Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Карточки основных цветов и их оттенков, примеры игр с ними

Карточки основных цветов и их оттенков, примеры игр с ними

Карточки основных цветов.

Электронная версия - 24 листа для печати на формате А4.

Бумажная версия - 24 листа

Как известно, если зрительный аппарат ребенка не развивать, то он так и останется на детском уровне восприятия. Во взрослом возрасте развивать любые области, в том числе и зрительный аппарат намного труднее.

Интересно, а сколько цветов может распознать человеческий глаз?

С давних времен ученые определяли количество распознаваемых человеком цветов и оттенков по-разному. Сейчас они сходятся во мнении, что существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человеческий глаз в обычных условиях может различать порядка 100 оттенков по цветовому фону. Способность распознавать большее количество цветов можно натренировать. Художники, декораторы, дизайнеры и люди схожих профессий могут различать около 150 цветов по цветовым тонам, порядка 25 по насыщенности и до 64 по уровню света.

Развивать эти способности помогут гармоничная обстановка окружающего пространства, красота природы, занятия живописью, созерцание произведений искусства, ну и, конечно же, игры на изучение цветов и их оттенков.

Предлагаем Вашему вниманию карточки - основные цвета и их оттенки в градации от темного к светлому, которые можно скачать ниже. Карточки без названий цветов.

Распечатать их лучше на фотобумаге (матовая, глянцевая на ваш выбор).

У каждой карточки есть дубликат - это необходимо для реализации игр на цветовосприятие, описанных в данной статье.

Использовать карточки можно для изучения основных цветов: черный, белый, серый, фиолетовый, синий, зеленый, оранжевый, желтый, коричневый и красный. А также для изучения градации их оттенков от темного к светлому.

Игра подходит детям от 1 года.

Примеры игр с карточками цветов и их оттенков.

1.Изучение основных цветов.

Начните изучение, предлагая ребенку карточки с двумя цветами.

Например, мы показываем малышу 2 карточки - красный и зеленый. Возьмите карточку зеленого цвета и, показывая ребенку, скажите: «Это зеленый». Затем возьмите карточку красного цвета, говоря: «А это красный».

Положите обе карточки снова перед малышом и спросите у него: «Покажи зеленый», а затем «Дай мне красный».

Обязательно закрепляйте названия цветов в повседневности - дома, на прогулке, - просите ребенка показать красные, зеленые предметы. Или сами, указывая на предмет, спросите: «Какого он цвета?».

Главное и очень важное - не ругать и не злиться на ребенка, если он путает или не хочет называть цвета. Не сразу, но обязательно это произойдет, когда ребенок порадует вас своими знаниями. За каждый правильный ответ, пусть даже на ваш взгляд элементарный, хвалите, целуйте и обнимайте Вашего любимого малыша.

2. Находим пары одинаковых цветовых карточек.

Эта игра не только на развитие цветовосприятия, она развивает и мышление Вашего малыша. Положите перед ребенком 2 из 3 контрастных цвета (зеленый, синий, красный). Каждому цвету положите пару. Все карточки беспорядочно разложите на столе. Укажите ребенку на один из цветов и попросите найти такой же среди других.

Также можно поступать и с карточками оттенков. Причем вначале лучше использовать оттенки разных цветов, а затем несколько оттенков одного цвета.

3. Раскладываем карточки по группам.

Положите перед ребенком 2 контрастных цвета и их оттенки (например, желтый и синий), смешиваем и предлагаем разложить по группам.

Затем тоже самое проделайте с цветами групп более близких друг другу, например, красный и оранжевый, синий и фиолетовый и т.п.

Используя эту игру можно попробовать поиграть всей семьей или между несколькими детьми. Раскладывается столько цветовых групп, сколько участников. Каждому участнику определяют свой цвет. Все цвета смешивают и каждый участник из кучи выбирает свой цвет, располагая его оттенки по градации в линию.

4. Развитие фотографической памяти на цвета.

Перед ребенком раскладывают несколько карточек с цветами и оттенками. Сначала используют контрастные цвета, затем близкие.

Покажите ребенку цветовую карточку (лучше 5-10 сек). Пусть он найдет такую же среди карточек на столе.

5. Раскладываем цвета и их оттенки по градации от темного к светлому и наоборот.

Чтобы научить ребенка раскладывать карточки цветов и оттенков по градации правильно, можно использовать 2 способа:

Положите перед ребенком образец. На листе нарисован основной цвет и градация его оттенков. Малыш раскладывает карточки по образцу.

По методу «пирамидки». Разложите перед ребенком карточки одной цветовой группы. Предложите найти самый темный цвети отложите карточку. Затем из оставшихся ребенок снова пусть выберет самый темный и снова отложите карточку рядом с первой выбранной. Таким образом поступайте так и с остальными карточками.

Когда все карточки правильно разложены (неважно каким способом), обязательно рассмотрите с ребенком градацию цветовых карточек: сначала самый темный цвет, потом светлее, потом еще светлее и т.д. до самого светлого. Проведите рукой как бы линию под карточками и скажите малышу, что так выглядит последовательность карточек от темного цвета к светлому.

Аналогично обучайте и раскладыванию карточек в градации от светлого к темному.

6. «Разноцветные кроватки»

Для этой игры, кроме карточек с основными цветами и их оттенками, нам понадобятся еще различные бумажные зверушки, куколки и т.п. , в общем тех, кого можно «уложить спать».

Изображения со зверюшками можно вырезать из журналов, газет.

Возьмите один набор карточек одной цветовой группы, положите их перед ребенком и сообщите, что это будут кроватки для зверюшек, так как они очень устали и хотят спать. Уложите вместе с ребенком на каждую из кроваток по зверюшке. После этого дайте ребенку еще один набор карточек -дубликат и сообщите, что это будут одеяла. Зверюшкам холодно спать, поэтому нужно их укрыть одеялами, но так, чтобы цвет «кроватки» совпал с цветом «одеяла». Пусть малыш подберет «одеяло» к каждой «кроватке». Если цвет не совпадает, скажите, что этому зверюшке неуютно спать, он просит заменить одеяло.

Если ребенок хочет еще поукладывать зверюшек, дайте ему и другие цветовые наборы. Но обязательно, не выдавайте дубликат, пока малыш не разложит зверюшек, иначе оба цветовых набора могут перемешаться, что затруднит ребенка дополнительно.

Пойте песенки зверюшкам, чтобы лучше заснули. Некоторые пусть встают с постели раньше других - выспались или захотели на горшок.

Кроватки можно предложить ребенку разложить не хаотично, а по градации их оттенков. Аргументировать можно это тем, что цветовые кроватки должны располагаться именно в таком порядке, иначе зверюшки не пойдут спать.

Скачивайте, играйте, делитесь с нами Вашими выдумками-играми с цветовыми картами.

Конвертики для хранения карточек.

Для удобного хранения карточек в файл добавлены шаблоны для изготовения конвертиков для каждой цветовой группы.


Особенности бумажной версии

18 листов форматом А4 с карточками цветов и их оттенков, распечатанных на матовой фотобумаге 190 г/куб.м.

6 листов форматом А4, распечатанных на бумаге премиального качества плотностью 170 г/куб.м

Некоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.

Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.

Изучаем цвета | Готовность к изучению


Икеевская пластиковая посуда хорошо сочетается с кубиками из губки для мытья посуды

Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.

Варианты предметов для сортировки:

  • кубики;
  • детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
  • пуговицы;
  • цветная пластиковая посуда;
  • поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз намочить и высушить).

Изучаем цвета | План «цветного» дня


После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.

План дня по изучению красного цвета:

1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета.
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем и .
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета.
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины.
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов.

Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.


Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:

  • Красный — ягоды, помидоры, паприка;
  • Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
  • Фиолетовый — виноград, черника;
  • Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
  • Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
  • Белый — рис, творог, молоко.

Изучаем цвета | Рисование и лепка


Ближе к двум годам перемешивание теста для лепки и красителя можно выполнять совместно с малышом. При этом, разумеется, надо быть готовыми помыть испачканные ручки

Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:



Изучаем цвета | Цветное лото


Вариантов лото может быть множество. один из наших вариантов. Правила игры:

  • Раскладываем карточки с животными перед малышом;
  • Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.

Изучаем цвета | Книжки о цветах

Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала

Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:

Энциклопедия о цветах «Разноцветный мир» из серии шикарных энциклопедий «Зачем? Отчего? Почему?» (Лабиринт , Озон , My-Shop).Энциклопедии этой серии широко известны. Удобный формат (картонка на пружинке), окошечки и приятные иллюстрации покоряют всех без исключения. «Мои первые слова. Играем и учим цвета» Брукс Фелисити издательства Клевер Медиа Групп (Лабиринт , Озон , My-Shop).Также существует редакция этой книги для изучения английского языка (Лабиринт , Озон , My-Shop)Одна из самых шикарных книжек о цветах. В ней есть все что любят малыши — забавные зверушки (мартышки), интересные задания и окошки! Элмер Дэвида Макки издательства Самокат (Лабиринт , Озон , My-Shop)Забавная история про цветного слона, который захотел стать серым как все. Интересно, чем всё закончилось!

«Учим цвета и числа» Клевер Медиа Групп (Лабиринт , Озон , My-Shop)

На каждой странице этой книги коллаж из фото предметов определенного цвета. Большеформатная бессюжетная книжка-гляделка идеально подойдет для самых маленьких.

«Учим цвета и счет» издательства Манн, Иванов и Фербер (Лабиринт , Озон , My-Shop)Эта еще одна книга, содержащая коллажи предметов одного цвета. В коллажах участвуют не фото, а рисунки.
«Разноцветные слоны» Питто Франческо (Лабиринт , Озон , My-Shop)44 страницы слонов всевозможных цветов! Особо интересны развороты, содержащие цветную полупрозрачную пленку для «смешивания» цветов. Закрыв красного слона пленкой получаем апельсинового, а синий слон с пленкой становится зеленым! «Что бывает синим» из серии Чудесные наклейки издательства Мозаика-Синтез (Лабиринт , Озон , My-Shop)Книжки этой серии содержат интересные задания и милые наклейки. Единственный минус — одноразовость наклеек. Более подробное описание с фоторазворотов читайте в

Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов

Изучаем цвета | мой подход

Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось 🙂 . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.

После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)

В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.

В завершение

Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

Интересных открытий вашим малышам!

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на
или присоединяйтесь к группе

Цвета и оттенки.

Как вы думаете, сколько оттенков цвета различает глаз человека?

Окончательного ответа на этот вопрос нет, т.к. у каждого это индивидуально, но есть данные, что натренированный глаз при дневном освещении способен различать до 180 цветовых тонов и до 10 градаций насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Зрительный аппарат ребёнка ещё не достаточно сформирован, и если его не развивать, то восприятие цвета может надолго оставаться на детском уровне. А развить его помогут гармоничная обстановка окружающего пространства, красота природы, занятия живописью, созерцание произведений искусства...

В центрах Монтессори для воспитания хроматического чувства применяют цветовые таблички. Мария Монтессори делала их из разноцветных ниток, можно сделать их из деревянных дощечек и покрасить, а градации цвета получить с помощью добавления белой краски в разных отношениях.

На сайте Вы найдёте цветовые таблички в электонном виде, которые можно распечатать и заламинировать. Всего десять цветов, у каждого цвета – семь оттенков.
Для карточек использованы такие цвета: чёрный, белый, серый, фиолетовый, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный и коричневый.

Всего получается 56 оттенков разных цветов + белый, у каждой карточки есть дубликат. Всего 114 табличек.

Ахроматические цвета (нейтральные) - белый, чёрный и серый

Белый цвет получается в результате оптического смешения всех цветов спектра. Так, при помощи лупы можно разложить луч белого света на семь цветов радуги.

Чёрный - противоположность белого - полное отсутствие света. Получается в результате механического смешения всех цветов. В природе чёрный цвет встречается в виде углерода(сажи, древесного угля, графита)

Хроматические- фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый.

Самая первая презентация - трёхступенчатый урок.

1) Например, мы показываем ребёнку два цвета синий и красный, берём в руки карточку синего цвета и говорим: «Это синий». Затем берём карточку красного цвета и говорим: «А это – красный.» Выкладываем обе карточки на стол перед ребёнком.

2) Закрепляем полученное знание действием, говорим ребёнку: « Покажи красный!» , а затем «Дай мне синий!»

3) В ходе урока ребёнок запоминает названия цветов, поэтому далее мы спрашиваем, показывая на предмет: «Какой он?» и он должен ответить: «Красный!»

Упражнение 1. Берём три контрастных цвета попарно - это могут быть 2 синих, 2 жёлтых, 2 красных. Кладём их на стол перед ребёнком, показываем один из цветов и просим его найти такой же среди других, разбросанных беспорядочно на столе.

Мы побуждаем ребёнка располагать таблички в два столбца, пока не получится все восемь цветов или 16 табличек.Когда показаны самые яркие цвета переходим к самым светлым оттенкам, потом показываем две-три карточки одного цвета, но различных оттенков и учим располагать их в порядке постепенного перехода. И наконец, выкладываем все 7 оттенков каждого цвета.

Упражнение 2. Берём два контрастных цвета и все их оттенки (напр. красный и зелёный), смешиваем и предлагаем ребёнку расположить цвета по группам – семь оттенков в каждом ряду. Затем показываем группы более близких друг к другу цветов, напр. красный и оранжевый, синий и фиолетовый и т.п.)

Так, в одном из детских центров педагог выкладывает столько цветовых групп, сколько детей участвует в этом занятии. Каждому ребёнку определяют свой цвет, затем все цвета перемешиваются и каждый ребёнок выбирает из этой кучи свой цвет, располагая его оттенки по градациям в длинную ленту.

Упражнение 3. Развитие памяти на цвета. Ребёнку показывают цветовую карточку и дают ему хорошенько запомнить её, затем он идёт к столику с таким же набором цветов и выбирает из кучи самый близкий оттенок. Затем сравнивает с первой карточкой.

Для занятий надо подготовить карточки или таблички разных цветов. Вы можете скачать их на сайте в формате PDF, распечатать и заламинировать для прочности.

Перед распечаткой всей серии сделайте тестовый отпечаток, чтобы проверить возможности печатающего устройства на передачу цветовых оттенков.

Нам с Ксенией очень нравятся многофункциональные игрушки, из которых можно придумывать разные игры. Вот недавно я нашла идею большого комплекта карточек для изучения цветов. После чего мы с Костей разработали собственный вариант.

| pdf формат

Весь комплект

Эта игра является прекрасным Монтессори-материалом, поскольку она дает возможность ребенку самостоятельно осваивать её в разных вариациях. Также комплект можно использовать для классических занятий с малышами.

Вариации использования карточек для изучения цветов:

1. Найди одинаковые предметы разных цветов. Например, 8 сумок: все цвета радуги + черный.


Карточки с предметами (8 цветов)

2. Собери все карточки одного цвета: 10 карточек с предметами + карточка с квадратиком этого цвета.


Карточки с предметами одного цвета

3. Найди все карточки с цветами, сложи их по порядку, как в радуге.


Карточки с цветами

5. Посмотри-покажи-назови. У нас этот вариант самый популярный, поскольку дочка научилась неплохо говорить и сейчас получает огромное удовольствие от проговаривания слов.

6. Помимо всех карточек с предметами и цветами, в наборе есть 2 карточки: коричневая и розовая. Используя все карточки с квадратиками цвета, можно играть, подбирая предметы под цвет карточек.

Скачайте комплект к себе на компьютер, распечатайте на цветном принтере и заламинируйте. Потом садитесь за хороший фильм и вырезайте. Надеюсь, что Ваш деть скажет Вам за долгую работу “спасибо” ;)

Мой сказал и положил комплект карточек в свою сумку, ходит с ней и всем показывает по карточке. Мы ей в ответ называем предмет и его цвет. Вот так между делом тоже учимся.

Желаем Вам вместе с ребенком увидеть настоящую радугу!