Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Отдых с детьми Элефантик – развивающее семейное путешествие

Отдых с детьми Элефантик – развивающее семейное путешествие

С самого начала проект был задуман как развивающее семейное путешествие, то есть сочетание познавательного и развивающего направлений. Поэтому наряду с экскурсионными программами в каждой короткой или многодневной поездке значительная часть времени отведена для развивающих занятий.

Элефантик – один из интереснейших проектов детских развивающих поездок туроператора . На сказочной программе Путешествие с детьми в Швецию – Элефантик в Стокгольме в специально декорированном под кабинет Астрид Линдгрен номере ребята не только знакомились с творчеством известной шведской сказительницы, но и писали свою собственную сказку Элефантика, строили корабли викингов и искали клад с помощью таинственных рун.

Интересно, но именно эти занятия на проекте в свободное от учёбы, каникулярное время ребята любят больше всего. Потому что вся семья, наконец, собирается вместе и детенышу не надо скучать по вечно работающим папе или маме. Он защищён и абсолютно открыт для восприятия нового. Кроме того, во время проекта Элефантик отдых с детьми продуман и наполнен интересными событиями, потому что весь процесс обучения составлен в виде увлекательного приключения, а рядом есть команда друзей.

Я не зря сказала – «команда» друзей. Действительно, проект Отдых с детьми Элефантик формирует не искусственную общность, как в школе или в детском саду, а несколько сообществ: ребята, объединённые общими интересами, родители, схожие по духу и по целям воспитания, и сообщество «дети-взрослые», так как бОльшую времени все семьи проводят вместе.

А так как группы, как правило, небольшие (общее количество участников, в среднем, 20 человек), то одним из важных итогов поездок Элефантик является сплочённость участников и дружеские контакты на будущее.

Отдых с детьми Элефантик – развивающие занятия

Каждая поездка Отдых с детьми Элефантик – это ещё организованные развивающие занятия на закрепление нового материала. Проходят они во второй половине дня. Все уроки у разных преподавателей тематически связаны друг с другом и в целом являются практической частью тех знаний, которые получают ребята на программе. В процессе подготовки к каждой программе Элефантик педагогами используются различные формы познавательной и учебной деятельности: рассказ педагога и обсуждение, занятия по направлениям арт- и сказкотерапии, творческие работы из пластилина, лепка из глины и теста, эстафеты, олимпиады, физкультминутки и занятия в бассейне, тематические семейные викторины, постановки спектаклей и даже музыкальные празднества – балы.

Узнать подробнее о проекте туроператора Путешествие с ребёнком Элефантик, познакомиться с другими направлениями отдыха, предлагаемыми компанией Вы сможете на сайте http://www.travel-s-child.ru/spec-programs/

С самого раннего детства нам хочется, чтобы дети были «выше, быстрее, сильнее!». Но примечательны слова Ш.А. Амонашвили, талантливого педагога и организатора: «Ребенок – не мешок для складывания знаний». Успешность наших детей зависит не только от объёма приобретённых ими знаний. Необходимо наряду с этим сформировать у них умение учиться, а затем умело применять свои знания. А в процессе обучения, тем более на начальном этапе – в дошкольном возрасте или в начальной школе, определяющим стимулом к изучению нового для ребенка является не слово «надо», а интерес.

Рождается интерес к обучению, безусловно, в результате хорошо продуманного и подготовленного нами, взрослыми, учебного процесса. На летних развивающих занятиях проекта Отдых с детьми Элефантик в подмосковных пансионатах или на море маленькие участники программ занимаются, например, с помощью компаса созданием настоящей карты с обозначениями и расстояниями и делают свои путевые заметки. Так у каждого маленького участника проекта появляется своя краеведческая тетрадь.

А уже дома вот такая, ненавязчиво и самостоятельно созданная, краеведческая тетрадь и собственные фотографии дают возможность каждому ребёнку составить свой уникальный географический альбом. А во время отдыха на греческих островах ребята постигают практическую значимость получаемых в школе знаний, когда шагами, ладошками и локтями учатся измерять пространство, как в древнегреческой школе, и, участвуя в настоящих археологических раскопках, становятся свидетелями возрождения Минойской цивилизации. Или во время программы Отдых с детьми Элефантик в Праге играют свой собственный спектакль, управляя роскошными марионетками.

Ребёнок никогда не устанет от интересно построенного процесса накопления умений, знаний, а впоследствии – и навыков. Важно, где и чему он будет учиться, как будет организован его учебный процесс, и какие учителя будут рядом. Потому что при уважении и поддержке педагога у ребёнка никогда не опустятся руки, он будет знать, что может всё!

Проект Отдых с детьми Элефантик помогает ребёнку увидеть мир, научится общаться в коллективе, заниматься увлечённо и результативно, помогает понять и развить свои способности. А возрастной диапазон маленьких участников постоянно позволяет расти числу сторонников проекта.


Программы «Элефантик» - это образовательный проект. Выбор состоявшихся, успешных родителей, выбирающих лучшее для развития своих детей. Это выбор тех, кто предпочитает, чтобы на отдыхе все детали путешествия были продуманы до мелочей.

Программы «Элефантик» существуют уже почти 11 лет, и сейчас можно без сомнения сказать – это лучшие развивающие программы семейного отдыха!

Наша компания является официальным Российским туроператором по международному, внутреннему и въездному туризму, членом ассоциации «Турпомощь», и это гарантирует всестороннюю поддержку наших туристов. Мы лично делаем наши программы, прорабатываем все нюансы, и выбираем лучшее для наших Клиентов.

Во время путешествия, с детьми занимаются опытные профессиональные педагоги, которые помогают детям понять и запомнить увиденное. Все занятия заранее готовятся опытным методистом, с учетом возраста детей, участвующих в программе. Надо отметить, что качество занятий – одна из главных причин того, почему родители выбирают программы Элефантик. Зачастую дети по итогам программы выступают с докладами, выигрывают конкурсы с работами, написанными по итогам программы.

Во время занятий по программе Элефантик, родители имеют свободное время, которое могут использовать по своему усмотрению. Это важное отличие, потому что обеспечить безопасное нахождение разновозрастных детей без родителей довольно сложно. Для этого, мы арендуем в отелях комфортные залы и комнаты отдыха, специальные игровые и иные помещения.

Конечно, мы всегда помним, что родители и дети находятся в этот период времени на отдыхе. Поэтому занятия с детьми проходят в такой форме, что дети с удовольствием спешат на них в свои собственные законные выходные. Профессиональные педагоги при этом работают так, что к завершению программы все поставленные задачи выполняются – дети получают новые знания и бесценный опыт.

Для того, чтобы принять участие в наших развивающих Программах отдыха с детьми, или получить дополнительную информацию о турах,

Array ( => 21 => s1 => Y => Y => Y)

Награды программ “Элефантик”

Лауреат премии золотой меридиан в номинации “Лучшее агенство детского отдыха”

Национальная Премия "Золотой меридиан" отражает независимое общественное признание достижений участников туристического и гостиничного бизнеса в работе с российскими туристами. Ежегодная Премия была учреждена с целью выявления лучших компаний, работающих в индустрии туризма и путешествий.

"Золотой меридиан" присуждается по результатам отзывов российских туристов и мнению экспертов отрасли. Награда Премии служит гарантом высоких стандартов обслуживания туристов и является ориентиром для россиян в многообразии предложений российских и зарубежных компаний. "Золотой меридиан" - это знак качества на рынке туристических услуг.

В 2009 году наша Компания стала лауреатом премии Золотой Меридиан в номинации "Лучшие агентства детского отдыха"

Получение этой премии стало признанием высокого качества сервиса компании нашими туристами и экспертами отрасли. Благодарим Вас за оказанное доверие и обещаем и впредь сохранять внимательное отношение к туристам и высокий профессионализм.

Знак качества “Лучшее детям” Номинация программы продвижения лучших российских товаров и услуг для детей

Наши программы развивающего семейного отдыха с детьми получили заслуженную и очень приятную награду - в ходе реализации Национальной программы продвижения ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ, "Элефантик" сдал экзамены, представил свои работы на суд уважаемой комиссии, и заслужил право носить ЗНАК КАЧЕСТВА "ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ".

Диплом 1-й степени в конкурсе “Педагогические инновации” (номинация “Туризм и краеведение”)

Клуб учителей "Доживём до понедельника" был организован в сентябре 1995 года и по настоящее время ведет большую работу по поддержке творческой и инновационной деятельности педагогов, созданию условий для всестороннего развития детей и подростков. Ежегодно нашими коллегами организуются профессиональныем конкурсы для специалистов, студентов и школьников.

Конкурс "Педагогические инновации", проходивший в начале этого года, уже начал подводить свои итоги.

За высокий профессионализм и новаторство в области педагогики ПРОГРАММЫ "ЭЛЕФАНТИК" удостоены ДИПЛОМА 1-ой степени.

Узнать больше о программах Элефантик

Всем здравствуйте!

Да, вы правы: отель они бронировали через туроператора по Словении Renee-Tours - его логотип стоял на ваучерах.
Но что касается всех дополнительных услуг в рамках турпакета, то за них отвечает именно турагентство "Путешествие с ребенком" + "Элефантик", и эти услуги далеко не сводятся просто к привозу педагогов.
Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать, поэтому если кому-то такой формат показался заманчивым, как и нам, то лучше съездить, и все сразу станет ясно. В этом случае цена такого любопытства составила + 40 тыс. руб. к стоимости стандартного турпакета (общая стоимость тура от "Элефантика" на 2 взр+1 реб. STD HB 9 ночей - 200 тыс. руб.). Если вычесть из размера "доплаты" стоимость группового трансфера, который теоретически должен быть примерно в 2 раза дешевле индивидуального, то получится, что стоимость "куличика" (услуг "Элефантика" за каждый день) - 4 000 рублей. Для сравнения: по расценкам отеля это 10 часов услуг няни в день.
Почему так подробно останавливаюсь на финансовой стороне вопроса: один из плюсов турфорумов - это возможность после получения информации более рационально построить бюджет поездки. Поэтому моя готовность ответить на вопросы - это возможность для кого-то другого, кто рассматривает в том числе поездку с "Элефантиком", принять прежде всего финансовое решение - все заранее взвесить и решить, нужно ли тратить такую сумму на эту программу или стоит потратить эти деньги, например, на ту же няню, которая обеспечит индивидуальный подход к вашему ребенку (такой подход в группе "Элефантик" педагоги обеспечить, как мы убедились, не могут в силу целого ряда объективных причин), или на процедуры на этом курорте, где есть в том числе уникальные предложения для желающих оздоровиться, или арендовать машину, или поездить по экскурсиям и т.д. А может быть, вообще приберечь эту сумму для следующей поездки, ведь сумма немаленькая - это стоимость авиабилетов на троих туда-обратно, например, в Лондон.
О родителях в группе могу сказать только самые хорошие слова - поверьте, что ни один из них не был похож на родителя, которому лень лепить со своим чадом куличик по какой-нибудь особой методике. И, наоборот, мы не заметили в группе ни одного авторитарного родителя - все со своими детьми общаются очень дружески и показывают недюжинные запасы родительского терпения. О детях в группе у нас остались вообще самые веселые воспоминания - наш ребенок до сих пор вспоминает разные забавные истории и случаи, когда кто-нибудь из детишек проявил себя неожиданным образом:)
Я думаю, что, как и мы, многие приняли решение потратить такие деньги на поездку именно ради детей - чтобы им было нескучно + круг русскоговорящих сверстников. Особенно это важно для очень общительных детей-экстравертов (наш случай).
Но на деле все не так идеально - детишки все очень разные, некоторые требуют индивидуального подхода, кто-то еще просто слишком маленький, кто-то не смог быстро адаптироваться, кто-то быстро заболел, кто-то не заинтересовался тем, что ему предложили.
Итог: примерно для половины участников поездки расходы на "Элефантик", как мы оценили, были просто выброшенными деньгами, для некоторых - частично выброшенными.
Если ребенок заболел или ему скучно "в рамках стандартного турпакета", то финансово при наличии медстраховки вы ничем не рискуете. Но если это произошло в рамках тура с особой программой по не самой маленькой цене, то деньги за пропуск занятий вам, естественно, никто не вернет. Нужно делать выводы.

Что то не ясно, что Вам не понравилось конкретно, что не так?
Если всё по вашим словам хорошо?

родителях в группе могу сказать только самые хорошие слова


О детях в группе у нас остались вообще самые веселые воспоминания - наш ребенок до сих пор вспоминает разные забавные истории и случаи, когда кто-нибудь из детишек проявил себя неожиданным образом:)


такие деньги на поездку именно ради детей - чтобы им было нескучно + круг русскоговорящих сверстников. Особенно это важно для очень общительных детей-экстравертов (наш случай).

Ну а создать индивидуальный подход в "в рамках стандартного турпакета" вряд ли получится -

такой подход в группе "Элефантик" педагоги обеспечить, как мы убедились, не могут в силу целого ряда объективных причин

То есть педагоги тоже не виноваты - "Вас много, а я одна"

Ещё, я думаю вряд ли няня в отеле обеспечит: круг русскоговорящих сверстников, именно индивидуальный подход в развивашках всяких, няня на что способна, ну присмотреть, чтоб ребенок не затерялся где, порисовать, куличики на море полепить, а элефантики, что заявляют, няня всё это делать будет?
1. Впервые мы предлагаем "2 в 1" - семейный отдых и интересную для детей профессиональную развивающую Программу в одной поездке. Несколько часов в день дети заняты увлекательными занятиями, которые сочетают в себе и познание, и развитие творческих способностей, и тематические подвижные игры.
2. Все Программы Элефантик содержат в себе две основные части: познавательно-творческую и развлекательную (игровую). В первой части занятий дети рисуют, лепят, слушают, рассказывают. Во второй – играют, танцуют, поют. Обе части логически связаны между собой и подчинены основной Теме Программы. Тема индивидуальна и неповторима для каждой программы, ни одна из Тем не повторяется для двух разных Программ. Поэтому путешествие с Программами "Элефантик" всегда яркое и интересное.
3. Занятия проводят опытные професиональные педагоги, которые сопровождают только нашу группу. Все педагоги имеют соответствующие дипломы и большой профессиональный опыт работы с детьми.
4. Программы рассчитаны на детей от 0 до 16 лет, путешествующих вместе с родителями, а также бабушками, дедушками, нянями. Целевой возраст детей указан в описании каждой Программы. Занятия построены таким образом, чтобы все дети в рамках указанного возраста участвовали полноценно.
5. Для того, чтобы программа учитывала индивидуальные особенности детей и была комфортна любому ребенку, при бронировании тура мы предлагаем родителям заполнить небольшую анкету с вопросами об особенностях ребёнка, а также готовы устно выслушать пожелания родителей, которые будут переданы педагогам.
6. Все необходимые для творчества и игр материалы дети получат по прибытии на место.
7. Мы будем рады пригласить на некоторые занятия родителей и других членов семьи для участия или наблюдения за творчеством ребенка.
8. По окончании программы все дети получат памятные сертификаты об окончании программы.
9. Программы подготовлены и проводятся экспертом в области семейного отдыха с детьми – Специализированным Туроператором и Сетью турагентств «Путешествие с ребенком» совместно с педагогами Детского развивающего центра "Элефантик".

Что не понравилось:
1. Для занятий в бассейне, которые проводились 3 раза в день, место арендовано не было, а тренер была одержима идеей научить всех плавать здесь и сейчас. Если утренняя зарядка в бассейне в 8 утра проводилась в пустующем еще на тот момент бассейне, то два других занятия проходили в часы пик. Глубина в бассейне - 130 см. Если ребенок не умеет держаться на воде (напомню, что большая часть детей в группе - от 3 до 6 лет), то ему предлагалось проводить занятие на лестнице, ведущей от раздевалок в бассейн, то есть на основном спуске всего народа в воду. Тренер сразу сказала, что "если что", она сможет удержать только двоих детей. В начале занятий по методике этого тренера плавсредства даже для безопасности ребенка автоматически не надевались - на первом месте у нашего тренера была не безопасность детей и не оздоровительные упражнения в воде, как было указано в программе, а фанатичная для таких условий занятий идея-фикс во что бы то ни стало научить как можно больше детей в группе плавать за 8 дней. И, видимо, потом рассказывать всем о своих достижениях. Причем вне зависимости от того, хотите ли вы,чтобы именно в этих условиях и на групповом занятии вашего ребенка обучали плавать - то есть сразу погружали поплавком в воду, или нет. В памятке было хитро написано, что родителям нужно присутствовать на занятии только в случае, если ребенок не может самостоятельно переодеваться. Но какой же родитель отпустит своего ребенка в воду, если знает, что он не умеет плавать и находится без плавсредства с тренером, который из 6 детей сможет удержать "если что" только двоих. Сразу автоматически можете вычитать из своего свободного времени эти часы занятий в бассейне, потому что присутствовать на самом деле, мы сразу поняли, нужно от начала до конца. И дело не только в том, что ребенок не умеет переодеваться - в раздевалке своя система, как и что нужно сделать (закрыть браслетом, найти правильный выход и т.д.), и даже взрослые не сразу отрабатывают этот автоматизм - все то и дело медлили у этих шкафчиков, что уж говорить о малышах. Про нахождение в бассейне с ребенком даже не говорю - это и так понятно. После бассейна дать ребенку принять душ целая проблема - он очень высоко, ни один малыш сам не включит воду, вода дается на 5 секунд. Нормальный душ возможен только в номере. Вот и получалось, что детей вели на следующее занятие из бассейна (да, у нас было в расписании именно так - после бассейна дети полумокрые приходили на следующее занятие в зал) непомытыми и полувысушенными. У большинства девочек в группе были длинные волосы, фены в раздевалке слабые. Конечно, педагог нашей группы старалась помогать, когда приходила их забирать на свое занятие, но ей нужно было это сделать сразу с несколькими подопечными. Лучше мамы ребенку никто не поможет, естественно.
Народу в бассейне было всегда очень много. В первый день занятия проводились в другом бассейне, с грохочущей музыкой и более холодной водой - детей оттуда доставали дрожащими от холода. Проход из того бассейна был по холодному коридору в ресторане или через улицу. Потом тренер перешла в другой бассейн, намного многолюдней, хоть и теплей. Стало ясно, что место проведения основных для этой программы занятий ЗАРАНЕЕ ПРОДУМАНО НЕ БЫЛО. А картинка, которая висит на сайте Элефантика рядом с описанием программы и где дети занимаются одни в бассейне, действительности не соответствует - такого бассейна здесь просто нет.

2. Не понравилось, что педагоги отказывались внести изменения в программу даже несмотря на поступавшие просьбы родителей. Так, родители младшей группы просили не ставить им занятие в зале после бассейна, потому что малыши будут перевозбуждены, и толку от занятий не будет. Но если перемены в расписании действительно требуют пересмотра всего графика, и педагогам просто не под силу или не хочется этим заниматься, то в другой ситуации, я считаю, это просто нежелание вести диалог с участниками группы. А ситуация была следующей: утреннюю зарядку в 8 утра, перед завтраком, проводил педагог, отвечающий за занятия в бассейне. Ну как "проводил": когда родители поняли, каково это - по два раза в день собирать и разбирать ребенка с и на занятия в бассейн, при этом собираться и самим, особенно приведение в порядок после, то желание посещать еще и утреннюю зарядку В БАССЕЙНЕ у большинства, естественно, отпало. У большинства - это даже громко сказано. На зарядку приводили только ОДНОГО ребенка. И то, когда у ребенка очень быстро заболело ухо, мама ребенка попросила тренера: "Мы очень хотим ходить на зарядку, но не в бассейн, поскольку нам нельзя. Не могли бы вы перенести занятие на сушу?" Возможно, что и другие детишки тогда бы подтянулись, потому что одно дело - спуститься на полянку или в зал перед завтраком на 10-15 минут и другое - фактически готовиться и потом приводить себя в порядок после еще одного, считайте, погружения в бассейн. У некоторых было по двое маленьких детей. Когда утро начинается с такой суеты, пусть даже родители изначально идеализировали свои возможности и искренне собирались приводить к 8 утра своих детей на зарядку в бассейне, все равно "отдыха" это в семью не добавляет. На мой взгляд, 3-е занятие в бассейне в день - перебор: три бассейна в рамках занятий в день - это же не олимпийская сборная. На мой взгляд, было бы достаточно одного занятия в бассейне по программе, а второе сделать факультативом - по желанию. А еще лучше оставить это время для семейного плавания, чтобы семья могла побыть в бассейне вместе.
Но больше всего поразило, что педагог... отказалась. То есть это выглядело так, что педагогу было проще сидеть одной в 8 утра в бассейне, и чтобы не приходил никто, зато она свое время отработала, чем проводить зарядку на суше с 3-4-5 детьми (мы бы тоже присоединились, если бы зарядка была на суше, а когда поспрашивали у других родителей, то выяснили, что к нам присоединились бы еще). Нежелание ничего менять в утвержденной начальством программе даже несмотря на объективные причины, которые касаются здоровья детей - не лучший показатель для педагогов, особенно на программе с названием "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ". На мой взгляд, педагог должен учитывать в своей работе не только, по возможности, особенности здоровья, состояния детей, но и недочеты в своей программе и корректировать их по ходу.

А Вы им свои претензии каким-нибудь образом озвучивали, в смысле после отдыха, что-нибудь написали, был какой ответ?
Мне знакомые говорили, что у них в группе тоже все были разного возраста, начинаяс 3 до 15 лет, а программа была одна на всех, ясно, что 15 летнему подростку совсем не интересно такое же преподнесение информации как для 3 летнего.

3. Еще к вопросу о названии программы "Если хочешь быть здоров": в программе были заявлены "оздоровительные упражнения в воде и на свежем воздухе, традиционные для программ Элефантика". Про упражнения в воде я уже рассказала - никакой детской аквааэробики, игр не было, потому что провести занятия в таком формате не позволяли условия бассейна - мелкий детский бассейн, где можно было бы стоять, отель в аренду сдавать не планировал и правильно делал, а на глубине у тренера никакой другой программы, кроме обучения плаванию, не было. Поскольку до поездки никто от Элефантика содержание фразы "оздоровительные упражнения в воде" не раскрывал, и можно было ориентироваться только на видеоролик, то можно было либо представлять себе что-то подобное, либо что угодно.
Что касается заявленных ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ВОЗДУХЕ, то они ОТСУТСТВОАЛИ вообще. Что было: в рамках занятий с педагогом было ознакомление с растительностью на приотельной территории, а игры на улице заключались в угадывании названий растений. Мы в качестве ориентира смотрели до поездки ролик прошлогодней программы в другом словенском отеле, который Элефантик разместил как пример программы, где были "веселые старты" в майках Элефантик, и поэтому иначе себе представляли, как должны выглядеть оздоровительные упражнения на улице. Сейчас стало ясно, что ориентироваться на этот ролик как образец программы не стоит точно - у нас не было ни оздоровительных игр на воздухе, ни "веселых стартов", ну про майки Элефантик не говорю даже - понятно, что их тоже не было.
В дни, когда шел дождик, прогулок по объективным причинам не было, и тогда занятия проводились в арендованном конференц-зале. Зал тоже не понравился - в помещении, где малыши должны были находиться по 4 ч в день, не было окон, чтобы проветривать. В отеле есть еще другие залы, но я не в курсе, есть ли окна там. Допустим, Элефантик арендовал лучшее из того, что было - душный зал без окон, в котором можно только включать кондиционер, но и с ним не все так просто, о чем расскажу ниже. Туалета рядом тоже не было - с такими маленькими детьми это минус, потому что педагог не может оставить группу. Нужно было идти на верхний этаж по проходу вдоль всех залов, потом мимо ресепшн и еще подниматься по лестнице. Либо педагогу надо было снимать с занятий всю группу, либо оставлять под ответственность кого-то из родителей, кто в это время присутствовал на занятии ради своего ребенка. Но чтобы постелить ребенку (напомню, что группа для детей от 3 лет) в общественном туалете подкладку на унитаз или напомнить это сделать - нет, это уже лишние для педагогов заморочки. Что еще раз говорит о том, что время занятий для мам малышей - это не время отдыха, уход за ребенком лучше, чем мама, никто не обеспечит. Лучше, чем педагог с несколькими подопечными, это удалось бы кроме родителей разве что персональной няне, которой можно дать ЦУ. Педагоги и ваши ЦУ - вещи несовместимые, как мы поняли.
В последний день выяснилось, что и проблемы с арендованным Элефантиком залом тоже должны решать родители, а не педагоги. В то самое время, когда было запланировано финальное занятие и собрание группы, в нашем зале уже начал подготовку следующий клиент. Готовиться можно по-разному - например, развешивать плакаты на стенах. Хотя даже это бы, конечно, отвлекало бы детишек от занятий. В нашем случае в зал пришли рабочие и начали в метре от столов, где сидели дети, с грохотом и пылью сооружать подмостки и подиумы для следующего мероприятия. Когда я спросила у педагога, оплачено ли у нас это время, она ответила, что да. Когда я спросила, как насчет попросить отель начать приготовления через 40 минут, когда истечет наше время, мне педагог ответил, что если я хочу, то имею "полное право идти и пожаловаться". В такие моменты вряд ли у вас будет ощущение, что вы приехали с организатором. Когда детям включили мультфильм, рабочие продолжали приносить стройматериалы, стучать молотками и грохотать. Один папа не выдержал и подошел к ним. Не ПЕДАГОГ, а один из родителей. Но и это еще не все. В это время на занятие привели детей из бассейна. С полувысушенными волосами, как обычно. Нет окон - еще полбеды, как оказалось. Отель в принудительном порядке включил в нашем зале... кондиционер. Причем на полную мощность - когда через 3 минуты у вас замерзает нос. Объяснили это тем, что этот зал совмещен с другим, и кондиционер работает одновременно на два зала сразу, а поскольку рабочим жарко работать, то и нам его включили. То, что нашим детям в течение последних 40 минут не нужен кондиционер, никого не интересовало, и никто эту проблему от педагогов решать не собирался - просто пожимали плечами и говорили, что "сделать ничего не можем". Кто из родителей уже пришел - побежал в номер за одеждой. Кто не знал - ну, тому, значит, не повезло.
Как известно, организатор нужен не тогда, когда все идет гладко, а именно в такие моменты, когда возникают какие-то проблемы, чтобы ИХ РЕШАТЬ. Но у нас не было таких представителей от Элефантика, которые могли решить такую проблему, как отстоять свои 40 минут арендованного в зале времени и убедить отель включить кондиционер для рабочих на эти 40 минут позже в связи с тем, что зал арендуется для детей 3-8 лет, часть из которых только из бассейна.

Только увидела Ваш вопрос, пока писала предыдущий "пункт 3". Как уже написала, наиболее острые вопросы родителям предлагалось решать самим - какие фразы я услышала от педагога, я рассказала. Что касается "претензий" к Элефантику: нам раздали листочки с просьбой написать отзыв о программе, но поскольку в автобусе или самолете я это делать не собиралась, то написала отзыв через неделю после возвращения и отправила менеджеру, который выдавал мне документы. После этого прошло уже 1.5 месяца - никакого ответа от Элефантика я не получала - ни "мы не виноваты", ни "простите", ни "примем к сведению". Кроме того, написала свой отзыв и в отель, в том числе о проблемах, которые у нас возникли, особенно с залом в последний день. В турах, которые называются "групповыми", я не хочу вникать, чьей вины в этом было больше - отеля или организатора Элефантика. Ощущение было, что у нас просто индивидуальный тур, и нужно решать проблемы самим.
Это же ощущение укрепилось, когда случались и разные другие мелочи. Например, не было "традиционной" для туров Элефантик предварительной анкеты, которая якобы рассылается участникам групповых занятий заранее, чтобы родители могли заранее рассказать о тех или иных особенностях своих детей, чтобы у педагогов было меньше непредсказуемых ситуаций. Я не утверждаю, что эта анкета обязательна, но если вы заявляете ее у себя на сайте в анонсах программ, то она должна быть.
То же самое касается разных других предварительных заявлений, после которых участники группы ожидают, что именно так и будет. Например, было сказано, что в аэропорту будет встречать представитель Элефантика с табличкой. Но на деле никаких встреч организовано не было. Мы специально приехали пораньше в аэропорт, чтобы познакомиться с педагогами. В итоге о том, как выглядят наши педагоги-сопровождающие группы, мы узнали уже только по прибытии на место. При выходе из аэропорта прилета группы всегда встречает какой-то представитель, который подсказывает, куда пройти. Но у нас этого не было. Вышли - никого. Идите куда хотите. Мы путешествуем в том числе самостоятельно, можем в незнакомом месте и такси на ходу поймать, но отсутствие такого элементарного в групповом туре удивило. Хорошо, что площадь у аэропорта была более-менее просматриваемая и еще не стемнело, и мы смогли рассмотреть вдалеке некий автобус. К нему и направились, чтобы узнать, наш ли это. Вот так у нас проходила встреча группы в аэропорту по прилету.
В групповых турах принято давать часть информации во время трансфера. В нашем случае это было бы более чем уместно - дорога заняла больше 1.5 ч, и первую часть поездки вполне можно было сделать информационной. Педагоги предполагали дать эту информацию на встрече на второй день. Но фактически совсем не продумали, что их подопечные не будут слушать нудные разговоры взрослых больше 10 минут - стало ясно, что досуг детей на время собрания не было продуман заранее вообще, и детьми никто заниматься во время собрания поначалу не собирался, хотя это было бы логично: пока один педагог доносит информацию до родителей, другой занимается детьми. Но это было сделано далеко не сразу, а значит, не было продумано изначально. На их месте я бы сократила продолжительность встречи, дав большую часть информации в автобусе, когда все были готовы слушать в начале поездки, 30 минут было бы более чем достаточно. В нашем случае информационная встреча была "размыта" - проходила неорганизованно: из-за шума детей часть не было слышно вообще, часть приходилось повторять, педагоги взывали к детям, пока до них не дошел простой педагогический прием просто занять детей, и сразу стало тише и спокойней.
Не знаю, конечно, но по-моему, это такие элементарные вещи для опытных педагогов в турах с маленькими детьми, что даже странно вообще об этом говорить.
Было сказано, что в течение нашего пребывания Элефантик договорился с рестораном отеля о том, что на завтрак будет каша. Вот тоже вопрос: зачем писать то, чего нет? На мой вопрос педагогу (в первый день в отеле я еще наивно думала, что педагоги что-то могут решить) она только пожала плечами "Даа... я смотрю, что они не стали ставить кашу..." Нужно ли говорить, что по поводу детского стола на ужин тоже пришлось решать вопрос мне самой с отелем самостоятельно напрямую - если представители Элефантика не могут справиться с такой мелочью, как обещанная каша на завтрак, то что говорить о каких-то дополнительных и никак заранее не заявленных опциях.
На обратном пути в аэропорт педагоги не проронили вообще ни слова - было ощущение, что у них просто не осталось сил произнести хотя бы те элементарные слова, которые обычно говорят гиды-сопровождающие группу на пути в аэропорт - ни "спасибо за участие в программе", ни информации об аэропорте. А между тем оказалось, что она бы очень пригодилась некоторым мамам, которых наотрез отказались пропускать в самолет с игрушками-пистолетиками в ручной клади. Если бы сопровождающие группы, в которой столько детей, сказали в автобусе об этом заранее "мамы, уберите игрушки-пистолеты и все подобное в багаж, если не хотите, у вас это отняли", то лишней такая информация бы точно не была. Это только один из примеров. Еще пример: из всех аэропортов за последние 2 года, где мы бываем, это первый, где не разрешается брать в ручную кладь НИКАКИХ напитков даже для ребенка. Даже сок в пакете 125 мл. Мы с таким не сталкивались ни в Германии, ни во Франции, ни даже в военном аэропорту Израиля. Предупреждение об этом (а организаторы не могли об этом не знать, поскольку уже проводили программу в Словении) тоже не стало бы лишним. На ту и другую фразу в автобусе ушло бы максимум 3 минуты, но и эти 3 минуты на группу никто не потратил.

Вы спросили о возрастном разграничении в группе: да, действительно, такое разграничение было. Для проведения занятий дети были поделены на две группы: младшую (3-5) и старшую (6-8), всего было 3 педагога (по одному на каждую группу и плюс общий тренер по плаванию). Все занятия, кроме просмотра испанского мультсериала "Мир в одной капле" с телеканала "Карусель", проходили у этих двух групп раздельно, иногда дети носились вместе, если у одних занятие еще шло, а других приводили из бассейна. Самая большая нагрузка была у педагога младшей группы - дети то и дело разбегались, она очень нервничала, а помощницы у нее не было. Иногда мы видели отдельно бегающих возле ресепшн детей и только минуты через три за ними вылетал из зала педагог с широко раскрытыми глазами. Иногда помогала педагог по плаванию - отвести кого-то из малышей в туалет, но у нее свой график занятий. Было ясно, что в младшей группе почти всем детям требовалось присутствие родителей на занятии. Это, опять же, к вопросу о свободном времени родителей - фактически у тех, кто приехал по одному с совсем маленьким ребенком, его не было.
Что еще не понравилось:
4. В графике занятий полностью отсутствовал перерыв на второй завтрак.
Если учесть, что завтракали дети около 8.30-9 (10.30-11 по московскому времени), а как могут позавтракать маленькие дети - всем, думаю, известно, и чтобы успеть потом еще зайти в номер в туалет, а уже в 10 начинались занятия, то получается, что в течение 4-5 ч до обеда в расписании не было никаких пауз для перекусов. И никто эту тему никак не озвучивал - ни родителям не предлагалось приходить в зал и давать что-то там, ни каких-то других вариантов. Притом, что вторая половина занятий – это тренировка в бассейне, а первая часто проходила на воздухе - у старших. И, наоборот, у младших - сначала бассейн, после которого тоже появляется аппетит. Бассейн заканчивался в час дня, то есть в лучшем случае после душа, переодеваний и сушки волос можно было покормить ребенка только в 13.30-14, если обедать в отеле, а если идти куда-то еще, то и позже.
Конечно, каждый родитель может прийти и покормить ребенка в то время, в какое считает нужным. Конечно, каждый родитель может прийти за своим ребенком в любое время и самостоятельно отвести его в туалет. Это все само собой разумеется. Но я пишу об этом для того, чтобы у родителей не было иллюзий "мы привели на занятие ребенка и потом его оттуда просто забрали". Если вы считаете, что ребенок не может 5 ч ничего не есть между занятиями, то нужно приходить на занятия, забирать, кормить и потом приводить. Специального перерыва для этого нет. Так же как нет перерыва вечером между бассейном и занятиями, чтобы было время на душ в номере. Такая программа.
5. Не понравилось, что в расписании программы изначально были пункты, которые противоречат друг другу: невозможно одновременно находиться на аквааэробике для взрослых и в это же время переодевать ребенка и сушить ему волосы - аэробика начиналась в 18.20, в это же время – в 18.20 – заканчивалось занятие нашей группы в бассейне. Если же я просто оставляла бы на время аквааэробики ребенка с собой, то мы бы были вынуждены пропускать мультсериал в зале с 18.40 до 19, потому что аэробика заканчивалась только в 18.55. Как так можно было составить программу, мне не понятно. Получается, что мы проплатили занятия, которыми изначально не могли воспользоваться.

Сейчас посчитала, что фактически 1 день занятий стоил даже дороже - не 4000, а 4500 р. Поскольку в один из дней за отдельную плату предлагалась экскурсия, и в этот день были отменены полностью все занятия. Фактически это был выходной педагогов - во время экскурсии они были такими же туристами, как и все остальные.
Поскольку экскурсия занимала 11 ч, а из последней точки дорога в отель занимала в шестом часу вечера 2.5 ч - 170 км,то не удивительно, что далеко не все с маленькими детьми на нее поехали. Но при этом никак не было продумано, чтобы в отеле остался ответственным один педагог, который бы занимался пусть не по программе, но чем-то другим с оставшимися детьми. Было впечатление, что всех таким образом загоняют на эту платную экскурсию. Даже если это не так, отмену полностью услуг педагога в такой день я считаю неправильным. Притом, что 1 педагог, который уже был ранее на такой экскурсии, в отеле оставался. Половину группы детей просто взяли и проигнорировали в этот день.
Другую экскурсию в ближайшую деревню Олимия (5 км от отеля) Элефантик сделал подарком для группы, подарив на Пасху. Билет на паровозик, на котором туда возили группу, стоит 7 евро.
Но что интересно: после этой экскурсии педагог подходила к родителям с предложением принять участие в другой аналогичной экскурсии, тоже на паровозике, в Рогашку (15 км), "по очень выгодной цене" 9 евро с человека. Но при этом говорила: "Но если вы откажетесь, но ВСЯ ГРУППА НЕ СМОЖЕТ поехать". Когда я удивленно спросила, почему именно я должна принимать решение за всю группу, и почему если я лично не поеду, должны страдать другие?", педагог ответила, что цена действует только если поедут абсолютно ВСЕ. На что я показала в буклете отеля экскурсию в эту Рогашку на этом же паровозике за те же 7 евро и спросила, в чем уникальность цены за 9, если я могу, никого не напрягая и не подстраиваясь под других, спокойно съездить самостоятельно, если сочту нужным. На вопрос ответа не последовало.
Вывод: экскурсионная политика мне тоже не понравилась - лишили детей сопровождения оплаченных педагогов в день платной экскурсии, а другую навязывали в принудительном порядке.

6. Не понравилось, что покупатель тура с включенной в стоимость детской программой не может увидеть эту детскую программу не только до оплаты поездки, но и после оплаты, до отъезда. Мне менеджер до последнего отказывала в том, чтобы выслать хотя бы предварительную программу, хотя я просила несколько раз в течение 3-х месяцев. Ведь есть, в конце концов, прошлогодняя программа. Неужели все составляется в последнюю ночь? С другой стороны, судя по количеству проблем в структуре программы, вполне возможно, что и так. Сейчас у меня ощущение, что вся программа была "заточена", в первую очередь, под оплату рабочих часов педагога в бассейне. На курорте, где все бассейны с термальной водой, есть детский бассейн, есть купальни, горка, ленивые речки, не говоря уже о термальном аквапарке, совершенно не нужно такое количество плановых занятий в бассейне - по моим наблюдениям, повторюсь, вполне достаточно одного с утра и факультатива для желающих во второй половине дня, но лучше бы этот педагог помогала в это время второму справляться с младшей группе в зале, а у семей было бы время на свободное плавание после дневного отдыха, когда они сами могут рассчитать время, необходимое на душ и сушку ребенка, на полдник, чтобы не тащить его непомытым и мокрым сразу из бассейна в зал.

Я бы посоветовала родителям, кто рассматривает аналогичные программы, сначала узнавать, будет ли в бассейне отдельное место для занятий или, как у нас, это место "где удастся приткнуться". Просто поплескаться в таком уголке, когда вокруг куча народу, конечно, можно, но с ответственностью за жизни детей обучать их плаванию там, где люди спускаются в бассейн, посреди прохода - такой подход нужно исключить однозначно. Цель научить всех плавать за 7 дней, конечно, прекрасная, но для этого должно быть адекватное место тренировок - как на картинке рядом с программой на сайте, чего в реальности у нас не было.
Вообще, в термальном бассейне даже просто находиться - уже удовольствие и польза. На мой взгляд, обучение плаванию в таком месте лучше давать факультативом, а занятия должны представлять собой адекватную возрасту детей оздоровительную программу, проводиться на адекватной глубине, с адекватной защитой и адекватной безопасностью.

В целом, впечатление о программе - суета, суета и еще раз суета. Не удивительно, что посещаемость занятий была довольно низкой, с нашей точки зрения - родителям оказалось проще САМИМ заниматься своими детьми, чем без конца бегать туда-сюда по неудобному графику. Были семьи, которые, заплатив за занятия двух детей, на эти занятия практически вообще не ходили.
Конечно, были и другие причины низкой посещаемости - кто-то из детей заболел с самого начала или на второй день, кто-то - ближе к концу (это в рамках программы с названием "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ").
И были просто детишки, которым не понравились занятия - либо им было скучно, либо требовался индивидуальный подход, либо нужно было больше времени на адаптацию. Все это тоже нужно учитывать, когда принимается решение потратить на занятия такую сумму денег. Одно дело - когда вы можете пробно сводить ребенка, отдав 4,5 тысячи за день, и другое дело - когда сразу 40 тысяч и без возврата вне зависимости от причины, по которой занятия не посещаются, ведь именно на эти деньги привезены педагоги и материалы для занятий.

И, как уже советовала, лучше рассмотреть конкретно на этом курорте услуги няни, если ну никак невозможно чередоваться друг с другом, чтобы отпускать на процедуры, в сауну и т.д.. До поездки я тоже считала, что "курортная" няня не может дать ребенку того же, что педагог группы. Но на деле няня няне рознь. Конкретно здесь сотрудник игровой комнаты Ольга - русскоговорящий педагог, проводит увлекающие детей творческие мастерские, и время, который ребенок проведет с ней, я думаю, никак нельзя назвать потерянным "сидением с няней". Кроме того, няня сможет посидеть час-другой и с приболевшим ребенком, а в случае с групповыми занятиями придется все пропустить - заболевшие дети на занятия не допускаются, что, конечно, правильно. Ну и цена вопроса: няня будет нужна всего на пару часов в день, чтобы сходить на массаж, а это 20 евро. В случае с Элефантиком вы платите в день больше 100 евро. Няня будет заниматься только вашим ребенком - будет вполне уместно дать ей ЦУ, как правильно сводить в туалет, когда покормить и чем ребенок любит заниматься.
Итог: лучше не рассчитывать на обещания программы подарить вам "традиционно свободное время", а реально оценивать ситуацию и понимать, что лучше, чем родители, за дошкольным малышом никто ухаживать не будет. Если вы не привыкли на отдыхе в отпуске сидеть на жестком графике придуманной "профессиональным педагогами" программы, то лучше выбрать индивидуальный тур. В последние дни наш ребенок общался с русскими детьми не из группы даже больше, чем с детьми в группе - если ребенок общительный, то он всегда найдет где и с кем ему пообщаться и поиграть, причем даже если будут говорить на разных языках. Впрочем, детей из группы продолжает вспоминать тепло и с улыбкой:)

Спасибо большое за такой развернутый ответ.
Для себя то я все уже давно решил,
этот вывод Вами как раз и приведен в этих фразах
"лучше, чем родители, за дошкольным малышом никто ухаживать не будет"
"Лучше мамы ребенку никто не поможет, естественно".
Как обычно, задумка хорошая, а реализация отвратительная, либо ешь, что дали, либо сам дурак:)
Может элефанты и прочитают про эти недостатки и возможно примут меры, хотя уж больно я сомневаюсь, зачем что то менять, пипл хавает, даже заплатив за услугу вообще ею не пользовались некоторые, одному не понравилось, ну и что Рассея большая денег на всех хватит.
Спасибо.

Я все-таки надеюсь, что в начале следующего сезона наш опыт другим туристам пригодится - деньги немаленькие, и найдутся варианты, на что их еще потратить. Термальная Словения, конечно, дорогая и сама по себе может быть идеей-фикс. Доплачивать в этом случае за спецпрограмму можно, на мой взгляд, только в том случае, если быть на 100% уверенными в ее обкатанности и безупречности. Когда мы выбрали это агентство, то рассчитывали именно на это. А как на самом деле - поделились. Но и в случае с очень опытным агентством никто не застрахован от простуд малышни в переходах между бассейнами или под кондиционером, и тогда сразу все оплаченные занятия - без возврата денег.
Мнение Элефантика мне, честно говоря, безразлично, поскольку мы турагентство "Путешествие с ребенком + Элефантик" из своего списка экспериментов вычеркнули мягко, но твердо:) Если бы мне хотелось узнать их мнение, то звонила бы им и спрашивала: "А вы мой ответ прочитали?!" :) Кроме того, отсутствие какой-либо реакции можно рассматривать как их уверенность в том, что "эти с замечаниями - исключение".
Я где-то читала, что "Путешествие с ребенком + Элефантик" гордятся большим % возвращаемости к ним клиентов. Но при таком количестве недоделок в повторяющейся программе не очень-то верится, что мы в капризном меньшинстве:) И, вы знаете, мы в нашей группе разговаривали с двумя туристами, кто уже не первый раз ездит с Элефантиком. И даже не второй. Нам было любопытно понять, что именно заставляет путешествовать с такой большой переплатой. И в обоих случаях одной из причин было незнание или слабое знание английского (такую причину нам назвали), а в организованном туре с маленькими детьми эти семьи чувствуют себя, по их словам, уверенно. Когда я спросила, всегда ли все проходит в такой суете и такие дальние трансферы, то мне рассказали про одну программу Элефантика в Апулии, где трансфер занял больше 3 часов! И эта семья всю первую неделю только приходила в себя после этого трансфера - он был очень тяжелым... Но ведь едут снова и снова:) Про суету сказали, что да, времени свободного в турах с занятиями мало, особенно когда стали ездить без своей няни...
Я поделилась с ними своим опытом индивидуальных путешествий и рассказала про плюсы такого туризма как раз в случае с маленькими детьми. Правда, надо признать, что для самостоятельных поездок знать английский вообще-то желательно... мало ли какие ситуации могут возникнуть. В той же Словении меня в аэропорту попросили перевести напряженный диалог между регистратором на рейс и русской пожилой супружеской парой, которая только и повторяла: "Мы не понимаем, что вы нам говорите! Мы не понимаем! Скажите по-русски!" :) :) :) Они считали, что им отказывают в регистрации их третьего багажа, если они не заплатят, а на самом деле им просто сказали взять его в ручную кладь...
У кого я из родителей ни спрашивала, у всех дети дома ходят ни какие-то занятия, в клубы, центры... Есть ли смысл продолжать тот же темп бесконечных развивашек еще и в отпуске? Да еще в таком прекрасном месте, где плавай-гуляй сколько угодно? Сколько людей - столько мнений. Мы попробовали - местом остались довольны. Если поедем в Словению еще, то либо самостоятельно при наличии интересных спецпредложений, либо по стандартному турпакету (правда, чем ближе к дате вылета, тем он может быть дороже самостоятельного). Но если есть какие-то сомнения, то опыт одной семьи - нашей - выше.

Всем здравствуйте!
MarinaBA, спасибо за Ваш подробный рассказ. Кстати, я специально сейчас посмотрела - Ваш менеджер отправил Вам ответ на отзыв, присланный по почте.

Мы очень сожалеем, что Программа в Словении вызвала у Вас нарекания. При этом рады, что само место отдыха оставило хорошие впечатления, ведь это тоже часть нашей работы.

Недостатки, на которые Вы указали, проанализированы, и будут учтены в дальнейшей работе. Мы специально для этого всегда просим оставлять участников Программ свои отзывы, чтобы делать нашу работу интереснее и лучше.

В целом, Программы Элефантик хороши тем, что дети получают серьезные знания, но при этом бегут на занятия с удовольствием. Материал подается в интересной игровой форме. Мечта любого родителя - вот бы в школу так дети ходили!

Для читателей ветки - вот еще два отзыва семей с той же поездки.

"Спасибо большое Элефантику за то, что открыл для нас новую чудесную страну Словению. Мы влюбились в нее. Благодаря Вам провели чудесные дни. Огромная благодарность нашим преподавателям Марии Сергеевне, Елене Викторовне и Ольге Леонидовне (отдельное спасибо за шикарную акваэробику для мам!) за их доброту, терпение и любовь к нашим детям!
Ждем новых предложений. Всегда Ваши (подпись)

Выражаю огромную благодарность все педагогам программы Элефантик в Терме Олимпия за яркую и насыщенную манеру проведения занятий, а так же за профессионализм и бесконечное терпение по отношению к своим маленьким ученикам.
Мне и моему ребенку программа очень понравилась и была крайне полезна для укрепления здоровья и развития ума.
В качестве предложения могу оставить просьбу в будущем дать возможность систематичных поездок на немного более длительный срок, т.к. на 14 дней.
С уважением, (подпись)

Как всегда, сколько людей, столько и мнений, и для нас важен каждый отзыв. Это правда, что очень многие семьи становятся постоянными участниками программ, и для нас важно, чтобы они чувствовали наше внимание и стремление стать лучше.

Здравствуйте, Элефантик!

Были на экскурсии по закулисью цирка Никулина в декабре 2013, организованной Элефантиком. Собрались у метро Трубная в 12 часов. Вышли на улицу и сопровождающая нас экскурсовод Элефантика рассказала историю этого места Москвы с древних времен. Рассказывала очень легко, гармотно и интересно, причем и взрослым и детям. Потом подошли к памятнику Никулину, послушали продолжение рассказа там и примерно в 13 часов зашли в цирк. Детская мечта, побывать за кулисами цирка, осуществилась не только у ребенка, но и у нас, взрослых. Но оказалось, что ничего интересного, необычного и сказочного там нет. За кулисами что-то среднее между офисом, клубом по интересам и мини-зоопарком. Узкие коридоры, двери-двери, сваленный инвентарь в углах, звери в маленьких клетках. Комнатка а-ля музей-гримерка Никулина малюсенькая, всех экскурсантов не вмещает ну никак, так, что дети что-то из под ног впереди стоящих взрослых видели, остальные не видели вообще ничего. Очень выделяется конюшня, построена явно с любовью и вкусом, но лошадей там было всего две, хотя можно уместить до 15. И очень впечатляет лифт на 5 тонн, в котором можно возить и слона, но никогда еще не возили. На лифте приезжали какие-то люди с чемоданами и сумками, казалось, что с вокзала. Экскурсовод в сапогах и с галунами рассказал достаточно много интересного об истории и судьбе цирка и его обитателей, но интересно это взрослым. Детям мало понятно. Сама экскурсия по цирку длится около часа. После чего основная масса отправилась по домам. Элефантик почему-то билеты на представление после экскурсии не предлагал, мы сразу как записались на экскурсию купили билеты сами, и остались на представление. Остальные только там поняли свой облом - они с детьми в цирке, час слушали о цирке, через 30 минут представление, а их выгоняют. Родители в растерянности, дети в слезах. Идти на представление после экскурсии нужно обязательно, потому, что вся сказка и чудо цирка именно в этом! Потому, что только там вдруг понимаешь, что те обычные с виду люди с сумками и чемоданами - смельчаки и виртуозы, они без страховки поднимаются под купол и дух захватывает от их прыжков и полетов! Две выпрашивающие в конюшне подачки лошади оказалось умеют легко и грациозно танцевать! Морские львы умны и артистичны неимоверно, выполняли всё казалось, что без подсказки дрессировщика, а просто с удовольствием и любовью к искусству! А за кулисами грубо рычали на всех заглядывающих к ним в комнатку и казались злыми и глупыми. Наш экскурсовод оказался конферансье, при чем уже знакомым и родным. Так, что чудо в цирке есть, только оно не за кулисами, а все-таки на манеже. И делают это чудо люди, которых вы не выделите в толпе, и животные, от которых никак нельзя ожидать такой понятливости и умения. А экскурсию за кулисы Элефантику стоит повторить, обязательно включив туда билет на представление)