Меню
Бесплатно
Главная  /  Общие навыки  /  Оренбургский пуховый платок: народный промысел. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки Оренбургский пуховый платок из какой шерсти

Оренбургский пуховый платок: народный промысел. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки Оренбургский пуховый платок из какой шерсти

Содержимое

Благодаря своим уникальным качествам и характеристикам, оренбургский платок стал пользоваться высокой популярностью. Свойство этого пуха знают не только русские люди. Весь мир наслышан о том, что такое оренбургский платок. Пух является результатом чисто народного промысла. В мире нет такого, даже приблизительного производства, которое создает что-то подобное.

По истории, для создания оренбургского платка используется исключительно местный козий пух. Его уникальность заключается в том, что он самый тонкий во всем мире.

Именно эти особенности и позволяют получить легкое, как облако, изделие, но при этом, очень теплое. Кроме того, такой пух можно получить с козы, которую выращивают именно в Оренбургской области. Секрет истории в том, что животное находится в определенных климатических условиях. То же самое можно сказать и про рацион. Поэтому и пух получается уникальным.

В Оренбургской области такой холодный климат, что козам приходится приживаться к этим условиям. Приспосабливаться и вырабатывать теплый, но легкий пух.

История рассказывает, когда-то французы решили и у себя развести эту породу животных. Но все действия увенчались прахом. Дело в том, что после закупки целой партии коз, оказавшись в пределах теплого климата, они стали давать толстый пух. В отличие от оренбургского сырья такой пух не обладал отличительными особенностями и уникальностью.

История зарождения

По истории в 1766 году люди узнали от географа и краеведа Петра Рычкова, что есть такие козы в Оренбургской области. Они дают тонкий, но очень теплый пух. Из которого можно создавать пуховые изделия. Он даже сумел расписать технологию производства платков и получения пуха. На самом деле, местные жители, уже давно занимались этим ремеслом, как сказано в истории, это было их традиционное занятие.

Спрос на пуховые оренбургские платки увеличился после того, как про них узнали в больших городах. Таким образом, экономическое положение в этой области стало улучшаться. Ведь изготовление и продажа пуховых платков приносили хорошую прибыль жителям этого района. Они стали прилично зарабатывать. Но высшее признание к оренбургскому платку пришло в 19 веке. По всему миру стали узнавать про это оригинальное и уникальное изделие. Париж, а затем Лондон. Европейские компании стали закупать большими партиями козий пух в России. А в Англии даже наладили производство не натуральных изделий из пуха. При этом, никто не скрывал, что это была подделка.

После того, как развалился Советский Союз, европейцы перестали закупать оренбургские изделия из козьего пуха, согласно истории. Производство не стало, но поставки за границу остановились. На смену этим уникальным изделиям пришел кашмирский пух. Но его качества не были такими уникальными, по сравнению с оренбургским платком. И сегодня мастера продолжают историю, и создают пуховые изделия из оренбургской пряжи. Но есть некоторые особенности этого процесса. Во-первых, козий пух не может использоваться на машинке для вязания. Он теряет все свои уникальные качества, перестает быть мягким, снижаются его характеристики. Именно потому, что все изделия создаются руками настоящих мастеров, оренбургские платки имеют большой спрос. Конечно, исходя из этого и стоимость платка из козьего пуха выше. Вы тоже можете присоединиться к настоящим мастерам, и самостоятельно.

Истоки возникновения

В народе существует несколько историй, согласно которым оренбургский пуховой платок появился на свет.

  1. В свое время народ под названием «Чабаны» занимался разведением коз. Но они не ради пуха занимались этим, чтобы получать молоко, мясо и шерсть. Животные были настолько грязными, что казаки, как переселенцы предложили свою помощь. А именно, вычесывать коз. Когда чабаны поняли в чем секрет, они сами стали вычесывать коз и обменивать пух на продукты, деньги. А казаки стали разводить своих коз.
  2. Согласно второй истории скотоводы сами догадались использовать козий пух для изготовления одежды. Сперва казаки не могли понять, как в сильный мороз они могли ходить, при этом, одетые очень легко. Но потом присмотрелись и поняли, что их согревают шарфы и телогрейки из козьего пуха, которые надеты под верхнюю одежду. Эти вещи выполняли только одну важную функцию - они сохраняли тепло своего обладателя, в суровые морозы, согревали его.

Те пуховые изделия, которые остались в истории, совсем далеки от современных, которые барышни носят для красоты на своих плечах. И снова, казаки узнали о том, что для изделий используется козий пух. Завели свое подсобное хозяйство.

  1. Есть еще одна история зарождения пуха. Первые ажурные платки появились благодаря казачкам. Они не занимались земледелием, не выполняли подсобную хозяйственную работу. Козий пух обладает уникальными качествами и характеристиками, благодаря которым и зародилась идея создавать только женский элемент одежды. Для представительниц прекрасного пола. Козий пух настолько тонкий и мягкий, что его нельзя было сравнить ни с какими другими материалами, не подходит, даже лен и шерсть. Благодаря таким свойствам получались невероятно красивые узоры на изделиях из пуха.

Особенности вязанного ремесла из козьего пуха

Согласно истории, казахи не умели создавать изделия из козьего пуха. Поэтому, вычесанную шерсть они продавали в соседние села. Там этот пух и использовали для создания теплых и мягких платков. Это легко объяснить. Местное население, которое выращивало коз, занималось не только животными, но и земледелием. Они просто не имели свободного времени, чтобы еще и изготавливать платки из козьего пуха. А семьи казаков, наоборот, не работали на землях. Их обязанностью было - военная служба.

При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание - это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок , палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить - для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить - для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить - подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить - теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия , произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом - один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П.И. Рычков. В 1766 г. П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский, составил описание жизни Рычкова назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пух оренбургских коз - самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз - 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) - 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха - шали и паутинки - особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями - буранами, а также особенности питания оренбургских коз - растительность горных степей Урала - вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный - прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII-XIX веках Франция экспортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

простой пуховый платок (шаль) - серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.

паутинка - ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.

палантин - тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин - это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района . Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже - вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже - лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок - паутинка или шаль - изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок - это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха.

Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.

Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз.

Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов.

Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. "Настоящий оренбургский пуховый платок", от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу.

На "настоящие изделия с Оренбургской фабрики" наклеиваются такие же "настоящие" этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины.

Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру, представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков и высококачественные оренбургские пуховые платки и паутинки ручной работы.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.
Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. "Настоящий оренбургский пуховый платок", от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу. На "настоящие изделия с Оренбургской фабрики" наклеиваются такие же "настоящие" этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины. Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру , представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.

Несмотря на обилие разнообразных современных моделей, узоров и орнаментов, стабильно высокой популярностью пользуется пуховый платок. Схема вязания спицами такого изделия может быть предельно простой или чрезвычайно сложной. Дизайнеры составляют узоры для вязальщиц с разными уровнями мастерства. Поэтому можно найти изделия, связанные только лицевыми петлями или же, наоборот, включающие целый ряд орнаментов.

В целом вязание пуховых и описания которых рассчитаны на новичков, не отличается сложностью. Важно только следить за равномерной плотностью. Более сложные модели требуют определенного опыта, воображения и знания геометрии.

Виды пуховых платков: оренбургская нежность

Потребность человека в теплой одежде привела к тому, что он стал активно использовать мех, шерсть и пух различных животных. Наряду с меховыми предметами гардероба, отлично согревают вязаные вещи, содержащие шерсть овец, пух кроликов, коз и других парнокопытных.

Сегодня наиболее популярны два вида платков: оренбургский и воронежский. Первый - это пуховый платок-паутинка. Схема вязания спицами этого аксессуара обычно представляет собой ажур, а изготавливается он из очень тонких ворсистых ниточек (отсюда и название «паутинка»). Готовое изделие имеет чрезвычайно малый вес, но обладает прекрасными согревающими свойствами.

Для оренбургских платков мастерицы выбирают мохер или ангору с толщиной нити около 250 м/25 грамм. При этом спицы используются довольно толстые: не менее 4 мм.

Как вяжутся классические воронежские платки

Традиционно подобным аксессуарам придают прямоугольную форму. Центр вяжут каким-нибудь простым узором

Мастерицы подбирают любой элементарный узор или даже платочную вязку, чтобы изготовить центральную часть, а затем украшают пуховый платок. Схема вязания спицами может быть довольно ажурной или же относительно плотной. В отличие от оренбургских платков, воронежские более тяжелые и объемные.

Пух воронежских коз

Для работы используют пряжу из мягчайшей козьей шерсти. В регионе гордятся своими достижениями в области разведения определенной породы животных, а также технологиями обработки пуха. Шерсть таких коз отличается легкостью, мягкостью, шелковистостью и длиной ворса.

Мастера утверждают, что качество пуха раскрывается со временем. Чем дольше изделие носится, тем мягче и пушистее становится пуховый платок. Схема вязания спицами не влияет на «пушистость», но от нее зависит эстетическая привлекательность модели.

Подобные платки не настолько ажурные, как оренбургские. Их вяжут более плотно. Кроме того, в процессе носки ворсинки пуха распределяются между петлями и заполняют просветы, так что полотно становится еще менее прозрачным.

Схема вязания пухового платка спицами для начинающих

Всем мастерицам, которые только недавно освоили базовые приемы вязания, лучше выбрать модель попроще, чтобы изготовить шаль, платок или палантин. Согласно определению, платки могут быть как четырехугольными, так и треугольными.

В качестве примера простого узора ниже расположен рисунок со схематическим изображением элементарного ажура. Здесь очень простой принцип расширения.

Пользуясь этим орнаментом, мастерица может довольно быстро создать пуховый платок. Схема вязания спицами начинается снизу.

Значение качественного материала

Пряжу можно использовать совершенно любую: если выбрать тонкий мохер, то изделие получится ажурным и нежным.

Когда же мастерице по душе мохнатая ниточка, и она желает получить более плотное изделие, то следует приобрести соответствующий материал. Следует избегать некачественной пряжи и материалов, которые относятся к экономсегменту. Это связано с тем, что в недорогой пряже много искусственных добавок, а натуральные волокна не обработаны должным образом. В результате изделие будет жестким, быстро появятся катышки, и общий вид будет недостаточно аккуратным. Поиск пряжи - это важнейший подготовительный этап. От его результатов зависит то, насколько качественным выйдет оренбургский или воронежский пуховый платок. и узор в данном случае являются второстепенными по значению.

В описании работы для удобства будут применены следующие аббревиатуры:

  • лицевая петля (Лиц. П);
  • изнаночная петля (Изн. П);
  • накид (Н);
  • ряд (Р).

Как связать платок спицами

Для первого Р следует набрать пять петель. Затем нужно вязать по приведенной схеме, последовательно прибавляя по две петли в каждом Лиц. Р.

Каким образом выполняются прибавления:

  1. В начале Р: снять первую П, сделать Н, дальше вязать по схеме.
  2. В конце Р: не довязывая последнюю П, сделать Н, а затем выполнить Лиц. П.

Все Изн. Р вяжутся по узору.

Сокращение петель (из двух получается одна) обозначено наклонной чертой. Чтобы получить симметричный узор, нужно обращать внимание на то, в какую сторону наклонена черта. Если вправо, то необходимо выполнить такие действия:

  1. Перенести первую П на правую спицу.
  2. Вторую П провязать Лиц.
  3. Перенести первую П на левую спицу и надеть на вторую.
  4. Перенести образовавшуюся П на правую спицу.

В том случае, когда наклонная черта указывает влево, следует просто провязать две П вместе и получить одну Лиц. П.

В обычном (ровном полотне) количество новых элементов всегда равно количеству сокращенных. Таким образом, сохраняется равновесие и общее число П в Р.

Но треугольная схема составлена таким образом, чтобы полотно постепенно расширялось. Такой эффект достигнут благодаря тому, что нарушен баланс между прибавлением и сокращением П.

Преимуществом данного узора становится его универсальность: можно создать треугольник абсолютно любого размера.

В конце работы можно провязать несколько Р платочной вязкой, чтобы образовалась аккуратная кромка.

Платок со сплошной центральной частью

Одним из самых простых способов вязания платка или шали является формирование плотной серединки и ажурных краев. На фото ниже представлена именно такая модель.

Для центральной части можно выбрать совершенно любой узор. Если мастерица знает, как выполняются Лиц. П и Изн. П, то ей не потребуется схема вязания пухового платка спицами платочной вязкой. Достаточно набрать на спицы нужное количество П и вязать все элементы как лицевые петли. Это касается как Изн. Р, так и Лиц. Р. На завершающем этапе все П нетуго закрывают.

Затем к готовому полотну пришивают связанную отдельно кайму. Более продвинутые и опытные вязальщицы выполняют ажурный край одновременно с вязанием центральной части.

Формирование каймы спицами

Самым увлекательным является вязание спицами пуховых платков и шалей, схемы которых позволяют создавать красивый, ажурный край с острыми зубчиками. Такие изделия смотрятся особенно нежно и воздушно. На рисунке ниже изображена схема вязания каймы.

Интересно то, что приведены расчеты для правой и левой стороны полотна. Как пользоваться схемой:

  • Набрать на спицы следующее количество П: 15 П для каймы справа, Х П для центральной части (эту цифру каждая мастерица должна вычислить самостоятельно для своего изделия) и 15 П для каймы слева. Каждый Р вяжется в таком порядке: П каймы, затем П центральной части, затем П второй части каймы.
  • Чтобы прибавить П в правой части каймы, следует снять первую П, из второй вывязать две П и далее придерживаться схемы.
  • Увеличение количества П в левой части каймы: из предпоследней П вывязывают две П, затем выполняют последнюю П.

При вязании данного узора не нужно следить за наклоном сокращенных петель (они обозначены четными треугольниками). Наклонные линии показывают, сколько П и в каком месте нужно закрыть.

По большому счету, любой ажурный орнамент подойдет, чтобы сделать пуховый платок. Схема вязания спицами (кайма или ровный ажур) может быть адаптирована для шали или платка.

Главное требование: наличие большого количества отверстий. Тогда готовое изделие будет воздушным и легким.

Шаль с ажурным краем

Еще один несложный вариант вязания треугольной шали или платка. На фото изображено изделие со сплошной центральной частью и простой каймой.

Ширина каймы составляет 9 П в самом узком месте и 21 П в самом широком.

Прибавления выполняются по две П вдоль открытого края. Раппорт (повторяющаяся часть) завершается закрытием 12 П. Далее, в следующем раппорте, полотно каймы снова расширяется на 12 П, которые впоследствии сокращаются.

Таким образом, формируются аккуратные зубчики.

Завершающий этап: влажно-тепловая обработка

Учитывая специфический состав мохеровой или ангоровой пряжи, с ней следует обращаться предельно осторожно. Нельзя использовать средства для стирки с агрессивными компонентами (хлор), а также не стоит пытаться прогладить полотно утюгом.

Чтобы вязаное изделие приняло нужную форму, а все петельки выровнялись и расправились, платок следует постирать в теплой воде (не выше 30 градусов) с добавлением мягкого средства. Можно использовать специальные смеси для стирки деликатных вещей. Для первой обработки можно просто замочить платок в кондиционере для белья.

Затем изделие аккуратно отжимают (не выкручивают) и раскладывают для просушки. Острые зубчики ажурной каймы следует зафиксировать булавками. В таком случае после высыхания изделие будет держать форму.

В том случае, когда никак не удается зафиксировать форму платка и он постоянно сминается в процессе носки, допустима легкая обработка паром. Чтобы не испортить ворсинки мохера, платок следует разложить на ровной горизонтальной плоскости, приколоть все выступающие детали и накрыть влажным рыхлым полотном. Подойдет ситец или марля в несколько слоев. Затем уже можно обдать изделие паром из утюга или даже ставить утюг на поверхность платка. Ставить следует на доли секунды, сразу убирая. Нельзя проводить утюгом в какую-либо сторону, иначе платок деформируется.

Чтобы не испортить всю работу, лучше провести эксперименты с контрольным образцом.