Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Какая у меня форма черепа. Исследование головы. Ногти также дают много полезной информации

Какая у меня форма черепа. Исследование головы. Ногти также дают много полезной информации

Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.

Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.

Обещание, конечно, заманчиво: научиться смотреть на человека с первого взгляда, его характер будет весьма полезен. Если это сработает, но это не так. Тем не менее многие, похоже, убеждены в таком «человеческом знании». Среди них есть не только неясные эзотерики, но и менеджеры персонала из компаний, которые надеются получить более глубокое понимание навыков заявителей и сотрудников из психофизиогномики. Все псевдо-науки предлагают быстрые решения и обещают, что заявитель не может манипулировать результатами, что возможно в дискуссионном обсуждении - хотя бы в ограниченной степени - его череп или его созвездие не могут быть сфальсифицированы.

Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.

Это звучит очень привлекательно для многих сотрудников, они ищут что-то вроде секретной формулы, с помощью которой они могут видеть людей, - говорит Уве Питер Каннинг, автор книги «Второзаконие черепа и другие шарлатаны: неуверенные методы психодиагностики». Однако поиск такого «быстрого решения» - это, прежде всего, поиск быстрых денег соответствующих поставщиков семинаров.

С другой стороны, предложение Штирийского агентства экономического развития намного выгоднее. Всего за 55 евро вы можете посетить курс «Как реально узнать каждого клиента». Ему удается сделать очень сложные темы управляемыми и приятными. Слушание, запоминание и обучение имеют опыт игривый, развлекательный.

К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа - так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости - надбровные дуги. Между ними пролегает углубление - надпереносье.

Остается опасаться, что «чудесно округленное предложение» и обещание уметь распознавать сам по себе внешний вид, какие способности у человека, будут по-прежнему успешными. Есть штатные консультанты, клиенты коллег с удивительной процедурой отбора: уже в Насенспице можно узнать характер, таланты и возможности карьерного роста человека.

Важным показателем является и цвет лица

Что обещает Дирк Шнаеман, может удовлетворить пожелания многих личных менеджеров. Обученный автомобильный художник опирается на систему «психофизиогномики», с которой он должен распознавать характер человека. Профессиональный взгляд на голову, нос, лоб и подбородок дает важную информацию о том, подходит ли кандидат для работы или восхождения.

В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу - впадину для глаза - и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину. 

Его метод описан Шнейманом как «систематическое развитие тысячелетней китайской лицевой доктрины», которую он «полностью реорганизовал в своем применении и сравнивал с данными неврологии, психологии и медицины». На самом деле: делать выводы с лица или головы, люди пытались на протяжении тысячелетий. Именно в конце века пастор Иоганн Каспар Лаватер опубликовал свои «Фрагменты физиогномиков» («Физиономические фрагменты») и со лба по интеллигенции и другим личностным признакам. Даже в то время физик Георг Кристоф Лихтенберг высмеял теорию Лаватера как «патогномику».

Лобная кость - непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).

Врач Франц Йозеф Галл затем основал псевдонаучную доктрину френологии, которая установила связь между формой черепа и пожертвованиями, а затем стала основой самого крайнего злоупотребления, например, когда криминальное положение человека было прочитано из его черепа.

Стадии формирования черепа

«Поиск секретной системы, с которой можно сразу распознать характер человека, не может быть искоренен», - говорит Вернер Саргес, владелец профессора Ауха Персика, который натолкнулся на самые заумные методы. Вот почему Шнейман хорошо принят компаниями. Он не хочет называть своих клиентов по телефону. Он также не отрицает, что работал со Шнейманом.

Рис. 43

Теменная кость - парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор - выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов - венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.

Что можно узнать по глазам

Однако это было уже несколько лет назад. «Место ушей дает представление об отношении к жизни». Энгель сожалел о том, что в Германии из-за опыта в Третьем Рейхе одна из них была настолько отрицательно связана с факультетом, и исследований было мало. Однако сертификация означала только, что в ходе курса будут обеспечены стандарты внедрения и будет проведен надлежащий экзамен. Курсы, которые проводятся по мере необходимости, также будут включать менеджеров и руководителей персонала. «Как только соберется собеседник, начнется следующий курс», - говорит Энгель.

Рис. 44

Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии - места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).

Партнерский персонал в Берлине. Его клиентами были несколько крупных корпораций, где он также обучал кадровые отделы. Они не хотели говорить об этом. Но скорость поражения огромна. Первым был геологический уровень, на котором был найден образец. Второй, более конкретно примененный к человеческим окаменелостям, был их общий облик: были ли они обезьянами и «примитивными», или же они были по существу похожи на современного человека. Эти два критерия продолжают применяться в целом, так как большинство самых старых останков первобытного человека полностью окаменели, а метод датирования углерода не может быть использован с ними.

Рис. 45

Нижнебоковые стенки мозговой части черепа - это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди - тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление - нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.

Но уже давно признано, что если ископаемые останки первобытного человека будут уничтожены в соответствии с их степенью примитивизма, то будет видно, что порядок противоречит порядкам, упорядоченным на основе древности, установленной уровнями, в которых они были найдены. Это привело к тому, что Франц Вайденрайх сформулировал следующее правило.

Что с помощью шеи можно узнать о характере человека

При определении характера особой формы окаменелости и ее особой позиции в линии эволюции человека ее морфологические особенности должны приниматься во внимание как основа решения: ни месторасположение участка, где оно было восстановлено, ни важна геологическая природа участка, в котором он был похоронен.

Рис. 46

Другая часть черепа - лицевая - образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.

Верхняя челюсть - парная - имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз - до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ - переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток - луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.

Есть одно или два ранних вывода современных типов, которые нам нужно обновить. Как и Пилтдаун, в Англии еще один сомнительный вывод. Это был череп и скелет, обнаруженный в Галле-Хилле в гравии второго межледникового периода. Кости казались слишком современными, чтобы быть настолько древними, потому что эпоха - середина второго и третьего великих оледенений Ледникового периода. Также появился столь же ранний череп, хотя и несколько менее современный, в Штайнхайме, Германия. Так что совершенно очевидно, что давно был своего рода частично современный человек.

Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей - подковообразная (рис. 47).

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Фактически, эти люди жили еще до основной группы неандертальцев. Принимая во внимание, что у читателя будет хорошее общее представление о взглядах, принятых в антропологии об ископаемом человеке, и что такие термины, как неандерталец, знакомы ему, но что он может не иметь точного ментального образа последовательность, в которой эти типы обычно упорядочены, может быть полезно дать краткий обзор ситуации, которую антропологи видели до недавнего времени.

Считается, что во время ледникового периода холодные и теплые чередующиеся периоды порождают появление и исчезновение различных видов ископаемого человека. Некоторые из них были типами холодной погоды, другие - теплой погодой. Этим объясняются волны, которые появились и исчезли.

Верхние боковые отростки нижней челюсти - передние венечные и задние суставные - служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.

Череп, шишки и бугры — что они расскажут о характере человека

Конечно, эти волны - всего лишь предположение. Известные реальные останки очень малы, но предполагается, что эти данные составляют лишь небольшую часть населения за любой данный период. Неандерталец жил в пещерах, и в популярном воображении он представлял собой тип пещерного человека, сгорбленного, обезьянника, маленького фронта и не очень умного; тем не менее, он создал инструменты, и поэтому был действительно человеком. Это спорно ли погашено с приходом современного человека был, или он поглощенный в этой новой расе, которая переехала его.

Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Рис. 47

Рис. 48

Таким образом, хотя неандерталец был достаточно примитивным, он был значительно продвинут по сравнению с теми, которые предшествовали ему в течение тысяч лет, а его череп был намного больше. Итак, это был порядок, устроенный очень чисто. К сожалению, как уже упоминалось, ископаемые останки продолжали появляться с предыдущих уровней до тех, в которых неандертальцы были найдены, но эти останки, а не более примитивные, были на самом деле очень современными по внешнему виду - нельзя отличить от нынешних европейских типов.

Очевидно, что они каким-то образом были перемещены, и, поскольку они не согласились, их оставили в стороне «для последующего рассмотрения». Но эта тенденция сохранялась, и время от времени дополнительные образцы все еще не по порядку. Однако обстоятельства всегда были такими, что первооткрыватель, когда его оспаривали, никогда не мог полностью убедить экспертов, что он действительно нашел образец на уровнях, которые он сказал. В некоторых случаях обнаружение имело место, когда экскаватор был полностью один и, следовательно, не имел других свидетелей.

Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Жермен Анри-Мартин вывел из пещеры в Фонтечеваде, недалеко от деревни Монбрун, во Франции, окаменелости современной формы, исходя из уровня, значительно ниже, чем у человека неандертальца. Все обстоятельства этого открытия гарантировали их признание антропологами универсальным способом. На самом деле кости пришли с невозмущенного уровня, заключенного под толстым слоем сталагмитов, которые, в свою очередь, лежали ниже уровня неандертальца в этой области. Нельзя спорить с обоснованностью этого вывода.

Здесь современному человеку предшествовал его бывший предполагаемый предок. Во-первых, мы знаем, что современные типы были современниками неандертальца; во-вторых, что два типа иногда кажутся смешанными в один депозит; и, наконец, до появления неандертальца существовали люди, более похожие на современного человека, чем неандертальцы. То, что это действительно уменьшает, состоит в том, что вместо хорошо упорядоченной серии ископаемых образцов от очень примитивных до полностью современных типов мы находим на самом деле, что доказательства не поддерживают такую ​​систему.

Глазные впадины - глазницы - парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Некоторые из нижних уровней представляют нам ископаемые останки, которые по сути дела совершенно современны по внешнему виду, в то время как некоторые из более поздних уровней дают образцы, которые хорошо сочетаются с предвзятым образом того, как должны были выглядеть самые старые представители человека. Естественно, была тенденция откладывать эти аномальные образцы, ставя под сомнение, что уровни, в которых они были найдены, были правильно сообщены - даже Фонтеваде.

В отличие от ранее найденных человеческих останков, мы действительно имеем образец, хорошо датированный и обнаруженный в стратиграфическом контексте, который не позволяет обсуждать; впервые в Европе в таких условиях был обнаружен человек, конечно, не неандертальский, хотя до неандертальцев. Мы не только находим такую ​​инверсию, в которой современное предшествует древнему, слишком рано появляясь в геологических слоях, но мы также находим обратное, когда в самых последних геологических слоях появляются очень примитивные образцы.

Рис. 49

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные - соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).

Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Рис. 50

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.

Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.

Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека - единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты - своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.

Тоновой рисунок черепа человека

Изображение черепа имеет свои особенности. С одной стороны, натура сама по себе малопривлекательна по известной причине, и удерживает у нее лишь сознание того, что это нужно. С другой стороны, это не натурная искусственная модель из пластмассы или папье-маше, имеющая хоть и соответствующие подлинной натуре формы, но все же в какой-то степени облагороженные, а если сказать вернее, сглаженные, и окраска поверхности светло-серая. Здесь же перед вами подлинный череп, имеющий особенную окраску неприятного оттенка, с пятнами, разрушающими и без того сложную форму.

Многое подскажет личная практика каждого из вас. Например, пятно или группа пятен, влияющих на нарушение зрительного восприятия отдельных частей общей формы, должны вами проигнорироваться. Надо учиться высматривать основное, видеть большую форму и подчинять ей подробности. Нужно видеть основные пропорции, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, всю форму лобной части, скул и челюстей и т.д. Конечно, это трудное дело дается не сразу.

При натурном рисовании надо ставить себе определенную конкретную задачу, например построение пропорции. Поскольку рисование с натуры во время учебы - занятие тренировочное, постольку так и надо к этому относиться. Здесь несовместимы с учебным рисунком фантазерство, формотворчество от себя, так же как и преждевременное увлечение сложными задачами.

Вы уже знаете, что в работе с натуры нет смысла сразу же браться за длительный подробный рисунок. Здесь каждый раз требуется втянуться в процесс рисования. Как у спортсмена перед стартом обязательно нужны разбег, разминка или у музыканта перед концертом - настрой, так и у вас перед длительной работой обязательны предварительные пробы в виде компоновочной зарисовки или выполнения карандашного этюда, в котором можно оперировать крупными, обобщенными массами, характерными для изображения черепа. Повторяем, что способность полного восприятия натуры вступает в силу позднее того момента, когда вы приступили к основной работе. Предварительная проба компоновки рисунка, зарисовка, ставящая целью найти общие пропорции, модуляцию крупных форм с помощью светотени, обостряют зрительное восприятие и внимание рисовальщика, после чего легко перейти к основному рисунку.

Есть еще одна особенность в рисовании с натуры. Дело в том, что в процессе работы перед завершением изображения у вас, как еще неопытных, наступает угасание сосредоточенности и необходимого восприятия своего рисунка и натуры, причем это происходит несколько раньше, чем почувствуете его. Вы могли сделать что-то на данном этапе работы значительно грамотнее и качественнее, если бы, увлекшись какой-то деталью, не заметили наступившей усталости. Что же делать в таком случае? Переключить свое внимание хотя бы на наброски, например, с той же натуры, но с другой точки зрения, в каком-либо ракурсе. В работе по рисованию черепа усталость вызывается чисто психологически, и вот здесь особо не увлекайтесь.

Рассмотрим работу над рисунком черепа более подробно, в ее последовательности, во взаимосвязанности всех этапов.

Череп нужно рисовать при искусственном освещении. Ввиду того что подлинный череп в условиях дневного света, не направленного, по большей части рассеянного, выглядит не контрастно, очертания его смягчены, для лучшего различения объема и важных деталей избирается направленный свет от электрического источника.

На первом же занятии по рисованию черепа необходимо прежде всего внимательно проанализировать натуру. Анализ проводите с учетом того, с какой точки зрения вам предстоит вести работу. Что такое анализ, вы уже знаете, но напомним вкратце, что это мысленное деление рисуемого объекта на отдельные элементы. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. К работе во время анализа требуется особый подход: здесь участвует ваше сознание, работает мозг, включается ясное логическое мышление.

При подробном анализе натуры нужны развитое пространственное мышление и образное воображение, чтобы яснее себе представлять и понимать структуру формы видимого предмета. В процессе необходимо рассмотреть череп со всех сторон. Получив представление о натурной модели, определите для себя все этапы предстоящей работы: начало, продолжение и завершение.

Выполните предварительный эскиз или этюд, зарисовку или компоновочный набросок, краткий вступительный рисунок, т.е. подходите к предстоящей работе с обостренным зрительным восприятием и вниманием к натуре. Итак, предварительное упражнение предназначено дать вам необходимый художнический «задел».

Сейчас вы уподобились строителям, закладывающим фундамент сооружения. Лист определенного формата (четверть ватманского размера) вы располагаете перед собой на мольберте в вертикальном положении. Еще раз продумайте компоновку рисунка, постарайтесь «увидеть» его словно бы уже законченным на этом формате.

Легкими линиями наметьте большую форму черепа. Разумеется, формат листа не позволит вам выполнить рисунок черепа в его натуральную величину - он окажется большим, «упрется» в края бумаги. Придерживайтесь неукоснительного соблюдения всех требований к работе, и к вам придет уверенность в том, что натура начала «слушаться» карандаш.

После того как наметили большую форму, переходите к определению основных пропорций черепа и его положения в пространстве - возможного наклона вперед или назад, в зависимости от постановки натуры. Чтобы это было легче сделать, проведите условные вспомогательные линии, одна из которых будет срединная (иначе ее называют профильной), другая - горизонтальная. Вспомогательные линии образуют крестообразную пересекаемость, определяющую положение (в данном случае черепа) натуры в пространстве. Срединная линия делит изображение точно пополам, если по отношению к рисовальщику череп расположен в анфас, т.е. прямо обращен лицевой частью. Но линия продолжает оставаться срединной и для различных положений натуры, так как проходит вертикально через середину лобной части, грушевидного отверстия носа, верхне- и нижнечелюстных костей. Горизонтальная линия в различных положениях натуры тоже условна; она проходит через середину глазных впадин и делит череп на две примерно равные части по высоте. От правильно проведенных вспомогательных линий зависит расположение черепа в формате.

Общие пропорции намечайте с обязательным привлечением геометрических объемов: например, череп можно «поместить» в параллелепипед. Пропорции определяйте на глаз, уточните, если надо, и одновременно переходите к построению перспективных плоскостей, ограничивающих объем черепа (поверхность лицевой, лобной и боковой частей). Всегда ориентируйтесь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии. Они хорошо «держат» построение. Уточняйте на основе этих двух ориентиров все составляющие передней части черепа по отношению друг к другу: лобной кости к глазным впадинам, скуловых костей к грушевидному отверстию, верхней челюсти к нижней.

Старайтесь на этом промежутке изображения все время ясно ощущать форму черепа со всеми его выпуклостями и вогнутостями, выступами и впадинами. Постоянно сравнивайте одно с другим. Такое сравнение очень помогает верно определить объемно-конструктивную форму черепа, его основных поверхностей (рис. 51).

Определив пропорциональные соотношения частей черепа и дав объемно-конструктивную характеристику составляющих его элементов, начинайте постепенно переходить к очередному этапу - детальной проработке всех конкретных форм.

Вы хорошо знаете, что данный этап работы самый трудный по причине тщательного исследования натуры. До сих пор вы строили изображение, будучи предельно внимательными к общему, к пропорциональным соотношениям частей, к поискам взаимосвязи всех элементов формы. Сейчас вы переходите к тому отрезку работы, когда нужно при любой степени отработки деталей все время сохранять общее.

Рис. 51

Быстро взглянув на натуру, зафиксируйте свое внимание на двух-трех точках, которые чисто условны, но станут своеобразными «центрами сосредоточения взгляда». Результатом здесь оказывается вдруг обнаружившаяся способность видеть всю конфигурацию черепа. Такое «видение» натуры сразу, целиком, не позволяет переключаться на какую-либо подробность, отвлекающую от общего.

Учитесь в процессе рисования с натуры пользоваться так называемым боковым зрением. И в этом случае рассматриваемая натура воспринимается только в ее общей норме, а деталей как бы не существует. Расплывчатость всех подробностей в предмете изображения не мешает видеть общее, а для рисовальщика это очень важно.

Следовательно, на этапе проработки деталей нужно все время видеть общее, не останавливаться на каком-то одном месте рисунка до полной законченности, а вести моделировку формы тоном постепенно и везде одновременно. Увлекательных мест в рисунке всегда достаточно, чтобы желать одно из них проработать до полного эффекта, но вам должно быть понятно, что в таком случае «частности» разрушают изображение, уводят в сторону от учебных задач, мешают становлению художника. Значит, нужен самоконтроль в процессе рисования, концентрация внимания в первую очередь на общем, минуя частности. Все теоретические сведения, как правило, очень быстро исчезают из памяти, забываются, если их не подкрепляют практическими упражнениями, начиная от быстрого рисования и заканчивая длительными изображениями.

Рис. 52

Работая карандашом, не используйте сразу всю его кроющую способность, ведите рисунок в среднюю силу, сохраняя достаточный запас светотеневых градаций для завершения изображения. Разнообразьте штриховку исходя из формы.

На последнем этапе работы над рисунком черепа - обобщающем - нужно еще раз проверить все изображение, отойти, посмотреть на него с некоторого расстояния, а затем приступить к завершению.

Теперь перед вами стоит задача - добиться такого изображения, когда рисунок воспринимается целостным, т.е. в нем правильно определена контрастность, заметна каждая деталь, подчиненная целому.

На завершающем этапе рисования очень важно проследить тональные соотношения и освещенность черепа в целом и его частей по мере их удаления и приближения к источнику света. Уберите излишнюю яркость рефлексов, так как они «спорят» с полутонами, высветлите, «успокойте» возможную перетемненность глазных впадин и грушевидного отверстия, другие теневые места изображения. Все это очень заметно, если отойти от рисунка и посмотреть на него «прищуром» глаз.

Четкость проработки элементов рисунка черепа на переднем плане должна превосходить все остальное (рис. 52).

Подведение итогов проделанной работы связано с проверкой общего состояния рисунка. Общее состояние рисунка должно быть таким, чтобы в изображении все выглядело тождественным (как «одно и то же») тому зрительному образу, который возник во время наблюдения натуры с определенной точки зрения. Понять это можно, если вы посмотрите на какой-либо конкретный предмет в окружении других, но выделив из них именно этот. Остальные предметы хоть и подчинены зрительному центру, но воспринимаются здесь менее детально. Когда конкретный предмет выделен, а остальные обобщены, зрительные объекты, ставшие образными отражениями в изображении, тождественны.

Непременное условие каждого длительного рисунка с натуры - правильность тона изображаемого предмета, выделение более тщательной проработкой самого главного в изображении и обобщение всей формы.

Контрольные вопросы. Практическое задание

1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?

2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.

3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?

4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?

5. Вспомните, какие швы соединяют кости?

6. Что такое альвеолярный отросток и к какой кости он относится?

7. Сколько отростков имеет верхнечелюстная кость? Назовите их.

8. Где находится в черепе сосцевидный отросток?

9. Где проходит лямбдовидный шов?

10. Какой кости принадлежит скуловой отросток?

11. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?

12. Выполните несколько набросков черепа с разных точек зрения.

В субботу 25 марта в 17
30 в Бостонском университете состоится встреча, посвящённая 110-летию со дня рождения генерала Петра Григорьевича Григоренко (1907-1987), одного из лидеров правозащитного движения в СССР, основателя Украинской Хельсинкской группы, члена Московской Хельсинкской группы...
___________________________
В фотоокне - Генерал Петро Григоренко.

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА

март 2017 Бостон, Татьяна Дудочкина, 26 марта - премьера из ежегодного цикла композиторских концертов

Величаем весну!

Татьяна Файнберг (США, Массачусетс)

…Татьяна Дудочкина хорошо знает, какими сокровищами обладает исполнительское искусство Европы и Америки, она умеет находить созвучных ее замыслу музыкантов, умеет убеждать их, предлагая то или иное произведение и вот имена
Народный артист Российской федерации, профессор Московской консерватории и Бостонского университета Павел Нерсесян, коллега Татьяны по консерватории - победитель конкурса имени Артура Рубинштейна - Александр Корсантия, нью-йоркский пианист Максим Могилевский - призер конкурса пианистов в Токио и других странах, и знаменитый китайский пианист Миень Чен Лю…
______________________
В фотокне
Татьяна Дудочкина.

ГОСТЬ НОМЕРА

март 2017 Мятежный генерал

Андрей Григоренко - "Кругозору" о своём легендарном отце

Александр Болясный

Я не раз подчеркивал, что экстраполировать чье-либо мнение на сегодняшнюю ситуацию на базе высказанного в прошлом не совсем корректно. Единственное, что я могу смело утверждать, что Петро Григоренко без сомнения осудил бы российскую агрессию и вступил бы в борьбу за освобождение незаконно аннексированного Крыма и восточных земель Украины от российских оккупантов…
Особо жестокому давлению подвергается крымскотатрский народ
аресты и убийства активистов, запрещение общественных организаций, принуждение к вступлению в российское гражданство. Не прекращающееся кровопролитие на востоке страны и гибель тысяч военнослужащих и мирных граждан… Тем не менее, основания для оптимизма тоже есть. Волонтерское движение, возникшее в первые же дни нападения России на Украину, создало новую общественную реальность. Попытки борьбы со всеразъедающей коррупцией еще одна надежда на лучшее будущее. Украинский народ, вышедший на площадь Независимости и остановивший сползание страны в авторитаризм, внушает самую большую надежду на то, что народ Украины найдет свой путь к правовому и демократическому будущему. Вот этого правого и демократического будущего со свободной экономикой я и желаю всему украинскому народу.
________________________
В фотоокне - Андрей Григоренко.

ЛИЧНОСТЬ

март 2017 "Героя-любовника не сыграю",

или Сказ про то, как Алексей Петренко Вольфа Мессинга лечил…

Григорий Крошин (ФРГ, Дюссельдорф)

…И он для этой цели пригласил Вольфа Мессинга. Запер нас с ним в комнате, и мы полтора часа беседовали. Мне было очень интересно. Помню, я уже обнаглел… Да, а он жаловался, что у него колени болят. Так вот, я разошелся до того, что подробно стал ему рассказывать, как… лечить его колени
надо взять конский навоз, разогреть его, облепить им колено, потом лопухом обмотать, потом завязать… Он выслушал меня с удивлением. А вся съемочная группа сидела в это время за дверью и ждала результата. Когда мы вышли, он сказал
"Я хочу с этим молодым человеком сфотографироваться". Со мной, то есть. Мы сделали снимки, и Мессинг сказал
"Приезжайте ко мне домой завтра с этими снимками". И когда мы приехали к нему, он на обороте одного снимка написал какие-то тайные латинские тексты. А на другом фото написал по-русски
"Алёша…
____________________________
В фотоокне
Алексей Петренко.

ОСТРЫЙ УГОЛ

март 2017 Статую Свободы депортируют из США

Дж.Оруэлл: "Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм!"

Майрбек Тарамов (Швеция, Стокгольм. Специально для "Кругозора")

…Я более чем уверен, что коллизии вокруг моего паспорта были не просто какой-то досадной ошибкой чиновников посольства США, но имеют под собой четкую политическую подоплеку, цель которой предотвратить передвижение по странам мира чеченских журналистов, правозащитников и политиков, которые в различных странах могут публично высказаться объективно и правдиво. И таким образом, с подачи президента Путина, чеченцы, получившие убежище в европейских странах, были негласно занесены в разряд "международных террористов", передвижение которых по миру должно быть ограничено, с чем видимо и согласилась администрация Буша-младшего - закадычного друга Путина…

____________________
В фотоокне - Майрбек Тарамов.

ГОЛАЯ ПРАВДА

март 2017 О русском героизме: не надо лгать себе

Виктор Астафьев (писатель-фронтовик, прошедший всю войну на передовой)

"Не надо лгать себе. Хотя бы себе! Трудно Вам согласиться со мной, но советская военщина - самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете. Это она "победила" 1:10! Это она бросала наш народ, как солому, в огонь - и России не стало, нет и русского народа. Мы войну выиграли завалив немцев горами трупов и залив их морем крови.
То, что было Россией, именуется ныне Нечерноземьем, и всё это заросло бурьяном, а остатки нашего народа убежали в город и превратились в шпану, из деревни ушедшую и в город не пришедшую."
__________________
В фотоокне: Виктор Астафьев.

Политика России

март 2017 Боевые 100 граммов*

или откуда на Руси пошёл казённый допинг

Яков Лотовский (США, Пенсильвания)

…Русские девчата легкого поведения - самые лучшие в мире, - дал недавно такую экспертную оценку все тот же наш блатной пахаша. И не надо будет жрать по приказу допинги, уродоваться, гнуть тугой шест и валиться вниз с высоты третьего-четвертого этажа на спину, на шею. Хорошо, если шест не бросит вас мимо матрасов. Изгибаться на шесте в кабаре все-таки лучше, чем перед начальством. Опять же всегда свежая копейка есть в доме. Что вскоре, между прочим, стало сбываться - прислушались к ее совету…
_____________________________
В фотоокне: Яков Лотовский. Портрет работы В.А. Болячевского.

Март 2017 Грусть щемит о покинувших нас…

Раздумья

Елена Пересторонина (Россия, Краснодар)

Когда-то окончила Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону) по специальности "Биология", позже училась маркетингу. Всегда работала в коммерческих фирмах и частных редакциях в Ростове-на-Дону, Москве. Занималась частным предпринимательством. Публиковалась как журналист в известных газетах и журналах, работала редактором, пишу очерки и стихи.
Одна из ведущих тем - проблема вымирания своео народа: русских. По оценкам из разных источников, начиная с 1990 года численность русских в мире сократилась на число от пятнадцати до тридцати миллионов…
_______________________
В фотоокне: Елена Пересторонина.

март 2017 Над Средиземным еле дышит бриз…

Вениамин Побежимов (Россия, Оренбург)

Над Средиземным еле дышит бриз -
Устал проказник, суетясь на Млечном.
Уснул Испанский городок Камбрильс,
В который я теперь влюблён навечно.
Там внук родился, он смешенье муз,
Смешенье крови - посудите сами:
Мишелька мой по паспорту француз,
Но с голубыми русскими глазами.
Храни его, Господь, и дай ума.
Пусть не болят ни ножки, и ни ушки.
Пусть вырастет великим, как Дюма,
Пусть гениальным вырастет, как Пушкин!..
____________________________
В фотоокне: Вениамин Побежимов.

Март 2017 Крокодил

Владимир Алтунин (Украина, Киев)

В углу раздался стон. Ксюха сидела на полу, поджав колени, и ее била дрожь. У нее началась ломка, и через пару часов, с опозданием, как всегда, прихватит и его. Нужно срочно что-то придумать, иначе они могут уже…

март 2017 Бессмертный

Владимир Резник (США, Нью-Йорк)

Родился в 1959 году в Сибири, после жил на Западной Украине - откуда, собственно, и корни семьи, потом в Ленинграде, а из него, превратившегося к тому моменту в Санкт-Петербург, в 1994 году выехал в США. Сейчас живу в Нью-Йорке. Получил хорошее техническое, но так и не пригодившееся в жизни высшее образование. Нет. Не был. Не состоял. Не привлекался. Участвовал, но отделался лёгким испугом. Менял города, страны, профессии, перевозя за собой растущую семью и чемодан с рукописями. Тяжёл стал чемодан. Пора его облегчить.
_______________________
В фотоокне - Владимир Резник.

Март 2017 1917 год: от падения монархии - до захвата власти большевиками

Субъективная оценка объективных фактов

Марк Аврутин (ФРГ, Франкфурт-на-Майне)

…На втором этапе революции, действительно, участвовали представители нацменьшинств (поляки, грузины, евреи, латыши, немцы, финны и др.), что было вполне естественным в условиях многонационального государства российского. Но от этого революция не могла стать ни польской, ни еврейской, никакой другой. И вот спустя столетие после смены царского режима националисты стали обвинять большевиков, подразумевая, в первую очередь, евреев, что переворот был навязан чужеземцами, а русскому народу он был враждебен. Одновременно стали облагораживать царский режим, а революция получила название "еврейской", И это несмотря на изобилие настоящих героев истории русской революции, вроде Марии Спиридоновой…
________________
В фотоокне - Марк Аврутин.

Отовсюду

март 2017 Политическое убийство Майкла Флинна

Оно совершено сторонниками Обамы, оставшихся в разведывательных службах США

Григорий Гуревич (США, Невада)

…Администрация уходящего президента Обамы вела в переходный период слежку за членами команды Трампа. Это было открытое злоупотребление властью. История с Майклом Флинном - это политическое убийство важной фигуры в администрации Трампа. Это убийство совершено сторонниками Обамы, оставшихся в разведывательных службах США. Я надеюсь, что конгрессмен Девин Ньюнс сдержит своё обещание начать и довести до конца расследование преступного прослушивания телефонного разговора Майкла Флинна с Сергеем Кисляком и преступной утечки этого разговора в левые СМИ.
___________________
В фотокне - Майкл Флинн.

Март 2017 Восьмая держава

Мирон Амусья (Израиль, Иерусалим)

…Израиль никогда, с момента своего вторичного рождения 15 мая 1948 г. не мог себе позволить расслабиться и благодушествовать - слишком серьёзны были открыто провозглашаемые цели соседей покончить с "сионистским образованием" на "исконно арабской" земле. Важно, к тому же, что соседи арабы были не одиноки в своих усилиях - их десятилетиями снабжал новейшим оружием СССР. Ни секунды передышки не давала и непрестанные атаки террористов, их удары, наносимые по стране изнутри…
_______________________
В фотоокне - Мирон Амусья.

«Держись заглавья, «Кругозор», всем расширяя кругозор» – такое напутствие дал нашему изданию поэт Наум Коржавин, портрет которого работы нью-йоркской художницы и поэта Риты Бальминой украшает логотип нашего издания, и которого «Кругозор» считает своим «духовным отцом». Журнал «Кругозор» – это интернет-издание о самых резонансных событиях. Участвуйте в обсуждениях, подписывайтесь на новости в Facebook. Надеемся, что на страницах «Кругозора» вы откроете для себя много интересного. Следите за обновлениями!