Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Когда лучше начинать высаживать ребенка на горшок? Как держать малыша при высаживании. Новое или хорошо забытое старое

Когда лучше начинать высаживать ребенка на горшок? Как держать малыша при высаживании. Новое или хорошо забытое старое

Вопросы ухода за новорожденными вызывают жаркие споры в среде мам, бабушек и специалистов по развитию детей во всем мире. Одним из таких является раннее высаживание грудничков. Почему об этой проблеме так много говорят, что вызывает бурные дискуссии, откуда пошла подобная практика и следует ли придерживаться этого метода современным мамам? Поговорим подробнее о происхождении, технике и самых спорных моментах.

Что такое высаживание младенцев?

Это процесс приучения ребенка справлять естественные потребности не в подгузники и не в штанишки, а когда малыш в полусидячем положении на руках взрослого, мочится или справляет большую нужду над тазиком, ванной, раковиной. Некоторые родители используют для этого сложенную газету или непромокаемую пеленку. Дети «делают свои дела» в естественной для них позе эмбриона.

Не стоит путать этот термин со словом «сидеть» и с процессом

Никто не призывает усаживать физиологически неготового грудничка на попку. Приучать к горшку также следует гораздо позднее.

Новое или хорошо забытое старое?

Практика высаживания младенцев не нова. Этим методом пользовались предки ныне живущих людей в цивилизованных странах и до сих пор пользуются народы, до которых еще не дошли достижения человечества в виде одноразовых подгузников. И в нашей стране есть немало мам и бабушек, применяющих раннее высаживание детей и внуков. Делают они это исключительно по наитию, а не после прочтения опусов других мамочек на многочисленных интернет-форумах или книг по уходу за новорожденными модных ныне авторов – специалистов по естественному развитию детей. Одним из таких писателей является Ингрид Бауэр, которая в своей книге «Жизнь без подгузников» описала подробно и увлекательно все преимущества раннего приучения к туалету.

Однако задолго до нее в 60-е годы прошлого столетия в нашей стране были популярны книги супругов Никитиных, где в доступной форме и на примере собственной семьи рассказывалось обо всех прелестях и сложностях подготовки к беременности, родам и последующем уходе за детьми. В одной из их книг «Детство без болезней», в главе «Гигиенические навыки – со дня рождения», можно почитать об опыте раннего приучения к осознанному мочеиспусканию и дефекации младенцев в отдельной советской семье.

Как и когда начинать высаживать грудничка?

Чаще всего сторонники раннего приучения младенцев к туалету используют следующую позу: одна рука взрослого поддерживает спинку малыша, другая лежит под согнутыми коленками ребенка. Сам он полусидит, а его попка немного провисает над подходящей емкостью. При этом чадо находится спиной к маме или папе. Но некоторые родители с тем же успехом делают иначе. Взрослый сидит, малыш лежит на его слегка раздвинутых бедрах, под попку подставляется емкость. Большую нужду справляют по этой же схеме. Во время кормления, лежа на маминых руках, груднички также легко справляют нужду в тазик.

А вот матери народности Диго в Восточной Африке с самого рождения приучают своих деток ходить по большому иначе. Они поворачивают их лицом к себе, делают из своих ступней подобие стульчака, и, придерживая чадо, усаживают на ступни. Таким образом, дети этой народности уже к полугоду усваивают все премудрости нехитрой туалетной науки и остаются сухими круглые сутки.

Сторонники естественного метода опорожнения рекомендуют начинать высаживать младенца с самого рождения. По их мнению, возраст в 1,5-2 месяца уже поздний срок, после него трудно или невозможно приучить к этой процедуре. Однако многие родители начинают успешно практиковать этот способ позднее. При правильном подходе младенец к трем месяцам научается управлять своими нуждами.

Высаживать можно вплоть до того момента, пока ребенок не начнет пользоваться горшком. С некоторыми детьми этот период может длиться всего до 6-8 месяцев, другие приучаются сами проситься и ходить на горшок, как и все остальные детки – в 2-3 года.

Как «прочитать» малыша?

Все эмоции и желания грудничков можно понять только по выражению их лица, издаваемым звукам и движениям тела. Чувствуя потребность помочиться или покакать, ребенок может начать:

  • Кряхтеть, хныкать, пищать или кричать;
  • Морщиться или широко раскрывать глаза;
  • Ворочаться или сучить ножками

Понаблюдайте за вашим ребенком некоторое время, и вам станет понятно, каким образом он реагирует на приближение естественных процессов мочеиспускания и опорожнения кишечника. Разные дети ведут себя по-разному – один может лишь покраснеть, другой будет активно проявлять беспокойство. Правильное «считывание» сигналов грудничка и своевременное реагирование на них, позволят вскоре придти к пониманию и избежать мокрых пеленок.

Груднички мочатся часто: мальчики через каждые 10-15 минут, девочки через 15-20. Особенно внимательными стоит быть:

  • Перед сном и после пробуждения – даже если ребенок проснулся уже мокрым, подержите его над тазиком;
  • Если после предыдущего высаживания прошло уже много времени, а ребенок не проявляет привычного беспокойства – покажите ему своими действиями, что от него требуется;
  • Перед, во время и после кормления;
  • Перед и после прогулки;
  • Во время массажа и гимнастики, а также сразу после этих процедур.

Опорожнение кишечника чаще всего происходит во время кормления – держите наготове тазик. Некоторые груднички справляют большую нужду несколько раз за ночь. И здесь всё зависит от желания мамы – надеть на младенца подгузник и всю ночь спать спокойно или быть готовой каждый раз подскакивать, реагируя на позывы ребенка.

Такой режим многим может показаться утомительным. Но следует помнить, что вырастая, малыш уже реже просит кушать, меньше спит. Следовательно, желания пописать и покакать также сокращаются и уменьшается необходимость постоянного наблюдения за ним.

Раннее высаживание младенцев: как облегчить процесс и закрепить результат?

Высаживание – рефлекс, поддающийся развитию и закреплению.

  • Расслаблению выделительной системы способствуют легкие похлопывания, поглаживания по попке или по низу животика;
  • Не бойтесь перехвалить грудничка. Ласковые приговоры и обычные фразы, которыми мама сопровождает процессы опорожнения или подмывания: «Пис-пис», «А-а-а», «Вода текучая, дитя растучее», «С гуся вода, а с тебя худоба», «Вода вниз, а дитя вверх» и т.п. действуют расслабляюще;
  • Делать это над раковиной под звуки слабой струи воды;
  • Взрослым следует вести себя ласково, спокойно и терпеливо в процессе приучения.

Не всегда родители правильно понимают сигналы малыша. Порой можно просидеть в напрасном ожидании несколько минут. В этом случае нужно дать ребенку время «подумать» или отложить высаживание до возникновения четко выраженного желания. Но со временем младенец сам понимает, чего от него ждут, держа над емкостью в полусидячем положении, и начинает делать свои дела сразу. Некоторые младенцы даже способны контролировать физиологические процессы в ожидании того, когда с него догадаются снять штанишки.

Бывает, что уже приученный ребенок без видимых причин начинает нервничать и протестовать против высаживания. В чем может быть дело?

  • Одна из причин – настал период отстаивания самостоятельности и права делать всё по-своему. Часто это происходит в возрасте шести месяцев, когда некоторые дети уже могут уверенно сидеть и стараются сделать туалетные дела без участия взрослых. Есть и такие, которым нужно уединение от всех, чтобы спокойно сходить в туалет;
  • Другая – взрослым надоело «возиться» с малышом и он подсознательно это чувствует. Либо родители и вовсе выказывают свое недовольство вслух – ворчат, ругаются. Следите за своей речью и поведением!
  • Третья – неприятны процедуры подмывания (проводите их аккуратно, особенно с девочками и при помощи воды комфортной температуры);
  • Четвертая – чадо подмерзает. Возможно, он слишком много времени проводит без одежды в связи с «облегчениями» или температура окружающей среды не соответствует норме.

Возможны и другие причины для подобного протестного поведения. Понаблюдайте за ним и подумайте, что могло вызвать недовольство.

Высаживать или не высаживать?

Гневные баталии на форумах свидетельствуют – имеется много сторонников раннего приучения младенцев к туалету и не меньшее количество его яростных противников. Попробуем разобраться, кто из них прав.

Аргументы за раннее высаживание младенцев:

  • Попка всегда сухая, нет никаких опрелостей и раздражений;
  • Половые органы не перегреваются;
  • Происходит регулярный и щадящий процесс закаливания и своевременное подмывание;
  • Нет необходимости тратить значительные суммы денег на памперсы, присыпки и гигиенические кремы;
  • Впоследствии ребенок быстрее и охотнее начинает ходить на горшок;
  • Тесный тактильный и психологический контакт с мамой – весьма ценный опыт для новорожденных;
  • Сохранность окружающей среды. Одноразовые подгузники считаются мусором, сложным для разложения и утилизации, несмотря на заверения производителей об их биоразлагаемости. За 12 месяцев один ребенок загрязняет природу тонной памперсов. Применение подгузников до двух лет грозит уже двумя тоннами мусора.

Аргументы против раннего высаживания младенцев:

  • Недавно родившая женщина может плохо себя чувствовать и ей физически тяжело постоянно следить за потребностями ребенка и подолгу держать его на руках;
  • Необходимость всегда быть начеку, внимательно отслеживать поведение малыша и правильно «считывать» подаваемые им сигналы;
  • Есть риск не успеть высадить – тогда от мокрых пеленок и стирки одежды всё равно никуда не деться;
  • Нежелание тратить время и силы;
  • Невозможность пользоваться этим методом в холодное время года на улице, например, на прогулке;

Еще одним доводом против является мнение, что, опорожняя мочевой пузырь и кишечник по первому требованию организма, а не по команде взрослых, грудничок обогащает свой внутренний мир. Он якобы учится:

  • чувствовать, что за дискомфортом, который вызывают наполненные внутренние органы, неизменно приходит облегчение и удовольствие;
  • понимать, что мокрые пеленки, ползунки и полные памперсы не приносят радости и потому впоследствии малыш быстрее запросится на горшок.

Довольно спорный довод, ведь даже при успешной практике высаживания периодические «аварии» у грудничков неизбежны. И, прежде чем кроха научится полностью контролировать процессы опорожнения, неприятного опыта от нахождения в мокрой одежде и приятного опыта от удовольствия после непроизвольного облегчения, у него уже будет предостаточно.

Безусловно, иногда стоит воздержаться от применения этого метода:

  • В случае с недоношенными – у них может наблюдаться постоянно пониженная температура тела. А подгузники способны их немного согреть и вообще сделать адаптацию к окружающему миру более комфортной;
  • Если в семье несколько малюток и тогда спокойнее и надежнее использовать памперсы;
  • При нахождении в больничных учреждениях или в случаях с отказными детьми в детских домах.

Но если самой маме не лень высаживать младенца, она прекрасно себя чувствует, а ребенок не проявляет недовольства, то почему бы не испытать этот древний как мир способ и не приучить его с младенчества опорожняться естественным путем? Попробуйте найти компромисс между двумя противоборствующими точками зрения. Не будьте категоричны – или за, или против! Днем, в домашней обстановке позвольте малышу наслаждаться свободой от подгузников, а ночью, на прогулку, когда мама устала или приболела, используйте памперсы. Придерживаясь золотой середины в этом вопросе, вы поймете, нужно ли вам и вашему малышу высаживание или лучше от него отказаться.

Главное, что следует помнить – нет готовых решений для всех и каждого! Любой ребенок, как и его мама особенные и неповторимые. У всех могут быть свои причины отказаться от ранней практики высаживания или напротив, начать действовать согласно потребностям малыша и собственному чутью. Прислушивайтесь к себе и своему младенцу и тогда вам гарантирована спокойная и счастливая пора младенчества.

Высаживание ребенка над горшком или тазиком с первых месяцев жизни – способ приучения малыша к гигиене, пониманию и контролю своего организма. Также это прекрасный повод для мамы и ребенка научится лучше чувствовать друг друга.

Эта техника пришла к нам из Африки и Южной Америки. Ее практикуют там испокон веков, по сей день. Для жителей этих стран высаживание является естественным привычным процессом, неотъемлемой частью ухода и воспитания ребенка.

Когда можно высаживать ребенка?

Приступать к высаживанию желательно с самого рождения малыша. Чем раньше вы начнете, тем быстрее будете понимать сигналы вашего чада. И он соответственно раньше станет ощущать свои позывы.

Как правильно высаживать ребенка?

Высаживание, до момента, когда ребенок сможет сидеть самостоятельно (6-7 месяцев), не имеет ничего общего с горшком. Поза высаживания должна быть максимально комфортной для мамы и ребенка. Наиболее правильная позиция:

  1. В положении сидя берете ребенка и придерживаете одной рукой параллельно телу малыша (если опорная правая рука, то прижав к себе, берете правую ножку ребенка и подтягиваете коленку к животику).
  2. На кисть левой руки кладете левую ножку, также согнутую в коленке.
  3. Левой рукой слегка похлопываете половые органы малыша и говорите «псс, псс» или «а, а».
  4. Перед высаживанием лучше всего давать ребеночку грудь или другую жидкость (если ребенок находится на искусственном вскармливании).
  5. Не забудьте подставить тазик под ноги, именно туда должно происходить опорожнение.
  6. Если у вас сыночек, вы можете рукой настроить направление струи.
Особенности высаживания

В первые месяцы жизни ребеночек испытывает некоторый дискомфорт во время опорожнения и ведет себя беспокойно перед началом процесса. Ваша задача - прикладывать его к груди и высаживать, каждый раз как он вредничает. Немного позже вы поймете, как именно ведет себя детеныш перед дефекацией или мочеиспусканием.

Раннее высаживание способствует закаливанию организма, т.к. несколько раз в день у ребенка оголяется нижняя часть туловища.

Когда высаживать ребенка на горшок?

На горшок сажать ребенка можно не ранее 6-7 месяцев, пока он физически не будет готов к этому. Допустимо высаживание над горшком тогда, когда вы сможете ловко справляться с этим процессом. Но не следует слишком связывать метод высаживания с ранним самостоятельным использованием горшка малышом. Скорее всего, осознанно ходить в туалет без вашей помощи он сможет не ранее, чем в полтора года. И только к двум годам это уже не будет доставлять проблем ни вам, ни ему.

Высаживание ребенка.
Связь высаживания с закаливанием и кормлением по требованию.

Высаживание малыша. Что это такое? Многие думают, что это приучение к горшку. В определенном возрасте ребенка надо начинать сажать на горшок и добиваться того, чтобы он свои делишки туда и справлял… Считается, что имеет смысл этим занимать не раньше, чем ребенок сможет устойчиво сидеть, а значит, примерно после исполнения малышу 6-8 месяцев.
Я высаживаю своего малыша с рождения.

Удивительно? Совсем нет. Еще до его рождения я была знакома с несколькими мамами, которые поступали так же, как сейчас я. Не использовали дайперсы, а высаживали малышей. Подгузники использовали только для походов на улицу, «на всякий случай». Сейчас я поступаю точно также, и в большинстве «случаев» мой малыш возвращается с прогулки сухим. Расход подгузников у нас 3-4 штуки в месяц. Иногда выбрасываю дайперс не потому, что его использовали по назначению, а потому, что он начал терять форму. Высаживание, которым мы занимаемся с малышом, пока не имеет отношения к горшку. На горшке никто не сидит. Горшком, честно говоря, для высаживания пользоваться не очень удобно.

Считается, что если малыш периодически оказывается в мокрых пеленках или ползунках и испытывает дискомфорт по этому поводу, он постепенно установит связь между мочеиспусканием и неприятными ощущениями от холодных, мокрых пеленок и постепенно начнет проситься на горшок, чтобы избежать этого неприятного ощущения. На самом деле, ребенок испытывает дискомфорт до того, как намочит пеленки. Вы удивитесь, но малыш, которому 3-4 месяца, писающий под себя, уже утратил врожденную способность к сохранению себя в чистоте. Никакого дискомфорта в связи с мочеиспусканием он не ощущает. Пройдет еще много месяцев, прежде чем его начнут учить оставаться сухим и чистым, и успеха, скорее всего, добьются не сразу...

Желание быть сухим и чистым можно считать врожденной особенностью малыша. Зная об этой его особенности, ее надо использовать. По какой-то пока не известной причине для малыша первых полутора месяцев жизни мочеиспускание представляет определенную проблему, вызывает дискомфорт. Ребенок всегда проявляет беспокойство перед тем, как намочить пеленки. Беспокойство это бывает разной степени выраженности, от тихого сопения или попытки поворочаться до громкого внезапного плача. Все зависит от индивидуальных особенностей малыша, от того, как он перенес роды, как себя чувствует, от его характера, темперамента… Вне зависимости от этих особенностей, все малыши начинают проявлять беспокойство под действием испытываемого дискомфорта и зовут на помощь. Новорожденному нужна мамина помощь. Во всем. И в освобождении мочевого пузырика тоже!
Как же мама может помочь малышу?
Очень просто… принять позу, удобную для высаживания, приложить его к груди, и похлопать (слегка похлопать, а не шлепать!) по половым органам, приговаривая всем привычное пись-пись, а-а… Когда малыш начинает сосать, происходит рефлекторное расслабление сфинктеров мочеиспускательного канала и прямой кишки и малыш писает, а если хочет, то и какает. Похлопывание нужно с одной стороны для того, что бы помочь расслабиться, а с другой, что бы показать малышу, чего мы ждем от него и из какого места… Слова мы говорим с расчетом на будущее…

Если просьбы малыша о помощи в этой ситуации остаются непонятыми, через некоторое время он перестает их подавать и начинает писать «без предупреждения». Происходит это примерно через полтора-два месяца после рождения.
Что происходит, если мама знает о потребности ребенка и о своей помогающей роли?
Мама начинает малыша высаживать с первого дня его жизни, помогая ему в нужный момент расслабиться при помощи сосания и похлопывания. Ребенок привыкает к тому, что мама ему помогает в этом пока непростом для него деле и продолжает подавать ей сигналы о своих потребностях. Постепенно внимательная мама и малыш начинают понимать друг друга так хорошо, что мама будет предупреждать желания ребенка, помогая ему пописать до того, как он даст сигнал об острой необходимости. Получается, что важность высаживания не в экономии подгузников или уменьшении объемов стирки, а в установлении взаимопонимания между мамой и малышом, в формировании у ребенка уверенности в надежности мамы, в ее способности помочь в любой ситуации. А уменьшение затрат или стирки – награда маме за хорошо налаженное взаимопонимание с собственным ребенком.
А какая может быть связь у высаживания и кормления по требованию?
Связь, оказывается, очень тесная. Кормление ребенка по требованию подразумевает прикладывание малыша к груди в ответ на каждый плач или беспокойство. При наблюдении за здоровым новорожденным оказывается, что беспокойство он проявляет, преимущественно по двум поводам – хочет писать или уже устал и хочет спать. Ребенок первого месяца жизни проявляет беспокойство и желание пососать примерно 16-20 раз в сутки, и примерно столько же раз он писает. Мамы, умеющие высаживать детей, поступают так… при беспокойстве дают ребенку грудь и высаживают его. Малыш писает и продолжает сосать, может даже уснуть, а может, насосавшись, спокойно пободрствовать какое-то время. С возрастом необходимость в прикладывании к груди возникает реже, чем потребность в мочеиспускании. Ребенок может писать и без прикладывания к груди. Но в некоторых случаях высаживать с грудью удобнее, например, ночью, а так же тогда, когда мама высаживает малыша по своему требованию, например, перед прогулкой, или перед сном. Ночью ребенок высаживается, не просыпаясь. Когда он начинает «возиться», мама садится, берет ребенка в позу для высаживания, дает грудь и похлопывает. Малыш писает и продолжает спать, посасывая.
Высаживание связано с закаливанием ребенка.
Оказывается, что ребенок, которого высаживают, одновременно начинает закаляться, причем самым мягким образом. Получается, что в течение суток у него очень часто оголяются ножки и нижняя часть туловища. Когда ребенка перестают пеленать, оказывается, что удобнее всего его держать только в кофточке, с постоянно голенькими ножками и попой. Когда малыш начинает учиться ползать, вставать и ходить, лучше всего это у него получается с голыми ножками, т.к. голые ножки совершенно не скользят. Дети предпочитают, примерно до трехлетнего возраста, в домашних условиях постоянно ходить босиком и без штанов. При этом ребенку, постоянно ходящему с голой попой, легче установить правильные отношения с горшком, ему не надо ничего снимать. Он быстрее приучается самостоятельно пользоваться горшком. В результате вырастает ребенок, привыкший бегать дома, а по возможности (например, летом на даче) и на улице, босиком и равнодушный к «сквознякам».

Высаживают ребенка, держа его обычно над тазиком или раковиной, или любой другой подходящей емкостью. Обычно в каждой комнате дома такая емкость должна присутствовать. В позе для высаживания нет ничего сложного… мама берет малыша так, как если бы она хотела покормить малыша сидя. В этом положении малыш, сосущий грудь лежит вдоль маминой руки. Мама раздвигает ноги, не отрывая малыша от груди, опускает его попой вниз, придавая ему почти сидячее положение. Рукой, на которой он лежит, придерживает его за ножку, за бедро чуть выше колена, другую, свободную руку подводит под другую ножку так, что рука оказывается в подколенном сгибе, и ладонью этой руки похлопывает по промежности (половым органам). Когда малыш писает, особенно если это мальчик, мама этой же ладонью направляет струйку вниз, прямо в тазик. С приобретением определенной ловкости и сноровки высаживать малыша можно и над горшком.
А когда же ребенок сядет на горшок?
Скорее всего, на втором году жизни. Почему только на втором году? Можно и на первом, но большинство детей в возрасте 6-12 месяцев на горшке сидеть не хочет. Малыши или сопротивляются попытке посадить их на горшок, или, посидев секунду, слезают.

Проще всего тем детям, у кого есть наглядный пример в виде старшего братика или сестрички, пользующегося горшком. Но в любом случае, горшок должен появиться в интерьере и стать привычным предметом для малыша, по крайней мере, тогда, когда ребенку исполнится год. Ребенку можно предложить воспользоваться горшком по назначению в 1г 3-4 месяца. Все дети с успехом используют горшок к 1г 8-9 месяцам.

Высаживать ребенка с рождения может любая мама, если она хочет этому научиться и понимает, что большую часть времени ребенок должен проводить у мамы на руках или в непосредственной близости от нее. Если же мама считает, что ребенка нельзя приучать к рукам, и уверена, что правильный ребенок – это ребенок, проводящий большую часть времени в кроватке, посасывая пустышку, то высаживать малыша она не сможет, да и вряд ли захочет. Ей лучше использовать дайперс.

Высаживание детей когда-то было обязательным и естественным элементом общего ухода за ребенком. Поэтому в странах, где в обществе сохранилась передача традиционного материнского опыта, и мамы носят ребенка на себе, с приучением малыша к чистоте нет проблем. Внимательное отношение мамы к своему ребенку и помощь в его желании быть сухим и чистым настолько общеприняты, что, например, в африканских странах женщина, испачканная своим малышом через неделю после родов, считается невнимательной матерью. Цивилизованным европейкам сложнее еще и потому, что они никогда не видели, как можно высаживать ребенка. Если молодая мама, в течение своей жизни много раз наблюдавшая, как высаживают детей другие женщины, начнет сама высаживать своего малыша, у нее это будет получаться почти инстинктивно. Нам же, не имевшим такого опыта, сложнее. От впервые услышанной информации о том, что новорожденный, оказывается, умеет проситься писать, до понимания своего малыша на уровне чувств: «Ага, ты хочешь писать? Пойдем к тазику...» проходит некоторое время.
Правила высаживания:
Высаживайте ребенка после каждого сна, независимо от того проснулся он мокрым или сухим.
Высаживайте при проявлении беспокойства. Постепенно вы начнете понимать, какое именно беспокойство говорит о желании ребенка пописать или покакать.
Высаживайте по вашему требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.
Не ждите, что ребенок будет сразу же писать, как только вы его высадили, особенно, если вы пытаетесь его высадить по вашей инициативе. Подождите, по крайней мере, 2-3 минуты.
Не настаивайте на мочеиспускании, если ребенок долго не сосал. Ему может быть " нечем" писать.
Высаживайте ребенка, если он уже долго не писал, и вам кажется, что уже пора.
Дети в возрасте нескольких месяцев и старше, могут не писать сразу после сна. Подстраивайтесь под изменяющиеся потребности ребенка.

Заботливые мамы современности хотят быть внимательными к проблемам малыша, подарить ему чувство защищенности, физического и психологического комфорта. Хочется воспитать ребенка, которым можно было бы гордиться. Каждой маме приятно, когда её любимое чадо успешно и своевременно осваивает ползание, начинает ходить, в год самостоятельно садится на горшок. Модной тенденцией становится то, что мамочки начинают водить своих крох на уроки раннего развития, больше и больше времени посвящают развитию мелкой моторики, учат плавать и произносить первые звуки.

Между тем, часто обучению контролю над отправлением своих «естественных потребностей» уделяется совсем небольшое внимание. Не стоит малышу отвлекаться от познания мира, так много надо успеть! А может быть, это не менее важно?Большим уроком для мамы и ценным для нее опытом может стать умение полностью доверять малышу и быстро действовать при необходимости, гибко подстраиваясь под потребности ребенка.

Достоинства метода раннего высаживания:

На первый взгляд, при раннем высаживании очевидно такое преимущество, как экономия подгузников. Поэтому принято считать, будто бы методы «естественного родительства» - прерогатива бедных, поскольку только для них выгодна такая экономия.Раз это очевидно, то пусть оно будет на первом месте.

    Экономичность

Высаживание позволит экономить не только подгузники, но и пеленки, ползунки, штанишки, позволит сэкономить воду, сберечь электроэнергию или собственные силы на постоянную стирку. Возможно уменьшить стирку в десять раз!? Относительно финансовой выгоды порой можно и съязвить: «Все, что сэкономили на памперсах, вы потратите на новый ковер!» Отлично, это здорово, что можно будет теперь купить новый ковер, тем более что старый уже порядком поднадоел… В нашем случае метод помог сэкономить на кремах от раздражения и под подгузники.

    Экологичность

В университете я училась на инженера-эколога. Прекрасно помню, как мы в перчатках проводили морфологический, химический, элементный анализ твердых бытовых отходов. Чтобы догадаться, что же идет выбрасывать молодой отец, не стоит даже производить никаких морфологических досмотров, чтобы выявить 60-70% содержимого этого пакета.

Даже сторонник подгузников, известный врач-педиатр Комаровский Е.О., признает: «Одноразовые подгузники, как бытовые отходы, способные наносить ощутимый вред окружающей среде - одна из самых реальных и самых ощутимых проблем. И эта проблема особенно актуальна именно в нашей стране, где технология переработки мусора оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Все серьезные производители утверждают, что материалы биоразлагаемы, а если нет - то инертны и не способны отравлять окружающую среду, но легче от этого не становится».

Если ребенок вырос на одноразовых подгузниках, то вклад его родителей в загрязнение окружающей среды составил 2,5 тонны. Если пользовались подгузниками только до года - то «всего лишь» 1 тонну. Помимо этого добавим экологичность экономии той же воды, электроэнергии, натуральных и синтетических моющих средств.

    Естественность

Таким способом вырастили сотни поколений людей, которые не знали благ научно-технического прогресса. Не думаю, что «естественное родительство» несовместимо с современной «цивилизованной» жизнью. «Естественный» подход предусматривает отношения взаимоуважения со своими детьми, установление границ без наказания и пристыжения. Во всем мире родители все больше и больше обращаются к подходам и методам, ориентированным на ребенка (начиная с грудного вскармливания, ношения на себе, совместного сна и заканчивая общим хобби, к примеру, совместными семейными походами-сплавами).

    Гигиеничность

Производство доступных многим стиральных машин и одноразовых подгузников наладило жизнь современной матери, предоставляя ей возможность путешествовать, ездить с ребенком на машине, посещать экскурсии, оставлять ребенка с няней, папой или бабушкой, выходить на работу, избавило женщину от ежедневного кипячения и глажки белья, от утомительной стирки вручную. Наконец, оно дало мамам возможность отдохнуть. Чистота, как учил добрый мультфильм, - залог здоровья! Однако чистота чистоте рознь.

У моих детей с рождения оказалась нежная и чувствительная кожа. В роддомах, хотя и в обоих случаях ориентированных на поддержку грудного вскармливания и совместное пребывание в палатах, я, несмотря на то, что круглосуточно находилась рядом со своими детьми, держала малышей в одноразовых подгузниках. Это действительно удобно, чтобы поскорее отдохнуть и оправиться.

По возвращении из роддома (да и уже находясь там) обнаруживала покраснение, небольшую сыпь. Когда родился наш мальчик, то, посовещавшись со свекровью, мы решили ограничить употребление подгузников. К тому же памперсы в 2001-ом оказались для нас хотя и доступной, но роскошью. Да еще тогда часто писали о вреде парникового эффекта мочеполовой системе мальчиков («вследствие перегрева яичек у мальчиков впоследствии нарушается способность к зачатию»). И вскоре после рождения сына мы со свекровью решили заняться высаживаниями. Она так своих обоих пацанов вырастила, так что умело показывала мне, как держать сына над раковиной под коленками. Ночью помогала мне: брала его к себе, и тогда из её комнаты тоже слышалось «псс-псссь-псссь».

В прошлом году у нас родился второй ребенок. Во-первых, девочка («парниковый эффект», казалось бы, не так уж страшен), во-вторых, вырос уровень дохода в связи с переездом в столицу, с переходом мужа на более хорошую работу, в-третьих, за пять лет цены на одноразовые подгузники практически не выросли относительно других вещей и продуктов питания. А еще мы жить стали отдельно и далеко от бабушек-дедушек, рассчитывать на их помощь уже не приходилось.

Относительно дочери и её чувствительной кожи забеспокоилась: ведь не так-то просто, лучше на воздухе, да и инфекция в виде мочи или кала попадает на её половые органы, порою у девочек длительное употребление подгузников провоцирует развитие вульвита, кольпита или другие инфекции. Бактерии очень хорошо чувствуют себя во влажном тепле. И еще от моего жирного молока у неё было постоянное «подпукивание», то есть она какала совсем по чуть-чуть по 10-12 раз в день. Пришлось купить марли и сделать марлевые подгузники, их меняли сразу же после неугаданных и неподловленных «пописов-покаков», а служили они нам примерно до 4,5 месяцев.

Высаживание дало прекрасные результаты: никаких опрелостей, раздражения, дерматита не стало ни у сына, ни у дочери!

Есть мамы, которые пользовались высаживанием «из-за брезгливости»: «Так неприятно отмывать закаканную попку, что легче высадить, да еще и бонусом является отсутствие кала на половых органах девочек-мальчиков», - признаются они.

    Развитие

Известно, что для того, чтобы у ребенка в будущем сформировались прочные навыки «туалетного» поведения, в его центральной нервной системе должен выработаться условный рефлекс. Раннее высаживание помогает ребенку заострить внимание на процессах мочеиспускания и дефекации. Пока ребенок не научится чувствовать и «слушать» сам факт физиологических отправлений своего организма, он никак не сможет научиться ими управлять.

Весьма важен и интересен «спинномозговой» подход. «Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга, который регулирует спинномозговые рефлексы. Травма спинного мозга может привести к повреждению нервов, позволяющих ему контролировать стул. Малыша лучше пораньше приучать к горшку, поскольку, когда ребенок своевременно овладевает «спинальными функциями», то и мозг развивается, если он это делает позднее, чем задумано природой, какие-то участки мозга не успеют развиться уже никогда, т.к. их время упущено».

Какой же возрастной период считать своевременным?

На этот счет существует много теорий, есть и те, которые обосновывают и доказывают, что и младенец в состоянии контролировать свои естественные отправления либо научиться этому. Сама же я как мама (а маме легче понять других мам) спокойно отношусь ко всяким возрастным границам приучения к горшку.

Эмоциональное и тактильное взаимодействие

Смотрите на своего ребенка, никто лучше вас его не знает и не чувствует. «Манипуляции» с ребенком не сводятся исключительно к гигиеническим процедурам, однако, как считают современные психологи, одноразовые подгузники часто нарушают нормальный режим взаимодействия крохи с матерью. Для развития ребенка немаловажную роль играет тактильное взаимодействие, прикосновения близких. Памперсы на несколько часов избавляют маму от необходимости переодевать ребенка, а, следовательно, ребенок может недополучить столь важного для его развития тактильного контакта.

Хотя бы часть времени необходимо, чтобы ребенок полежал голенький, можно сделать ему массаж. Чем больше времени малыш проводит в свободной одежде или голым (насколько позволяет тепло квартиры), тем лучше и для его развития, и для его здоровья.

Чудеса материнского понимания

Существует расхожее мнение, что высаживание - это чересчур сложно, обременительно, а успехи в этом деле достигаются путем неимоверных усилий. На самом деле, если есть желание, для начала можно просто начать, посмотреть, понять «язык жестов» своего крохи. Ведь, если и не получится, можно опять вернуться к тем же подгузникам. Но попробовать стоит!

Близкие люди, а особенно мама и малыш, являются носителями своего особого языка. Понимание младенца - это особое искусство, некоторым счастливицам оно дано словно от природы, другим приходится учиться. Это становится радостью контакта, объятий, удовлетворенности от взаимопонимания. Любовь между мамой и крохой невозможно измерить, и, конечно, она не измеряется количеством высаживаний. Но и этот путь может стать не просто применением метода, а образом жизни.

Метод раннего высаживания

В плане высаживаний лучше полагаться на интуицию и следовать природе ребенка. Как и с грудным вскармливанием по требованию, лучше начинать процесс высаживания не по часам, а по результатам наблюдения за малышом. Уловить момент, когда ребенок предположительно готов: после пробуждения, долгого «сухого» периода, после кормления, желательно попробовать и перед прогулкой.

Считается, что, если ребенок еще маленький, а тем более новорожденный, он не поймет смысла процедуры и взбунтуется. Мой опыт показывает, что малыши, напротив, высаживаются с удовольствием, улыбаются, «сделав дела». Они действительно учатся терпеть, контролировать сфинктеры, сначала под воздействием условных рефлексов, а потом сами.Даже маме сразу же трудно определить, может ли кроха «проситься».

Как он себя поведет?

Попробуйте побыть с малышом наедине несколько дней без подгузников (можно воспользоваться пеленкой поверх клеенки или одноразовой пеленкой). Если вы понаблюдаете за ребенком, то, возможно, получится определить возникшие у него физиологические потребности. Когда малыш без подгузника, то оказываются понятнее какие-то нюансы его поведения: почему он капризничает или напряженно глядит внутрь себя, отчего вертится, крякает, сопит, кряхтит, морщится…Если вам удастся зафиксировать эти «позывы» и правильно их расшифровать, то можно попробовать высадить ребенка над тазиком или над раковиной еще до того, как крошка описается.

Когда начинать?

Прежде всего, когда мама готова и чувствует в себе достаточно сил и терпения. Можно начинать с рождения. Некоторые источники считают, что лучше до шести месяцев, когда ребенок более открыт обучению. Сначала еще с сыном (а начали по «народной» свекровиной мудрости в сорок дней) - высаживала ребенка писать «по интуиции», подмечать, когда он обычно это делает. Высаживания были периодическими, обычно обязательно после сна. То есть 5 раз в день сон (к примеру) - это 5 высаживаний. Потом 4 раза сон, следовательно, 4 высаживания... Но дальше же идет схема «3 сна», «2 сна»… С переходом в шесть месяцев на трехразовый сон стала высаживать между кормлениями, наблюдать за нюансами поведения и реакцией.

Техника высаживания:

взять ребенка под коленки, расставить ножки, можно включить водичку в раковине либо сказать «пссс-пссь-пссь» или другой удобный звук (японцы говорят «щипа-щипа», англичане «wee-wee» или «pee-pee») и так далее.

Результативность

Как мы ни высаживали сына, вроде бы постоянно, но научился он сам справлять дела наравне со всеми его дворовыми сверстниками: в полтора года в дневное время, а попозже, ближе к двум годам - делать это самостоятельно и ночью. Окончательно приучился к 2,5 годам. Есть способные дети, которые, как утверждают их мамы, будучи с рождения до двух лет в подгузниках, точно так же приучаются к горшку за пару-тройку недель без особых на то усилий со стороны матери. Поэтому - еще раз! - высаживание это не приучение к горшку, это, скорее, все же метод гигиены.Впрочем, с дочерью нас ждал неожиданный и быстрый (на это и вправду не рассчитывала!) успех.

Ночное высаживание

Наблюдая за своими детьми, я проследила взаимосвязь между ночными позывами и временем года, зимой мои дети до года просыпались один-два раза, тогда как летом я за всю ночь вставала от силы один раз, либо вообще вся ночь была «сухой». Чтобы хорошо выспаться (ребенку нужна отдохнувшая мама), в течение первой зимы я периодически надевала детям памперсы на ночь. Моя дочь «сентябренок», и к весне мы уже окончательно отказались от ночных подгузников. К тому же просыпаться почти и не приходилось, высаживала на горшок в таком же полубессознательном состоянии, как и при ночном кормлении грудью.

С сыном все делалось с мыслью о том, что раньше люди жили без одноразовых подгузников; плюс несмотря на то, что он был «искусственником», высаживать его все равно удавалось без особых сложностей, хотя высаживать младенчика с грудью (к чему иногда прибегала в случае беспокойства дочери) гораздо проще.

Слинг

Еще больше открылась возможность быть ближе к ребенку и понимать детские потребности именно с приобретением слинга. Сначала-то я считала, что слинги - они больше «наоборот»: будто бы, чтобы лишний раз не пачкать их, мама будет держать ребенка в слинге обязательно в памперсе. Оказалось, что нет! Зачем, если уже сейчас видно, что ребенок начал тужиться, если можно зафиксировать телодвижения и, высадив ребенка, сберечь слинг; да и, в конце концов, слинг тоже можно постирать в стиральной машине.?Чаще всего перед «процессом» моя девочка напряженно смотрела на меня (или все же внутрь себя?). Высаживали в ванной над раковиной. Потом, в 5,5 месяцев - на горшок слегка присаживали, в 6 - сажали. Учили писать не в раковину, а на горшок - ближе к шести месяцам. А как детка стала увереннее садиться (около полугода) - чередовали прием «под ножки» с тем, чтобы сидела сама.

«Регрессы»

Такое бывает, что уже хорошо отлаженный навык порой дает неожиданный сбой. В 9 месяцев было несколько дней протеста, когда вроде бы уже все так хорошо, дочка могла спокойно сидеть на горшке, а тут вдруг упорно вставала и ее было не усадить. Что её напугало или расстроило - не помню. Горшок не убирали. Через пару дней почему-то стала садиться без капризов. В 10 месяцев стала ходить, подходить к горшку и иногда пыхтеть-крякать. В 11 месяцев - спокойно садиться на горшок, даже с удовольствием.

Обучение примером

Сын уже достаточно взрослый и ходит на «большой горшок» (унитаз), поэтому качественного примера для дочери он не представляет. В дочкиных 11 месяцев мы всей семьей ездили на море и жили у родных. С нами в одном доме жила двоюродная сестра с ребенком, который был ровно на год старше девочки. Он уже хорошо просился на горшок, умел снимать штанишки. Наша девочка это видела, и, скорее всего, была воспитана не без его примера.

Достижения

    Годик - она идет и садится, когда говорю ей: «Иди, сядь на горшок».

    13 месяцев - девочка стала сама садиться на горшок. Но порой сажаю её сама или напоминаю (закрепление успехов 11 и 12 месяцев).

    В 13,5 месяцев ночью немного сползает с кровати в сторону горшка (но это не всегда). Ночью высаживаю один раз примерно в час ночи. Практикуем совместный сон. «Аварии» случаются очень редко.

    14 месяцев - всё чаще узнаю о том, что моя девочка пописала ночью, только по лужицам… в горшке. Вероятно, нам посчастливилось с дочкой: считается, что малышей, с удовольствием встающих ночью на горшок, очень немного, ведь разбуженные дети недовольны, плачут и порой потом не могут заснуть. Дочь просыпается уже с года сама, садится сонная на кровать, слегка плача «мя-мя» или (с 13 месяцев) сама начинает спускаться вниз с кровати.

Возводить успехи отдельного ребенка в ранг закона для всех было бы, по меньшей мере, некорректно. Тем не менее, знаю лично еще нескольких мам, дети которых «благодаря высаживанию» также достаточно быстро привыкли к горшку и не разучились делать это до полутора лет (и далее).

(P.S. - сейчас Диане 1 год и 5 месяцев, и она прекрасно просится на горшок).

Общие рекомендации для высаживания младенцев (над раковиной, тазиком) и высаживания малышей на горшок:

    Оберегайте ребенка от перегрева, переохлаждения и переутомления.

    Прежде всего, лучше всего создать как можно более спокойную и приятную обстановку для высаживания.

    Да, на горшке нежелательно играть в игрушки, но перед высаживанием на горшок не следует отнимать зажатую в кулачке игрушку, вырывать ее силой: расстроенный ребенок может ассоциативно связать негативные переживания с горшком.

    В случае неуспеха необходимо сохранять в себе максимальное спокойствие. Нельзя ругать или наказывать да и попросту выказывать недовольство, если ничего «путного» не добились.

    Побольше хвалить, хвалить с младенчества, когда кажется, что ребенок не поймет, за что. С младенцем невозможно переборщить с добрыми словами, он не зазнается, мамина радость для него словно свет солнца для весеннего ростка. В любом случае, вместо гордости родители могут просто радоваться за ребенка и вместе с ним.

    Больше времени уделяйте малышу: полезны прогулки, занятия, обучение, чтение, показывать картинки сидящей на коленях деточке, с года можно попробовать рисование пальчиковыми красками. Больше тактильных взаимодействий с малышом!

    Соблюдать режим. Желательно подстроить свой режим под ребенка, особенно здорово при этом ухитриться подстроить его режим под свой. Это очень важно для высаживания, чтобы проследить за его характером и длительностью (продолжительность и частота отправлений потребностей после пробуждения или кормления).

Заключение

Решать, пользоваться методом высаживания или нет, в любом случае родителям, им смотреть, какой ребенок, как он себя ведет. Смотреть на свои возможности и силы. Знаю, что есть малыши, которым пребывание в подгузниках полезно и более приятно. Например, недоношенные дети с постоянно пониженной (но не повышенной!) температурой тела. Иногда это действительно очень важный выход из ситуации: «отказные» дети в больницах, дети в детдомах, мамы с несколькими малютками…

Мы и сами передали уже несколько пачек памперсов в больницы. Там они действительно нужнее. Для моих «беленьких», нежных и чувствительных детей высаживание стало не просто спасением, но и удовольствием. Очень буду рада, если статья пригодится будущим или недавно родившим мамам.

Сажать плодовые деревья и ягодные кустарники можно как весной, так и осенью. Посадка в разное время года имеет свои особенности. Часть деревьев сажают только весной. Часть можно посадить и весной, и осенью.

Что сажают весной

Весной сажают молодые деревья с открытой корневой системой, в частности: черешню, вишню, абрикос, сливу, облепиху, груши и яблони ранние, не зимостойких сортов. Начинать посадку нужно как можно раньше – как только земля оттаяла на нужную для подготовки посадочной ямы глубину. А еще лучше – приготовить посадочные ямы осенью, выкопать, заложить органические удобрения и засыпать снегом, хорошо его утрамбовав. Весной останется только поместить деревце в яму и засыпать плодородной почвой. При весенней посадке следует внимательно следить за тем, чтобы в земле было достаточно влаги (немного поможет сохранить влагу для корней молодого саженца натоптанный в яму снег). Позже середины апреля сажать весенние саженцы не рекомендуется. Они к этому времени уже могут тронуться в рост и при посадке повредятся почки. Такое деревце будет плохо приживаться.

Что сажают весной и осенью

Сорта зимостойкие, поздние можно сажать весной и осенью. Осень даже предпочтительнеt для зимостойкой груши и яблони, для смородины, крыжовника, малины. Ямы тоже стоит готовить заранее, заправлять удобрениями и поливать. А посадку осенью необходимо осуществлять, когда закончится листопад, но за месяц до того, как начнутся заморозки. В середине октября желательно завершить все осенние посадочные работы.

Что сажают весной, летом и осенью

В питомнике можно приобрести плодовые саженцы с закрытой корневой системой. Это очень удобно, поскольку защищенный земляной ком меньше повреждается при транспортировке и посадке, и приживаемость таких саженцев повышается. С такими саженцами можно в оговоренные сроки не укладываться и сажать их с апреля по ноябрь весь вегетационный период. На саженцах с земляным комом, как правило, есть листья, и могут быть даже цветки. Крону посаженного таким образом деревца необходимо в течение трех недель притенять от солнца, особенно, если посадка осуществляется летом. Если сажают такие саженцы весной, необходимо их поливать и в первый месяц контролировать влажность почвы в приствольном круге.

Если осенью вы хотели посадить сад, приобрели или выкопали саженцы, но посадку провести не успели, можно их прикопать на высоком месте участка, вырыв канавку, а зимой засыпав ее снегом.