Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Ча ща пиши с буквой. Буквосочетания ча-ща, чу-щу

Ча ща пиши с буквой. Буквосочетания ча-ща, чу-щу

Тема: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш] и мягких согласных {Ч{,{Щ}; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.

развивать умение распознавать слова с указанными сочетаниями, правильно их произносить и писать, обогащать речь учащихся новыми словами и выражениями, через воспитание любви ко всему живому формировать навык грамотного письма, способность детей к сравнению, сопоставлению и анализу, навыки само и взаимоконтроля, наблюдательность, внимание, отработка каллиграфических навыков.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетанияхжи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

Чему мы учимся на уроках русского языка?(Учимся правильно писать, без ошибок. работаем со словарём, учим правила.Учимся красиво писать.)

А для чего нам необходимо знать правила? (Чтобы быть грамотными)

А для того, что бы у нас получалось писать грамотно, разборчиво мы должны подготовить наших помощников: глаза и пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика.

1. Шарик.

Надуваем быстро шарик. Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

2. Рыбки в озере купались-

В чистой, тепленькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке /дети изображают движением рук рыбок/

Зарядка для глаз

Запишем число, классная работа.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Что необходимо помнить, чтобы писать красиво?

1.Правильная посадка 2.Правильно держим ручку 3.Порядок на рабочем месте 4.Внимание во время работы

1)отработка письма палочки с закруглением внизу, буквы ш и соединений с этой буквой.

Ш ш шшш Щ щ щщщ аш ши ще ащ 2)фонетическая работа -Что знаете о букве ш ? (-Буква ш обозначает твердый согласный звук [ш ]. Он шипящий.) -Какие шипящие вы знаете? (Звуки [ж],[ш],[ч],[щ]. На какие 2 группы можно их разделить? [ж],[ш] – всегда твердые согласные звуки [ч],[щ] – мягкие согласные звуки. III. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова : (Слайд 1)

роща , жи раф,ши шка, чу гун, щу ка, ча йник.

А вот алгоритм вашей работы.

ПОСМОТРИ

ПОДУМАЙ

ЗАПИШИ

На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

жи – ши ча – ща чу – щу жи раф роща чу гун ши шка ча йник щу ка

РАБОТАЕМ ПО СТРУКТУРЕ МИКС-ПЕА-ШЕА

Встали.Задвинули стульчики. Взяли тетради.

Проверьте работы друг у друга .(Слайд 2)

Ребята, над какой темой мы сегодня будем работать?

(Я думаю,что речь пойдёт о сочетаниях ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)

(Я хочу предположить, что тема урока будет такая. Как правильно писать сочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

. Сообщение темы урока, цели. (Слайд 3)

- Сегодня на уроке мы работаем по теме: «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

А какие цели мы поставим перед собой?

(Хочу научиться правильно писать сочетания…)

(Знать правило о этих сочетаниях)

(Писать каллиграфическим почерком)

(Внимательно слушать учителя)

А ещё можно выделит ь какие-то группы?(природа и посуда) Девизом нашего урока будет выражение: Чтобы грамотными быть,

Много знаний должно быть,

А ещё должны дружить

И этой дружбой дорожить!

А вы знаете откуда появились эти буквосочетания? (нет) Сказка о том, как поссорились буквы. Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ , а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я , пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ . Какое правило мы с вами для себя отметим?

Работа по учебнику стр.71 правило. Узелки на память стр.72.

Согласные звуки Ч Щ всегда мягкие . А в букво сочетаниях мы пишем буквы А и У . И на письме в букво сочетаниях ЖИ ШИ мы пишем И.

Выполнять задания всегда интересно вместе с друзьями.

Чтобы работа прошла успешно мы поработаем в группах. Но, нужно соблюдать правила работы в группе: ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. Мы сегодня с вами будем строителями.. Хотите быть строителями? Кто такие строители? Ответы детей. Дом получится только тогда красивым и ровным, если вы правильно выполните все задания. С чего начинают строить дом? С фундамента. Чтобы стены получились ровными.надо постараться в тетради. Писать каллиграфическим почерком. Работа по учебнику . Выполнение упр.№ 103 в тетрадь. Какое правило применяется? Слайд 4 ВЫВЕШИВАЮТСЯ СТЕНЫ ДОМА.

V. Физкультминутка. Слайд 5

Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте) .
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте) .
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками) .
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками) .
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту) .

Продолжаем нашу работу.

Работа по карточкам с соседом по плечу.

А вот алгоритм вашей работы.

Подумай

Запиши

Слева или справа сочетания жи,ши, ча,ща, чу,щу чтобы получились слова:

мы

но

лы

мы

но

лы

хо

ры

та

хо

ры

та

ту

ро

да

ту

ро

да

вель

све

вель

све

РАБОТАЕМ ПО СТРУКТУРЕ КОНЕРС. Распределитесь по сочетаниям. Там,где вы находитесь есть тайник. Найдите то, что спрятано. (Это детали дома.) Дети прикрепляют на доску детали дома.

В нашем доме комнат много есть. Но он пуст. Как вы думаете.какую семью надо поселить в наш дом? Свяжите с темой нашего урока.

(Сочетания ЧА_ЩА ЧУ ЩУ ЖИ ШИ,).

О чём они нам будут напоминать?

В сочетаниях

жи – ши
Толькои всегда пиши!


В сочетаниях

ча – ща
Пиши только буквуа!


В сочетаниях

чу – щу
Пишут только буквуу!

Так мы сохраняем традиции русского языка.

ИТОГ УРОКА.

Наш урок заканчивается. Обратимся к цели урока.

Над правописанием каких сочетаний мы работали на уроке?

- ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Рефлексия. Дети прикрепляют смайлики. Сегодня на уроке:

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Оборудование:

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки (<Рисунок 2>), плакаты с заданиями (<Рисунки 5,6,7>), д/игра “Поезд” (<Рисунок 4>), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

а) цветного мелка;
б)мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика. (<Рисунок 1>)

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). (<Рисунок 2>).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а)р,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” - она печатная.)
б)е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” - она не обозначает 2 звука.)
в)д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

(<Рисунок 3>)

5. Физминутка.

Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.

Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу -
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. (В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука ?

(<Рисунок 4>)

Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (<Рисунок 5>)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

Физминутка.

Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

Упражнение 4.

Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем.

(Ребята смеются.)

Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Упражнение 5.

Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. (<Рисунок 6>)

Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А .)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

Составьте по плакату (<Рисунок 7>) слова и запишите их.

Проверим друг друга в парах.

7. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч"] и [щ"]? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ.

Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч"] и [щ"] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

Так появилось правило ЧА - ЩА пиши с буквой А, а ЧУ - ЩУ пиши с буквой У.

Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ - ШИ пиши с буквой И, считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

Давайте попробуем применить правила на практике. Но сначала ещё раз повторим их. О чём вас предупреждает светофор (рис. 1)? Прочитайте все три правила и мысленно их повторите.

Рис. 1. Светофор ()

А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я кри ЧУ

Кузнецу, тка ЧУ , вра ЧУ .

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

Рис. 2. Город звуков ()

В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА - ЩА вы можете назвать?


Рис. 3. Чаепитие ()

Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

Сосчитайте, сколько слов с ЧА - ЩА я назвала?

Целых 10. Не верите?

Проверьте ещё раз:

чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

Соберите из разбросанных слов предложение

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу.

Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Рис. 4. Слова-исключения ()

Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и ЖИ - ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Vlivkor.com ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча - ща, чу - щу».

2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ:

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:

волк - ?

заяц - ?

белка - ?

сорока - ?

галка - ?

4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.

5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Узко - ш…… , маленькие - б……, свои - ч….., редко - ч……, радость - п……, много - ч……ссорились - д……, болтали - м…….

6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ША, ЧУ - ЩУ.

машина жизнь

большие спешит

хорошие чаща

дремучая рыжики

чудесная животные

Здравствуйте! Суть вопроса в следующем. Девочку зовут Хадижа. Как необходимо подписывать тетрадь: "Хадижы" или "Хадижи". Спасибо.

Правильно в родительном падеже: тетрадь Хадижи. Правило про «жи-ши » действует и здесь.

Вопрос № 272985
Скажите, пожалуйста, как правильно оформить ученику перечисление " в столбик "?
В задании слова по определенному признаку группируются в несколько столбиков на каждой строчке (как в таблице). Например, в одном столбике слова с орфограммой жи-ши , во втором ча-ща, в третьем чу-щу. Необходимы ли в этом случае запятые? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

При записи в столбик не нужно разделять слова запятыми.

Вопрос № 269418
Здравствуйте. Слово "можЕте", подскажите, пожалуйста, правило написания неударной гласной, не могу найти. Жена руководствуется в написании правилом ЖИ-ШИ , а я не могу аргументировать.. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Всё очень просто: это глагол первого спряжения, поэтому окончание -ете . Правило на жи – ши регулирует выбор между И и Ы (жизнь, мыши), а не между И и Е.

Вопрос № 268556
Есть ли на сайте тесты наподобие как про предлог "пол" и "полу".Например по правописанию чу-щу, жи-ши ,ча-ща и других правил. Или в случае с пол и полу это единственный тест?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 262984
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, на чем основывается правописание "жи-ши " через "и"? Восходит ли правило такого написания к каким-либо морфемам? И если восходит, то что они означали в бытность своего существования?

Ответ справочной службы русского языка

Одна из особенностей русского письма – отсутствие специальных букв для обозначения парных твердых и мягких согласных. На твердость-мягкость парных согласных указывает следующая буква. Так, в слове был буква ы указывает на твердость согласного [б], а в слове бил буква и указывает на мягкость согласного [б"]. Сам же согласный (и твердый, и мягкий) обозначается одной и той же буквой – Б.

А вот согласные ж и ш всегда твердые, парных их мягких звуков не существует, а значит, ж и ш не нуждаются в «подмоге», обозначать их твердость с помощью следующей буквы не требуется. Иначе говоря, букву ы , обозначающую твердость предшествующего согласного, после ж и ш мы не пишем, потому что и без того знаем, что это твердые согласные.

Может возникнуть вопрос: как появилось написание жи и ши , если и указывает на мягкость согласного, а ж и ш всегда твердые? Это связано с тем, что в древнерусском языке звуки ж и ш были мягкими; написание жи – ши отражает этот исторический факт.

Вопрос № 226880
Добрый день. У меня вопрос по истории русского (или восточно-славянского) языка. Почему жи-ши пишется исключительно с И? Как писались слова в славянских произведениях? Если тоже с "и", то означает ли это, что славяне произносили всегда жи,ши, и никогда жы,шы? В интернете я не нашел ответ на этот вопрос, даже в Википедии.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 214277
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что обозначает слово МЕСЕДЖЫ(И)и как оно правильно пишется (по правилу ЖИ-ШИ ?).

Ответ справочной службы русского языка

_Месседж_ (от английского message - сообщение) - (жарг.) сообщение электронной почты. _Месседжи_ - множественное число.