Меню
Бесплатно
Главная  /  Общие навыки  /  Невнимательность ребенка как тип расстройства концентрации. Невнимательность: виды и причины. Как бороться с невнимательностью.

Невнимательность ребенка как тип расстройства концентрации. Невнимательность: виды и причины. Как бороться с невнимательностью.

Сегодня стала не просто проблемой, а причиной многих неприятностей и даже трагедий. Например, чем может грозить обществу невнимательность человека, выполняющего сложную и ответственную работу, в том числе и связанную с техникой?

Конечно, об этом можно постараться не думать, но лучше тренировать внимание с самого детства: тогда станет гораздо меньше взрослых, неспособных решать адекватно жизненные задачи, воспринимать информацию, концентрироваться в нужные моменты и просто работать – нормально и продуктивно.

Виды внимания и невнимательности

Учёные выделяют несколько видов внимания.

Произвольным (пассивным, эмоциональным) называют внимание, проявляющееся независимо от наших усилий, или «само по себе»: когда мы встречаем в толпе человека, одетого ярко и необычно, или внезапно слышим громкие звуки и т.д.

Эмоциональным такое внимание называют потому, что люди под влиянием эмоций могут замечать или не замечать те или иные явления, объекты и события. Расстроенный человек, идя по улице, вряд ли обратит внимание на яркую клумбу или весело играющих детей, но увидит мусор и грязь, а прохожие ему тоже будут встречаться грустные и печальные. Данный вид внимания нам необходим: если он «отключится», мы можем перестать реагировать на опасность и утратить осторожность – таких людей называют «рассеянными», но здесь всё сложнее. Способность реагировать на посторонние и неожиданные раздражители может играть и негативную роль: обращая внимание на то, что происходит вокруг, мы отвлекаемся от работы.

Произвольным называют внимание, помогающее сосредоточиться на конкретной задаче или объекте: мы сами делаем волевое усилие и направляем внимание, стремясь достигнуть какой-либо цели. Здесь-то у многих и начинаются проблемы: далеко не всем удаётся направлять внимание туда, куда нужно. Мешает множество разных факторов: утомление, возбуждение, раздражение и другие состояния, чаще возникающие к концу дня, но большинство работающих людей находятся в этих состояниях почти всё время. Нередко, придя на работу с утра, мы обнаруживаем, что не можем «собраться», и это раздражает ещё больше.

В зависимости от самочувствия и настроения, невнимательность может вызываться - внимание «порхает» с одного предмета на другой, - или усталостью нервной системы - мы теряем интерес к тому, что происходит вокруг.

Откуда берётся невнимательность

Не стоит оставлять всё, «как есть»: возможно, вам требуется помощь специалиста, хотя нередко с проблемой невнимательности можно справиться самостоятельно. Надо лишь разобраться и понять, что нам мешает быть внимательными.

Технологии сейчас развиваются стремительно, и всё для того, чтобы облегчить нам жизнь. В результате жизнь «облегчается» настолько, что мы почти перестаём двигаться, а малоподвижный образ жизни притупляет память и ослабляет внимание. Поэтому у многих людей возникает : хотя человек чувствует себя «вымотанным» психически, он не может уснуть, так как многие физиологические процессы нарушаются. А недосыпание тоже является причиной невнимательности: оно приводит к и неспособности к концентрации, и работоспособность заметно снижается.

К тому же на работе мы часто «грузимся» настолько, что перестаём соображать и теряем ориентацию во времени: так, работая с важными документами, мы параллельно пытаемся переписываться в социальных сетях, да ещё и по телефонам разговариваем, причём и по служебному, и по мобильному.

Картина, к сожалению, типичная, и невнимательность - следствие такого поведения, так что лучше обращаться со своим мозгом аккуратнее. Вместо «напоминалок» попробуйте использовать обычный ежедневник, занося в него всю важную информацию: внимание активизируется уже потому, что вы начнёте чаще держать в руках ручку или карандаш. А мобильный телефон и даже Интернет иногда стоит отключать: устроив себе отдых от них хотя бы на день, можно выполнить немало накопившейся работы и закончить множество дел.

С недостатком движения и недосыпанием тоже можно справиться. В спортзал ходить получается не у всех, но делать утреннюю гимнастику нас учили ещё в школе – самое время вспомнить об этом. И ходите пешком, как только появляется возможность: свежий воздух и солнце улучшают способность ясно мыслить и концентрировать внимание. Не стоит думать, что отказ от прогулки сэкономит время – как правило, всё получается наоборот. А когда вы начнёте регулярно делать зарядку и гулять, сон нормализуется «автоматически»: бессонница уйдёт, а работоспособность и внимательность начнут улучшаться.



Краткое содержание: Проблема невнимательности и плохая успеваемость. Ошибки по невнимательности. Причины недостаточного внимания. Переутомление и перегрузки. Возрастные ограничения в развитии внимания. Недостаточная мотивация выполнения деятельности.

Обычно с проблемой невнимательности детей родители сталкиваются с поступлением их воспитанников в школу. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно как для самих учеников, так и для их родителей. Ведь ребенок допускает досадные ляпы не потому, что чего-то не знает, а потому, что он просто-напросто невнимателен.

Не стоит по этому поводу ругать ученика и тем более заставлять его по несколько раз переписывать одно и то же. Это не сделает его усидчивым и сосредоточенным. Более того, неприязнь и даже ненависть к учебе - гарантированы. Чтобы преодолеть досадное препятствие на пути ребенка к успеху, нужна длительная и кропотливая работа, но она обязательно даст положительный результат.

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью . Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы.

От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

2. Хронические соматические заболевания , болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

3. Индивидуальные особенности нервной системы . Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

4. Переутомление и перегрузки . Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

5. Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки "по невнимательности".

На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

6. Недостаточная мотивация выполнения деятельности . Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания.

Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.

А теперь перейдем непосредственно к практическим рекомендациям по тренировке внимания наших детей:

1. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: "Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания".

2. Понаблюдайте, как выполняет ребенок домашние задания. Скорее всего, так: быстренько все написал - и с плеч долой, а на поверку оказывается, что из-за двух-трех "глупых" ошибок преподаватель вынужден ставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Первое, чему нужно научить ребенка, - проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит. Довольно часто ученики говорят: "Я все равно не вижу своих ошибок, зачем же мне тратить зря время?!" Это не повод опускать руки.

Действительно, есть такая особенность, когда "по свежим следам" трудно увидеть описки в своей работе. Значит, написанное нужно отложить, заняться другим предметом, а по прошествии времени вернуться к тому, что делал ранее, и посмотреть на текст как на чужой. Если времени на выжидание нет, например, в школе на диктанте или сочинении, можно использовать другой прием: читать текст задом наперед, то есть сначала последнее слово, потом предпоследнее и так далее. Слова воспринимаются совершенно в новом свете. Однако, чтобы овладеть этим приемом, родителям придется выступить в роли "тренера". Пусть ребенок напишет под вашу диктовку какой-нибудь не очень сложный текст, а затем проверит то, что сделал, по методике от конца к началу. Старайтесь, чтобы следующий диктант был сложнее предыдущего.

3. Психологами разработано много интересных развивающих игр, описание их можно найти в популярной психологической литературе (см. раздел "Развивающие методики. Внимание."). Мы предлагаем некоторые из игр. Довольно эффективно тренирует внимание собирание картинки из кусочков - пазлов. Или, например, можно выставить на стол 5-6 предметов и попросить малыша несколько секунд посмотреть на них, потом, когда он отвернется, убрать один и спросить, какого предмета недостает. Кстати, играть можно не только дома, но и на улице. Например, запоминать номера проезжающих машин и складывать числа. Это не только развивает навыки быстрого счета, но и тренирует память. Можно поиграть в детективов. Выбрать "объект наблюдения" и запомнить, во что он был одет, что держал в руках... Эта игра на наблюдательность.

Приведем еще несколько упражнений и заданий, направленных на тренировку различных свойств внимания:

Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно, не допуская досадных "ляпов"). Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения.

Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Старайтесь заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически. Не забывайте интересоваться успехами вашего чада в школе и всегда подчеркивайте, что вы очень цените его старания. Именно труд, а не оценки. А там, глядишь, и хорошим отметкам вместе будете радоваться.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Человеческий мозг ежеминутно принимает огромное количество сигналов из внешнего мира, среди которых ему необходимо выделить и усвоить полезные, отбросив ненужные. В этом ему помогает внимание – одна их психических функций, которая служит своеобразным фильтром и позволяет избежать умственной перегрузки. Невнимательность – это проблема, которой страдает больше половины населения земли. Часто она связана с определенными особенностями личности, при которых затруднен процесс отбора головным мозгом полезной информации, в иных случаях нарушения внимания могут явиться следствием с какого-либо заболевания.

Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности у ребенка, когда он начинает посещать дошкольное образовательное учреждение или школу. Таким детям очень трудно сосредоточиться, вследствие чего страдает и успеваемость. В этом случае очень важно не критиковать ребенка и не ругать его за плохие оценки, но постараться выяснить причины его невнимательности и найти оптимальные пути решения проблемы. У взрослых людей рассеянность и нарушения внимания часто является следствием игнорирования проблемы в детстве.

Провоцирующие факторы

Невнимательность у ребенка может быть вызвана самыми различными факторами. Специалисты рекомендуют, прежде чем думать о том, как устранить рассеянность, попытаться выявить ее точные причины, а их существует немало:

Рассеянность школьника может являться следствием неблагополучных отношений в семье или со сверстниками. Те же причины могут помешать и взрослому человеку полноценно использовать собственное внимание. Если подобное состояние продолжается более полугода, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с врачом-неврологом.

Типы и проявления

Невнимательность, которая может присутствовать у школьника, студента и даже взрослого человека можно поделить на несколько типов. Первым из них является рассеянность или так называемое «порхающее» внимание. В этом случае наблюдаются трудности с концентрацией на определенном объекте, тогда как переключение внимание происходит легко и часто непроизвольно. Чаще всего такой тип невнимательности встречается у детей дошкольного возраста.

Следующий тип, наоборот, характеризуется трудностями с переключением внимания при высокой степени концентрации. Подобное явление может встречаться в совокупности с навязчивыми мыслями, которые могут быть свойственны детям и подросткам вследствие определенных нарушений психики. Если у здорового ребенка наблюдаются трудности с концентрацией и одновременно с переключением внимания, скорее всего, эта проблема носит временный характер и связана с переутомлением.

Невнимательность у ребенка часто представляет гораздо большую проблему, чем гиперактивность или простое непослушание. Это происходит потому, что нарушения внимания нередко принимаются за застенчивость. Следующие проявления должны насторожить родителей, так как именно они свидетельствуют о невнимательности:

  • ребенок не способен сосредоточиться на какой-либо конкретной задаче;
  • о постоянно забывает или теряет свои игрушки, школьные принадлежности и т.д.;
  • наблюдается упорное избегание любых видов деятельности, требующих усидчивости и сосредоточения;
  • не успевает в школе из-за того, что постоянно совершает ошибки, не завершает до конца задания даже небольшого объема;
  • любую работу ребенок выполняет гораздо медленнее своих сверстников;
  • постоянно отвлекается, склонен к мечтательности;
  • игнорирует инструкции;
  • перескакивает с одной задачи на другую, не завершив ее до конца.

И хотя у любого школьника время от времени могут проявляться один или несколько из вышеописанных симптомов, особого внимания требуют те дети, которые испытывают такие трудности практически постоянно.


Детей с расстройствами концентрации можно разделить на два типа: активно-компульсивный и пассивный. В первом случае для ребенка характерно импульсивное поведение, поспешность, нежелание уделять достаточного количества времени учебе или иным занятиям. Любые задания выполняются очень быстро, но не проверяются, вследствие чего обнаруживается много ошибок, и страдает успеваемость. При нарушении внимания второго типа, наоборот, проявляется медлительность и задумчивость, мешающая ребенку во время выполнять задания. Стоит отметить, что если проигнорировать детскую рассеянность, то со временем она будет только прогрессировать и приведет к неудачам во взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.

Диагностика и помощь

Хроническая невнимательность должна быть выявлена как можно раньше, что найти наиболее эффективное решение проблемы. Если симптомы нарушения внимания и концентрации наблюдаются у ребенка длительное время, консультация специалиста становится необходимостью. Диагноз ставится на основании беседы с пациентом, а также результатов специальных тестов на внимательность. Очень важно дифференцировать простую рассеянность от проявлений различных соматических или психических заболеваний.

Выяснив причины невнимательности ребенка, родители вместе с психологом могут начать с ней бороться. Прежде всего, необходимо, чтобы мама и папа сами проявляли интерес к своему чаду и вовлекали его в любую целенаправленную деятельность. Следует наблюдать за тем, как ребенок выполняет домашние задания, научить его тщательно проверять их.

К настоящему моменту психологами разработано несколько эффективных игровых методик, направленных на тренировку внимания. Например, можно обратиться к следующим упражнениям:

  • корректурные задания, делая которые ребенок должен отыскать определенные буквы в тексте и вычеркнуть их – это упражнение направлено на улучшение концентрации;
  • задания на запоминания чисел, последовательности расположения объектов и т.д. — способствуют тренировке памяти;
  • одновременное выполнение нескольких разноплановых заданий позволит ребенку научиться правильно распределять свое внимание.

1. Пишутся слитно с «не », если они приобретают при этом противоположное значение. В таких случаях, как правило, слово можно заменить утвердительным синонимом без «не ». Например, «рассеянность ».

Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный характер слова говорит о слитном написании.

Его невнимательность мешала ему в работе.

Можно замены на утвердительный синоним:

Его рассеянность мешала ему в работе.

2. Пишется раздельно , если есть или подразумевается противопоставление.

Не внимательность, а упорство было его сильной стороной.

3. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается.

Разве не внимательность помогла ему решить задачу?

Но пишется слитно , если отрицание не подчеркивается.

Разве невнимательность не мешает в работе?

Другими словами, пишется слитно , если слово имеет утвердительный оттенок. И пишется раздельно , если отрицательный.

В случае отрицания можно вставить слово между «не » и «внимательность »:

Разве не хорошая внимательность помогла ему решить задачу?

Поиск авиабилетов и отелей

Мозг человека каждую секунду принимает из внешнего мира, окружающей среды около тысячи сигналов. Благодаря вниманию, которое является важным психическим процессом, осуществляется отбор необходимой информации и отбрасывание ненужной. Внимание выступает неким фильтром, благодаря которому нашему мозгу удается избежать нагрузки.

А невнимательность, от которой порою страдает больше половины современного населения, является качеством личности. Ее наличие объясняется рядом привычек, которые затрудняют отбор мозгом качественной и нужной информации.

Если с вами случалось такое, что вы прочли книгу, а затем забыли большую часть из прочитанного, или вам не удается сконцентрироваться дольше нескольких минут на том, о чем вещает ваш собеседник. Или вы постоянно забываете, куда положили мобильный, ключи и т.п., то некоторые из нижеперечисленных факторов могут быть объяснением отсутствия у вас внимания.

Рассмотрим факторы, влияющие на то, будет ли у вас развиваться невнимательность и показывающие, каковы причины ее появления.

Причины техногенного характера

Развитие технологий помогает сделать человеческую жизнь удобнее, практичнее, но так же и поглощает наше внимание. Поначалу человеческий мозг способен структурировать необходимые для него задачи. Но, чем больше одновременных дел, производит человек, тем сложнее его мозгу уделить внимание и сконцентрироваться на каждом.

  • Как бороться с невнимательностью: не перегружайте свой мозг, пользуйтесь органайзером или ведите ежедневник, записывая в него все то, что необходимо осуществить за день. Поэкспериментируйте и устройте себе дни без техногенной перегрузки (без интернета и мобильной связи). Вы будете удивлены, когда увидите, что после этого вдвое быстрее справляетесь с запланированным.
  • Обращение к врачу: в случае, когда вы, например, отправили смс, и после этого вам очень сложно опять вернуться к начатому занятию и вы активно пытаетесь найти причины им не заниматься.

Нехватка сна

Не стоит забывать, что для человека в возрасте от 20 до 70 лет норма сна должна составлять 7-9 часов в сутки. Когда вы спите меньше требуемой нормы, имеете возможность получить хроническую слабость, раздражительность, слабую концентрацию, головную боль. Это оказывает негативное влияние на вашу общую работоспособность, вызывая невнимательность или, как ее еще называют, рассеянность.

  • Как бороться: ответ простейший – вам необходимо выспаться. Приведите ваше состояние в норму.
  • Обращение к врачу: в случае, когда вы спите требуемое количество часов, и симптомы не проходят, стоит обратиться к специалисту за консультацией. Ведь причины могут быть разными (нарушение гигиены сна, сонное расстройство и т.п.)

Неинтересная работа

Работа занимает, зачастую, одну из главных позиций в жизни человека. Если вы постоянно неудовлетворенны своей работой, то это может стать причиной хронических заболеваний.

  • Как избавиться от невнимательности: смените свою работу, или поменяйте к ней отношение, найдите положительные стороны.
  • Обращение к врачу: если вы не способны выполнять операции, требующие от вас последовательности, плохо выполняете коллективные задачи и вынуждены менять работу несколько раз за один год, то стоит проконсультироваться у врача.

Стрессовые ситуации

На когнитивные центры человеческого мозга отрицательно влияют различные стрессовые ситуации. Из-за этого вы утрачиваете способность ясно мыслить и быстро реагировать на требуемые задания.