Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Занятия семинары психолога с педагогами в доу. Упражнение «Театр кабуки». I. Когнитивный компонент

Занятия семинары психолога с педагогами в доу. Упражнение «Театр кабуки». I. Когнитивный компонент

Тренинговое занятие с педагогами по сохранению психологического ресурса «Я+ТЫ».

О себе: Педагогический стаж – 21 год, квалификационная категория – высшая. Главным в своей работе, считаю правило: «Не навреди!». Моя задача помочь человеку что-то изменить в сложившейся ситуации и найти в себе силы и внутренние ресурсы, чтобы разрешить проблему. Мое хобби – общение с друзьями, чтение и путешествия. Главным достижением и счастьем в жизни считаю свою семью и любимых детей.

Цель занятия: содействовать психологическому единению коллектива (группы) и формирование уважительного отношения к индивидуальности друг друга; снятие психологического напряжения и мобилизация внутренних ресурсов педагога.

Задачи:
— развитие навыков позитивного общения с коллегами;
— обучение навыкам снятия психологического напряжения;
— развитие творческого мышления и рефлексии.

Материал:
-магнитофон, релаксационная музыка;
-видеоряд мандал;
-геометрические фигуры мандал;
— карандаши, фломастеры, клей, ватман;
— вырезки из журналов для коллажа.

Ход тренинга:

I часть. Знакомство

Ведущий: Уважаемые коллеги мы продолжаем нашу тренинговую работу. В начале, давайте, организуем творческие группы по дате рождения каждого из участников семинара.

Упражнение «Зима, осень, весна, лето» Все участники делятся на 4 группы по дате своего дня рождения (время года).

В: Итак, мы нашли первое качество, которое объединяет нас – это время года, когда мы родились. А теперь, чтобы узнать друг друга лучше, давайте, представимся: Кто Вы, где работаете, что любите?

Упражнение «Знакомство» (работа в тренинговой группе по кругу с мячом).

II часть. Основная

В: Мы познакомились чуть ближе, и теперь попробуем спросить себя: А какой же педагог работает в современной школе? Какие у него проблемы и успехи? Что его радует и что огорчает? Как он общается с коллегами и с детьми? Что хотел бы изменить в школе или его все устраивает?

Упражнение с техникой фотоколлажа «Современный педагог»

В: Перед Вами вырезки из журналов. Создайте свой портрет современного педагога с его проблемами и удачами, идеями и стремлениями.
Создайте свой коллаж и придумайте рассказ, от имени ваших героев «Каков он современный педагог?!» (Работа в творческих группах 10 мин). Затем идет представление своего «портрета» современного педагога.
В: Посмотрите, нам удалось заметить не только сложности современного учителя, но и его успехи, достижения. Мы не боялись озвучить школьные проблемы, а это помогает человеку проанализировать в первую очередь себя:
— Какие проблемы есть лично у меня?
— Как я могу их решить?
— Не становлюсь ли я равнодушным или агрессивным человеком?

Рефлексия (работа в тренинговой группе по кругу с мячом):
— Какие ощущения возникли в коллективной работе, изменилось ли настроение в процессе творчества?
— Что было самым трудным в групповой работе?

Релаксация

В: Чтобы не зацикливаться только на проблемах, как это часто бывает у педагогов, нам необходимо учиться расслабляться и отдыхать.

Упражнение «Дождь»
Я предлагаю Вам представить такую картину. Вздохните глубоко, расслабьтесь, представьте, что Вы сидите в кресле с любимой книжкой или чашкой чаю, и вдруг начинается дождь. Капли редко падают на крышу дома и завораживают Вас. Попробуйте повторить со мной вместе музыку дождя (участники кладут руки на колени и повторяют за ведущим ритм музыки дождя). Дождь капает все чаще и чаще, дождь все сильнее, музыка дождя все ярче и динамичнее. И вот начинается ливень… Он гудит и природа омывает улицу, дома, машины, людей, делая их чище и лучше. Дождь стихает, капли реже, реже… Вы видите чистую улицу, по которой бегут веселые ручейки. Вы в теплой комнате, в любимом кресле и вам очень уютно и комфортно. Вздохните глубоко. Мы снова вместе, немного отдохнули и продолжаем наше общение.

В: Наша общая мандала — это выражение души нашего сегодняшнего маленького коллектива, в котором есть частичка души каждого из Вас. Найдите глазами свой рисунок…
Каждый имеет свое место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите сколько здесь разных элементов. Мы так близко находимся друг от друга. И если кто-то делает больно одному, то и другому больно, и наоборот, радость отражается светом на тех, кто рядом.
Мне хотелось бы, чтобы в вашей жизни были гармоничные отношения и с коллегами, и с детьми, и конечно, в собственной семье. Спасибо всем за сотрудничество.

Рефлексия:
Удалось ли на занятии узнать что-то новое интересное для себя?
Какое упражнение понравилось? Почему?
Нужны ли групповые формы работы для педагогов? Почему?
Ведущий подводит итог и благодарит группу.

Список использованных источников.
1. М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева Рабочая книга школьного психолога. М.
2. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000г.
3. Битянова М. Р. Тренинг «Я – воспитатель» для классных руководителей и освобожденных воспитателей, журнал «Школьный психолог»17/2005

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Брянская областная школа-интернат имени Героя России А.А.Титова»

Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов

«Просьба»

педагог-психолог: Рафалович Г.И.

Тема: «Просьба»

Задачи:

    Обучение тому, как правильно высказать просьбу и реагировать на нее;

    Развивать умения определять психологические характеристики – свои и окружающих;

    Упрочение уверенности в себе;

    Создание благоприятных условий для дальнейшего сплочения коллектива.

Вводная часть.

    Упражнение по кругу. «Я рад тебя видеть».

    Упражнение «Заключение контракта».

Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.

Выработка правил группы:

    Говорить от своего лица;

    Говорить о происходящем здесь и сейчас;

    Избегать оценок;

    Все активны;

    Слушать, не перебивая;

    Конфиденциальность;

    Право на личное мнение.

    Ко всем обращаться по имени.

    Тест с пересаживанием.

А теперь продолжим наше знакомство. Я предлагаю вам поучаствовать в следующем упражнении. Я буду задавать вам вопросы, называть различные утверждения, а те, кто будет согласен с ними, должны будут встать и пересесть на другое место.

    Поменяйтесь местами те, у кого имеется мобильный телефон.

    Кто работает в начальных классах.

    Кто больше любит математику.

    Кто много читает разной литературы.

    Пересядьте те, у кого в семье есть дети.

    Может быть, у кого-то уже есть внуки?

    Кто сегодня пришел в брюках.

    Кто является классным руководителем.

    Упражнение «Миксер».

В ходе его все участники несколько раз будут перемешиваться.

    Собрались все те, кто примерно одного роста. Каждый должен назвать свое имя и свой любимый фрукт.

    Собрались вместе те, кто родился в городе или в деревне.

    Собрались вместе те, у кого одна квалификационная категория.

    Собрались вместе те, кто сегодня на завтрак пил один напиток.

    Собрались вместе те, кто любит одно время года.

    Информационный блок.

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли.

Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации.

Сегодня мы с вами будем учиться правильно высказывать просьбу и реагировать на нее.

6. Упражнение «Без маски».

Давайте попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки.

Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Кто хочет быть первым?

    Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

    Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

    Мне бывает скучно, когда я…

    Особенно меня раздражает то, что я …

    Мне особенно приятно, когда меня…

    Иногда люди не понимают меня, потому что я …

    Верно, что я еще…

    Думаю, что самое важное для меня…

    Мои друзья редко…

    Я горжусь тем, что…

    Моя сильная сторона в профессиональной деятельности

    У меня возникает чувство сомнения, когда…

7. Упражнения «Пирог с начинкой»

Просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пирог может быть сладким или пресным ит.д. Опишите разные пироги – их форму, цвет, вкус.

Рефлексия:

Какие ассоциации, приятные или неприятные, вызвал каждый из этих «пирогов»?

С чем это связано?

Подчеркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.

Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна вытащить задание, которое надо будет выполнить, разыграв сценку.

Задания:

    Просьба найти информацию в Интернете.

    Одолжить денег до зарплаты.

    Поменяться сменами в связи с личными обстоятельствами.

    Поменяться методическим днем в связи с консультацией врача.

    Просьба перенести отпуск на удобное время.

    Просьба осуществить подписку на методическое издание.

    Просьба о том, чтобы вам нашли возможную подработку.

    Попросить учащегося не нарушать дисциплину на уроке.

8. Упражнение «Волшебная чашка»

Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?..

Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это Я! У меня есть такая чашка!»

Рефлексия

Что вы чувствуете после выполнения упражнения?

Почему ваша чашка всегда оставалась полной?

Подведение итогов.

Мы познакомились с тем, как правильно высказать просьбу и реагировать на нее; поработали над навыками уверенного поведения.

«Все у меня в руках» (рефлексивная технология).

На мольберте крепится плакат с изображением ладони.

    Большой палец – «Над этой темой я хотел бы еще поработать»;

    Указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания»;

    Средний – «Мне здесь совсем не понравилось»;

    Безымянный – «Психологическая эстафета»;

    Мизинец – «Мне здесь не хватало…»

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы. Затем листы вывешиваются и всем участникам предлагается время для знакомства с ответами друг друга.

Прощание. Упражнение «Свеча»

Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.

А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем по очереди передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

Психологическое занятие

с элементами тренинга для педагогов

Жуковской школы-интерната

педагог-психолог: Рафалович Г.И.

Развитие стрессоустойчивости у педагогов.

Стресс (от англ. Stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение).
Впервые данное понятие было введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье, который определял его как:
- феномен нетрадиционной реакции организма в ответ на всевозможные повреждающие воздействия,
- или адаптационный синдром, который помогает приспособиться к возникающим трудностям, справляться с ними.
Рассматривая проблему стресса, Г. Селье отмечал, что стресс является обязательным компонентом жизни, который оказывает влияние на устойчивость организма к негативным факторам, и может не только понизить ее, но и повысить. Это послужило основанием различать эустресс, как стресс полезный и дистресс - как приносящий вред . Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на отрицательные воздействия внешней среды.
Среди личностных качеств, способствующих снижению вероятности трансформации стресса в дистресс, особое место занимает стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость - определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Разные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью к стрессу и многими другими.
В условиях современной модернизации образования и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования компетентностный подход ориентирован на подготовку специалистов, готовых сразу после окончания учебного заведения приступить к выполнению профессиональных обязанностей, минуя адаптационный период.
На основании требований образовательного стандарта выпускник должен быть способен качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики и контролировать стабильность своего эмоционального состояния в работе с детьми.
Группы людей по стрессоустойчивости
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессо-устойчивости:
1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
3. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.
4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.

Бостонский тест на стрессоустойчивость «Анализ стиля жизни»
(разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона)
Инструкция: «Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится».
Вопросы для обратной связи:
№ Вопросы Всегда Часто Иногда Почти никогда Никогда
1 Вы едите по крайней мере одно горячее блюдо в день
2 Вы спите 7-8 часов по крайней мере четыре раза в неделю
3 Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен
4 В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться
5 Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю
6 Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день
7 За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков
8 Ваш вес соответствует Вашему росту: рост (см) - вес (кг) = 100 ± 10
9 Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности
10 Вас поддерживает Ваша вера
11 Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью
12 У вас много друзей и знакомых
13 У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете
14 Вы здоровы
15 Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем- либо
16 Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живёте, Ваши домашние проблемы
17 Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю
18 Вы можете организовать Ваше время эффективно
19 За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков
20 У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня
Цена ответа (в баллах) 1 2 3 4 5
ИТОГ
Интерпретация результатов
Необходимо сложить результаты ответов и из полученного числа отнять 20 баллов. Набрано менее 10 баллов - у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает;
От 11 до 30 баллов - у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека;
От 31 до 50 баллов - задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь;
Свыше 50 баллов - вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если какое-либо утверждение вы оценили в 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19-й пункт-4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Практическая часть.

1. Упражнение «Я и стресс»
Материалы: бумага, фломастеры, простые карандаши, ручка.
Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
Содержание. Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.
Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.
Вопросы, которые может задать тренер.
Посмотрите внимательно на свой рисунок.
1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?
5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.
8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.
9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?
11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.
Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек.
В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования.
При этом остальные слушают, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют, не осуждают, принимают мысли другого, как есть, можно оказать поддержку.
Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы.
Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.
Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.
Обратить внимание участников на то, что большую часть нашей профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логические действия. Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие. Поэтому психологи считают, что процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и неслучайно рисование широко используется в психологической практике.

Стадии стресса

До сих пор учёные используют концепцию канадского физиолога и выделяют три стадии стресса по Селье:
1. Реакция тревоги.
2. Стадия сопротивления.
3. Стадия истощения.
Продолжительность каждой фазы развития стресса индивидуальна
Первая фаза возникновения стресса характеризуется мобилизацией организма. Нарастает напряжённость. У кого-то она может длиться дни и недели, а кто-то уже через несколько минут переходит ко второй стадии стресса. Реагируют люди по-разному. У одних тревога ускоряет все реакции организма, они вдруг начинают быстро соображать и мгновенно принимают решения. У других – наоборот происходит замедление реакций, они становятся как бы заторможенными. Умеренный кратковременный стресс на первой стадии даже полезен. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.
Вторая фаза наступает, если воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров. Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.
Третья фаза, характеризующаяся истощением, начинается, если вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. На этом этапе проявляется физическое неблагополучие: нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса, расстройства стула, нарушение сердечного ритма, повышение артериального давления, и т. п. Человек чувствует себя вялым, разбитым. Если и сейчас не отдохнуть, то могут начаться серьёзные физические заболевания, депрессия.
Симптомы стресса
Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.
Плохой, беспокойный сон.
Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.
Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.
Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.
Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.
Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

2. Упражнение «Мыльные пузыри»
Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.
Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», - вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».
На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа - позитивные.
Это будет выглядеть так:
Я не могу это сделать - Я это сделаю
Я не буду, это слишком сложно - Я попробую это сделать
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться - Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо

ЗНАКОМСТВО С МЕТОДАМИ СНЯТИЯ СТРЕССА

3. Упражнение «Конкурс вредных советов»
Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.
Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».
Анализ
Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?
Каковы были последствия?
Примеры «советов»
1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя.
2. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда - только в землю.
4. Упражнение «Снежки»
Материалы: «оборотки» (черновики).
Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.
Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».
(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)
Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в конкурсе.
Анализ
Какие ваши ощущения до и после упражнения?
Можно ли таким образом расстаться с напряжением?
Для снятия стресса и повышения стрессоустойчивости могут использоваться упражнения из различных направлений психологической коррекции и специальные восточные практики: медитативные практики (афермации), дыхательные упражнения, упражнения из психодрамы, арт-терапии, музыкальные и танцевальные упражнения, идеомоторные приемы, упражнения из телесно-ориентированной терапии и т.д.
Основные упражнения для стрессоустойчивости, с помощью которых можно диагностировать уровень стрессоустойчивости каждого, представляют собой идеомоторные приемы, например, разведения, сведения и подъема рук:
1. Прием «Полет» : Встаньте, опустив руки вдоль корпуса, и закройте глаза. Мысленно сосредотачивайтесь на своих руках и «заставляйте» их подняться вверх, но без малейшего напряжения. Чувствуйте их легкость, которая заставляет руки словно «всплывать», подниматься выше. Представляйте, что вы парите в воздухе.
2. «Познакомьтесь со своим проводником»
Вся необходимая нам мудрость и знания находятся внутри нас. Они доступны нам через интуицию. Однако нам кажется трудным найти путь к своей высшей мудрости. Для этого есть упражнение «познакомься со своим внутренним проводником».
Итак, закройте глаза и глубоко расслабьтесь. Идите в свое внутреннее святое место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь.
Теперь представьте, что в этом святом месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль. Вы идете по дороге, а на встречу вам кто-то излучающий чистый, яркий свет.
По мере приближения вы начинаете различать, мужчина это или женщина, как выглядит, какого возраста, в какой одежде. Чем ближе приближается образ, тем больше деталей вы видите. Поприветствуйте этого человека, узнайте его имя, пусть это будет имя, первым пришедшим вам в голову, об этом не нужно заботиться.
Теперь покажите своему проводнику ваше святое место. Ваш проводник будет указывать вам на то-то чего вы никогда не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом.
Спросите своего проводника, не хочет ли он что0то сказать вам, может дать какой-то совет, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже, в той или иной форме.
Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на этот раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите его снова посетить ваше святое место.
После чего откройте глаза и вернитесь к внешнему миру.
5. Упражнение «Итоги»
Цель: получение обратной связи от участников группы;
обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.
Что принес вам сегодняшний день?
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Какие открытия вы сделали для себя?
Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
Заполнение анкеты обратной связи.
Заключение.
Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход. Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.

Занятие педагога-психолога с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Развитие креативности».

Автор: Обедина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» г. Красноярск.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию тренинговое занятие с педагогами ДОУ по теме «Развитие креативности». Данная разработка будет интересна педагогам-психологам, старшим воспитателям детских садов. На занятии рассматривается понятие креативности и возможность использования ее как ресурса для повышения эффективности педагогической деятельности.
Цель занятия: развитие креативности.
Задачи занятия:
формирование доброжелательного психологического климата;
развитие умения работать в команде;
повышение творческого потенциала участников
Необходимые материалы:
листы А-4, листы в клетку
ручки, фломастеры по количеству участников
бейджики
релаксационная музыка (упражнение «Внутренний мир»)
мяч (упражнение «Хиппи», «Путешествие»)

Ход занятия:
вводная часть.
Задание «Визитка»
Психолог: тема сегодняшней нашей встречи «Развитие креативности», поэтому предлагаю начать ее с творческого задания. Придумайте и напишите имя, которое хотели бы слышать от коллег при обращении к Вам на сегодняшней встрече.

Упражнение «Счет»
Психолог: сейчас мы с вами посчитаемся, но немного необычным способом. А именно счет мы начнем сразу в двух направлениях одновременно. Начну счет я, сказав «один» мои соседи (слева и справа) его продолжат. Итак, далее, по цепочке. Пока снова не придет ко мне. Ваша задача выполнить упражнение в максимально быстром темпе. Итак, начали.
Психолог: что было сложно при выполнении? (обсуждения).
Психолог: когда мы начинаем делать что-то не по привычным нам шаблонам, то включается такой компонент личности как творчество.
Основная часть.
Упражнение «Внутренний мир»
Психолог: располагаемся на стуле удобно и закрываем глаза. Все свое внимание направляем на свое дыхание. Мы делаем вдох и можем ощутить его температуру, мы можем проследить его путь, как он медленно опускается все ниже и ниже и насыщает тело жизненной энергией. Вдох-выдох. А на выдохе воздух становится тепле и уносит все тревоги и усталость. Теперь соредоточтесь на своем теле – ощутите его границы в пространстве, почувствуйте разницу температур между закрытыми одеждой участками тела и открытыми. А теперь соредоточтесь на мысли, о том что мир в котором мы живем изменчив, как быстро происходят трансформации, о том, что с нами происходит, как мы подстраиваемся, чем при этом пользуемся? Какие качества личности помогают? А теперь вспомните, где вы находитесь и удобном для вас темпе откройте глаза и улыбнитесь миру и друг другу.

Психолог: данное упражнение нам показывает, что многие процессы мы можем включать осознанно. И наша точка внимания, там, где мы сфокусировались. И у нас есть адаптивные функции и качества.

Психолог: что такое творчество, креативность, это одно и тоже? Как вы понимаете? (ответы педагогов).
Соглашусь с тем, что творчество, прежде всего внутренний процесс, который приводит к созданию нового продукта. А креативность – это потенциал, внутренний ресурс человека – основа творчества. Это способность человека уйти от шаблонов и стереотипов мышления, способность обнаруживать новые варианты и способы выражения, решения поставленных задач.
Несомненно, то, что активатором творчества является ум человека, а креативность его сопутствующим атрибутом. Поэтому креативность это способность человека к нестандартному мышлению, поведению, действию и как результат рождение продукта. Креативность это – прежде всего гибкость и оригинальность мышления, нестандартное воображение, высокий Q, чувство юмора и, конечно же, высокая самооценка и уверенность в своих силах.

Психолог: как вы думаете, для чего нужна креативность? (рассуждения).
Во-первых, она определяет успешность деятельности, повышая конкурентоспособность.
Вдохновляет и помогает активно включаться в процесс для решения сложных проблем.
Очень повышает мозговую активность, делает ум гибким и как следствие развивает личность.
Все эти факторы говорят о том, что в современном мире креативные качества ценны.
Поэтому целью нашей сегодняшней работы является:
осознание (рефлексия) своего жизненного опыта;
осознание компонентов креативности;
понимание и нахождение своих барьеров, препятствующих её проявлению в жизни.

Мы с вами выяснили, что в той или иной степени креативность присутствует у всех. Далее в группах будем упражняться, выполняя творческие задания.

Упражнение «Придумай окончание»
Каждая группа получает начало стихотворения. Ваша задача за 10 минут придумать его продолжение.

Задание «ВОКЛ»
(развитие гибкости, беглости, точности мышления, чувство юмора)
Вам дана аббревиатура «ВОКЛ». Составьте мини – рассказ. Причем каждое предложение должно начинаться с первой предложенной в аббревиатуре буквы. Первое начинается на букву «В», второе – «О», третье «К», и четвертое, соответственно – «Л».
Например: Воспитатель…
Очень…
Креативная…
Личность…
Анализ задания - разный стиль (разговорный, стихотворный), содержание, и другие возможные вариации.

Игровое упражнение «Путешествие» (развивает воображение, гибкость, оригинальность мышления).
Психолог: сейчас я бросаю мяч игроку и говорю, куда его отправляю, это может быть самое фантастическое и даже не существующее место. Участник, поймавший мяч называет три предмета, которые он берет с собой, которые ему там пригодятся. И затем бросает мяч другому участнику, озвучивая его место путешествия. Проявляем креативность, не ограничивая свое воображение. Важное правило - не повторять объект путешествия и предметы.

Упражнение «Хиппи».
Психолог: все вы прекрасно помните популярное движение – хиппи. Это особенные традиции, стиль одежды, мировоззрение. Главной чертой движения Хиппи было использовать какие-нибудь надписи на своей одежде, как некий девиз её обладателя.
Сейчас мы будем перебрасывать мяч друг другу, представляя, что мы представители этого движения. И говорить: «Если бы у тебя была надпись, то это было бы...» (озвучиваете девиз, наиболее характеризующий человека в жизни). Важно, чтобы все приняли участие и «получили надпись на футболку».

Заключительная часть.
Рефлексия - подведение итогов занятия, обмен впечатлениями участников.

Рузиева М.Х.,

педагог-психолог, КГУ «ОШ № 106», г. Алматы

Программа занятия c молодыми учителями

«Учитель в начале пути»

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

К.Ушинский

1.План и ход занятия

    Тема, цели, задачи (Слайд 1-4).

    Упражнение «Быть учителем значит…» (Слайд 5).

    Упражнение «Описание ученика» (Слайд 6,7).

    Теоретическая часть: 1.Недостатки молодого учителя в общении с учащимися и способы их преодоления. (Слайд 8,9).

2.Недостатки в учебной работе молодого учителя и способы их устранения. (Слайд 10,11,12).

    Упражнение «Язык телодвижений» (Слайд 13-19).

    Рефлексия (Слайд 20)

Цель: формирование интереса к проблеме самообразования и саморазвития молодого педагога, повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.

Задачи:

    актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;

    осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций;

    формировать и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.

А.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

2. Упражнение «Быть учителем значит…»

Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.

Участники, сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит…» (высказывают, что для них значит их профессия).

3. Упражнение «Описание ученика»

Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика.

Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием.
В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».
В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы - ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок - положительной в первом случае и отрицательной - во втором, то описания у них совсем разные.

Психолог: Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал том или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.

4.Теоретическая часть:

Недостатки молодого учителя в общении с учащимися

и способы их преодоления

Недостатки в работе молодого учителя

Реакция учащихся на недостатки

Способы преодоления недостатка

Неумение поддерживать внимание школьников

Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются и шумят

Увлекательный рассказ; активизация учения школьников

Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися

Наличие аритмии в овладении знаниями

Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение к учителю

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение концентрировать внимание на главном, существенном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение существенной /обязательной/ информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к восприятию информации

Постоянное нацеливание на переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы учащихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Безразличное отношение к информации учителя

Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысление

Неумение опираться на коллектив учащихся

Пассивное поведение части учащихся

Постоянная конкретизация задания с учетом интересов и возможностей учащихся

Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся

Потеря ответственности в выполнении установки педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации

Недостатки в учебной работе молодого учителя

и способы их устранения

Деятельность педагога

Мотивы поведения и состояния учащихся

Пути устранения недостатка

Однообразная структура урока

Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса

Структура урока, соответствующая целям обучения школьников

Одергивание и угроза – основные стимулы обучения

Неприязненное отношение к требованиям учителя

Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику

Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию

Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика /несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание/

Нервозное состояние отвечающего ученика

Внимание к логически законченной информации /вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана/

Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся

Притупление интереса в учении

Творческий подход к заданиям /усложнение или временное облегчение/

Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста

Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся

Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей

Создание творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении

Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями /при опросе, изложении нового, закрепление/

Противопоставление себя классу

Конфронтация с учителем

Разумная требовательность, установление деловых отношений

Предпочтение словесному методу

Снижение интереса к информации учителя

Усиление внимания к частично-поисковым проблемным методам обучения

Повышенное внимание к проблемному обучению

Неумение строить логически законченный рассказ

Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения

Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала /в качестве привлечения дополнительной информации/

Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний

Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности /по Л.В. Занкову/

Формальное отношение к оценке знаний учащихся

Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению

Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой

Тщательный отбор информации

Обезличенный подход к учащимся /безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений/

Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека

Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношении и общении

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала

Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению

Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися, дополнительные индивидуальные занятия /в особых случаях/

Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении /недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстракно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного/

Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий

Изменение типа мышления, проектируемого содержания и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у учащихся научно-теоретического мышления /по В.В. Давыдову/

5.Упражнение «Язык телодвижений»

Цель: научиться правильно, интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.

Оборудование: изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).

Далее к доске прикрепляется рисунок №3.

Психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3? После того, как желающие выскажутся, ведущий сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.

Психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.

Демонстрируются рисунки № 6, 7.

Психолог: палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7,то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.

Последними к доске крепятся рисунки № 8, 9.

Психолог: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.


6.Рефлексия: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет?

Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится,

если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К.Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя.