Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  План самообразования педагога логопеда. Изучение специальной литературы. Практическая реализация темы по самообразованию

План самообразования педагога логопеда. Изучение специальной литературы. Практическая реализация темы по самообразованию

Павлова Елена
План работы по самообразованию учителя-логопеда

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Обоснование выбранной темы :

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации . У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы .

Люди с синдромом Дауна могут получать надлежащую помощь во время жизни дома и в обществе. Ребенок с синдромом Дауна, вероятно, получит помощь от команды медицинских работников, включая, среди прочего, врачей, специальных педагогов, логопедов, профессиональных терапевтов, физиотерапевтов и социальных работников. Все специалисты, которые взаимодействуют с детьми с синдромом Дауна, должны обеспечить стимуляцию и поощрение.

Люди с синдромом Дауна подвергаются большему риску для ряда проблем и состояний здоровья, чем те, у кого нет синдрома Дауна. Многие из этих связанных состояний могут потребовать немедленного ухода сразу после рождения, случайного лечения в течение всего детства и подросткового возраста или долгосрочного лечения на протяжении всей жизни. Например, младенцу с синдромом Дауна может потребоваться операция через несколько дней после рождения, чтобы исправить сердечный дефект; или человек с синдромом Дауна может иметь проблемы с пищеварением, которые требуют пожизненной специальной диеты.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цели : Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с применением нетрадиционных методов

Для получения дополнительной информации посетите раздел «Какие условия или нарушения, обычно связанные с ним»? раздел. Дети, подростки и взрослые с синдромом Дауна также нуждаются в таком же регулярном медицинском обслуживании, как те, у кого нет состояния, от посещений ребенка и регулярных прививок в качестве младенцев для репродуктивного консультирования и сердечно-сосудистой помощи позже в жизни. Как и другие люди, они также пользуются регулярной физической активностью и социальной деятельностью.

Раннее вмешательство и образовательная терапия

«Раннее вмешательство» относится к целому ряду специализированных программ и ресурсов, которые профессионалы предоставляют очень маленьким детям с синдромом Дауна и их семьями. Эти специалисты могут включать в себя специальных педагогов, логопедов, профессиональных терапевтов, физиотерапевтов и социальных работников.

Задачи :

1. Изучить литературу по теме самообразования .

2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

3. по изучаемой теме на учебный год.

Планируемая работа на учебный год

Изучение новинок логопедической литературы

Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных методов в ДОУ

Исследования показывают, что раннее вмешательство улучшает результаты для детей с синдромом Дауна. Эта помощь может начаться вскоре после рождения и часто продолжается до достижения ребенком возраста. После этого возраста большинство детей получают вмешательства и лечение через свой местный школьный округ.

Большинство детей с синдромом Дауна имеют право на бесплатное, соответствующее государственное образование в соответствии с федеральным законодательством. Каждый ребенок имеет право на эти услуги от рождения до окончания средней школы или до 21 года, в зависимости от того, что наступит раньше. Большинство программ раннего вмешательства подпадают под действие этого законодательства.

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном детстве.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования .

Подготовить буклет по теме : «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

-Подготовить фотоматериал : «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»

Национальный центр технической помощи детям в раннем возрасте, управляемый Департаментом образования США, предоставляет информацию и ресурсы для родителей и семей, которые ищут программы раннего вмешательства. Закон также гласит, что каждый ребенок должен преподаваться в наименее ограничительной среде, которая уместна. Это утверждение не означает, что каждый ребенок будет помещен в обычный класс. Вместо этого преподаватели будут работать над созданием условий, которые наилучшим образом отвечают потребностям и навыкам ребенка.

Следующая информация может быть полезной для тех, кто рассматривает программы помощи в области образования для ребенка с синдромом Дауна. Ребенок должен иметь определенные познавательные или учебные недостатки, которые могут иметь право на бесплатные специальные образовательные программы. В состав команды могут входить родители или опекуны, учителя, школьный психолог и другие специалисты в области развития или образования детей. У родителей может быть выбор между школой, где у большинства детей нет инвалидности, а у детей - с особыми потребностями. Педагоги и поставщики медицинских услуг могут помочь семьям принять решение о том, какая среда лучше всего. Департамент образования финансирует Сеть родительского центра, которая предоставляет ресурсы, контакты и помощь родителям и семьям, которые пытаются осуществлять специальные образовательные программы.

Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду.

Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе .

Подготовить материал к проведению мастер-класса для учителей -логопедов района по теме : «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе »

Различные методы лечения могут использоваться в программах раннего вмешательства и на протяжении всей жизни человека, чтобы способствовать максимально возможному развитию, независимости и производительности. Некоторые из этих методов перечислены ниже.

Физическая терапия включает в себя действия и упражнения, которые помогают наращивать двигательные навыки, усиливать мышечную силу и улучшать осанку и равновесие. Физическая терапия важна, особенно на раннем этапе жизни ребенка, потому что физические способности закладывают основу для других навыков. Способность поворачиваться, ползать и достигать помогает младенцам узнать о мире вокруг них и о том, как с ним взаимодействовать. физиотерапевт также может помочь ребенку с синдромом Дауна компенсировать физические проблемы, такие как низкий мышечный тонус, таким образом, чтобы избежать долгосрочных проблем. Например, физиотерапевт может помочь ребенку создать эффективный шаблон ходьбы, а не тот, который может привести к боли в ногах. Терапевт на речевой основе может помочь им развить ранние навыки, необходимые для общения, такие как имитация звуков. Терапевт также может помочь грудному вскармливанию грудью, потому что грудное вскармливание может усилить мышцы, которые используются для речи. Во многих случаях дети с синдромом Дауна понимают язык и хотят общаться, прежде чем они смогут говорить. Терапевт на речевой основе может помочь ребенку использовать альтернативные средства общения, такие как язык жестов и фотографии, пока он или она не научится говорить. Изучение общения - это непрерывный процесс, поэтому человек с синдромом Дауна также может извлечь пользу из речевой и языковой терапии в школе, а также позже в жизни. Терапевт может помочь с навыками беседы, навыками произношения, пониманием того, что читается, и изучением и запоминанием слов. Этот тип терапии учит навыкам самообслуживания, таким как еда, одевание, письмо и использование компьютера. Профессиональный терапевт может предложить специальные инструменты, которые могут помочь улучшить повседневное функционирование, например, карандаш, который легче схватить. школьный уровень, профессиональный терапевт может помочь подросткам определить работу, карьеру или навыки, соответствующие их интересам и сильным сторонам. Психолог, консультант или другой специалист в области психического здоровья может помочь ребенку справиться с эмоциями и построить навыки преодоления и межличностного общения. Изменения уровня гормонов, которые испытывают подростки во время полового созревания, могут привести к тому, что они станут более агрессивными. Поведенческие терапевты могут помочь подросткам осознать их сильные эмоции и научить их здоровым путям достичь чувства спокойствия. Паренты могут также извлечь выгоду из руководства о том, как помочь ребенку с синдромом Дауна справиться с повседневными проблемами и достичь своего полного потенциала. Дети с синдромом Дауна часто учатся говорить позже своих сверстников. . Некоторые люди с синдромом Дауна принимают аминокислотные добавки или наркотики, которые влияют на их активность мозга.

-Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников.

-Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях

Систематизировать практический материал по данной проблеме.

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района : тема «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе »

Тем не менее, многие из недавних клинических испытаний этих методов лечения были слабо контролируемыми и выявили неблагоприятные последствия этих методов лечения. С тех пор были разработаны более новые психоактивные препараты, которые являются более конкретными. Однако контролируемые клинические исследования этих препаратов для синдрома Дауна продемонстрировали свою безопасность и эффективность.

Многие исследования препаратов для лечения симптомов деменции при синдроме Дауна включали лишь несколько участников. Результаты этих исследований также не показали явных преимуществ этих препаратов. Аналогичным образом исследования антиоксидантов при деменции в синдроме Дауна показали, что эти добавки безопасны, но не эффективны.

Информационные ресурсы :

1. Журнал «Логопед» . №3 -8, 2006г.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить . Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ» , 1998

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону : «Феникс» , 2001

Все чаще и чаще вмешательство для детей с синдромом Дауна включает вспомогательные устройства - любой тип материала, оборудование, инструмент или технологию, которые улучшают обучение или облегчают задачу. К примерам относятся устройства усиления для слуха, полосы, которые помогают в движении, специальные карандаши, облегчающие запись, сенсорные компьютеры и компьютеры с клавиатурой с большой буквы.

Родители и семьи детей с синдромом Дауна могут связываться с другими семьями и людьми с синдромом Дауна со всего мира, чтобы узнать больше и поделиться информацией. Независимо от того, являются ли ваши дети ограниченными или тяжелыми, вам нужно, чтобы дошкольное учреждение соответствовало его или ее уникальным потребностям. Независимо от характера особых потребностей вашего ребенка, он или она заслуживает дошкольного учреждения, которое может предлагать любящую заботу и обучение. Если у вашего ребенка особые потребности, у вас, вероятно, есть много вопросов о выборе дошкольного учреждения.

5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону : Изд. РГПУ, 1997

6. Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

7. Цвыктарный В. В Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород : Флокс, 1995

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

На какие программы вы имеете право? Как вы оцениваете, какие права подходят вашему ребенку? Ниже приведены ответы, необходимые для упрощения поиска. По закону, от 3 до 5 лет с документированной инвалидностью имеет право на бесплатное дошкольное специальное образование и необходимые сопутствующие услуги, такие как логопедия. Чтобы определить правомочность, ваш дошкольник должен быть оценен вашим школьным округом. Бесплатное тестирование проверит, имеет ли ваш ребенок «состояние гандикапа», которое может включать нарушения зрения или слуха, нарушения развития, такие как синдром Дауна, или более мягкие речевые или моторные задержки.

«Детский сад комбинированного вида № 2»

План по самообразованию учителя-логопеда

Фомичевой Натальи Николаевны

Тема : «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

Проконсультируйтесь с организациями инвалидов, такими как Национальный центр распространения данных для детей с ограниченными возможностями, чтобы узнать о специальных образовательных ресурсах в вашем регионе. Если ваш ребенок получил услуги раннего вмешательства в качестве младенца или малыша, попросите своего консультанта по услугам рекомендовать дошкольные программы.

Обратитесь в отдел специального образования вашего школьного округа и организуйте оценку вашего дошкольника. Команда экспертов, обычно включающая психолога, социального работника и преподавателя, проведет тестирование на предмет развития и соберет историю болезни и наблюдения от вас и профессионалов, которые работали с вашим ребенком. Если специальное образование считается необходимым, школьный округ порекомендует конкретную программу. Проконсультируйтесь о Индивидуальном плане образования вашего ребенка, в котором перечислены необходимые ей услуги, а также краткосрочные и долгосрочные цели. Ваш ребенок имеет право на образование в «наименее ограничительной» среде, что означает, что, по возможности, у нее должны быть возможности взаимодействовать с детьми, которые не являются инвалидами. Комитет по дошкольному образованию напишет план с вашим вкладом. . Беверли, доцент в специальном образовании в раннем детстве в Университете Джеймса Мэдисона в Харрисонбурге, штат Вирджиния.

Задачи самообразования:

Изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;

Изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;

Изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;

Внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;

Разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);

Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;

Освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.

Презентовать педагогический опыт.

Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.

Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:

Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.

Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.

Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедической группы имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.

2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.

3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.

4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.

5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки выполнения

Изучение и анализ литературы

1. Гаргуша Ю.Ф., Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы . Журнал «Логопед» №5, 2008 г.

3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13), 2006 г.

4. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2006 г.

5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9), 2005 г.

В течении года

Изучение и анализ интернет-ресурсов

Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www.pedsovet.org

2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями . - www. human.perm.ru.

3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В течении года

Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями.

Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.

Самоанализ своей профессиональной деятельности.

Отчёт по самообразованию.

Предполагаемый результат и форма его представления:

1.Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.

2.Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.

3.Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.

4.Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.

Учитель-логопед ________________________ Фомичева Н.Н.