Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Когда начинать учить ребенка есть ложкой самостоятельно. Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Когда начинать учить ребенка есть ложкой самостоятельно. Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Каждому навыку – своё время. Относится это правило и к пользованию столовыми приборами. И хотя родителям хочется поскорее привить малышу навыки самообслуживания, нужно прежде узнать, когда и как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Когда возникнет этот навык, будет зависеть от мамы с папой. Чем больше со стороны взрослых опеки, тем позже это умение появится в арсенале ребёнка. И напротив, кроха, чью самостоятельность всячески приветствуют, быстрее начнёт орудовать столовыми приборами.

Научить ребенка пользоваться ложкой не всегда удаётся без различных осечек. Маме нужно набраться терпения, поскольку приёмы пищи станут более продолжительными, а сам процесс привития навыка займёт не одну неделю.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преходящи, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Важно понимать, что точные сроки, когда ребенок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.

Конечно, имеются усреднённые данные, что в годик ребенок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8-10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребенок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребенку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им не интересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Чтобы научить ребенка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов.

  • Самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов.
  • Не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду.
  • Поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать.
  • В продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками, считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Приучать ребенка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.

Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.

Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой. Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.

Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку.

Если правильно подловить момент, то можно с определённой уверенностью утверждать, что уже в 18-20 месяцев ребёнок сможет сам съесть негустой творог, кашку и даже суп.

Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.

Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.

Как научить ребенка кушать ложкой?

Малыш не может существовать изолированно и одновременно учиться различным полезным навыкам. Задача родителей – демонстрировать действия с предметами, желательно последовательно и поэтапно.

В случае с приучением ребёнка к ложке также есть определённая последовательность действий, которая включает несколько важных шагов.

  1. Постелите на пол возле детского стула клеёнку. Столешницу также лучше чем-нибудь прикрыть.
  2. Следующий пункт: поставьте на стол тарелку с присоской, положите в блюдо кашу или пюре.
  3. Ребёнку следует надеть чепчик, чтобы потом дополнительно не мыть ему голову, и повяжите нагрудник.
  4. Сядьте перед своим чадом, зачерпните ложечкой немного еды из его чашки. Проглотите кашу и не забудьте похвалить себя и вкусное блюдо.
  5. Затем отдайте столовую принадлежность крохе. Если у него не получается держать её в кулачке, вам нужно зажать своей рукой ложечку в детской ладони и зачерпывать таким образом кашу из чашки.
  6. Если ребёнок сам ест, но не всегда доносит ложку до рта, придерживать детскую руку не нужно. Пусть учится справляться с трудностями своими силами.
  7. Когда малыш устанет кушать столовой принадлежностью и отложит её в сторону, докормите его, обязательно похвалив за проявленную самостоятельность.

Несмотря на защитный передник, ребёнок может испачкаться практически с головы до ног. Вот почему опытные мамы рекомендуют по возможности выбирать лето в качестве лучшего периода для приучения. В этот сезон малыша можно раздеть до плавок, а потом помыть.

Научить ребенка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь.

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребенка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребенка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.

Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Этикет для малыша

Для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту, продукт, будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве.

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки . Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками , включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом . Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.

Овладение ребенком искусства самостоятельной еды иногда бывает сложным и требует от взрослых терпения и доброжелательного отношения.

На 7-8 месяце жизни малыш начинает живо интересоваться тем, что находится в тарелке, кладет на нее руку, пытается схватить ложку, которой его кормят. Таким способом кроха сигнализирует о желании научиться есть самому. Это важный момент в развитии ребенка, и нельзя его упускать. Поощряйте подобные стремления и давайте чаду возможность делать попытки есть своими силами – удовлетворение потребностей малыша стимулирует его развитие.

Освоение навыков самостоятельной еды не дается легко, да и взрослым понадобится недюжинный запас терпения: крики и попытки «подкупа» ничему научить не смогут, а лишь навредят. Вот несколько советов.

Приятная атмосфера

Позаботьтесь о том, чтобы во время еды царила комфортная атмосфера. Питание у ребенка должно ассоциироваться с удовольствием.

Важно, когда это возможно, садиться за стол всей семьей: такие моменты с точки зрения развития малыша просто бесценны.

Скука – это враг

Полугодовалый малыш не любит скучать. Даже когда он ест, ручки должны быть чем-то заняты. Не отбирайте у ребенка игрушек во время кормления – это может быть воспринято как наказание, ассоциируемое с едой.

Не заставляйте годовалого малыша сидеть за столом долго: это выше его сил, тем более что вокруг так много интересного! Пусть ваш непоседа поест быстро, на скорую руку. Но помните о важности территориальных границ: не позволяйте ребенку ходить с едой по всему дому, научите его есть только на кухне.

Купите простые столовые приборы

Если вы хотите научить ребенка правильно пользоваться ложкой, которая должна быть похожа на взрослую, только меньше размером. Хорошо, если первые чайные ложки будут изготовлены из мягкого пластика.

Не покупайте изделия причудливых форм или с ручкой, расположенной под большим углом к основанию. Это, возможно, и облегчает кормление, но не способствует нормальному развитию челюсти и мышц рта.

Прикорм – только ложкой

Супы, или десерт давайте исключительно с ложечки. Рефлекс жевания и глотания пищи развивается около 6 месяца жизни. Не использовать этот момент оправданно, только если ввод в рацион твердой пищи в рацион грудничка по каким-то причинам отложил ваш педиатр.

Кормить из бутылочки удобно, но не поддавайтесь искушению давать ребенку через соску что-то еще, кроме молока. Кормление ложкой научит его брать пищу губами, поможет быстро освоить правильные движения нижней челюсти, а это необходимые для самостоятельного питания навыки.

Чайную ложку кладите в ротик малыша в горизонтальном положении и таким же образом доставайте. Этот способ кормления заставляет принудительно закрывать рот, чтобы ухватить пищу – так развиваются и укрепляются мышцы губ, что предотвращает слюнотечение.

Частое и плавное открывание/закрывание детского ротика способствует правильному развитию речи и необходимо для произношения некоторых звуков.

Кормление в две руки

Дайте ребенку в руки ложку и положите еду сразу в две тарелки: с одной позвольте малышу есть самому, с другой кормить его будете вы.

Также можете попросить, чтобы кроха попытался накормить вас. Если он еще не умеет набирать еду, дайте ему в руки уже наполненную ложку. Хвалите каждую успешную попытку, на неудачи не обращайте внимание.

Без принуждения и перекармливания


Не засовывайте ложку в рот ребенку силой. Если первая попытка введения новой еды не удалась, подождите несколько дней, прежде чем попробовать снова. Помните: если кроха раз за разом отказывается от какой-то пищи, возможно, она ему вредна. Или пища просто категорически не нравится. Ведь родителям приходятся по вкусу тоже далеко не все блюда.

Не заставляйте малыша есть больше, чем он может и хочет, не воюйте с ним за каждый глоточек и кусочек – это только повредит. Здоровый ребенок знает, когда голоден или хочет пить. Принуждение – это первый шаг на пути превращения крохи в маленького «нехочуху».

Когда новорожденный находится на грудном вскармливании, ему разрешают есть столько, сколько хочется. Этот же принцип следует использовать и при введении в рацион новых продуктов, и позже – когда вы стараетесь научить маленького ребенка самостоятельному кормлению.

Ребенок имеет право испачкаться

Не запрещайте ему развлекаться с едой. Познание мира происходит через разнообразные ощущения. Примерно с 8-9 месяцев малыш обычно проявляет желание и сам делает попытки ручкой положить себе пищу в рот – позвольте ему это.

Если чадо не хочет надевать нагрудник, просто переоденьте его на время еды в одежду похуже. Будьте терпеливыми и понимающими, не кричите и не оскорбляйте. Запачканный костюмчик, стол и пол – все это выстирается и вытрется, а вот след от негативных эмоций в душе маленького человечка останется.

Познакомьте малыша с непроливайкой

Уже на седьмом месяце вы можете научить ребенка пить из кружки-непроливайки. Если вы кормите грудью, не давайте дополнительную жидкость из бутылки с соской – поите сразу из непроливайки. Так, шаг за шагом вы научите малыша пить из обычной чашки. И обязательно покажите на собственном примере, как это делается.

Доктор Комаровский считает, что проблемы, возникающие в процессе приучения ребенка к самостоятельному кормлению, могут быть связаны с отсутствием четких правил. Бывают случаи, когда малыш и в 2, и в 3 года отказывается держать в руках ложку и ждет, когда его накормят.


Маме нужно установить четкие границы (кто и в какое время участвует в кормлении) и дождаться момента, когда кроха действительно проголодается. Чувство детского голода, по мнению Комаровского, решает многие проблемы, в том числе – проблему избирательного аппетита.

Умение правильно пользоваться ложкой и пить из чашки — очень важные и полезные навыки на пути к самостоятельности и самообслуживанию. Рано или поздно ребенок обязательно этому научится, но прививать интерес к самостоятельному приему пищи и учить ребенка нужно своевременно, ненавязчиво и постепенно. Раз уж Вы читаете статью, значит Вам интересно как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Не согласна с теми, кто говорит, что надо научить ребенка кушать самостоятельно как можно раньше, потом будет поздно и гораздо сложнее. Что значит поздно? Не видела ни одного здорового взрослого человека, которого мама до сих пор кормит из ложечки (то же самое касается и приучения к горшку). Это навязанные обществом стереотипы, которым стараются следовать большинство родителей. Да, ребенка к садику желательно научить пользоваться ложкой, чашкой и еще некоторым навыкам самообслуживания, но только если он не против обучаться. А если такого желания нет, то всему научится в садике, ровесники — вот самый лучший пример для подражания.

Ребенок — это личность, он развивается согласно индивидуальному графику. Не ест он ложкой в 1,5 — 2 года, значит еще не созрел. Возможно, Вы сами некогда перебили ему желание или же не даете ему научиться, не желая жертвовать чистотой на кухне. Всему есть место быть.



Во время введения прикорма (« «) даже не надейтесь на то, что малыш начнет выхватывать ложку и с аппетитом наворачивать безвкусные овощные пюре. В этом возрасте у детей еще совсем несовершенна координация и четкость движений, хотя махнуть ладошкой по ложке с пюре порой точно получается.

С 6-7 месяцев ребенок в состоянии захватить кусочек яблока, банана, печенье и направить его в рот. Чтобы вдруг малыш не подавился кусочком, советую приобрести ниблер — аксессуар для кормления, который состоит из сеточки (тканевой или силиконовой) и ручки, удобной для захвата маленькими пальчиками.

Когда ребенок будет уверенно сидеть, интерес к пище возрастет. Он будет пытаться хватать еду руками и совать ее в рот, не откажется помахать или постучать предложенной Вами ложкой, все это нормально и идет своим чередом. Не нужно малыша ругать за разбрызганную по стенам кашу, он еще не совсем понимает зачем ему дали ложку.

Если на этом этапе перебить желание кушать самостоятельно (ругать ребенка, забирать ложку, кормить только самой), то оно вернется нескоро. Но не расстраивайтесь, оно вернется обязательно как минимум к расцвету периода «я сам».

Процесс обучения малыша самостоятельному приему пищи нагляднее разбить по пунктам:

  1. Обязательно давать ребенку ложку во время употребления пищи (в возрасте не ранее 6 месяцев).
  2. Первые попытки зачерпнуть пищу ложкой поощряйте, а не наказывайте. Консистенция еды должна быть густой (молочные каши, нежидкое пюре, творог, мясные пюре).
  3. Сразу акцентируйте внимание на правильном приеме пищи: только на кухне, только в стульчике для кормления или за столом, без мультиков, игрушек и прочих развлечений. Идеальный вариант — кормление ребенка во время обеда / ужина всей семьи. Ребенок как губка впитывает все, что делают родители, и пытается повторить, поэтому процесс осваивания ложки во время семейных трапез будет гораздо успешнее.
  4. Никогда не торопите ребенка! Не хочет есть сам — не заставляйте; ест медленно — не торопите, он сам со временем научится есть быстрее.
  5. Попробуйте заинтересовать ребенка блюдом, украшенным в виде мультяшки. Вряд ли оно оставит его равнодушным.
  6. Обучайте, играя. Использование лопатки в песочнице аналогично использованию ложки на кухне. Пересыпая песок из лопатки в ямку или ведерко, ребенок развивает координацию.

Ребенок не хочет кушать ложкой — не вешай нос!



Каждой маме хочется похвастаться достижениями ребенка, но не всегда надежды оправдываются, даже если прочитана огромная куча литературы на тему как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Посмотрите внимательно на своего малыша со стороны: да, он не умеет есть ложкой самостоятельно в 1,5 — 2 или даже в 3 года, при этом ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастом А ложка… Ох уж эта ложка… Да научится! Посмотрите перечень умелок ребенка в 1 год (« «) и в 2 года (« «). Малыш освоил больше половины навыков? Если да, не стоит переживать и искать пищу для размышлений. Это весь список навыков, но не обязательно все по списку ребенок должен уметь делать. В конце концов, ему что-то может быть совсем не интересно.

Скорее всего Вы сами отбили ребенку желание учиться есть самостоятельно, но кусать локти не стоит, нужно исправлять ситуацию. Как? Всегда давайте ребенку ложку, ешьте при нем, можно привлечь в семейный обед плюшевого мишку, который с помощью маминой руки будет сам кушать или восхищаться умением ребенка орудовать ложкой.

Моему сыну сейчас 2 года и 5 месяцев, мы еще на пути к самостоятельному принятию пищи, но меня это нисколько не смущает. Да, я не буду лукавить, мне было гораздо проще накормить ребенка самой, а не отмывать потом всю кухню. И что-то это затянулось. Теперь ребенок уже наглеет и частенько протягивает мне ложку со словами «Мама, коми» (Мама, корми). Но он умеет пользоваться ложкой, он может сам поесть, хоть и немного, но исключительно густую пищу. Жидкую пищу кушать получается, однако не столь аккуратно, но это вопрос времени.

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.



В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме

Не жует

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!



Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.



На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.



Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.



Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.





Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.



Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.



  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Дочери 9 месяцев, на ночь мы кушаем кашу, НО из бутылочки (делаю жидкую). Есть из ложки она умеет (ест творог, пюре). Все дело в самом процессе, т.к. ест дочь кашу уже лежа в кроватке, а съев поворачивается на бок и засыпает. И сытно, и быстро, и всем удобно. Но везде пишут (и в Вашей книге также), что есть надо кашу с ложки. И сегодня мы были у нашего педиатра и она нас даже ругала за это, сказала, что все НОРМАЛЬНЫЕ люди едят кашу утром и еда каши из ЛОЖКИ является ОСНОВОЙ ПЕДИАТРИИ. И. похвалив нас за наше хорошее развитие, в след еще раз обозначила про ЛОЖКУ и УТРО! Женщина она очень хорошая и с большим опытом работы, но т.к. она нам рекомендовала соки с трех мес., то я не могу ей доверять. Разъяснений, почему именно так надо делать, я не добилась.. Но я как-то вся нервничаю по этому поводу. Почему надо обязательно есть прикорм с ложки? Может тогда давать кашу раньше, а для засыпания смесь перед сном?

Отвечает Комаровский Е. О.

В процессе ухода за детьми все время всплывает такое понятие, как "атрибуты взрослости", т.е. определенные действия или навыки ребенка, увидев которые, мы чувствуем себя полноценными родителями и в очередной раз лелеем в себе уверенность, что наше дите не хуже других. Когда мы видим, как ребенок садится, как у него появляются зубы, как он начинает ходить, говорить, мы понимаем, что он взрослеет, становится таким, как все. Одним из явных признаков приобщения к взрослости является еда из ложки - сначала, когда мама кормит, потом, когда ребенок начинает есть самостоятельно. Неудивительно, что этому вопросу уделяется огромное внимание, и многие мамы с малолетства пытаются кормить детей из ложки, нервничая по поводу того, что трехмесячный ребенок плохо умеет это делать. Вот поэтому абсолютно все педиатры, пишущие книги об уходе за ребенком, подчеркивают, что прикорм желательно есть с ложки, - таким образом мы не столько помогаем ребенку, сколько помогаем маме поставить галочку на своей совести: дескать, наш такой же, как все. Опять-таки, умение открывать рот и правильно реагировать на ложку - очень удобный показатель нормального нервно-психического развития. Надеюсь, вы уже поняли, что еда из ложки является не основой педиатрии, а основой психотерапии родственников ребенка. В вашей ситуации ничего нестандартного нет. Описанный режим еды удобен абсолютно для всех, поэтому вы можете продолжать так питаться сколько угодно. Я уверен, что когда ребенку захочется есть только из ложки, тем более самостоятельно, он этому легко научится.