Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Анкетирование по выявлению проблем многодетных семей. Приложения

Анкетирование по выявлению проблем многодетных семей. Приложения

Анкетирование многодетных семей. Заполняется собственноручно! 1.Ваш возраст? ___________ Пол? ________________ Город/район (по желанию)_____________________________________ 2.Состоите ли Вы в браке? · Да · Нет · Состою в гражданском браке 3.Сколько детей в Вашей семье?(включая совершеннолетних)__________________________ · Из них родных______________ · Приёмных__________________ 4. Укажите возраст каждого ребёнка?__________________________________________________________ _______________________ 5. Ваша многодетная семья образовалась в результате (подчеркнуть): желания иметь много детей; повторный брак; так получилось; другое_________________________________________________________________________________________ 6. Хотели бы еще детей? _____________________ Укажите причину (по желанию)_____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Как проводят свободное время Ваши дети? (можете отметить несколько вариантов) игры, прогулки, спорт чтение, рисование, музыка занятия в кружках, секциях в кругу семьи кино, телевидение, компьютер затрудняюсь ответить другое____________________________________________________________________________________________ 8. Какие кружки, секции посещают Ваши дети? _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Есть ли льготы у вас по их оплате? (укажите, какие и где) ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Не посещают (причины) _________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Трудовая занятость родителей. · Работаем · Не работаем · Работает супруг (супруга) · Занимаемся индивидуальным предпринимательством · Другое_____________________________________________________________________________________________________ 11. Основной источник дохода семьи? · Заработная плата · Социальные выплаты · Помогают родственники 12. Каков доход на одного члена вашей семьи?: до 1000 рублей 1000-2000 рублей 2000-4000 рублей больше 5000 рублей затрудняюсь ответить 13. Какое из приведенных ниже высказываний больше соответствует экономическому положению Вашей семьи? живем в достатке, ни в чем себе не отказываем живем прилично, хотя приходиться много работать, чтобы позволить отдых и крупные покупки хватает полностью всей семье на еду, одежду, мебель, бытовую технику. Крупные покупки и отдых не можем позволить. все средства уходят на питание, на полное обеспечение сезонной одеждой. мебелью и техникой не хватает отказались почти от всего, все средства уходят на еду, но можно питаться лучше. бедствуем, часто нет денег совсем даже на еду. затрудняюсь ответить. 14.Ваши жилищные условия? · Собственная квартира · Дом · Аренда квартиры · Живём у родителей, других родственников 15. Сколько кв.м. на человека общей площади в Вашем жилье? _______________ 16. Нуждаетесь ли Вы в улучшении жилищных условий? · Да · Нет 17. Удовлетворены ли Вы существующими мерами социальной поддержки многодетных семей? · Да · Нет 18. Существует ли необходимость в их увеличении или дополнении? Если да, то, каких именно, в каком объеме?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19. Считаете ли Вы актуальным возвращение 30% оплаты за коммунальные платежи многодетным семьям? Да Нет 20. Проблемы какого характера наиболее ощутимы для Вашей семьи? (пронумеруйте по степени значимости) материальные жилищные психологические бытовые в сфере образования в сфере здравоохраниения детско-родительские отношения проблема трудоустройства 21. Доступна ли Вам Вашим детям медицинская помощь в полном объеме? Да. Нет. 22. Вынуждены ли Вы обращаться за платной медицинской помощью? _________________ Если да. укажите причину _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ 23. Пользовались ли Вы в течение последнего года правом на обеспечение бесплатными медицинскими препаратами детей до 6 лет? _____________________ Если нет, укажите причину _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________ 24. Приходится ли Вам сдавать деньги в школах/детских садах в «добровольно-принудительном» порядке, не по Вашему личному желанию материально поддержать учебное заведение? _____________ Если да. то на что именно? (можно выбрать несколько) учебники/учебные пособия ремонт класса/школы охрана внеурочная деятельность. мероприятия класса другое(укажите) ____________________________________________________________________________________ Наше анкетирование анонимное. По желанию. можно оставить свои данные – ФИО и телефон. ________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо!

XIII Региональная научная и инженерная выставка «Будущее Севера»

Отношение различных групп населения современного общества к многодетным семьям.

Семенова Наталья,

обучающиеся 11 Б класса


Научный руководитель:

Вымятнина Полина Николаевна,

учитель истории и обществознания

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №13».

Мурманск 2010

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….......

3

Глава ^ I .ИСТОРИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РОСИИ ……………………………......

4

1.1.Многодетные семьи в дореволюционной России……………………………………..

4

1.2. Награды многодетным семьям……………………………………...…………….........

4

1.3. Государственная поддержка многодетных семей в России……………………….....

5

1.4 Опыт социальной защиты многодетных семей в зарубежных странах. ………......

6

Глава II . ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ В МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ…………..

6

2.1. Отношение к многодетным семьям обучающихся средних общеобразовательных учреждений……………………………………………………………………………...........

6

2.2. Отношение к многодетным семьям прочих граждан………………….……………...

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………

9

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

10

Приложение 1 Анкетный лист опроса учащихся…………………………………………..

11

Приложение 2 Анкетный лист опроса прочих граждан. ……………………….…….…....

12

Приложение 3 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан.…................

15

Приложение 4 Результаты анкетирования обучающихся…………………….……..…….

16

Приложение 5 Результаты анкетирования обучающихся………………………..…....

17

Приложение 6 Результаты анкетирования обучающихся …….…………………….....

18

Приложение 7 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан ………..…...

19

Приложение 8 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан ……..……...

20

Приложение 9 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан …..………...

21

Приложение 10 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан ……..…….

22

Введение.

Понятие «толерантность» начинает активно входить и в нашу жизнь. Правда, люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Одни понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Другие рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Третьи используют для расшифровки этого понятия такие категории, как спокойствие, дружелюбие. Однако все сходятся во мнении, что толерантный человек – это человек, который с уважением относится к привычкам, верованиям, интересам людей, стремится понять их и достичь согласия без применения давления и насилия.

Актуальность работы. Демографическая ситуация в стране оставляет желать лучшего: сейчас на каждого работающего человека приходится по пенсионеру. А это значит, что один трудоспособный житель страны обеспечивает пенсию одному нетрудоспособному. Прогнозы на будущее (подрастет малочисленное поколение 90-х годов) неутешительные, поэтому поддержка рождаемости на государственном уровне – одно из приоритетных направлений демографической политики страны. Однако, одних законов, социальных льгот сегодня не достаточно…Отношение общества к многодетной семье должно стать несколько иным… «Исследование формирования установок толерантного поведения и сознания имеют для общества особую значимость. Понимание причин данного явления позволяет объяснить общественные процессы в условиях сохраняющейся напряженности и способствует выработке адекватных мер государственной социальной политики» 1 . Актуальность проблемы толерантного отношения к многодетным семьям и ее членам определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества людей, так или иначе связанных с многодетной семьей.

Цель исследования : изучить установки толерантности различных групп населения по отношению к многодетным семьям.

Задачи исследования:


  • изучить зарубежный опыт системы взаимоотношений между государством и многодетной семьей;

  • изучить нормативные документы, защищающие интересы многодетных семей в Российской Федерации;

  • провести анкетирование среди различных групп населения по данной проблеме;

  • проанализировать, сравнить и обобщить полученные данные.
Объект исследования: обучающиеся общеобразовательных учреждений города Оленегорска в возрасте с 12 по 18 лет, их родители и прочие совершеннолетние граждане в возрасте от 20 до 54 лет.

Предмет исследования: отношение общества к многодетной семье.

Методы исследования: работа с научной литературой, анкетирование, мониторинг, анализ, классификация, систематизация, обобщение.

Гипотеза:

если государством осуществляется поддержка многодетной семьи, то это является определяющим фактором при формировании установок толерантности в современном обществе по отношению к ней.

Основные этапы работы:


  1. этап. Определение темы, проблемы исследования, выработка гипотезы, выбор методов научного исследования.

  2. этап. Сбор информации по теме исследования, проведение анкетирования, первичная обработка информации.

  3. этап. Обобщение полученных данных. Оформление результатов работы.
Новизна:

С середины 90-х годов ХХ века все более активно стало изучаться явление толерантности. Значимость этого явления подтверждена на международном уровне. ООН в 1995 году приняла Декларацию принципов толерантности 1 . Она проверена временем -ей 15 лет.
I.История многодетной семьи в России.

1.1.Многодетные семьи в дореволюционной России.

С точки зрения сегодняшнего законодательства - большинство семей в дореволюционной России были многодетными. Иметь троих наследников в представлении русского народа было "необходимым минимумом". Вспомнить хотя бы русскую поговорку: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!" Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. Самое большое количество детей, рожденных одной женщиной, 69. Этот рекорд, установленный русской крестьянкой около двухсот лет назад, до сих пор не удалось «побить» ни одной женщине в мире. Первая, из двух жен крестьянина Шуйского уезда Федора Васильева (1707-1782),рожала 27 раз: 16 раз приносила двойняшек -близнецов, 7 раз тройняшек и 4 раза по 4 ребенка. Выжило 67 детей. Причем, большинство из них дожило до взрослого возраста. Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 года в Москву из Никольского монастыря была прислана ведомость. Сама Екатерина II отметила сей феномен деторождения. А сегодня он занесен в Книгу рекордов Гиннеса 2 . Вообще, все рекорды рождаемости, зафиксированные в этой книге, принадлежат нашим соотечественникам.

Самым многодетным отцом в истории нашей страны считается крестьянин села Введенское Яков Кириллов, который в 1755 году в связи с этим был представлен ко двору (ему было тогда от роду 60 лет). Первая жена крестьянина родила 57 детей, вторая - 15. Таким образом, от двух жен Яков Кириллов имел 72 детей. Дворянские русские семьи тоже нередко были весьма многодетными. Рекордное число детей в клане российских правителей было у царя Алексея Михайловича - 14,у Петра Первого было 11 детей, у Льва Толстого - 13. Двенадцать детей было у историка Сергея Соловьева 2 . Самая многодетная семья в мире сегодня проживает в России, в поселке Масловском Воронежской области. Из 20 родившихся у Александра и Елены Шишкиных детей, с ними сегодня проживают под одной крышей 19. Первенец уже сам обзавелся семьей из трех детей и живет отдельно от родителей.

1.2.Награды многодетным семьям.

После огромных потерь нашего народа в Великой Отечественной войне, государство впервые начало отмечать многодетных матерей. В 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были одновременно учреждены ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и «Медаль материнства». Многодетной считалась семья, в которой воспитывалось пятеро детей. В период с 1944 по 1991 годы многодетным матерям вручались награды: «Медаль материнства» II и I степеней вручалась матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей.

Сегодня семейные подвиги награждаются другими званиями и орденами. Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава». Новый орден возобновляет не только советские, но и дореволюционные традиции награждения за заслуги в деле воспитания детей. Орденом «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, в случае неполной семьи, один из родителей (усыновителей), которые воспитывают и (или) воспитали четверых и более детей - граждан Российской Федерации, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей. 1 При награждении орденом «Родительская слава» выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 000 рублей.

1.3. Государственная поддержка многодетных семей в России.

В большинстве европейских стран, в том числе и в России, многодетные семьи получают государственную поддержку. Это связано с тем, что в этих странах уровень естественного прироста населения крайне низок, а порой даже отрицательный. Сокращение численности населения вредит социальной стабильности в обществе и развитию экономики, поэтому государство оказывает поддержку многодетным семьям. Впервые пенсионные льготы для многодетных матерей в нашей стране были введены Законом СССР «О государственных пенсиях» в 1956 году. Сегодня в России статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей";федеральным законом от 19.05.1995 N 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года; федеральным законом от 17.12.2006 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основные льготы для многодетных семей во всех субъектах РФ :

скидка в размере не ниже 30 процентов за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией; .бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;3. бесплатный проезд на внутригородском транспорте;50%-ная скидка в оплате проезда один раз в год детям до 18 лет из многодетных семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях лечебного типа, оздоровительных лагерях; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой для посещения занятий; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха; помощь желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства; льготы по взиманию земельного налога и арендной платы; предоставление беспроцентной ссуды на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; выделение садово-огородных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью; предоставление льготных кредитов на приобретение строительных материалов и строительство жилья; первоочередное обучение и переобучение многодетных родителей по специальностям, востребованным экономикой региона; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим пять и более детей; многодетная мать имеет право на режим неполного рабочего времени в сочетании с неполной рабочей неделей. Это -перечень основных льгот, предусмотренных для многодетных семей на федеральном уровне. Однако, мы пришли к выводу, что данная система льгот не решает основные социально-экономические проблемы многодетных семей.

1.4.Опыт социальной защиты многодетных семей в зарубежных странах.

Во Франции существует государственная программа «Большая семья», которая адресована многодетным семьям. Эта программа существует с 1921 года в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости и предлагает многодетным семьям субсидирование и налоговые льготы. Каждый следующий рожденный ребенок уменьшает налогооблагаемую базу так,что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан, вне зависимости от достатка, даже на миллионеров. В Германии в многодетных семьях за рождение каждого ребенка мать получает дополнительный налоговый бонус. Право на получение детского пособия имеют все граждане Германии, имеющие детей, проживающих совместно с ними, это 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро на каждого последующего. В Швеции многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. В Финляндии многодетным семьям выдаются различные пособия. Например, так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем рожающим в Финляндии женщинам, независимо от их гражданства. Этот «пакет» содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого «пакета» несколько сот евро. В Польше введен специальный критерий: пособие по многодетности можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи составляет в пересчете менее 125 долларов в месяц. Если же в семье есть ребенок инвалид и один из родителей не работает, это пособие увеличивается вдвое. В Чехии к льготам относится снижение пенсионного возраста для матерей: каждый рожденный ребенок уменьшает на год возраст её выхода на пенсию. 1
II.Исследование отношения к многодетным семьям.

Изучив на глубоком теоретическом уровне систему социальной защиты государством многодетной российской семьи, мы приступили к изучению уровня толерантности различных групп населения.

Используя следующие методы исследования: раздаточное анкетирование, нестандартное интервью, традиционный метод анализа документов, мы предложили респондентам анкетные листы (см. Приложение 1,2). Объектом исследования стали обучающиеся общеобразовательных учреждений города Оленегорска (МОУ СОШ № 4,13) в возрасте с 12 по 18 лет, их родители и прочие совершеннолетние граждане в возрасте от 20 до 54 лет. Респондентов - обучающихся было 275 человек, респондентов –прочих граждан- 75. Выборка стихийная, ею охвачено 350 человека. Исследование проводилось с октября 2009г. по март 2010г.

Респондентам были предложены вопросы, направленные на выявление отношения к многодетным семьям. Проанализируем полученные результаты.

2.1.Отношение к многодетным семьям обучающихся средних общеобразовательных учреждений.

Отвечая на вопрос « ^ Есть ли среди Ваших знакомых дети/подростки из многодетных семей?» , большинство опрошенных – 80,2%(средний показатель) ответили «Да». Учащиеся, отвечая на следующий вопрос анкеты: «С кем, по Вашему мнению, хотят общаться дети/подростки из многодетной семьи в большей степени?» , утверждают, что они в основном общаются со всеми без различий - 81,8%(средний показатель). Сделанные предпочтения по отношению к таким же детям из многодетной семьи, подтверждают лишь 11,6 %респондентов. Отвечая на вопрос «Как Вы относитесь к детям из многодетной семьи?» , респондентам было предложено три варианта ответа. Первым по популярности оказался ответ: доброжелательно(50,8%), вторым - нейтрально (равнодушно) 40 %и третьим – недоброжелательно - 9,2%.(см. Приложение 3). Результаты ответов, полученные на вопрос «Как Вы считаете, должно ли быть особенным отношение окружающих к детям из многодетной семьи?», указывают на нежелание подростков как - либо выделять данную категорию детей из своего окружения (нет - 52%).Отмечается следующая тенденция: чем старше респонденты, тем количество подростков, не желающих выделять из своего окружения членов многодетных семей, становится больше. На вопрос «Приходилось ли Вам наблюдать, недоброжелательное отношение окружающих к многодетным семьям?» основная часть респондентов дала категорическое « нет», утвердительный ответ-52% ,испытали затруднения, отвечая на вопрос,-25,6% . При этом респонденты указали, каким образом проявлялось недоброжелательное отношение к данной категории семей: дразнят, унижают, бьют. Большая часть респондентов, пытаясь представить себя на месте ребенка/подростка из многодетной семьи, , не испытала затруднений(34,8%).С некоторыми трудностями, отвечая на данный вопрос, столкнулось 42,6 % опрошенных). Варианты ответов на вопрос « Как Вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны средств массовой информации?» были предложены следующие: «их балуют вниманием»,» «уделяют мало внимания», «равнодушное отношение», «затрудняюсь ответить».Опрошенные школьники в большинстве своем выбрали второй(39,8%) и третий варианты ответов(28,8%) (см. Приложение 4).

Доброжелательное отношение к многодетным семьям со стороны общественности подтвердили большинство респондентов - 42,4%,на «нейтральном» настаивали 35,6%, недоброжелательность окружения видели - 11,8%.Характерно, чем старше опрашиваемые, настаивавшие на последнем варианте ответа, тем процент их ниже - от 26% в 7 классе к 6% в 11 классе (см. Приложение 5). Полагаем, чтообъяснить данную закономерность можно большей осознанностью выбора ответа «старшими» респондентами. Следующий вопрос анкетного листа:«Как Вы оцениваете заботу государства о многодетных семьях?» дал нам следующие ответы: респонденты - подростки в большинстве своем утверждают, что забота, проявляемая государством, недостаточна - 59,8 %, «забота очевидна»-17,4% (см. Приложение 6). Обратимся к заключительному вопросу анкетного листа: «Приходилось ли вам испытывать при виде детей/подростков из многодетной семьи следующие чувства?» Мы увидели, что большая часть респондентов испытывает такие чувства, как сострадание (65,6%) и сочувствие (39,2%)

За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двоих детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Отношение к многодетным семьям значительно менялось в нашей стране за последние два века. В дореволюционной России многодетность, особенно в крестьянских семьях, составляющих подавляющее большинство населения, была залогом стабильности, крепкого большого хозяйства, процветания, довольства. Большая детская смертность побуждала женщину рожать как можно чаще, обычно за весь детородный период, прожитый совместно с мужем, у здоровой женщины рождалось от 8 до 11 детей.

Современные условия жизни диктуют совершенно другие законы выживания семьи. За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двух детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Cемьи с количеством детей, большим трех, вызывают, зачастую, сильное неодобрение окружающих, поскольку они выбиваются из рамок социального стереотипа. Нестабильность экономической ситуации в нашей стране лишь усугубляет эту тенденцию, несмотря на попытки возродить исконно русскую традицию многодетности во многих современных семьях.

Самый распространенный довод противников многодетности следующий: все многодетные семьи – нищие, сидящие на шее у государства в целом и у них, как у порядочных налогоплательщиков, в частности. Эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна, потому что субсидии и льготы для многодетных семей в нашей стране минимальны, а размеры детских пособий не достигают и 5% от прожиточного минимума. Таким образом, иждивенцами такие семьи назвать никак нельзя, даже наоборот: родители и старшие дети в таких семьях зачастую трудятся намного активнее, чем их сверстники из малодетных семей, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни для всех членов семьи.

Люди, осуждающие многодетность, искренне считают, что для рождения ребенка нужно для начала самим встать прочно на ноги, потом хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы значительные средства. Однако вместе с тем была выявлена странная закономерность: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще семья ограничивается рождением одного ребенка.

Интересно также, что в наиболее обеспеченных семьях как минимум треть супругов (чаще - мужья) считают материальные условия недостаточными, и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как вполне достаточное и даже высокое.

Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной: для кого-то приемлемый уровень жизни – это трехэтажный коттедж и собственный катер, а для кого-то – двухкомнатная хрущевка. Т.е. дети в представлении многих потенциальных родителей как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей.

Если материальные потребности высоки, то ребенок часто не выдерживает конкуренции: на первом месте – материальное благополучие, и только потом - дети. Отсюда и появляется в последние годы много малодетных или вовсе бездетных хорошо обеспеченных семей.

Сегодня современными общественными установками всячески поощряется и провоцируется самореализация женщины. Но вполне естественно, что женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке - одна из этих двух важных сфер все равно пострадает. Поэтому многие женщины выходят из положения, взяв в дом помощницу по хозяйству, а для детей - няню или гувернантку (по возрасту ребенка).

Это нормальное явление, которое к тому же позволяет ребенку больше ценить мать, а мужу - жену как социально успешную женщину. Но сочетание многодетности и успешной карьеры - две вещи, совпадающие только в очень редких, просто исключительных случаях. Поэтому в обществе укоренился стереотип: многодетная мать не может быть успешной, полноценно реализовавшейся.

Вдумаемся в статистику. Сегодня примерно 25 женщин детородного возраста из 100 вообще не намерены обзаводиться детьми. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других задач (карьера, приобретение материальных благ), или подавлен в связи с материальными трудностями, что в физическом и в моральном плане губительно для здоровья женщины. Это значит, что одна четвертая часть здорового генофонда русской нации исключена из дальнейшего развития полностью.

41 и 31 женщина из 100 планируют родить одного или двух детей соответственно. Это еще раз доказывает, что в наше время происходит смена установки с даже двухдетной семьи на однодетную. Доказано, что установка на планируемое число детей практически не меняется с изменением семейного положения женщины и связанными с этим изменениями ее социального положения (снижением дохода на члена семьи, ухудшением условий проживания, питания и др.).

Вместе с тем исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности.

По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.

Таким образом, сегодня мы зачастую наблюдаем удручающую картину: один, в редком случае – два ребенка в семье. И политика государства относительно поддержки материнства и детства в нашей стране играет, к сожалению, далеко не последнюю роль в усилении этой тенденции.

На первом месте по-прежнему остается негативное отношение общества к многодетной семье. Между понятиями «многодетная мать/отец» и «неуспешный человек» практически ставится знак равенства, хотя на самом деле далеко не во всех случаях это так. Отношение к детям из многодетных семей в нашей стране в последние годы стало еще более плачевным, хотя многие из стереотипов по-прежнему остаются всего лишь заблуждениями, но об этом мы поговорим в следующий раз.

Приложение 1
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания



Показатели семьи

Баллы

1.

Состав семьи

мать, отец, дедушка, бабушка

5

только мать и отец

4

мать и отчим, отец и мачеха

3

одна мать, один отец

2

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

благоустроенная отдельная квартира

5

квартира с родителями супруга(и)

4

более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами

3

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3.

Доход семьи

могут практически ни в чем себе не отказывать

5

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

живут от зарплаты до зарплаты

2

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический стиль семьи

постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5.

Уровень социального здоровья семьи

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

2

стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

6

Ценность детей в семье

дети - главная ценность в семье

5

дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством

4

дети дополняют супружеские отношения

3

дети - элемент социального статуса: «как у всех»

2

дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства

1

7

Отношения семьи со школой

высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)

1

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о семье. Матрица позволяет выявить семьи группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), мы получили характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):

Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;

От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;

Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
В г. Барнауле проводится исследование среди многодетных семей с целью выявления преимуществ проблем семьи в личностном развитии подрастающих поколений.

Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:

1. Ваша семья многодетная, в ней воспитывается:

Более 5 детей________________________________________________.

2. Образование родителей:

Среднее;

Среднее профессиональное;

Высшее профессиональное.

3. Мотивы планирования Вашей семьи:

Сознательная многодетность;

Рождение третьего (и последующих) детей - случайность;

Семья с крепкими религиозными традициями;

Семья с рождением общего ребенка при повторном браке;

4. Какова специфика семейного воспитания в Вашей семье?

Детей воспитывают мать и отец;

Психолого-педагогические;

Распределение обязанностей;

Отдых детей;

Трудоустройство родителей;

Другое______________________________________________________.

10. Как Вы думаете, захотят ли Ваши дети, чтобы их будущая семья была похожа на Вашу?


- не знаю.

11. Считаете ли Вы, что многодетная семья имеет ряд преимуществ в сравнении с семьями с одним (двумя) детьми?


12. Если «да», то в чем эти преимущества"?

Детей легче воспитывать - они не растут эгоистами;

Дети вырастают более трудолюбивыми, приспособленными к жизни;

Семья более дружная;

Другое______________________________________________________.

13. Участвуют ли дети в принятии Вашей семьей особо важных решений?


14. Какие виды социальной помощи получает Ваша семья?

Бесплатное питание детей в школе;

Бесплатные проездные билеты;

Приобретение одежды, обуви для детей;

Путевки в оздоровительные лагеря;

Бесплатная выдача лекарств по рецептам для детей до 6 лет;

Скидка при оплате за коммунальные услуги;

Бесплатное (льготное) посещение культурно-массовых мероприятий;

Другое______________________________________________________.

15. Какие учреждения социальной сферы и какие специалисты оказывают социальную помощь и поддержку Вашей семье?

Школьный психолог;

Социальный педагог школы;

Социальный педагог микрорайона;

Управление социальной защиты;

Отдел защиты детства;

Другие______________________________________________________.
Благодарим за участие в исследовании и искренние ответы!

Приложение 3

Анкета «Взаимоотношения в семье»

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

З) не очень хорошими;

не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?


2) не совсем;
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи ?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.


5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы учебы детей;

делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

каждый занимается своим делом;

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

часто;


иногда;

редко;


не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей ;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?


3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку в других людях.


  1. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

Бланк ответов


№ вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рожков В.В., Великанов В.Д., Васнева Т.М., Соломатина С.А.
«Социальное обозрение», №1-2, М., СОФИЯ, Гелиос, 2003 г.

В статье приводится анализ данных социологического опроса родителей из многодетных семей, проживающих на территории Западного административного округа г. Москвы (РУ «Кунцево» и «Можайский»).

Задачей настоящего исследования является изучение социального положения многодетных семей, выявление их потребностей и возможностей, в ряду которых - выявление возможности многодетных семей в приеме на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (35% положительных ответов по результатам исследования).

В настоящее время в Российской Федерации определился ряд опасных тенденций, касающихся будущих поколений наших соотечественников. В далекой перспективе это уменьшение числа рождаемости.

Демография, основываясь на материалах статистики, считает, что для простого воспроизводства численности населения РФ необходимо, чтобы каждая женщина родила в среднем 2,6 ребенка . В то же время, по данным Всероссийской микропереписи населения 1994 г., среднее желаемое российской женщиной количество детей составило всего 1,8 ребенка. Только 12,5% опрошенных женщин в возрасте от 18 до 30 лет назвали трех или более детей в качестве желанного числа .

В ближней перспективе тревожно появление все большего числа детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети, если не предпринять продуманных мер реабилитационного характера, никогда не станут полноценными и полноправными членами общества, так как их мировоззрение формирует полукриминальная, маргинальная среда, которая не является средой воспроизводства и передачи положительного национального социокультурного опыта. При этом хотелось бы отметить, что, по данным районных отделов «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» ЗАО г. Москвы, наименьший процент детей, состоящих у них на учете, составляют дети из многодетных семей.

По нашему мнению, это происходит потому, что родители в таких семьях являются, как правило, гарантами надежности и стабильности в воспитании и образовании детей. Сами дети при этом получают соответствующее коллективное воспитание и с самого раннего детства приучаются нести определенную социальную ответственность, имеют взаимные права и обязанности по отношению к другим членам семьи различных возрастов и статусов.

Вместе с тем многодетная семья уже самим фактом своей многодетности, которая, как правило, является продуктом реализации осознанного желания родителей иметь много детей, доказывает, что она является той инстанцией, которой можно «априори» доверить воспитание приемных детей.

Региональный благотворительный общественный фонд (РБОФ) «София» в настоящем исследовании, проведенном в 2001-2002 гг., поставил себе целью изучить именно такую семью, в которой воспитываются трое или более детей, показать ее «социальный портрет», выявить ее потребности, раскрыть ее потенциальные возможности.

Одной из которых, по нашему предположению, могло бы быть желание многодетной семьи, несмотря на все существующие трудности, принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

При положительном ответе многодетных родителей на этот вопрос можно было бы, опираясь на это, сделать конкретные шаги в решении как проблемы беспризорности и безнадзорности, так и проблемы рождаемости. В отношении беспризорности и безнадзорности такой подход мог бы несколько снизить остроту проблемы, хотя количество многодетных семей и не очень велико (на конец 2000 года из 935 700 населения ЗАО г. Москвы многодетными являются около 2500 семей).

В контексте же решения проблемы рождаемости в нашем государстве имеет смысл: во-первых, привлекать любое внимание к счастливой многодетности; во-вторых, пропагандировать «искусственную» многодетность, поощряя ее административными мерами (выгодными пособиями, жильем и тому подобным). Получив свое развитие, эта ситуация будет иметь реальный шанс укоренить и «естественную» многодетность в сознании наших соотечественников. В итоге можно было бы ожидать, что увеличение количества многодетных семей приведет как к уменьшению числа безнадзорных и беспризорных детей, так и к увеличению численности населения, что повлияет на улучшение демографической ситуации в России.

Для выполнения исследовательской части данной работы была разработана специальная анкета с рядом вопросов, охватывающих различные стороны жизни многодетной семьи, ее потребностей, а также вопросы, помогающие понять, как многодетная семья живет в наше нелегкое время. Анкеты были предложены семьям, проживающим на территории районных управ (муниципальных образований) «Кунцево» и «Можайский» Западного административного округа г. Москвы.

В социологическом опросе приняли участие 248 родителей: из них 75% составили женщины, и 25% - мужчины. Как мы видим, не все отцы приняли участие в нашем опросе, поэтому, анализируя ответы, мы учитывали факт наличия или отсутствия семейной пары среди наших респондентов.

По социальному происхождению респонденты распределились следующим образом: из служащих - 39%, из рабочих - 36%, из крестьян - 4%, и не дали ответа на этот вопрос 21% родителей. Национальный состав оказался более однородным: 76% - составляют русские, 6% - украинцы и белорусы, 5% - татары, по 2% - армяне и азербайджанцы, 9% составили другие национальности.

Возрастная структура опрашиваемых родителей выглядит следующим образом: основная масса находится в возрастной группе от 18 до 44 лет, это 83%, в возрастной группе от 45 и старше - 17%.

Подавляющее большинство (74%) опрошенных многодетных семей имеют в своем составе трех детей. Далее семьи в зависимости от количества детей распределились так: 14% - имеют четырех детей, 8% - пять, 3% - шесть и 1% - семь детей.

Опрос показал, что большинство респондентов (66%) состоит в юридическом браке. В церковном браке - 4%, одновременно в церковном и юридическом браках - 7%, в браке не состоят 13% опрошенных, 6% считают, что они состоят в гражданском браке. Не ответили на этот вопрос 4% респондентов.

Среднее и средне-специальное образование среди опрошенных родителей имеют 59%, высшее и незаконченное высшее образование - 39%, а неполное среднее - лишь 2%.

Таким образом, мы видим, что образовательный уровень большинства опрошенных родителей достаточно высок. Это подтверждается тем, что 4% респондентов свободно владеют иностранными языками, 41% - со словарем, при этом 56% иностранными языками не владеют или не дали на этот вопрос никакого ответа. Кроме того, 3% - профессионально владеют персональным компьютером, на уровне пользователя - 31%.

Более половины опрошенных трудоустроены (54%), а 43% - нет. Такой высокий процент нетрудоустроенных родителей объясняется тем, что в опросе приняли участие 75% женщин. Большинство мамочек занимаются детьми, некоторые не работают по состоянию здоровья или просто не могут найти работу по своей квалификации или в соответствии со своими интересами. Кроме того, часть опрошенных женщин поделилась тем, что работодатели, «не приветствуют» работниц с малолетними детьми.

Из числа опрошенных 28% нуждаются в трудоустройстве, 20% хотели бы устроить на работу своих детей. Причем среди тех, кто нуждается в работе, многие не отказались бы от получения дополнительного образования. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в основном и дополнительном образовании для себя?» - утвердительно ответили более трети респондентов (возраст опрашиваемых в данном случае не имеет существенного значения). И в молодой, и в старшей группе соотношение желающих учиться примерно одинаково. В дополнительном образовании для своих детей нуждается уже подавляющее большинство респондентов - 63%, и лишь 21% ответили «нет», 2% - «не знаю», остальные не дали ответа на этот вопрос.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что существующий в настоящее время уровень основного образования явно недостаточен и люди хотят получить дополнительное образование, чтобы устроиться на более высокооплачиваемую работу. А это на сегодняшний день связано с большими материальными затратами, которые многие многодетные семьи не могут себе позволить.

Удовлетворенность работой высказали 44% респондентов, 23% дали отрицательный ответ, 33% уклонились от ответа. Таким образом, многие многодетные родители вполне удовлетворены своей работой. Неслучайно 40% опрошенных имеют стаж работы от 10 до 20 лет, 34% - от 20 до 30 лет, 10% - до 10 лет, а 4% - от 30 до 40 лет. Причем инвалидность имеют только 2% опрошенных, остальные - молодые здоровые люди, стремящиеся внести свой вклад в развитие общества.

Основным источником доходов является заработная плата - так ответили 72% респондентов, 6% ориентированы на различные пособия, 5% - на пенсии, 1% - на помощь родственников, 15% по различным причинам не дали ответа на этот вопрос. Происхождение основного источника дохода подтверждается ответами и на другой вопрос анкеты: «Каков доход на одного члена вашей семьи?»: 45% имеют доход до 1000 рублей, 42% - от 1000 до 2000 рублей, 4% - более 2000 рублей, 9% респондентов не дали ответа на этот вопрос. Если многие удовлетворены самим характером своей работы, то этого никак не скажешь об уровне зарплаты - лишь 10% удовлетворительно ответили на этот вопрос, 53% - отрицательно, а 37% не дали ответа. Естественно, если заработная плата на основном месте работы низка и не может обеспечить сносное существование людям, они вынуждены искать приработок на стороне (разумеется, за счет своего свободного времени и здоровья). Так желаемым видом занятости 41% опрошенных назвали «частичную занятость», 16% - подработку и лишь 13% - полную занятость, треть респондентов оставили этот вопрос без ответа.

Кстати, примерно столько же, 32% опрошенных родителей, не дали ответа на вопрос: «Как вы проводите свой досуг?». 5% отметили, что свободного времени у них нет; 28% респондентов предпочитают проводить свободное время с детьми, в кругу семьи; 15% заняты домашними заботами, работой в деревне или на даче: 5% предпочитают активный отдых, занимаются спортом, туризмом, любят рыбалку; 5% проводят время за чтением и рукоделием; 5% посещают театры, выставки и музеи, 4% отдают свободное время телевидению, 1% посещает церковь.

Анализ свободного времени детей из многодетных семей дает несколько иную картину. Ответы распределились следующим образом: 33% детей, по мнению родителей, предпочитают игры, прогулки и спорт; 10% отдают предпочтение чтению, рисованию, театру; 8% занимаются в различных кружках, студиях, музыкой; 9% проводят досуг в кругу семьи, дома, на даче; 5% отдают свое время кино, телевидению, компьютеру; 1% проводит время, посещая церковь. Но 27% респондентов не дали ответа на этот вопрос, а 7% сказали: «когда как».

Следовательно, более трети (учитывая два последних показателя) детей, по мнению их родителей, не знают, куда себя деть и как использовать свободное время. А это самое тревожное, поскольку бесконтрольность и отсутствие каких-либо интересов, способных увлечь юного человека, может привести его к асоциальным поступкам и действиям. Тем более, что взрослые члены семьи далеко не всегда могут заполнить духовный вакуум детей, а подчас не имеют для этого ни моральных, ни материальных возможностей, впрочем, это уже проблема семьи любой, а не только многодетной, последняя же, по крайней мере, обеспечивает свое простое воспроизводство (в среднем не менее 2,6 ребенка на одну женщину), в отличие от семьи бездетной или малодетной.

Что же удерживает молодых здоровых людей в репродуктивном возрасте от того, чтобы дать жизнь и воспитывать здоровых, полноценных детей, без которых нет будущего у нации и государства? Комплекс факторов социального, экономического, психологического и тому подобного характера. На примере многодетных семей мы рассмотрим только некоторые из них, абстрагируясь от таких моментов, как отсутствие стабильности в обществе, неуверенность в завтрашнем дне и так далее, решение этих проблем возможно лишь при условии четкой осознанной социальной политики государства и ее одобрения всем обществом в целом.

О зарплате, толкающей на нищенское существование, мы уже говорили, в таких условиях речь может идти только о выживании, но никак не о возрождении нации. Не вызывает удивления поэтому ответ на вопрос: «Удовлетворены ли вы уровнем социальной поддержки, оказываемой вам федеральными/местными органами власти?». 57% многодетных родителей ответили «нет», и лишь 18% ответили на этот вопрос утвердительно. 17% затруднились с ответом, а 8% опрошенных вообще не дали на него ответа. Причем на аналогичный вопрос об уровне социальной поддержки, оказываемой общественными, благотворительными организациями, получены более оптимистичные ответы: 23% удовлетворены их деятельностью, 41% - нет, 26% ответили «не знаю», а 10% не дали ответа. Это говорит о том, что благотворительные организации, общественные фонды ближе к населению, которое нуждается в социальной поддержке, но помощь, которую такие организации могут оказать, явно недостаточна, и информация об их деятельности, как правило, отсутствует.

В социологическом опросе большое внимание уделялось вопросу о том, какие виды социальной помощи необходимы многодетной семье. В первую очередь необходима материальная помощь. В ней нуждаются 79% опрошенных. 13% многодетных родителей не дали ответа на этот вопрос, а по 4% ответили «не знаю» или «нет» (это те, у кого доход более двух тысяч рублей на человека, но такой доход обеспечивается не только зарплатой, но и другими источниками). Те же, кто живет на зарплату, а таких подавляющее большинство, безусловно, нуждаются в материальной поддержке.

В юридической помощи нуждаются 33% респондентов, в психологической - 20%. Но многие многодетные родители не дали ответа о нуждаемости в юридической или психологической помощи. Это говорит скорее о недостаточности таких служб в городе, чем об отсутствии реальных потребностей в них.

Хотя 77% респондентов имеют отдельные квартиры, жилищные условия многодетных семей оставляют желать лучшего. Только 9% опрошенных имеют более 18 м2 на одного человека, 20% - от 10 до 18 м2, а большинство, 48%, - до 10 м2. Совершенно естественно, что на вопрос: «Нуждаетесь ли вы в улучшении жилищных условий?» - 71% опрошенных ответили утвердительно и только 17% - отрицательно, остальные дали неопределенный ответ или не дали его вовсе. Многие семьи живут в старом, ветхом жилищном фонде, 48% квартир нуждаются в ремонте. Кроме ремонта квартиры людям необходимы и другие социально-бытовые услуги.

Наибольший процент респондентов нуждается в ремонте сантехники и бытовой техники, поскольку при повышенной эксплуатации она часто выходит из строя, а это стоит немалых материальных затрат. Вероятно, здесь следует подумать о льготах для многодетных семей или о создании специальных ателье по ремонту бытовой техники для подобных категорий населения.

Другие же виды социально-бытовых услуг необходимы значительно меньшему числу опрошенных (вероятно, только тем, кто по состоянию здоровья не может обслуживать себя сам, но таких очень немного), остальные предпочитают обслуживать себя сами. Но поскольку существуют другие виды социальной помощи, интересно, как относятся к ним многодетные семьи и в чем конкретно они более всего нуждаются.

Анализ данных показывает, что наиболее популярны у многодетных семей льготные распродажи и разовая продовольственная помощь. Отсюда вытекает необходимость в развитии сети недорогих льготных магазинов для многодетных семей. Менее всего многодетные семьи нуждаются в бесплатных обедах. Действительно, если одинокий ветеран или инвалид видит в них привлекательность и пользу для себя, то для многодетных семей нужно устраивать культурно-спортивные праздники с угощениями, где могут присутствовать родители с детьми, проводить игры и викторины с призами, которые доставят удовольствие и взрослым и детям.

Этот вывод подтверждается данными проведенного нами опроса - 70% респондентов хотели бы участвовать в культурно-массовых мероприятиях (независимо от принадлежности к той или иной возрастной группе), 56% хотели бы заниматься спортом. Об активной жизненной позиции свидетельствуют также и такие данные, что 21% респондентов хотели бы заниматься общественной деятельностью, 17% - участвовать в художественной самодеятельности.

И хотя большинство из участвующих в опросе люди небогатые, они готовы помогать нуждающимся. Но в еще большей степени о занимаемой жизненной позиции членов многодетных семей свидетельствуют следующие утверждения, которые характеризуют жизненное кредо. В частности, 86% респондентов отметили, что в своей жизни руководствуются следующими заповедями: «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и так далее, 4% не знают, что ответить, 8% не дали ответа и лишь 2% ответили «нет». Однако мало декларировать свой альтруизм, необходимо и подтверждение занимаемой позиции конкретными делами или поступками.

В частности, нас интересовал вопрос, могла бы многодетная семья взять на воспитание чужого ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ведь для современной России проблема детской беспризорности приобрела характер настоящего социального бедствия. А многодетная семья со своими традициями воспитания, здоровым микроклиматом, взаимопомощью и поддержкой как никакой другой социальный институт могла бы взять на себя какую-то часть этой социальной проблемы.

С этой целью в анкете были предложены два вопроса:

«Я мог(ла) бы из сострадания взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей» и

«Я взял(ла) бы на воспитание такого ребенка, если бы на его содержание выплачивались денежные средства». Подробный анализ результатов такого исследования, учитывающий варианты ответов на все вопросы анкеты, приведен в статье «Кто воспитает ребенка».

Оказалось, что 35% опрошенных родителей могут быть отнесены к группе, готовых взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. И не имеет большого значения, собираются ли брать на воспитание ребенка просто из сострадания или за денежное вознаграждение. Но как осуществить эти благие намерения (с правовой, экономической, социальной и так далее сторон) должны решать уже соответствующие административные органы и службы.

На наш же взгляд, для более углубленного анализа проблем многодетных и прочих семей следует провести дополнительные исследования по следующим вопросам:

* определение роли матери и отца в многодетной семье;
* выявление тех мотиваций, которые подтолкнут к рождению детей многодетные семьи и семьи, не являющиеся многодетными;
* выявление семей, желающих и способных воспитать чужого ребенка;
* провести тестирование родителей, которые выразили готовность воспитать такого ребенка, и всех членов многодетной семьи на психологическую совместимость с чужим ребенком;
* провести тестирование предполагаемого приемного ребенка на совместимость с новой семьей;
* продумать действия, направленные на развитие и популяризацию идеи многодетности в нашей стране, прежде всего, отражая это в рекламной продукции, в газетах, на радио, на телевидении, в Интернете;
* разработать специальные анкеты и методики для оценки достоверности ответов респондентов.

Заключение

По результатам проведенных исследований составлен обобщенный социальный портрет многодетных семей, проживающих на территории муниципальных образований «Кунцево» и «Можайский» ЗАО г. Москвы. Были опрошены 248 родителей, из них женщин - 75%, мужчин - 25%. Обобщенный портрет имеет следующие характеристики (без учета мнений респондентов, не давших ответа):

1. По своему национальному составу опрошенные родители многодетных семей разделяются на: 76% - русских, 6% - украинцев и белорусов, 5% - татар, по 2% - армян и азербайджанцев, остальные - 9%.

2. В заключенных браках состоят 73% многодетных семей. Неполные семьи и семьи, состоящие в гражданском браке, составляют 19%, состоят в церковном браке 4%.

3. Среднее и высшее образование имеют 98% родителей. При этом более 30% высказалось за получение дополнительного образования для себя и 63% - для своих детей.

4. Трудоустроены только 54% родителей, из них 44% удовлетворены своей работой. Нуждаются в трудоустройстве для себя 28% респондентов и 20% - для своих детей. Желают иметь частичную занятость или подработки 57% родителей.

5. Основной источник дохода - зарплата. Так ответили 72% опрошенных родителей. 45% респондентов имеют доход до 1000 рублей на одного члена семьи, 42% респондентов - от 1000 до 2000 рублей, 4% имеют доход, превышающий 2000 рублей.

6. Около 60% родителей проводят все свое свободное время в кругу семьи, занимаясь детьми и домашним хозяйством. По мнению родителей, примерно 30% детей не знают, как использовать свое свободное время.

7. Уровнем социальной поддержки, оказываемой федеральными/местными органами власти, удовлетворены 18% респондентов, 57% выразили отрицательное мнение. Относительно деятельности благотворительных организаций высказались соответственно 23% и 41% респондентов.

8. В отдельных квартирах проживают 77% многодетных семей. При этом только 9% семей имеют более 18 м2 на одного человека, а большинство (48%) - менее 10 м2. Нуждаются в улучшении жилищных условий 71% семей. Многие семьи живут в ветхих домах, 48% квартир нуждаются в ремонте.

9. Об активной жизненной позиции родителей многодетных семей свидетельствует то, что 21% респондентов хотели бы заниматься общественной деятельностью, 17% - участвовать в художественной самодеятельности. Хотя большинство из опрошенных люди небогатые, они сами готовы помогать нуждающимся. Так до 53% родителей могут оказать помощь обувью и одеждой, принять участие в создании библиотек для клубов, домов инвалидов и интернатов.

10. Основываясь на анализе всего массива данных социологического опроса многодетных семей, полученного методом анкетирования, учитывая данные свободного интервью, неформально проводимого в момент сбора анкет, и устные пожелания респондентов, нами разработаны следующие предложения по улучшению социальной работы с многодетными семьями и популяризации идеи многодетности в нашей стране:

* снять временной ценз на понятие «многодетная семья»;
* вновь ввести наградные знаки отличия (ордена и медали) для многодетных матерей, обеспечив их пожизненными материальными и имущественными льготами;
* для социальной помощи и правовой защиты интересов многодетных семей в состав местных органов власти ввести оплачиваемые выборные должности ответственных из среды самих многодетных, осуществить при необходимости их профессиональную переподготовку;
* увеличить объем адресной социальной помощи многодетным семьям:

A) ввести возрастающую доплату к ежемесячному государственному пособию на каждого ребенка, начиная с третьего, и привязать ее к величине прожиточного минимума в регионе;
b) с увеличением числа детей в семье пропорционально уменьшать величину оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг;
c) создать отдельную очередь на получение муниципального жилья для семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие семьи должны получать жилье в течение двух-трех лет;
d) вновь ввести отпуск по уходу за новорожденным ребенком в трудовой стаж матерей (отцов), начиная с рождения третьего ребенка;
e) с увеличением числа детей пропорционально уменьшать матерям возраст выхода на пенсию, например, с рождением второго ребенка возраст выхода на пенсию составит 54 года, с рождением третьего ребенка - 53 года и т.д.;
f) ввести бесплатный проезд или 50%-ную оплату стоимости проезда в городском транспорте и пригородных поездах всем членам многодетных семей;
g) ввести бесплатную (или по сниженным ценам) выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, всем неработающим членам многодетных семей;
h) предоставить всем детям из многодетных семей возможность бесплатно получать любое специальное или высшее образование;
i) ввести отсрочку призыва в армию или сократить срок военной службы детям из многодетных семей;
j) создать дополнительные рабочие места в районах проживания многодетной семьи, где дети и родители могли бы работать несколько часов в день с целью получения дополнительного заработка. Привлечь для этого коммерческие и производственные организации, а также органы местного управления;
k) организовать при содействии общественных, благотворительных организаций и местных органов государственной власти магазины, торгующие различными промышленными товарами и продуктами питания по ценам, ниже рыночных на 50%, а также специализированные ателье по пошиву одежды и ремонту бытовой техники.

Использованная литература.
1. Рожков В. В. Многодетная семья - барьер депопуляции России. // Социальное обозрение, №1. М., 2002.
2. Борисов В.А. Демография. М., 1999.
3. Рожков В.В., Великанов В.Д. Кто воспитает ребенка? // Социальное обозрение, №1-2. М., 2003.