Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Что должен уметь в 1год 6месяцев

Что должен уметь в 1год 6месяцев

Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».

Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность

Наши задачи:

Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка).
Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности - называть их: «большой», «поменьше», «маленький».
Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех.
Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром).
Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки.

Примерные дидактические игры:

Игра с пирамидкой

Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветая – для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше – то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (доча) – это могут быть, к примеру, ежики.

Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: «Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!», затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша.
«Давай угощать гостей» - и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик – большой! Мама Ежиха – поменьше, а дочка Ежонок – маленькая.
Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой.
Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» - еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе – большое, Маме – поменьше, Дочке – маленькое.
Когда ежики «поедят» - нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений.
В конце занятия обратите внимание ребенка на результат - красивую ровненькую пирамидку - «Вот как мы умеем!»

Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок.
Игра с вкладышами-колпачками

Для игры необходимы: Вкладыши - цветные кубики, колпачки (конусы) или „мисочки“ (цилиндры) – 8 вкладышей в наборе.

Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

С собранного набора вкладышей - снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих – по два колпачка – разной величины.
Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки - малые колпачки ставятся на большие.
Далее – колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов „свертывается“, принимая изначальный вид.
Затем колпачки можно „выстроить“ друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: „Вот как у тебя здорово получилось!“

Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких – каждый шаг – отдельная мини-игра. А потом собрать в одну – комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно - величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.

Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов.
Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка.
Игра «Две матрешки»

Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.

Дайте ребенку две матрешки - большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.
Игра в машинки

Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.

Играем:
Расположите гаражи на удлиненной поверхности - «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.
Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.
Строительная игра « лесенка»

Для игры необходимы: 12 кубиков „кирпичиков“, устойчивая игрушка или матрешка.

Играем:
Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку - попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из „кирпичиков“, положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один).
По лесенке пусть кроха „поведет“ матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.
Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром
Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?

В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).

Теперь Вам нужно как бы „идти“ в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки.
Что делать если ребенок пассивен в игре?

Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже.
Примеры развивающих сюжетных игр:
Игры-занятия «Поручения»

Как и ранее, с помощью игр-занятий „Поручения“ можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку… Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.).
Игровые сценки «Бытовые ситуации»

Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:

Показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»;
воспитывать интерес и любовь к труду: „Стирка платья для куклы“, „Починка игрушек, книжек“;
показывать эпизоды из повседневной жизни малыша;
показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок - варенье; Мишка угощает Ежика - поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем;
знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет.
Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)

Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла – тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла - девочка). Кукольная одежда: если лето – платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки… Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).

Собираясь на прогулку – предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой).
«Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» - так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка.
Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п.
После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди - то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, например такой детский стишок:

Покатились санки вниз!
Крепче, куколка, держись,
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

А летом его можно чуть-чуть изменить (катая куклу с небольшой детской горки):

Покатились с горки вниз!
Веселей, Катя, катись!
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

Варианты игры: Точно также можно проводить игры и с другими игрушками. Например, с мишкой (вместо одежды его можно завернуть в пеленку).
Если на улице лето: можно играть с куклой в „прятки“, рассматривать листики, насекомых, собирать цветочки в маленький букетик и т.п.;
Если зима: „копать“ лопаткой снег, складывать его в ведерко, отвозить в санках и пр.
Игра „Посудка для куклы“

Закрепляем знания ребенка о назначении столовой и чайной посуды (игровые наборы).

Для игры необходимы: Кукла (или (и) другая игрушка), кукольная столовая и чайная посуда (сервизы).

«Кукла Катя хочет кушать. Что нужно сделать? Правильно, ее нужно покормить.» - говорите Вы, и выставляете перед ребенком два набора: столовый и чайный.
Побуждайте ребенка самостоятельно решать такие задачки, как подбор и поиск необходимых предметов: „Что же Кате нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же тарелка и ложка? Вот они!» Кукла ест суп. «А теперь кукла хочет пить чай, что ей нужно для этого? Кружка! На, Катя, кружку, пей!“.
Игра „Овощи“

Знакомим ребенка с названием овощей, и учим его равнивать их с соответствующими картинками.

Для игры необходимы: Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь (можно игрушечный набор, но лучше, настоящие, хорошо вымытые овощи). Соответствующие этим овощам картинки.

П окажите и назовите ребенку каждый овощ. Пусть он потрогает, поиграет ими, а настоящие овощи – попробует на вкус.
Научите ребенка сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе можно использовать фольклорные сюжеты (потешки, стишки и загадки про овощи).

Примечание. Стишки создают эмоциональный фон общения, но не рассчитаны на их запоминание ребенком.

Развивающие игры для детей от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность

Наши задачи:

Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка).
. Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности - называть их: "большой", "поменьше", "маленький".
. Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех.
. Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром).
. Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки .

Примерные дидактические игры:

Игра с пирамидкой

Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветная - для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше - то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (дочка) - это могут быть, к примеру, ежики.

Играем:

Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: "Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!", затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша.
. «Давай угощать гостей» - и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик - большой! Мама Ежиха - поменьше, а дочка Ежонок - маленькая.
. Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой.
. Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» - еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе - большое, Маме - поменьше, Дочке - маленькое.
. Когда ежики «поедят» - нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений.
. В конце занятия обратите внимание ребенка на результат - красивую ровненькую пирамидку - "Вот как мы умеем!»

Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок.

Игра с вкладышами-колпачками

Для игры необходимы: Вкладыши - цветные кубики, колпачки (конусы) или "мисочки" (цилиндры) - 8 вкладышей в наборе.

Играем:

Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

С собранного набора вкладышей - снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих - по два колпачка - разной величины.
. Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки - малые колпачки ставятся на большие.
. Далее - колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов "свертывается", принимая изначальный вид.
. Затем колпачки можно "выстроить" друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: "Вот как у тебя здорово получилось!"

Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких - каждый шаг - отдельная мини-игра. А потом собрать в одну - комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно - величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.

Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов.
Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка.

Игра «Две матрешки»

Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.

Играем:

Дайте ребенку две матрешки - большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
. Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
. Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.

Игра в машинки

Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия - соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.

Играем:
. Расположите гаражи на удлиненной поверхности - «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.
Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.

Строительная игра « лесенка»

Для игры необходимы: 12 кубиков "кирпичиков", устойчивая игрушка или матрешка.

Играем:
. Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку - попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из "кирпичиков", положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один).
. По лесенке пусть кроха "поведет" матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.

Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром

Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?

В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).

Теперь Вам нужно как бы "идти" в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки.

Что делать если ребенок пассивен в игре?

Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже.

Примеры развивающих сюжетных игр:

Игры-занятия «Поручения»

Как и ранее, с помощью игр-занятий "Поручения" можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку.. Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.).

Игровые сценки «Бытовые ситуации»

Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:

Показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»;
. воспитывать интерес и любовь к труду: "Стирка платья для куклы", "Починка игрушек, книжек";
. показывать эпизоды из повседневной жизни малыша;
. показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок - варенье; Мишка угощает Ежика - поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем;
. знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет.

Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)

Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла - тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла - девочка). Кукольная одежда: если лето - платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки... Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).

Играем:

Собираясь на прогулку - предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой).
. «Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» - так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка.
. Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п.
. После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди - то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, например такой детский стишок:

Покатились санки вниз!
Крепче, куколка, держись,
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

А летом его можно чуть-чуть изменить (катая куклу с небольшой детской горки):

Покатились с горки вниз!
Веселей, Катя, катись!
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

Варианты игры: Точно также можно проводить игры и с другими игрушками. Например, с мишкой (вместо одежды его можно завернуть в пеленку).
. Если на улице лето: можно играть с куклой в "прятки", рассматривать листики, насекомых, собирать цветочки в маленький букетик и т.п.;
. Если зима: "копать" лопаткой снег, складывать его в ведерко, отвозить в санках и пр.

Игра "Посудка для куклы"

Закрепляем знания ребенка о назначении столовой и чайной посуды (игровые наборы).

Для игры необходимы: Кукла (или (и) другая игрушка), кукольная столовая и чайная посуда (сервизы).

Играем:

. «Кукла Катя хочет кушать. Что нужно сделать? Правильно, ее нужно покормить.» - говорите Вы, и выставляете перед ребенком два набора: столовый и чайный.
. Побуждайте ребенка самостоятельно решать такие задачки, как подбор и поиск необходимых предметов: "Что же Кате нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же тарелка и ложка? Вот они!» Кукла ест суп. «А теперь кукла хочет пить чай, что ей нужно для этого? Кружка! На, Катя, кружку, пей!".

Игра "Овощи"

Знакомим ребенка с названием овощей, и учим его сравнивать их с соответствующими картинками.

Для игры необходимы: Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь (можно игрушечный набор, но лучше, настоящие, хорошо вымытые овощи). Соответствующие этим овощам картинки.

Играем:

Покажите и назовите ребенку каждый овощ. Пусть он потрогает, поиграет ими, а настоящие овощи - попробует на вкус.
. Научите ребенка сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе можно использовать фольклорные сюжеты (потешки, стишки и загадки про овощи).

Примечание . Стишки создают эмоциональный фон общения, но не рассчитаны на их запоминание ребенком.

« Я сам!» - девиз Вашего малыша! Он подвижен, он ищет все новых и новых впечатлений. Например, однажды забравшись на высоту – он наслаждается своими новыми возможностями – и будет делать это снова и снова, не вникая в Ваши увещевания. Вы удивляетесь, как в такие короткие сроки он столько всего успевает: стоит только отвернуться – он уже пошалил, залез куда-то, что-то достал, открыл, размазал.… И, действительно, он не теряет ни секунды – ведь еще так много непознанного вокруг! Сама матушка природа заложила ему активную позицию – для него важно освоение окружающего его мира – это залог его своевременного развития . Кроху переполняет радость новых открытий, непреодолимое желание все познать и обязательно - на собственном опыте.

Проявлялась активность к познанию – и раньше, но теперь – она проходит в более высокой степени самостоятельности крохи. Приобретя к 1 г. 9 мес. какой-то опыт, многому научившись, у него открывается – «второе дыхание» и он действует все более и более активно. Наберитесь терпения, мудрая мама!

Ребенку интересно все - что Вы говорите и показываете ему, небезразлично, чему и как его учите. Хотите обеспечить ему полноценное развитие? Организуйте ему посильную свободу, проявляйте любовь и поддержку, уделяйте как можно больше внимания – все это очень важно для «закладывания» крепкого фундамента его будущих способностей и возможностей.

Мы растем…

Когда малышу исполняется полтора года – его поведение начинает меняться, ведь у него появляются новые возможности выразить себя. Ученые-нейрофизиологи утверждают, что именно в период с 1г. 6мес. до 1г. 9 месяцев у детей наблюдается качественный «скачок» в развитии головного мозга ребенка, в особенности тех отделов, которые отвечают за речевое и познавательное развитие. Ребенок еще лучше стал ориентироваться в окружающем его мире, активно его изучает и познает.

Вот лишь несколько фактов, говорящих о своевременном и гармоничном развитии малыша в этом возрасте:

Малыш активно (впрочем как и раньше) изучает окружающие его предметы и игрушки – но теперь он уже не столько обращает внимание на их внешние свойства (яркий цвет, звук, форма), сколько его интересует процесс использования этих вещей по назначению. Он с увлечением «исследует» их характерные свойства и особенности.
К 1 г. 9мес. – ребенок тратит времени на игру – до 4 раз больше , чем раньше. Он уже меньше отвлекается во время игр и занятий.
К 1 г. 9 мес. ребенок начинает сам выбирать – хочется ли ему играть в предлагаемую Вами игру . Вряд ли Вы его заинтересуете игрой, которая не несет в себе чего-то новенького, интересной и понятной ему информацией, эмоционально-сухая, и т.п.
В оценке игровой ситуации малыш все чаще ориентируется по эмоциональному отношению взрослого (Например – вглядывается в Ваше лицо – если он чего-то не понимает, таким образом – ждет разъяснений, получения новой информации). Ребенок сопереживает новое для него явление вместе с Вами;
При всей своей непреодолимой тяге к познанию - малыш начинает осторожничать, например: прикасаясь к неизвестному предмету, он прикладывает вначале пальчик, проверяя его «на безопасность», а потом только - и всю ладошку. Уходит тревожность, боязнь всего необычного – присущая детям начала 2-го года жизни. Особенно, если Вы рядом! «Мама спокойная, значит и мне тревожиться не стоит» - думает малыш.

Итак, все это говорит о том, что ребенок вышел на новый уровень своей осмысленной жизни: он не только называет предмет, игрушку, а еще и начинает понимать – для чего именно она нужна, и как ею пользоваться. Нужно помочь ему в этом.

Не проказник, а первооткрыватель, одержимый страстью исследования!

Не смотря на активное продвижение в его развитии, неправильно было бы ждать от малыша, что он станет разумным, организованным и «правильным». Вовсе нет, кроха, хоть и понимает слова «нельзя» и «можно» - он по-прежнему импульсивен и эмоционален. Но теперь он старается избегать прямых конфликтов с вами, и при Вас не будет делать то, что Вы ему строго-настрого запретили. Это - сказывается опыт взаимодействия со взрослыми! Но интерес к жизни – он у ребенка - сродни одержимости страстью, тяга к познанию одолевает малыша необычайно сильно, сильнее, чем раньше - и, стоит Вам только отвернуться, как «маленький негодник» возвращается к своим «коварным замыслам». Перебороть свое любопытство – это огромное испытание для малыша, и он практически не может с ним справиться.

Что же с этим делать?

Надо суметь понять и принять, что поведение малыша следует рассматривать с точки зрения особенностей его возраста, а не логики взрослого человека. Разделим два понятия: любопытство взрослого – мы принимаем за отрицательное качество, которое говорит о невоспитанности человека. Но любопытство ребенка – на данном этапе его развития - это природа детства. Нужно ли бороться с желанием малыша накапливать познания и новые впечатления? ….

Конечно, трудно смириться с тем, как, к примеру, ребенок настойчиво пытается высыпать муку на пол, достав ее из кухонного шкафа. Но, может быть, стоит заполнить его досуг чем-то таким же увлекательным, но не разрушительным? Направляйте его энергию в полезное русло: например, возьмите эту же муку – и с его участием - настряпайте куличиков.

Не присматривать, а быть партнером…

Взрослому - очень важно в этом возрасте крохи - не просто присматривать за ним, а быть партнером для него в совместных занятиях, принимать активное участие в игре. Почему? Ребенок в не может быть предоставлен сам себе, ведь он еще не способен организовать себе досуг. Только Вы можете обогатить жизнь малыша полезной информацией, поощрять и корректировать его активность и любопытство. Очень важно – играть с ним вместе, ведь ребенок еще не может сам выстраивать игровой сюжет самостоятельно, изображать кого-либо в игре, не умеет разрешать конфликтные ситуации – в совместной игре с другими детьми.

Продолжаем знакомить с окружающими ребенка предметами

Продолжаем знакомить ребенка с различными окружающими предметами: верхней одеждой и обувью (пальто, варежки, шарф, сапоги), а также с посудой (чайник, чашка с блюдцем, кастрюля). Желатеьно, при этом дать ребенку представление о том, что однородные предметы (например, шкаф), может быть разный по виду и назначению (шкаф для посуды, шкаф для одежды, шкаф для игрушек).

Полезно познакомить ребенка с домашними животными - кошкой, собакой. Показать аквариумных рыбок, отметить их особенности (тоже есть глазки, ротик, они могут жить в воде). А также малышу интересно будет наблюдать и за птичками (зимой можно сделать кормушку за окном, насыпать корм), обратите внимание ребенка на то, что птички могут летать. Научите ребенка «петь как птичка» («чик-чирик»).

Развивающие игры для ребенка от 1,5 лет

Важно создать и поддерживать здоровую пространственную среду в доме и на улице, побуждающую ребенка к разнообразной двигательной активности и развивающей деятельности – играм и занятиям.

Для сенсорного развитияочень важно проводить с крохой предметные игры всех видов : строительные, дидактические, сюжетные, с предметами-орудиями (Например: игра «Рыбалка» - сачком вылавливать рыбок, «Верстачок» - молоточком забивать втулки в верстачок).
Дидактические игры (развитие сенсомоторного интеллекта в игре): Ребенку можно предложить усложненные варианты игр с дидактическими игрушками (матрешками, кубиками, пирамидками, кольцами и т.д.).

Например: Можно попросить малыша выполнить задания на ориентировку в двух свойствах предмета одновременно: например, в величине и цвете («найди зеленые кубики – большой и маленький»), в форме и цвете («найди красный шарик и красный кубик») или, или по форме и величине («найди все большие шарики») и т.п.

Сюжетные игры: Покажите, как нужно использовать различные предметы по их назначению - разыгрывайте перед крохой более развернутые игровые сюжеты с куклой (летает на самолете, катается на машине, плывет на корабле и пр.).

К 1 г. 9 мес. кроха уже понимает действия человека и животных в игре, связаные с выражением желаний (желания спать, есть, пить, и т.п.), физических ощущений (мокро, холодно, жарко, и пр.), а также проявлений эмоций (обрадовался, испугался, заплакал, застеснялся и т.п.). Самое время прививать и общечеловеческие качества: сочувствие и желание помочь («пожалей зайчика, он испугался» или «белочке хочется съесть орешек – угости ее» и т.п.). Покажите малышу – как к миру относитесь именно Вы: в показах с куклами и игрушками-животными, формируйте у малыша добрые чувств, доброжелательность, бережное отношение ко всему живому.

Подарите ребенку яркие впечатления, отражающие знакомые сюжеты с куклой (мишкой, зайкой и пр.). Покажите игровые сценки - из жизни самого ребенка (например, обед, купание, одевание, сборы на прогулку и пр.), вводите в игру большее количество аксессуаров.

Игры сопровождайте пояснениями, называйте новые для крохи предметы и действия с ними. При этом выстраивайте свои предложения - из 2-3 слов, а короткие рассказы из 2-3 простых предложений. Так ребенку будет проще не только понять вас, но и повторять за вами. Так он скорее возьмет Ваши слова на вооружение в свою активную речь.

Строительные игры: Научите малыша выполнять сначала – подражая Вам, а затем самостоятельно несложные сюжетные постройки (в ход пойдут кубики и конструктор) – например, «скамеечка для куклы кати», «мостик для зайчика», «забор для овечек», «ворота для машины» и пр.

Более полную информацию об развивающих играх для ребенка от 1 года 6 мес. до 1 года 9 месяцев Вы можете прочитать в статье "Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев "

Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста от 1 до 3 лет

Так же, возможно, Вам будет интересны разделы "Лучшие развивающие игры для ребенка 1-3 лет" и "Лучшие развивающие игрушки для ребенка 1-3 лет".

В них нами написаны целые циклы статей, посвященные развивающей игре для ребенка возраста от 1 года до 3 лет, исходя из того, что игра - это неиссякаемый источник развития малыша, в соответсвии с его природой. Также эти материалы помогут Вам не запутаться в огромной индустрии ирушек и суметь выбрать только безопасные, только полезные, не псевдо- а действительно развивающие игрушки.

Развитие речи ребенка от 1,5 лет

Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго

Если в предыдущий триместр второго года жизни ребенка главным направлением развития - было накопление сенсорного опыта (с помощью органов чувств), развитие понимания речи, а также двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас наступает следующая фаза: начало систематизации полученного ранее опыта и постепенный его перевод в активную речь.

Общение со взрослыми приводит ребенка - к уникальному феномену: становлению, так называемой, автономной детской речи. Это значит - ребенок говорит на «своем» языке, упрощенными словами («киска» - «мау-мяу»; «машинка»-«би-би» и т.п.). Особенностью такой речи малышей является то – что у каждого ребенка свой собственный «язык», который понять могут только родные и близкие. Например: «Ката паки «уу-а-а-а» (Катя плачет: «уу-а-а-а»). Слова состоят из начала слов или корней (молоко - «ма-ко», собачка «ав-ка» и т.п.), причем малыш может объединять исходя из ситуации. Как бы то ни было – ребенка можно только поздравить - это его самая настоящая активная речь. Он старательно произносит, придумывает слова, он заявляет о себе как равноправный Вам собеседник, радуется складывающемуся диалогу.

Появление автономной детской речи закономерно, поэтому не стоит удивляться, важно – правильно относиться к ней. «Переводите» высказывания сына или дочери, так Вы со временем научите ребенка произносить слова правильно, четко проговаривайте правильное произношение, но при этом - ни в коем случае не критикуйте речь малыша. Забудьте о фразе: «Нет, неправильно, надо не так, а так!». Малыш сам созреет «как надо», подражая Вам - поверьте!

Вы лишь можете ему в этом помочь:

Освоение и познание ребенком окружающего мира – сопровождайте активным общением ;
Создавайте перед малышом ситуации, вызывающие его речевой контакт с Вами , ждите его вопросов, прежде чем начнете объяснять что-то сами;
Воспитывая ребенка смотрите на его поступки даже не столько с позиции - «это нельзя, это можно», сколько с точки зрения оценки самого поступка - «так хорошо, а так - плохо» (отдельная статья у нас посвящена запретам);

Помогите ребенку обозначать словом все ситуации , что разворачиваются у него перед глазами, и при этом раскрывайте ход своих мыслей, поясняйте, почему произошло именно так, а не этак. Например, почему смеется мальчик? (потому, что с ним играет собачка), почему девочка плачет (потому, что потеряла мячик) и т.п.

Автономная детская речь - это один из первых этапов, который выводит ребенка на более высокий уровень социального взаимодействия с обществом, еще одна ступенька развития речи. К 2-4 годам она перейдет в более совершенную форму. Это прекрасно, но… вместе с нею уйдет и неповторимое раннее детство. Нужно помнить об этом и наслаждаться общением со своим ребенком, каждый час, каждую минуту этого прекрасного незабываемого времени, когда Вы так интересны и необходимы для него. Как точно выразился один мудрец: Мать - это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей.

Музыка и ребенок

Очень полезно знакомить ребенка с музыкальными произведениями:
Фольклорная народная музыка (колыбельные, танцевальные песенки)
Классическая музыка (для детей, как пример, очень хороши будут музыка «Эффект Моцарта» - ее Вы можете найти в разделе аудиоматериалы)
Детская популярная музыка (песенки из мультфильмов и т.п.)
Инструментальная красивая музыка со звуками природы для детей.

Ребенок и книга

Обогащайте эмоциональную жизнь малыша, знакомя с поэзией для маленьких. Внесите детскую литературу в каждые новый день ребенка; а, используя картинки, можно дополнительно расширять знания малыша об окружающем мире.

Воспитывайте умение и желание слушать чтение. Через художественные образы поэзии для детей - успешно формируются самые добрые чувства ко всему живому, любовь и доверие к людям, бережное отношение к окружающим ребенка предметам, игрушкам и животным.

Используйте потешки, песенки, стихи и сказки. (Народный фольклор: "Еду-еду к бабе, к деду", "Пошел котик на торжок", "Водичка-водичка" и др.; В. Сутеев "Кто сказал "мяу"?"; Коротенькие стихи А. Барто; Н. Найденова "Кошечка"; В. Жуковский "Птичка"; Н. Комиссарова "Собачка"; и др.).

Занятия с картинками

Рассматривайте с ребенком карточки и картинки с простыми сюжетами (кошка играет с мышкой, кукла ест кашу, собачка спит на коврике и т.д.). Хорошо использовать "оживленные картины", в которых по ходу рассказа меняется расположение персонажей, например пособие "фланелеграф", которое можно сделать самим.
Можно также заниматься с парными картинками (по величине, цвету, форме). Например: мячики - большой и маленький; кубики - красный и зеленый; шарик и кубик красного цвета и т.д.

Воспитание

Воспитывайте в ребенке самостоятельность и простейшее самообслуживание - прием пищи, пользование туалетом, одевание с помощью взрослого, мытье рук. Благосклонно реагируйте на стимул «я сам», ведь сейчас формируется его характер и первые привычки.
Создавайте эмоционально – положительный, спокойный микроклимат внутрисемейных отношений. Пусть ребенок будет свидетелем положительных, достойных подражания, поступков взрослых по отношению друг к другу и к нему самому.
Сделайте ребенка постоянным свидетелем положительных поступков взрослых по отношению друг к другу и к нему самому , поступков, достойных подражания.
Старайтесь воспитывать в ребенке основополагающее доверие к окружающему миру. Например, на прогулке: объясняйте простым языком малышу все ситуации, которые го заинтересуют.
Формируйте, рпежде всего - на своем примере - доброе отношение к людям и природе. Воспитывайте чувство любви ко всему живому (цветам – «Не будем срывать, просто понюхаем!», травке, деревцам, животным и птицам). Воспитывайте чувство красоты: «смотри, какое красивое небо на закате!».
Учите общаться с окружающими людьми - ориентируясь на их пол и возраст (мальчик-девочка, тетя-дядя).
Воспитывайте ребенка в лучших национальных традициях. Найдите возможность познакомить ребенка с лучшими образцами народного прикладного творчества: расписные ложки, деревянные игрушки, грохотушки и пр.

Физическое развитие:

Совершенствуем самостоятельную ходьбу, ориентацию в пространстве, координацию движений и чувство равновесия.

Учите малыша ходить по ограниченной поверхности: по узкой тропинке, по доске (ширина 15-20 см), по наклонной доске (один край поднят на 15-20 см), подниматься и спускаться со ступеней (с поддержкой), на прогулке можно ходить - по прямой и между кочек, перешагивать канавки, подниматься на бугорки, и пр.)

Учите кроху также ходить в разных направлениях: например, «Иди, к дереву, к скамейке, к качелям, к папе, а теперь ко мне» - с переменой ориентиров.

Учите перешагивать через препятствия – бруски, положенные на пол (землю) на расстоянии 25-30 см один от другого.
Развиваем глазомер, точность движений в пространстве.

Тренируйте ребенка в метании шариков: вдаль (левой и правой руками), в горизонтальную цель (корзину, стоящую на полу).

Делаем гимнастику

Гимнастика для ребенка с 1 года до 3 лет - предложения в этой статье система гимнастических упражнений основана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Выберите индивидуально для своего ребенка наиболее интересные и подходящие по его возможностям несколько из 50 упражнений и внедряйте их в игру!