе воспитания. Иногда подобная порка идет на пользу. Политика кнута и пряника как контрастный подход тоже себя оправдывает - в зависимости от степени понятливости подростка. В целом же воспитание подразумевает прежде всего назидание и порицание, чем телесное наказание.

У чеченцев и ингушей никогда не отказывались от детей. Потерявшегося ребенка могли взять под свою опеку совершенно чужие люди. Доказательство тому случай, произошедший несколько лет назад в Ингушетии. В селении Ачалуки родственники нашли пропавшего 16 лет назад чеченского мальчика. Каким-то образом из чеченского города Аргуна он попал на границу с Ингушетией. Обнаружив ребенка, местный житель, работавший в то время в ингушской милиции, забрал его к себе. С того времени Мурад Солтанмурадов живет на две семьи.

СПРАВКА SMARTNEWS

В Чечне издавна существует традиция, когда брат может отдать своего ребенка своему брату и снохе, не имеющим детей. Обычно дети узнают правду, только став подростками, а до тех пор считают своими отцом и матерью приемных родителей. Такие дети никогда не будут обделены вниманием как приемных, так и истинных родителей. Ислам, который сейчас исповедуют чеченцы, так же как и традиционное право чеченцев - адат, строго регулирует правила усыновления детей. При этом, как утверждают представители духовенства, согласно канонам ислама, усыновление бывает двух видов: разрешенное и запрещенное. Разрешенным является тот вид усыновления, когда ребенка берут в семью с целью дать ему правильное воспитание, проявлять к нему доброту и чуткость и полностью заменить родителей.

Запрещенное - это когда ребенка усыновляют с тем, чтобы он считался ребенком приемных родителей и к нему применялись те же нормы, что и к другим детям, имеющимся в новой семье. Приемному ребенку нельзя давать новую фамилию, и он не обязан считать чужих людей своими родителями. Если истинные родители усыновленного ребенка живы, то он должен о них знать.


«Каждый из детей - это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов - отца и матери»- соглашусь с этим высказыванием. Ведь именно от родителей зависит будущее его ребенка. И тут надо приложить немало усилий, дабы ребенок смог найти себя, своё призвание, воспитание, образование- всё это играет большую роль.

Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике. Рождение ребенка, а особенно мальчика, накладывает на родителей серьезную ответственность, нести которую считается главным делом всей жизни. (6 фотографий)

Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций - многодетность. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. Семья, в которой семь братьев, - это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.

В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, - это уважение к старшим. Имя отца - это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.

Согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общаются отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына остается отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу.

К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.

Семья Рамзана Кадырова - показательный пример, здесь на практике можно увидеть все особенности традиций местного воспитания. “Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали”, – рассказал Рамзан Кадыров в одном из интервью.

Традициям семейного воспитания чеченцев более 200 лет, так считают в республике. Главным делом всей жизни считается рождение ребенка и его воспитание, особенно мальчиков.

Счастливой будет та семья где есть семь братьев, а отец такого семейства удостаивается уважения в обществе. Одно из первых пожеланий для родителей при рождении первенца, чтоб у него было семь братьев. Многодетность до сих пор остается достоинством семейных традиций в Чечне, не смотря на вмешательство современного мира.

Когда начинается воспитание ребенка в семье? У чеченцев есть притча о том, что когда молодая мать пришла к старцу и спросила с какого времени начинать воспитывать дитя, то узнав, что ребенку месяц, старец ответил: «Ты опоздала на месяц». Согласно традициям ребенка учат уважению к старшим, авторитету отца. Имя отца зачастую действует как магическое слово, чтоб успокоить и усмирить шалунов.

В соответствии с традициями чеченские родители никогда не хвалят своих детей при людно. Любой отец промолчит на рассказы сына о его достижения, а общение в семье происходит через мать. Соблюдая дистанцию, отец остается авторитетом для сына и его идеалом для подражания.

Традициями воспитания в чеченских семьях интересовались с дореволюционных времен. Больше всего историков занимал вопрос почему чеченские родитель не бьют детей. На расспросы отцы и матерь отвечали, что воспитывают из них людей. Адольф Берже – великий русский кавказовед, утверждал, что такой подход существует в семье для того, чтоб сын не знал чувство страха, и не вырос трусом. Детей при этом даже не ругают.

Рамазан Кадыров показательный пример итогов традиционного воспитания чеченцев. По его воспоминаниям в присутствии отца он никогда не садился, и без разрешения не говорил. Отвечал только на конкретные вопросы. Комната где находились родители вместе была не доступна. В присутствии деда он никогда с отцом не общался. А смог свободно поговорить только в последние годы. Но похвалы от него никогда не было. Эти же традиции соблюдаются и в его собственной семье. Но даже сейчас в присутствии отца он с женой и детьми не разговаривает. Так его воспитали и по этим «законам» он воспитывает своих детей.

Кавказ суровый край и отказ от детей здесь не приветствуется. Любой потерявшийся ребенок всегда может найти приют в другой семье, где чужие люди просто становятся для него родителями. Вот случай произошедший несколько лет назад, тому прямое подтверждение. В Ингушетии, на границе с Чечней, был найдет чеченский мальчик. До сих пор не ясно как из горного селения Ачалуки он туда попал. Его забрала к себе на воспитание семья ингушского милиционера, который его и нашел. Но спустя 16 лет его нашла и родная семья. Мурад Солтанмурадов – так зовут, этого человека, теперь живет на две семьи.

Детей стали реальностью в российской черноземной глубинке. Полтора года русская семья из Мценска воспитывала чеченского мальчика, а чеченская - русского. В итоге по решению суда семьи обменялись детьми.

Жили и забот не знали, пока в августе прошлого года Андросовы случайно не нашли роддомовскую бирку с надписью "Зарема Тайсумова". Странно, откуда она? Размышления привели Анну Андросову к неприятному выводу - ее полуторагодовалый малыш, скорее всего, не ее единокровный сын.

Женщина встретилась с семьей Тайсумовых, однако первоначально ее словам не поверили. Тогда Анна добилась проведения экспертизы ДНК, которая и подтвердила: женщины воспитывают не своих детей. Оказывается, малышей перепутали в детском доме. Акушерка завернула их в чужие одеяльца, а вот бирки на ручках мальчиков были при этом свои.

По странной случайности обе женщины сняли эти бирки, даже не посмотрев на них. Матерей не смутило при этом, что в русской семье родился темноволосый и кареглазый малыш, а в чеченской - светловолосый и голубоглазый. Истина открылась лишь через полтора года. Ну, а дальше, был суд, который постановил обменяться детьми. Подробнее об этом - федеральная судья, ведущая это дело Людмила Чугина: "Дети имеют право, согласно семейному кодексу, воспитываться в родных семьях. У обоих детей есть и матери, и отцы, и родные. Естественно, что суд пришёл к выводу, что дети должны воспитываться в родных семьях. Никаких препятствий к этому совершенно нет. То, что сотворили работники больницы, - это халатность, которая граничит с преступлением".

В итоге семьи обменялись детьми. Новые документы малышам не делали. Аня и Зарема поменялись только медкарточками сыновей. И все встало на свои места: темненький - Адлан, светленький - Никита. Сейчас обе женщины подружились, и Тайсумовы, которые уже переехали в Чечню, собираются пригласить Анну с сыном в гости.

Для роддома же эта история безнаказанно не прошла. Анна Андросова подала иск о возмещении морального вреда и выиграла суд. Теперь больница должна заплатить ей 150 тысяч рублей. "Судом было учтено, что в семье имеется старший ребёнок, который очень тяжело переживает всю эту ситуацию, и сама мама, естественно, - продолжает Людмила Чугина. - Жаль и того, которого она вынуждена отдать. Остановка, в которой находился её собственный ребёнок, была тяжелая - мальчик переживал переход в другую семью, устраивал истерики. Всё это было судом учтено".

Очень правильно, что мальчиков вернули своим настоящим родителям именно сейчас, пока они маленькие. Психологических травм для них меньше, считает заведующая лабораторией развития ребенка Института возрастной физиологии РАО Марьянна Безруких. "Важно, чтобы они росли в благоприятных условиях, - говорит она. - Если дети росли в ситуациях заботы, любви, ласки, внимания взрослых, то такая ситуация не должна негативно сказаться на их развитии".

Кстати, Зарема Тайсумова также думает обратиться в суд за компенсацией. В самом же роддоме с журналистами общаться отказались. Лишь сказали, что медсестра, допустившая ошибку, уже уволена.