Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Школа для детей с научным складом ума. Интерпретация результатов теста на интеллект, тип мышления и склад ума

Школа для детей с научным складом ума. Интерпретация результатов теста на интеллект, тип мышления и склад ума

Человека, поскольку работа должна ему соответствовать. Только в этом случае выполнять свои обязанности станет проще, достижения будут более значительными, а сделать карьеру станет значительно легче. Рассмотрим это более подробно.

Склад ума может быть гуманитарный, синтетический и аналитический. Данные виды имеют разное содержание и свои особенности функционирования.

Позволит человеку анализировать и рассматривать подробно ситуации, выстраивая их в виде четкого целостного образа. Как правило, мыслительные процессы таких людей происходят непрерывно, успешно выявляя существенные отношения и связи между разнообразными элементами в любой информации. Данные являются близкими к математическим или техническим.

Гуманитарный склад ума обрабатывает информацию несколько иначе. Человеку необходимо сначала все прочувствовать и представить. Данный метод опирается на эмоциональный окружающего мира.

Помимо этого, часто встречается синтетический склад ума. Таким людям достаточно сложно определить четко, кто они в большей степени, техники или гуманитарии. В учебе у них успехи одинаковые на полярных фронтах, как на математических дисциплинах, так и на литературе. Обладатели универсального склада ума являются счастливчиками, поскольку способности распределяются приблизительно поровну, но обычно с перевесом в ту или иную сторону. Таким людям для того, чтобы определить преобладающие свои склонности, рекомендуется пройти процедуру профессионального тестирования.

Психологи считают, что склад ума человека определяется ведущим полушарием головного мозга. Если более развито, то является преобладающей эмоциональная сфера. В данном случае склад ума - гуманитарный. В противном же случае речь идет об аналитическом.

Для того чтобы это узнать, необходимо использовать следующую методику. Главное - делать необходимые упражнения, не задумываясь и подчиняясь привычке.

Рассмотрим более подробно данные задания.

Первое упражнение. Необходимо переплести десять-двадцать раз пальцы на руках. При этом нужно обратить внимание на то, палец какой руки оказывается постоянно наверху получаемой «пирамиды». Если в большем количестве случаев это левый палец, то человек является более эмоциональным; если же правый, то рациональным с преобладанием аналитического склада ума.

Второе упражнение. Для того чтобы пройти данное задание, необходимо взять простой карандаш или же обычную ручку в руку, а потом вытянуть ее вперед. Далее направляем ее к какой-либо горизонтальной поверхности, имеющей однородный цвет. Ручку рекомендуется держать так же. Теперь закрываем один глаз и смотрим, произошло ли смещение ручка-«линия» в сторону. Если в данный момент "задействован" правый глаз, то человек владеет агрессивным, твердым и настойчивым характером (аналитический склад ума), в противном же случае - мягким и уступчивым (гуманитарный).

Третье упражнение. Необходимо закрыть глаза и переплести руки на груди. Далее рекомендуется обратить внимание на то, какая рука располагается наверху. Если левая, то можно говорить о преобладании правого полушария, если же правая, то наоборот.

Четвертое упражнение. Необходимо активно похлопать в ладоши и обратить внимание на то, какая рука будет более интенсивно это делать, а также на то, какая из них располагается сверху. Если речь идет о правой руке, то можно выделить наличие решительного характера и аналитического склада ума; если же о левой, то такому человеку сложно принять решение, поскольку он постоянно колеблется, обладая мягким гуманитарным складом ума.

Гуманитарный склад ума нередко становится объектом насмешек типичных «технарей », искренне полагающих, что человек, слабо сведущий в математических расчетах, глуповат и недалек. Мол, по-настоящему умный человек одинаково легко запоминает и логически анализирует информацию.

Особенности гуманитарного склада ума

На самом деле, все обстоит иначе. «Гуманитарий » вполне может вести подсчеты и изучать физику. Просто его это не увлекает. Куда более интересна для него общественная деятельность, творчество, классическая литература, философия, искусство.

При этом, условный «гуманитарий » может избрать для себя соответствующую профессию, на деле разбираясь в инженерных технологиях не хуже самого заядлого «технаря». Человек с гуманитарным складом ума, прежде всего, испытывает порывы реализовать духовную сторону своей жизни.

Среди большинства ученых, открывших важные химические элементы и физические законы, просматривалась тяга к творчеству. Более того, сотни из них стали известны именно благодаря продуктам собственной фантазии и рассуждений. Яркий пример – величайший физик и химик Михаил Васильевич Ломоносов, которого больше ценили за оды и поэзию, чем за бесценный вклад в развитие точных наук.

Гуманитарный склад ума в википедии трактуется как «ментальность », или способность видеть мир, в котором мысли сплетены с эмоциями. Действительно, ментальность определяет неделимые эмоциональные и интеллектуальные аспекты, присущие именно «гуманитариям ».

Тип мышления определяется вовсе не хорошей памятью или увлеченностью литературой, а способностью воспринимать жизнь многогранно. Это и есть главная сущность гуманитарного склада ума – воспринимать мир всесторонне, знать, что в любой медали есть две стороны, и что всегда существует нечто «другое ».

Другой смысл, другое толкование, другая интерпретация, другие понятия, другой опыт, другое видение. Математический, или технический ум воспринимает всю жизнь «по правилам ». Причем личность, обладающая им, готова сутками доказывать вам «общепринятые » законы мироздания, результаты «единственно верных » исследований, безоговорочное подчинение все и вся физическим законам.

Такое восприятие чуждо и противоположно творческому человеку. Он всегда учитывает, что есть «другое ». «Гуманитарий » может презирать, ненавидеть, враждовать с этим «другим », не проявлять к нему ни толики толерантности, но откровенно признавать – оно существует.

Каким типом ума обладаете вы, определить несложно. Зачастую это происходит еще в школе. Учителя и классные руководители без труда определяют наличие математического или гуманитарного склада ума у своих подопечных. «Гуманитарии » отличаются высокой степенью грамотности, тягой к изучению иностранных языков, проявлением творческих способностей (рисование, музыка, поэзия), феноменальной памятью, философскими суждениями по каждому вопросу.

Чтобы определить данные способности у себя, можно пройти специальный тест. Профессии для представителей гуманитарного склада ума многообразны – от библиотекаря, до политика или философа. Здесь все зависит от того, к какому роду деятельности вы питаете настоящую страсть.

Как определить гуманитарный склад ума у своего ребенка?

Задатки к виду деятельности можно определить еще в раннем детстве. Тогда же впервые раскрывается сущность склада ума и мышления. Как различить, гуманитарный или технический склад ума присутствует у вашего чада?

Первые признаки «гуманитария» в ребенке:

  • Он обладает острым тактильным и обонятельным чутьем, бурно реагирует на запахи, визуальные эффекты и прикосновения;
  • Его не слишком увлекают базовые головоломки, которые с легкостью даются сверстникам;
  • Он обожает рисовать, раскрашивать, лепить, формировать поделки из бумаги;
  • Он требует от вас мнения о сказках и литературных произведениях, проявляет «взрослые » рассуждения по поводу сюжета и героев;
  • Он предпочитает сюжетно-ролевые игры и стратегии наподобие «дочки-матери », «войнушки »;
  • Он не боится темноты;
  • Он не проявляет особого интереса к естественным наукам в режиме реальной жизни: не спрашивает, откуда берется молоко у коровы, почему на траве появляется роса, сколько лапок у паука и т.д.

Если вы определили наличие этих способностей у своего чада – значит, самое время заняться организацией его общественной и профессиональной стези. Следует понимать, что среди гуманитарных наук также имеются точные. Например, иностранные языки или психология.

Профессиональные гуманитарии, в отличие от ментальных, не всегда способны воспринимать другую точку зрения как нечто верное и имеющее право на существование.

Еще одна отличительная черта типичных гуманитариев, которая проявляется еще в детстве – коммуникативные способности. Эти люди тянутся к другим и мастерски налаживают контакты в течение всей жизни. Причем это касается и тех, кто приемлет чужое мировоззрение, и тех, кто его упорно отвергает.

Если определенному индивидууму удается легко налаживать контакт с посторонними людьми, имеющими принципиально противоположные взгляды и позицию, этот человек является типичным олицетворением ГСУ. К нему будут тянуться люди любых религий, профессий и типов темперамента, с ним будет легко и интересно по жизни, из него выйдет отличный психолог, оратор, социолог или политик.

Как определить склад ума у взрослого состоявшегося человека?

Как мы уже упоминали, «гуманитарий » вполне может заниматься математической или технической деятельностью по воле случая. Причем такие люди нередко преуспевают в деле, которое они выбрали для своей жизни, даже если оно расходится с эмоциональным и умственным типом.

Равноценно, как «технарь » может служить в государственных органах, заниматься психологией или глубинным изучением традиций других стран. Вряд ли можно сориентироваться в определении склада ума по оценке профессии. Тем более что далеко не всем доводится заниматься любимым занятием в жизни.

Что значит определение «гуманитарный склад ума»?

  1. Знаковый тип мышления;
  2. Преобразование информации в окончательный вид при помощи собирательного анализа предположений и высказываний;
  3. Обилие друзей и знакомый;
  4. Великолепные коммуникативные способности;
  5. Любовь к обществу и шумным мероприятиям;
  6. Потребность постоянно находиться в центре внимания;
  7. Большой интерес к литературе, приобретению новых навыков, изучению новых теорий;
  8. Последовательное и точное изложение собственных мыслей, умение концентрироваться на важном;
  9. Требовательность к форме изложения рассуждений у окружающих;
  10. Интерес к мультикультурной среде;
  11. Увлеченность новостями, традициями и законами других стран.

Лучшие профессии для «гуманитария »:

Если вы все еще сомневаетесь в своей собственной стезе, рекомендуем вам пройти тесты на гуманитарный склад ума. Так вы быстрее сможете определиться с выбором карьерной направленности, подберете себе достойное хобби, сможете начать жизнь с чистого листа, в соответствии с личными потребностями.

И помните, несмотря на некую ценность «технарей» в сфере программирования, «гуманитарии» – не менее востребованные в общественной жизни личности. Желаем вам творческих побед, профессиональных взлетов и интересных событий!

Всем известны жаркие споры между «гуманитариями» и «технарями». «Физики» частенько подсмеиваются над «лириками», считая их людьми чудаковатыми и недалекого ума. Мол, действительно талантливого и сообразительного человека отличает способность одновременно к запоминанию и аналитическому мышлению. Действительно ли это так? Как определить, гуманитарный склад ума у человека, или технический? В чем «сильные стороны» «лириков»?

Особенности гуманитарного склада ума

«Гуманитарии» запросто могут разбираться в формулах и физических явлениях. Конечно, если захотят. Однако чаще такая деятельность их не привлекает. Его обладателям куда интереснее заниматься литературой, общественными науками, пробовать себя в творческой деятельности. Отметим, что деление на «физиков» и «лириков» условно. Человек может прекрасно знать законы сопротивления материалов, но выбрать общественную деятельность, которая ему ближе.

Для гуманитарного склада ума характерно преобладание духовной составляющей личности. Многие ученые-естественники (физики, химики) испытывали потребность выражать себя в творчестве и преуспевали в этом. Например, Михаила Васильевича Ломоносова ценили за поэтический талант, великий Леонардо да Винчи был и художником, и изобретателем, Альберт Эйнштейн играл на скрипке.

Считается, что гуманитарии видят мир в совокупности интеллектуальной и эмоциональной составляющих, которые тесно переплетаются между собой в одно целое. Это не только хорошая способность к запоминанию или увлечение изобразительным искусством, а в большей степени многогранное восприятие мира, видят окружающее со всех сторон. Их отличает четкое осознание «двух сторон медали», возможности другого мнения, видения, опыта, интерпретации.

Люди с «техническим» умом любят все «раскладывать по полочкам». Ключевой момент для них – все должно быть «по правилам». «Физики» готовы до бесконечности спорить о существовании незыблемых законов мироздания, «истин в последней инстанции», безусловному подчинению единственно верным утверждениям. Для творческих людей такое восприятие неприемлемо. Они могут отвергать противоположное своему мнение, не соглашаться с ним, но признают его право на существование.

Преобладание типа ума определяется без особого труда. Педагоги, например, сразу видят, к чему тяготеет ученик – математическим или гуманитарным дисциплинам.

Типичные признаки «лириков»:

  • высокая грамотность;
  • способность к иностранным языкам;
  • творческие способности (увлечение музыкой, живописью, поэзией);
  • хорошая память;
  • способность к философским рассуждениям.

Существуют специальные тесты для определения способностей. Диапазон профессий для гуманитариев достаточно широк – от библиотечной деятельности до политической карьеры. Стоит учитывать склонности и предпочтения к той или иной сфере деятельности.

Как проявляется гуманитарный склад ума у детей

Особенности мыслительной деятельности видны уже в раннем возрасте. Как определить, эмоциональный склад ума у малыша, или рациональный?

«Гуманитарные» признаки, которые появляются первыми:

  • Хорошо развито осязание и обоняние, чувствительность к запахам, прикосновениям, визуальным эффектам, которые «технари» могут просто не замечать.
  • Равнодушны к головоломкам, логическим играм (сортерам, пирамидкам, матрешкам), зато любят лепить, рисовать, раскрашивать, мастерить из разных материалов.
  • Анализируют прочитанные литературные произведения, высказывают свое мнение о сюжете и героях, пытаются обсуждать их критически.
  • Увлеченно играют в «войну», «дочки-матери», т.е. предпочитают деятельность сюжетно-ролевого характера.
  • Не боятся спать без света.
  • Не задают «исследовательских» естественнонаучных вопросов, что такое звезды, где зимуют лягушки, спят ли рыбы, откуда у зверей хвост и т.п.

Заметили проявление этих признаков у ребенка? Подумайте о том, на какую профессию его стоит нацеливать в будущем. Следует учесть, что гуманитарные науки тоже могут быть точными. В качестве примера приведем лингвистику или психологию.

Гуманитарии, как правило, обладают хорошими коммуникативными способностями. Эта черта проявляется еще в детстве. Они легко налаживают контакты с окружающими, независимо от того, совпадают или разнятся их мировоззрения. С такими людьми всегда легко и интересно, они обладают яркой харизмой, к ним тянутся люди с разными темпераментами, религиозными убеждениями, менталитетом, профессиями. Они могут быть талантливыми психологами, политиками, ораторами, артистами, ведущими.

Внимание! Есть довольно известный и простой способ определения типа мышления. Нужно переплести пальцы кистей рук и посмотреть, какой из больших пальцев окажется сверху. Если «лидирует» левая, преобладает гуманитарно-эмоциональный аспект. И наоборот, если первенство за правой, человеку ближе рациональная составляющая.

У метода много сторонников, но есть и противники. Принимать ли его во внимание, каждый решает для себя сам.

Склад ума у взрослых

Мы уже говорили о том, что «лирики» «волею судеб» вполне могут быть востребованными инженерами, математиками или физиками-ядерщиками. Точно так же есть «технари» среди чиновников, психологов, культурологов.

Таким образом, склад ума не всегда определяет выбор профессии, тем более, что далеко не все занимаются делом по душе. Тем не менее, эмоциональный и умственный тип личности оказывает влияние на жизненный путь любого человека.

Вы – гуманитарий, если:

  • Обладаете знаковым мышлением – обозначаете связи между предметами при помощи понятий.
  • Можете сказать, что у вас большой круг знакомств, реальных и виртуальных – множество контактов в записной книжке телефона и социальных сетях.
  • Любите шумные компании, общество других людей.
  • Охотно овладеваете новыми знаниями и навыками.
  • Умеете излагать свои мысли, рассуждать, анализировать, выделять главное.
  • Интересуетесь культурой и обычаями других стран.

Гуманитарию подойдет профессия:

  • журналиста;
  • критика;
  • социолога;
  • педагога;
  • переводчика;
  • экскурсовода;
  • маркетолога;
  • юриста;
  • дизайнера;
  • модельера;
  • археолога;
  • писателя;
  • врача;
  • парикмахера;
  • менеджера по туризму.

Важно! Не устраивает, как сложилась карьера и жизнь? Есть смысл определить склад ума и подумать, чего вы хотите на самом деле с учетом склонностей и способностей. Изменить свою жизнь никогда не поздно!

Часто можно столкнуться с делением людей на гуманитариев и технарей. Интернет заполнен бесконечными спорами между этими двумя группами. Но кто же такие гуманитарии и технари в действительности? И как определить, к какой из групп относится ребенок? Ответы на эти вопросы нужно искать в склонностях, задатках, интересах и особенностях склада ума каждого человека. Сегодня мы посмотрим, какими особенностями обладают люди с гуманитарным и техническим (аналитическим) складом ума.

Предпосылки склонности к гуманитарным или техническим наукам


Склонность можно заметить уже в раннем детстве.

Практически каждый человек обладает склонностью к определенным типам наук, т.е. одни дисциплины вызывают больший интерес, чем другие. Например, одни предпочитают проводить расчеты (склонность к математике), а другие читать книги и анализировать тексты (склонность к литературе и языку). Наиболее ярко эта склонность проявляется в школьные годы, а в некоторых случаях заметна и в более раннем возрасте. Существует несколько предпосылок для этого:

  1. Задатки. Это природные качества человека, которые определяют его успешность в каком-то определенном виде деятельности. Это врожденные физиологические, психологические особенности, особенности нервной системы и строения мозга. Например, абсолютный слух, сильный тип нервной системы, отличная память и др. При благоприятных условиях развития задатки переходят в способности: музыкальные, математические и др.
  2. Воспитание. Даже при отсутствии определенных задатков и способностей можно привить ребенку любовь к какой-то науке. Например, достаточно распространены семьи потомственных математиков, врачей, педагогов и т.д. Воспитываясь в той или иной семье, ребенок перенимает представления, нормы и ценности своих родителей. А особенно ярко интерес к гуманитарным или техническим наукам будет проявляться в том случае, если взрослые будут заниматься с ребенком и поддерживать его увлеченность.
  3. Интерес. Может сформироваться под влиянием родителей, педагогов, друзей и т.д. Иногда интерес к той или иной науке вспыхивает у ребенка как бы спонтанно, т.е. целенаправленно его никто не прививает. В этом случае он будет в большей степени обусловлен задатками и складом ума.
  4. Склад ума. Под этим понятием подразумевается то, каким именно способом человек мыслит, как выражает и реализует свои мысли и идеи. В большей степени он обусловлен природной составляющей (т.е. присущ человеку с рождения), однако и воспитание играет значительную роль в его формировании.

Каждая из этих четырех предпосылок существенно влияет на склонность ребенка к гуманитарным или техническим наукам. Однако разделение людей на две категории (гуманитариев и техников) происходит именно по складу ума, который в каждом случае обладает своими особенностями.

Особенности людей с гуманитарным складом ума

Считается, что такой склад ума присущ людям, у которых более развитым является правое полушарие. Т.е. людям с, так называемым, художественным типом личности. Их особенностями являются:

  • Эмоциональный способ познания мира. Такие люди больше ориентированы на чувства и эмоции, познавая что-то, они пропускают это через себя. Например, слушая сказку, такой ребенок будет обращать больше внимания на чувства героев, переживать за них.
  • Способ действия. Гуманитарии в большей степени теоретики, нежели практики. Они с жадностью интересуются открытиями других людей, изучают историю различных явлений и при этом не особо стремятся создавать что-то самостоятельно. Собственные открытия они совершают в том случае, если имеющихся знаний недостаточно для объяснения того или иного явления. Ребенок с гуманитарным складом ума в играх будет действовать по имеющимся правилам (если они понятны и устраивают его), не стремясь отходить от них и выдумывать что-то новое.
  • Принятие множественности точек зрения. Люди с такой склонностью способны принять существование других точек зрения, понять, что другие люди могут думать не так как они. Дети-гуманитарии будут стремиться найти различные объяснения заинтересовавшего их явления, например, они не удовольствуются одной теорией происхождения человека, а постараются ознакомиться со всеми.
  • Преобладание наглядно-образного типа мышления. У таких детей очень развито воображение, они легко могут представить себе какой-то объект или явление (но только если уже однажды видели его), им необязательно иметь перед собой предмет, чтобы мысленно произвести с ним какие-то действия. Однако стоит отметить, что преобладание у человека данного типа мышления не обязательно обуславливает гуманитарный склад ума.
  • Любовь к гуманитарным наукам. Ребенок-гуманитарий скорее предпочтет литературу, язык, историю и т.д., чем математику, физику и другие естественные и технические науки. Однако бывают случаи, когда люди с таким складом ума любят не только гуманитарные науки, но даются они им сложнее.

Итак, гуманитарный склад ума у ребенка можно определить по его повышенной эмоциональности и чувствительности, по умению понимать людей и налаживать с ними контакты, по любви к рассуждениям и мыслям. Прочитав какую-то интересную книгу или просмотрев фильм, такие дети будут обдумывать ее/его, постараются прочувствовать и представить. Гуманитарии отнюдь не пассивны, но они менее активны и бойки, чем дети с аналитическим складом ума. Они постепенно накапливают знания, собирают их по крупицам, а потом могут удивить взрослых обширностью своих познаний. При этом они отлично умеют применять эти знания в жизни, в общении с людьми и т.д.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с таким складом ума: психолог, педагог, филолог, историк, археолог, юрист, политолог, экономист, социолог и др.


Особенности людей с техническим (аналитическим) складом ума

Как правило, у таких людей более развитым и ведущим является левое полушарие. Дети с техническим складом ума относятся к мыслительному типу личности и характеризуются:

  • Познанием мира через логические схемы. Сталкиваясь с какой-то новой ситуацией или явлением, техник постарается проанализировать ее со всех возможных сторон и аспектов, рассмотреть каждую мелочь. Например, в сказках такие дети будут больше внимание обращать на поступки героев, расспрашивать, как им удалось сделать то или иное действие. Техники не лишены чувств и эмоций, но у них они уходят на второй план.
  • Активным способом действия. Техники предпочитаю действовать, а не рассуждать. При этом они стремятся все детально обдумать, сделать деятельность четкой и целенаправленной. Таким детям не столько интересно выслушивать об открытиях других, сколько самим делать эти открытия. Даже в играх они стремятся изобрести что-то новое, придумать и ввести собственные правила.
  • Приверженностью к одной определенной точке зрения. Как правило, техники склонны к одной точке зрения, к одному способу действия и т.д. Им сложно принять существование других мнений. По этой причине изучение наук, где существует множество теорий и парадигм, объясняющих одно явление, для них затруднительно.
  • Преобладанием абстрактно-логического типа мышления. Как правило, такие люди мыслят категориями, которых в природе не существует. Они все стремятся объяснить с точки зрения логики: связать понятия между собой, сделать умозаключение и т.д. Но стоит помнить, что преобладание данного типа мышления не обязательно будет обуславливать технический склад ума.
  • Любовью к естественным и техническим наукам. Математика, геометрия, физика, химия, области, в которых преобладают чертежи и схемы, - вот стихия людей-техников. Это не означает, что они не любят читать книги и смотреть фильмы, не интересуются искусством. Просто анализ, рассуждения и обсуждения для детей с аналитическим складом ума не свойственны.

Кратко охарактеризовать детей с техническим складом ума можно как очень подвижных, но в то же время рациональных и редко проявляющих свои эмоции. Они стремятся все познать на собственном опыте, сделать великие открытия, войти в историю. Их цель – получение новых знаний, новых способов действия. При этом совершенно не важно, что эти знания и способы действия могли существовать и ранее. Технари энергичны и самоуверенны, но при этом находить общий язык с окружающими им бывает сложно, да они и не всегда стремятся к этому. Они любят технику и хорошо владеют ею.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с техническим складом ума: математик, физик, химик, инженер, архитектор, механик, программист, биотехник, повар (кулинар) и т.д.


Способности к математике – один из главных показателей.

Можно ли изменить склонность

Склонность и склад ума в большинстве случаев определяют будущую профессию и род деятельности. Однако не редко возникают ситуации, когда вопреки этим критериям приходится выбирать иную область деятельности. Так можно ли изменить склонность ребенка к техническим или гуманитарным наукам? Да, в некоторых ситуациях это допустимо:

  1. Ребенок обладает синтетическим складом ума. Это значит, что и гуманитарные и технические науки даются ему в равной степени. В этом случае стоит заинтересовать его другими дисциплинами, привить любовь к ним.
  2. Ребенок проявляет интерес к противоположной области знаний. Большое желание – прекрасная движущая сила для освоения любой области знаний. Имея интерес, желание и поддержку близких, ребенок сможет успешно освоить любую профессию, даже противоречащую его складу ума.

Стоит помнить, что ни один человек не лишен полностью способности осваивать те или иные науки. Просто к одним он испытывает большую любовь, и они даются ему на порядок легче. Чаще всего, именно исходя из этой склонности, и выбирается будущая профессия. Однако мозг человека настолько сложен, что при большом желании и стремлении позволяет добиться успеха даже в тех областях, которые кажутся бесконечно далекими от его склада ума.

Взрослых можно условно разделить на две категории: «гуманитарии» и «технари». Первые питают страсть к искусству, много читают и грамотно излагают собственные мысли, часто с упоением фантазируют, наибольших профессиональных успехов достигают в творческих профессиях. «Технарей» отличает аналитический склад ума, рассудительность, приземленность, тяга к точным наукам, внимание к деталям. Гуманитарные или аналитические способности проявляются еще в детстве.

Сегодня мы поговорим о мальчиках и девочках, которые мыслят образно, любят уроки истории и литературы, отказываются решать математические уравнения и мечтают стать знаменитыми писателями или философами.

Как понять, что ребенок – гуманитарий

Самый простой способ определить таланты и способности отпрыска – наблюдение за его школьными успехами. Каким предметам ребенок благоволит: математике, геометрии, физике или русскому языку, литературе и биологии? Он скорее займется решением уравнения или посвятит пару часов написанию сочинения? В свободное время предпочтет разгадывать кроссворды и головоломки или будет читать книгу? Зачастую типичных гуманитариев видно за версту.

Во-первых, они лучше успевают по соответствующим предметам в школе, а вот точные науки даются им с трудом. Во-вторых, выделяются среди сверстников своей эмоциональностью, ранимостью, чуткостью и склонностью к творчеству: рисованию, лепке, сочинению стихов.

Но не спешите записывать сына или дочь в гуманитарии, ставя прочерк в графе «аналитический склад ума». Считается, что до 7-10 лет у детей нет особенных предпочтений относительно того или иного предмета, им одинаково интересно все, происходящее вокруг, они охотно берутся за новое.

Дочь целыми днями напевает куплеты собственного сочинения? Отлично, но записывать ее в литературный кружок пока рано, не исключено, что через пару-тройку месяцев девочка заинтересуется сборкой конструкторов.

Более или менее определенная картина относительно способностей и предпочтений сына или дочери начнет вырисовываться после 3-5 класса. Ваша задача – вовремя подметить, чем больше всего интересуется ребенок. При этом, делая упор на развитие, например, гуманитарных способностей, не стоит относиться абы как к точным наукам. Старайтесь прикладывать все усилия к тому, чтобы успеваемость школьника была ровной, без скачков и рывков.

Помимо наблюдений за успехами отпрыска в школе вы также можете выявить в ребенке гуманитария по следующим признакам:

· Ребенок эмоционально реагирует на разного рода визуальные эффекты и тактильные ощущения

· Может часами посвящать себя рисованию, изготовлению поделок, чтению книг, комиксов и журналов

· Легко запоминает пословицы, поговорки, стихи и даже отрывки из прозы

· Обладает богатым словарным запасом

· Может сходу сочинить захватывающую историю

· Много и часто рассуждает, делится с вами своими переживаниями

· Равнодушен к естественным наукам

Итак, с тем, какой склад ума у вашего ребенка, вы определились. Но не будьте категоричными, мечтая о том, как отдадите сына или дочь в гуманитарный вуз и подарите стране талантливого журналиста, филолога, психолога или педагога. Не исключено, что к окончанию школы приоритеты у подростка кардинально поменяются, и ему захочется попробовать себя в совершенно противоположной сфере, например, поступить на физико-математический факультет.

Также нужно учесть, что некоторые дети одинаково хорошо (или плохо) успевают и по гуманитарным, и по точным предметам. В этом случае можно либо предоставить школьнику выбор относительно формирования круга интересов, либо взять ситуацию в свои руки и направить чадо в нужное русло.

Совет для родителей типичных гуманитариев: поощряйте увлечение ребенка определенным предметом или сферой деятельности, но не забывайте напоминать ему о всестороннем развитии. Если школьник с легкостью штудирует параграфы по истории, значит, ее изучение дается ему легко. Почему бы не сократить время, отведенное для выполнения домашнего задания по данному предмету, увеличив продолжительность подготовки к уроку химии или черчения?

Осторожно контролируйте ребенка, памятуя о том, что человек, увлеченный определенным занятием, способен тратить на него несколько часов кряду. Результатом одержимости, например, биологией могут стать невыученные уроки по другим не менее важным предметам. Не исключено и то, что зачитавшись увлекательной книгой, ребенок будет забывать вовремя обедать, гулять с друзьями во дворе, заниматься спортом, убирать в своей комнате. Напомните ему о том, что в его жизни есть масса других значимых и интересных дел.

Не ругайте сына или дочь за плохие оценки по предметам, к которым у него явно нет склонности. Если ваш школьник, несмотря на видимые усилия, не может постичь алгебру или физику, возможно, настала пора нанять репетитора, который в индивидуальном порядке поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

К слову, несколько лет назад министерство образования РФ озвучило намерение ежегодно тестировать школьников 8-9 классов с целью определения их склонностей к гуманитарным или техническим предметам. Это помогло бы подросткам определиться с выбором профессии и вуза для ее освоения.

Идея, безусловно, заслуживает одобрения. Ведь многие выпускники школ жалуются на то, что определиться с интересующим их родом профессиональной деятельности они не могут как до момента поступления в вуз, так и после его окончания. Конечно, гораздо легче в этом отношении ребенку, который с 11-13 лет интенсивно пополнял багаж знаний по любимому предмету, а затем сделал его основой своей будущей профессии.

И напоследок: не показывайте своего разочарования, если склонности и увлечения сына или дочери не соответствуют вашим ожиданиям. Смиритесь и примите выбор ребенка, а не пытайтесь привить типичному гуманитарию неистовую любовь к формулам и цифрам.

Помните, что по-настоящему счастлив тот человек, который занят любимым делом и может максимально реализовать свой талант. А ведь мы хотим видеть своих детей счастливыми, верно?