Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Первое сентября или бывших учителей не бывает

Первое сентября или бывших учителей не бывает

Колько лет прошло, а сердце по-прежнему щемит от этих воспоминаний... Ведь не только денег тогда не хватало на мало-мальски достойное существование этому милому человеку, не хватало участия, внимания, заботы, тепла...
Увы, острее, чем представитель любой другой профессии, воспринимает учитель время, когда уходит на заслуженный отдых. Это и понятно. Какая бы усталость ни накапливалась, как бы ни сгорали силы, он привыкает жить на накале чувств и эмоций, в гуще бурлящего и постоянно меняющегося детского мира. А здесь вдруг наступает ненужный покой, тишина - и забвение... Кто-то, не справившись с новым ритмом, быстро угасает, уходит. Кто-то, забытый учениками, коллегами, продолжает жить прошлым, тосковать, мучиться бездействием и особенно грустить в школьные праздники - 1 cентября, 5 октября, 25 мая.
Неужели пенсия - это преждевременный конец учительской судьбы? И учитель на пенсии - ненужный обществу отработанный материал? Неужели так и суждено: доживать свой век бывшим учителям? Неужели так и суждено: теряться их заброшенным могилам? Это неправильно, не по-людски. Это надо исправлять. Кому?
Можно было бы с укором говорить о выросших детях, забывших своих наставников; о социальной политике, не учитывающей учительские судьбы; об обществе, по-прежнему равнодушно относящемся к учителю, отдавшему его благу свою жизнь. Это все серьезные проблемы, которые руками не развести, сколько о них ни говори. Но можно и нужно говорить о том, что каждый из нас, в своей школе, в своем классе, должен сделать все для того, чтобы была жива память о тех, кто работал вместе с нами, кто создал славу и традиции, о тех, кого нельзя забывать.
Уклад нашего ОУ, сложенный многими людьми в течение многих десятилетий, привел нас к мысли, что доброе в этой области можно и нужно творить сейчас и своими руками. У каждой российской школы есть своя история: это события и люди - ученики и учителя. Необходимо с уважением относиться к своей истории, с почтением - ко всем тем, кто ее создавал и создает. Добрая память нужна всем - и тем, о ком с благодарностью помнят, и тем, кто эту благодарную память сохраняет. Так не прерывается связь времен. Только так строится будущее.
Нашей гимназии имени Капцовых почти 120 лет. В музее истории школы собраны и бережно хранятся материалы об учителях, преподававших в школе в разные периоды истории нашей страны, - от училища Капцовых на рубеже XIX-XX веков до средней специальной с преподаванием ряда предметов на английском языке знаменитой 31-й школы. Это архивные документы, воспоминания.
Вот в таких воспоминаниях нам посчастливилось познакомиться с нашими коллегами - предшественниками из предвоенных и военных лет. О них, своих учителях, рассказали нам наши дорогие и любимые старики - выпускники школы 1939 года. Среди этих чудесных людей был и остается навсегда с нами наш Мильграм - знаменитый, великий Леонид Исидорович, народный учитель СССР, почетный гражданин Москвы. И он, и его однокашники с любовью и нежностью вспоминали своих учителей - каждый их знаменательный жест, каждую черточку характера, любимые словечки, их добрые и благородные поступки, их верность ученикам и своей профессии. Теперь это наши знания, наше богатство, оно перейдет к нынешним гимназистам.
Вместе с воспоминаниями о прошлом переданы нам и знания настоящего. Общаясь с нашими педагогами (для которых мы были просто Олечками, Ирочками, Леночками), мы учились у них мудрому и правильному отношению к жизни, к людям. Благодаря им мы поняли, что наш педагогический коллектив - это все, кто был до нас, был и есть с нами, будет после нас. Мы не имеем права забыть ушедших. Это значило бы забыть себя, свой дом.
Мы остро почувствовали потребность вернуться в жизнь наших ветеранов, сказать им добрые слова, совершить для них человеческие поступки, напомнить им, что мы вместе, что мы рядом всегда. До этого решения, конечно, были какие-то отдельные контакты, которые мы поддерживали с некоторыми из наших пенсионеров, были наши приглашения для них на гимназические праздники (которые они часто тактично отклоняли, а мы не очень вникали, почему).
Постепенно началась новая жизнь. И для нас тоже, потому что каждому становится неизмеримо лучше, когда он находит возможность быть необходимым другому.
С первых шагов нам сопутствовала удача, как бы убеждая, что дело, затеянное нами, благое и нужное. На предложение участвовать (по желанию!) в благотворительной акции новогодних подарков ветеранам откликнулись все члены нынешнего педколлектива, первыми были наши молодые коллеги, ни одного из пенсионеров наших не знавшие лично. Потом нам замечательно помогали родители наших учеников, пожелавшие принять участие в предприятии. А какая радость была, когда мы составляли эти подарки - корзины с фруктами, сладким, деликатесами, когда спорили, что и как лучше уложить, вспоминали, кто из ветеранов что больше любил, кого и чем лучше порадовать, что написать в праздничной открытке... Очень волновались, как примут нашу заботу, не обидим ли мы ненароком, ведь нам очень хотелось от души порадовать наших родных коллег.
В ответ были слезы благодарности, счастливые улыбки, добрые слова. Вот несколько строк из одного письма, посланного в ответ на полученный подарок:
«Уважаемая Ольга Николаевна!
От всего сердца благодарю Вас и весь коллектив за внимание, доброту и щедрость, с которой Вы меня поздравили. Мне очень приятно и радостно, что меня не забыли. Я почувствовала прилив энергии, жить хочется. Спасибо всем!! Поздравляю Вас и весь коллектив с Новым годом, с Рождеством! Желаю всем здоровья, благ и процветания! Всем низкий поклон!
Татьяна Гавриловна Кирдина, учитель начальных классов».
Позже, уже весной, к 9 Мая, мы решили включить в акцию наших детей: все полномочия по поздравлению учителей-ветеранов и выпускников предвоенных и военных лет (это был первый год, когда не сумели уже никого собрать в школе...) передали в классные коллективы, а там взялись за дело классные руководители, детские активы, родители. Поздравления получились яркими, очень теплыми, добрыми, искренними. Радостно встречали наши ветераны детей, внимательно слушали их, вели с ними разговоры. Как мы узнали потом, в каждом доме, куда пришли гимназисты, очень готовились к этой встрече, по-доброму волновались. А потом посыпались в гимназию звонки и письма со словами благодарности и добрыми пожеланиями всем, кто задумал эту акцию, кто принял в ней участие.
Теперь это гимназическая традиция. Она очень нужна нам всем, мы ждем время праздников, готовимся к новым встречам, придумываем новые формы поздравлений, решаем, как и что сделаем на этот раз.
Принести в жизнь учителя-пенсионера праздник - это здорово. Но праздников мало, есть будни и обыкновенные заботы. И в них мы стараемся - по силе возможностей - помочь: врачи, госпитализация, лекарства, путевки на реабилитацию, решение бытовых проблем, все это нерадостные, но очень нужные и важные дела. Иногда (когда решаемся обратиться с просьбой) мы чувствуем мощную поддержку наших выпускников. Они как благотворительный десант - группа, весь класс, кто-то один - внимательно выслушивают нашу просьбу о помощи, по-своему корректируют ее (всегда в сторону увеличения всех цифр) и стремительно выполняют задуманное. Все, как бывает в большой семье: приходит время и младшие помогают старшим, заботятся о них. Один из главных наших помощников на этом поприще - наш выпускник, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. У батюшки всегда находится время, если нужна его помощь учителю или гимназии.
Разговоры по телефону тоже целое событие в жизни наших старших коллег: рассказать, немного пожаловаться, разузнать, как дела в школе, что нового, дать совет, поддержать - всего этого им потом на месяц воспоминаний и размышлений хватает, возвращает мыслями к их педагогической практике, включает в заботы сегодняшней гимназии. Только сами они никогда не звонят: боятся потревожить, не хотят навязывать себя. Вот и коришь себя, что не всегда хватает времени вовремя самому позвонить... Зато сколько счастливых эмоций и добра услышишь, когда все-таки набираешь номер телефона!
Как-то незаметно, просто и естественно пришла в нашу жизнь и потребность заботиться о могилах наших учителей на Донском и Ваганьковском кладбищах. Профсоюзный комитет, учителя, родители наших ребят знают все эти «адреса» не понаслышке - не раз бывали самостоятельно, группами и даже со старшеклассниками, приводили в порядок захоронения, сажали цветы. Все это не для отчета или красивого жеста. Просто это важно и действительно нужно всем нам, чтобы «чувствовать себя человеками» (так мы стремимся выполнять завет Леонида Мильграма).
Время приходит и уходит. Остается всегда человек. Нужно, чтобы он не чувствовал себя забытым и одиноким, потому что ушло его время. Нужно, чтобы не чувствовал себя забытым учитель. Потому что «бывших учителей не бывает» (так сказал со сцены Колонного зала в церемонии награждения победителей конкурса «Лучшие школы России-2006» министр образования РФ Андрей Фурсенко).
Кстати сказать, музеем истории школы в гимназии уже несколько лет руководит старейший учитель школы Людмила Тимофеевна Стригоцкая, наша живая память и связующее звено между ушедшим и настоящим. Как доверяют ей наши ветераны! Как много благодаря ей мы помним и знаем, как бережно учимся у нее относиться и к настоящему, ведь в нем должно жить прошлое и вызревать будущее. 19 октября на главном ежегодном празднике гимназии «Звезды нового тысячелетия-2011» решением управляющего совета Людмила Тимофеевна награждена высшей наградой гимназии - Капцовским знаком «За заслуги перед гимназией Капцовых». Ведь бывших учителей не бывает - они всю жизнь служат своему делу.
С недавнего времени в московском образовании появился и активно приживается термин «возрастные учителя». Нельзя, чтобы он стал приговором к забвению. В наших силах не отпустить из живого школьного круга наших коллег - мудрых, опытных, по-прежнему очень нужных всем - и детям, и взрослым - учителей.
Если это сделаем мы, их сослуживцы, сотоварищи, в жизнь вернется благодарная память учителя о тех, кто был до него, кто научил и воспитал его самого. Возможно, тогда и наши дети станут намного более памятливыми, и общество сумеет по-другому взглянуть на учителя-пенсионера.

Ольга ОВСЕЙЧИК, директор гимназии №1520 имени Капцовых, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

От редакции

В одном из последних номеров «УГ-Москва» мы попросили московские школы рассказать, как они хранят живую память о тех учителях, которые работали в их педагогических коллективах. Ольга Николаевна Овсейчик первой откликнулась на наш призыв, за что мы ей бесконечно признательны. Надеемся, что ее примеру последуют и другие столичные школы.

Как только приближается первое сентября, я сразу начинаю сравнивать себя со старой полковой лошадью. Когда-то я прочитала, что давным-давно, когда лошадь из кавалерии списывали на покой, она, уже давно доживавшая свой век вдали от сражений, заслышав звук полковой трубы, вздрагивала и хотела куда-то отправиться.

Так и я. С приближением первого сентября начинаю ощущать приближение нового этапа жизни. Для меня новый год жизни начинается не в октябре, когда я родилась, и не первого января, а именно первого сентября.

И я не удивляюсь. Десять лет учебы в школе, а потом 38 лет работы. И всякий раз первое сентября – начало чего-то нового, интересного.

Идут годы, а первое сентября так и остается для меня чем-то особенным. Вот в старых записях нашла свою статью для газеты, которую как-то написала по просьбе редакции, по свежим событиям. Статья была написана довольно давно, напечатана. Я перечитала, и поняла, что мало что хочу изменить. Разве только сократить. Почитайте:

Как-то в электричке от пожилого мужчины я услышала вопрос: «Вы учительница?». Такой вопрос я слышала много раз от незнакомых людей, иной раз хотелось спросить: «У меня на лбу это написано?» Но этому человеку я ответила одним словом: «Бывшая».

А он мне с мудрой улыбкой: «Бывших учителей не бывает».

В первые годы после ухода на пенсию приходилось слышать такие слова: "Как жаль, что вы ушли на пенсию. Могли бы еще работать и работать. Хотя современные дети, они такие...".

Именно высказывания о современных детях, с которыми невозможно работать, подтолкнули меня к рассуждению на эту тему. Не считаю я, что сегодняшние дети хуже тех, которых я учила лет тридцать тому назад. Они другие, но не хуже. Хотя, возможно, многие со мной и не согласятся.

Не так давно я достала свои семейные альбомы. Их у меня восемь. Когда- то была идея поместить все фотографии учеников в отдельный альбом. Но потом я решила ничего не менять и вклеивала их по мере появления. Так и соседствуют фото моих детей, родных, а теперь уже и внуков, с фотографиями учеников. В этих альбомах вся моя биография.

Вот фотографии самых первых учеников. Начало шестидесятых, второй год работы. Сельская школа. Я живу на квартире. И девочка на фото - внучка моей хозяйки. Она считалась одной из самых трудных учениц в школе: взрывной характер, любое требование учителя отвергается сразу же с криком, нежелание учиться. Но я вижу ее жизнь дома. Постепенно она стала привыкать ко мне, появилось доверие.

Это была четырнадцатилетняя девочка с "замерзшей" душой. Ее мама где-то жила своей жизнью, а бабушке на хлеб бы заработать тяжким сельским трудом, не до нее.

Когда я уезжала в свой родной город, девочка горько плакала, я тоже.

Надеюсь, что-то доброе в ее памяти я оставила.

А это фотографии моих учеников в одной из школ родного города. Стенка печки в классе. Я сижу на стуле. Возле меня две девочки. Имя одной из них, к сожалению, не помню. А вторая - Танюша. Умница, круглая отличница. Мало кто знал, что ее мама тяжело больна, и большую часть домашней работы делает эта самая маленькая среди одноклассников девочка. Там, у этой печки, мы еще не знаем, что скоро умрет ее мама, а Таня возьмет на свои детские плечики заботу о младшей сестре и растерявшемся от горя папе.

Фото юноши в очках. А рядом школьная красавица - Люда. Они сфотографированы мною в саду моей мамы, когда я уже жила на Севере, но приезжала в родной город. А ребята были студентами.

Вот мы с их классом в походе. У меня два рюкзака. Один на спине, а второй впереди. А рядом девочка, у которой нет сил идти. Она хныкала и стонала. Я забрала рюкзак.

Я еще очень молода, у меня больше сил, чем даже у мальчишек.

Вечером мы остановились на отдых в сельской школе. И ноющая, страдающая от усталости девица тайком умчалась на танцы в сельский клуб. Хватились мы ее только перед сном. Она к тому времени успела спровоцировать драку двух сельских ребят. С тех пор я никогда не носила чужих рюкзаков.

А это мальчик, у которого еда дома была не каждый день. И безобразничал он на некоторых уроках ужасно. Но как же хорошо и надежно было с ним в походе.

А вот Татьяна! Маленькая девчушка с длинной косой. Самый веселый человек в походе. А в жизни самый стойкий, наверное. Вы с ней уже знакомы .

О каждом из этих ребят на фото можно рассказывать до бесконечности.

Это уже город, в котором я живу сейчас. Работаю чуть больше года, и в ноябре мне предлагают взять классное руководство. Сколько же у меня фотографий ребят из этого класса! Вот наша выпускная фотография, а вот они уже студенты и курсанты. С ними было море проблем в седьмом-восьмом классах, а в девятом-десятом работать с ними оказалось счастьем. Было все, что бывает в классе, но как же они берегли меня, как хорошо было с ними на вечерах и просто вместе.

Сейчас они взрослые, сильные, некоторые не очень удачливые, другим повезло больше. Но все дороги моему сердцу.

А это мой следующий класс. К ним я пришла в восьмом. Отдельных фото нет, только выпускные за 8 и 10 классы. В восьмом их тридцать девять. Вот эти трое мальчишек в начале года, как раз перед моим приходом, были поставлены на учет в милицию. Почти каждый день я записывала в дневник классного руководителя их поступки, старалась писать все больше о хорошем. А было всякое. В конце учебного года с учета их сняли. Жаль, что один из них спустя годы все- таки не миновал тюрьмы. Теперь при встрече он прячет глаза, когда здоровается. Мне очень-очень его жаль.

Вот я и добралась до своего последнего выпуска. Современные, решительные, порой бескомпромиссные. Кто-то уже приспособился к этой жизни, а кто-то совсем растерялся. Двоих уже нет. У обоих смерть нелепая. Очень надеюсь, что больше не будет потерь, пока я жива.

Вот фотографии ребят не моих классов, но они тоже мои ученики. Я же начала эти записки, чтобы ответить самой себе, лучше или хуже они, современные дети.

Современные - это те, кто учился у меня последние годы.

Вот на фото три девочки. Как-то мы с мужем одновременно заболели гриппом. Одна из них, в то время уже моя коллега, приносила продукты, хотя я говорила, что она заразится. Она оттесняла меня плечом от двери и шла на кухню. Сейчас она далеко, но тепло ее сердца согревает нас и сегодня. А с ее сынулей читатели блога уже знакомы .

А вот мальчик, он дарил мне стихи. Я все время пыталась понять, как он улавливал главную мою заботу, которая волновала меня на тот момент. Но в стихах он обязательно упоминал об этом. Именно он стал моим компьютерным учителем. Сегодня он уже глава семейства и успешный IT специалист.

Не могу не вспомнить двух семиклассников. Один из них из двоек и троек "не вылезал". Но примчался с другом и цветами первого сентября, когда узнал, что больше я у них не работаю, ушла на пенсию. И на зимних каникулах они меня навестили, спрашивали, может, чем-нибудь надо помочь.

Кто-то упрекнет, что я все вижу через призму отношения учеников ко мне. Отношение разное. Кому-то не хочется меня видеть, кого-то не хочется видеть мне.

Но ушла я на пенсию не от тяжелых учеников. Просто считала, что время мое пришло.

А ученики всегда были, есть и будут разными. Как и учителя. И в шестидесятые годы наша работа требовала полной самоотдачи, того же она требует и сейчас.

Дети - всегда дети.

Да, сегодня они другие, во многом совсем не похожие на тех моих самых первых учеников. А в чем-то точно такие. Но этим, сегодняшним, как и тем, нужно, чтобы их любили, старались понять, уважали, помогали им обрести свое место в жизни. Они не терпят фальши и показухи, громких слов, и трескучих фраз.

Всем нам нужна любовь, забота, поддержка, тепло чьей-то души рядом. Им, сегодняшним мальчикам и девочкам это нужно больше, чем когда бы то ни было. Так давайте постараемся им это дать. У них жизнь будет не легче нашей, она легкой не бывает. Но хотя бы детство должно быть радостным.

У этого текста может быть продолжение еще на много страниц. Могут быть и страницы о разочарованиях. Но сегодня просто хочется настроиться на первое сентября. Что готовит мне Новый год, который всегда начинается для меня первого сентября?

Гераскевич А, Герасименко Т. 9 класс

Презентация выполнена в рамках лицейского проекта "Бывших учителей не бывает".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

9Б класс

Знаете, нам по-прежнему верится, Что если останется жить Земля, Высшим достоинством человечества Станут когда-нибудь учителя! Роберт Рождественский

Гапонова Нина Ивановна

Гапонова Нина Ивановна – наша учительница истории и обществознания. Она работает преподавателем уже 46 лет, в лицее – 12 лет. До 1972 года она жила в Армавире, где закончила школу в Хрущевский период в 1965 г. У неё два высших образования, первое она получила в Армавирском государственном педагогическом институте, как учитель начальных классов, а второе – в Тобольском государственной педагогическом институте имени Д.И. Менделеева, как учитель истории и обществознания. Она – школьный учитель, патриот, любящий свою Родину, свой предмет. Она женщина и мать. Она твёрдо верит в то, что она делает.

Воспоминания о детстве: «Я родилась в 1947 году, когда только закончилась Великая Отечественная война. У меня были брат и сестра, которая умерла ещё маленькой девочкой. В семье работал только отец, т.к. женщины тогда не работали. Мать после войны еле осталась жива – она пережила блокаду Ленинграда. Тогда в Ленинграде совсем не было еды, люди съели всех мышей, крыс, варили суп из кожаных туфлей и ремней. Отец был машинистом, говорил, что его хранила судьба, потому что был такой случай, когда он и ещё двое его напарников находились в голой степи, и за ними, как хищник, следил вражеский экипаж самолёта. Но отец остался жив. Когда после войны отец стал разыскивать своих родственников, он писал много писем, рассылал в разные уголки страны. По счастливой случайности, одно из этих писем получила подруга матери, и написала, что многих родственников отправили в Башкирию. Тогда отец стал посылать письма туда.»

Нина Ивановна жила в Армавире. На фото она ещё ученица десятого класса. Могла ли она тогда представить, что в будущем ей предстоит такая сложная работа педагога?

В 1965 году поступила в Армавирский государственный педагогический институт. Во время летней практики в первой половине дня собирали виноград, а вторую половину дня проводили в школе комсомольского актива.

В 1969 году в своём родном городе Нина Ивановна работала пионер-вожатой в школе №8

Организатор по натуре, Нина Ивановна подготовила встречу с космонавтом В. В. Горбатко

В 1972 году Нина Ивановна переехала в Сургут по комсомольской путёвке и стала работать завучем по воспитательной работе в школе №5, на месте которой сейчас Сургутский педагогический институт.

В школе занимались военно-патриотическим воспитанием – в феврале вся школа одевала военную форму и каждое утро начиналось с рапорта.

Нина Ивановна учила таких известных людей, как мэр нашего города Д.В. Попов, Евгений Дьячков – глава аэропорта города Сургута, депутат. В школе устраивали встречу с ветераном Великой Отечественной Войны.

Жизнь в школе была насыщена разнообразными культурными мероприятиями: смотры художественной самодеятельности, различные конкурсы

Педагоги так же принимали активное участие в мероприятиях: КВН среди педагогов

За призовые места, занятые в этих конкурсах, участники награждались путёвками. Так Нина Ивановна съездила с классом в Москву.

Нине Ивановна перешла в техническое училище, директором которого была Кузнецова А.К. Нина Ивановна работала заместителем директора.

После училища Нина Ивановна работала в 12ой школе.

Со своим классом Нина Ивановна ходила в турпоходы, они собирали брусничный лист, заготавливали лекарственные средства.

После 12ой школы Нина Ивановна перешла в школу №19 и заняла там пост директора

Юбилей 19ой школы

Нина Ивановна с выпускниками 11ого класса 19ой школы

Поездка с классом в Москву и встреча с В. В. Жириновским

Преподавание в школе. «По началу у меня, как у молодого учителя, возникали трудности в работе. Было очень сложно преподавать, дети были непослушные, и у меня никогда не хватало времени на проверку тетрадей. Но по натуре я организатор, поэтому всегда справлялась с трудностями. Я была завучем по воспитательной работе, преподавала русский и литературу. Я всегда ладила с о своими учениками, осталось много воспоминаний.» «Особые методы преподавания были всегда, но особенно ярко выражены они были в 90-е годы, когда учебников истории совсем не было. Мне пришлось создавать план работы на уроках самой. Утверждать эти планы ходила в ГОРОНО. Вообще, я одна из тех, про кого говорят «впереди планеты всей».» «У меня в 2006 году был особенный класс – 11Е, класс хорошистов. У них не было ни одного троечника. Представляете, как это было сложно держать эту планку? Но мы справлялись»

Классный час, посвящённый дню учителя

За добросовестный труд Нина Ивановна награждена: медалью «Ветеран труда» (23.07.87), Почётной грамотой Министерства образования РФ (11.10.90), Почётной грамотой Департамента образования и науки ХМАО Югры (27.11.2008). Нина Ивановна постоянно находится в педагогическом поиске, работая по теме самообразования, «Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках общественных дисциплин», разработала курсы предпрофильной ориентации «Подросток и закон», «Вспомогательные исторические дисциплины». Качество знаний учащихся составляет 80-90%. Учащиеся активно подтверждают достигнутый уровень знаний на экзаменах. Ученики принимают участие в различных конкурсах творческих и исследовательских работ.

Нина Ивановна, как же много нам хочется сказать вам. Мы гордимся тем, что у нас такой преподаватель, как вы. Я так часто вспоминаю наш первый урок истории в пятом классе. Я тогда сидела за первой партой второго ряда, а вы стояли около меня и рассказывали о своём предмете – истории. У нас до этого никогда не было этого предмета. А вы тогда ещё сказали: «Я надеюсь, что вам всем будет нравиться история – этот интересный и увлекательный предмет». Мы слушали вас, затаив дыхание. Каждый ваш урок – это не просто урок. Я хочу сказать, что вы даёте нам не только материал из учебника, вы даёте нам больше, намного больше. Вы учите нас жизни… Но мы осознаём ценность чего-то важного в тот момент, когда оно уже уходит. Гераскевич Алина

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь (В.О.Ключевский)

Презентацию выполнили: Гераскевич Алина и Герасименко Татьяна