Меню
Бесплатно
Главная  /  Кормление  /  Отмечают день ивана купала. Купала когда празднуется? Главные традиции праздника Ивана Купала

Отмечают день ивана купала. Купала когда празднуется? Главные традиции праздника Ивана Купала

Праздник Иван Купала известен каждому, а ведь свое начало он берет с языческих времен, еще до принятия людьми христианства. Иван Купала окутан волшебными обрядами, интересными традициями, а также гаданиями. В современном мире праздник Иван Купала отмечается с хороводами, жжением костра, а также выступлениями творческих коллективов.

Но от куда точно пришел к нам такой праздник и как все-таки правильно его отмечать? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы, а также узнать в какой день празднуется Иван Купала и какие его главные традиции.

История возникновения

Праздник Иван Купала изначально был языческим праздником, в который люди омывали свое тело в надежде на избавление от болезней. Он также имел другие названия такие как: Ярилин день, Солнцекрест, Духов день.

А вот древние славяне отмечали праздник Иван Купала как праздник Солнца, который часто связывали с летним солнцестоянием 20-22 июня.

Когда было принято Христианство, праздник стал считаться как величайший праздник православной церкви, как обряд очищения. Дата праздника тоже изменилась и стала отмечаться 7 июля, потому как именно в этот день родился пророк Иоанн Предтеча, по-другому известен нам как Иоанн Креститель. Именно Иоанн предсказал скорое предшествие Мессии – Иисуса Христа, которого он после крестил в водах реки Иордан. Именно в момент Крещения на Иисуса Христа спустился Святой Дух в виде голубя. Также, о , вы сможете прочитать здесь.

Традиции и обряды

Было поверье что в ночь Иван Купала оживает вся нечисть, поэтому нельзя было ложиться спать. Многие жители деревень и сел прятали своих лошадей, из-за поверья, что ведьмы воруют их и ездят на них по ночному лесу.

Плетение венков

Главной традицией праздника является плетение венков из цветов. Такие венки молодые девушки пускали по воде и куда венок прибило, значит там был их будущий муж. А если пускали венок и он тонул, то значит жених разлюбил и выберет себе в жены другую.

Венки обычно плели из полевых цветов, а один особенный венок, девушка должна была надеть на голову своего избранника.

Символы огня и прыжки через костер

Люди в такую ночь водят хороводы, поют песни, а также жгут костры. В стародавнее время в такие костры вкладывали определенный смысл. Если было горящее колесо на шесте, это символизировало солнце и плодородие.

Обязательным обрядом считалось прыгать через костер. И кто прыгнет выше и не заденет огня, тот будет более счастливым в нынешнем году. Также в кострах сжигали белье, чтобы болезни уходили. Муж и жена, а также влюбленные пары, прыгали через костер вместе, это должно было укрепить их отношения. Также между кострами водили скотину, чтобы дым от костров очистил животных, и они ничем не болели в течение следующего года, а также были более плодородными. Костры также символизировали защиту от нечисти, которая оживала в эту ночь.

Купания

Многие люди купались в чистой, речной воде в надежде омыть себя от болезней. А другие обрызгивали встречных водой, чтобы не только вылечить тело от болезней, но и очистить душу от грехов. В тех селах или деревнях, где не было речки, люди топили бани и парились там как можно дольше.

Из-за того, что вода в реках и озерах считалась священной в ночь Иван Купала, все костры и жгли вдоль них. Кстати, искупаться в воде нужно было до рассвета, а на рассвете девушки собирали росу и умывали ею лицо.

Купальское дерево

Часто для праздника Иван Купала использовалось молодое дерево, которое обычно наряжали цветными, яркими лентами. Местные девушки могли добавить на дерево фрукты, траву, венки, а после уносили дерево за пределы жилища и вонзали в землю поля.

Вокруг такого деревца, затем водили хороводы и пели песни. А дерево используемое для такого обряда, могло быть кленом, березой, вербой, елью, а также яблоней.

Поверья

По традиции многие девушки и парни искали в ночь Иван Купала в лесу папоротник, который расцветал лишь в ту ночь. Если такой цветок был найден, то человеку это сулило большое богатство, а также исполнение всех желаний.

Также после праздника на другой день многие жители приносили на пастбища освещенную веточку вербы. Считалось, что священная верба не допустит к коровам ведьм, которые отбирали у них молоко. Также вешали в хлеву крапиву, а в столы втыкали острые предметы.

Если вдруг какая-либо девушка или женщина в ночь Иван Купала не подойдет к костру, то означало, что она ведьма.

Интересным поверьем считалось в такую ночь найти траву Иван-да-Марья и отжав их сок, выпить. Такой сок давал людям здоровье, мог вернуть утерянный слух. Ведь такая трава по поверью олицетворяла настоящую любовь.

Гадания

Чтобы увидеть во сне своего суженного, девушки ложились спать, а под подушки клали букет из чертополоха и папоротника. А чтобы узнать имя своего будущего мужа, в полночь девушки спрашивали у первого встречного мужское имя, и какое имя человек скажет, такое имя и будет у будущего мужа.

Также девушки загадывали желание и смотрели на лошадь. Если лошадь ударит левым копытом – желание сбудется, правым – желание сбудется, но чуть позже. А вот если лошадь заржет, то значит к счастью, а голову опустит – то жди неприятности в любви.

На закате в воду бросали камень, если кругов от камня было четное количество, то желание сбудется, если нет, то не сбудется.

Девушки срывали ветви березы и прятали их за спину. Обычно таких веточек было семь штук. Затем их поочередно вытаскивали из-за спины и если ветка попадалась красивой, ровной – то и год будет успешным. А вот если веточка была бугристой или кривой – то значит жди беды.

Любая девушка или женщина могла загадать желание и сорвать одуванчик. Затем со всей силы дунуть на него и, если пушинки разлетятся, значит желание сбудется в текущем году. А вот если половина останется, то значит желание исполнится, но стоит подождать. Бывало такое, что пушинки остаются на месте, значит желание к сожалению, не исполнится совсем.

Сбор лечебных трав

В ночь Иван Купала многие собирали лечебную траву, которая только в эту ночь приобретала просто волшебную силу. Многие девушки и парни, даже взрослые мужчины отправлялись на «охоту» за волшебными цветами и травами.

Арарат трава

Если такой цветок сможет найти человек и срезать его себе, то он обретает власть над нечистью. Потому как нечисть в ту ночь стережет все растения. И только храбрый и мужественный мужчина, смог срезать такой цветочек.

Разрыв трава

По приданию разрыв-трава в ночь Иван Купала, могла дать человеку, который найдет ее во время огненного цветения, невидимость. А также другую власть над замками, преградами и заветами. Но найти такую траву было не просто. Сначала нужно было в темном и заросшем месте на пустыре косить траву, до тех пор, пока не сломается коса, а после взять накошенное сено и выбросить в реку. Вся лишняя солома утонет, а вот разрыв трава поплывет против течения.

Плакун трава

Плакун трава по старым поверьям обладала магической силой делать человека незаметным, оберегать человека от нечисти, а также давала власть над нечистью.

Одолень трава

По-другому данный вид называется – белая кувшинка. Чтобы правильно сорвать такой цветок, его нужно было выкопать из ила, приговаривая при это заветные слова. Белая кувшинка давала человеку мощный оберег от нечисти.

Поздравление на Иван Купала

Современный праздник Иван Купала

В современном мире праздник Иван Купала празднуется не столь масштабно как раньше, но все же соблюдаются некоторые традиции. В особенности на поселках жители отмечают праздник Иван Купала разжиганием костров, а также традиционными прыжками через него. Девушки гадают на воде и пускают в ночь по реке венки, в которые часто вставляют свечки.

А в городе работают ярмарки, выступают народные, творческие коллективы и поются обрядовые песни в честь праздника Иван Купала. Люди объединяются и водят хороводы вокруг нарядной Марены. Кто не смог посетить праздник, гадают дома на воде, на букетах, венках, а также на зеркале. А еще обливаются дома водой, стараясь успеть до рассвета.

7 Июля - один из самых любимых народных праздников - День Ивана Купалы. Этот древний праздник окутан мифами, обрядами и поверьями. Его история уходит в языческие времена, когда люди поклонялись сразу нескольким божествам. С приходом христианства праздник приобрел новое значение, но до сих пор в нем продолжают просматриваться славянские обычаи и традиции. Что же это за праздник и почему он остается важным на протяжении веков?

Купало - древний языческий праздник

Древние славяне видели Бога в природе, и одним из главных божеством для них был Бог Солнца. Неудивительно, что почитать Бога Солнца было заведено в день летнего солнцестояния, который приходился на 24 июня по старому стилю. По языческим поверьям в этот день вода вступала в союз с огнем, поэтому многие праздничные обряды тесно связаны с этими двумя стихиями.

Один из главных обычаев праздника Купало - танцы вокруг ритуального костра. Самые отчаянные прыгали через огонь, желая себе счастья и здоровья на весь год. Веря в чудесную силу огня, славяне приводили к нему животных и бросали в пламя одежду больных детей. В самую короткую ночь в году нельзя было ложиться спать - древние люди верили, что на землю спускалась нечистая сила, поэтому и спасались от нее вблизи костра.

Накануне дня летнего солнцестояния девушки плели венки из особых трав, вставляли в них горящую свечку и опускали в реку. Считалось, что самой счастливой в замужестве будет та девушка, чей веночек дольше всех продержится на воде. Рано утром крестьяне выходили босиком на улицу и ходили по росе, умывались ею и собирали для того, чтобы дать больным и немощным, считалось, что в праздник Солнца роса обладает исцеляющей силой.

Знахари во все времена ждали этот день, чтобы отправиться за целебными травами - они верили, что лекарственные растения, собранные в праздник Купало, наделены особыми свойствами. Ими не только лечили от телесных болезней, но и использовали для изгнания злых духов и снятия колдовских чар.

Еще одно известное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купалу расцветает папоротник. Смельчаки отправлялись на поиски красивого цветка, веря, что те, кому доведется увидеть огненно-красное соцветие, получат дар видения кладов. Также, глядя на цветение, можно было загадать любое желание, которое обязательно должно было сбыться.

Как день Ивана Купала стал христианским праздником

Известно, что христианская церковь негативно относилась ко всему, что было связано с язычеством, и пыталась искоренить древние славянские праздники. Однако у христиан были свои методы борьбы с языческими традициями - они просто подстраивали под них свои события, тем самым оставляя народу возможность веселиться в привычные дни, но уже по другому поводу. Именно так и произошло с солнечным праздником Купало - вместо него церковь ввела празднование Рождества пророка Иоанна Предтечи, известного, как Иоанн Креститель. Так постепенно родилось новое народное название летнему празднику - День Ивана Купалы. Отчасти название связано с тем, что Иоанн крестил Иисуса в Иордане, то есть купал его в воде.

Однако церковный праздник не смог полностью искоренить народные традиции. Люди в день летнего солнцестояния продолжали поклоняться силам природы и просить у нее хороший урожай. Христиане не забывали обряды далеких предков и переняли у язычников многие обычаи, связанные с водой и огнем. После перехода на новый календарь праздник стали отмечать не в самую короткую ночь, а 7 июля, таким образом, он перестал символизировать самый длинный солнечный день.

Следует знать, что христианская церковь никак не связывает древний славянский праздник с рождеством Иоанна Крестителя и не одобряет разведения костров и обливания водой. 7 июля в церковном календаре - День рождения Иоанна Предтечи - второго по значимости святого после Богородицы.

История Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча был поздним и долгожданным сыном священника и праведницы Елисаветы, связанной родственными узами с семьей Иисуса Христа. На долю Иоанна выпало много испытаний - еще младенцем ему чудом удалось спастись от массового убийства в Вифлееме, а детство и юность святой провел в Иудейской пустыне. До 30 лет юноша жил отшельником в пещере и соблюдал строгий пост, так он готовился к той ответственной миссии, которая была уготовлена ему Господом.

Согласно библейским писаниям, Иоанн, повинуясь воле Господа, явился на берег Иордана и крестил людей, подготавливая их к крещению Святым духом. В один из дней ему было суждено крестить Иисуса Христа и стать свидетелем явления на землю Святого Духа и Господа Бога. Сразу после этого пророка заключили в темницу, где он и закончил свою короткую жизнь мученической смертью.

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2020 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей - кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.

Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь - лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь - до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, ле­щей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке - прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими - синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

Твой ли это венок, красавица милая?

Мой, - тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас - по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Просмотры: 8 143

Праздник Ивана Купала известен нам с детства. Торжество посвящено рассвету природы, победе света над тьмой и летнему солнцестоянию. Этот день сопровождается огромным количеством традиций и народных обрядов.

История возникновения праздника

История возникновения праздника уходит во времена, когда славяне поклонялись идолам и языческим Богам. По мнению одних историков, название «Купала» исходит от имени языческого божества, другие же утверждают, что такого имени не было, а название связано с обрядами, проводимыми в этот день.

До появления григорианского календаря массовые гуляния проводились как раз в день летнего солнцестояния 20–22 июня. Когда приняли современный календарь, праздник стал выпадать на 7 июля (24 июня по старому стилю).

С приходом христианства церковь попыталась заменить языческий праздник на православный. В этот день стали отмечать Рождество Иоанна Предтечи. Тем не менее народные традиции и обряды искоренить не удалось, а вот название переменилось. С этого времени праздник стал называться днем Ивана Купала.

Кто такой Иоанн креститель

Иоанн Предтеча родился в семье священника Иудеи как раз 7 июля (24 июня по старому стилю). Он считается пророком, который предсказал появление Мессии. Крестителем его назвали благодаря тому, что именно он окрестил Иисуса Христа в реке Иордан.

Чей праздник по национальности

Традиционно праздник отмечали восточные и западные славяне. Сейчас во многих странах сохранились обычаи вечерних гуляний в ночь на Ивана Купала. Это торжество отмечают русские, украинцы, белорусы, прибалты и жители ряда европейских стран. Во многих державах праздник считается как народным, так и церковным и называется по-другому.

Как отмечали праздник Ивана Купала на Руси

Изначально праздник отмечали как день восхищения солнцу и природе. Это было время омовения и очищения. Было принято купаться в водоемах, чтобы избавиться от болезней. Помимо купания, торжество сопровождалось народными обрядами и традициями.

Как проходит праздник

Народные гуляния начинались вечером, накануне праздника и продолжались всю ночь. Считалось, что в это время природа обретает уникальные магические свойства, а нечистая сила – гуляет и пакостит.

Было принято собирать травы и цветы и плести из них венки, а потом пускать их в воду. Празднование обязательно сопровождалось большим купальским кострищем, вокруг которого водили хороводы и пели обрядовые песни.

Что нельзя делать в этот день

Запреты и ограничения в большинстве своем связаны с народными поверьями. Так, считалось, что купальской ночью нельзя спать, дабы не попасть в руки лесной и водной нечисти. В день праздника запрещено что-либо продавать или давать на время, иначе можно накликать беду. Также несчастье ждет каждого, кто найдет и подберет деньги на дороге.

Согласно церковным канонам 7 июля приходится на период Петровского поста, поэтому если вы решили очиститься духовно, сведите до минимума гулянья и соблюдайте пост. Так как Рождество Иоанна Предтечи является церковным праздником – допустимо разнообразить рацион рыбой и бокалом красного вина.

Традиции и обряды праздника

В обыденной народной жизни праздник Ивана Купала имел огромное значение, поэтому его проводили, соблюдая множество традиций и обрядов.

Купания в озерах и реках

Праздник Ивана Купала связан с водой, поэтому многие регионы поддерживали обычай купания в водоемах. Считалось, что вода наделялась особой целебной силой и могла смыть болезни, отогнать дурные мысли из головы.

Однако не во всех регионах купание в водоемах считалось безопасным. В этот день русалки и водяные покидали озера и реки и устраивали шабаш. Люди боялись нечисти и не рисковали купаться. Тем не менее магическая сила воды сохранялась. Обязательно нужно было походить босиком по росе, посетить баню с 12 травами, собранными накануне, испить воды из родника.

В наши дни сохранилась традиция обливания водой, которая смывает все болезни, печали и несчастья.

Очищающий огонь (зачем прыгать через костер)

Огонь в ночь на Ивана Купала принимал особую очищающую мощь. Его отождествляли с солнцем, поэтому костер делали очень большим и высоким. Вокруг него водили хороводы, танцевали и пели. Когда пламя темного утихало, девушки и юноши прыгали через костер, для очищения души и тела от сглаза, болезней и несчастья. Прыгнуть нужно трижды, иначе обряд не сработает.

  • если девушка не смогла перепрыгнуть огонь или вовсе не пришла на гуляния, ее обзывали ведьмой, могли отстегать крапивой, облить водой или обсыпать перьями;
  • если у влюбленной пары получалось перепрыгнуть через пламя держась за руки, то их союз обещал быть крепким и долгим;
  • чтобы вылечить ребенка, мать сжигала на костре его рубашку, полагая, что с одеждой сгорит и хворь;
  • от неблагополучия семейного быта можно было избавиться, спалив на купальском кострище старый хлам и ненужные вещи;
  • чтобы животные и домашний скот не болели, их также перегоняли через костер.

Какие травы собирают в этот праздник

Считалось, что травы и цветы приобретают чудодейственную силу в ночь на Ивана Купала, поэтому с рассветом до восхода солнца травники и знахари отправлялись на поиски целебных трав. Особенно хорошо, если они были с утренней «купальной» росой. Согласно поверьям наилучшими магическими свойствами обладали растения, собранные детьми и стариками - людьми с чистой душой.

Собранные травы использовали для выкуривания нечистой силы и проведения обрядов. Обычно травники собирали:

  • крапиву;
  • полынь;
  • мать-мачеху;
  • богульник;
  • душицу.

Удачей считалось найти перелет-траву, способную перенести человека за тридевять земель или одолень-траву, спасающую от врагов.

Цветок папоротника

Одно из самых интересных поверий, связанных с днем Ивана Купала – о цветке папоротника. Считалось, что папоротник способен цвести только раз в году – в полночь на Ивана Купала. Цветение тщательно пряталось и охранялось нечистой силой. Однако человек нашедший цветок, получит невероятную магическую силу. Он сможет понимать язык растений и животных, видеть сквозь землю, разговаривать с духами.

Купальский венок

Большинство обрядов на праздник, девушки проводили с венком на голове. Его плели из собранных заранее цветов, трав и веток. Считалось, что если положить венок в воду и зачерпнуть воды из него, кожа будет светлой, щеки румяными, а глаза сияющими.

Обычно, в конце гуляний венок отпускали в воду или сжигали на костре. Иногда, украшение сохраняли, чтобы использовать травы, входящие в его состав, на протяжении следующего года.

Поверья

Считалось, что в ночь на Ивана Купала:

  • растения и звери обретали дар общения между собой;
  • духи предков спускались на землю, в виде светлячков, порхающих в темном лесу;
  • нужно разложить крапиву на пороге и подоконнике, чтобы нечисть не пробралась в дом;
  • необходимо запереть лошадей, так как их могли украсть ведьмы для поездки на Лысую гору;
  • найденное муравьиное масло в муравейнике имело целебные свойства;
  • сорванный и разложенный в доме цветок Иван-да-Марья убережет от воров.

Как гадать на Ивана Купала

Одно из самых популярных – гадание на венках. Поздней ночью незамужние девушки прикрепляли к своему венку свечу и пускали в воду. Нужно внимательно следить за тем, как он поплывет.

Если венок:

  • уплыл далеко – замужество будет скорым и счастливым;
  • крутится на месте – в этом году свадьбе не быть;
  • потонул – жениха невесте не найти никогда.

Юноша, выловивший венок избранницы из реки, мог востребовать взамен поцелуй.

Девушки также следили за своей свечей на венке, ведь чем дольше она горит, тем длиннее будет жизнь.

На замужество можно погадать и другим способом. Ночью не глядя, сорвите пучок полевых трав и положите под подушку. Если утром окажется, что в букете больше 12 видов растений, в этот год ждать свадьбы.

Еще можно положить под подушку лист подорожника и сказать: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого». Жених обязательно покажется вам во сне.

Можно загадать сокровенное желание. Если пролезть через 12 огородов, оно обязательно сбудется.

Увидеть будущее можно с помощью церковной свечи. Разломите ее на несколько кусочков и растопите. Жидкий воск перелейте в емкость с холодной водой. Какую фигуру он примет – таких событий и ждать в ближайшем будущем.

Символы солнца в купальских обрядах

Известно, что на Ивана Купала люди поклонялись солнцу и его свету. Непременный атрибут праздника – венок из цветов и травы, символизирующий солнце. Ритуалы поклонения солнечному светилу сопровождались хороводами вокруг костра, сжиганию чучела. Юноши спускали с холмов подожженные колеса и бочки, отождествляющие солнечный круговорот.

Приметы на Ивана Купала

Если в день Ивана Купала

  • сильная роса – к урожаю огурцов;
  • если ночь перед праздником звездная – грибов будет много;
  • идет дождь – дето будет знойным и засушливым;
  • встретить змею – ждать беды или потери.

Свадьба на Ивана Купала

В народе говорят, что если жениться в день Ивана Купала – можно всю жизнь купаться в роскоши.

Тем не менее так как праздник всегда выпадает на Петровский пост, церковь подобные браки не принимает и в храме не венчает. Если вы люди верующие, лучше перенесите бракосочетание на дату, когда пост завершится, после 12 июля.

Ивана купала 2019 года какого числа и месяца

Какого числа Иван Купала в 2020, 2021, 2022 году

Так праздник имеет четко установленную дату и не меняется из года в год, в 2020, 2021 и 2022 году Иван Купала также будет в ночь с 6 на 7 июля.

Ночь накануне праздника Ивана Купала

В народе ночь накануне праздника считалась «страшной». Ведьмы слетались на Лысой горе и устраивали шабаш. Также эта ночь отождествлялась с поднятием над миром Скипер-Змия.

В день перед купальской ночью

Согласно поверьям, перед праздником, днем 6 июля нужно убрать дом, чтобы встретить торжество в чистоте. С самого утра люди чистили колодцы, чтобы вода в них стала «особенной». Днем заготавливались венки и веники для бани. Травники и знахари отправлялись за «магическими» травами в лес. Вечером, перед празднованием, люди умывались вечерней росой, чтобы получить здоровье и силу.

В купальскую ночь

Народ гулял всю ночь напролет. Люди зажигали костры и прыгали через них. Водили хороводы, пели обрядовые песни, танцевали и веселились. Девушки и юноши по традиции гадали, а в полночь отправлялись на поиски цветения папоротника.

Наутро после купальской ночи

После Купальской ночи было принято собирать целебные травы и растения на весь следующий год.

Иван Купала – уникальный праздник, символизирующий тепло, солнечный свет и лето. Отметить его лучше на природе. Обычно гуляния проходят в большой компании на берегу водоема. Непременные атрибуты праздника – большой купальский костер, венок из трав и цветов, массовые обряды и гадания.

Да Нет

Славянский праздник Иван Купала - это старинная традиция западных и восточных славян, о которой не забыли и по сей день. Праздник отмечают практически во всех странах современной Европы. В некоторых из них он является не только религиозным, но и общенациональным. Изначально он был частью языческих ритуалов очищения и омовения, а позже получил своё название в честь Иоанна Крестителя. Его имя в переводе с греческого означает "купатель".

Интересно, что многие из известных нам обычаев этого праздника изначально пришли от язычников. По старому стилю календаря его отмечали 24 июня, а теперь - 7 июля.

Праздник Иван Купала: история возникновения

Язычники всегда праздновали Иван Купалы, поскольку они верили, что именно в этот день благодаря омовению можно избавить тело от болезней. Само торжество было посвящено богу Солнца и божеству Купале, которому также поклонялись в то время.

До того, как на Руси приняли христианство праздник Купалы отмечали в день летнего солнцестояния (22 июня). Но после того, как этот день посвятили Иоанну Крестителю празднование перенесли на 24 июня, и многие крестьяне начали называть его День Ивана.

Мы празднуем Иван Купалы 7 июля, что обусловлено переходом на григорианский календарь. Именно поэтому можно говорить о том, что первичное значение праздника практически полностью утрачено, ведь он уже не попадает на день летнего солнцестояния. Хоть в некоторых европейских странах Иван Купалы празднуют именно в период с 20 по 24 июня.

Мистический праздник Иван Купалы считается лучшим временем для гаданий и поверий, именно в это время травники собирают целебные растения для лечения различных заболеваний. Существует легенда, что собранные в эту ночь травы обладают чудодейственными свойствами и с их помощью можно вылечить даже самое серьёзное заболевание.

Во многих деревнях и по сей день праздник называют "весёлым", "любовным", "чистоплотным", ведь существует немало примет и традиций, проведение которых обязательно в этот вечер. Уже известно, что само торжество посвящено языческому божеству Купале, в честь которого прыгали через костёр, пели песни и проводили различные обряды.

Традиции Иван Купалы: языческие и современные

В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Горящее колесо, установленное на шесте в середине костра символизировало солнце и плодородие.

Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую.

Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. Конечно же, сейчас эта традиция сохранилась лишь в некоторых деревнях, поэтому не каждый воспримет такое действие с пониманием.

В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу - от грехов. Для этого люди не только поливали друг друга водой, часто купались и водили хороводы. Не менее важной частью празднования было разжигание костров. Верили, что перепрыгнув через костёр можно избавиться от любого заболевания. Поэтому через костры прыгали молодые и старые, матери с детьми на руках, а также все те, кто хотел стать счастливее и удачливее.

Ночь Иван Купалы - это время, когда оживала вся нечисть. Никто не спал до утра, чтобы защитить себя от чар. Также хозяева тщательно следили за своими лошадьми, поскольку существовало поверье о том, что в Купальскую ночь ведьмы воруют их для поездки на Лысую Гору.

Современный праздник Иван Купала

И по сей день многие из нас продолжают традицию празднования Иван Купалы. Неизменными со времён язычников осталось большинство обычаев. Люди по-прежнему водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьёзных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладиться общением. Хоть девушки продолжают гадать и пускать на воду цветочные венки в надежде поскорее узнать, кто же станет её суженым.

Иван Купала может стать отличным поводом собрать всю семью и провести весело время вместе, но каждый решает для себя отмечать его или нет.