Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  План ежедневных занятий с ребенком 6 лет. Как распланировать свой день и неделю,чтобы все успеть

План ежедневных занятий с ребенком 6 лет. Как распланировать свой день и неделю,чтобы все успеть

Как распланировать свой день и неделю, чтобы все успеть? А именно все занятия приготовленные на день, домашние дела (приготовление еды и уборка) и погулять 2 раза в день по 2 часа. Поделитесь опытом. Не могу правильно совместить с распорядком Юрика всё, не только на день, но и на неделю. Материала много, а толку…
Ольга Андрианова.

Уважаемая Ольга, спасибо за Ваш вопрос. Сначала я хотела расписать свой день и вообще всю неделю, чтобы дать, так сказать, наглядный пример. Но потом поняла, что такой ответ Вам бы совсем не помог, ведь у каждого — своя ситуация, свой социальный статус, свои жилищные условия, свой темп жизни. Кто-то воспитывает ребенка в сельской местности, в частном доме, кто-то в городской квартире, кто-то живет в спальном районе, кто-то в загазованном центре мегаполиса. Кто-то может переложить ряд забот на бабушку, мужа, няню, кто-то воспитывает малыша в одиночку. И у каждого будет совершенно определенная, отличная от других, картина дня. Поэтому я дам общие советы, которые применимы в любой жизненной ситуации, независимо от материального и социального положения.

1. Расставить приоритеты.
Как бы банально это ни звучало, но этот принцип является основополагающим при любом планировании. Спросите себя, что для вас является первоочередным среди списка ваших дел, что второстепенным, что необходимо сделать срочно, а что может подождать. Честно говоря, для меня первостепенным всегда является ребенок, его нужды и интересы, на втором месте домашнее хозяйство, а на третьем — я сама и мои хобби. Именно поэтому 70% от 24 часов в сутки занимает у меня мой ребенок (приготовление еды для него, кормление, игры, занятия, прогулки, чтение и т.п.), 20% — домашнее хозяйство и общение с другими членами нашей семьи (мой муж, мои родители, наши питомцы), и оставшиеся 10% времени я уделяю уходу за собой, собственному питанию, собственным интересам. Такая расстановка приоритетов сугубо индивидуальна и очень субъективна, у кого-то процентное соотношение будет совершенно другим, и это тоже правильно. Главное, понять самому, без чего ты можешь обходиться, а без чего тебе будет очень дискомфортно и почти невозможно.

2. Составить план на неделю и на каждый день.
Каждый понедельник я составляю план на следующую неделю, а затем в течение недели готовлю материалы для занятий с ребенком на каждый день следующей недели. Таким образом, я знаю заранее, какие материалы мне понадобятся, и у меня есть время, чтобы что-то докупить, что-то дозаказать (очень многое я беру в Интернет-магазинах). Я бы порекомендовала расписывать план занятий с ребенком на каждый день по пунктам (каждое задание), а также составлять план домашних дел на каждый день предстоящей недели. Скажу честно, в течение недели я уделяю хозяйству не очень много времени. Приготовление еды занимает у меня в общем около 2-2,5 часов в день. Причем планирование блюд на неделю вперед помогает мне быть организованной в этом вопросе. В воскресенье я закупаю необходимые продукты для меню предстоящей недели, а далее готовлю определенные блюда, не ограничивая себя в ингредиентах, ведь у меня все куплено заранее. Кстати, планирование меню помогает мне радовать домашних тематическими кулинарными недельками. В течение недели я готовлю на ужин блюда определенной кухни. Так, мы попробовали уже французскую, испанскую, португальскую, грузинскую, молдавскую, американскую и русскую кухни. Уборка в квартире происходит у нас один раз в неделю, по субботам, а в течение недели получается пару раз пропылесосить ковры и протереть пол в коридоре и на кухне (самые посещаемые места в квартире).

3. В план включать свободное время.


Я бы посоветовала включать в ваш план на неделю несколько часов свободного времени. Во — первых, это своего рода «запас» на случай, если какой-то запланированный пункт займет у вас больше времени, чем вы рассчитывали. Во-вторых, свободное время позволит вам со спокойной душой предаться чему-то действительно важному и интересному для вас, почитать любимую книгу, послушать любимую музыку, сходить в салон красоты, встретиться с подругой и т.д. Главное, что если это»свободное время» будет у вас запланировано, то вам не страшны никакие угрызения совести, психологически вы перед собой честны.

4. Следовать плану.
Я думаю, не стоит говорить о том, что если вы потратили время на составление плана, то это время надо ценить, а труд свой уважать. Составили — следуйте! Конечно, в любом плане могут быть отклонения, импровизации, замены. Но это должно быть скорее исключение, чем правило. Всю ту часть плана, которая зависит только от вас, постарайтесь выполнять пунктуально и точно, а вот занятия, запланированные с ребенком, конечно, будут модифицироваться в зависимости от настроения малыша, его самочувствия, интересов и предпочтений в конкретно взятый день и даже конкретно взятую минуту. Это не должно сбивать вас с пути, вы должны быть готовы что-то быстро изменить, предложить альтернативу. Главное, не опускать руки и не пускать все на самотек.

5. Использовать любую свободную минуту.
Это последний принцип самоорганизации, но тем не менее он очень важен. Я бы сказала, что это маленький секрет, позволяющий женщине успевать все и даже больше. Ведь только мы, женщины, может делать несколько дел сразу, думать о нескольких вещах одновременно, предвидеть сразу несколько вариантов развития событий. А еще у нас, женщин, есть женская интуиция и женская логика. Так давайте всем этим незамедлительно воспользуемся! Например, я могу готовить сыну кашу, мыть посуду, оставленную мужем после завтрака, читать свою электронную почту, помогать Луке рисовать по трафарету, кормить котов и проветривать в детской одновременно. Постепенно подобный стиль жизни, а я бы даже назвала это талантом Юлия Цезаря, вырабатывается у любой женщины-мамы. Слишком много надо успеть, чтобы позволять себе последовательности. Если хочешь успевать — параллель.

И в заключении, мне хотелось бы привести несколько ресурсов, которые специализируются на проблеме тайм-менеджмента для мам.
1. Тайм-менеджмент для мам от Дарьи Федоровой

2. Как правильно составить план на день от Дарьи Федоровой

3. Вебинар Татьяны Иванко «Как занятой маме организовать занятия с детьми» Вебинар.

4. Вебинар Марии Потаповой «Бытовые хитрости тайм-менеджмента для мам».

5. 21 — дневная интенсивная он-лайн программа для мам от Марии Потаповой Анонс и участие.

6. Система видения домашнего хозяйства FlyLady

Искренне надеюсь, что мои советы хотя бы немного помогут вам в вопросах самоорганизации и самодисциплины.

Музыка фоном:

спокойная релаксирующая, для йоги и медитаций, звуки природы. Коллекция постоянно пополняется. Такая музыка играет у нас на протяжении занятий, игр и иногда даже бодрствования. Рекомендуется включать детям до 3 лет музыку продолжительностью максимум 1 час в день. Не забывайте про это.
Дочка положительно реагирует на музыку. В принципе, она юный меломан. Слушает любую музыку (русская попса, детские песенки, детские песенки на английском, русский рок типа Агаты Кристи и Арии).

Музыка для прослушивания/танцев/массажа/зарядки:

Эта музыка уже имеет более задорный и веселый окрас.

5. Зарядка для глаз 0 мес +

Выполняем простое упражнение для зарядки глаз. Берем игрушку или картинку и двигаем ее вправо, влево, вверх, вниз, восьмеркой. Ребенок должен следить за ней глазками. Это упражнение можно сопровождать мини-рассказом (как танцует солнышко, куда пошел мишка, как летает птичка).

6. Показ карточек и игры для развития памяти 6 мес +

Показ карточек. Это могут быть флеш-карточки или карточки по методике, которой вы занимаетесь. Мы проходим 1 ступень «Чтение с пеленок», поэтому смотрим их 3 раза в день.
Флеш-карточки у нас пока в процессе. Напоминаю, что показывать их нужно быстро (0,5-1 сек на 1 карточку), четко называть изображаемый предмет (можно потренироваться заранее).
Карточки можно распечатывать (но их будет у вас тогда оооочень много!), а можно включать на компьютере или планшете. Ребенку до года предпочтительнее бумажный вариант!

Игры с карточками для развития памяти. Memory Grid (Сетка памяти) — это игра на запоминание положения предмета. Суть игры проста: начинаем с 2х карточек, далее усложняем. Лучше использовать карточки со знакомыми малышу предметами (животные, игрушки). Карточки кладем картинкой вверх друг за другом по одной: «Смотри, вот уточка.» и переворачиваем карточку «рубашкой» вверх. «Вот мишка» — показываем мишку и переворачиваем карточку. Затем, когда картинки все закрыты таким образом, мы спрашиваем: «Где спрятался мишка?» — ребенок переворачивает карточку. Если угадал — карточка лежит уже картинкой вверх. Если ребенок открыл неправильную карточку, то мы говорим: «Ой, нет, здесь спряталась уточка. А где спрятался мишка?» и уточку мы снова переворачиваем, чтобы она была не видна. Надеюсь, я понятно объяснила. Нашу первую игру вы можете посмотреть .

Когда простой вариант игры будет освоен, то переходим конкретно к сетке памяти:


Показываем ребенку сетку (2х2) из картиной в течение нескольких секунд. Задача ребенка: в своей пустой сетке разложить эти 4 картинки так, как было продемонстрировано.


После выполнения игры мама достает исходную сетку и они проверяют, все ли картинки в правильном порядке.

Это игра развивает фотографическую память.

7. Игры на интуицию 7 мес +

Или по-другому ESP интуиция. Играть в нее можно даже с пятимесячным ребенком. Все просто: прячем предмет под баночку. Баночек сначала должно быть две, а затем пробуйте усложнять. Ребенок должен угадать, где спрятан предмет. И мы не просто сидим наблюдаем и прячем — а делаем мысленный посыл ребенку о том, где находится предмет. Также можно прятать нарисованное солнышко за нарисованную тучку и т.д., т.е. не используя баночки-стакашки.
Можно играть несколько раз подряд. Моя дочка очень любит игры на интуицию.

8. Рассказываем абсурдную историю
(Linkin Memory) 10 мес +

Чувствую себя почему-то чеширским котом)) Так и назовем тогда:

Чеширские истории

Наша версия подходит пока что для самых маленьких (детей, которые еще не говорят в полной мере).
Для этой игры нужны карточки со всевозможными животными и предметами. Чем разнообразнее, тем лучше.

Карточки у меня в руке, показываю и выкладываю перед нами, озвучиваю. Достаю вторую картинку, придумываю мини-историю (в 1 предложение!), как эти карточки могут быть связаны между собой. И т.д. Сначала для рассказа хватит 3-5 карточек. Затем усложняйте игру до 10-20..50!
Итак, рассказ закончен, мама перемешивает карточки (но все они остаются видны, мы их не переворачиваем). Начинаем вспоминать рассказ: «Где лошадка? Покажи лошадку», «Куда пошла лошадка/что съела/кого встретила/куда пришла». Ребенок должен показать нужную карточку.
Эта игра способствует запоминанию цепочки картинок.

9. Игры с разрезными картинками (пазлы) 1г +

Очень важно распечатывать картинку в двух экземплярах ! Один неразрезанный — это образец для ребенка. Второй — разрезанный на две части (постепенно усложняя до 3, 4, 5 частей и т.д.). Ребенок собирает картинку из частей по образцу. Здесь вроде бы все ясно и понятно)

10. Игры с цветом 9 мес +

Развиваем цветовосприятие . Игры могут быть всевозможные: сортировка по цветам, сопоставление картинки и ее палитры (для старших детей) и т.д.

11. Игра на поиск пары (соответствия), лото 1о мес +

Развиваем внимание и память. Правила как в обычной игре лото: необходимо найти нужную картинку и положить ее на поле.

12. Математические игры для малышей 1о мес +

Играем с такими понятиями как:
размер (большой, маленький; больше, меньше)
признак (один, много)
Этого будет достаточно для нашего возраста.

13. Игры в сенсорной коробке 8 мес +

Здесь нет предела фантазии! Создавайте все, что угодно в коробке, добавляйте различные материалы, сыпучие продукты. Чем разнообразнее — тем лучше!
Еще очень интересно сделать
— коробочку с запахами
— коробочку с шумелками

Также для сенсорных игр можно использовать песок и камни.

14. Конструируем! 8 мес +

Для этих игр нам понадобятся:
— кубики
— конструктор
— баночки, стаканчики, коробочки
— книги, подушки — ведь из них тоже можно строить!)

Играем и строим всевозможные башенки, пирамиды, домики и т.п

15. Рассматриваем картинки в книгах 6 мес +

Перед этой игрой не забывайте делать с малышом упражнение для глаз.
Берем любую книгу, а лучше конечно специализированную типа виммельбуха. Энциклопедии тоже подойдут. Разглядываем, мама озвучивает все, во что тычет пальцем малыш) Или показывает сама.

16. Изучаем окружающий мир о мес +

Рассказываем и показываем книжки/картинки/презентации/видео/журналы на различные темы, которые заинтересуют малыша:
— природа
— планеты
— Земля
— страны
— народы
— прир. явления
— дома, здания
и т.п.

Мы с дочкой помимо картинок и книжек смотрим видео про животных. Ей очень нравится, она с интересом и даже восторгом проводит время у экрана. Но я показываю не более 5 минут в день! И не каждый день. Обычно 1 раз в неделю. Во-первых, чтобы не испортить зрение. Во-вторых, чтобы не вызывать привычку к тв.

17. Игры на моторику о мес +

Это могут быть игры с мелкими предметами (только под присмотром взрослого!)
— кнопки, пуговицы
— наклейки
— различные палочки, трубочки
— крупа
— листья, перья
— камешки

Примеры игр:
— палочки, трубочки втыкать в тесто/пластилин, потом вытыкать. Также с крупой и пуговицами.
— приклеиваем наклейки на лист с картинкой или на себя, на тело
— собираем мелкие предметы в коробочку
— перекладываем предметы ложкой

18. Творческие занятия 6 мес +

Материалов для таких игр не перечислить, их очень много и они разнообразные. Кто во что горазд)
— бумага, цв. бумага, картон, гофрированная бумага, фольгированная бумага
— скотч, обычный и цветной, декоративный
— листья, перья, вата
— наклейки
— «глазки», «носы» и пр.
— фломастеры, пальчиковые краски, ручки, карандаши
— печати, штампы
— тесто, пластилин

Главное — дать ребенку простор для творчества.

19. Чтение книжек о мес + — помощь в уборке (дочка сама вытирает зеркало, я не заставляю!) Она просто берет тряпку и начинает мне помогать)
— игры с куклами в дочки-матери (качаем куклу, укутываем, укладываем спать)
— учимся вытирать салфеткой лицо — свое или мамино
— подметаем ковер щеткой

Вот такой наш примерный план игр и занятий ~ с 7-8 месяцев до года. После года, в январе, возможно буду вносить корректировки. А может и не буду)

Скажу сразу, что мы не выполняем все 20 пунктов каждый день! Мы играем в течение всего дня, также у дочки есть время на свои дела.
Не забывайте, что все игры (на то они и ИГРЫ) должны приносить радость и положительные эмоции ребенку. И только потом уже ориентируйтесь на новые знания и умения. Это же ДЕТСТВО! Мы не учим, мы играем и весело познаем мир)


Готова ответить на любые вопросы по теме.

Чтобы не растеряться, нужен тоже план. Персональный план для Вашего ребёнка , составленный любящей мамой, которая как никто другой знает, что нравится малышу, чем он интересуется, на что необходимо прежде всего обратить внимание.

Для того чтобы составить такой план от Вас потребуется немного поработать. А именно задать себе 3 вопроса и тщательно продумать ответы на них:

1. Что развивать?

2. Когда развивать?

3. Как развивать?

Что развивать?

Это основной список, который Вы должны составить, для того, чтобы упорядочить занятия с ребёнком . Перед тем, как его составить, лучше всего, конечно:

Ознакомиться с различными методиками развития ребёнка

Иметь представление, что необходимо развивать

И уже исходя из всего прочитанного, определить те самые пункты, которые Вы считаете важными и нужными, зная индивидуальные потребности и особенности своего малыша.

Что может входить в Ваши пункты? Например:

Тренировка мелкой моторики

Физическое развитие

Развитие речи

Пальчиковые игры

Творчество

Музыкальное развитие

Знакомство с окружающей средой

Чтение

И т.д.

В общем, всё, что Вы считаете нужным и полезным для своего чада.

Составляя этот список, не гонитесь за всем подряд, иначе всё равно ничего не успеете. Лучше тщательно продумайте, что подходит для возраста Вашего ребёнка, опирайтесь на его интересы, на свои возможности в том числе. Например, не каждая мама готова заняться динамической гимнастикой, просто потому что страшно самой. Так зачем планировать и изводить себя, ведь легко придумать множество других вариантов для физического развития малыша: фитбол, малышковые спортивные комплексы, различные упражнения, гимнастика для малышей. Ищите то, что подходит для Вас. Или очень часто мамы жалуются, что ребёнок отбирает пальчики и не даёт делать пальчиковую гимнастику. Не стоит изводить себя и ребёнка, ведь пальчиковые игры – это всего лишь одно из множества средств для развития мелкой моторики и тренировки пальчиков. Найдите другие варианты игр: игры с крупой, со спичками, пальчиковый театр, лепка из пластилина или теста.

После того как определились, чем вы хотите заниматься с малышом, переходите к следующему пункту.

Когда развивать?

Здесь Вам необходимо разобраться по каким дням недели, в какое время дня Вы будете заниматься. А так же определить для каждого занятия своё время. Это основной пункт, после детальной разработки которого, у Вас будет расписание занятий с ребёнком.

Первое, что Вы должны определить для себя, будете ли Вы распределять занятия по дням недели или ежедневно понемногу .

Если по дням недели, то просто разбейте на компьютере или листе бумаги табличку с днями недели: с понедельника по пятницу (или по воскресенье, как сами предпочтёте). И выберете, какие занятия будут проходить в какой день недели.

На мой взгляд, этот метод прост в планировании, но не удобен в практическом исполнении.

Почему прост? Потому что спланировать нужно 1 раз и потратить на это не больше 30 минут. Главное - распределить Ваш список занятий из первого пункта на 5-7 дней по Вашему выбору и далее придерживаться его. При этом Вам не придётся ежедневно ломать голову над кучей игр. Например, если у Вас день физического развития, то в этот день Вы с малышом кувыркаетесь, много гуляете, играете в мяч, прятки, догонялки, учитесь бегать и прыгать, учитесь ловкости и сноровке, и т.д.

Почему неудобен? А если Вы в какой-то день решили пойти в гости, или отправились на природу, отдых, да мало ли что ещё, то что же получается, что занятия по плану в этот день вообще выпали на этой неделе? Например, планировали Вы развивать речь, читать книги, делать пальчиковую гимнастику. И вдруг на этой неделе вообще лишились этого. А развивать-то всё-таки нужно регулярно.

Второй вариант – это каждый день разные занятия. В этом случае не потребуется никаких табличек, Вам просто нужно иметь при себе Ваш список из первого пункта. Каждый день Вы будете уделять всего несколько минут на каждое направление развития, зато охватите их все. Таким образом, у Вас получится расписание на каждый день, состоящее из нескольких занятий.

Перед каждым днём Вам придётся планировать множество игр по каждому направлению развития. Хотя если Вы умеете придумывать игры на ходу, у Вас прекрасно развита фантазия, то Вы справитесь и без предварительного планирования.

Очень удобно в применении. Замечательный вариант для младших деток, потому что они-то как раз всё равно не могут уделять чему-то одному много времени, их игры часто длятся 2-5 минут и хочется разнообразия, потому что от одной и той же деятельности они начинают утомляться, скучать и капризничать. Но вот для деток постарше, примерно с 2-3-х лет, такой вариант уже может не подойти. В этом возрасте дети начинают отдавать предпочтение каким-то играм и хотят заниматься своим любимым занятием подольше. Например, могут рисовать хоть весь день. Если это про Вашего ребёнка, то не стоит рассеивать его внимание на кучу разных игр в течение дня, лучше разбейте по дням недели.

Как развивать?

С помощью игр , конечно. Перед Вами уже лежит Ваш список того, что Вы собрались развивать с Вашим ребёнком. Осталось для каждого пункта из этого списка спланировать игры. Вы можете выдумать свои игры, можете воспользоваться уже придуманными играми. Главное, проработать тщательно каждый пункт, чтобы Вы имели представление, какого рода игры Вам потребуются, чтобы развивать в ребёнке то или иной направление.

Например, чем заниматься и в какие игры играть, чтобы развивать речь? Смотрите презентации по логоритмике, слушайте детские песенки и пойте сами, учите с малышом чистоговорки, читайте стихи. Особенно хорошо совмещать стихи с активной игровой деятельностью, поощряющие ребёнка повторять какие-то слоги или слова. Например, «По кочкам - по кочкам», «Гуси-гуси га-га-га», «Мишка косолапый по лесу идёт». Ребёнок пытается изображать действие и повторять соответствующие слова.

Многие игры прекрасно развивают не одно направление. Например, лепка из пластилина, способствует не только развитию творческого интеллекта, но также развивает мелкую моторику. Или те же самые активные стихи, помогут не только заговорить малышу, но и послужат отличной физкультразминкой.

При распределении занятий в течение дня помните так же, что самые активные игры лучше всего проводить в первой половине дня, а самые спокойные во второй половине, чтобы малыш не перевозбудился перед сном, а, наоборот, успокоился.

Ну, вот мы и вывели основную формулу, как спланировать занятия с малышом . Даже если на первый взгляд всё это покажется сложным, это ровно до того момента, пока Вы сами не возьмёте бумагу и ручку и не приступите к планированию Вашего индивидуального дня с малышом. Пусть от Вас потребуется время и «умственные напряжения», зато один раз потрудитесь и обеспечите себе комфортный распорядок без сумбура, суматохи и скуки.